Языковое представление мира священнослужителей в произведениях А.П. Чехова
Введение………………………………………………..………………………….4
Глава 1. Русское православное духовенство: от действительности к
чеховским текстам………………………………………………………………16
1.1. Русское духовенство на рубеже XIX – XX веков………………………….16
1.2. Священнослужители как субъекты религиозного дискурса….…………..24
1.3. Типология священнослужителей в произведениях А.П. Чехова………….31
Выводы……………………………………………………………………….…..39
Глава 2. Особенности языкового представления пространства
священнослужителей в произведениях А.П. Чехова….……………………41
2.1. Церковное пространство……………………………………………………41
2.2. Внецерковное антропогенное пространство………………………………57
2.3. Внецерковное природное пространство…………………………………..68
2.4. Ситуативная характеристика священнослужителей в городском и
сельском пространстве…………….…………………………………………….73
2.5. Окружение священнослужителей как компонент пространства…………78
2.6. Представление православного ритуала в различных пространствах……86
Выводы……………………………………………………………………………93
Глава 3. Лингвистические средства создания портрета
священнослужителей в произведениях А.П. Чехова………………………96
3.1. Внешний облик священнослужителей……………………………….……98
3.2. Представление мимики и взгляда священнослужителей………….…….115
3.3. Смех и улыбка как компонент портрета священнослужителей…………121
3.4. Представление жестов священнослужителей…………………….……..129
3.5. Особенности голосовой характеристики священнослужителей………..136
3.6. Одеяние как элемент портрета священнослужителей……………………143
Выводы………………………………………………………………………….149
Глава 4. Речь священнослужителей в произведениях А.П. Чехова……151
4.1. Прецедентные христианские тексты в речи священнослужителей….151
4.2. Религиозная лексика в речи священнослужителей……….…………..158
4.3. Исповедальная интенция священнослужителей…..………………….172
4.4. Назидательная интенции священнослужителей…………………..….178
4.5. Речевое поведение священнослужителей………………..……………183
Выводы………………………………………………………………………….189
Заключение…………..…………………………………………………………191
Список литературы……………….…………………………………………..197
Приложение А. Исследуемые произведения А.П. Чехова по периодам
творчества ……..……………………………………………………………….218
Приложение Б. Текстовые фрагменты из произведений А.П. Чехова…220
Во Введении обосновывается актуальность диссертационного
исследования,рассматриваетсястепеньразработанностиизучаемой
проблемы, обозначаются объект и предмет, определяются цель, задачи и
материал исследования, характеризуется научная новизна, дается теоретико-
методологическая база, формулируются гипотеза и основные положения,
выносимыеназащиту,раскрываютсяэлементытеоретическойи
практической значимости, представлена апробация результатов исследования.
Впервойглаве«Русскоеправославноедуховенство:от
действительности к чеховским текстам», состоящей из трех параграфов,
рассматривается положение русского православного священнослужителя в
контекстесоциальнойреальности,национальнойкультурыи
художественного мира произведений А.П. Чехова. На материале различных
источников дан обзор состояния русской православной церкви в ХIХ –
начале ХХ веков, которая сталкивалась с рядом проблем, связанных с
церковными реформами и неэффективностью системы управления. А.И.
Конюченко пишет, что «тотальный кризис, переживаемый обществом
переходного периода, включает в себя переоценку ценностей» (Конюченко,
2006, с. 18), то есть в последней трети XIX века и на рубеже веков
поднималисьпроблемыаксиологическогоаспектабытия,изменения
мироощущения, что отразилось и на отношении людей к духовенству.
В данной главе приводятся определения религиозного дискурса в узком
и широком понимании, обозначаются основные функции, характеризуются
участники(адресант–священнослужитель,адресат–прихожанин,
верующий),языковыеособенности.Исследователиотмечают,что
религиозный дискурс строго ритуален, по отношению к нему необходимо
говорить о вербальной и невербальной форме выражения (Бобырева, 2007;
Кожемякин, 2011). Делается вывод о том, что в религиозном дискурсе
находятреализациюпрактическивсеценности,существующиев
коллективном сознании нации исоциума вцелом. Главнаяцель
священнослужителя в религиозном дискурсе заключается в том, чтобы
донести до адресата знания о мироздании, сформировать личность с
определенными взглядами и ценностными установками, заложить нормы и
правила поведения как в рамках определенного социального института –
церкви, так и в обществе в целом.
В русской православной церкви существует три степени священства:
диаконы,священники(илииереи)иепископы(илиархиереи).
Осведомленность А.П. Чехова в церковной иерархии отражена в его
произведениях. Образ священника является сквозным в русской литературе,
он имеет «определенное значение, зависящее от религиозного сознания и
миропонимания автора, а также от исторических особенностей эпохи»
(Логачева, 2016, с. 278). Так, типологию священнослужителей в рассказах и
повестях писателя представляют различные церковные чины: наименования
чинов всех трех степеней церковной системы (дьяконат, иерейство и
архиерейство) есть во многих произведениях А.П. Чехова. Большее
количествопроизведений,вкоторыхфигурируютперсонажи-
священнослужители, написаны в первый период творческого пути, меньшее
– во второй и третий период творчества. Первая ступень церковной иерархии
представлена в произведениях «Суд» (1881), «Певчие» (1884), «Брожение
умов» (1884), «У предводительши» (1885), «В бане» (1885), «Канитель»
(1885), «Панихида» (1886), «Святой ночью» (1886), «На страстной неделе»
(1887), «Письмо» (1887), «Бабье царство» (1894), «Ведьма» (1886), «Дуэль»
(1891), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900). Вторая иерархическая ступень –
в произведениях «Корреспондент» (1882), «Не судьба!» (1885), «На
страстной неделе» (1887), «Упразднили!» (1885), «Панихида» (1886),
«Кошмар» (1886), «Святою ночью» (1886), «Тиф» (1887), «Письмо» (1887),
«Степь» (1888), «Княгиня» (1889), «Страх» (1892), «Бабье царство» (1894),
«Три года» (1895), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900), «Архиерей» (1902).
Третья, высшая, ступень иерархии представлена в таких рассказах, как
«Мороз» (1887) и «Архиерей» (1902).
Вовторойглаве«Особенностиязыковогопредставления
пространства священнослужителей в произведениях А.П. Чехова»
анализируетсясуществованиесвященнослужителейвразныхтипах
пространств: церковном и внецерковном, что позволяет с лингвистических
позиций рассмотреть клириков не только как духовных лиц, но и как
простых обывателей, а также обратить внимание на неразделенность
церковно-религиозной и бытовой сторон их жизни. В данной главе
исследуется церковное пространство, представленное в рассказах «Певчие»,
«Канитель», «Княгиня», «На страстной неделе», «Панихида», «Кошмар»,
«Архиерей». А.П. Чехов либо развернуто описывает церковь («Кошмар»),
либо указывает на значимые пространственные элементы с помощью слов,
обозначающих определенные места в церкви – клирос, иконостас, а также
церковные атрибуты – лики святых, свечи, ставники, ковер, просфора и
другие («Панихида», «Канитель»). Церковь представлена в произведениях
А.П. Чехова как место, в котором священнослужитель выполняет как
богослужебные функции, так и наставнические. Пространство церкви
характеризуется словами с семой ‘серость’, ‘сумрачность’. С одной стороны,
метафора серости показывает нищету народной жизни, а метафора
сумрачности – особое церковное ощущение, которое испытывает человек,
осмысляя жизнь в данном сакральном пространстве. Данное пространство
описано с помощью церковной лексики, лексем с семой света, музыки.
Внешнее и внутреннее состояние церкви характеризуется с помощью
кратких прилагательных с негативной коннотацией: ветха, сера. Писатель
для обозначения духовного состояния человека, пребывающего в данном
сакральном месте, использует метафору безжизненной церкви, погруженной
в грусть, однако человек сохраняет связь с церковью и религией, особенно
через священнослужителя («Кошмар», «Панихида»).
Священнослужители в прозе А.П. Чехова, «утрачивая свой социальный
статус, <…> выступают как бы от лица всякого, любого человека перед
лицом бесчеловечной действительности» (Лапушин, 1993, с. 21). Поэтому
важное значение имеет анализ внецерковного пространства, в котором
существуют священнослужители. Внецерковное антропогенное пространство
представлено в рассказах «Кошмар», «Письмо», «У предводительши»,
«Святая простота», «Архиерей», а также в повестях «Степь», «Три года»,
«Дуэль». В пространстве дома и социальных учреждений описывается
ситуация, котораяраскрывает священнослужителяс инойстороны.
Антропогенное пространство может быть изображено как развернуто, так и
несколькими лексемами, обозначающими отдельные реалии. Для понимания
мира священнослужителей важное значение имеют предметно-словесные
детали, относящиеся к пространству дома, поскольку они подчеркивают
внешние и внутренние особенности клириков, гармонируют с их чувствами и
состояниями. В антропогенном пространстве священнослужители могут
рассуждать на темы и затрагивать вопросы, которые не принято обсуждать в
пространствецеркви.Внецерковноеантропогенноепространство
способствует представлению священнослужителя с точки зрения его
социально-материального положения, например, показывает скудность быта
отца Якова из рассказа «Кошмар». Пространство дома священнослужителя
характеризуется как маленькая светлая комната с глиняным полом и со
стенами, оклеенными дешевыми обоями. А.П. Чехов, перечисляя предметы
быта, которые отец Яков получил в дар от разных людей, подчеркивает
бедность священника: убранство дома состоит исключительно из чужих
вещей.
Внецерковноепространствоприродытакжеимеетсмысловую
нагрузку: оно помогает глубже раскрыть образ священнослужителя, постичь
его внутренний мир, показать священническую сущность. Например, отец
Христофор («Степь») во время поездки не забывает о положенном
совершенииправославногоритуала,которыйпроводитвстепи.
Пространство природы изображено А.П. Чеховым развернуто, писатель
изображает степь, прибрежье, различные природные реалии с помощью
целого ряда лингвистических средств: метафор, эпитетов, сравнений.
Пространство природы характеризуется лексемами, обозначающими как
собственно природные реалии, так и архитектурные детали. Природа
отвечает образу священнослужителя, гармонирует с его миром, дополняет,
помогает раскрыть взгляды, мечты и ожидания. Например, дьякон Победов
(«Дуэль»), прогуливаясь по берегу, восторгается природой: «Дьякон пошел за
рыбой, которую на берегу чистил и мыл Кербалай, но на полдороге
остановился и посмотрел вокруг. – Боже мой, как хорошо! – подумал он. –
Люди, камни, огонь, сумерки, уродливое дерево – ничего больше, но как
хорошо!» («Дуэль», Т. VII, с. 388).
Дляраскрытиямирасвященнослужителейнеобходимотакже
рассмотреть ситуации, в которых оказываются клирики в городском и
сельском пространствах (городское пространство – в рассказах «Мороз»,
«Брожение умов», «Злоумышленники» и в повести «Дуэль»; сельское
пространство – в рассказах «Упразднили», «В овраге», «У предводительши»).
В данных пространствах описываются поступки и деяния персонажей, в
которыхмирсвященнослужителейраскрываетсявконтексте
разворачивающихся событий. Представленные в этих пространствах встречи
священнослужителей с другими персонажами, их перемещения, прием пищи
по разным поводам позволяют увидеть, как ведет себя чеховский
священнослужитель в той или иной ситуации: он зачастую пренебрегает
нормами и правилами поведения, предписанными священнослужителю,
оказывается в одном ряду с обывателями: «Как-то на поминках у
фабриканта Костюкова старик-дьячок увидел среди закусок зернистую икру
и стал есть ее с жадностью; его толкали, дергали за рукав, но он словно
окоченел от наслаждения: ничего не чувствовал и только ел» («В овраге», Т.
Х, с. 144).
Многомерность мира чеховских священнослужителей обусловлена в
том числе и персонажами, наполняющими пространство, в котором
существуют клирики. Персонажи, с которыми они вступают или не вступают
в диалогические отношения, помогают раскрыть мир священнослужителей с
помощью описания их внешности, действий, состояний. Так, в повести
«Дуэль» доктор Самойленко относится к дьякону Победову неоднозначно.
Об иронично-пренебрежительном отношении говорят такие метафорические
выражения, как звезда науки, светильник церкви (вместо ‘светило’)
длиннополая аллилуйя в митрополиты выскочит, подчеркивающие, что
дьякон не является до конца состоявшимся священнослужителем, так как, по
словам доктора, относится к молодому поколению.С другой стороны,
Самойленко относится к дьякону благожелательно, понимая его мечту
получить высший церковный чин (Что ж…дай бог…).
Описание проведения священнослужителями православного ритуала,
обряда обусловливает многомерность их мира. Выполнение чеховскими
священнослужителями долга и служебных функций, возложенных на них
саном, не зависит от пространства, в котором они находятся: православный
ритуал, обряд может быть проведен не только в церкви, но и в доме, и на
фоне природы. С.В. Булгаков в «Настольной книге для священно-церковно-
служителей» дает следующий перечень богослужений по требованию вне
храма: «крещение ребенка на дому, если ему угрожает смерть, исповедь и
причащение святых Христовых Тайн болеющего или пожилого, погребение
умерших и поминки, освящение жилого дома, молебен о здравии, всяческие
молебные пения на ниве, при посадке и сборе урожая, при непогоде, при
сборе меда, осквернении колодца и многое другое» (Булгаков, 1993, с. 804).
А.П. Чехов либо дает развернутое описание православного обряда,
представляющего собой событие, динамика которого обусловливается
поэтапными действиями священнослужителя и прихожанина: делает земной
поклон, поникает головой, глядит в землю, покрывает голову епитрахилью,
целует крест («На страстной неделе»), либо описывает отдельные
компоненты обряда, определенные ритуалы, используя для этого церковно-
религиозную лексику («Панихида»).
В третьей главе «Лингвистические средства создания портрета
священнослужителей в произведениях А.П. Чехова» дается описание
физиологических и психологических особенностей священнослужителей,
котороевыражаютсяспомощьюразличныхязыковыхсредств.
Исследователь В.Е. Хализев определяет портрет персонажа как «описание
его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств
(черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что
сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной
инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика). Портрет может
фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жест и
мимику, выражение лица и глаз» (Хализев, 2002, с. 67). Портрет в данном
исследовании понимается в широком смысле и включает внешний облик,
одеяние, мимику, жест, особенности голоса.
Вданнойглавеанализируетсяописаниефизиологических
особенностей: слова, обозначающие рост и телосложение, возраст, части тела
(соматическая лексика). В рассказах «Певчие», «Кошмар», «Святою ночью»,
«Письмо», «Святая простота», «Невеста», в повестях «Степь» и «Дуэль» А.П.
Чехов представляет развернутый портрет священнослужителя: обозначает
возраст, фигуру или рост; описывает лицо и его части (глаза, брови, веки),
бороду,усы,волосы;указываетнасостояние–физическоеили
психологическое.Врассказах«Панихида»,«Канитель»,«У
предводительши», «В бане» А.П. Чехов не дает развернутый портрет, а
описывает или указывает на какую-нибудь определенную деталь лица
персонажа. Портрет обычно изображается с помощью оценочных слов и
прилагательных,обозначающихрост,телосложениеиописывающих
состояние лица и другие характерные черты персонажа: «Диакон, высокий,
плотный мужчина, с красным рябым лицом и с соломой в волосах»
(«Певчие», Т. II, с. 354).
Важной составляющей портрета являются невербальные элементы,
выраженные лексическими средствами, описывающими мимику лица и
особенности взгляда, что помогает представить священнослужителя как
рефлексирующую личность. Описание изменения лица и глаз способствует
выражению состояния, эмоционального и физического, отношения к
собеседнику, показывает священнослужителя, в первую очередь, как
человека, рефлексирующего в связи с теми или иными событиями и
ситуациями,влияющиминаегомыслиидействия.Например,
метафорическоеописаниемимикиотцаЯковавыражаетчувство
удовольствия, а описание взгляда отца Федора – гнев: «По некрасивому лицу
его от уха до уха разливалось выражение удовольствия и самого
обыденного, прозаического аппетита» («Кошмар», Т. V, с. 62) и «Глаза
благочинного гневно вспыхнули, и на висках выступила краска» («Письмо», Т.
VI, с. 157).
Смех и улыбка рассматриваются как реакция священнослужителей на
те или иные события, действия других персонажей, а также как осмысленная
реакция на события своей собственной жизни. Например, смех отца
Анастасия («Письмо») или дьякона Победова («Дуэль») является показателем
их отношения к словам и поступкам других персонажей и в то же время
выражает их внутреннее эмоциональное состояние, при котором смех – это
способ отрешиться от несчастий, душевных страданий либо бытовых реалий
повседневности. Лингвистически смех представлен словами разных частей
речиссемойсмех,эмоциональнымимеждометиями(хо-хо-хо),
фразеологическими единицами (покатиться со смеху). Улыбка, как и смех,
можетсоотноситьсяс характером, например,в изображении отца
Христофора («Степь») – это деталь, подчеркивающая константные черты его
характера (добродушие и позитивное отношение к миру) с помощью наречий
лучезарно и по обыкновению: «Ну, как доехал, puer bone? – засыпал его о.
Христофор вопросами, наливая ему чаю и, по обыкновению, лучезарно
улыбаясь» («Степь», Т. VII, с. 94).
Описание жестов как невербальных действий, не имеющих церковно-
религиозногозначения,рассматриваетсявкоммуникативноми
симптоматическом аспекте. А.П. Чехов, описывая с помощью различных
глагольных форм с семами мах, всплеск неритуальную жестикуляцию
священнослужителей как в бытовом, так и в церковном пространстве,
показывает их, в первую очередь, как людейрефлексирующих и
выражающих эмоции (эмоциональная реакция на различные действия и
реплики собеседника, а также ситуации в целом). Например, тревога дьякона
Любимова («Письмо») из-за сына: «Дьякон всплеснул руками и сказал со
вздохом: – А ведь мне же за него отвечать придется!» («Письмо», Т. VI, с.
158). Описание движений рук, кистей рук и пальцев помогает более объемно
представить образ священнослужителя, апеллируя в первую очередь к
общечеловеческому (эмоционально-рефлексивному) состоянию.
Важным элементом портретной характеристики являются особенности
голоса священнослужителя, представленные различными модификациями,
связанными с определенными ситуациями и событиями. Характеристика
голоса священнослужителей свидетельствует о рефлексирующей личности:
это человек мыслящий, возбудимый, чувствующий. При характеристике
голоса чеховских священнослужителей используются глаголы, отражающие
степень громкости речи и ее темп: шептать, бормотать, лепетать. Это
связаносопределеннойдиалогическойситуацией:фонацияголоса
характеризует отношения между собеседниками и определенное состояние
священнослужителя. Другими важными аспектами голосовой характеристики
священнослужителейявляютсяинтонация,тембримелодичность.
Мелодичность голоса может вызывать как приятные, так и отрицательные
реакции со стороны других персонажей; голоса могут быть дребезжащими,
звонкимиилихриплыми.Важнатакжеинтонацияголоса,которая
представленаспомощьюязыковыхсредств,выражающих
психоэмоциональное состояние человека, например, строгость (сердитый
голос; строго сказал), что, в свою очередь, свидетельствует о намерении
священнослужителя осудить человека, чтобы открыть ему глаза на
содеянное, направить, побудить к исправлению; либо, например, слабость
(слабым, вздыхающим тенорком; тихо, через силу), что указывает на
физическое состояние.
В произведениях А.П. Чехова описание одежды священнослужителя
(ряса, риза, различные атрибуты одежды) соотносится с образом персонажа:
характером,внешностью,поведением,атакжеподчеркиваетих
материальную незащищенность – бедность. Священнослужитель может быть
представлен как в опрятном виде, так и в неряшливом, что отражается на
отношении к священнику со стороны других персонажей и на восприятии его
образа в целом: статный, величавый, комичный, жалкий.
В четвертой главе «Речь священнослужителей в произведениях А.П.
Чехова»представленохристианскоемиропониманиечеховских
священнослужителей, выраженное с помощью прецедентных христианских
текстов, религиозных лексем, речевых интенций, а также речевого
поведения, в котором религиозное коррелирует с повседневно-бытовым.
Анализируются прецедентные тексты, реализованные в речи чеховских
священнослужителей и обладающие рядом функций. Во-первых, они
раскрывают образ священнослужителей глубже, тем самым усиливая их
священническую ипостась, что важно, поскольку в произведениях А.П.
Чехова чаще всего они функционируют в бытовом пространстве, а не
церковном. Например, прецедентный текст в речи отца Христофора
(«Степь») помогает ему поддержать Егорушку в переломный для него
момент, настроить его на дальнейший путь, внушить, что учиться
необходимо, апеллируя при этом к религиозным историческим личностям:
«Апостол Павел говорит: на учения странна и различна не прилагайтеся
<…> Ты соображайся… Святые апостолы говорили на всех языках – и ты
учи языки; Василий Великий учил математику и философию – и ты учи
<…>» («Степь», Т. VII, с. 98). Во-вторых, прецедентные тексты помогают
священнослужителям выразить свои мысли, воззрения, изложить просьбы.
Например, в диалоге с фон Кореном дьякон Победов («Дуэль») затрагивает
философско-религиозные вопросы: «Вера без дел мертва есть, а дела без
веры – еще хуже, одна только трата времени и больше ничего» («Дуэль», Т.
VII, с. 433). В-третьих, прецедентные тексты способствуют выражению
рефлексии священнослужителей, раскрывая тем самым их внутренний мир.
Например, отец Анастасий («Письмо») говорит о своих пороках, грехах в
контексте прощения, опосредованно обращаясь к библейскому тексту:
«Когда жил как люди, и горя мне было мало, а теперь, когда образ и подобие
потерял, только одного и хочу, чтоб меня добрые люди простили. Да и то
рассуди, не праведников прощать надо, а грешников. Для чего тебе
старушку твою прощать, ежели она не грешная? Нет, ты такого прости,
на которого глядеть жалко» («Письмо», Т. VI, с. 162–163).
В речи священнослужителей анализируются основные и часто
употребляющиеся лексемы – бог, грех и вера. Данные лексемы раскрывают
ключевыепонятиявправославнойсистеменравственно-этических
ценностей. В этом аспекте священнослужитель выступает в роли посредника
между высшим началом и человеком. Семантические компоненты лексем
бог, грех и вера соотносятся как с общечеловеческим мировосприятием, так и
с православным воззрением и пониманием. Посредством таких значений
данных слов персонажи-священнослужители выражают, во-первых, свое
религиозное воззрение на те или иные проблемы, которые встают перед ними
и их окружением, а во-вторых, репрезентируют идеи гуманизма, присущие
всем культурам. По С.В. Булавиной, «наименования понятий ‘вера’ и ‘грех’
обозначают религиозные представления о человеке» (Булавина, 2003, с. 10).
Апелляция к богу, греху, вере, реализованная в различных ситуациях в
бытовом повседневном пространстве, или бытовом дискурсе, а также в
церковном пространстве, или религиозном дискурсе, продиктована саном
священнослужителя: это неотъемлемая особенность их мироощущения и
мировосприятия.
Важнойхарактеристикойречисвященнослужителейявляются
интенции, реализующиеся в общении с другими персонажами. При
исследованииисповедальнойинтенциивыявляется,чтовпроцессе
откровенного разговора в роли собеседника-слушателя выступает либо
другой священнослужитель, либо мирянин, при этом исповедальный
разговорпроисходитспонтанноиреализуетсявовнецерковном
пространстве.Чеховскиесвященнослужителипредставляютсвои
размышления, раскрывают чувства и состояния в определенной ситуации,
признают свою греховность и готовы отвечать перед высшими силами
(Богом)илюдьми.Ситуацией,обстоятельствомдляреализации
исповедального слова служит либо плохое физическое состояние, либо
эмоциональныйвсплеск,сильноеволнение,либопростоежелание
выговориться, быть выслушанным. Так, отец Анастасий («Письмо») в
разговоре с дьяконом Любимовым осознает свои ошибки и признает
греховность своей жизни, ее обреченность, на что указывают глаголы
потерял и запутался; он обращается к понятиям вины и прощения. Гордость
не позволяет отцу Якову («Кошмар») показывать людям свою бедность. В
целом же гордость, присущая его натуре, и бедность, в которой он вынужден
пребывать, заставляют его испытывать отрицательные эмоции, на что
указывают глагольные словосочетания казню себя, осуждаю себя; он
рефлексирует, обращаясь к своей совести. Отец Петр («Архиерей»),
находясь в состоянии внутреннего конфликта, духовного кризиса и
осознания приближающейся смерти, признается в том, что ему трудно
принять реальность и себя в этой реальности, на что указывает глагол давит.
Священнослужители во внутренних диалогах репрезентирует свой духовный
мир и эмоциональное состояние.
Исповедальная интенция реализуется в диалогах священнослужителей,
в которых они порицают либо наставляют, поучают своих собеседников.
Назидательная интенция представлена с помощью риторических вопросов (А
кто же виноват, как не ты?), внушения (Виноват ты, дьякон, виноват),
директивного совета (старайся так, чтоб все науки выучить), прямой
директивы (Не вникай и молчи), апелляции к рассуждению (рассуди:
наказующие и без тебя найдутся, а ты бы для родного сына милующих
поискал).Священнослужителииспользуюттактикириторического
восклицания, положительной (апелляция к правильному) и отрицательной
(апелляция к греховному) иллюстрации для того, чтобы воспитать человека,
повлиять на его действия и мысли. Строгая назидательность не имеет
положительногорезультатакаквлиниисвященнослужитель–
священнослужитель, так и в линии священнослужитель – мирянин: адресат
не внемлет словам. Наоборот, назидательная интенция, лишенная строгости,
способствует пониманию и послушанию.
Речевое поведение священнослужителей наглядно представляет их
двойственность, о чем свидетельствует также анализ церковно-религиозного
этикетасвященнослужителей.ВпроизведенияхА.П.Чехова
священнослужители являются персонажами, которые истинно верят в бога,
что находит отражение в диалогах с другими персонажами. Отношения
между верующими людьми «регулирует церковный этикет, основанный на
духовных принципах и христианской морали» (Павловская, 2007, с. 38).
Формальный аспект речевого этикета чеховских священнослужителей
претерпевает изменения, что, в первую очередь, обусловлено бытовым
пространством и, соответственно, бытовым дискурсом в случае, если они
общаются с мирянами или другими священнослужителями в определенном
внецерковном пространстве и затрагивают нерелигиозные темы; во вторую
очередь, отношением священнослужителя к ситуации или собеседнику,
выраженным рефлексивно. Речевое поведение священнослужителей имеет
экспрессивный характер, что достигается за счет введения в реплику
неуместных и уничижительных обращений (убогая, мужик, невежа, осёл,
братец), различных единиц устной разговорной речи (дулю мне под нос, а не
гроши; к шутам ее на пасеку; шут его принес, шут ее знает) и устойчивых
выражений библейского происхождения (скачу, аки фараон на колеснице;
камня на камне не останется).Важное значение имеют риторические
восклицания и вопросы, к которым священнослужители обращаются
осознанно или неосознанно, чтобы привлечь внимание собеседника и
раскрыть ему истину. В представлении отца Якова («Кошмар») – это способ
показать свою бедность, отца Федора («Письмо») – указание на вину дьякона
за неправильное воспитание сына, отца Григория («Панихида») – указание на
неправильность мыслей лавочника Андрея, отца Петра («Архиерей») –
способ выговориться и облегчить душу, обращаясь к невидимому миру.
В Заключении обобщены результаты исследования и сформулированы
егоперспективы.ВпроизведенияхА.П.Чеховаличнаяжизнь
священнослужителей становится продолжением жизни церковно-служебной.
Мир священнослужителей рассмотрен в совокупности его проявлений:
существование персонажа во внешних реалиях бытия и в осмыслениях
служения и повседневности, что обеспечивает объемность мира, в котором
не разделено сакральное и секулярное. Пространство, в котором существуют
священнослужители, и их портретные описания представлены с помощью
лексем,изобразительно-выразительныхсредств,раскрывающихи
подчеркивающих различные состояния священнослужителя (внутреннее
эмоциональное, внешнее материальное), продиктованные той или иной
ситуацией, тем илииным событием. В речисвященнослужителей
представлены как исповедальная, так и назидательная интенции, их речевому
поведению характерно соединение религиозной и нейтральной лексики,
употребление устойчивых выражений, что в совокупности отражает
мироощущение и двойственную сущность священнослужителей, а также
способствует раскрытию их мира в двух реальностях: церковно-религиозной
(священнослужитель) и бытовой (простой обыватель). Таким образом, в
произведенияхА.П.Чеховадуховноеиобыденноевмире
священнослужителей соединяется воедино, тем самым представляя клирика
как человека, осмысляющего свое предназначение в двух реальностях и
рефлексирующего в связи с их несовершенством.
Перспектива данной работы связана с возможностью применения
предложенной модели языкового представления мира священнослужителей в
чеховских текстах при исследовании в произведениях русской литературы
положения русского духовенства, что важно для понимания русской
ментальности, тесно связанной с православием, а также при описании
персонажей, принадлежащих к тем или иным социальным группам.
Мир произведений Антона Павловича Чехова – это точное и детальное
представление действительности в художественной литературе, поэтому
писатель признан реалистом, о чем пишут такие ученые, как М.Е. Елизарова
(1958), Г.А. Бялый (1981), Н. Шапир (2002), Б.М. Эйхенбаум (2002), В.В.
Химич (2004), Э.С. Афанасьев (2010), А.И. Роскин (2010). А.П. Чехов
изображал реальность, в которой представлены люди различных сословий и
профессий. Священнослужители в прозе А.П. Чехова составляют галерею
многообразных персонажей: это люди разных церковных чинов, санов и
разных судеб, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот
до серьёзных религиозно-философских вопросов.
Персонажи-священнослужители в произведениях А.П. Чехова – это
люди различного характера: от строгого, невосприимчивого ко всему иному,
до мягкого, терпимого; от преданного своему сану, признанного в социуме
до отвергаемого церковью и обществом. Репрезентация таких различных
типажей священнослужителей в рассказах и повестях А.П. Чехова связана с
отношением писателя к священнослужителям и религии в целом. С одной
стороны, писатель нередко высказывался о своем критическом отношении к
религии. В письме к И.Л. Леонтьеву (Щеглову) от 9 марта 1892 года,
писатель, рассуждая об образовательных принципах С.А. Рачинского,
считавшего, что народная школа должна быть ориентирована на
духовенство, А.П. Чехов писал: «Религии у меня теперь нет» (Чехов, 1977, Т.
V, с. 20). С другой стороны, ему нравился церковно-религиозный антураж:
пение, колокольный звон, праздники. Писатель уважительно относился к
священнослужителям, часто встречался с ними, вёл переписку и даже хранил
у себя фотографии некоторых из них (http://chehov-lit.ru/chehov/mesta/hanilo-
chehov-v-yalte/pravoslavie-v-zhizni-chehova.htm).
Тема религии и веры в контексте мироощущения и мировосприятия
А.П. Чехова является дискуссионной. Священнослужители в произведениях
А.П. Чехова не призваны разрешить эту проблему. По мнению А.М.
Ранчина, они не являются посредниками между высшими силами и
человеком, поскольку «не представлены обладателями иной, особой точки
зрения на мир, они не являются проповедниками идеи более высокой и более
близкой к истине, нежели мысли их противников в споре» (Ранчин, 1997, c.
34). Однако А.П. Чехов обращал внимание на то, что священнослужители
могут быть носителями высших христианских ценностей, отличных от
принятых в обществе. В книге «Остров Сахалин» А.П. Чехов подчеркивал,
что «сахалинские священники всегда держались в стороне от наказания и
относились к ссыльным не как к преступникам, а как к людям, и в этом
отношении проявляли больше такта и понимания своего долга, чем врачи или
агрономы…» (Чехов, Т. ХIV, с. 301).
Актуальность исследования обусловлена тем, что в работах,
посвященных рассмотрению религиозных вопросов в творчестве А.П. Чехова
и образов персонажей, жизненный путь которых связан с церковным
служением, не дано разностороннего комплексного анализа системы
персонажей-священнослужителей, одновременного существования их в двух
реальностях: духовной и бытовой. Более глубокой разработки требует также
специфика языковых средств, представляющих многоаспектную
характеристику данной социальной группы в произведениях писателя и
выражающих особенности изображения образа персонажа-
священнослужителя в многомерности человеческого бытия. В данном
исследовании мир персонажей-священнослужителей в произведениях А.П.
Чехова рассматривается с учетом социокультурных реалий, что является
важным направлением в чеховедении.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема связи
русской литературы и христианства, в том числе на примере творчества А.П.
Чехова, привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных
исследователей – В.А. Котельников (1994), И.А. Есаулов (1995), Е.М. Четина
(1998), И.А. Подкопаева (1998), Н.В. Капустин (2009), А.М. Любомудров
(2001), А.А. Звозников (2001), И.Ю. Калганникова (2009); Н. Schefski (1985),
D.A. Kirjanov (2000), G. Borny (2006), G. McVay (2002), M.S. Swift (2004). В
работе В.С. Абрамовой анализируются психологические,
литературоведческие, философские труды, посвященные религиозно-
нравственному аспекту произведений А.П. Чехова (Абрамова, 2021). Многие
ученые отмечали, что православное мировоззрение оказывает большое
влияние на отечественную литературу, что отмечается в работах В.А.
Котельникова (1994), А.М. Панченко (2000) В. Свинцова (1998), А.М.
Любомудрова (2001), С.В. Мельниковой (2015).
Проблема религии и веры в творчестве А.П. Чехова является одним из
актуальных направлений в исследованиях, посвященных творчеству
писателя. Учеными по-разному интерпретируются религиозные мотивы в
художественном мире писателя. Многие из них обращают особое внимание
на проблему противоречивости отношения писателя к понятию веры, а также
к сфере церкви и клириков, отмечая в связи с этим влияние такого отношения
на понимание и интерпретацию чеховских текстов. Эта проблема нашла
отражение в работах М.М. Степанова (1913), В.Б. Катаева (1979, 1997), А.П.
Чудакова (1986, 1996), В.А. Днепрова (1988), В.Я. Лакшина (1994), В.Я.
Линкова (1995), А.С. Собенникова (1997, 2000), В.П. Свинцова (1998), Н.Ю.
Грякаловой (2002), М.М. Дунаева (2003), А.Я. Чадаевой (2004), Л.Б.
Савенковой (2009), С.Н. Булгакова (2010). В данной диссертации не
исследуется проблема отношения писателя к религии, а углубляется тема
исследования мира священнослужителей и их образов.
Проблема представления образов священнослужителей в
произведениях А.П. Чехова – это область как литературоведения: И.Л. Альми
(2004), В.Д. Седегов (2000), так и лингвистики: О.И. Логачева (2016; 2017)).
В творчестве А.П. Чехова получает развитие реалистическая традиция
изображения священнослужителей, тесно связанная с открытиями Дж.
Элиота и Н.С. Лескова (Гнюсова, 2015). Об образах чеховских
священнослужителей писали и сами богословы: отец Йосиф Затеишвили
(1997), митрополит Вениамин Федченков (2000), протоиерей Георгий (Юрий
Леонидович) Ореханов (2011). Как в филологических исследованиях, так и в
работах богословов высказывается мнение о том, что А.П. Чехов точно
передает всю суть проблемы русского духовенства своего времени. В
диссертационном исследовании коррелируются все вышеуказанные аспекты
изучения образов чеховских священнослужителей: научные, теологические,
культурологические.
Большое внимание исследователей привлекает проблема
репрезентации христианских мотивов в произведениях А.П. Чехова. Данному
вопросу посвящены работы Э.М. Жиляковой (1994), М. Прудниковой (1996),
О.Н. Калениченко (1997), Н.В. Капустина (1990, 1999), А.П. Кузичевой
(2000), М. Раневой-Ивановой (2005), С.В. Сызранова (2008), Е.А. Абрашовой
(2014), Е.А. Гедзюк (2018), Е.А. Гольцевой (2019). Осмысление христианских
мотивов в чеховских текстах имеет важное значение для понимания мира
священнослужителей: реминисценции библейских сюжетов в контрасте с
действительностью помогают глубже представить религиозный аспект их
мира.
В данном диссертационном исследовании мир священнослужителей
проанализирован в определенной последовательности: пространственное
существование персонажа (церковное и внецерковное), внешнее
существование (портрет, действия), внутреннее существование
(эмоциональное состояние, размышления) и речь. Таким образом, в данной
научной работе анализируется мир персонажей-священнослужителей,
проявляющийся в многомерности их бытовой и церковной жизни.
В диссертационном исследовании рассматриваются образы не только
священнослужителей (высшие клирики), но и церковных служителей
(низшие клирики), выполняющих второстепенные функции в совершении
богослужения и основные функции в устройстве церковного быта, так как
исследовательская задача состоит в том, чтобы дать общую, объективную
оценку представлению мира священнослужителей в произведениях А.П.
Чехова.
Объектом исследования является устройство мира
священнослужителей в прозаических произведениях А.П. Чехова,
представленного в двух реальностях: религиозной и секулярной.
Предметом исследования выступают различные языковые средства,
лингвистические приемы, позволяющие раскрыть особенности мира
чеховских священнослужителей.
Цель исследования состоит в выявлении и описании языковых
средств, формирующих мир священнослужителей в художественных
произведениях А.П. Чехова.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть образы чеховских священнослужителей в рамках
русской картины мира, учитывая положение русского духовенства конца XIX
– начала XX веков;
2) выявить языковые средства, характеризующие церковное и
внецерковное пространство мира священнослужителей, включая
разнотипную событийность, разворачивающуюся в том или ином
пространстве;
3) описать языковые средства, характеризующие портрет
священнослужителей как компонент их мира в произведениях А.П. Чехова;
4) исследовать речевое поведение и речь священнослужителей в
произведениях А.П. Чехова;
5) проанализировать реализацию исповедальной и назидательной
интенции чеховских священнослужителей в диалоге.
Характер поставленных задач определяет выбор методов
исследования: контекстуальный, компонентный, лексико-семантический,
лингвостилистический, метод лингвистического описания, дискурсивный
анализ, структурно-системный.
Материалом исследования послужили более 1250 фрагментов из
текстов произведений А.П. Чехова, написанных в период с 1882 по 1902 годы
(всего 32 рассказа и 3 повести). Данные фрагменты представляют описание
мира священнослужителей. Выбор вышеуказанных произведений
продиктован наличием в исследуемых текстах персонажей-
священнослужителей (см. Приложение А).
Теоретико-методологической базой исследования послужили статьи,
монографии, диссертации и другие работы как отечественных, так и
зарубежных лингвистов, литературоведов, философов и теологов, связанные
с исследованием художественного мира произведений А.П. Чехова.
Основные положения работы опираются на концепции ученых-чеховедов,
таких как З.С. Паперный (1976), Э.А. Полоцкая (1979), В.Б. Катаев (1979),
А.П. Чудаков (1971), А.М. Турков (1980), В.И. Тюпа (1989), В.И. Кулешов
(1985), И.Н. Сухих (1987), В.А. Днепров (1988), В.Я. Линков (1982; 1995),
А.С. Собенников (2000), А.Я. Чадаева (2004), Н.В. Изотова (2006), Н.М.
Щаренская (2016).
Диссертационное исследование базируется на работах, посвященных:
1) особенностям языковой организации произведений А.П. Чехова, о
чем пишут такие ученые, как А.Б. Дерман (1959), М.К. Милых (1960), Л.П.
Громов (1963), В.В. Химик (1982), Е.Б. Гришанина (1988, 2008), Л.Г. Барлас
(1991), Е.И. Лелис (2000), Т.А. Кудинова (2000), В.В. Чалый (2001), Е.О.
Крылова (2009), Л.Е. Азарова (2011), В.А. Сазонова (2011), Г.Е. Маханова
(2016);
2) представлению образа священнослужителей в произведениях А.П.
Чехова. Эта проблема отражена в работах таких ученых, как А.М. Ранчин
(1997), Ю.В. Балакшина (2014), И.Ф. Гнюсова (2015), Г.А. Федюшина (2016),
О.И. Логачева (2017), Е.А. Гедзюк (2017; 2018), М.М. Дунаев (1993; 2003),
А.В. Мангилева (2014), А.Б. Пермиловская (2015), И.Г. Минералова (2019);
3) основным принципам, характеристикам и жанрам религиозного
дискурса. К этому вопросу обращались такие ученые, как О.А. Прохватилова
(1999; 2006), В.И. Карасик (1992; 1996; 2002а; 2002б), О.В. Швед (2001), Е.В.
Бобырева (2007), Е.В. Артамонова (2008), В.В. Дементьев (2010), Е.А.
Кожемякин (2011), Н.Н. Панченко (2011), О.Ф. Гаврилов (2015). Изучение
данного вида дискурса позволяет проанализировать проблемы, связанные с
религиозной позицией чеховских священнослужителей, а также вопросы,
затрагиваемые данными персонажами в общении как в религиозном
дискурсе, так и в рамках бытового дискурса. В связи с этим изучены работы,
посвященные речевой культуре и коммуникативным качествам речи
православных священнослужителей. Данные аспекты речи клириков
рассмотрены в работах И.В. Бугаевой (2006), О.Е. Павловской (2007), И.В.
Шкрабковой (2009), Е.Н. Азначеевой (2019);
4) изучению социокультурного положения священнослужителей в
России, о чем пишут Л. Манчестер (2019) , М. Лукашевич (2019), А.Н. Розов
(2001, 2003), В. Федченков (2004), А. Булгаков (2001), С.Л. Фирсов (2002),
А.В. Скутнев (2005), А.И. Конюченко (2006), Т.Г. Леонтьева (2010), Н.Г.
Карнишина (2014, 2015), А.В. Мангилева (2014), И.В. Залога (2019), Г.М.
Запальский (2020).
Гипотеза диссертационного исследования основана на том, что мир
священнослужителей в произведениях А.П. Чехова представлен
амбивалентно, что достигается за счет использованных писателем
изобразительно-выразительных средств языка; духовный путь,
соотносящийся с социальным статусом и церковным чином клириков,
посвященный служению невидимым высшим силам и проявляющийся в
особом религиозном мироощущении и обязательном участии в
воспроизведении архетипических православных практик, конкурирует с их
существованием в повседневности, связанной с миром видимым, реальным,
который позволяет выявить особенности их функционирования как
персонажей, обладающих определенными личностными качествами,
чувственным восприятием внешнего мира, рефлексивным самосознанием,
что реализовано в текстах с помощью языковых средств.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В ментальном сознании русского народа образ священнослужителя
является одним из ключевых и зависит от исторических условий, влияющих
на отношение к духовенству и церкви в целом. В образе
священнослужителей в произведениях А.П. Чехова представлен, с одной
стороны, социальный тип человека, а с другой стороны, рефлексирующая
личность. Вербальное воплощение образа священнослужителя в
художественных текстах А.П. Чехова отражает особенности
художественного мышления и мировоззрения писателя, дает возможность
получить представление о его взгляде на роль священнослужителя в системе
межличностных отношений и в системе нравственно-этических координат
России в последней трети XIX века и на рубеже веков.
2. Пространство, в которое А.П. Чехов помещает священнослужителей,
представлено двумя типами: церковным и внецерковным. Церковное
пространство – это место служения, в котором священнослужители проводят
религиозные обряды, вступают в диалог с другими служителями и
прихожанами; в нем раскрываются и проблемы, касающиеся жизни отдельно
взятого человека, и проблемы церкви и русского духовенства в целом.
Церковь изображена писателем с помощью метафор ветхости и серости,
которые показывают состояние этого сакрального места, и метафоры
сумрачности, которая раскрывает особое церковное ощущение. Данное
пространство характеризуют церковная лексика, оценочная лексика, слова,
обозначающие различные звуки и слова с семой «музыка». Внецерковное
пространство (антропогенное и природное) – это место, в котором
представлены бытовые стороны жизни священнослужителей, совершающих
действия и поступки, свойственные мирянину, в том числе и греховные (с
точки зрения церкви) и добродетельные (с общечеловеческой точки зрения).
Данные внецерковные пространства характеризуются такими языковыми
средствами, которые отражают внутреннее и внешнее состояние
священнослужителей. В антропогенном пространстве – это лексемы, тропы,
обозначающие убранство дома, запах, цвет, в природном – это природные
явления, визуально и аудиально способствующие выражению мыслей,
мечтаний, намерений священнослужителя.
3. Портрет священнослужителей в произведениях А.П. Чехова создают
различные языковые средства изобразительности. Их использование
обусловлено, в первую очередь, тем, чтобы эксплицитно и имплицитно
представить с помощью немаркированных и маркированных языковых
средств внешний облик священнослужителя. Невербальные компоненты
портрета (жесты, смех, мимика, взгляд) и паралингвистические
характеристики (модификации голоса) помогают раскрыть весь спектр
эмоциональных реакций (от страха и гнева до радости и умиления) с
помощью описания физиологического и психологического состояния
священнослужителя, который выступает как человек рефлексирующий. В
портрете священнослужителя даны как компоненты духовного, относящиеся
к сану, так и эмоционального, относящиеся к категории общечеловеческого,
что представлено нейтральными и оценочными словами, метафорами,
сравнениями и эпитетами, раскрывающими положительные и отрицательные
стороны персонажа (внешний облик, одеяние, невербальные элементы).
4. Диалогические отношения священнослужителей с другими
персонажами помогают А.П. Чехову раскрыть отношение клириков к
религиозно-философским и социально-бытовым проблемам.
Священнослужители предстают в двух ипостасях:
1) человек наставляющий: он проявляет одну из своих
важнейших функций наставления вне зависимости от места пребывания;
2) человек исповедующийся: он сам становится субъектом
исповеди, то есть реализует исповедальную интенцию. Диалоги, в процессе
которых реализуется исповедальная или назидательная интенция, могут
строиться по линии священнослужитель – священнослужитель и
священнослужитель – мирянин.
5. Речь священнослужителей в произведениях А.П. Чехова,
содержащая фрагменты христианских прецедентных текстов, религиозную
лексику, фразеологические единицы и паремии, раскрывает их отношение к
вере, человеку и его месту в мире, основанное как на христианских идеалах,
так и на собственном ощущении. Речь священнослужителей включает в себя
нейтральную, возвышенную и сниженную лексику, что отражает
принадлежность клириков к двум реальностям: миру секулярному,
повседневному и миру сакральному, духовному.
Научная новизна работы заключается в том, что языковые средства
создания объемного и полноценного мира священнослужителя в
художественных произведениях А.П. Чехова исследованы впервые. В
диссертационном исследовании описан духовный путь персонажей-
священнослужителей, конкурирующий с реальностью, в которой они
существуют. В произведениях А.П. Чехова персонажи-священнослужители
представлены не только как служители церкви, выполняющие определенные
обязанности в соответствии с саном, но и как люди, включенные в
социально-культурный контекст и существующие в бытовом пространстве,
на что указывают проанализированные языковые средства создания их мира.
В работе исследованы языковые единицы, репрезентирующие мир отдельной
социальной группы в художественных произведениях А.П. Чехова.
Лингвистический анализ позволил представить типологию персонажей-
священнослужителей, расширить понимание отношения А.П. Чехова к
духовенству в России конца XIX – начала XX века.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что языковое
представление мира священнослужителей дано в соответствии с поэтапным
описанием разных аспектов их существования, что может служить моделью
для лингвистического анализа мира священнослужителей не только в
произведениях А.П. Чехова, но и в произведениях других русских писателей.
Предложенная лингвистическая модель описания мира чеховских
священнослужителей позволяет разработать методику анализа мира
персонажей, относящихся к различным социальным группам.
Проанализированный языковой материал вносит вклад в развитие
исследований, посвященных изучению языка художественных произведений
А.П. Чехова, обогащает базу научных изысканий, посвященных
особенностям репрезентации религиозного дискурса в художественной
литературе. В работе получает развитие понятие о религиозном дискурсе:
проведено его исследование в ракурсе функционирования православного
дискурса в художественном тексте.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и
выводы исследования могут быть использованы в практике преподавания
курсов по анализу языка художественных произведений, лингвистическому
анализу текста, изучению индивидуального стиля писателя, а также
комплексному филологическому анализу текста.
Достоверность исследования обусловлена тем, что выводы,
сделанные в данной работе, получены в результате рассмотрения
прозаических произведений А.П. Чехова, в которых персонажами являются
священнослужители. Обоснованность результатов диссертационного
исследования достигается репрезентативностью эмпирического материала.
Научная работа, направленная на изучение основных аспектов мира
священнослужителей, опирается на вышеуказанные научные источники
авторитетных ученых.
Апробация положений исследования проходила на заседаниях
кафедры русского языка Южного федерального университета. Отдельные
аспекты исследования были положены в основу докладов, которые были
представлены на международных научных конференциях: XI и XII и XIII
Международной научной конференции «Молодежные Чеховские чтения в
Таганроге» (Таганрог, 2019; 2020; 2021); на IV Международной научной
конференции «Художественный текст глазами молодых» (Ярославль, 2019);
на V Международной научно-практической конференции «Актуальные
вопросы современной филологии: теория, практика, перспективы развития»
(Краснодар, 2020); на Международной научной конференции «Чехов: тексты
и контексты» (Москва, 2020); на III Международной студенческой научно-
практической конференции «Язык и культура как национальное достояние в
поликультурной среде» (Ставрополь, 2021).
По теме исследования опубликовано 13 научных работ, в том числе 3
статьи в журналах, рекомендованных ВАК при Министерстве науки и
высшего образования Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, четырех делящихся на
структурно-логические части глав, заключения, списка литературы и двух
приложений. Общий объем работы составляет 240 страниц.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!