«Свои» и «чужие» в традиционной лингвокультуре Северного Приангарья (на материале устных текстов конца XX – начала XXI вв.)

Смирнов, Евгений Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования
мегаконцептов «свои» и «чужие» в традиционной лингвокультуре
Северного Приангарья конца XX – начала XXI вв………………………………. 13
1.1. Лингвокультура как объект лингвистического исследования………. 13
1.2. Лингвокультура, языковая картина мира и ценностная картина
мира…………………………………………………………………………………………………. 17
1.3. Исследование лингвокультурной дихотомии «свои–чужие» в
философии, литературоведении, фольклористике……………………………… 26
1.4. Исследование лингвокультурной дихотомии «свои–чужие» в
лингвистике……………………………………………………………………………………… 32

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………………………… 41
ГЛАВА 2. Структура и содержание мегаконцепта «свои» в
традиционной лингвокультуре Северного Приангарья конца XX –
начала XXI вв…………………………………………………………………………………….. 44
2.1. Влияние культурных кодов на структуру и содержание
мегаконцепта «свои»………………………………………………………………………… 44
2.2. Лингвокультурный концепт «сибиряки»……………………………………… 47
2.3. Лингвокультурный концепт «ангарцы»………………………………………. 55
2.4. Лингвокультурный концепт «деревенские»…………………………………. 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………………………… 71
ГЛАВА 3. Структура и содержание мегаконцепта «чужие» в
традиционной лингвокультуре Северного Приангарья конца XX –
начала XXI вв…………………………………………………………………………………….. 74
3.1. Влияние культурных кодов на структуру и содержание
мегаконцепта «чужие»……………………………………………………………………… 74
3.2. Лингвокультурный концепт «ссыльные»…………………………………….. 77
3.3. Лингвокультурный концепт «вербованные»……………………………….. 90
3.4. Лингвокультурный концепт «городские»……………………………………. 97
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3……………………………………………………………………… 102
ГЛАВА 4. Языковые средства экспликации категории эмотивности в
устных текстах старожилов Северного Приангарья о «своих» и
«чужих»……………………………………………………………………………………………… 105
4.1. Проблема классификации эмоций……………………………………………….. 105
4.2. Языковые средства выражения эмоций в устных текстах
старожилов Северного Приангарья о «своих»……………………………………. 112
4.3. Языковые средства выражения эмоций в устных текстах
старожилов Северного Приангарья о «чужих»…………………………………… 122
4.4. Экспликация категории эмотивности в устных текстах
старожилов Северного Приангарья о «своих» и «чужих»…………………… 131
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4……………………………………………………………………… 151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. 153
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………… 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ПРИНЯТЫХ
СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………………………………………. 191
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Список источников исследования…………………………. 193
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Устные тексты старожилов Северного Приангарья о
«своих»………………………………………………………………………………………………. 196
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Устные тексты старожилов Северного Приангарья 2
о «чужих»…………………………………………………………………………………………… 236
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Образцы анкет………………………………………………………. 300

Настоящее диссертационное исследование выполнено на стыке
психолингвокультурологии и лингвистической эмотиологии. В центре внимания
находятся мегаконцепты «свои» и «чужие» в традиционной (народной)
лингвокультуре Северного Приангарья конца XX – начала XXI вв.
Изучение традиционных региональных лингвокультур осуществляется в
основном в рамках коммуникативного и лингвокультурологического направлений
русской диалектологии [Банкова, Агапова, Угрюмова, 2017; Банкова, 2014;
Букринская, Кармакова, 2019; Волошина, 2016; Гольдин, Крючкова, Сдобнова,
2008; Гынгазова, Иванцова, 2015; Калиткина, 2007; 2015; Кармакова, 2013;
Фельде, 2014, 2015, 2019 и др.]. Существенен также вклад диалектной и
лингвокультурной лексикографии в формирование эмпирической базы изучения
региональных лингвокультур [Афанасьева-Медведева, 2007–2020; Банкова, 2018;
Традиционная культура Ульяновского Присурья, 2012; Язык русской
деревни,1994 и др.]. Одним из основных путей исследования традиционной
лингвокультуры является анализ базовых лингвокультурных концептов, таких как
«свои» и «чужие».
Дихотомия «свои–чужие» имеет давнюю традицию исследования в разных
науках, в том числе в философии [Бодрийяр, 2016; Гуссерль, 2010; Сартр, 2000;
Фуко, 2007 и др.]; литературоведении [Бахтин, 1986; Лотман, 1996 и др.];
фольклористике [Выходцева, 2006; Пропп, 2000 и др.]. В лингвистике дихотомия
«свои–чужие» рассматривается преимущественно на материале художественных
и публицистических текстов с позиций лингвокультурологии [Иванова,
Чанышева, 2010; Карасик, 2002; Степанов, 2004]; психолингвокультурологии
[Зыкова, 2017; Красных, 2003]; этнолингвистики и этнопсихолингвистики
[Балясникова, 2003; Березович, 2007; Марковина, 2004; Толстая, 2013; Толстой,
1995]; когнитивной лингвистики [Бабушкин, 2003; Болдырев, Куликов, 2006;
Лаптева, 2016]; теории межкультурной коммуникации [Детинко, Куликова, 2017;
Куликова, 2010; Наместникова, 2003; Троегубова, 2008]; политической
лингвистики [Баженова, Мальцева, 2009; Красильникова, 2005] и др. На
материале диалектных и региолектных текстов дихотомия «свои–чужие»
исследована недостаточно.
Актуальность работы определяется, во-первых, её включенностью в
коммуникативно-дискурсивную парадигму современной лингвистики; во-вторых,
необходимостью расширить эмпирическую базу для решения фундаментальных
проблем «язык и культура», «язык и эмоция»; в-третьих, недостаточной
изученностью содержания и структуры мегаконцептов «свои» и «чужие» в
концептосфере региональной лингвокультуры; в-четвёртых, важным
социокультурным значением исследования традиционной лингвокультуры
Северного Приангарья конца XX – начала XXI вв., которая переживает этап
кардинальной трансформации в результате строительства каскада ангарских ГЭС
и индустриализации региона.
Объектом работы выступают мегаконцепты «свои» и «чужие» в
традиционной лингвокультуре Северного Приангарья конца XX – начала XXI вв.
Под лингвокультурным мегаконцептом понимается сложно организованный
многомерный концепт, в структуру которого включены взаимообусловленные
концепты, которые детерминированы теми или иными культурными кодами
[Зырянова, 2011, с. 39–40; Малышева, 2011, с. 39; Орлова, 2005, с. 4–5].
Предмет диссертационного исследования – особенности структуры и
содержания мегаконцептов «свои» и «чужие», а также языковые средства
экспликации эмоций в устных текстах старожилов Северного Приангарья о
«своих» и «чужих».
Целью настоящего исследования является комплексное
психолингвокультурологическое и лингвоэмотиологическое изучение

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»