«Свои» и «чужие» в традиционной лингвокультуре Северного Приангарья (на материале устных текстов конца XX – начала XXI вв.)

Смирнов, Евгений Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования
мегаконцептов «свои» и «чужие» в традиционной лингвокультуре
Северного Приангарья конца XX – начала XXI вв………………………………. 13
1.1. Лингвокультура как объект лингвистического исследования………. 13
1.2. Лингвокультура, языковая картина мира и ценностная картина
мира…………………………………………………………………………………………………. 17
1.3. Исследование лингвокультурной дихотомии «свои–чужие» в
философии, литературоведении, фольклористике……………………………… 26
1.4. Исследование лингвокультурной дихотомии «свои–чужие» в
лингвистике……………………………………………………………………………………… 32

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………………………… 41
ГЛАВА 2. Структура и содержание мегаконцепта «свои» в
традиционной лингвокультуре Северного Приангарья конца XX –
начала XXI вв…………………………………………………………………………………….. 44
2.1. Влияние культурных кодов на структуру и содержание
мегаконцепта «свои»………………………………………………………………………… 44
2.2. Лингвокультурный концепт «сибиряки»……………………………………… 47
2.3. Лингвокультурный концепт «ангарцы»………………………………………. 55
2.4. Лингвокультурный концепт «деревенские»…………………………………. 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………………………… 71
ГЛАВА 3. Структура и содержание мегаконцепта «чужие» в
традиционной лингвокультуре Северного Приангарья конца XX –
начала XXI вв…………………………………………………………………………………….. 74
3.1. Влияние культурных кодов на структуру и содержание
мегаконцепта «чужие»……………………………………………………………………… 74
3.2. Лингвокультурный концепт «ссыльные»…………………………………….. 77
3.3. Лингвокультурный концепт «вербованные»……………………………….. 90
3.4. Лингвокультурный концепт «городские»……………………………………. 97
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3……………………………………………………………………… 102
ГЛАВА 4. Языковые средства экспликации категории эмотивности в
устных текстах старожилов Северного Приангарья о «своих» и
«чужих»……………………………………………………………………………………………… 105
4.1. Проблема классификации эмоций……………………………………………….. 105
4.2. Языковые средства выражения эмоций в устных текстах
старожилов Северного Приангарья о «своих»……………………………………. 112
4.3. Языковые средства выражения эмоций в устных текстах
старожилов Северного Приангарья о «чужих»…………………………………… 122
4.4. Экспликация категории эмотивности в устных текстах
старожилов Северного Приангарья о «своих» и «чужих»…………………… 131
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4……………………………………………………………………… 151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. 153
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………… 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ПРИНЯТЫХ
СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………………………………………. 191
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Список источников исследования…………………………. 193
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Устные тексты старожилов Северного Приангарья о
«своих»………………………………………………………………………………………………. 196
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Устные тексты старожилов Северного Приангарья 2
о «чужих»…………………………………………………………………………………………… 236
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Образцы анкет………………………………………………………. 300

Настоящее диссертационное исследование выполнено на стыке
психолингвокультурологии и лингвистической эмотиологии. В центре внимания
находятся мегаконцепты «свои» и «чужие» в традиционной (народной)
лингвокультуре Северного Приангарья конца XX – начала XXI вв.
Изучение традиционных региональных лингвокультур осуществляется в
основном в рамках коммуникативного и лингвокультурологического направлений
русской диалектологии [Банкова, Агапова, Угрюмова, 2017; Банкова, 2014;
Букринская, Кармакова, 2019; Волошина, 2016; Гольдин, Крючкова, Сдобнова,
2008; Гынгазова, Иванцова, 2015; Калиткина, 2007; 2015; Кармакова, 2013;
Фельде, 2014, 2015, 2019 и др.]. Существенен также вклад диалектной и
лингвокультурной лексикографии в формирование эмпирической базы изучения
региональных лингвокультур [Афанасьева-Медведева, 2007–2020; Банкова, 2018;
Традиционная культура Ульяновского Присурья, 2012; Язык русской
деревни,1994 и др.]. Одним из основных путей исследования традиционной
лингвокультуры является анализ базовых лингвокультурных концептов, таких как
«свои» и «чужие».
Дихотомия «свои–чужие» имеет давнюю традицию исследования в разных
науках, в том числе в философии [Бодрийяр, 2016; Гуссерль, 2010; Сартр, 2000;
Фуко, 2007 и др.]; литературоведении [Бахтин, 1986; Лотман, 1996 и др.];
фольклористике [Выходцева, 2006; Пропп, 2000 и др.]. В лингвистике дихотомия
«свои–чужие» рассматривается преимущественно на материале художественных
и публицистических текстов с позиций лингвокультурологии [Иванова,
Чанышева, 2010; Карасик, 2002; Степанов, 2004]; психолингвокультурологии
[Зыкова, 2017; Красных, 2003]; этнолингвистики и этнопсихолингвистики
[Балясникова, 2003; Березович, 2007; Марковина, 2004; Толстая, 2013; Толстой,
1995]; когнитивной лингвистики [Бабушкин, 2003; Болдырев, Куликов, 2006;
Лаптева, 2016]; теории межкультурной коммуникации [Детинко, Куликова, 2017;
Куликова, 2010; Наместникова, 2003; Троегубова, 2008]; политической
лингвистики [Баженова, Мальцева, 2009; Красильникова, 2005] и др. На
материале диалектных и региолектных текстов дихотомия «свои–чужие»
исследована недостаточно.
Актуальность работы определяется, во-первых, её включенностью в
коммуникативно-дискурсивную парадигму современной лингвистики; во-вторых,
необходимостью расширить эмпирическую базу для решения фундаментальных
проблем «язык и культура», «язык и эмоция»; в-третьих, недостаточной
изученностью содержания и структуры мегаконцептов «свои» и «чужие» в
концептосфере региональной лингвокультуры; в-четвёртых, важным
социокультурным значением исследования традиционной лингвокультуры
Северного Приангарья конца XX – начала XXI вв., которая переживает этап
кардинальной трансформации в результате строительства каскада ангарских ГЭС
и индустриализации региона.
Объектом работы выступают мегаконцепты «свои» и «чужие» в
традиционной лингвокультуре Северного Приангарья конца XX – начала XXI вв.
Под лингвокультурным мегаконцептом понимается сложно организованный
многомерный концепт, в структуру которого включены взаимообусловленные
концепты, которые детерминированы теми или иными культурными кодами
[Зырянова, 2011, с. 39–40; Малышева, 2011, с. 39; Орлова, 2005, с. 4–5].
Предмет диссертационного исследования – особенности структуры и
содержания мегаконцептов «свои» и «чужие», а также языковые средства
экспликации эмоций в устных текстах старожилов Северного Приангарья о
«своих» и «чужих».
Целью настоящего исследования является комплексное
психолингвокультурологическое и лингвоэмотиологическое изучение

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»