Традиции Г. Малера в творческом наследии А. Берга (на примере вокальной музыки)

Скосырева Александра Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава первая. Экспрессионистические тенденции в творчестве Г. Малера
1
. Экспрессионизм в музыке начала ХХ века
1.2. «Песни об умерших детях». Образный мир и интонационный строй
1.3 «Ростки экспрессионизма» в вокальной симфонии «Песнь о Земле» (на примере I части («Застольная песня о горестях земли») и VI части
(«Прощание»))
Глава вторая. Музыка А. Берга в контексте австрийской культуры начала ХХ века
2.1. Художественная жизнь Вены 1900-1910-х годов
2.2. Густав Малер как «властитель дум» композиторов Новой венской школы. Премьера «Песни о Земле»
2.3. Становление А. Берга как самостоятельного художника. Путь от позднего романтизма к экспрессионизму
Глава третья. Г. Малер и А. Берг: к вопросу об эстетической преемственности и интонационных связях
3.1. Поиск собственного музыкального языка в «Семи ранних песнях»
3.2. «Пять песен на тексты с открыток Петера Альтенберга». Образный мир и музыкальный язык
3.3. Опера «Воццек» как кульминационное проявление экспрессионизма (на примере «Трех фрагментов из оперы “Воццек”», соч
)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ПРИЛОЖЕНИЕ II
ПРИЛОЖЕНИЕ III
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
ПРИЛОЖЕНИЕ V

Во Введении обоснованы актуальность и новизна темы, раскрыта степень
изученности проблемы, сформулированы объект и предмет исследования, его
цель и задачи, представлена методологическая основа, дан обзор литературных
источников, связанных с проблематикой работы, обозначена теоретическая и
практическая значимость исследования.
В первой главе «Экспрессионистические тенденции в творчестве
Г. Малера» выявлены предпосылки экспрессионизма, проявившиеся в
произведениях композитора (на примере вокальной музыки).
В разделе 1.1. – Экспрессионизм в музыке начала ХХ века – уделено
внимание экспрессионизму и как художественному явлению в целом, и с точки
зрения его претворения в музыке. Социально-политические изменения в
Германии и Австрии рубежа XIX-XX веков, предчувствие грядущей
катастрофы Первой мировой войны оказали основополагающее влияние на
мироощущение человека того времени. Смена миропорядка, потеря привычных
ценностных ориентиров способствовали росту напряжения и тревожности, что
нашло отражение в искусстве. В экспрессионистических произведениях герой
предстает максимально беззащитным в моменте сильного эмоционального
потрясения, вызванного ужасом, отчаянием.
Выявлены факторы, объединяющие экспрессионизм с романтизмом. В
ходе исследования доказано, что экспрессионизм не является крайней степенью
романтизма, так как данные течения обусловлены различным историческим и
психологическимконтекстом.Перечисленыключевыемоменты,
характеризующие рассматриваемое художественное течение.
Представлена история возникновения термина «экспрессионизм» в
музыкальной сфере, рассмотрены предпосылки экспрессионистического
звучания в произведениях М. Регера, Г. Малера, Р. Штрауса. Отмечены
различия между романтизмом и экспрессионизмом с точки зрения
музыкального языка.
Рождение музыкального экспрессионизма исследователи связывают, в
первую очередь, с именем Арнольда Шёнберга. Стилистическое новаторство
Шенберга начинает оказывать влияние на довольно широкий круг музыкантов.
Ученики композитора – А. Берг и А. Веберн – составили «костяк» новой
творческой группировки, впоследствии назвавшейся Второй венской школой.
Экспрессионистский характер видения окружающего мира и атональная манера
письма стали важнейшими отличительными признаками стиля нововенцев.
Вразделеобозначеныважныеособенностимузыкального
экспрессионизма, обусловившие независимость и самостоятельность данного
явления: трансформация образа героя, использование максимально сильных
средств музыкальной выразительности, переосмысление функции диссонанса,
образная трансформация традиционных жанров, предельная степень
рациональности и плотности музыкального письма, поиск новых звучаний.
Выделены аспекты, связывающие творчество Малера с экспрессионизмом,
среди которых: внимание к человеческой личности, вера в особую роль
искусства в борьбе за преображение человечества, переосмысление жанров
бытовой музыки, усиление эмоционального фона произведений композитора,
театральность, даже кинематографичность малеровского мышления в области
формы, новый тип программности.
В разделе 1.2. – «Песни об умерших детях». Образный мир и
интонационный строй – сфокусировано внимание на художественно-
эстетической концепции произведения, анализе музыкальных средств
выразительности, отвечающих экспрессионистическим тенденциям.
Исследование цикла позволяет сделать вывод о том, что возможности
музыкального языка позднего романтизма оказываются недостаточными, чтобы
в полной мере воплотить замысел композитора, отобразить тему, поднятую в
произведении. Эмоциональная напряженность «Песен» достигает такого
предела, что требует использования новых средств, которые позже будут
названы экспрессионистическими.
Особенно ярко это проявляется в заключительной, наиболее напряжённой
части цикла. Образ бури, зарождающийся во вступлении, позже найдет
развитие в «Altenberg Lieder» A. Берга. Разорванность и скупость вокальной
линии, стремление передать погранично-эмоциональное состояние героя, отказ
от мелодичности, стремление к большей декламационности в какой-то момент
выходят за пределы романтической парадигмы. Но и для всего цикла
характерны приемы, оказавшие влияние на новое музыкальное течение. Это
касается и оркестрового письма (необычное использование инструментов,
сочетание крайне высоких и низких регистров), и образной сферы. Подробное
исследование человеческого горя, следование за тонкими изменениями
эмоционального ландшафта героя, образ беззащитности детства – все эти темы
были близки нововенцам.
Раздел 1.3. – «Ростки экспрессионизма» в вокальной симфонии
«Песнь о Земле» (на примере I части («Застольная песня о горестях земли»)
и VI части («Прощание»)) – посвящен особенностям музыкального языка и
образного мира «симфонии в песнях» Малера. «Песня о Земле» объединяет
принципы симфонического и песенного циклов. Концепция произведения
строится на идеях романтизма, но эмоциональная манера малеровского
высказывания здесь провоцирует уход за границы позднего романтизма,
предвещая новое течение ХХ века – экспрессионизм.
Сравнительный анализ оригинальных стихов Ли Тай-бо («Застольная
песнь о горестях земли»), Мэна Хаожаня и Ван-Вэя («Прощание»), вольного
перевода Х. Бетге и текстовых изменений, внесенных Малером, показывает
особенно внимательное отношение композитора к тексту. Если в первой части
данные изменения незначительны, то стихи заключительной песни были в
большой степени переработаны композитором. Данные текстовые изменения
усиливают авторское, личностное начало лирики цикла.
Первая часть «Застольная песнь о горестях земли» (Das Trinklied vom
Jammer der Erde), построенная на высоком эмоциональном напряжении,
определяет трагическое настроение всего цикла. Размышления героя о
неизменности круговорота жизни и смерти приводят его к осознанию
мимолетности и тщетности существования. Страх фатального исхода рождает
внутренний протест, от которого герой пытается скрыться в опьянении. Он
предпочитает потерять контроль, поддаться безумию, что свойственно
экспрессионистической картине мира.
Разорванность музыкальной фактуры, использование крайне высоких
регистров и динамический прессинг с самого начала поднимают уровень
эмоционального воздействия на новую высоту. Высокая тесситурная
напряженность также свидетельствует об экспрессионистических тенденциях.
В последнем разделе, где появляется образ кричащей над могилами
обезьяны, символизирующей бесконечное отчаяние и одиночество, напряжение
выходит за рамки романтической традиции. Музыка в этот момент достигает
наивысшего эмоционального напряжения, что поддержано обостренной
хроматизацией и высоким регистром вокальной партии. Образ призрачной
обезьяныиегомузыкальноевоплощениерешеновключе
экспрессионистической эстетики.
Заключительная часть, «Прощание» (Der Abschied), построена на трех
тематических блоках. Первый из них самый мрачный, последующие два
наполнены более светлыми красками, что раскрывает музыкальную концепцию
как непрерывное стремление из тьмы к свету. Для Малера выходом из
сложившихся обстоятельств представляется принятие ситуации, смирение,
терпение.
К экспрессионистическим тенденциям здесь можно отнести внезапные
тесситурные взлеты (после 11 цифры); волнообразное построение
музыкального развития, которое создает постоянно растущее напряжение);
«распад» музыкальной фактуры на отдельные элементы (детализация тембров,
дробление).
Во второй главе «Музыка А. Берга в контексте австрийской
культуры начала XX века» поднимается проблематика формирования
личности композитора под влиянием эпохи, окружения, музыкальных
впечатлений.
Раздел 2.1 – Художественная жизнь Вены 1900 – 1910-х годов –
посвящен обрисовке культурного ландшафта австрийской столицы на рубеже
XIX и XX веков. Феномен Вены того времени состоит в том, что это город, где
концентрация различных художественных явлений достигла необычайной
плотности. Столица Австрии, с точки зрения менталитета её жителей и
художественного микроклимата, может быть определена как отдельная
единица. Выделены особенности венского менталитета того времени:
чувственная культура, комфорт, вкус, ритуал, традиция.
В разделе рассмотрены определяющие черты «венского модерна» – стиля,
охватившего различные области искусства того времени.
Австрийская музыкальная культура рубежа веков объединяет
многообразные, иногда диаметрально противоположные тенденции. Главной
фигурой, безусловно, был Г. Малер, дирижер и композитор, находившийся в
центре венской музыкальной жизни.
Композиторское мышление Берга, его личностное развитие во многом
было сформировано культурной средой. В его творчестве нашли своё
отражение, с одной стороны, впечатления от новаторских произведений в
различных сферах искусства, а с другой – преклонение перед традициями
прошлого. Следование чувственной культуре, сублимация тревог и
переживаний в художественное выражение – всё это черты творческого метода
композитора.
В разделе 2.2 – Густав Малер как «властитель дум» композиторов
Новой венской школы. Премьера «Песни о Земле» – рассматриваются
взаимоотношения представителей Второй венской школы и Г. Малера. Среди
обширного количества музыкантов особым авторитетом у Шенберга и его
учеников пользовался Г. Малер; он стал для них примером «современного
гения», идейным вдохновителем. Важно и то, что, кроме общности тем, образов
инастроений,Малерсталдлянововенцев непосредственным
предшественником в плане эволюции музыкального языка.
В разделе представлены документальные свидетельства малеровского
влияния на нововенцев (письма, воспоминания современников, статьи о
композиторе). Особое внимание уделено значению Малера в композиторской
судьбе А. Берга, личностным и художественным взаимосвязям, музыкальным
впечатлениям от произведений композитора, свидетельствам восхищения
Малером как кумиром.
Взаимосвязь между двумя композиторами прослеживается с юношеских
лет Берга и сохраняется на протяжении всей его жизни. Уже в ранних песнях
можно услышать примеры малеровских интонаций. Первое самостоятельное
сочинение Берга «Altenberg Lieder», op. 4, близко малеровскому типу
симфонизма, образный мир цикла созвучен «Песне о Земле» Малера. Еще одно
произведение этого периода, в котором ощущается малеровское влияние, –
«Три оркестровые пьесы» (ор. 6, 1914).
Одним из важнейших музыкальных впечатлений Берга становится
«Песнь о Земле» Малера, услышанная им 21 ноября 1911 года в рамках
малеровских фестивалей. Восторженный отзыв Берга в письме к его жене,
Хелене Наховской, говорит о глубоком впечатлении, которое на него произвело
это произведение. Для Альбана Берга именно Малер стал непререкаемым
музыкальным авторитетом, а его музыка – предметом поклонения и
вдохновения.
В разделе 2.3 – Становление А. Берга как самостоятельного
художника. Путь от позднего романтизма к экспрессионизму – внимание
сфокусировано на эволюции композиторского мышления от романтических
песен до опуса 4 («Altenberg Lieder»), который стал для Берга началом
самостоятельного творческого пути.
В разделе рассмотрены причины обращения к камерно-вокальной лирике
в качестве первого композиторского жанра. Ранние песни Берга – сублимация
юношеских переживаний, душевного кризиса. Темы, отраженные в песнях,
связаны со сложными художественными исканиями его времени.
В число 82-х ранних песен и дуэтов входят: музыка на слова «Storm’s
Schließe mir die Augenbeide» («Шторм, закрой мои глаза»), написана в 1900 году,
самое раннее из сохранившихся сочинений Берга; семьдесят песен и дуэтов,
написанных между 1900 и 1908 г.; «Семь ранних песен» – 1905-08 гг.,
опубликованных в 1928 году в сопровождении фортепиано и в оркестровой
версии; «Четыре песни» на слова Ф. Геббеля и А. Момберта ор. 2 (1909).
В работе особое внимание уделено факторам, повлиявшим на
становление Берга как композитора. Несомненно, этому способствовало
обучение композиции у Шенберга, наполненность впечатлениями о Новой
музыке, личное стремление Берга к развитию и совершенствованию.
Песни1904-1908гг. иллюстрируютпостепенноеизменение
композиторского мышления Берга. Одаренный композитор-любитель
становится учеником выдающегося педагога, А. Шенберга. Занятия с
Шенбергом открывают для Берга законы гармонии и контрапункта. Подробное
изучение полифонии, работа над инструментальными произведениями влияют
на песенный стиль композитора. Вокальные произведения совершенствуются в
сфере голосоведения, гармонических особенностей, формы.
Сочинения под руководством Шенберга периода 1904–1907 годов
включают небольшие контрапунктические произведения для хора, двух- и
трехголосные инвенции, фуги на 3 и 4 голоса, фортепианные пьесы, фуги на 2 и
3 темы, пьесы для квартета и квинтета, а также двух- и трехголосные каноны с
инструментальным сопровождением.
Первым произведением, исполненным для широкой публики, становятся
«Вариации для фортепиано на собственную тему C-dur». Модель данных
вариаций близка Вариациям для фортепиано op. 9 и 21 Брамса, с
преобладанием канонических экспериментов. Двенадцать вариаций в целом
подчинены классической венской традиции, но в некоторых из них уже
возникают будущие черты творческой личности Берга. Умелое обращение с
каноном в вариациях №№ 3, 4 и 5 предвещает контрапунктические сложности в
сочинениях зрелого периода.
Далее следует период «свободного сочинения», который увенчался
написанием Сонаты для фортепиано op. 1 (1909). Сочинением, в котором
проявились черты зрелого стиля Берга, стал Струнный квартет, op. 3. Музыка
Квартета тяготеет к расширенно-тональному письму с большими атональными
полями. В нем еще не присутствуют звуковысотные ряды, как в op. 4.
Музыкальная фактура произведения основана на вариационном изменении
мотивов, составляющих тематические комплексы.
Переход от позднего романтизма к экспрессионизму в творчестве
А. Берга происходит очень плавно. Композитор не может сразу расстаться с
прошлым, тем более что представитель позднего романтизма Г. Малер был его
кумиром. С другой стороны, Берг по-новому видит правду жизни, его
мышление сформировано XX веком, с его предощущениями хаоса и «смятения
народов». Благодаря нововенской школе музыка наполнилась новым смыслом,
встала на новый путь развития.
В третьей главе «Г. Малер и А. Берг: к вопросу об эстетической
преемственности и интонационных связях» отражена творческая
трансформация Берга от автора романтических песен к создателю вершины
экспрессионизма, опере «Воццек». Отображено преломление традиций
западно-европейской музыки в произведениях композитора от подражания к
переосмыслению и созданию новаторских форм музыкального высказывания.
В разделе 3.1 – Поиск собственного музыкального языка в «Семи
ранних песнях» – представлен анализ раннего наследия композитора с точки
зрения влияния прежних музыкальных впечатлений (в частности, Малера) и
обретения собственного композиторского стиля. Песни для этого цикла были
тщательно отобраны Бергом из числа его прежних сочинений и представляют
огромную ценность для исследователей творчества композитора.
Произведения объединены в цикл, но различны по стилю и музыкальному
языку. Для самых простых из них характерны общеромантические средства
музыкальной выразительности, которые можно отнести к первой половине XIX
века. Они могли быть вдохновлены музыкальными впечатлениями от сочинений
Ф. Шуберта, раннего Ф. Листа. Такими являются песни № 3 «Die Nachtigall»
(Соловей) и № 5 «Im Zimmer» (В комнате). Музыкальный язык песен № 2
«Schilflied» (Песнь тростника), № 6 «Liebesode» (Ода любви) и № 1 «Nacht»
(Ночь) более соответствует позднему романтизму, а именно 1870–1880-м годам.
Среди песен цикла по зрелости композиторского мышления выделяются
две: № 4 «Traumgekront» (Увенчанный снами) и № 7 «Sommertage» (Летние
дни). В этих песнях видны ростки того музыкального языка, который с полной
силой зазвучит в зрелых произведениях композитора, в т. ч. в его опере
«Воццек», главном произведении экспрессионизма.
Такой разброс техник и музыкальных настроений обусловлен поиском
собственного творческого пути, видимо не без влияния А. Шёнберга. На
примере данного цикла видна трансформация композиторского метода Берга,
переход от тональной музыки в сферу атональности. «Семь ранних песен» —
это отображение творческой лаборатории А. Берга, его юношеских исканий.
Раздел 3.2 – «Пять песен на тексты с открыток Петера Альтенберга».
Образный мир и музыкальный язык – посвящен опусу 4 как развитию
малеровской концепции песенного цикла, заключающейся в представлении
небольшого количества песен, интонационно и драматургически связанных,
отказе от повествовательного элемента при фокусировке на эмоциональном
состоянии героя. В рамках данной концепции цикл предстаёт как единое,
неделимое произведение.
Пять оркестровых песен на тексты видовых открыток Петера
Альтенберга (Fünf Orchesterlieder nach Ansichtskarten Texten von Peter Altenberg)
op. 4 (1912) являются важнейшим звеном в творчестве А. Берга, ведущим от
романтических ранних песен к атональности «Воццека» и додекафонной
технике оперы «Лулу». Цикл стал первым самостоятельным произведением
композитора, после завершения обучения у Шенберга. Известно, что песни
были написаны по настоянию учителя, но его реакция на новый опус сдержана
и несколько парадоксальна: сам Шенберг, признанный новатор, осуждает Берга
за чрезмерное использование новых средств.
Существование музыки в условиях атональности потребовало от
композитора нахождения опорных смысловых элементов, объединяющих
музыкальную ткань в единое целое. Этими элементами становятся мотивы,
наполненные различными символическими смыслами, в том числе отсылками к
произведениям Малера (например, cкорбная малосекундовая интонация,
«мотив усталости человеческого сердца» из «Песни о земле» Г. Малера).
Музыкальная ткань «Пяти песен» отличается принципиальной новизной.
В основе гармонии цикла лежит техника центра (центрального элемента).
Исчерпав возможности тональной музыки, Берг находит опору в использовании
трёх звуковысотных рядов. Эти ряды появляются во вступлении «Пяти песен»,
один из них (второй) играет роль центрального элемента.
Немаловажную роль в особенностях музыкального языка цикла сыграла
поэтика Петера Альтенберга. Особенностью его творческого метода является
отстраненное наблюдение за окружающей действительностью и фиксация
впечатлений. Отсюда краткость высказывания, «телеграфный стиль души» (нем.
Telegramm-Stilder Seele). Изысканная мелодика стиха, образы природы,
являющиеся зеркалами душевных состояний, ощущение тоски и неспешная
созерцательность роднят поэзию Альтенберга с творчеством Ли Бо и Чжан Цзи,
китайских поэтов времен династии Тан. Тексты «Пяти песен» тематически
близки второй и шестой частям «Песни о Земле» Малера.
В разделе 3.3 – Опера «Воццек» как кульминационное проявление
экспрессионизма (на примере «Трех фрагментов из оперы “Воццек”», соч.
7) – фокус исследования сосредоточен на синтезе традиционного и
новаторского в данном цикле Берга. Особое внимание уделено партии Мари с
точки зрения её взаимосвязи с образностью и интонационностью малеровских
произведений и особенностей вокального звукоизвлечения. Фрагменты из
оперы «Воццек» были составлены таким образом, чтобы ключевую партию в
них могла исполнять сопрано. Первый фрагмент включает в себя марш и
колыбельную Мари из 1-го акта оперы. Второй и третий фрагменты взяты из 3-
го акта. Второй фрагмент — сцена в комнате Мари из 1-й картины, где она
читает Библию. Третий фрагмент включается в себя оркестровую интерлюдию
(с 284-го такта) и реквием из четвёртой картины, а также заключительную
пятую картину (финал оперы).
В опере «Воццек» Берг широко использовал традиционные формы и
жанры, наполняя их новым смыслом и новыми находками в области
музыкального языка. В частности, в «Трёх фрагментах» мы находим:
претворение традиционных жанров (марш, колыбельная, песня); использование
традиционных форм (простая трёхпятичастная, сложная трёхпятичастная,
рондо); использование известных полифонических приемов и форм (имитация,
канон, фуга, вариации). Преемственность проявляется также в развитии
комплекса малеровских (и шире – позднеромантических) музыкальных
интонаций.
Использование традиционных жанров рассмотрено на примере Марша и
Колыбельной Мари из первого фрагмента, а также песни мальчика (сына
Воццека и Мари) из третьего.
Опора на традиционные формы — сложная трёхпятичастная форма
(«Марш»), трехпятичастная форма («Колыбельная»), малое рондо («Инвенция
на аккорд» и «Requiem») — позволяет композитору создать важный
стабилизирующий элемент для атональной музыки оперы. Однако применение
классических форм в контексте эстетики экспрессионизма и в конкретных
сценических условиях наполняет их новым смыслом: марш, трактованный в
гротесковом ключе, становится знаком пошлости и грубой силы, детская песня
на фоне сложнейшей оркестровой партитуры после трагической развязки
символизируетполнуюнесовместимостьразныхпластовжизни,
невозможность восприятия мира как чего-то целостного и гармоничного.
Наряду с традиционными, Берг использует в опере и новаторские формы
– инвенцию на тональность, инвенцию на аккорд (согласно характеристикам
Ю.Н. Холопова)27. Форма также может послужить возникновению новых типов
звучаний, как, например, в инвенции на аккорд (начало Третьего фрагмента) мы
видим создание «сонорных волн», развитие техники «звукового поля».
Полифонические приемы и формы — имитация, канон, вариации и фуга
— с одной стороны, подчеркивают конструктивную целостность, а с другой,
служат приемом раскрытия психологического состояния персонажа.
Интонационная преемственность рассмотрена на примере партии Мари.
Наиболее полно образ Мари раскрывается в её индивидуальных
характеристиках, это единственный персонаж в опере, у которого есть
самостоятельные арии. Исследование интонационных особенностей партии
персонажа позволяет сделать вывод о взаимосвязи Мари с героиней
«Ожидания» Шёнберга, Саломеей Штрауса, героями «Kindertotenlieder»
Малера. Сочетание различных вокальных техник – от мелодизированной речи
до полноценного пения – позволяет композитору добиться максимальной
интонационной органичности, создать необходимую в экспрессионистской
музыке эмоциональную контрастность, подчеркнуть драматургическую
многоплановость образа героини.
В Заключении подведены итоги исследования.
Выявление преемственности в творчестве композиторов Г. Малера и
А. Берга служит свидетельством непрерывности развития художественного
процесса, позволяет проследить зарождение концептуальных основ
экспрессионизма в позднеромантической музыке. Каждый из этих
Холопов Ю.Н. Тональность в атональной опере: «Воццек» Альбана Берга / Ю.Н. Холопов // Звуковая среда
современности. Сб. статей памяти М.Е. Тараканова (1928-1996). – М.: ГИИ, 2012. – С. 42-57.
композиторов, творчество которых пришлось на переломные периоды в
эволюции музыкального языка, по-своему отразил настроение эпохи.
В рамках исследования вокального цикла «Песни об умерших детях» и
избранных частей симфонии «Песнь о Земле» обнаружено, что для этих
произведенийхарактерныприемы,оказавшиесясозвучными
экспрессионистическим тенденциям. Это касается крайней эмоциональности
музыкального языка, тематической и тембровой разорванности в отдельных
оркестровых эпизодах, гармонической обостренности. Также наблюдается
взаимосвязь в образной сфере: внимание к теме беззащитности детства,
беспрецедентное на тот момент по глубине и откровенности исследование
родительского горя («Kindertotenlieder»), человек на пороге прощания,
тревожное предчувствие перемен, попытка бегства от реальности и бессилие
человека перед незыблемостью мирового порядка («Das Lied von der Erde»).
Малеровское влияние в произведениях А. Берга обусловлено не только
принадлежностью композитора ко Второй венской школе, для представителей
которой Малер был творческим ориентиром, идейным вдохновителем. Причина
преемничества кроется также в духовно-эмоциональной связи этих двух
композиторов, в тонкой, восприимчивой организации их психики. Такое
совпадение внутреннего контекста сделало Берга продолжателем малеровских
идей не только в области композиторских приемов и музыкального языка, но и в
образной сфере. Малеровский гуманизм в произведениях Берга получает новое
развитие.
На основе анализа «Семи ранних песен» можно сделать вывод о
постепенной эволюции композиторского метода Берга. С одной стороны,
наблюдается взаимосвязь с романтической традицией Ф. Листа, Ф. Шуберта,
Р. Вагнера, К. Дебюсси и других композиторов, с другой, речь идет о поиске
собственного пути, новаторском подходе к сочинению. Влияние Малера
особенно чувствуется в заключительной песне цикла, где малеровская
эмоциональность и широта высказывания сочетается с берговской
рациональностью и выверенностью музыкального языка.
Рассмотрение более зрелых произведений А. Берга с точки зрения
претворения малеровских (и шире – общеромантических) тенденций, а также
присутствия новаторских экспрессионистических методов позволяет увидеть,
что в творчестве композитора эти два направления, синтезируясь, приводят к
созданию уникального композиторского стиля.
Анализ произведений Берга, относящихся к разным периодам его
композиторского роста, свидетельствует о плавном переходе от романтизма к
экспрессионизму. И хотя, влияние Малера безусловно прослеживается в
творчестве Берга, самобытность и самостоятельность композиторского
мышления неоспорима. Начав с непритязательных романтических песен, Берг
вырос до художника, сумевшего создать одно из главных произведений XX
века, жестокая правдивость которого до сих пор волнует сердца людей.

Для европейской музыкальной культуры XIX–XX веков фигура Густава Малера стала ключевой. Его деятельность оказала революционное влияние на развитие симфонизма. Никто не сделал более Малера для повышения роли драматургического плана музыкальной формы, для органической семантизации всех тематических процессов, происходящих в симфонии.
Открытия Малера связаны и с выработкой особой интонационности, и рождением особого типа тематизма, когда одна тема складывается из множества элементов, мотивов, мелодических отрезов, звучащих в одновременности и создающих сложные полифонические структуры.
Образный мир малеровской музыки отражает постепенную модуляцию от позднего романтизма к экспрессионизму. Экспрессионистические тенденции начинают проявляться ещё в Шестой симфонии, но с особой силой дают о себе знать в «Песне о Земле» и неоконченной автором Десятой симфонии.
Со смертью Малера традиции, заложенные им, не оборвались. Наверное, можно считать естественным, что прежде всего они были подхвачены его младшим современником – венским композитором Альбаном Бергом. Из всех представителей Новой венской школы именно Бергу было суждено в наибольшей степени сталь наследником «малеровского духа».
В зарубежной и отечественной музыкальной культуре, среди нового поколения исполнителей наблюдается растущий интерес к вокальному творчеству А. Берга. Его цикл «Пять песен на тексты к видовым открыткам П. Альтенберга», а также и ранние песни композитора привлекают новое поколение исполнителей. Среди самых заметных записей «Семи ранних песен» последних лет можно назвать запись с Зальцбургского фестиваля 2005 года (сопрано Диана Дамрау, пианист Штефан Маттиас Ладеманн), записи 2013 года (тенор Арнольд Безуйен, пианист Юра Маргулис), 2014 года (сопрано Элизабет Спейсер, пианист Ирвин Гейдж), (сопрано Катарина Персике, пианистка Паулина Тукиайнен), 2015 года (сопрано Доротея Рёшманн, пианистка Мицуко Учида).
К самым заметным записям «Altenberglieder» можно отнести запись с фестиваля в Люцерне 2005 года (сопрано Рене Флеминг, дирижер Клаудио Аббадо), а также студийные записи 2012 года (меццо-сопрано Анне Софи фон Оттер, дирижер Клаудио Аббадо), 2013 года (меццо-сопрано Марион Экштейн, дирижер Винфрид Радемахер), 2020 года (сопрано Руби Хьюз, дирижер Макс Путтманн).
Среди отечественных исполнителей к творчеству Берга обращались Соня Фомина (цикл «Семь ранних песен»), Оксана Лесничая (“Летний день”, “Песнь камыша”, “Соловей” из цикла «Семь ранних песен»), Наталья Богданова («Летние дни»), Елизавета Свешникова («Соловей»). Постановка оперы «Воццек» А. Берга в России после долгого перерыва состоялась в Москве, в Большом театре в 2009 году. Это событие стало новой страницей в культурном освоении данной оперы в отечественном пространстве.
Альбан Берг, молодость которого протекала в «эпоху Малера» и под его несомненно сильным влиянием, в своем творчестве также прошел путь от позднего романтизма к экспрессионизму, от тональной музыки через свободную гемитонику к додекафонии. На наш взгляд, именно в его творчестве связь с мироощущением и интонационностью Г. Малера прослеживается наиболее отчетливо.
Образный мир и интонационная структура таких произведений Г. Малера, как вокальный цикл «Песни об умерших детях», вокальная симфония «Песнь о Земле», нашли претворение и плодотворное развитие в «Семи ранних песнях» и «Пяти оркестровых песнях на тексты к видовым открыткам Петера Альтенберга». Более поздние произведения А. Берга, в том числе опера «Воццек», также несут отпечаток малеровского влияния, что находит отражение прежде всего в общности тем и мироощущения, а более опосредованно – в характере тематизма и трактовке
жанров. В выборе текстов А. Берг и Г. Малер опирались на традицию немецкой и австрийской культуры: «Семь ранних песен» Берга написаны на стихи поэтов-
Актуальность исследования определяется тем, что в русскоязычной литературе тема преемственности между вокальным творчеством Густава Малера и Альбана Берга освещена недостаточно полно. Обычно влияние музыкального языка Малера прослеживается лишь на примере ранних песен 1901-1908 годов. Целостного сравнения категорий музыкального языка и художественного пространства вокального творчества Малера и Берга проведено не было. Нам бы хотелось глубже исследовать эту тему, что могло бы дать ключ к пониманию творчества Малера и Берга как единой линии в развитии экспрессионистических тенденций австро-немецкой музыкальной культуры.
Степень разработанности темы. Влияние Густава Малера на последующие поколения композиторов, в том числе на представителей Второй венской школы, неоднократно становилось предметом исследования, начало которым положил сам А. Шёнберг в известном докладе 1912 года «Малер» [108]. Автор доклада раскрывает причины преклонения нововенцев перед фигурой композитора, обозначает те линии малеровского творчества, которые близки представителям его школы.
Современники композитора, писавшие о его творчестве – П. Беккер, П. Штефан, Р. Шпехт, Г. Адлер – не могли с полной уверенностью определить, кем являлся Малер, последним романтиком или первым экспрессионистом. Труд Р. Шпехта «Густав Малер» [181], изданный в 1913 году, заложил основы научного малероведения, а работы П. Беккера, в частности «Симфонии Густава Малера» [120] (1921) содержат важные замечания относительно стилистики малеровского письма.
А. Веберн в лекциях «Путь к Новой музыке» (1932 – 1933 гг.), рассуждая о полифоническом мышлении, отмечает новаторство Малера: «с Малером мы вступаем в современность» [23, с. 50].
романтиков Н.
Ленау, Г.
Гауптмана, Т.
Шторма и др.; «Песни об умерших детях»
Малера – Ф.
Рюккерта.
5

Воспоминания о Малере, первые документальные свидетельства доступны в сборнике статей и посвящений, изданных к 50-летию со дня рождения Малера (1910) [142]. Здесь собраны воспоминания Стефана Цвейга, Гергарта Гауптмана, Бруно Вальтера, Гвидо Адлера и многих других современников композитора. Также в этом плане для нас важно первое издание писем Малера под редакцией его вдовы Альмы Малер-Верфель [159].
Всплеск интереса к этой проблеме наблюдался также в 1960-70-е годы.
В 60-е годы появляются труды выдающегося немецкого музыкального теоретика и философа-социолога Т. Адорно. Ученый ставит целью раскрыть суть музыки Малера через анализ характера композитора, а также историко-социальный фон [116]. В 1958 году выходит первый том монографии британского музыковеда Д. Митчелла «Густав Малер», положивший начало большой исследовательской работе, включающей труды, которые, помимо подробного анализа симфоний Малера и его биографии, содержат размышление на тему «Малер и XX век» [166].
В 1970-80-е годы интерес исследователей к теме влияния Малера на последующие поколения музыкантов усиливается. Изучаются исторические документы, уделяется внимание философскому и психологическому аспектам изучения творчества композитора. Появляется подробная трехтомная монография французского исследователя А.Л. де Ла Гранжа [153,154, 155], работы К. Блаукопфа [124, 125]. В трудах К. Флороса [137] представлена переписка Берга и Веберна о Малере, а также отмечены причины влияния композитора на последующие поколения.
Из современных работ следует отметить труд П. Рассела [179], диссертацию Р. Рашинга [178].
Начало отечественных исследований творчества композитора было положено И. И. Соллертинским в его очерке «Симфонии Малера». Однако, поскольку течение экспрессионизма не поддерживалось советскими идеологами, о влиянии Малера на Берга и других композиторов ХХ века в нашей стране стали писать позже. Одним из первых исследований на эту тему стала диссертация Л.С. Неболюбовой (1978) [75]. Тема преемничества между Малером и Бергом на
6

примере инструментальной музыки в аспектах стиля и музыкальной интонации раскрыта в статье Ю.Н. Клусона [64]. Назовём и более поздние работы Н.И. Дегтяревой [48; 49; 50] и Ю. Векслер [27].
Из зарубежных работ можно назвать статью Г. Уоткинса, который исследует взаимосвязь музыки Берга и Малера, уделяя особенное внимание ритмическим мотивам и заимствованию из народных песен [184]. Влияние Малера на «Три оркестровые пьесы» оp. 6 освещено в трудах Редлиха [170], В. Райха [174], Р. Лейбовитца [157].
Анализ позднего вокального творчества композитора представлен в работах Г. Энгеля [133], Р. Герлаха [141], А. Одефея [169], М. Фридфельда [140], Дж. Джонсона [48], тезисах докторской диссертации З. Романа [176].
Важные архивные документы, освещающие жизнь и творчество А. Берга представлены труде Р. Хильмар [147] (1978). Автор рассматривает период становления композитора, его раннюю жизнь в Вене. В данном исследовании содержится переписка Берга с Шёнбергом, Веберном и некоторыми учениками.
С конца 70-х годов, после смерти вдовы композитора Хелены Берг в 1976, становится доступным обширное собрание архивных документов (черновые варианты произведений, письма Берга и др.). Среди трудов, представляющих нам фигуру композитора в свете вновь открывшихся документов, можно выделить книги Зомы Моргенштерна «Альбан Берг и его кумиры», К. Флороса «Альбан Берг. Музыка как автобиография», К. Хейли «Альбан Берг и его мир».
Из современных зарубежных исследований можно выделить диссертацию С. Б. Адамс [114].
В отечественной литературе интерес к творчеству А. Берга начался с публикаций Б. Асафьева1, чьи исследования были посвящены опере «Воццек» и её первоисточнику [7], а также самому композитору [8]. Несомненно, самое важное и значительное исследование 1970-х годов о Берге – это монография М. Тараканова «Музыкальный театр Альбана Берга» (1976) [92].
1Б. Асафьев, советский композитор и музыковед, был одним из инициаторов постановки оперы «Воццек» в 1927 году в Ленинграде.
7

В осмыслении творчества и жизненного пути А. Берга в отечественном музыковедении современного периода необходимо выделить труды Ю. Векслер:
 монография «Категория судьбы в символике Альбана Берга» (1996);
 диссертация «Символика в музыке Альбана Берга» (1998);
 первая фундаментальная биография композитора на русском языке
«Альбан Берг и его время. Опыт документальной биографии» (2009);
 монография «О композиционном процессе Альбана Берга» (2017) – данная книга ценна публикацией большого количества рукописных источников и
автографов композитора.
Что касается внимания к вокальному творчеству А. Берга, в 70-80-е годы появляется статья Мугинштейна [74], посвященная опере «Воццек» и классической традиции. Altenberglieder становятся предметом исследования в статье Н. В. Алексенко [4] и более чем десятилетие спустя – в работе Л.М. Кокоревой и А.А. Филиппова [65]. В 2007 году выходит статья Н.А. Петрусевой и О.А. Шестаковой, посвященная анализу оперы «Воццек» [82].
Цель исследования — доказать, что музыкальный язык и образный мир вокальной музыки Берга 1907-1912 гг., а также и оперы «Воццек» являются прямым продолжением тех эстетических тенденций и тех открытий в области музыкального языка, которые были явлены в цикле Г. Малера «Песни об умерших детях» и в его вокальной симфонии «Песнь о Земле».
В связи с этим, задачи исследования можно сформулировать следующим образом:
1) выявить общие художественно-эстетические тенденции в творчестве Г. Малера и А. Берга;
2) проанализировать вокальный цикл «Песни об умерших детях» и избранные части из симфонии «Песнь о Земле» с точки зрения образного строя и музыкально-языковых особенностей;
3) рассмотреть творчество А. Берга в контексте австрийской культуры начала ХХ века;
4) проследить становление Берга как художника, его переход от 8

ученичества к самостоятельному творчеству, от песен 1905-1908 гг. к циклу «Пять песен на тексты с открыток Петера Альтенберга» и далее к опере «Воццек»;
5) выявить интонационную близость ранних песен А.Берга вокальному творчеству Г. Малера;
6) рассмотреть «Три фрагмента из оперы “Воццек”» А. Берга с точки зрения претворения малеровских традиций и реализации новаторских экспрессионистических методов самого Берга.
Объектом исследования являются вокальный цикл «Песни об умерших детях» и симфония «Песнь о Земле» Г. Малера, вокальные циклы А. Берга «Семь ранних песен» и «Пять песен для сопрано и оркестра на тексты Петера Альтенберга», а также «Три фрагмента из оперы “Воццек”».
Предмет исследования – эволюция эстетических принципов и музыкального языка от произведений Г. Малера среднего и позднего периодов к произведениям А. Берга раннего периода и вплоть до оперы «Воццек».
Для методологии работы характерен комплексный подход к изучаемому материалу, объединяющий в себе теоретические методы и историческое исследование. Ориентирами являются культурологический, историко- стилистический, источниковедческий̆ и структурно-функциональный методы.
Культурологический метод позволил раскрыть связь рассматриваемых явлений с художественными установками соответствующей эпохи.
При помощи историко-стилистического метода произведения Малера и Берга рассмотрены в качестве элементов эпохи fin de siècle.
В связи с изучением эпистолярного наследия А.Берга применялся источниковедческий метод.
Анализ произведений осуществлялся при помощи структурно- функционального метода.
Научная новизна работы состоит в следующем:
1) проведён комплексный анализ документов и материалов, подтверждающих влияние творчества Г. Малера на формирование художественного мышления А. Берга, в том числе рассмотрены ранее не переведенные на русский язык письма;
2) выявлено малеровское влияние в «Семи ранних песнях» Берга;
3) исследованы интонационные и образные интерференции между вокальными
произведениями Г. Малера и А. Берга;
4) особенности музыкального языка оперы “Воццек” (мелодика, оркестровая
фактура, баланс напряжений и спадов, жанровые аллюзии) рассмотрены как
претворение традиций Г. Малера;
5) на основе, во-первых, анализов музыкального языка песен Г. Малера и
А. Берга, фрагментов из «Песни о Земле» и из оперы «Воццек», и, во-вторых, тематической подборки высказываний А. Берга о Малере творчество этих двух композиторов представлено как единый исторический и эстетический процесс, ведущий от позднего романтизма к экспрессионизму, из девятнадцатого века в двадцатый.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Вокальные произведения Берга и позднего Малера тематически и образно близки. В них поднимаются проблемы отношения художника с миром, со сферой трансцендентного; возникают размышления об уязвимости и беззащитности детства, о неизбежности прощания с миром. Однако, если
произведения Малера в целом остаются в рамках романтической парадигмы,
то у Берга все идеи получают обостренное экспрессионистическое звучание.
2. Берг продолжает развитие жанра оркестровой песни, опираясь на идеи, воплощенные Малером в «Песнях об умерших детях» (в частности, речь идёт об отказе от повествовательного элемента, о сосредоточении на
психоэмоциональном состоянии героя, о камерной трактовке оркестра).
3. В формировании композиторского стиля Берга, в переходе от гомофонно-
гармонического мышления к работе со звуковысотными рядами в Altenberglieder op. 4 поворотным моментом становится Квартет op. 3, так как именно в нем происходит замена принципа тональности принципом работы
со звуковысотными группами и рядами.
4. Развитие малеровских (и шире – позднеромантических) традиций в вокальных произведениях Берга проявляется в переосмыслении и новаторской трактовке комплекса музыкальных средств (формы, жанра, полифонических приемов, интонации). Обобщая и развивая музыкальный язык романтиков, Берг дополняет его совершенно новыми, революционными средствами выразительности.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут углубить понимание музыкально-эстетической преемственности между Г. Малером и А. Бергом, раскрыть постепенное изменение композиционного метода А. Берга. Некоторые положения работы могут составить основу дальнейших исследований творчества Альбана Берга.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование может использоваться в курсах истории зарубежной музыки, современной музыки, а также в гуманитарных исследованиях смежной проблематики. Работа может быть полезна исполнителям музыки Г. Малера и А. Берга, в частности вокалистам и дирижерам.
Степень достоверности результатов проведенных исследований определяется, во-первых, широким охватом научных трудов, посвящённых анализу вокальных произведений Г. Малера и А. Берга и поиску интонационных и образных взаимосвязей, а во-вторых, большим количеством аналитических примеров, что повышает объективность полученных выводов.
Апробация работы. Материалы исследования на различных его этапах обсуждались в Академии хорового искусства им. В.С. Попова на заседаниях кафедры истории и теории музыки. 17 июня 2019 г. в Академии хорового искусства прочитана открытая лекция на тему «Г. Малер в жизни А. Берга». Материалы работы были использованы в лекциях, прочитанных автором в Академии хорового искусства им. В.С. Попова в марте 2019 г. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложения.
Первая глава «Экспрессионистические тенденции в творчестве Г. Малера» состоит из трех разделов. В первом разделе рассказывается об истоках и особенностях музыкального экспрессионизма. Во втором исследуются интонационные особенности и образный мир цикла «Песни об умерших детях». Третий раздел посвящен анализу экспрессионистических тенденций в вокальной симфонии «Песнь о Земле».
Во второй главе «Музыка А. Берга в контексте австрийской культуры начала XX века» рассматривается становление композитора и его роль в музыкальной жизни Вены на рубеже веков. Первый раздел посвящен эстетическим тенденциям в культуре австрийской столицы первого десятилетия XX века. Во втором выявляется влияние Г. Малера на представителей Новой венской школы. В третьем разделе прослеживается творческий путь А. Берга от позднеромантической традиции к экспрессионизму, выявляются факторы, определившие его профессиональное становление.
В третьей главе прослеживается претворение и развитие малеровских идей в вокальных произведениях А. Берга. Первый раздел посвящен анализу цикла «Семь ранних песен». Во втором разделе рассматриваются интонационные и образные взаимосвязи «Пяти песен на тексты с открыток Петера Альтенберга» с вокальными произведениями Малера. В третьем разделе осуществлен анализ соединения малеровских (и шире – позднеромантических) тенденций с новаторскими музыкальными приемами Берга в «Трёх фрагментах из оперы “Воццек”».
В состав работы входят пять приложений. Приложение I содержит сравнительный анализ оригинальных стихов Ли Тай-бо и вольного перевода Х. Бетге, положенного в основу текста «Застольной песни о горестях Земли» из «Песни о Земле» Г. Малера. Приложение II представляет собой сравнение перевода Х. Бетге и изменений, внесенных Г. Малером в текст I части «Песни о Земле», оформленное в виде таблицы. Приложение III содержит сравнительный анализ стихотворений «Пребывание в горном убежище учителя, напрасное ожидание друга» Мэна Хаожаня (в др. источниках – Монг Као-Жен) и «Прощание» Ван-Вэя, положенных в основу вольного перевода Х. Бетге, который Г. Малер использовал для заключительной части «Песни о Земле». Приложение IV представляет собой сравнение перевода Х. Бетге и изменений, внесенных Г. Малером в текст «Прощания» из «Песни о Земле». Перевод с китайского на английский заимствован из книги Д. Митчелла «Густав Малер: песни и симфонии жизни и смерти» [165]. Приложение V – отрывок из пьесы Г. Бюхнера «Войцек».

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Культура и искусство. – 2– No – С. 54-[1,25 п.л.]Скосырева А.В. Предпосылки зрелого композиторского стиля в «Семи ранних песнях» Берга // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2- No 1(59). – С. 49-[0,61 п.л.]
    Культура и искусство. – 2– No – С. 87-[0,8 п.л.]
    Густав Малер в жизни Альбана Берга
    Вестник АХИ. – No – 2– С. 97-[0,87 п.л.]Скосырева А.В. Традиции и новаторство в композиторской технике А. Берга на примере «Трёх фрагментов из оперы “Воццек”» // Культура и искусство. – 2– No – С. 53-[1,3 п.л.]

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Скрипичное искусство Башкирии: пути профессионализации
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Г. М. Коган и его вклад в российскую музыкальную культуру
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Стихиры двунадесятых праздников знаменного распева: жанровые особенности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»