Технология подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей

Мироненкова Ольга Леонидовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К РАБОТЕ С
ПОДРОСТКАМИ В ЦЕНТРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ……… 22
1.1. Теоретические основы профессиональной подготовки
сотрудников полиции к работе с несовершеннолетними
правонарушителями……………………………………………………… 22
1.2. Специфика деятельности сотрудников полиции в центрах
временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей…………………………………………………………. 30
1.3. Критерии и показатели уровня сформированности готовности
сотрудников полиции к работе с подростками в центрах временного
содержания для несовершеннолетних правонарушителей……………. 44
Выводы по главе I…………………………………………………………. 65
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К РАБОТЕ С
ПОДРОСТКАМИ В ЦЕНТРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ……… 67
2.1. Программа и методы исследования…………………………..……. 67
2.2. Уровень сформированности у сотрудников полиции готовности к
работе с подростками в центрах временного содержания для
несовершеннолетних правонарушителей……………………………….. 78
2.3. Влияние уровня подготовленности сотрудников полиции к
работе в ЦВСНП на особенности взаимодействия с
несовершеннолетними правонарушителями……………………………. 98
Выводы по главе II………………………………………………………… 111
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К РАБОТЕ С
ПОДРОСТКАМИ В ЦЕНТРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ…….. 114
3.1.Структурно-функциональная модель вариативного
дополнительного профессионального образования сотрудников
центров временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей……………………………………………………….. 114
3.2. Технологическое обеспечение реализации разработанной модели
в процессе дополнительного профессионального образования
сотрудников полиции………………………………………………………………….. 122
3.3. Оценка эффективности разработанной технологии подготовки
сотрудников полиции к работе с подростками в центрах временного
содержания для несовершеннолетних
правонарушителей………………………………………………………… 141
Выводы по главе III………………………………………………………. 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 156
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 162
Приложение №1. Бланк для экспертной оценки уровня
сформированности у сотрудников профессиональных
компетенций………………………………………………………………………………… 192
Приложение №2. Методика оценки уровня подготовленности
сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП…………………. 194
Приложение №3. Комплекс диагностического инструментария
исследования……………………………………………………………… 195
Приложение №4. Программа дополнительного профессионального
образования сотрудников ЦВСНП………………………………………. 207

Введениесодержитосновнуюхарактеристикудиссертационного
исследования, которое включает: обоснование актуальности исследования,
формулировку объекта и предмета, постановку цели, гипотезу и задачи исследования,
определение методологической и теоретической базы, обоснование научной новизны,
теоретической и практической значимости.
Перваяглава«Теоретико-методологическиеаспектыподготовки
сотрудников полиции к работе с подростками в центрах временного содержания
для несовершеннолетних правонарушителей»посвящена литературному обзору
научной проблемы, заключающейся в разработке педагогической технологии
подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП, реализуемой в
системе дополнительного образования в рамках служебной и морально-
психологической подготовки.
В результате теоретического анализа проблем подготовки сотрудников полиции
к работе с несовершеннолетними правонарушителями (С.А. Андреев, Е.М. Данилин,
А.С. Душкин, Ю.И. Маношкина, Н.С. Солдатов, А.Г. Степанищев, З.Р. Танаева,
С.Н. Тихомиров, В.Л. Цветкови др.), специфики служебно-профессиональной
деятельности в ЦВСНП (В.В. Верцинская, О.А. Дорожкина, Г.В. Кондратьев,
С.Р. Микаутадзе,Е.А. Слободенюкидр.),системыдополнительного
профессиональногообразования(Н.В.Астафьев,В.В. Беспрозванный,
Е.А. Никитская, Н.С. Радевская, Р.Р. Садеков и др.), было выявлено содержание
профессиональных компетенций, необходимых сотрудникам полиции для работы с
подростками в ЦВСНП.
Исходя из результатов теоретического анализа, можно говорить о том, что
основные компетенции, которыми должен обладать сотрудник полиции,
осуществляющийслужебно-профессиональнуюдеятельностьвЦВСНП,
соответствуют профессиональным функциям, вытекающим из нормативно-правовых
актов, регламентирующих организацию и деятельность центров.
К таким компетенциям относятся профессионально-мотивационные,
отражающие способность и готовность действовать в соответствии с системой
нравственных ценностей и мотивов деятельности, профессионально-методические,
предполагающие практическое овладение методами работы, профессионально-
личностные, то есть способность к решению задач личностно-профессионального
развития, коммуникативно-перцептивные как способность и готовность к
эффективной коммуникации и информационно-аналитические, отражающие
способность и готовность к получению информации и ее всестороннему анализу.
Формированию профессиональных компетенций у сотрудников ЦВСНП
способствует специально организованная теоретическая, практическая и личностная
подготовка, реализуемая в системе дополнительного образования.
Итогом теоретического анализа явилась также разработка критериев и
показателей уровня подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками в
ЦВСНП. Критериями профессиональной подготовленности являются как система
специфических знаний, умений и личностных качеств сотрудников полиции, так и
достаточныйуровеньовладенияимипрофессионально-педагогическими
компетенциями.Сочетаниеособенностейистепенивыраженности
профессиональныхкомпетенцийопределяетнедопустимый,базовый,
профессиональный и профессионально-творческий уровни профессиональной
подготовленности. На основании этого была разработана методика оценки уровня
подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП.
Вторая глава «Эмпирическое обоснование технологии подготовки
сотрудников полиции к работе с подростками в центрах временного содержания
для несовершеннолетних правонарушителей» посвящена описанию результатов
эмпирических исследований, предваряющих опытно-экспериментальную работу.
Всего было проведено две серии эмпирического исследования. Первый этап
ориентирован на выявление актуального состояния подготовленности сотрудников
полиции, чья служебно-профессиональная деятельность осуществляется в ЦВСНП, к
работе с несовершеннолетними правонарушителями. С этой целью были
сформированы две группы, уравненные по количеству респондентов. Всего в
исследовании приняли участие 146 сотрудников полиции, работающих в ЦВСНП, из
которых 96 сотрудников, принадлежащих к офицерскому составу (старший и
средний начальствующий состав), и 50 –рядовые и младший начальствующий
состав.
Было установлено, что большинство сотрудников полиции характеризуются
низким уровнем теоретической подготовленности к работе с подростками в ЦВСНП:
48,05% офицеров и 49,35% полицейских, не имеющих специального высшего
образования и, соответственно, офицерского звания, продемонстрировали
достаточно поверхностные знания в области педагогики и психологии девиантного
поведения (Рис. 1, 2).

Рисунок – 1 Процентное распределениеРисунок – 2 Процентное распределение
респондентов по уровню теоретическойреспондентов по уровню практической
подготовленности офицеров иподготовленностиофицеров и
рядовых сотрудников полициирядовых сотрудников полиции
Особый интерес представляют результаты исследования особенностей
личностной подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками в
ЦВСНП. В процессе работы были получены данные о том, что у многих сотрудников
полиции наблюдаются признаки профессиональной деформации личности,
проявляющиеся, в частности, в негативном эмоциональном отношении к
окружающим людям. Так, 19,48% сотрудников (рядовые и младший
начальствующий состав) ЦВСНП и 10,39% офицеров (старший и средний
начальствующий состав) характеризуются очень высоким уровнем агрессии,
обусловливающим их способность получать удовольствие от агрессии,
провоцировать у других людей вспышки эмоционального поведения.
Большинство из опрошенных сотрудников ЦВСНП характеризуются
повышенным уровнем агрессии, отражающим их неспособность вовремя сдерживать
себя при провоцирующих обстоятельствах, направлять обиду или вспыхнувшее
чувство гнева на другую, общественно приемлемую деятельность, останавливать и
контролировать себя.
В процессе исследования было выявлено также негативное в целом отношение
сотрудников полиции к подросткам с делинквентным поведением, которое
выражается в презрении, негодовании в сочетании с жалостью, что приводит к
снижению эффективности профилактической и коррекционной работы с
несовершеннолетними правонарушителями.
Коммуникативная агрессивность сотрудников полиции, проявляющаяся во
время общения, имеет, как правило, ответную агрессию со стороны подростков,
доставленных в ЦВСНП. Эффект взаимовлияния блокирует эффективное
функционирование Центра и достижение основной его цели – профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Именно в коммуникациях с
подростком происходит воздействие на сознание, мысли и чувства. Об этом
свидетельствуют результаты второй серии эмпирического исследования,
проведенного с целью выявления особенностей влияния уровня подготовленности
сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП на доверие к ним самих
подростков.
Следует акцентировать внимание на факте, выявленном во второй серии
эмпирического исследования, который свидетельствует о существовании
положительной взаимосвязи между уровнем подготовленности сотрудников ЦВСНП
к работе с подростками и характером отношений в системе «Сотрудник-подросток».
Положительный доверительный статус, предполагающий возможность
подростков, помещенных в ЦВСНП, быть откровенными и искренними в общении,
зафиксирован у 75,68% сотрудников, чей уровень подготовленности к работе в
ЦВСНП оценен экспертами как достаточно высокий. В противоположной же группе
подростки продемонстрировали свое недоверие к 70,27% сотрудникам.
Еще одним доказательством влияния уровня подготовленности сотрудников
полиции к работе с подростками в ЦВСНП на эффективность их профессиональной
деятельности является наличие положительного отношения к ним воспитанников.
Здесь необходимо уточнить, что под положительным отношением мы понимаем
принятие подростками – несовершеннолетними правонарушителями доброты и
искренности сотрудников, наличие доверия к ним в связи с естественной
потребностью несовершеннолетних в гармоничном межличностном общении со
взрослыми. Создание таких отношений является залогом успешности,
предпринимаемых сотрудниками ЦВСНП профилактических и реабилитационных
мер, направленных на формирование у подростков новой системы социально-
значимых ценностей.
Опрос воспитанников показал, что среднегрупповые показатели характеристик
сотрудников полиции, составивших две исследовательские группы – с
профессиональным и допустимым уровнями подготовленности, отличаются друг от
друга на достоверном уровне различий.
Подростки, помещенные в ЦВСНП, считают сотрудников, характеризующихся
высоким уровнем подготовленности, справедливыми, понимающими других людей,
внимательными, уравновешенными, умеющими слушать и в то же время
принципиальными, честными, авторитетными, интересными, что свидетельствует о
возможности их позитивного влияния на сознание и чувства воспитанников ЦВСНП.
Следует отметить, что формированию высокого уровня профессиональных
знаний, умений и личностных качеств сотрудников полиции, проявившихся в работе
снесовершеннолетнимиправонарушителями,способствовалосоздание
определенных педагогических условий для экспериментальной группы.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет говорить о
необходимости, целесообразности и своевременности разработки специальных
педагогических условий в процессе обучения по вариативным программам в рамках
освоения дополнительного профессионального образования для овладения
сотрудниками полиции, осуществляющими свою профессиональную деятельность в
ЦВСНП необходимыми профессиональными и личностными качествами и
компетенциями.
Критериально-оценочной системой определения уровня подготовленности
сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП могут стать разработанные
бланки для экспертной оценки и отобранные диагностические методики,
ориентированные на более глубокое изучение особенностей развития у сотрудников
полиции профессионально важных качеств личности.
В третьей главе «Опытно-экспериментальное обоснование эффективности
технологии подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в центрах
временного содержания несовершеннолетних правонарушителей» представлено
описание педагогического эксперимента, заключавшегося в реализации на практике
разработанной структурно-функциональной стратегии подготовки сотрудников
ЦВСНП к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
На основании результатов теоретического анализа и эмпирического
исследования была спроектирована структурно-функциональная модель подготовки
сотрудников полиции(Рис. 3), реализующих свои служебно-профессиональные
обязанности в ЦВСНП, которая представляет собой взаимосвязь диагностико-
ориентационного, содержательно-целевого, процессуально-технологического и
оценочно-прогностического блоков, каждый из которых выполняет определенные
функции, отражающие общий алгоритм функционирования системы: диагностика –
определение цели – выбор средств и методов ее достижения – оценка
результативности–прогноздальнейшеговероятностноголичностно-
профессионального развития. Диагностико-ориентационный блок модели выполняет
диагностическую и ориентационную функции, необходимые для постановки целей и
разработкисодержанияобразовательныхпрограмм.Формулирование
образовательного заказа осуществляется на основе выявления: 1) образовательных
потребностей, осознаваемых самими сотрудниками; 2) профессиональных
дефицитов, определяемых руководителями ЦВСНП.
Содержательно-целевой блок модели, выполняя функции целеполагания и
разработки вариативных программ дополнительного образования сотрудников
ЦВСНП, отражает идею непрерывного образования, цели которого,в нашем случае,
варьируются в зависимости от категории слушателей – сотрудников, имеющих
базовое профильное образование и осознающих его недостаток для эффективной
работы с подростками. В рамках вариативной программы педагогические меры
должны быть нацелены на актуализацию остаточных теоретических знаний и
практических умений, созданы условия для их поступательного личностно-
профессионального развития и саморазвития.
Разработка программ осуществляется для тех сотрудников полиции, которые
при наличии соответствующего образования характеризуются выраженностью
признаков профессиональных изменений, в целях оказания помощи в осознании
слабых и сильных сторон своей личности, определения целей профессиональной
деятельности, методов и средств их достижения.
Сотрудники, не имеющие базового профильного образования, нуждаются в более
длительной подготовке, ориентированной на вооружение их необходимой системой
знаний, умений, навыков, формирование соответствующих компетенций. В ситуации
отсутствия профильного образованияи наличия признаков профессиональной
деформации личности, разработка программ повышения квалификации
ориентирована на совершенствование профессионально обусловленных личностных
качеств и осознание сотрудниками необходимости в получении профильного
образования.
Диагностико-ориентационный блок

СамооценочныеОценочно- диагностические
диагностические процедурыпроцедуры специалистов

Образовательные потребностиПрофессиональные дефициты
сотрудников ЦВСНПЦВСНП

Формулирование образовательного заказа ЦВСНП

Содержательно-целевой блок

Разработка вариативных целевых программ ДПО

Категория 1Категория 2Категория 3Категория 4
АктуализацияПомощь в осознанииФормированиеФормирование
теоретическихслабых и сильныхпсихолого-психолого-
знаний, практическихсторон подготовки,педагогическойпедагогической
умений, созданиецелейграмотности, уменийграмотности, умений
условий дляпрофдеятельности,общаться собщаться с
саморазвития иметодов и средств ихподростками,
подростками,
самосовершенствованоказывать на них
ия, профессионализмадостижениявооружение знаниямипозитивное
й
Процессуально-технологический блок
МетодологичесТеоретическаяПрактическаяЛичностнаяПедагогически
кие подходыподготовкаподготовкаподготовкае принципы
Индивидуально-ИнформационнРепродуктивно-МыслетренингиПринцип
дифференцировао-конструктивныйтренингисубъектности,
нныйаналитическийэтап подготовкиличностныхмотивационной
Компетентностныэтап подготовкиИнтерактивныекачеств,заинтересованно
йЛекции,методы, медиа-дискуссии,сти,
Личностно-конференции,технологии,супервизорскиеконгруэнтности,
деятельностныймедиа-практика,встречи,интегративности,
Субъектныйтехнологииисследованиярефлексиядиалогичностии
Системный
Оценочно-прогностический блок
Профессионально-Недопустимый
Теоретическаямотивационные
Профессионально-уровень
подготовленностьметодическиеБазовый уровень
Практическая
подготовленность=Профессионально-
личностные
Коммуникативно-
Профессиональный
уровень
ЛичностнаяперцептивныеПрофессионально-
подготовленностьИнформационно-творческий уровень
аналитические

Индивидуальная траектория профессионального роста

Рисунок 3 – Структурно-функциональная модель вариативной системы
дополнительного образования сотрудников ЦВСНП.
Процессуально-технологический блок модели отражает реализацию
адаптивной, развивающей, корректирующей, активизирующей и преобразующей
функций в общей системе дополнительного профессионального образования
сотрудников полиции, чья профессиональная деятельность осуществляется в
ЦВСНП. Педагогический процесс и общая педагогическая технология строятся в
соответствии с основными положениями компетентностного, личностно-
деятельностного,субъектного,системного,атакжеиндивидуально-
дифференцированногоподходов.Процесспрофессионально-педагогической
подготовки включает в себя теоретическую часть, отбор содержания которой
осуществляется в зависимости от уровня сформированности у слушателей
профессионально-педагогических компетенций, практической и личностной
подготовленности.
Данный блок модели включает в себя схематическое описание разработанной
технологии подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП.
При этом под технологией мы понимаем последовательно реализуемую
взаимосвязаннуюсистемуорганизациипроцессадополнительного
профессионального образования сотрудников ЦВСНП и воплощения на практике
спроектированной идеи вариативной подготовки к работе с подростками. Как
последовательно реализуемая система, технология включает в себя четыре основных
этапа, имеющих свои цели, достижение которых осуществляется с помощью
специально отобранного комплекса педагогических форм, методов и средств (Рис.4).
Первый этап – установочный, направлен на формирование у сотрудников
устойчивых познавательных интересов и развитие необходимых способностей. На
данном этапе педагогический процесс осуществляется с помощью таких форм,
средств, методов и технологических приемов, которые в своей совокупности
обеспечивают развитие позитивной установки не только к процессу обучения, но и к
детям как социальной общности и к самим подросткам, помещенным в ЦВСНП. На
данном этапе реализуются два модуля: «Мои реакции и установки» –
учебныймодуль, направленный на осознание слушателями тех чувств и эмоций,
которые они испытывают к несовершеннолетним»; «Мои цели и образовательные
потребности» – модуль актуализации рефлексии сотрудников ЦВСНП.
Второй этап – базовый,реализуетсяв двух направлениях – информационно-
иллюстративном и репродуктивно-конструктивном, интегрированных в базовые
учебные модули: 1) Основы законодательства в области профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2) Педагогика и
психология «трудного» подростка»; 3) «Технологии работы с подростками в
ЦВСНП». На этом этапе при построении образовательного процесса учитываются
особенности образования взрослых, к которым, прежде всего, относятся потребность
в самостоятельности, практическая направленность обучения, его опора на
профессиональный и жизненный опыт сотрудников. При построении программ и
учебных занятий желательно включать в них не абстрактный информационный
материал, а материал, состоящий из примеров жизненных ситуаций. Учитывая тот
факт, что взрослые имеют развитую потребность в самостоятельности, необходимо
как можно интенсивнее включать при обучении активизирующие и
исследовательские методы.
1 УСТАНОВОЧНЫЙ ЭТАП
Цель:1 Модуль «Мои реакции и установки»
Создание условий для2. Модуль «Мои цели и образовательные потребности».
самоопределения
сотрудников.
Задачи:Субъектно-ориентированный тип построения
Формированиеобразовательного процесса: методы самодиагностики,
позитивного отношениясамоанализа, самоопределения.
к подросткам.
Формирование
познавательныхФормы: тренинговые занятия, самоаналитический
интересов.практикум, групповые дискуссии, самостоятельная работа.

2 БАЗОВЫЙ ЭТАП
Информационно-Репродуктивно –
иллюстративноеконструктивное
направлениенаправление

Реализация базовых
Методы и технологиимодулейМетоды и технологии
реализации1. Основы законодательства вреализации
Активные учебные лекции.области профилактикиМетоды и технологии
Интенсивные семинары.безнадзорности иинтерактивного и практико-
Технологии проблемного,правонарушений несоверш-х.ориентированного обучения:
концентрированного,2. Педагогика и психологияисследовательские, игровые,
предметно-трудного подростка.контекстные, тренинговые,
ориентированного обучения.3. Технологии работы ссупервизорские, рефлексия.
подростками в ЦВСНП.

3 ВАРИАТИВНЫЙ ЭТАП

АдаптивнаяКорректирующаяАктивизирующаяАкмеологическая
траекториятраекториятраекториятраектория

Модули:Модули:Модули:Модули:
1. Основы трудовой1. Основы1. Практикум
адаптации.профессионального1. Конфликтология:
установления контакта стеория и практика.
2. Стресс вздоровья.делинквентным
профессионально-2. Современные2. Акмеологические
подростком.основы
служебнойпрактики развития2. Семейная педагогика
деятельностистрессоустойчивости.профессионально-
ипсихологияслужебной деятельности
сотрудника ЦВСНП.3. Технологии3. Технологии
3. Коммуникативныйразвития3. Проективный
оценивания соц-педпрактикум.
практикум.саморегуляции.ситуаций.
4. Формирование4. Практикум4. Основы научно-
4. Практикумисследовательской
безопасной среды впрофессиональногокоррекции девиантного
ЦВСНП.общения в ЦВСНП.деятельности в процессе
поведения.службы в ЦВСНП.

Формы:Методы и технологии:
1. Традиционные: учебные лекции, интенсивныеПроблемные вопросы, творческие работы, проблемное
семинары, практикумы.изложение, моделирование, тренинговые упражнения,
2. Интерактивные: рефлексивные сессии,интеллектуально-познавательные диалоги,
ассоциативные эксперименты, групповыеколлективные проекты, ситуативные задачи,
дискуссии, педагогические мастерские и др.инсценировка, видео-тренинги, медиатехнологии

4 КОНТРОЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
Формы:Методы и технологии:
Супервизорские встречи, рефлексивные
семинары и сессии, самодиагностика,Рефлексивный анализ, самотестирование,
самоконтроль.самоанализ, интервьюирование, обмен опытом.

Рисунок 4 -Технология реализации подготовки сотрудников полиции к работе с
подростками в ЦВСНП.
Третий этап – это этап реализации вариативных модулей. Данный этап
включает в себя информационно-аналитическое и профессионально-продуктивное
направления и предполагает выбор слушателями курсов вариативных модулей, в
зависимости от типа спроектированных индивидуальных образовательных
траекторий. Адаптивный тип индивидуальной траектории реализуется через такие
учебные модули, как «Основы трудовой адаптации», «Стресс в профессионально-
служебной деятельности сотрудника ЦВСНП», «Коммуникативный практикум»,
«Формирование безопасной среды в ЦВСНП».
Корректирующий тип предполагает коррекцию личностно-профессионального
развития слушателей в процессе освоения модулей: 1. «Основы профессионального
здоровья»; 2. «Современные практики развития стрессоустойчивости»;3.
«Технологии саморегуляции»; 4. «Практикум профессионального общения в
ЦВСНП».
Активизирующий тип предполагает актуализацию творческого потенциала
сотрудников полиции. Здесь предгагаются такие вариативные модули, как 1.
«Практикум установления контакта с делинквентным подростком»; 2. «Семейная
педагогика и психология»; 3. «Технологии оценивания социально-педагогических
ситуаций»; 4. «Практикум коррекции девиантного поведения». Акмеологический тип
образовательной траектории предназначен для тех сотрудников ЦВСНП, которые
достигли определенного результата в своей профессионально-служебной
деятельности, вследствие чего повышение уровня их квалификации ориентирован на
создание условий для достижения слушателем высшего уровня своего
профессионализма. Основной акцент здесь делается на исследовательские методы и
технологии проектного обучения, в связи с чем предлагаются такие учебные модули,
как 1. «Конфликтология: теория и практика»; 2. «Акмеологические основы
профессионально-служебной деятельности»; 3. «Проектный практикум»; 4. «Основы
научно-исследовательской деятельности в процессе службы в ЦВСНП».
Четвертый этап – контрольно-рефлексивный, предназначенный для оценки
уровня сформированности у слушателей профессионально-педагогических
компетенций, рефлексии полученных знаний, умений и навыков, контроля
личностных изменений. Контроль со стороны обучающего трансформируется в
самоконтроль и развитие рефлексивных способностей. Контрольно-оценочные
процедуры осуществляются в форме консультационных встреч, рефлексивных
семинаров и сессий с использованием методов рефлексивного анализа, обмена
опытом, проектирования дальнейшего профессионально-личностного развития.
Реализацияразработаннойтехнологииосуществляласьвовремя
формирующего этапа эксперимента.Для его проведения были сформированы две
группы, состоявшие из 94 сотрудников ЦВСНП: экспериментальная группа –ЭГ
(старший и средний начальствующий составЦВСНП из Москвы и Екатеринбурга) –
47 человек; контрольная группа – КГ (старший и средний начальствующий
составЦВСНП из Волгограда, Красноярска, Краснодара) – 47 человек.
На констатирующем, формирующем и итоговом этапах эксперимента
проходил педагогический мониторинг, результаты которого позволяют объективно
судить об эффективности разработанной технологии. В конце эксперимента в
исследуемой группе произошли достоверно значимые позитивные изменения в
показателях уровня подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками
в ЦВСНП, тогда как в контрольной группе таких изменений выявлено не
было(Рис. 5).

Рисунок – 5 Процентное распределение подготовленности к работе с подростками в
ЦВСНП сотрудников полиции двух исследовательских групп.
В экспериментальной группе значимо уменьшилось количество сотрудников,
характеризующихся недопустимым и базовым уровнями подготовленности к работе
с подростками в ЦВСНП, за счет увеличения тех, кто имеет профессиональный и
профессионально-творческий уровни (χ2 = 138,24; p < 0,001). Интерес представляет динамика уровня сформированности профессионально- педагогических компетенцийу слушателей в процессе занятий в рамках служебной и морально – психологической подготовки (Рис. 6). Рисунок – 6 Динамика уровня сформированности профессионально-педагогических компетенций у испытуемых экспериментальной группы (баллы). Динамика отражает особенности построения технологии подготовки к работе с подростками в ЦВСНП: после 1-го этапа зафиксирован рост профессионально- мотивационных компетенций (ПМотК); после 2-го – профессионально-методических (ПМетК); после 3-го – коммуникативно-перцептивных (КПК) и профессионально- личностных компетенций (ПЛК). Внедрение в практику дополнительного профессионального образования технологии подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП способствовало также формированию у испытуемых экспериментальной группы профессионально важных качеств личности (Табл. 1). Таблица – 1 Результаты сравнительного анализа степени выраженности у испытуемых двух исследовательских групп профессионально важных качеств их личности до и после эксперимента (баллы) ПоказателиДо экспериментаПосле эксперимента ЭГКГtpЭГКГtp Ответственность52,72±5,454,92±5,50,12>0,0593,16±9,453,7±5,43,640,00
Нравственная4,8 ± 0,55,0 ± 0,50,05>0,056,9 ± 0,74,9 ± 0,52,560,03
устойчивость
Эмоциональная3,9 ± 0,44,2 ± 0,50,52>0,056,2 ± 0,63,8 ± 0,43,190,01
устойчивость
Внутренняя7,4 ± 0,97,1 ± 0,70,56>0,053,2 ± 0,47,2 ± 0,84,160,00
агрессивность
Отношение к-0,9±0,01-0,4±0,020,49>0,051,7 ± 0,2-0,6±0,02,980,02
подросткам
Ориентация на2,9 ± 0,42,8 ± 0,30,23>0,055,7 ± 0,62,8 ± 0,33,820,00
служение

В конце эксперимента были зафиксированы достоверно значимые различия
между группами в среднегрупповых показателях уровня развития ответственности
(t = 3,64, p < 0,001), нравственной надежности (t = 2,56, p < 0,05), эмоциональной устойчивости (t = 3,19, p < 0,01), ориентации на служение (t = 3,82, p < 0,001). В экспериментальной группе выросли показатели позитивного отношения к подросткам (t = 2,98, p < 0,01) и снизились показатели внутренней коммуникативной агрессивности (t = 4,16, p < 0,001). Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о целесообразности включения в систему дополнительного профессионального образования сотрудников Центров разработанной структурно-функциональной модели подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП. В Заключении отражены основные результаты исследования и сделаны соответствующие выводыи рекомендации: 1. Для эффективной подготовки сотрудников полиции к работе с подростками – несовершеннолетними правонарушителями в ЦВСНП необходимы разработка и реализациявариативныхпрограммдополнительногопрофессионального образования. 2.Разработкапрограммосуществляетсяврамкахличностно- ориентированного, личностно-деятельностного, субъектного и индивидуально- дифференцированного подходов, что предполагает оказание адресной помощи сотрудникам Центров и создание условий для проектирования индивидуальной траектории профессионального развития, учитывающей как уровень образования, так и степень выраженности профессионально важных качеств личности. 3. Технология подготовки включает в себя 4 основных этапа, реализуемых через учебные модули, ориентированные на поэтапное формирование у сотрудников ЦВСНПпрофессионально-педагогическихкомпетенций,обеспечивающих эффективное взаимодействие с девиантными подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию. 4. Реализация вариативных программ осуществляется посредством использования интерактивных методов работы на занятиях, которые отражают особенности обучения взрослых: их потребность в самостоятельности, связь теории и практики, опора на жизненный и профессиональный опыт. 5. Необходимо внедрение программы дополнительного образования на тему «Социально-педагогическаякомпетентностьсотрудникаполицииЦентра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» в ЦВСНП стран СНГ, которые, согласно правовым актам, непосредственно взаимодействуют с ЦВСНП РФ. 6. Программу дополнительного образования на тему «Социально- педагогическая компетентность сотрудника полиции Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» рекомендуется использовать в рамках морально-психологической подготовки сотрудников полиции подразделений по делам несовершеннолетнихорганов внутренних дел Российской Федерации. 7. Использовать технологию подготовки сотрудников ЦВСНП в рамках учебной (педагогической) практики курсантов Университетов МВД России на базе Центров. Перспективы дальнейшего исследования видятся в расширении вариативностидополнительногообразованиясотрудниковполиции, способствующего повышению качества их профессиональной деятельности в условиях современного глобального информационного общества. В целях совершенствования профессионально-педагогической компетенции сотрудников ЦВСНП целесообразно использовать разработанную технологию в рамках служебной и морально-психологической подготовки. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА: Научные труды, освещающие основное содержание диссертации, опубликованные в рецензируемых журналах индексируемых международной наукометрической системой (Scopus/ WebofScience) 1.Мироненкова, О.Л. Формирование нравственной устойчивости как интегрального профессионального важного качества личности сотрудников полиции /О.Л. Мироненкова, М.А. Ерофеева, И.Г. Евсеева, О. М. Дорошенко // Перспективы науки и образования. 2020. –№ 2. – (44). – С. 149-162. doi: 10.32744/pse.2020.2.12 (1,3/0,5 п.л.). 2.Мироненкова,О.Л. Особенности формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, социально психологический аспект. Features of Forming Minors’ Law-Abiding Behavior: A Socio-Psychological Aspect / Olga V. Maltseva,Svetlana N. Kazakova, Natalia V. Kosolapova, Olga L. Mironenkova, Natalia V. Belyakova, Oksana V. Shabanova corresponding author //International Journal of Applied Exercise Physiology 2322-3537 www.ijaep.com Vol.9 No.4. –С. 132-138 (1/0,1п.л.). Научные труды, освещающие основное содержание диссертации, опубликованные в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации 3.Мироненкова, О.Л. Стратегические векторы единой системы воспитательной работы/ Г.С. Вяликова, Т.В. Яковлева, О.Л. Мироненкова // Инновации в образовании. 2019. – № 12. – С. 46-57. (1/0,3 п.л.). 4. Мироненкова, О.Л. Готовность сотрудников полиции к работе с подростками в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей/ О.Л. Мироненкова, М.А. Ерофеева // Человеческий капитал. 2020.– №5(137). – С.46-57. DOI: 10.25629/HC.2020.05.14 (1/0,5 п.л.). 5.Мироненкова, О.Л. Модель вариативной системы повышения квалификации полицейских–сотрудниковЦентроввременногосодержаниядля несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП)/ М.А. Ерофеева, О.Л. Мироненкова// Прикладная психология и педагогика. 2020. –Т.5. – №3. –С. 145-155. (1/0,5 п.л.). 6.Мироненкова,О.Л.Способыпрогнозированияэффективности реабилитационного процесса наркозависимых лиц в условиях психологического центра / А.А. Зуйкова, М.А. Ерофеева, О.Л. Мироненкова// Вестник университета МВД России. 2020. – №4. – С. 280-285.(1,1/0,3 п.л.). 7. Мироненкова, О.Л.Структурно-функциональная стратегия подготовки сотрудниковЦентравременногосодержаниянесовершеннолетних правонарушителей/ О.Л. Мироненкова// Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. – №3. – С.134-144. (0,8 п.л.) 8. Мироненкова, О.Л.Развитие профессионально-педагогических компетенций сотрудниковЦентроввременногосодержаниянесовершеннолетних/ О.Л. Мироненкова // Человеческий капитал. 2021.–№6. – С.162-172.(0,8 п.л.). Научные труды, опубликованные в иных изданиях: 9. Мироненкова, О.Л. Деятельность центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей / О.Л. Мироненкова// Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящается 75- летию Гуманитарно-педагогической академии. под редакцией Коврова В.В. 2019.– С.309-312. (0,5 п.л.). 10. Мироненкова, О.Л. Создание детского приемника-распределителя для несовершеннолетних правонарушителей / О.М. Дорошенко, Ю.А. Брылева, О.Л. Мироненкова //Актуальность педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях. Сборник статей. Москва, 2019.– С 140-145. (0,5/0,2 п.л.). 11. Мироненкова,О.Л. Проблемы и противоречия вопросов возникновения девиантного поведения несовершеннолетних/О.М. Дорошенко, Н.Б. Нижниченко, О.Л. Мироненкова //Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. –№ 2.–С. 17-23. (0,6/0,3 п.л.). 12. Мироненкова,О.Л. Образовательная среда вуза как фактор становления личности студентов/ М.А. Ерофеева, О.Л. Мироненкова // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXV Международного симпозиума / Отв.ред.: Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова.– М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2020. – 315 с. – С.134-139. (0,5/0,25п.л.). 13. Мироненкова,О.Л. Эмоции человека: возможность проверки искренности психологом органов внутренних дел. / О.Л. Мироненкова, А.М. Голубкина // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. – № 2. – С 14-16.(0,3/0,2 п.л.). 14. Мироненкова, О.Л. Гуманитарная образовательная среда вуза как фактор воспитания студентов / М.А. Ерофеева, О.Л. Мироненкова //Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019.– № 3. –С. 72-77. (0,8/0,4 п.л.). 15. Мироненкова,О.Л. Теоретические аспекты профессиональной подготовки сотрудников полиции к работе с несовершеннолетними правонарушителями / О.Л. Мироненкова // Актуальные проблемы развития личности в современном социокультурном пространстве. Сборник научных трудов педагогов, слушателей, студентов и курсантов. 2021. – № 4. – С 123-129. (0,3 п.л.). 16.Мироненкова, О.Л. Применение идеомоторной тренировки курсантами и слушателями образовательных организаций (вузов) МВД России в процессе обучения/ О.Л. Мироненкова, А.А. Когутова // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты становления развития сотрудника ОВД в условиях вузовской подготовки»МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. 2021. – С.78-82. (0,3 п.л.). Общий объем опубликованныхавторомработсоставляет9,9п.л./ самостоятельно 7,9 п.л.

Актуальность темы исследования. Негативные тенденции в российском
обществе, вызванные длительным социально-экономическим кризисом
(имущественное неравенство граждан, рост безработицы, нестабильность
семейных отношений, перевод системы образования в сферу услуг), в
значительной мере провоцируют снижение качества воспитания
подрастающего поколения. В данных условиях фиксируется рост
потребления алкоголя, наркотиков подростками, юношами и девушками,
совершения ими суицидов, преступлений1, уголовно наказуемых деяний 2.
Подростковая преступность в последние десятилетия продолжает
оставаться серьезной проблемой, требующей поиска новых способов ее
решения. В связи с этим выявляется значимость исследований, направленных
не только на совершенствование сложившейся к настоящему времени
системы профилактики и преодоления делинквентного поведения
несовершеннолетних правонарушителей, но и на повышение качества
профессионально-педагогической подготовки работающих с ними
сотрудников полиции.
Одним из учреждений в системе органов внутренних дел,
обеспечивающих профилактику и поведенческую коррекцию
правонарушений несовершеннолетних, являются Центры временного
содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП,
Центр).
ЦВСНП – это структурное подразделение территориальных органов
МВД России по приему и временному содержанию несовершеннолетних
правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы
с ними и дальнейшему их устройству. Нахождение в Центре является мерой
административного принуждения, применяемой к несовершеннолетним
https://rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchila-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane.html Российская
газета- Федеральный выпуск. №86 (8140)
2
https://www.mk.ru/incident/2020/09/23/v-genprokurature-ozvuchili-statistiku-detskoy-prestupnosti.html
правонарушителям, особенность которой заключается в том, что она является
эффективной профилактической формой воспитательного воздействия на
личность.
Несовершеннолетние правонарушители, с которыми работают
сотрудникам полиции в Центре, относятся к категории трудновоспитуемых
и педагогически запущенных, характеризующихся устойчивым
отклоняющимся поведением, детерминированным социальной ситуацией их
развития и, как правило, семейным неблагополучием. Многие из них
отличаются конфликтностью, неуравновешенностью, агрессивностью,
безответственностью, несформированностью духовно-нравственных
ценностей и социально одобряемых жизненных принципов.
Работа с такими детьми и подростками зачастую становится сложной
проблемой даже для специалистов, имеющих соответствующее
педагогическое или психологическое образование. Что касается сотрудников
полиции, служащих в ЦВСНП, то среди них есть как сотрудники,
обучавшиеся по соответствующим программам подготовки, так и лица, не
имеющие профильного образования. В связи с этим выявляется
необходимость специальной подготовки кадров для ЦВСНП, что повысит
качество выполнения возложенных на них функций.
Степень научной разработанности темы исследования.
Теоретический анализ показал, что проблема подготовки сотрудников
полиции к работе с несовершеннолетними правонарушителями изучена
достаточно глубоко. Обозначенная проблема нашла свое отражение в
работах О.Б. Алпатовой[7], И.П. Башкатова[26], Л.М. Бельцовой[32],
А.С. Весельева[54],О.М. Дорошенко[70], Е.И. Дудкиной [74],
А.С. Душкина[75,76], И.Г. Евсеевой [79], Д.О. Заречнева[84],
Г.М. Зиннатовой[85], К.А. Кунаш[117], Ю.И. Маношкиной[128],
Н.С. Солдатова[210], А.Г. Степанищева[212], З.Р. Танаевой[216],
С.Н. Тихомирова[221], Е.В. Фогеля[233] и других исследователей.
Исследуются разные аспекты такой подготовки: гендерные
(В.В. Мальченкова [127]), психологические (О.В. Коноплицкая [106],
В.Л. Цветков [238], С.Н. Федотов [229] и др.), технологические
(Л.Т. Бородавко [43]). Н.С. Солдатов [210], Ю.А. Брылева [69]
рассматривают проблему подготовки сотрудников подразделений по делам
несовершеннолетних МВД РФ; Е.В. Фогель [233] – вопросы подготовки
курсантов вузов МВД к работе с подростками; К.А. Кунаш [117], А.А. Кочин
[110] – подготовку сотрудников ОВД к профилактике среди подростков
делинквентного поведения.
Однако до настоящего времени специальное исследование проблемы
подготовки сотрудников полиции к работе с несовершеннолетними
правонарушителями в ЦВСНП не проводилось. Существуют лишь
парциальные исследования отдельных вопросов функционирования таких
центров (В.В. Верцинская[53], О.А. Дорожкина[68], А.С. Душкин[75, 76],
Г.В. Кондратьев[105], С.Р. Микаутадзе[135], Е.А. Слободенюк[207],
В.Л. Цветков [238] В.А. Юренкова[245] и др.). Исследователи акцентируют
свое внимание на роли ЦВСНП в системе профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних (Е.В. Шестакова[242]), правовом
обеспечении деятельности центров (А.Ю. Подколзина[175]), организации в
ЦВСНП психологического сопровождения делинквентных подростков
(С.В. Прокурова[180]), коррекции их поведения (Н.А. Олешкевич [207],
Е.А. Слободенюк[27]) и личностных особенностей
(Э.И. Труве[223],Н.В. Лавриченко [223]).
Наше исследование ориентировано на разработку и экспериментальное
обоснование педагогической технологии профессиональной подготовки
сотрудников полиции к работе с несовершеннолетними правонарушителями
в ЦВСНП в условиях дополнительного профессионального образования в
рамках морально-психологической подготовки. В связи с этим важными для
нашего исследования являются работы, посвященные проблемам
дополнительного профессионального образования сотрудников полиции
(В.В. Беспрозванный [35], Н.С. Радевская [186], Р.Р. Садеков[193] и др.).
Разработка технологии опирается также на результаты
многочисленных исследований, посвященных проблемам отклоняющегося, в
том числе, делинквентного (и входящего в него криминального) поведения. В
отечественной и зарубежной педагогике и психологии исследованы сущность
и содержание девиантного и делинквентного поведения подростков
(К. Бартол[22], Н.В. Бондаренко[40], Ф.К. Зиннуров [87],
Е.В. Змановская[86], Ю.А. Клейберг[95], Н.Г. Кобусь[96],
С.В. Прокурова[181], А.А. Реан [179] и др.), их типологии
(Г.Н. Александров[5], Ю.А. Клейберг[95], Н.В. Майсак[126],
И.В. Ульянова[227], психологические и социально обусловленные факторы
их формирования (А.В. Баскакова[23], Б.С. Братусь[45], С.Н. Дубинин[71],
А.Е. Личко [123]и др.), личностные особенности делинквентных подростков
(И.А. Горьковая[60], Е.Г. Дозорцева[65] и др.), особенности мотивационной
(В.Г. Деев[63]) и ценностной (Н.А. Гончарова[59] и др.) сфер их личности.
Специфика межличностных отношений в преступной группе
несовершеннолетних исследована И.П. Башкатовым[26], Я.В. Жировым[82],
В.Ф. Пирожковым[174], В.М. Поздняковым[177] и другими учеными.
Теоретические и методологические основы профилактики
правонарушений несовершеннолетних и коррекции их делинквентного
поведения содержатся в трудах С.А. Беличевой[28], Л.И. Беляевой[30,31],
Е.И. Бровко[46], Н.А. Волковой[55],Ю.А. Клейберга [95],
М.А. Манукян[129], Ю.А. Петриченко[171], А.М. Печенюк[173],
И.И. Саламатиной[195], Л.М. Семенюк[201], и других исследователей. В
работах, И.П. Башкатова[26], М.А. Ерофеевой[80], И.А. Михеева[140],
Е.А. Шаталовой[241] и др. раскрываются формы и методы профилактической
работы с подростками в образовательных учреждениях; исследования
Л.И. Беляевой[30,31], С.В. Бонкало[41], Н.В. Вараевой[50],
Е.В. Костюхиной[109], Л.Б. Морозовой[142], В.М. Позднякова[177],
Г.Н. Тигунцевой[218]и др. содержат предложения по совершенствованию
системы коррекционной работы в специальных учреждениях закрытого типа.
Несмотря на достаточно объемный материал по проблемам
делинквентного поведения несовершеннолетних, его профилактики и
коррекции, вопросы формирования у специалистов разного профиля
готовности к профилактической, реабилитационной и коррекционной
деятельности, вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции
к работе с несовершеннолетними правонарушителями в ЦВСНП остаются
неизученными. Так, отсутствуют научно обоснованные сведения о
содержании профессионально-педагогических компетенций, необходимых
сотрудникам ЦВСНП, критериях и показателях уровня их теоретической,
практической и личностной подготовленности, формах, средствах, методах и
технологиях формирования у них готовности к работе с
несовершеннолетними правонарушителями.
Практический опыт работы и результаты теоретического анализа
научной литературы позволяют выделить ряд противоречий между:
– необходимостью повышения профессионально-педагогической
компетенции сотрудников полиции, служащих в ЦВСНП, и отсутствием
специальной технологии их подготовки к работе с несовершеннолетними
правонарушителями;
– педагогическими требованиями к личности сотрудников полиции,
работающих с несовершеннолетними правонарушителями в ЦВСНП, и их
низкой мотивацией к своему дополнительному профессионально-
педагогическому развитию, самообразованию и самосовершенствованию.
Обозначенные противоречия составляют внутреннюю сущность
научной проблемы, в рамках которой выступают задачи выявления
критериев и показателей подготовленности сотрудников полиции к работе с
несовершеннолетними правонарушителями в Центрах, содержания их
профессионально-педагогических компетенций и разработки на этой основе
технологии подготовки сотрудников ЦВСНП к работе с
несовершеннолетними правонарушителями как дополнительного
профессионального образования в рамках служебной и морально-
психологической подготовки.
Объект исследования: подготовка сотрудников полиции, служащих в
ЦВСНП.
Предмет исследования: технология профессионально-педагогической
подготовки сотрудников полиции к работе с несовершеннолетними
правонарушителями в ЦВСНП.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать технологию профессионально-педагогической подготовки
сотрудников полиции к работе с несовершеннолетними правонарушителями
в ЦВСНП.
Гипотеза исследования: процесс профессиональной подготовки
сотрудников полиции к работе с несовершеннолетними правонарушителями
в ЦВСНП будет эффективным, если:
1) определены, с учетом современной практики, структурно-
содержательные характеристики профессиональной подготовленности
сотрудников полиции и обосновано содержание профессионально-
педагогических компетенций, необходимых сотрудникам полиции;
2) обоснованы критерии и показатели профессионально-
педагогической подготовленности сотрудников полиции к работе с
подростками в ЦВСНП, сочетание которых составят ее недопустимый,
базовый, профессиональный и профессионально-творческий уровни;
3) разработана структурно-функциональная модель вариативной
системы дополнительного образования и технология профессионально-
педагогической подготовки сотрудников Центров в рамках служебной и
морально-психологической подготовки сотрудников ЦВСНП с учетом
начального уровня подготовленности, личностных особенностей и базового
образования, которая строиться на позициях личностно – ориентированного,
индивидуально-дифференцированного, субъектно-деятельностного и
интегративного подходов;
4) выявлены и реализованы педагогические условия
функционирования технологии профессионально-педагогической подготовки
сотрудников ЦВСНП, включающие организационно-технологическое
обеспечение модели.
Задачи исследования:
1. Определить и проанализировать современные научные подходы к
профессиональному образованию сотрудников полиции, их
профессионально-педагогической подготовке к работе с
несовершеннолетними правонарушителями, структурно-содержательные
характеристики подготовленности сотрудников полиции к работе с
подростками в ЦВСНП.
2. Обосновать критерии и показатели профессионально-педагогической
подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП.
3. Разработать структурно-функциональную модель вариативной
системы дополнительного образования сотрудников ЦВСНП и апробировать
технологию профессионально-педагогической подготовки в рамках
служебной и морально-психологической подготовки.
4. Выявить эффективность педагогических условий реализации
технологии профессионально-педагогической подготовки сотрудников
полиции к работе с подростками в ЦВСНП.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя
положения:
– личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская [39],
В.В. Сериков [204], И.С. Якиманская [247] и др.), предполагающего
рассмотрение процесса подготовки сотрудников полиции к работе с
несовершеннолетними правонарушителями в ЦВСНП как личностно
обусловленный процесс, зависящий от личностных особенностей каждого
сотрудника;
– системного подхода (И.В. Блауберг [36], В.А. Сластенин [206]),
обеспечивающие рассмотрение процесса профессиональной подготовки
сотрудников полиции как сложную открытую развивающуюся систему,
обладающую свойствами целостности, единства всех ее элементов и
взаимосвязанности «единичного», «особенного» и «общего»;
– компетентностный подход (В. А. Болотов [38],А.М. Новиков [147],
Б. Оскарссон [167], В.В. Сериков [204], и др.), согласно которому результаты
профессиональной подготовки сотрудников полиции к работе с
несовершеннолетними правонарушителями в ЦВСНП представлены как
наличие или отсутствие у них профессиональных компетенций,
необходимых для успешного осуществления своих служебно-трудовых
функций;
– субъектный подход (К.А. Абульханова-Славская [1], В.В. Знаков [87],
Е.А. Сергиенко [203] и др.), рассматривающий обучающегося как субъекта
своего профессионального развития, самообразования и
самосовершенствования.
Исследование опирается на основные положения:
– профессиональной педагогики (С.Я. Батышев[24], Л.А. Казанцева[91],
Г.М. Коджаспирова [99], Т.Ю. Ломакина [125], В.М. Монахов [141],
Г.В. Мухаметзянова [143], А.М. Новиков [147], В.В. Сериков [204],
В.А. Ситаров[137], С.В. Шанин[240] и др.);
– профессиональной подготовки в системе МВД (Н.В. Астафьев[15,16],
М.А. Ерофеева[80], С.С. Жевлакович[81], В.Я. Кикоть[93], И.А.
Калиниченко[91], С.Н. Тихомиров[221], И.В. Ульянова[227]и др.);
– теории совершенствования профессиональной подготовки
сотрудников полиции к работе с несовершеннолетними правонарушителями
(О.Б. Алпатова[7], И.П. Башкатов[26], Л.М. Бельцова[32], Ю.А. Брылева[69],
А.С. Весельев[54], Д.О. Заречнев[84], Г.М. Зиннатова[85], К.А. Кунаш[117],
Ю.И. Маношкина[128], Н.С. Солдатов[210], А.Г. Степанищев[212,213],
З.Р. Танаева[215, 216], Е.В. Фогель[233] и др.).
– концепций дополнительного профессионального образования
сотрудников полиции (В.В. Беспрозванный[35],Е.А. Никитская[146],
Н.С. Радевская[186], Р.Р. Садеков[192] и др.).
В исследовании были использованы:
– методики работы с различными видами отклонений в поведении
среди подростков (И.П. Башкатов [26], В.Н. Казанцев [90], А.В. Юревич
[244], P.A. Ханипов [237]);
– способы и методы реализации индивидуально-дифференцированного
подхода (Л.П. Аристова[11], Ю.К. Бабанский [17], В.П. Беспалько[33,34] и
др.) к дополнительному профессиональному образованию.
Нормативную базу исследования составили: распоряжение
Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 г. № 656-р «Об
утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (вместе с
«Планом мероприятий на 2021-2025 гг. по реализации Концепции развития
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на период до 2025 года»; ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» (ред. от 24.04.2020); приказ МВД России от 1
сентября 2012 г. № 839 «О совершенствовании деятельности центров
временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей»;
приказ МВД России от 9 апреля 2013 г. № 198 «Об утверждении перечня
должностей сотрудников ОВД Российской Федерации, уполномоченных
выносить постановление о помещении несовершеннолетних на срок до 48
часов в центры временного содержания несовершеннолетних
правонарушителей» (ред. от 25.06.2019) и др.); приказ МВД России от 25
декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического
обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
Методы исследования представляют собой комплекс теоретических
(анализ, синтез, абстрагирование, моделирование), эмпирических
(наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, тестирование,
педагогический эксперимент) и статистических (сравнительный анализ с
расчетом t-критерия Стьюдента, χ2 – критерия, процентное и частотное
распределение) методов. В исследовании были использованы валидные и
надежные методики, направленные на выявление профессионально важных
качеств личности сотрудников полиции, работающих в ЦВСНП, а именно:
«Якоря карьеры» Э. Шейна; тест А. Ассингера; опросник В.В. Бойко
«Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности»,
опросник «Нравственная устойчивость» А.В. Сажина;
многофункциональный опросник ответственности В.П. Прядеина;
семантический дифференциал.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
определена сущность профессионально-педагогической подготовки
сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП, которая
представлена как динамический процесс, обеспечивающий развитие у них
профессионально-педагогических компетенций, профессионально важных
качеств и способности воздействовать на личностное развитие
несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в ЦВСНП;
уточнено, что повышение качества профессионально-педагогической
подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП
достигается за счет реализации личностно-ориентированного подхода в
обогащении теоретическими знаниями, профессионально-педагогическими
компетенциями и профессионально важными качествами личности, а также
практических умений устанавливать контакт с данной категорией
правонарушителей;
установлено положение о том, что формирование у сотрудников
полиции профессионально-педагогических компетенций, необходимых для
работы с подростками, находящимися в ЦВСНП, возможно при условии
реализации вариативной системы дополнительного образования,
включающей программы, разработанные с учетом имеющегося у слушателей
базового образования, исходного уровня их подготовленности, степени
проявления признаков профессиональной деформации и индивидуально-
психологических особенностей их личности;
разработана технология профессионально-педагогической подготовки
сотрудников полиции к работе с несовершеннолетними правонарушителями
в ЦВСНП, представленная как единство и взаимосвязь теоретической,
практической и личностной подготовки к успешному осуществлению своих
служебно-трудовых функций, базирующаяся на дидактических принципах
конгруэнтности, оптимизма, активности, субъектности и развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
расширено понятие о педагогических технологиях профессионального
образования сотрудников полиции, о методах и приемах повышения
эффективности теоретической, практической и личностной подготовки
сотрудников полиции к работе с подростками в центрах ЦВСНП;
обоснованные критерии и показатели профессионально-педагогической
подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП,
сочетание которых составляет ее недопустимый, базовый, профессиональный
и профессионально-творческий уровни, расширяют теоретические
представления о структуре профессиональной подготовки;
разработана структурно-функциональная модель вариативной
системы дополнительного образования сотрудников полиции к работе с
подростками в ЦВСНП, раскрывающая педагогические условия повышения
качества теоретической, практической и личностной подготовки к
успешному выполнению своих служебно-трудовых функций, а также
формирования у них таких профессионально-педагогических компетенций и
качеств личности, которые обеспечивают способность влиять на личность
несовершеннолетнего правонарушителя, конкретизируют теоретические
представления о проблеме профессиональной подготовки сотрудников
полиции.
Практическая значимость исследования определяется
возможностью:
– применения идеи и результатов исследования для последующего
совершенствования дополнительного профессионального образования
сотрудников полиции, служащих в ЦВСНП;
– использования педагогического мониторинга уровня и особенностей
профессионально-педагогической подготовки сотрудников полиции к работе
с подростками в ЦВСНП;
– применения технологии, реализация которой предполагает
достижение вариативности, системности и интегративности курсов
дополнительного образования; методические приемы, обеспечивающие
достижение достаточного уровня усвоения ими теоретических знаний и
практических умений; способы реализации потенциальных возможностей
групповых и индивидуально-дифференцированных форм работы, что
обусловливает формирование у обучающихся профессионально-
педагогических компетенций и профессионально важных качеств их
личности;
– использования разработанной технологии профессионально-
педагогического подготовки сотрудников полиции, работающих в ЦВСНП в
современных условиях функционирования системы дополнительного
профессионального образования.
Эмпирическая база исследования. Исследование осуществлялось на
базе ЦВСНП ГУ МВД России по городу Москве, Свердловской,
Волгоградской областям, Красноярскому и Краснодарскому краям.
В эмпирическом исследовании приняли участие 146 сотрудников
полиции, служащих в ЦВСНП, из них 96 сотрудников, принадлежащих к
офицерскому (старший и средний начальствующий состав) составу, и 50
сотрудников (рядовые и младший начальствующий состав). В процессе
эмпирического исследования было опрошено 89 несовершеннолетних
правонарушителей, находящихся в ЦВСНП. Для педагогического
эксперимента были сформированы две группы, состоявшие из 94
сотрудников ЦВСНП: ЭГ (старший и средний начальствующий состав
ЦВСНП из Москвы и Екатеринбурга) – 47; КГ (старший и средний
начальствующий состав ЦВСНП из Волгограда, Красноярска, Краснодара) –
47.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (2016 – 2017 гг.) – обзорно-аналитическое исследование,
результаты которого позволили уточнить категориально-понятийный аппарат
исследования, сформулировать его гипотезу, а также определить сущность,
содержание, структуру профессиональных компетенций, необходимых
сотрудникам полиции для работы с подростками в ЦВСНП, критерии и
показатели их теоретической, практической и личностной подготовленности
к такой работе.
Второй этап (2017 – 2018 гг.) – это этап предварительного
эмпирического исследования, в процессе которого была подтверждена
актуальность его темы, выявлены особенности профессиональной
подготовки сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП,
раскрыта взаимосвязь уровня их подготовленности с эффективностью их
профессиональной деятельности. В процессе исследования определены
проблемы, образовательные потребности сотрудников ЦВСНП, а также
профессиональные дефициты ЦВСНП, что послужило основанием для
разработки педагогической технологии.
Третий этап (2018 – 2019 гг.) – включал в себя организацию и
проведение педагогического эксперимента, заключавшегося во внедрении в
практику дополнительного неформального профессионального образования
сотрудников полиции разработанной технологии.
На четвертом этапе (2019 – 2020 гг.) – обобщались результаты
проведенного комплексного исследования, формулировались выводы,
публиковались научные труды и оформлялась диссертация.
Личный вклад автора заключается в непосредственном включении
при выполнении запланированных на всех этапах процесса научного
исследования заданий теоретического и экспериментального характера:
создании плана, разработке и изучении внедренных в учебный процесс
программ, в сборе, полученных эмпирическим путем, результатов, их
анализе и интерпретации, в апробации извлеченных в процессе
исследования результатов, в подготовке по итогам выполненной научной
работы наиболее важных публикаций.
Исследование содержит основные вопросы, сформулированные в
научной задаче, отвечает необходимым требованиям единства, внутренней
структурированности, научной обоснованности, что подтверждается логикой
построения работы, программой изучения, последовательной, поэтапной
реализацией плана, адекватным использованием методологической базы,
обоснованностью и непротиворечивостью выводов.
Надежность и достоверность полученных результатов
обеспечиваются научно-методологической разработанностью и комплексным
подходом в решении проблемы, адекватностью использованных методов
диагностик цели, задачам и выдвинутой гипотезе научного исследования,
репрезентативностью выборки экспериментальных групп, корректностью
использования статистических методов исследования для получения
материалов и их анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в
процессе выступлений и докладов на конференциях и научных семинарах
разного уровня. Международные: «Инновации и традиции в области
социально-педагогического и психологического сопровождения детей и
подростков» МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя (Москва, 2018 г.);
«Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные
модели и технологии» (Ялта, 2019 г.); на XXV Международном симпозиуме
«Психологические проблемы смысла жизни и акме» ФГБНУ
«Психологический институт РАО» (Москва, 2020 г.). Всероссийские:
Калабалинские чтения (Москва, 2019 г.); VII Всероссийской научно-
практической конференции посвященной 25 – летию МГПУ «Ребенок в
современном образовательном пространстве мегаполиса» (Москва, 2020
г.);«Психолого-педагогические аспекты становления развития сотрудника
ОВД в условиях вузовской подготовки» МосУ МВД России имени В.Я.
Кикотя (Москва, 2021 г.); «Современные тренды правового регулирования
сферы высшего образования: региональные, федеральные и глобальные
вопросы развития» (МГЮА, 2020 г.); «Формирование здорового образа
жизни. Передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и
семьей» (Коломна, 2019, 2020 гг.).
Материалы исследования легли в основу программы обучения
сотрудников ЦВСНП г. Москвы: «Социально-педагогическая
компетентность сотрудника полиции центра временного содержания для
несовершеннолетних правонарушителей», в рамках служебной и морально-
психологической подготовки.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессионально-педагогическая подготовка сотрудников полиции
к работе с несовершеннолетними правонарушителями в ЦВСНП
представляет собой вариативную систему дополнительного
профессионального образования, направленного на формирование
теоретической (система специфических психолого-педагогических знаний),
практической (система практических умений и профессионально-
педагогических навыков) и личностной (система профессионально важных
качеств личности) готовности к осуществлению служебно-профессиональной
деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, реабилитации делинквентных подростков, коррекции
их девиантного поведения и обеспечения их личностной и информационной
безопасности.
Критериями профессионально-педагогической подготовленности
сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП являются как
система специфических знаний, умений и их личностных качеств, так и
достаточный уровень овладения ими профессионально-мотивационными
(отражающими способность и готовность действовать в соответствии с
системой нравственных ценностей и мотивов деятельности),
профессионально-методическими (предполагающими практическое
овладение методами работы), профессионально-личностными (способность к
решению задач личностно-профессионального развития), коммуникативно-
перцептивными (способность и готовность к эффективной коммуникации) и
информационно-аналитическими (способность и готовность к получению
информации и ее всестороннему анализу) профессиональными
компетенциями. Сочетание особенностей и степени выраженности
профессионально-педагогических компетенций определяет недопустимый,
базовый, профессиональный и профессионально-творческий уровни их
профессиональной подготовленности.
2. Структурно-функциональная модель вариативной системы
дополнительного образования сотрудников полиции к работе с подростками
в ЦВСНП представляет собой взаимосвязь диагностико-ориентационного,
содержательно-целевого, процессуально-технологического и оценочно-
прогностического блоков, каждый из которых выполняет определенные
функции, отражающие общий алгоритм функционирования системы:
диагностика – определение цели – выбор средств и методов ее достижения –
реализация запланированного на практике – оценка результативности –
прогноз дальнейшего вероятностного личностно-профессионального
развития.
Процесс подготовки предполагает проектирование индивидуальной
траектории профессионального роста каждого сотрудника, которая, в
зависимости от особенностей его личностно-профессионального развития,
может быть адаптивной, направленной на создание условий для успешной
адаптации сотрудников к специфике служебно-профессиональной
деятельности в ЦВСНП; корректирующей, нацеленной на поправку
профессионально обусловленных изменений личности, активизирующей,
обеспечивающей актуализацию профессиональных ресурсов;
акмеологической, ориентированной на оказание помощи сотрудникам
ЦВСНП в овладении ими профессиональным мастерством и достижении
высокого уровня профессионализма в выбранной сфере деятельности.
3. Технология профессионально-педагогической подготовки
сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП как последовательно
реализуемая система организации процесса дополнительного
профессионального образования и продвижения по индивидуальной
образовательной траектории включает в себя четыре основных этапа:
установочный, основной целью которого является формирование устойчивых
познавательных интересов и позитивного отношения как к своей служебной
деятельности, так и к подросткам, помещаемым в ЦВСНП; этап базового
обучения, который имеет два направления подготовки – информационно-
иллюстративное и репродуктивно-конструктивное, направленных на
формирование теоретической и практической готовности сотрудников
полиции к работе с подростками в ЦВСНП; вариативный этап подготовки,
включающий в себя информационно-аналитическое и профессионально-
продуктивное направления, предполагает выбор сотрудниками ЦВСНП
вариативных модулей, в зависимости от типа спроектированных
индивидуальных образовательных траекторий; контрольно-рефлексивный
этап, ориентированный на организацию и проведение итогового контроля и
рефлексию образовательного процесса и учебной деятельности.
4. Педагогические условия эффективной реализации разработанной
технологии являются: 1) построение образовательного процесса по линейно-
циклическому принципу и в рамках личностно-ориентированого,
индивидуально-дифференцированного, личностно-деятельностного
подходов, что предполагает выбор методов и средств обучения в
зависимости от основных целей каждого этапа; 2) учет личностных
особенностей и остаточных знаний, умений и навыков сотрудников полиции,
степени выраженности у них профессионально-педагогических компетенций;
3) использование на каждом этапе подготовки интерактивных и практико-
ориентированных педагогических технологий; 4) соблюдение дидактических
принципов субъектности, мотивационной заинтересованности,
конгруэнтности, интегративности, диалогичности общения, позитивной
настроенности.
Структура и объем диссертации. В соответствии с научной логикой и
логикой научного исследования, работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка литературы. Основной объем диссертации составляет
191 страницу, содержащих 18 таблиц и 28 рисунков. Список литературы
насчитывает 256 наименований, 9 из которых на иностранном языке.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    О.Л. Мироненкова, М.А. Ерофеева, И.Г. Евсеева, О. М. Дорошенко // Перспективы науки и образования. 2–No – (44). – С. 149-doi: 32744/pse.212 (1,3/0,5 п.л.).
    Деятельность центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей̆
    О.Л. Мироненкова// Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящается 75- летию Гуманитарно-педагогической академии. под редакцией Коврова В.В. 2– С.309-(0,5 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»