Волонтерские практики как средство воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы

Хаджимурадова Таиса Хусаиновна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТА- НИЯ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ БАКА- ЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗ- МОЖНОСТЕЙ ВОЛОНТЕРСКИХ ПРАКТИК
1.1. Моральная ответственность в системе профессионально важ-
ных качеств будущих бакалавров социальной работы
1.2. Использование ресурсов волонтерских практик для воспита-
ния у будущих бакалавров социальной работы моральной ответ- ственности
1.3. Педагогическая модель воспитания моральной ответственно-
сти у будущих бакалавров социальной работы с использованием возможностей волонтерских практик 83
Выводы по первой главе 117 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬ- ЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОЛОНТЕРСКИХ ПРАКТИК
2.1. Общая характеристика экспериментальной работы
2.2. Методика воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 181
Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА
204 207

Во введении обосновывается выбор темы педагогического исследования,
ее актуальность и уровень теоретической интерпретации; излагаются объект,
предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, его методологическая и теорети-
ческая основа, методы и этапы исследовательской работы; раскрывается научная
новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, его обоснован-
ность и достоверность; представлены выносимые на защиту положения и сведе-
ния об апробации и внедрении.
В первой главе «Теоретико-методологические основания организации
и осуществления процесса воспитания моральной ответственности у буду-
щих бакалавров социальной работы с использованием возможностей волон-
терских практик» раскрываются сущностные признаки моральной ответствен-
ности в системе профессионально важных качеств будущих бакалавров социаль-
ной работы; показаны возможности волонтерских практик для воспитания дан-
ного личностно-профессионального качества; представлена педагогическая мо-
дель исследуемого процесса.
Обращение к научным публикациям и диссертационным исследованиям
позволило осуществить родовидовой анализ терминов «ответственность», «мо-
раль», «моральная ответственность», на основании которых уточнено содержа-
ние понятия «моральная ответственность будущих бакалавров социальной ра-
боты». В соответствии с этим моральная ответственность будущих бакалавров
социальной работы истолкована в диссертации как интегративное профессио-
нально значимое качество, характеризующееся эмоционально-ценностным отно-
шением к социальной работе и ее субъектам, наличием представлений об обще-
человеческих и профессионально-этических моральных нормах, способностью
актуализировать знания, анализировать последствия и совершать выбор осу-
ществляемых трудовых действий для обеспечения социального благополучия
граждан, потребностью в рефлексии принятых решений с позиции общественной
морали.
Исходя из анализа современных исследований, развивающих классические
подходы и взгляды в области профессионально-нравственного воспитания сту-
дентов (Ю.В. Богомолов, И.Н. Борзых, О.П. Журавлева, В.А. Кудин, О.Ю. Мака-
рова, И.Н. Мирошниченко, В.Л. Разгонов, А.В. Репринцев, В.П. Швыдков и др.),
воспитание у будущих бакалавров социальной работы моральной ответственно-
сти представляет собой целенаправленное, системное педагогическое влияние на
их сознание, чувства и поведение, способствующее зарождению и становлению
исследуемого качества.
Волонтерские практики предложено рассматривать как эффективное вос-
питательное средство и специально организованный вид внеучебной деятельно-
сти будущих бакалавров социальной работы, реализующийся в образовательной
среде университета на основе самоуправления. Содержанием данной деятельно-
сти является оказание разнообразных социально значимых услуг широким слоям
населения на добровольной основе. К волонтерским практикам относят социаль-
ное проектирование, обучение волонтеров, создание интеллектуально-творче-
ского продукта, социальную практику, организацию досуга, социальное просве-
щение и т.д. Вовлечение в данный вид деятельности требует подготовки, содей-
ствия в выборе вида социальной активности, который способствуют приобрете-
нию будущими бакалаврами социальной работы опыта принятия ответственных
решений с учетом морально-нравственных ценностей.
Проектирование педагогической стратегии воспитания моральной ответ-
ственности у будущих бакалавров социальной работы с использованием возмож-
ностей волонтерских практик осуществляется в соответствии с положениями со-
циокультурного, системно-деятельностного, аксиологического, личностно-ориен-
тированного подходов. Социокультурный подход позволяет подчеркнуть соци-
альной смысл воспитания как условия осознания и принятия общественно зна-
чимых ценностей. Будущие бакалавры социальной работы рассматриваются в
этой связи в качестве субъектов культуросообразной среды, обогащенной соци-
ально-ориентированными смыслами и стимулирующей к культурному самораз-
витию и самоопределению. Системно-деятельностный подход нацелен не наибо-
лее полное и всестороннее описание психолого-педагогических условий и меха-
низмов учебно-профессиональной деятельности будущих бакалавров социаль-
ной работы, подчеркивает их творческое начало в системе жизненных и предсто-
ящих профессиональных отношений. Применение аксиологического подхода
дает возможность повысить результативность педагогической работы за счет со-
средоточенности на общечеловеческих и социальных ценностях. Личностно-ори-
ентированный подход обеспечивает уточнение функций воспитательной системы
вуза в плане создания условий для развития и саморазвития будущих бакалавров
социальной работы.
Педагогическая стратегия воспитания моральной ответственности у буду-
щих бакалавров социальной работы находит воплощение в содержании принци-
пов, модели и педагогических условий. При этом педагогические установки для
интеграции волонтерских практик в образовательный процесс университета за-
дают принципы воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров
социальной работы: направленности на профессионально-нравственные ценно-
сти, самостоятельности выбора форм социально значимой деятельности, эмоци-
ональной насыщенности социальной активности, ответственного партнерства.
Целостный процесс воспитания у будущих бакалавров социальной работы
моральной ответственности описан в виде модели (рис.). Ее целевые, содержа-
тельные и организационно-педагогические средства основываются на использо-
вании возможностей волонтерских практик и поддерживают педагогические
способы формирования всесторонних представлений о моральной ответственно-
сти, ее прикладном значении в предстоящей профессиональной деятельности,
вовлечения и ответственного участия в различных формах, видах и направлениях
волонтерской работы. Модель включает целевой, методологический, содержа-
тельно-смысловой, организационно-педагогический, диагностический, резуль-
тативный компоненты.
Целевой компонент отражает цель и основное назначение модели – спо-
собствовать зарождению и становлению моральной ответственности у будущих
бакалавров социальной работы как профессионально важного качества с исполь-
зованием ресурсов волонтерских практик. В основе данной целевой установки
находятся: государственно-общественный заказ на подготовку квалифицирован-
ных специалистов для системы социального обслуживания населения; требова-
ния ФГОС по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.
Методологический компонент раскрывает методологические основания
проектирования процесса воспитания моральной ответственности у будущих ба-
калавров социальной работы, а также авторскую позицию в отношении приме-
нения возможностей волонтерских практик для этого. В данном компоненте вы-
делены методологические подходы и принципы.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель – способствовать зарождению и становлению моральной ответствен-
ности у будущих бакалавров социальной работы как профессионально
Задачиважного качества с использованием ресурсов волонтерских практик

Подготовительный этап:Деятельностный этап:Рефлексивный этап:
– Повышение осведомленности о со-– Развитие психолого-педагогических– Стимулирование проявления
циальном, нормативно-правовом изнаний, обеспечивающих внутреннююэмоционального отношения к со-
организационном контекстах волон-готовность к участию в волонтерскойциально значимой деятельности;
терской деятельности;деятельности;– организация рефлексии приня-
– актуализация позитивного отноше-– вовлечение в командное социальноетых решений и хода реализации
ния к моральной ответственности какпроектирование как направление во-социальных проектов;
профессионально-нравственной цен-лонтерской деятельности, в том числе в– оценка динамики отношения к
ности;цифровой среде;моральной ответственности как
– стимулирование самостоятельного– содействие получению опыта реали-профессионально значимому ка-
выбора форм социально значимой де-зации ответственного партнерскогочеству
ятельностивзаимодействия

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
Методологические подходы: социокультурный,
КОМПОНЕНТ
системно-деятельностный, личностно-ориентированный и аксиологический

Принципы: направленности на профессионально-нравственные ценности, самостоя-
тельности выбора форм социально значимой деятельности, эмоциональной насыщен-
ности социальной активности, ответственного партнерства

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ
ФГОС ВО и ОП ВО по направлению
подготовки 39.03.02 Социальная работа
Дисциплина учебного плана по выбору студентов
«Организация социально-ориентированной1. Социальный контекст
волонтерской деятельности»волонтерской деятельности

2. Организация волонтерской деятельности,3. Личностные и профес-4. Социальное проектирова-
социально-ориентированные направлениясиональные качествание как элемент
ее осуществленияволонтераволонтерской деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТФормы: проблемная лекция, практическое занятие, круглый стол,
фокус-группа, психолого-педагогический тренинг, проектная сес-
сия, самостоятельная и индивидуальная командная работа, отчет-
Методы: диагностика, наглядная демон-ная конференция, индивидуальная рефлексивная деятельность
страция, метод моральных дилемм, работа в
фокус-группе, визуализация информации,
кейс-метод, анализ киноматериала, выполне-Средства: диагностические средства, базы данных нормативно-право-
ние индивидуальных заданий, командноевой и справочной информации, мультимедийные презентации, кейсы с
проектирование, подготовка отчета, группо-описанием моральных дилемм, комплект кейс-заданий, киноматериал,
вое обсуждениецифровые ресурсы социальных сетей, средства визуализации

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТРЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Критерии: эмоционально-ценностный, когнитивно-рацио-Ожидаемый результат – уровень сформированно-
нальный, деятельностно-волевой и рефлексивно-оценочныйсти моральной ответственности, который обеспечит
качественное и высокоэффективное осуществление
предстоящей профессиональной деятельности по со-
ПоказателиУровни интенсивности критериевциальному обслуживанию населения

Рис. Модель воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной
работы с использованием возможностей волонтерских практик
В содержательно-смысловом компоненте находят отражение авторские ре-
шения относительно определения содержания профессионального образования,
на базе которого более успешно осуществляется процесс воспитания моральной
ответственности. Отдельные учебные дисциплины, включенные в учебный план,
обладают достаточным потенциалом для осуществления соответствующей педа-
гогической работы. Кроме того, предлагается дисциплина по выбору студентов
«Организация социально-ориентированной волонтерской деятельности».
Основу организационно-педагогического компонента составляют формы,
методы и средства, в рамках и с использованием которых организуется целена-
правленный процесс воспитания моральной ответственности будущих бакалав-
ров социальной работы. При отборе таких форм, методов и средств принимаются
во внимание следующие обстоятельства: а) учитываются поставленные задачи в
соответствии с выделенными этапами воспитания моральной ответственности;
б) используются возможности и ресурсы волонтерских практик.
Диагностический компонент дает описание критериально-оценочного ин-
струментария, применяемого для проведения диагностики сформированности
моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы. Для
этого используется совокупность критериев, а также поставленные им в соответ-
ствие показатели.
Результативный компонент отражает промежуточные и конечный резуль-
тат деятельности по воспитанию моральной ответственности. Ожидаемый ре-
зультат определяется как уровень сформированности моральной ответственно-
сти у будущих бакалавров социальной работы, который обеспечит качественное
и высокоэффективное осуществление ими предстоящей профессиональной дея-
тельности по социальному обслуживанию населения.
Успешность реализации представленного в модели процесса определяется
созданием в ходе профессиональной подготовки будущих бакалавров социаль-
ной работы следующих педагогических условий: использование кейс-метода в
обогащении психолого-педагогических знаний, обеспечивающих внутреннюю
готовность к участию в волонтерской деятельности; применение метода мораль-
ных дилемм для обогащения опыта принятия самостоятельных решений; под-
держка ответственного использования социальных сетей как сферы проявления
социальной активности; стимулирование инициативы в осуществлении команд-
ных социальных проектов.
Первое условие заключается в разработке и реализации эмоционально-
насыщенных кейс-заданий, требующих применения умений эмоциональной са-
морегуляции, осуществления анализа моральных причин и следствий, проведе-
ния рефлексии в ситуации принятия ответственного решения. Второе условие
состоит в использовании педагогического потенциала метода моральных дилемм
для обогащения практического опыта совершения самостоятельного выбора. Та-
кие ситуации могут возникать в ходе волонтерской деятельности. Преподаватель
и сами студенты могут рассказать о таких ситуациях, которые, в свою очередь,
становятся предметом обсуждения. Третье условие находит выражение в педа-
гогической поддержке проявляемой будущими бакалаврами социальной работы
инициативы по получению опыта ответственного использования социальных се-
тей как сферы проявления социальной активности. Активность в социальных се-
тях может рассматриваться в качестве способа выражения нравственной позиции
и средства реализации реальных социальных проектов. Совершенно очевидно,
что подобная активность предполагает ответственное использование ресурсов
цифровой среды. Четвертое условие выражается в создании условий для прояв-
ления инициативы будущих бакалавров социальной работы в осуществлении ко-
мандных социальных проектов, что будет служить стимулирующим фактором
ответственного отношения к исполнению самостоятельно намеченных целей, ре-
ализуемых в командном взаимодействии.
Подчеркивается, что реализация приведенного комплекса условий способ-
ствует повышению педагогического потенциала модели воспитания моральной
ответственности у будущих бакалавров социальной работы.
Во второй главе «Экспериментальная работа по реализации модели
воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной
работы с использованием возможностей волонтерских практик» дана общая
характеристика экспериментальной работы, изложены ее цель, задачи, этапы и
логика осуществления; представлена критериально-диагностическая система;
охарактеризована методика воспитания моральной ответственности у будущих
бакалавров социальной работы, показаны и проинтерпретированы результаты
экспериментальной работы.
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило выводы о необхо-
димости совершенствования практики профессиональной подготовки будущих
бакалавров социальной работы, усиления ее направленности на воспитание мо-
ральной ответственности. Опрос показал, что у будущих бакалавров социальной
работы не всегда прослеживается приоритет общечеловеческих и профессио-
нально-нравственных ценностей по отношению к будущей трудовой деятельно-
сти. Студенты ориентируются на общеизвестные понятия трудолюбия, исполни-
тельности, корректной коммуникации. При этом ценности, которые составляют
основу профессиональной этики и моральных норм, не получают должного вни-
мания. В частности, это касается моральной ответственности. Будущие бака-
лавры социальной работы недооценивают значимость знаний об индивидуаль-
ных особенностях субъектов социальной работы, не вполне разделяют позицию
об изучении и развитии собственных внутренних качеств для проявления мо-
ральной ответственности в профессиональной деятельности. Также было выяв-
лено, что будущие бакалавры социальной работы, в целом, осведомлены о во-
лонтерском движении, адекватно оценивают его значимость и распространен-
ность. При этом они не до конца оценивают потенциал волонтерских практик в
развитии профессионально-нравственных качеств, например таких, как мораль-
ная ответственность. Выявлено наличие значительного интереса студентов к
участию в самих волонтерских практиках.
В плане преодоления выявленных тенденций и совершенствования про-
фессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы подготов-
лена методика воспитания моральной ответственности, которая поддерживается
разработанной и описанной в теоретической главе диссертации моделью. Мето-
дика внедрялась в процессе экспериментальной работы. Педагогический экспе-
римент осуществлялся на базе Чеченского государственного университета
имени А.А. Кадырова и Чеченского государственного педагогического универ-
ситета. Основным результатом внедрения методики был уровень сформирован-
ности у будущих бакалавров социальной работы моральной ответственности, ко-
торый обеспечит качественное и высокоэффективное осуществление предстоя-
щей профессиональной деятельности по социальному обслуживанию населения.
Этапы реализации методики определены в соответствии с ранее разрабо-
танной моделью: подготовительный, деятельностный, рефлексивный. По-
скольку последовательность педагогических воздействий активизировала раз-
ные компоненты моральной ответственности, потребовалась декомпозиция
цели. Она была уточнена в виде задач и соответствующих им ожидаемых резуль-
татов. Включение в состав методики содержательного компонента обусловлено
потенциалом стратегии интеграции содержания образования, учебной и внеучеб-
ной деятельности. Было разработано содержание образования, способствующее
зарождению и становлению моральной ответственности, в виде программы
курса по выбору «Организация социально-ориентированной волонтерской дея-
тельности». В данном курсе представлены общие вопросы организации волон-
терской деятельности и отражена роль моральной ответственности волонтера в
ее осуществлении. В целом, представленное содержание служит организаци-
онно-методической основой, позволяющей использовать ресурсы волонтерских
практик и социального проектирования как воспитательного средства. Достиже-
нию поставленной цели и задач способствовали используемые в педагогической
работе активные формы, методы и средства. Также элементами модели высту-
пили педагогические условия, которые повышали эффективность педагогиче-
ского воздействия в ходе воспитания исследуемого качества.
На подготовительном этапе поставленные задачи реализовывались в ходе
преподавания первого и второго разделов курса по выбору «Организация соци-
ально-ориентированной волонтерской деятельности». Некоторые темы раздела
предлагались к изучению в виде обзорной и проблемной лекций. Такая форма
позволила не только дать общее представление о волонтерском движении, но и
охарактеризовать проблемные вопросы коллективной и индивидуальной мо-
ральной ответственности. Обсуждение красочных, эмоционально-насыщенных
примеров из истории и современности добровольческих движений и проблем-
ных вопросов способствовало актуализации морально-нравственных идей.
Разработанное методическое обеспечение позволило активизировать прак-
тическую деятельность будущих бакалавров социальной работы с помощью ме-
тода моральных дилемм, предполагающих наличие ситуации морального вы-
бора. Это подразумевает возможность аргументации собственной точки зрения,
сравнения ее с другими. Моральные дилеммы вызывают эмоциональное отноше-
ние к их содержанию, что влияет на интерес студентов к обсуждению проблемы.
Кроме того, активизируется критическое мышление, это побуждает привлечь к
ее разрешению нравственные понятия, причинно-следственный анализ. Буду-
щим бакалаврам социальной работы был предложен ряд моральных дилемм, те-
матика которых была приближена к опыту оказания помощи, волонтерской дея-
тельности, принятию ответственных решений. Примеры таких моральных ди-
лемм приведены в тексте диссертации.
В ходе занятия, проводившегося в форме круглого стола, был организован
обмен мнениями. Использованы приемы «займи позицию» с аргументацией сво-
его мнения, проведение «голосования», выработка согласованной позиции. В ре-
зультате будущие бакалавры провели причинно-следственный анализ ситуации;
обратились к нравственным ценностям, формулировали позицию, исходя из них;
совершенствовали критическое мышление и умения командного взаимодей-
ствия. В заключение занятия студентам было предложено представить одну из
ценностей в виде рисунка, отражающего саму ценность и соответствующие ей
поступки.
Освоение темы «Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтер-
ской поддержке» происходило в виде обсуждения социальных проблем в фокус-
группах. В ходе выполнения данного задания студенты получили опыт команд-
ного взаимодействия, аналитического обсуждения значимой социальной про-
блемы. Также была затронута тематика волонтерской деятельности.
Было предложено содержание образования, направленное на повышение
правовой грамотности будущих бакалавров социальной работы, расширение их
кругозора в сфере доступных им социально-ориентированных волонтерских
практик. В ходе лекций преподаватели представили нормативно-правовые ос-
новы и меры поддержки волонтерства в России, систематизировали направления
социально-ориентированной волонтерской деятельности. Это способствовало
осознанному выбору форм социально значимой деятельности. Изучение тем за-
вершалось систематизацией полученной информации в виде таблиц.
Особенностью реализации темы «Организации и общественные объедине-
ния, осуществляющие социальную поддержку различных групп населения в
форме волонтерской деятельности» явилось приглашение к обсуждению дан-
ного вопроса экспертов в области волонтерской деятельности. Это были пред-
ставители действующих в Чеченской республике общественных организаций,
курирующих волонтерскую деятельность. Это позволило будущим бакалаврам
выявить особенности организации волонтерских практик на региональном
уровне и получить опыт эмоционального общения с людьми, демонстрирую-
щими высокий уровень социально ответственного поведения.
Достаточно интересным для будущих бакалавров социальной работы было
самостоятельное изучение успешных волонтерских практик, реализуемых на
международном, федеральном и региональном уровнях. Они были сориентиро-
ваны на изучение материалов крупнейших электронных платформ поддержки
волонтерской деятельности. Данные практики были представлены студентами
на практическом занятии в виде мультимедийной презентации. Они отмечали,
что продемонстрированные практики вполне актуальны для их места прожива-
ния и могут быть реализованы в виде социального проекта. Также составлялась
карта перспективных волонтерских практик для региона проживания.
Второй этап реализации методики – деятельностный. Данный этап связан
с подготовкой к волонтерской деятельности в части формирования внутренней
готовности, а также с определением вида социальной активности и оформлением
самостоятельного социального проекта. Также на этом этапе будущие бакалавры
социальной работы на добровольной основе вовлекались в различные виды во-
лонтерских практик. Задачи повышения внутренней готовности к волонтерской
деятельности решались в ходе освоения третьего раздела курса по выбору. Ак-
центировалось внимание на нравственных качествах, в том числе моральной от-
ветственности.
Был применен метод дебатов по теме «Ответственность как профессио-
нальное качество». Для того, чтобы конкретизировать ход размышлений студен-
тов, использовался метод кинопедагогики. Студентам были продемонстриро-
ваны отрывки из кинофильмов, которые иллюстрируют модели поведения людей
в сложной ситуации, требующей проявления взаимопомощи, милосердия. Также
были подобраны документальные фильмы, посвященные волонтерскому движе-
нию. В ходе дебатов студенты обсудили мотивы, движущие представителями со-
циальных профессий и волонтерами. Значительную часть времени в данном об-
суждении заняла проблема моральной ответственности самих волонтеров и лю-
дей, которым они помогают. Таким образом были актуализированы профессио-
нально нравственные ценности.
Особое внимание при освоении содержания образования было сделано на
психологических качествах, которые обусловливают проявление моральной от-
ветственности. Заострялось внимание на необходимости развития таких психо-
логических качеств, как эмоциональная включенность, адекватный локус кон-
троля, умения саморегуляции, профессиональная рефлексия. Темы раздела, по-
священные данной тематике, реализовывались в виде тренинга.
Цель проводимых тренинговых занятий – выработать умения эмоцио-
нально-волевой саморегуляции, внутреннего контроля, коммуникативного взаи-
модействия с различными группами граждан, профессиональной рефлексии. Ме-
тодика проведения тренинга предполагала проведение работы в небольших
группах. Структура занятия включала разминку (небольшие упражнения на зна-
комство, доверие, сплочение), основную часть (выполнение упражнений, реше-
ние кейс-заданий), рефлексия (ответы на вопросы о том, чему удалось научиться
на занятии), релаксация (выполнение упражнений на саморегуляцию).
По темам, отражающим особенности социального взаимодействия с раз-
личными группами населения в ходе волонтерской деятельности, были разрабо-
таны кейс-задания. В процессе решения кейс-заданий, идентичных формам во-
лонтерской деятельности, будущие бакалавры получили возможность апробиро-
вать знания и опыт в профессиональной сфере, оценить развитость психологиче-
ских оснований принятия ответственных решений, провести анализ и рефлексию
возможных решений, сравнить их с эталонными и вариативными моделями по-
ведения в предлагаемой ситуации. Рефлексия занятия применялась для повыше-
ния готовности к осознанию ответственности за принимаемые решения в про-
шлом, настоящем и будущем.
Также студентам было предложено ознакомится с психологическими и ор-
ганизационными особенностями командной работы на основе методических по-
собий. Данные вопросы были обсуждены на практических занятиях. Кроме того,
будущие бакалавры изучили технологии социального проектирования. Препода-
ватель систематизировал знания о данной технологии, представив ее в виде ал-
горитма. Согласно данному алгоритму, было предложено реализовать самостоя-
тельную работу будущих бакалавров социальной работы. То есть привлекался
метод учебного проектирования.
Представление и защита разработанных проектов проходила в ходе конфе-
ренции, где все студенты могли высказаться по поводу их реализуемости. Стоит
отметить, что в проектировании приняли участие все студенты. Представленные
проекты показали эффективность командного взаимодействия. Каждый из участ-
ников команд ответственно выполнял поручения: искал информацию, высказы-
вал идеи, участвовал в оформлении проекта. Часть предложенных будущими ба-
калаврами проектов была основана на уже существующих идеях, которые имели
актуальность для городов и сел, где проживали студенты. Еще одна группа про-
ектов была предложена студентами в соответствие с современными трендами
цифровизации. Будущим бакалаврам социальной работы были даны рекоменда-
ции: пройти отбор в волонтерские движения, функционирующие на территории
республики; активно включиться в волонтерские практики.
На рефлексивном этапе методики проводилось осмысление полученного в
ходе освоения волонтерских практик опыта. В рамках данного этапа была про-
ведена отчетная конференция о тех волонтерских практиках, в которых будущим
бакалаврам социальной работы удалось поучаствовать. Этой работе предшество-
вала индивидуальная рефлексивная деятельность. Данные отчеты заслушива-
лись в ходе мероприятия, организованного после летних каникул. Будущие ба-
калавры продемонстрировали свое положительное отношение к социально зна-
чимой деятельности, профессионально-нравственным ценностям, моральной от-
ветственности. Студенты показали эмоционально окрашенное отношение к про-
цессу подготовки, выполнения и рефлексии социально значимой деятельности.
Также была выявлена способность к рефлексии и оценке собственной деятель-
ности в ходе реализации социальных проектов в волонтерской сфере. Были за-
креплены представления об эмоционально положительном опыте проявления
моральной ответственности как профессионально-нравственной ценности.
По результатам применения методики можно констатировать положитель-
ную динамику зарождения и становления моральной ответственности как про-
фессионально значимого качества в ходе его воспитания с использование ресур-
сов волонтерских практик.
Проведение мониторинга сформированности моральной ответственности
в экспериментальной и контрольной группе поддерживалось системой крите-
риев (эмоционально-ценностным, когнитивно-рациональным, деятельностно-
волевым и рефлексивно-оценочным) и специально разработанным критери-
ально-уровневым и диагностическим инструментарием. В силу того, что педаго-
гический эксперимент носил сравнительный характер, то оценка сформирован-
ности указанных критериев моральной ответственности осуществлялась в двух
группах студентов: экспериментальной и контрольной. Экспериментальная
группа была в количестве 37 человек, сюда вошли студенты Чеченского государ-
ственного университета имени А.А. Кадырова. Контрольная группа была в коли-
честве 34 человек, сюда были включены студенты Чеченского государственного
педагогического университета.
Конкретные выводы о результативности методики воспитания моральной
ответственности можно сделать, если обратиться к таблицам 1-4. Здесь приво-
дятся сравнительные данные констатирующего и формирующего эксперимента
в разрезе всех четырех критериев для экспериментальной и контрольной группы.
Кроме того, в таблицах представлены данные о динамике студентов по уровням.

Таблица 1
Сравнение данных констатирующего и формирующего эксперимента
по эмоционально-ценностному критерию
Уровни сформирован-КонстатирующийОкончание формирую-
Динамика (%)
ности эмоционально-эксперимент (%)щего эксперимента (%)
ценностного критерияЭГКГЭГКГЭГКГ
Эмоционально-ценностный критерий
Критический27,026,58,117,7–18,9–8,8
Пороговый40,641,213,529,4–27,1–11,8
Достаточный21,623,540,638,219,014,7
Ярко выраженный10,88,837,814,727,05,9

Таблица 2
Сравнение данных констатирующего и формирующего эксперимента
по когнитивно-рациональному критерию
Уровни сформирован-КонстатирующийОкончание формирую-
Динамика (%)
ности когнитивно-ра-эксперимент (%)щего эксперимента (%)
ционального критерияЭГКГЭГКГЭГКГ
Когнитивно-рациональный критерий
Критический21,620,68,114,7–13,5–5,9
Пороговый43,344,113,529,4–29,8–14,7
Достаточный21,626,537,844,116,217,6
Ярко выраженный13,58,840,611,827,13,0

Таблица 3
Сравнение данных констатирующего и формирующего эксперимента
по деятельностно-волевому критерию
Уровни сформирован-КонстатирующийОкончание формирую-
Динамика (%)
ности деятельностно-эксперимент (%)щего эксперимента (%)
волевого критерияЭГКГЭГКГЭГКГ
Деятельностно-волевой критерий
Критический37,838,213,529,4–24,3–8,8
Пороговый43,341,221,638,3–21,7–2,9
Достаточный13,517,740,623,527,15,8
Ярко выраженный5,42,924,38,818,95,9

Таблица 4
Сравнение данных констатирующего и формирующего эксперимента
по рефлексивно-оценочному критерию
Уровни сформирован-КонстатирующийОкончание формирую-
Динамика (%)
ности рефлексивно-эксперимент (%)щего эксперимента (%)
оценочного критерияЭГКГЭГКГЭГКГ
Рефлексивно-оценочный критерий
Критический43,341,216,226,5–27,1–14,7
Пороговый29,735,316,235,3–13,50,0
Достаточный18,917,646,029,427,111,8
Ярко выраженный8,15,921,68,813,52,9
Таким образом, реализация методики воспитания моральной ответствен-
ности у будущих бакалавров социальной работы показала свою эффективность.
При ее разработке были учтены перспективные стратегии воспитания соци-
ально-нравственных качеств личности. Вывод о результативности строился на
основании сравнения данных о переходе студентов на более высокие уровни
сформированности критериев моральной ответственности.
Проверка достоверности полученных эмпирических данных производи-
лась с использованием методов математической статистики. Применялся, в част-
ности, параметрический критерий Стьюдента, использование которого допуска-
ется при наличии нормального распределения статистики в исследуемых выбор-
ках студентов. Проверка данного условия осуществлялась с использованием кри-
терия Фишера.
Данные обстоятельства указывают на подтверждение гипотезы исследова-
ния. Следовательно, можно говорить о том, что цель исследования достигнута.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволяют
сделать следующие выводы:
1. Актуальность исследуемой проблемы обосновывается спецификой про-
фессиональной деятельности будущих бакалавров социальной работы, обуслов-
ленной многообразием ситуаций, требующих проявления моральной ответствен-
ности во взаимодействии с людьми; усилением внимания общества и государ-
ства к профессиональной этике и возрастающими требованиями к квалификации
представителей профессий, связанных с оказанием населению социальных услуг.
2. Проведенное исследование показало, что волонтерские практики сле-
дует рассматривать в качестве педагогического средства воспитания моральной
ответственности, которая является профессионально-значимым качеством и кон-
курентным преимуществом будущих бакалавров социальной работы. Вовлече-
ние в данный вид деятельности требует подготовки, содействия в выборе вида
социальной активности, которая способствуют приобретению будущими бака-
лаврами социальной работы опыта принятия ответственных решений с учетом
морально-нравственных ценностей.
3. Существенное значение для интеграции волонтерских практик в образо-
вательный процесс университета играют принципы воспитания моральной от-
ветственности у будущих бакалавров социальной работы: направленности на
профессионально-нравственные ценности, самостоятельности выбора форм со-
циально значимой деятельности, эмоциональной насыщенности социальной ак-
тивности, ответственного партнерства.
4. Результативная работа по воспитанию у будущих бакалавров социаль-
ной работы моральной ответственности может быть осуществлена в соответ-
ствии с моделью, содержательные и организационно-педагогические средства
которой основываются на использовании возможностей волонтерских практик,
систематизированы в соответствии с задачами подготовительного, деятельност-
ного, рефлексивного этапов и поддерживают педагогические способы формиро-
вания всесторонних представлений о моральной ответственности, ее приклад-
ном значении в предстоящей профессиональной деятельности по социальному
обслуживанию различных категорий населения, вовлечению и ответственному
участию в различных формах, видах и направлениях волонтерской работы.
5. Повышению педагогического потенциала модели воспитания у будущих
бакалавров социальной работы моральной ответственности способствует реали-
зация комплекса условий: использование кейс-метода в обогащении психолого-
педагогических знаний, обеспечивающих внутреннюю готовность к участию в
волонтерской деятельности; применение метода моральных дилемм для обога-
щения опыта принятия самостоятельных решений; поддержка ответственного ис-
пользования социальных сетей как сферы проявления социальной активности;
стимулирование инициативы в осуществлении командных социальных проектов.
6. Методика воспитания моральной ответственности нацелена на интегра-
цию учебной и внеучебной деятельности будущих бакалавров социальной ра-
боты на основе программы курса по выбору «Организация социально-ориенти-
рованной волонтерской деятельности». Заданные педагогические условия и
принципы обеспечиваются использованием комплекса активизирующих форм
(проблемная лекция, практическое занятие, круглый стол, фокус группа, психо-
лого-педагогический тренинг, проектная сессия, самостоятельная индивидуаль-
ная и командная работа, индивидуальная рефлексивная деятельность, отчетная
конференция) и деятельностных методов (метод моральных дилемм, кейс-метод,
работа в фокус-группе, методы визуализации информации, анализ киноматериала,
учебное проектирование, методы рефлексии) профессионального воспитания.
7. Диагностика и самооценка исследуемого профессионально-значимого
качества, осуществление рефлексии принятия ответственных решений с учетом
морально-нравственных ценностей поддерживаются специально разработанной
системой критериев (эмоционально-ценностным, когнитивно-рациональным,
деятельностно-волевым, рефлексивно-оценочным), соответствующих им пока-
зателей и диагностических средств.
8. Результаты экспериментальной работы, основанные на применении раз-
работанного критериально-диагностического инструментария, подтверждают
эффективность предложенного подхода к воспитанию у будущих бакалавров со-
циальной работы моральной ответственности. Достоверность эмпирических ре-
зультатов подтверждена методами математической статистики.
Перспективы продолжения исследования можно связывать с расширением
состава педагогических условий, способствующих интеграции волонтерских
практик в образовательный процесс университета; разработкой и научным обос-
нованием новых педагогических средств, обеспечивающих повышение эффек-
тивности процесса воспитания моральной ответственности у будущих бакалав-
ров социальной работы; определением оснований применения педагогической
стратегии воспитания моральной ответственности для будущих бакалавров иных
направлений профессиональной подготовки в области помогающих профессий.

Ключевые результаты диссертационного исследования получили отраже-
ние в следующих публикациях автора:

Актуальность темы исследования. Современные этические концеп- ции основаны на принципах гуманизма, социальной справедливости и мораль- ной ответственности. Эти идеи нашли свое отражение при выдвижении прио- ритетных задач развития социально-ориентированного государства. С этой точки зрения повышается внимание к рассмотрению профессиональной дея- тельности с позиции морали. Сегодня требования к профессионально важным качествам специалистов в части соответствия трудовых действий этическим нормам закрепляются в профессиональных стандартах. Усиливается обще- ственный контроль за соблюдением сотрудниками различных служб прав че- ловека.
Социальная работа как сфера профессиональной деятельности является важным звеном в обеспечении благополучия и качества жизни населения. Можно утверждать, что для социальных работников вопросы профессиональ- ной этики находятся на первом плане. В Федеральном законе «Об основах со- циального обслуживания граждан в Российской Федерации» в качестве осно- ваний профессиональной деятельности сотрудников социальных служб декла- рируются гуманные ценности, принципы соблюдения прав человека и уваже- ния достоинства личности. К профессиональным качествам представителей данной профессии предъявляются также достаточно высокие требования. Профессиональные стандарты, описывающие трудовые функции социальных работников, содержат требования к знанию основ профессиональной этики и ее применению в профессиональной деятельности.
Кроме того, существенная особенность деятельности социальных работ- ников состоит в осуществлении взаимодействия с разными категориями насе- ления и социальными группами. Нужно иметь ввиду, что некоторые категории населения трудно назвать благополучными. При этом социальным работникам необходимо проявлять терпимость и настойчивость, обнаруживать круг про- блем, оказывать необходимую помощь и поддержку, проводить консультации по получению той или иной социальной услуги и т.д. Это повышает требова- ния к осуществлению анализа последствий принимаемых служебных решений с точки зрения общественной морали и личной ответственности.
К сожалению, в практике работы специалистов социальных служб ино- гда прослеживается формальный подход. В публикациях средств массовой ин- формации описаны случаи невнимательного, негуманного отношения дей- ствующих сотрудников социальных служб к людям, которые послужили по- водом обращения к широкой общественности или привели к трагическим по- следствиям. Эти проявления вызваны, в том числе снижением значимости эти- ческих составляющих как оснований для осуществления профессиональной деятельности и принятия конкретных решений.
В свете данных соображений в исследовании фокусируется внимание на воспитании такого качества, как моральная ответственность в структуре под- готовки будущих бакалавров социальной работы, демонстрации его значимо- сти для успешного осуществления профессиональной деятельности. Актуаль- ность данной задачи обосновывается спецификой профессиональной деятель- ности, обусловленной многообразием ситуаций, требующих проявления мо- ральной ответственности во взаимодействии с людьми, усилением внимания общества и государства к профессиональной этике и возрастающими требова- ниями к квалификации представителей профессий, связанных с оказанием населению социальных услуг. В связи с этим необходимо выявить особенно- сти такой профессионально-значимой характеристики, как моральная ответ- ственность и уточнить ее содержание по отношению к профессиональной де- ятельности социального работника.
При исследовании процесса подготовки будущих бакалавров социаль- ной работы актуализируется проблема поиска педагогических средств и соот- ветствующего методического обеспечения, способствующих воспитанию мо- ральной ответственности. Можно констатировать, что сегодня усиливается внимание к использованию неформальных средств воспитания нравственных качеств, которые могут быть интегрированы в образовательную среду вуза. Одним из таких средств являются волонтерские практики, получившие широ- кое распространение как вид социальной активности студентов. Использова- ние волонтерских практик дает существенные преимущества для целенаправ- ленного влияния на профессионально-нравственные качества студентов. Идеи волонтерства отражают социальные ценности и принцип моральной ответ- ственности. В процессе реализации волонтерских практик демонстрируется потенциал альтруистической модели поведения, ценности социальной ответ- ственности, социальной сопричастности, сопереживания. Также содержание волонтерской деятельности хорошо соотносится со многими видами будущей профессиональной деятельности социальных работников. Содержанием дан- ной деятельности является оказание разнообразных социально значимых услуг широким слоям населения на добровольной основе.
Данные обстоятельства обусловливают внимание к интеграции волон- терских практик в образовательную среду вуза в части совершенствования со- держания образования и его реализации, а также организации различных ви- дов внеучебной деятельности. Это, в свою очередь, требует дополнительного теоретического и практического исследования. Следовательно, необходимо обосновать возможность использования волонтерских практик как эффектив- ного средства воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы.
Степень разработанности темы исследования. Имеется достаточное количество научных исследований и разработок, на которые можно опереться при определении существенных особенностей и признаков такой профессио- нально-значимой характеристики, как моральная ответственность. Соци- ально-философские основания феномена ответственности отражались в воз- зрениях мыслителей античности и средневековья, Возрождения, Нового вре- мени. Основы современного понимания моральной ответственности как прин- ципа жизнедеятельности личности и социума были сформулированы в этиче- ских концепциях К. Маркса, Г. Йонаса и др. В психолого-педагогических науках ответственность рассматривается в контексте теорий развития личности и вопросов ее профессионализации. Зна- чение ответственности в процессе развития и социального функционирования личности исследовали К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Л.И. Де- ментий, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Е.М. Кочнева, В.Н. Кудрявцев, Д.А. Леонтьев, Л.Б. Морозова, К. Муздыбаев, В.П. Прядеин, В.А. Тимофейчева, Т.С. Хазыкова и др.
Целый ряд отечественных и зарубежных исследований посвящен изуче- нию проявления ответственности в различных видах профессиональной дея- тельности. Данные результаты в своих работах представили И.А. Алехин, Г.Я. Асакаев, О.А. Басова, С.М. Бычкова, О.О. Гофман, Р.Г. Зялаева, А.Ю. Игнатов, Е.Ю. Итыгилова, Е.И. Коваленко, Н.Г. Комарова, Н.В. Масленникова, В.Н. Михелькевич, О.Н. Монахов, Ш.Ш. Пирогланов, М.С. Причард, Б. Ребер, А.В. Рукавишников, Т.Ф. Рымарева, А.И. Сеселкин, О.В. Сысоева, Е.Н. Чекануш- кина, Г.В. Черногорцев, О.Н. Шалдыбина, С.В. Шевцова, Н.Н. Ярушкин и др. В этих работах профессиональная ответственность предстает как важное ме- тапрофессиональное качество.
В исследованиях Л.В. Абдалиной, Е.И. Алферовой, И.С. Беляевой, С.С. Быковой, С.М. Быкова, Т.К. Волковой, С.А. Гаврилушкина, Э.Ф. Зеера, Н.В. Сусловой и др. доказывается, что ответственность является одним из приори- тетных качеств для представителей профессий, основным видом деятельности которых является взаимодействие с людьми. Особый интерес представляют работы, посвященные феномену моральной ответственности и ее влиянию на эффективность трудовой деятельности. В научных публикациях отечествен- ных (А.Ю. Алексин, Т.Г. Гаевая, А.В. Грунин, А.В. Касимцева, В.И. Новосель- цев, Ю.М. Хрусталёва и др.) и зарубежных (Х.Э. Дуглас, Б. Карсет Г.С. Ричардсон, Е. Сегедин, Т.Д. Сольбрекке и др.) авторов изучаемое качество предстает как профессиональная ценность, исследуется его содержание и структура. Результаты изысканий этих авторов позволяют точнее определить содержание понятия моральной ответственности по отношению к специфике профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы.
В контексте проводимого исследования стоит обратить внимание на раз- работанность вопросов теории и методики воспитания нравственных качеств в процессе профессиональной подготовки специалистов. Современные иссле- дователи признают нравственное воспитание неотъемлемой частью професси- онального образования. Данную позицию разделяют и обосновывают Ф.А. Ахметшина, Ю.В. Богомолов, Л.Т. Бородавко, А.П. Бредихин, И.В. Вяткина, О.Г. Заец, Г.А. Зобнина, Д.В. Кащеев, Я.В. Кириллова, В.А. Кудин, О.Ю. Ма- карова, В.Н. Мезинов, И.Н. Мирошниченко, А.М. Приходько, В.Л. Разгонов, А.В. Репринцев, С.М. Салов, Г.Н. Сериков, Л.А. Хакимова, Н.Г. Хакимова, И.А. Шаршов, В.П. Швыдков, О.Л. Шкиндер, В.З. Юсупов. Результаты работ указанных авторов позволяют сформулировать представление о целевом, си- стемном, деятельностном и перспективном характере профессионально-нрав- ственного воспитания.
Также в научной литературе можно обнаружить исследования, изучаю- щие эффективность стратегией педагогического сопровождения воспитания профессионально-нравственных качеств. В работах И.Н. Борзых, В.Д. Василь- евой, В.Ф. Гревцевой, Н.А. Жокиной, О.П. Журавлевой, М.А. Зуб, Р.М. Кари- мовой, Т.Д. Кириченко, Л.А. Коваленко, А.М. Кузьмина, М.А. Лариной, М.В. Ломаевой, Е.Г. Огольцовой, Р.М. Петруневой, Е.Д. Расщепкиной, Р.Ш. Сады- хановой, Е.И. Тихомировой, О.В. Топорковой, Л.Б. Ценаева, Е.Г. Шрайбер де- монстрируются направления использования образовательных организаци- онно-методических ресурсов, активных методов обучения, возможностей внеучебной работы; показывается педагогический эффект интеграции содер- жания учебной и внеучебной деятельности, проектирования целостной воспи- тывающей среды вуза.
В исследованиях С.С. Быкова, Н.М. Плотникова, И.Ю. Менщиковой уделено внимание вовлечению студентов в различные виды социальной актив- ности, которые рассматриваются как воспитательные средства. Среди данных средств рассматриваются волонтерские практики. К.А. Бочко, М.И. Василь- ковская, О.В. Князева, Л.П. Конвисарева, И.А. Купцова, О.Л. Кучумова И.В. Москаленко, Я.В. Латюшин, Н.В. Маковей, П.В. Родионов, О.А. Семенова, В.А. Стародубцев, Н.Ю. Ульянова, А.В. Шарыпин, М.М. Шевцова и др. в своих исследованиях подтверждают, что волонтерские практики являются ре- сурсом личностно-профессионального становления будущих бакалавров. Об- ращают на себя внимание публикации М.В. Абориной, Э.Д. Ахметгалеева, В.А. Дегтерева, А.В. Кибальника, Ю.Н. Провоторова, Е.Г. Фильштинской и др. В данных работах описывается опыт применения волонтерских практик как средства, поддерживающего профессиональное образование специалистов социальной сферы.
Таким образом, можно констатировать, что в педагогической науке и практике существует интерес к моральной ответственности как профессио- нально-нравственному качеству. Доказана эффективность воспитательных воздействий с целью становления профессионально важных качеств, в том числе нравственных. Усиливается внимание к использованию волонтерских практик как средства воспитания. Вместе с тем возможности использования ресурсов волонтерского движения только начинают осмысливаться в педаго- гической науке. Стоит констатировать, что направленность данного вида внеучебной деятельности на воспитание профессионально-нравственных ка- честв недостаточно отражена в научной и методической литературе. Кроме того, возможности использования данного средства не обосновывались по от- ношению к решению проблемы воспитания моральной ответственности у бу- дущих бакалавров социальной работы. Также недостаточно разработаны ме- тодические средства интеграции волонтерских практик в образовательную среду университета.
Есть основания утверждать, что приведенные ниже противоречия под- тверждают актуальность текущего исследования: – между повышением требований к профессионально важным качествам будущих бакалавров социальной работы в части соответствия их сложив- шимся этическим нормам и снижением личностной значимости моральной от- ветственности как основания для осуществления трудовых действий и приня- тия конкретных решений;
– между объективной необходимостью профессионально-нравственного воспитания и недостаточной теоретической обоснованностью возможностей педагогического воздействия на становление моральной ответственности у бу- дущих бакалавров социальной работы;
– между получившими отражение в педагогической литературе спосо- бами профессионально-нравственного воспитания и недостаточным внима- нием к использованию волонтерских практик как эффективного средства вос- питания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной ра- боты;
– между существующим опытом интеграции волонтерских практик в об- разовательную среду вуза и недостаточной методической обеспеченностью применения данных практик для воспитания моральной ответственности у бу- дущих бакалавров социальной работы.
Содержание выдвинутых противоречий может стать предпосылкой для постановки следующей проблемы исследования – как использовать возмож- ности волонтерских практик для повышения эффективности педагогической работы в вузе по воспитанию у будущих бакалавров социальной работы мо- ральной ответственности?
На основании поставленной проблемы определена тема диссертацион- ной работы – «Волонтерские практики как средство воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы».
Объект исследования – профессиональная подготовка будущих бака- лавров социальной работы в вузе. Предмет исследования – содержательные и организационно-педагоги- ческие средства воспитания моральной ответственности у будущих бакалав- ров социальной работы, основанные на использовании ресурсных возможно- стей волонтерских практик.
Цель исследования – разработка и экспериментальная проверка содер- жательных и организационно-педагогических средств воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы, основанных на ис- пользовании возможностей волонтерских практик.
Гипотеза исследования находит выражение в том, что процесс воспита- ния у будущих бакалавров социальной работы моральной ответственности бу- дет более эффективным, если:
–при определении педагогической стратегии осуществления данного процесса будут применяться положения социокультурного, системно-деятель- ностного, аксиологического, личностно-ориентированного подходов и учиты- ваться специфика профессиональной деятельности в сфере социальной работы, предполагающей взаимодействие с различными категориями и группами лю- дей, как правило, испытывающих сложных жизненные и социальные про- блемы;
– выделенные принципы воспитания моральной ответственности в сово- купности с разработанной моделью и педагогическими условиями будут отра- жать логику, содержание и способы осуществления данного процесса с исполь- зованием возможностей волонтерских практик, обеспечивать интеграцию по- следних в образовательный процесс вуза;
– систематизацию цели, поэтапно решаемых задач, методов и средств учебно-профессиональной деятельности, способствующих приобретению бу- дущими бакалаврами социальной работы представлений о профессионально- нравственных ценностях, апробации и рефлексии опыта ответственного уча- стия в волонтерских практиках, будет обеспечивать специально подготовлен- ная методика осуществления указанного процесса; – диагностика и самооценка исследуемого профессионально-значимого качества, осуществление рефлексии принятия ответственных решений с уче- том морально-нравственных ценностей будет поддерживаться специально разработанной системой критериев, показателей и диагностических средств.
Задачи исследования:
1. Определить теоретико-методологические предпосылки организации и осуществления процесса воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы.
2. Уточнить содержание понятий «моральная ответственность будущих бакалавров социальной работы», «воспитание моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы».
3. Исследовать возможности волонтерской деятельности для повыше- ния эффективности процесса воспитания моральной ответственности у буду- щих бакалавров социальной работы.
4. Разработать модель воспитания моральной ответственности у буду- щих бакалавров социальной работы; определить педагогические условия реа- лизации модели на основе использования возможностей волонтерских практик.
5. Разработать и апробировать в процессе экспериментальной работы методику воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров со- циальной работы.
Методологическую основу исследования составили научные под- ходы: социокультурный подход (Л.С. Выготский, Р.А. Литвак, М.А. Черкасова и др.), основанный на рассмотрении предмета исследования как элемента культуросообразной среды, обогащенной социально-ориентированными смыслами и стимулирующей к культурному саморазвитию и самоопределе- нию; системно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, В.Н. Садовский, Н.В. Кузьмина, А.Л. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Э.Г. Юдин, В.А. Яку- нин и др.), направленный на наиболее полное и всестороннее описание психо- лого-педагогических условий и механизмов учебно-профессиональной дея- тельности студентов, подчеркивающий их творческое начало в системе жиз- ненных и предстоящих профессиональных отношений; аксиологический под- ход (Г.Я. Гревцева, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров и др.), позволяющий по- высить результативность педагогической работы за счет сосредоточенности на общечеловеческих и социальных ценностях; личностно-ориентированный под- ход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.), обеспечивающий уточнение функ- ций воспитательной системы вуза в плане создания условий для развития и са- моразвития студентов.
Теоретическую базу исследования составляют: фундаментальные по- ложения и выводы, определяющие психолого-педагогические основания лич- ностно-профессионального становления студентов вузов (Т.В. Габай, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.В. Лаптев, Н.В. Кузьмина, С.А. Писарева, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, Б.А. Тахохов, А.П. Тряпицына, Н.У. Ярычев и др.); основополагающие концепции и теории, поддерживающие идею направ- ленности воспитательного процесса на присвоение личностью моральных и нравственных ценностей (А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.Л. Селиванова, В.А. Сухомлинский и др.); теоретические подходы к определению и описанию методики воспитания как феномена педагогической науки и практики (И.Ю. Гусленко, Г.Г. Николаев, Е.В. Титова, О.Р. Шефер и др.); педагогические исследования в сфере совер- шенствования профессиональной деятельности по предоставлению социаль- ных услуг населению (И.Н. Андреева, Т.В. Вдовенко, В.Н. Гуров, В.И. Дубин- ский, Д.В. Лифинцев, В.С. Торохтий и др.); теоретические представления в об- ласти повышения качества подготовки будущих специалистов социальной ра- боты (Н.В. Гарашкина, Н.П. Клушина, А.П. Поздняков, В.В. Сизикова, Т.С. Сумская, Г.Б. Хасанова и др.).
Методы исследования. В ходе достижения поставленных целей и задач применялся комплекс теоретических и эмпирических методов, соответствую- щих логике исследования. Теоретические результаты обосновывались с помо-
12

щью следующих методов: анализ научной литературы, периодики и электрон- ных ресурсов; изучение нормативных документов и методического обеспече- ния в области организации и реализации профессионального образования бу- дущих бакалавров социальной работы; моделирование. Осуществление экспе- риментальной работы поддерживалось следующими эмпирическими мето- дами: анкетирование, тестирование; сравнительный педагогический экспери- мент для проверки эффективности спроектированной модели; методы матема- тической статистики для установления достоверности полученных экспери- ментальных данных.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» и ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагоги- ческий университет».
Организация исследования и его этапы. Исследование осуществля- лось на протяжении трех этапов:
– На подготовительном этапе (2016-2018 гг.) проводился анализ степени разработанности проблемы, осуществлялась систематизация оснований и под- ходов к исследованию феномена моральной ответственности и специфики ее проявления в сфере помогающих профессий, в частности, в профессиональной деятельности по социальному обслуживанию населению. Упор также делался на изучение теорий и стратегий воспитания в профессиональном образовании, обобщение педагогического опыта использования волонтерских практик как средства воспитания. Происходило формулирование основной идеи исследо- вания и его научного аппарата. Методологические основания, а также содер- жательные и организационно-педагогические средства воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы представлены в виде педагогической модели.
– На деятельностном этапе (2018-2020 гг.) реализовывался основной за- мысел исследования, проводилась проверка спроектированной модели воспи- тания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы. Осуществлялось составление методики, формирование критериального и диа- гностического аппарата исследования. Организован формирующий экспери- мент, проведена математико-статистическая обработка его результатов.
– На результирующем этапе (2020-2021 гг.) был подготовлен ряд науч- ных публикаций по результатам исследования. Уточнялся научный аппарат и готовился итоговый текст исследовательской работы. Также выявлялись пер- спективы исследования.
Научная новизна исследования:
1. Доказана возможность применения ресурсов волонтерских практик в качестве педагогического средства воспитания моральной ответственности, которая является профессионально-значимым качеством и конкурентным пре- имуществом будущих бакалавров социальной работы.
2. Обоснованы принципы воспитания моральной ответственности у бу- дущих бакалавров социальной работы (направленности на профессионально- нравственные ценности, самостоятельности выбора форм социально значимой деятельности, эмоциональной насыщенности социальной активности, ответ- ственного партнерства), которые задают педагогические установки для инте- грации волонтерских практик в образовательный процесс университета.
3. Спроектирована модель воспитания моральной ответственности у бу- дущих бакалавров социальной работы, содержательные и организационно-пе- дагогические средства достижения целевых установок которой основываются на использовании возможностей волонтерских практик и поддерживают педа- гогические способы формирования всесторонних представлений о моральной ответственности, ее прикладном значении в предстоящей профессиональной деятельности по социальному обслуживанию различных категорий населения, вовлечению и ответственному участию в различных формах, видах и направ- лениях волонтерской работы.
4. Разработаны педагогические условия, повышающие ресурсные воз- можности модели воспитания моральной ответственности у будущих бакалав- ров социальной работы: использование кейс-метода в обогащении психолого- педагогических знаний, обеспечивающих внутреннюю готовность к участию в волонтерской деятельности; применение метода моральных дилемм для обо- гащения опыта принятия самостоятельных решений; поддержка ответствен- ного использования социальных сетей как сферы проявления социальной ак- тивности; стимулирование инициативы в осуществлении командных социаль- ных проектов.
5. Разработана методика воспитания моральной ответственности, кото- рая содержит систематизированное описание цели, задач и содержания учебно-профессиональной деятельности будущих бакалавров социальной ра- боты, раскрывает психолого-педагогические особенности применения прин- ципов, форм, методов, средств и педагогических условий, способствующих успешному приобретению знаний о профессионально-нравственных ценно- стях, апробации и рефлексии опыта ответственного участия в волонтерской деятельности.
Теоретическая значимость исследования обнаруживается в развитии научных представлений о феномене моральной ответственности, проявляемой в профессиональной сфере, что дополняет категориальный аппарат исследо- ваний, описывающих профессионально-значимые качества будущих специа- листов. Выявление теоретико-методологических оснований и принципов мо- жет поддерживать исследования, направленные на совершенствование содер- жания, способов и приемов воспитания моральной ответственности. Разра- ботка модели, педагогических условий и методики выявляет перспективные направления в исследовании возможностей применения волонтерских прак- тик как средства профессионально-нравственного воспитания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
– разработанная модель может служить ориентиром для реализации спо- собов интеграции волонтерских практик в образовательное пространство уни- верситета, в частности, в целях воспитания профессионально-значимых ка- честв будущих бакалавров, в том числе моральной ответственности; – программа курса по выбору «Организация социально-ориентирован- ной волонтерской деятельности» может использоваться для совершенствова- ния содержания профессиональной подготовки представителей профессий со- циального профиля к участию в волонтерских практиках;
– в практике профессионального образования могут быть использованы деятельностные методы, адаптированные к особенностям профессионально- нравственного воспитания: метод моральных дилемм, кейс-метод, работа в фокус-группе, методы визуализации информации, анализ киноматериала, учебное проектирование, методы рефлексии.
– для воспитания моральной ответственности могут быть использованы разработанные методические средства: моральные дилеммы, тематика кото- рых отражает опыт принятия социально-значимых решений; комплекс кейс- заданий, отражающих специфику реализации социальных проектов и прак- тику волонтерской деятельности; перечни и подборки киноматериала; тема- тика волонтерских проектов;
– разработанные критерии сформированности моральной ответственно- сти (эмоционально-ценностный, когнитивно-рациональный, деятельностно- волевой и рефлексивно-оценочный), обоснованные уровни их проявления и подобранные диагностические средства могут применяться в системе оцени- вания профессионально-нравственных качеств будущих бакалавров социаль- ной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Моральная ответственность будущих бакалавров социальной работы представляет собой интегративное профессионально значимое качество, ха- рактеризующееся эмоционально-ценностным отношением к социальной ра- боте и ее субъектам, наличием представлений об общечеловеческих и профес- сионально-этических моральных нормах, способностью актуализировать зна- ния, анализировать последствия и совершать выбор осуществляемых трудо- вых действий для обеспечения социального благополучия граждан, потребно- стью в рефлексии принятых решений с позиции общественной морали. 2. Воспитание у будущих бакалавров социальной работы моральной от- ветственности представляет собой целенаправленное, системное педагогиче- ское влияние на их сознание, чувства и поведение, способствующее зарожде- нию и становлению исследуемого качества. Волонтерские практики рассмат- риваются как эффективное воспитательное средство и специально организо- ванный вид внеучебной деятельности будущих бакалавров социальной ра- боты, реализующийся в образовательной среде университета на основе само- управления. Вовлечение в данный вид деятельности требует подготовки, со- действия в выборе вида социальной активности, который способствуют при- обретению будущими бакалаврами социальной работы опыта принятия ответ- ственных решений с учетом морально-нравственных ценностей.
3. Педагогическая стратегия воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы отражена в модели, специфика кото- рой заключается в достижении целевых установок с использованием возмож- ностей волонтерских практик. Педагогические основания включения волон- терских практик в образовательную среду вуза определены, исходя из поло- жений социокультурного, системно-деятельностного, личностно-ориентиро- ванного и аксиологического подходов, а также совокупности обусловленных ими принципов. Содержательные и организационно-педагогические средства воспитания моральной ответственности систематизированы в соответствии с задачами подготовительного, деятельностного и рефлексивного этапов.
4. Повышению педагогического потенциала модели воспитания мораль- ной ответственности у будущих бакалавров социальной работы способствует реализация комплекса условий: использование кейс-метода в обогащении пси- холого-педагогических знаний, обеспечивающих внутреннюю готовность к участию в волонтерской деятельности; применение метода моральных дилемм для обогащения опыта принятия самостоятельных решений; поддержка ответ- ственного использования социальных сетей как сферы проявления социальной активности; стимулирование инициативы в осуществлении командных соци- альных проектов. 5. Методика воспитания моральной ответственности нацелена на инте- грацию учебной и внеучебной деятельности будущих бакалавров социальной работы на основе программы курса по выбору «Организация социально-ори- ентированной волонтерской деятельности». Заданные педагогические условия и принципы реализуются с использованием комплекса активизирующих форм (проблемная лекция, практическое занятие, круглый стол, фокус группа, пси- холого-педагогический тренинг, проектная сессия, самостоятельная индиви- дуальная и командная работа, индивидуальная рефлексивная деятельность, от- четная конференция) и деятельностных методов (метод моральных дилемм, кейс-метод, работа в фокус-группе, методы визуализации информации, анализ киноматериала, учебное проектирование, методы рефлексии) профессиональ- ного воспитания.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обу- словливается опорой на репрезентативные научные исследования феномена моральной ответственности; корректным использованием комплекса автори- тетных методологических оснований и педагогических теорий в области про- фессионального воспитания; последовательной логикой осуществления ис- следования на теоретическом и практическом уровнях; применением ком- плекса теоретических и эмпирических методов исследования; внедрением в практику образовательного процесса теоретических результатов и методиче- ских разработок.
Апробация и внедрение результатов исследования происходили по- средством участия и представления результатов диссертационной работы на:
– международных научно-практических конференциях: «Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки» (г. Екатеринбург, 2016 г.); «Новая наука: история становления, современное со- стояние, перспективы развития» (г. Пермь, 2017 г.); «Теоретические и практи- ческие аспекты развития научной мысли в современном мире» (г. Екатерин- бург, 2017 г.); «Роль инноваций в трансформации современной науки» (г. Уфа, 2017 г.); «Интеграционные процессы в науке в современных условиях» (г. Вол- гоград, 2017 г.); «Наука: прошлое, настоящее, будущее» (г. Пермь, 2017 г.); «Проблемы и перспективы развития науки в России и мире» (г. Екатеринбург, 2017 г.); «Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники» (г. Пермь, 2017 г.); «Государственно-правовое и социальное развитие совре- менного общества: теоретические и практические аспекты» (г. Грозный, 2018 г.); «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы по- вышения квалификации кадров» (г. Челябинск, 2020 г.); «Современное состо- яние и перспективы развития современной науки и образования» (г. Петроза- водск, 2021 г.); «Современное профессиональное образование: опыт, про- блемы, перспективы» (г. Ростов-на-Дону, 2021 г.); «Фундаментальные и при- кладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и иннова- ции (г. Казань, 2021 г.);
– всероссийских научно-практических конференциях: «Концепция «Об- щества знаний» как новая форма научной организации общества» (г. Воронеж, 2020 г.); «Категория «социального» в современной педагогике и психологии» (г. Ульяновск, 2020 г.);
– межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития системы оценки качества образования. Механизмы управления качеством образования в контексте реализации региональной по- литики в сфере оценки качества образования» (г. Челябинск, 2020 г.).
Структура диссертации. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список литературы. Объем диссертации 236 страниц. Диссерта- ция иллюстрирована 18 рисунками и 31 таблицей. Список литературы вклю- чает 262 наименования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Т.Х. Хаджимура- дова // Современное педагогическое образование. – 2– No – С. 39
    Т.Х. Хаджимурадова // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей международной научно-практической конфе- ренции: в 4 частях. – Уфа: Издательство ООО «Аэтерна», 2– С. 191
    Мораль в жизни человека и общества
    Т.Х. Хаджимурадова // Современные проблемы и перспективные направления инно- вационного развития науки: сборник статей Международной научно-практиче- ской конференции: в 8 частях. – Уфа: Изд-во ООО «Аэтерна» 2– С. 30
    К вопросу о соблюдении моральных норм в социальной работе
    Т.Х. Хаджимурадова // Материалы конференции профессорско- преподавательского состава, посвященной 80-летию Чеченского государствен- ного университета. – Грозный: Изд-во Чеченского гос. ун-та, 2– С. 382
    Эффективные средства воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа»
    Т.Х. Хаджимурадова // Концепция «Общества зна- ний» как новая форма научной организации общества: Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. – Стерлитамак: АМИ, 2– С. 30
    Волонтёрские практики в структуре профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы
    Т.Х. Хаджимура- дова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: мате- риалы 8-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. – Ульяновск: Зебра, 2– С. 303
    Метод моральных дилемм в формировании ответственности у будущих бакалавров социальной работы
    Т.Х. Хаджимурадова // Современное состояние и перспективы развития современной науки и образо- вания: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2– С. 211
    Методические особенности построения дисциплины по выбору «Организация социально-ориентированной волонтерской деятельности» и ее реализации в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы
    Т.Х. Хаджимурадова // Фундаментальные и при- кладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции / в 2 ч. Ч.– Уфа: OMEGA SCIENCE, 2– С. 168

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»