Жанр акафиста: категориально-текстовая специфика : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.02.02
Введение 4
Глава 1. Акафист в жанрово-стилистическом и категориально- 13
текстовом аспектах
1.1. Религиозный стиль в функционально-стилистической парадигме 13
речи
1.2. Акафист как жанр религиозного стиля 30
1.3. Категориально-текстовой подход к описанию стиля и жанра 46
Выводы по главе 1 57
Глава 2. Категория темы в жанре акафиста 58
2.1. Тематическая дуальность жанра акафиста 58
2.2. Духовная тема 63
2.3. Предметная тема и ее разновидности 95
2.3.1. Объективная тема: объективно-сакральная разновидность 95
2.3.2. Объективная тема: объективно-профанная разновидность 104
2.3.3. Субъективная мы–тема 109
Выводы по главе 2 113
Глава 3. Категория хронотопа в жанре акафиста 114
3.1. Время и пространство в научном освещении 115
3.2. Христианская картина мира в хронотопе гимнографии 125
3.3. Категория времени в тексте акафиста 135
3.3.1. Сакральное время 137
3.3.2. Объективное время 140
3.3.3. Субъективное время 148
3.4. Категория пространства в тексте акафиста 155
3.4.1. Сакральное пространство 155
3.4.2. Объективное пространство 160
3.4.3. Субъективное пространство 165
Выводы по главе 3 169
Глава 4. Категории тональности и оценочности в жанре акафиста 171
4.1. Субъективная модальность текста 171
4.2. Категория тональности в тексте акафиста 177
4.3. Категория оценочности в тексте акафиста 208
Выводы по главе 4 220
Заключение 222
Список литературы 227
Список словарей и справочников 267
Список источников 269
Приложение 1 271
Великий Акафист. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и
Приснодеве Марии (на русском языке; в переводе Филарета (Дроздова),
митрополита Московского и Коломенского)
Приложение 2 279
Великий Акафист. Акафист Пресвятой Богородице (на церковнославян-
ском языке)
Диссертационное исследование посвящено категориально-текстовому опи-
санию акафиста как жанра религиозного стиля русской речи.
Актуальность настоящей диссертационной работы обусловлена научной
необходимостью целостного текстового описания функциональных стилей и жан-
ров. Прежде всего, указанная задача ставится по отношению к религиозному сти-
лю, изучение которого начинается в последние десятилетия ХХ века в связи со
сменой общественной формации, восстановлением статуса религии как неотъем-
лемой части общественного сознания и возрождением полной научной картины
функционального варьирования литературного русского языка [Купина, Матвеева
2017: 136]. Выделение каждого функционального стиля опосредуется экстралинг-
вистическими факторами. В исследуемом функциональном стиле находит отра-
жение специфика религиозного мировоззрения, что вызывает обусловленность
текстового анализа описанием христианской картины мира как сакрального ком-
понента текста акафиста. Актуальность диссертации определяется необходимо-
стью преимущественного описания ядерных жанров религиозного стиля, в част-
ности, молитвы, разновидностью которой является жанр акафиста.
Степень разработанности темы. Описанию религиозного стиля и его жан-
ровой специфики посвящаются научные изыскания в отечественной и зарубежной
лингвистике таких ученых, как Е. В. Артамонова, К. А. Архипова, К. Байер, Т. В.
Беднягина, Д. Бенковска, И. В. Бугаева, А. А. Бусель, С. С. Вареник,
А. О. Велижанина, М. Войтак, А. А. Волков, А. К. Гадомский, И. М. Гольберг,
С. А. Гостеева, И. В. Грекова, А. И. Гречаная, Г. В. Гриненко, А. Драгала,
Д. А. Звездин, А. И. Изотов, С. Н. Ипатова, И. А. Истомина, Т. В. Ицкович,
Ю. В. Кагарлицкий, И. С. Карабулатова, Ю. С. Карагодская, В. И. Карасик, В. Ко-
вальски, Х. Куссе, О. А. Крылова, Л. П. Крысин, В. В. Куклев, А. М. Лейчик,
Ю. Т. Листрова-Правда, Л. М. Майданова, Г. Е. Малыгина, Т. Д. Маркова,
Д. А. Михеева, В. А. Мишланов, А. Ю. Никифорова, О. Е. Павловская В. И. По-
стовалова, А. М. Прилуцкий, О. А. Прохватилова, И. А. Реморов, А. В. Рожкова,
Н. Н. Розанова, В. А. Салимовский, Л. Д. Самохвалова, А. Н. Смолина, А. С. Ста-
ценко, Т. Б. Трошева, Л. В. Христолюбова, Е. С. Худякова, В. В. Филатова,
О.В. Чевела, В. Н. Щукина и др.
В жанровой парадигме религиозного стиля акафист, имеющий богатую
многовековую историю, является одним из наиболее активно развивающихся в
последнее время жанров, что вызывает внимание исследователей (С. С. Аванесов,
С. С. Аверинцев, М. А. Агафонова, В. Д. Богословский, Т. С. Борисова, И. П. Да-
выдов, Т. В. Ицкович, А. А. Камалова, Б. Козак, М. Е. Козлов, М. Н. Коннова,
А. И. Кузнецова, Ю. А. Лабынцев, Ф. Б. Людоговский, Г. Павлович, Г. Папай-
аннис, Е. А. Полетаева, А. В. Попов, О. А. Родионов, И. В. Самсонова, П. Товарек,
А. А. Чуркин, О. А. Шапорева, Л. Л. Щавинска и др.).
В настоящей работе жанр как текстотип определенного функционального
стиля рассматривается с опорой на труды по лингвистике текста [Арнольд 1991;
Бортников 2020; Валгина 2003; Гальперин 1981; Гвенцадзе 1986; Левицкий 2006;
Леонтьев 1976; Леонтьев 1979; Москальская 1981; Новиков 1983; Скворецкая
2002; Слюсарева 1982; Тураева 2018; Шабес 1989 и др.] и стилистике текста [Ба-
ранов 1993; Бондарко 1988; Брандес 2014; Виноградов 1963; Гайда 2015; Горшков
2006; Кожина 2018; Костомаров 2005; Котюрова 1988; Матвеева 1990; Купина,
Матвеева 2017; Одинцов 1980; Сиротинина 2000; Солганик 2018; Шмелев 2002 и
др.]. Всестороннее изучение текста позволяет выделять интегральное текстовое
качество на коммуникативном основании [Головин 1977; Золотова 2010; Котюро-
ва 2013; Колшанский 1984; Сидоров 1987; Степанов 1985; Храпченко 1985]. Си-
стемно-коммуникативный подход формирует представление о тексте как о систе-
ме текстовых категорий (типологических признаков текста) [Ванников 1984],
каждая из которых представляет собой «универсальный смысл текста» [Чернухи-
на 1987] и имеет особую лингвистическую манифестацию. Текстовые категории
характеризуются типовой реализацией в рамках определенного функционального
стиля и жанра-текстотипа как объекта более низкого уровня абстракции [Матвее-
ва 1990: 161].
Объект исследования – жанр акафиста, представленный группой текстов
общей коммуникативно-прагматической направленности.
В настоящем исследовании акафист рассматривается как жанр религиозного
функционального стиля, имеющий фиксированную композиционную структуру,
генетически связанный с протожанром молитвы и являющийся вербализованным
способом коммуникации между двумя мирами – земным и небесным. Ведущая
интенция акафиста – хвала, наряду с которой могут реализовываться интенции
благодарности, просьбы, а также покаяния.
Изменение социально-политического устройства, произошедшее в России в
последнее десятилетие ХХ века, позволило восстановить статус религии как
неотъемлемой части общественного сознания, что, в свою очередь, привело к вы-
делению религиозного стиля в составе функциональных разновидностей русского
литературного языка.
Описание специфики языка сферы религиозного общения соотносится с
представлением о христианской картине мира как экстралингвистическом факто-
ре функционального стиля. Идеи двоемирия, спасения, теозиса закладываются
прототекстом и эксплицируются под влиянием стилевых конструктивных прин-
ципов в частном проявлении – в текстотипе акафиста. Детальное изучение экс-
пликационных возможностей текстовых категорий, выбранных для анализа в
настоящей работе, позволило охарактеризовать специфику активно развивающе-
гося жанра акафиста.
Итоги исследования. Специфичным для жанра акафиста является феномен
двуплановой гибридности. Внутристилевая гибридность акафиста заключается в
сочетании черт ведущих прототекстуальных жанров религиозного стиля – молит-
вы и жития. Переплетение повествовательных, поэтических и риторических ком-
понентов в ткани текста акафиста позволяет говорить о межстилевой гибридности
жанра, который находится в области пересечения художественного и религиозно-
го функциональных стилей.
Своеобразие типологических признаков жанра акафиста выявляется при ис-
следовании текстовых категорий композиции, темы, хронотопа, тональности,
оценочности.
Специфика композиции акафиста рассматривается как формальный жанро-
образующий признак. Идентифицирующие черты композиционного устройства
акафиста формируются протожанровым текстом Великого Акафиста и строго со-
храняются во всех последующих текстах.
Тематическая организация текстотипа акафиста характеризуется категори-
ально-тематической дуальностью, которая соответствует христианскому пред-
ставлению о сакральной и реальной сторонах действительности. В текстотипе вы-
деляются духовная и предметная темы. Духовная тема, включающая богослов-
скую трактовку текста, является наиболее значимой и выраженной. Духовная те-
ма образуется триадой тематических цепочек (адресатной, теоцентрической и
амартиацентрической) протожанрового текста Великого Акафиста и является
определяющим фактором при классификации последующих текстов акафистов.
Жанровое ядро акафиста образуется текстами, в которых сохраняется набор про-
тожанровых тематических цепочек духовной темы. Отсутствие магистральной
адресатной цепочки в составе духовной темы обусловливает периферийное поло-
жение текста.
Предметная тема представлена в качестве фоновой, отражает существую-
щую и конструируемую реальность. Предметная тема состоит из объективной и
субъективной тем. Объективная тема увязывается с адресатом акафиста, соотно-
сится с предметной реальностью повествовательной линии текста, имеет объек-
тивно-сакральную и объективно-профанную тематические разновидности. Выде-
ление субъективной мы–темы обусловливается представлением о коллективном
адресанте (авторе-исполнителе) акафиста. Субъективная мы–тема обозначает
предметную реальность ретрансляции текста, а также соотносится с представле-
нием о духовном состоянии коллективного адресанта. Своеобразие выражения
категории темы в жанре акафиста обусловливается идеей двоемирия, характерной
для религиозного сознания. Спецификой тематической организации акафиста яв-
ляются зоны вербальной аппликации предметного и духовного осмысления дей-
ствительности.
Тематическое членение акафиста, экстраполирующее дуальность видимого
и невидимого мира, отражается в хронотопе акафиста. Духовная тема накладыва-
ется на сакральный хронотоп, ведущим типом которого становится Горний Иеру-
салим (Царствие Небесное). Предметная тема соотносится с реальным хроното-
пом (разновидности: объективный и субъективный). В субъективном хронотопе
двойственность мировосприятия коллективного адресанта проявляется в конвер-
гирующей формуле здесь и сейчас vs везде и всегда. Своеобразие акафиста при
экспликации категории хронотопа проявляется в семантической бинарности и по-
лифункциональной нагруженности отдельных лексических единиц. Так, номина-
ции Бога, Богородицы, ангельских чинов и др., являющиеся сигналами духовной
темы, становятся метонимическими экспликаторами сакрального времени и са-
крального пространства, таким образом, комплексно вербализуются темпорально-
локативные и предметно-духовные отношения.
Категория тональности в жанре акафиста представлена контрадикторной
дихотомией тональностей – благоговейной, связанной с адресатом акафиста, и
уничижительной, соотносимой с коллективным адресантом. При текстовой реали-
зации указанные антонимические тональности характеризуются равнозначно вы-
сокой степенью интенсивности.
Категория оценочности выражается посредством аксиологического лекси-
кона, в составе которого используются аксиологемы, обозначающие ключевые
ценности и антиценности русского православия, а также аксиологически марки-
рованная лексика (в том числе применяемая в составе метафор), и может оформ-
ляться с помощью логико-формальных грамматических структур. Категория оце-
ночности отражает аксиологическую категоричность, свойственную христиан-
скому мировосприятию.
Перспективы дальнейшей разработки темы. Начатое исследование пред-
ставляется перспективным, позволяющим на коммуникативно-прагматическом
основании осуществить более масштабное изучение жанра акафиста.
Научный интерес вызывает диахронический анализ текстов акафистов, вре-
менные рамки написания которых достаточно раздвинуты. На материале сопоста-
вительного исследования акафистов различных временных периодов возможно
выявление определенных тенденций, отражающих общее развитие религозного
стиля.
Кроме того, возникает научная необходимость синхронного сопоставитель-
ного анализа текстов акафистов в соответствии с субжанровым членением.
Перспективным является исследование тематически объединенных текстов
акафистов, представляющих собой варианты хвалебно-благодарственного обра-
щения к одному и тому же адресату.
Отдельно необходимо отметить, что для составления более полной картины
реализации акафиста как жанра религиозного стиля релевантным представляется
изучение текстов акафистов, создаваемых в разных христианских конфессиях,
например, католических акафистов.
Недостаточно изученными остаются тексты псевдоакафистов, составление
которых осуществляется в настоящее время.
Имеющий многовековую историю жанр акафиста активно развивается.
Дальнейшее исследование специфики акафиста во всем многообразии его экспли-
кационных возможностей может способствовать формированию наиболее полно-
го представления о религиозном стиле как функционально-стилистической разно-
видности русского литературного языка.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!