ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
СИСТЕМОЙ СПОРТА ……………………………………………………………… 14
1.1. Система спорта как объект управления и государственного планирования
……………………………………………………………………………………….….14
1.2. Современные тенденции использования программно-целевого
управления …………………………………………………………………………… 23
1.3. Управление развитием физической культуры и спорта на основе
программно-целевого подхода ……………………………………………………… 31
1.4. Научные исследования различных проблем развития кёрлинга
………………………………………………………………………………………….43
Заключение по первой главе ………………………………………………… 52
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….54
2.1. Выбор методов исследования …………………………………………… 54
2.2. Организация исследования ……………………………………………… 58
ГЛАВА 3. КЁРЛИНГ КАК ОБЪЕКТ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
………………………………………………………………………………………… 60
3.1. Разработка и обоснование структурно-функциональной модели кёрлинга
как объекта программно-целевого управления ………………………..……………60
3.2. Правовое обеспечение программно-целевого управления развитием
кёрлинга в России ………………………………………………………………… …65
3.3. Экспертная оценка организационно-управленческих факторов,
влияющих на разработку и реализацию Программы развития кёрлинга ……..… 73
3.4. Программа развития кёрлинга как инструмент программно-целевого
управления ………..…………………………………………………………………. 78
Заключение по третьей главе …………………………………………………84
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КЁРЛИНГА В РОССИИ ………….85
4.1. Взаимодействие Федерации кёрлинга России с различными
организациями при управлении реализацией Программы развития кёрлинга …..85
4.2. Анализ социокультурных факторов привлечения молодежи к занятиям
кёрлингом ……………………………………….……………………………………92
4.3. Развитие массовых форм занятий кёрлингом в современных
условиях………………………………………………………………………………101
4.4. Программные показатели в области подготовки спортивного резерва для
кёрлинга ………………………………….………………………………………………. 113
4.5. Программные показатели в области соревновательной деятельности
спортсменов-кёрлингистов …………………………….……………………….…..120
4.6. Информационно-пропагандистское сопровождение реализации
Программы развития кёрлинга ………………………….. ……………….. ………123
4.7. Программа развития кёрлинга в России на новый олимпийский цикл
(2018-2022 г.г.)………………………………………………………………………. 132
Заключение по четвертой главе …………………………………………………….. 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………. 138
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………………………………. 141
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………142
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Акты внедрения диссертационного исследования …………….164
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для тренеров и специалистов по кёрлингу …………166
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Анкета спортсменов-кёрлингистов ………………………….168

Во введении обоснована актуальность темы, раскрывается суть проблемы исследования, представлены основные теоретико-методологические характеристики диссертации – цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, дана характеристика методов и этапов исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения,
выносимые на защиту.
Первая глава «Теоретико-методологические основы управления
системой спорта» посвящена изучению системы спорта как объекта управления и государственного планирования, анализу современных тенденций использования программно-целевого управления, управлению развитием физической культуры и спорта на основе программно-целевого подхода, а так же обобщению научных исследований различных проблем развития кёрлинга.
Кёрлинг как вид спорта в нашей стране принял официальный статус в 1991 году, когда была создана Федерация кёрлинга России. С этого момента начался период становления данного вида спорта, входящего в программу Зимних Олимпийских Игр. За четверть века была проведена огромная организационная работа: в соответствии с действующим законодательством Федерация кёрлинга России была аккредитована Министерством спорта Российской Федерации; кёрлинг включен Министерством спорта во Всероссийский реестр видов спорта; кёрлинг стал базовым видом спорта в ряде регионов страны; созданы региональные федерации кёрлинга; разработаны и включены разрядные требования по кёрлингу в Единую всероссийскую спортивную классификацию; ежегодно реализуется Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных
мероприятий. В настоящее время есть все основания говорить об этапе развития кёрлинга в стране.
Анализ научной литературы показал, что спорт рассматривается как социальное явление, как важная социальная подсистема общества. Изучение спорта с позиций системного подхода позволяет представить его как систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов (например, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт). Такой методологический подход дает основания рассматривать спорт и, в частности, кёрлинг, как объект управления и планирования.
Развитие современного отечественного спортивного движения невозможно без использования адекватных подходов к управлению этим социальным явлением. Одним из таких подходов является программно-целевой подход в управлении. Изучение позиций различных авторов свидетельствует, что он рассматривается, как методологический подход к управлению. Такой подход предполагает четкое определение целей, формирование и осуществление программных мероприятий, направленных на достижение этих целей, при необходимости концентрировать ограниченные материалы и финансовые ресурсы.
В главе проанализированы исследования, посвященные использованию программно-целевого управления развитием сферы физической культуры (А.М.Банников, А.Ю. Близневский, С.А. Важенин, М.Д. Гуляев, В.К. Пельменев) и управление спортом (Э.Г. Алиев, В.Н. Алексеев, Г.П. Брюсов, А.А. Литвинов, Л.В. Михно, Е.Н. Узберг). В большинстве изученных научных работ процессы управления развитием региональных и муниципальных систем физической культуры в большей степени строятся с использованием методологии программно-целевого подхода. В качестве важнейшего инструмента управления выступают целевые комплексные программы, составной частью которых является наличие целевых индикаторов и показателей. В результате изучения научной литературы не обнаружено работ по управлению развития кёрлинга в России, в том числе с использованием программно-целевого подхода.
В диссертации рассмотрены работы, в которых отражено решение различных проблем кёрлинга. Их изучение позволяет констатировать, что наиболее разработанными направлениями являются исследования посвященные подготовки спортсменов высокой квалификации (А.О. Бадилин, Д.С. Мельников, Ю.В. Шулико), различные аспекты соревновательной деятельности спортсменов-кёрлингистов (Я.А. Некрасова, К.Ю. Задворнов), медико- биологическому обеспечению подготовки спортсменов-кёрлингистов (Д.С. Мельников, Ю.В. Шулико, Ю.А. Поварещенкова). По разным проблемам кёрлинга выполнены диссертационные исследования (О.А. Андрианова, А.О. Бадилин, В. А. Грошев, Е. А. Изотов, К.А. Кожемякин, Д.С. Мельников, В.А. Сепсяков). Изучение вопросов организационно-управленческого характера, использование инновационных методов управления развитием кёрлинга, в том числе на основе программно-целевого подхода, пока не осуществляется специалистами.
Во второй главе «Методы и организация исследования» раскрыто содержание применяемых методов исследования, описана организация исследования с изложением мероприятий каждого из трех этапов.
Третья глава «Кёрлинг как объект программно-целевого управления» содержит разработку и обоснование структурно-функциональной модели кёрлинга как объекта программно-целевого управления, изложено правовое обеспечение управления развитием кёрлинга в России, приведены результаты экспертной оценки организационно-управленческих факторов, влияющих на разработку и реализацию Программы развития кёрлинга, а также Программа развития кёрлинга как инструмент программно-целевого управления.
По результатам исследования в работе кёрлинг представлен как социальная система, как объект социального управления. Кёрлинг как система обладает определенным набором компонентов. Среди них выделены компоненты вещного, процессуального, идейного и человеческого порядков.
Вещный компонент включает «Систему обеспечения кёрлинга». Данная система создает условия для функционирования и развития вида спорта: финансовое, педагогическое, материально-техническое, кадровое, научно- методическое, медицинское, правовое обеспечение.
Процессуальный, компонент отражает процессы подготовки спортсменов – «Система подготовки спортивного резерва». Он включает организации, осуществляющие спортивную подготовку; систему спортивной подготовки; организацию тренировочного процесса; тренировочных сборов; соревновательную деятельность спортсменов. Компонент – «Массовые формы кёрлинга» – включает процессы развития массовых форм кёрлинга среди различных групп населения.
Компонент системы «Система по пропаганде и популяризации кёрлинга» включает средства массовой информации, электронные ресурсы, систему популяризации кёрлинга, задача которых доводить информацию о спортивных соревнованиях по кёрлингу, формировать общественное мнение о значимости данного вида спорта в отечественном и международном спортивном движении.
Компонент, включающий человеческие ресурсы – сюда отнесены спортсмены-кёрлингисты, в первую очередь, члены сборных команд по кёрлингу, которые своим мастерством, спортивными результатами определяют уровень достижений в кёрлинге на отечественной и международной спортивных аренах; тренеры по кёрлингу; различные категории населения, занимающиеся массовым кёрлингом.
Необходимым компонентом данной модели является «Система спортивных мероприятий», отражающая суть спорта. Сюда входят соревнования по кёрлингу различного уровня.
Система управления кёрлингом включает государственные органы управления (Минспорт России) и общественные объединения физкультурно- спортивной направленности (Олимпийский комитет России). В соответствии с действующим законодательством нашей страны они обеспечивают развитие различных видов спорта, в том числе и кёрлинга.
На рисунке 1 представлена структурно-функциональная модель кёрлинга как объекта развития, включающая приведенные выше компоненты.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КЁРЛИНГОМ
Министерство спорта РФ Олимпийский Комитет России
Федерация кёрлинга России
Региональные федерации кёрлинга
– линии прямой связи; – – – – – – – – – – – линии обратной связи
Рисунок 1 – Структурно-функциональная модель кёрлинга как объекта развития
Успешность программно-целевого управления развитием кёрлинга во многом зависит от полноты использования нормативно-правовой базы, которая существует как в отрасли физической культуры и спорта, так и в государстве в целом. В исследовании правовое обеспечение программно-целевого управления развития кёрлинга рассматривается как целенаправленная деятельность, выполняемая на основе информационно-правовых ресурсов, направленная на получение и использование правовых документов для реализации управленческих функций, обеспечивающих достижение программных показателей.
Международный олимпийский комитет; Международный паралимпийский комитет; Всемирное антидопинговое агентство; Международная Федерация кёрлинга; Европейская федерация кёрлинга; Федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти; Спонсоры; СМИ; Зрители
Система обеспечения
Система подготовки спортивного резерва
Система пропаганды и популяризации кёрлинга
Сборные команды РФ по кёрлингу
Массовые формы кёрлинга
Система спортивных соревнований по кёрлингу

Выявлен перечень нормативно-правовых документов, составляющих ядро правового обеспечения управленческой деятельности по развитию кёрлинга. Он включает различные нормативные и правовые акты как отечественных, так и международных организаций. Особое место в управлении развитием кёрлинга отводится нормативным актам, принятыми общероссийской и региональными спортивными федерациями кёрлинга, физкультурно-спортивными организациями. Эти документы регулируют отношения в рамках деятельности спортивных федераций, отдельно взятой физкультурно-спортивной организации.
В диссертации представлен исследовательский материал по изучению организационно-управленческих факторов, способствующих разработке и реализации программы развития кёрлинга в Российской Федерации. Факторы были сформулированы в результате анализа и обобщения научной литературы, данных статистических наблюдений, выполнения программы развития, разработанной Федерацией кёрлинга России. В качестве метода исследования был выбран метод экспертных оценок. В экспертизе участвовали три группы специалистов. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Полученные данные дают основание утверждать, что разработанные организационно-управленческие факторы, способствующие разработке и реализации программы развития кёрлинга, нашли соответствующие оценки у экспертов, которые выразили согласие с их влиянием на рассматриваемые процессы. Каждый из предложенных факторов, с точки зрения экспертов, важен для развития кёрлинга. Эти факторы необходимо учитывать, как при разработке, так и при реализации программных документов.
В работе представлена разработанная «Программа развития кёрлинга в Российской Федерации на период до 2018 года». Она включила в свое содержание соответствующие целевые индикаторы и показатели развития кёрлинга в стране. Ее разработка строилась на опыте создания предыдущих программ и результатах их реализации. В основе разработки были положены соответствующие нормативные документы, регламентирующие порядок этой работы.
Четвертая глава «Практическая реализация мероприятий основных направлений Программы развития кёрлинга в России» включает вопросы взаимодействия Федерации кёрлинга России с различными организациями при управлении реализацией Программы развития кёрлинга, анализ социокультурных факторов привлечения молодежи к занятиям кёрлингом, развитие массовых форм занятий кёрлингом в современных условиях, анализ программных показателей в области подготовки спортивного резерва для кёрлинга и показателей в области соревновательной деятельности спортсменов- кёрлингистов, информационно-пропагандистское сопровождение реализации Программы развития кёрлинга, содержание и структуру Программы развития кёрлинга в России на новый олимпийский цикл (2018-2022 г.г.).

14
Таблица 1 – Статистические характеристики факторов, способствующих реализации программы развития кёрлинга (по материалам собственных исследований)
Наименование факторов, способствующих реализации Программы по развитию кёрлинга
1. Совершенствование
управленческой деятельности Федерации кёрлинга России 2. Активная включенность региональных федераций в реализацию Программы
3. Разработка механизма по управлению реализацией Программы 4. Развитие спортивной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства 5. Открытие отделений кёрлинга в ДЮСШ, культивирующих хоккей с шайбой, фигурное катание
6. Широкое освещение реализации Программы в средствах массовой информации
7. Распространение передового педагогического опыта лучших тренеров по кёрлингу
8. Формирование научных и учебно- методических материалов для тренеров по кёрлингу
9. Система мер противодействия и использованию допинговых средств и методов в кёрлинге
10. Тесное сотрудничество с органами власти и бизнеса
Члены федерации N=34
, σ V,
Тренеры Спортсмены N=31 N=25
, σ V, , σ V,
балл % балл % балл % 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4,12 7-8
4,15 5-6
3,82
13 4,15 5-6
3,85 11-12
4,2 4
4,29 1-2
4,21 3
4,12 7-8
4 10
1,09 0,82 0,87
0 0,96 0,85 0,69 0,96 0,91 0,92
26 19 22
24
16
22
3,97 1,09 11
4,23 1,05 6-8
3,84 0,93 12
4,29 0,97 2-3
3,77 1,06 13
4,26 0,89 4-5
4,23 0,49 6-8
4,19 0,94 9
4 0,89 10
4,32 0,71 1
27 24
24 22
20
22
16
3,92 0,97 24 10-11
4,36 0,64 14 6-7
4 0,72 18 8-9
4,36 0,76 17 6-7
4 1,16 29 8-9
4,48 0,58 13 2-3
4,48 0,77 17 2-3
4,4 0,65 15 4-5
3,84 0,54 14 13
3,88 0,83 21 12
13
3,92 0,77 19 10-11
11. Система повышения квалификации тренеров по кёрлингу, включая стажировку тренеров в ведущих отечественных и зарубежных клубах
4,11 9
0,71
17
4,23 6-8
1,01
23
4,6 1
0,5
12. Привлечение студенческой молодежи к занятиям кёрлингом. Развитие студенческой лиги по кёрлингу
4,29 1-2
0,72
16
4,26 4-5
0,58
13
4,4 4-5
0,57
13. Система работы со зрителями спортивных соревнований по кёрлингу
3,85 11-12
0,93
4,29 0,74 2-3
Примечание: в столбцах 2,5,8 в знаменателе указан соответствующий ранг средней арифметической оценки
Практическая реализация Программы развития кёрлинга в стране зависит от многих обстоятельств: организационных, управленческих, кадровых, правовых, финансовых и других. В работе рассмотрены вопросы управления реализацией Программы с точки зрения взаимодействия органов управления кёрлингом и внешней средой, которая представлена различными отечественными и международными организациями.
Отечественные организации: Министерство спорта Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; Олимпийский комитет России; Исполнительные органы власти в области физической культуры и спорта; Федерации кёрлинга субъектов Российской Федерации; Сборные команды по кёрлингу; отделения кёрлинга ДЮСШ; Российский студенческий спортивный союз; Паралимпийский комитет России; Российское антидопинговое агентство (РУСАДА); Центр подготовки Сборных команд России; спонсоры Федерации кёрлинга России.
Международные организации: Всемирное антидопинговое агентство (WADA); Международный олимпийский комитет; Международная федерация университетского спорта (FISU); Всемирная федерация кёрлинга (WCF); Европейская федерация кёрлинга (ЕCF); Международный паралимпийский комитет (IPC).
На основе многолетнего практического опыта сотрудничества ФКР с различными государственными и общественными организациями, анализа научной литературы были определены разнообразные формы взаимодействия ФКР с этими организациями. В работе приведены формы взаимодействия ФКР с указанными партнерами для решения вопросов по конкретным программным направлениям развития кёрлинга.
В современных условиях развития отечественного спортивного движения проблема, стоящая перед любым видом спорта, связана с привлечением детей и молодежи к систематическим занятиям. Она усугубляется резко возросшей за последние годы конкуренцией в досуговой деятельности указанной категорией населения нашей страны. В главе приведены материалы по изучению социокультурных факторов привлечения молодежи к занятиям кёрлингом. Для достижения поставленной цели использовался анкетный опрос, в котором участвовали спортсмены-кёрлингисты высокой квалификации. Проведенное исследование позволило определить социокультурные факторы, которые следует принимать во внимание при привлечении молодежи к занятиям кёрлингом, как важного показателя развития кёрлинга. К ним отнесены: возраст начала занятий кёрлингом; желательно предварительное занятие другим видом спорта; влияние социального окружения на выбор кёрлинга; влияние средств массовой информации, материалов, размещенных в сети Интернет – таблица 2.
Одним из программных направлений в развитии кёрлинга явилось культивирование этого вида спорта в регионах страны, появление новых форм массового кёрлинга (например, «Дворовый кёрлинг»), которое осуществлялось с деятельным участием региональных федераций. Причем в их поле зрения находятся все категории населения.
Таблица 2 – Социальное окружение, повлиявшее на приобщение респондентов к занятиям кёрлингом (по материалам собственных исследований)
Параметр
Товарищи; (друзья)
Родители
Учитель физической культуры в школе
Брат/сестра
Тренер по другому виду спорта
Средства массовой информации:
Трансляция соревнований по кёрлингу по телевидении Прочитал в газете, журнале
Познакомился в Интернете
Другой источник
Женщины, N=32
Мужчины, N=34 % Ранг
26,5 1 11,8 4-5 11,8 4-5
8,8 6 14,7 3
% 18,7 28,1 6,3 12,5 6,3
25,0 –
– 3,1
Ранг 3 1 5-6 4 5-7
2
– – – – 2,9 7 7 – –
23,5 2
Выявлено, что наиболее активно развитие кёрлинга осуществляется среди студентов. С целью популяризации кёрлинга в России, привлечения к занятиям спортом студентов, а также повышения доступности кёрлинга у молодежи в 2015 году была организована Студенческая лига по кёрлингу. В работе отмечается, что среди студентов развивается кёрлинг не только как массовый вид спорта, но и как спорт высших достижений. Вершиной студенческого спорта, как известно, являются Всемирные летние и зимние Универсиады. Успешно выступают студенты-кёрлингисты на Всемирных зимних Универсиадах – см. таблицу 3. Студенческие сборные команды постоянно дают пополнение в национальные сборные команды страны по кёрлингу.
Таблица 3 – Результаты выступления студенческих сборных команд России на международных соревнованиях по кёрлингу
2003 2007 2009 2011 2013 2015 2017 2019 Всемирная зимняя универсиада (мужская сборная команда)
Итого
1-с 1 Всемирная зимняя универсиада (женская сборная команда)
1 – з 1- с 1- б 1- с 1- з 1- з 1- с 1-б 8 Примечание: з – золотая медаль; с – серебреная медаль; б – бронзовая медаль
Одним из важных показателей развития любого вида спорта является подготовка спортивного резерва, кандидатов в сборные команды. Данный показатель был включен в Программу развития кёрлинга. Анализ полученных материалов, отражающих динамику подготовки спортивного резерва, уровень спортивного мастерства спортсменов-кёрлингистов дает основание утверждать, что все показатели демонстрируют рост за рассмотренный временной период действия Программы развития кёрлинга – см. таблицу 4.
Анализ показателей, отражающих профессионально-квалификационные характеристики тренеров, работающих на отделении кёрлинга в спортивных школах, свидетельствуют о постоянном росте этого показателя, увеличении высококвалифицированных специалистов – см. рисунок 2.

Таблица 4 – Динамика численности занимающихся в спортивных школах на отделении кёрлинга по этапам спортивной подготовки (абсолютные значения) 2010-2018 г.г.
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Характеристика спортивных школ по кёрлингу
Число отделений – Специализированных –
9 10 8 16 17 18 20 19 – 5 4 8 2 2 3 6
Этапы подготовки
Спортивно- – – 5 31 51 – – – –
оздоровительный
Начальной подготовки – 119
40 162 261 104 87 78
43 54
314 135 82
360 327 275 339 85 85
91 97 811 848
408 389
435 415
107 121
92 83
1042 1008
615 570
641 692
33 37
425 340
76 94
113 133
3 17 30 31 55 70 54 53 58 1 1 8 6 10 8 15 17 19 – – 1 6 7 11 18 14 13 17 216 231 242 391 478 542 698 657
Учебно-тренировочный 1
110 34
Совершенствование спортивного мастерства Высшего спортивного мастерства
Всего
12 4
17 287
Пол и возраст занимающихся
436 429
6-15 лет
Женщин 9
Спортсмен-инструктор – 4 6 12 46 52 57

Уровень –
179 251 209 358 166 318 242 311
445 483 499 506
Массовые разряды Первый разряд КМС
МС
МСМК ЗМС Всего
спортивного мастерства занимающихся
117 77 64 146 226 277
29 46 66 78 74 77
12 52 69 69 95 89 101
Рисунок 2. Динамика изменения численности тренерско-преподавательского состава в спортивных школах на отделении кёрлинга 2010-2018 г.г.
Новым важным направлением в развитии кёрлинга в стране, нашедшее свое отражение в программе, является подготовка спортивного резерва в кёрлинге на колясках. Как видно из таблицы 5, численность занимающихся кёрлингом на колясках растет.
Таблица 5 – Численность занимающихся кёрлингом на колясках (абсолютные цифры по данным формы No 3-АФК)
Год Количество Численность занимающихся, чел.
отделений С-О Н-П Тр СС ВСМ Всего
2014 5 4 11 5 13 23 56 2015 8 23 8 5 9 18 63 2016 9 54 3 8 17 30 112 2017 6 33 7 18 5 26 89 2018 7 78 6 23 7 18 132
Примечание. Условное обозначение этапов спортивной подготовки:
С-О – Спортивно-оздоровительный этап; Н-П – Начальной подготовки; Тр – Тренировочный этап; СС – Совершенствования спортивного мастерства; ВСМ – Высшего спортивного мастерства
Наиболее информативными индикаторами развития любого вида спорта служат результаты спортсменов на международных спортивных соревнованиях. Достижения на различных международных соревнованиях на планируемый период отражаются в Программе развития вида спорта в разделе план-прогноз спортивной сборной страны. В работе проведен анализ количественных и качественных показателей в области соревновательной деятельности спортсменов-кёрлингистов. Результаты выступления сборных команд России на международных соревнованиях по кёрлингу приведены в таблице 6.
Таблица 6 – Результаты выступления сборных команд России на международных соревнованиях по кёрлингу
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Итого Чемпионат мира (мужчины)
Чемпионат мира (женщины)
1-б 1-б 1-б
Чемпионат мира (смешанные пары)
1-с 1-з Чемпионат мира (смешанные пары – микст)
1-з Чемпионат мира. Кёрлинг на колясках
1-с
0 1-б 5 1-с 4 1-б 2 4 1 1 1 3
1-з
1-з 1-з 1-з Паралимпийские зимние игры. Кёрлинг на колясках
1-с
1-с Первенство мира (юниоры)
1-з Чемпионат мира (микст)
Первенство мира (юниорки) 1-з 1-б
1-з
1-з

Продолжение таблицы 6.
Чемпионат Европы (мужчины)
Чемпионат Европы (женщины) 1-б 1-з 1-с 1-з
19
1-з 5 Всемирная зимняя универсиада (муж.)
1-с 1 Всемирная зимняя универсиада (женщины)
1-б 1-с 1-з 1-з 1-з 5 Европейский юношеский олимпийский зимний фестиваль (юниорки)
1-з 1 Европейский юношеский олимпийский зимний фестиваль (юниоры)
1-з 1 0 1 1 4 2 2 5 5 6 5 3 34
Примечание: з – золотая медаль; с – серебренная медаль; б – бронзовая медаль
Приведенные результаты дают основание заключить, что сборные команды страны в целом успешно выступают на основных международных соревнованиях по кёрлингу. Оценивая достигнутые спортивные результаты спортсменов-кёрлингистов, необходимо принимать во внимание, что национальная федерация страны была создана в 1991 году и соревновательный опыт у сборных команд еще мал. Сравнивая выступления женской сборной и мужской нашей страны на международных соревнованиях, не трудно заметить значительный разрыв в результатах, где доминируют женские сборные, в том числе и юниорская команда.
Особое место в развитии кёрлинга занимает деятельность по популяризации этого вида спорта, привлечению к занятиям разных групп населения, особенно молодежи. В этом виде сопровождения важным элементом являются средства массовой информации (СМИ).
В работе проанализирована система по информационно- пропагандистскому сопровождению реализации Программы развития кёрлинга. Для достижения поставленной цели в исследовании использовался контент- анализ материалов СМИ, полученных при помощи компьютерной программы мониторинга средств массовой информации. Единицей счета было упоминание в текстах СМИ термина «кёрлинг». В таблице 7 и на рисунке 3 приведены полученные результаты.
Таблица 7 – Динамика упоминаний термина «кёрлинг» в СМИ за 2010-2018 годы (абсолютные цифры)
Год 2010
Количество 12352 упоминаний
% –
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 8674 9353 14085 34 752 15452 13689 18251 48230
100 108 162 400 178 158 210 556

Рисунок 3 – Динамика упоминаний термина «кёрлинг» в федеральных СМИ (по материалам собственных исследований)
Исследование показало, что наибольшее количество упоминаний термина «кёрлинг» зафиксировано в информационных материалах Интернет-изданий. В последние годы активизировались региональные СМИ, упоминая термин «кёрлинг» в своих изданиях. Необходимо отметить разнообразие источников СМИ, упоминающих рассматриваемый термин, что расширяет аудиторию, донося до нее информацию о кёрлинге. Из приведенного рисунка 3 следует, что наибольшую активность в упоминании термина «кёрлинг» все федеральные СМИ проявляют в период проведения Зимних Олимпийских Игр.
На основании анализа выполнения предыдущей Программы развития кёрлинга, современных тенденций его развития в стране и в мире, а также опираясь на Приказ Минспорта России от 30 октября 2015 года No 995 «Об утверждении порядка разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта», была разработана «Программа развития кёрлинга в Российской Федерации на 2018-2022 годы». После рассмотрения на экспертном совете Минспорта России она была утверждена – Приказ Министра спорта Российской Федерации П.А.Колобкова – Приказ 07 сентября 2018 г . No 773 «Об утверждении программы развития кёрлинга в Российской Федерации на 2018-2022 годы».
Приведенные результаты доказывают эффективность разработанных и внедренных материалов и рекомендаций в практику управления развитием кёрлинга на основе программно-целевого подхода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование подтвердило гипотезу исследования – программно-целевой подход явился эффективным инструментом управления развития кёрлинга в России. Решены поставленные в диссертации задачи, цель исследования достигнута.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. За последние двадцать пять лет кёрлинг в Российской Федерации, завершив период становления, стал признанным видом спорта. Были решены важнейшие организационно-управленческие вопросы: созданы Федерация кёрлинга России, федерации по кёрлингу в регионах, отработан календарный план отечественных и международных спортивных соревнований и т.д. Созданы отделения кёрлинга в спортивных школах, спортсмены-кёрлингисты принимают участие в крупнейших международных спортивных соревнованиях (зимние олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы и др.), добиваясь на них заметных спортивных результатов. В связи с решением задач на этапе становления возникла научная и практическая потребность в разработке направлений дальнейшего развития кёрлинга в России в современных социально-экономических условиях.
2. Программно-целевое управление находит широкое использование в различных отраслях народнохозяйственного комплекса страны как эффективный инструмент управления. Программно-целевой подход позволяет решать крупные и многогранные проблемы. При этом координация управленческой деятельности включенных в этот процесс различных организаций основывается на реализации комплекса программных мероприятий, выполнение которых способствует достижению поставленных целей.
В настоящее время основной тенденцией управления развитием физической культуры, спорта является использование методологии программно- целевого подхода. Важнейшим инструментом в этом случае служит целевая комплексная программа. В результате изучения научной литературы не обнаружено работ по управлению развития кёрлинга в России, в том числе с использованием программно-целевого подхода.
3. Кёрлинг рассмотрен как открытая социальная система. Такой подход позволил представить кёрлинг как объект программно-целевого управления. На основании этого подхода была разработана структурно-функциональная модель, в которой выделены взаимосвязанные компоненты: «Система обеспечения кёрлинга», «Система подготовки спортивного резерва». «Система по пропаганде и популяризации кёрлинга», «Сборные команды РФ по кёрлингу», «Массовые формы кёрлинга», «Система спортивных соревнований по кёрлингу». Выделенные компоненты рассматриваются как самостоятельные объекты управления и планирования, так и направления программы развития кёрлинга.
4. Определены организационно-управленческие факторы, влияющие на разработку и реализацию Программы развития кёрлинга. Из тринадцати разработанных факторов наибольшее значение имеют: привлечение студенческой молодежи к занятиям кёрлингом; развитие студенческой лиги по
кёрлингу; развитие спортивной инфраструктуры на принципах государственно- частного партнерства; широкое освещение реализации Программы в средствах массовой информации; распространение передового педагогического опыта лучших тренеров по кёрлингу.
5. Выявлены социокультурные факторы привлечения молодежи к занятиям кёрлингом, как одного из важнейших направлений его развития. К этим факторам отнесены: возраст начала занятий кёрлингом; желательно предварительное занятие другим видом спорта; влияние социального окружения на выбор кёрлинга; влияние средств массовой информации и материалов, размещенных в сети Интернет.
Позитивные результаты получены при выполнении программных мероприятий по развитию массовых форм занятий различных групп населения кёрлингом. Решающая роль в этой деятельности принадлежит региональным федерациям кёрлинга, число которых в этот период увеличилось.
В последние годы динамично развивается кёрлинг среди студентов. Это направление организационно оформлено в Студенческую спортивную лигу по кёрлингу, которая тесно сотрудничает с ФКР. Она проводит массовые соревнования среди студентов по кёрлингу. Успешно выступают студенческие сборные команды страны по кёрлингу на всемирных зимних универсиадах (2003- 2019 г.г.) – завоевано 9 медалей, из которых 3 золотых, 4 серебряных и 2 бронзовых.
6. Практическая реализация «Программа развития кёрлинга до 2018 года» продемонстрировала положительный эффект по большинству программных показателей. За время действия Программы отмечены изменения в подготовке спортивного резерва по кёрлингу (открылись новые 19 отделений по кёрлингу в спортивных школах, увеличилось почти на 1000 количество занимающихся, выросло спортивное мастерство спортсменов-кёрлингистов и др.); увеличилось количество тренеров по кёрлингу (с 2 до 61), а также их профессиональные характеристики.
Отмечена положительная динамика в подготовке спортсменов- кёрлингистов на колясках.
Анализ технических результатов выступления сборных команд на международных соревнованиях по кёрлингу в период 2010-2018 г.г. (завоевано 18 золотых 8 серебряных и 8 бронзовых медалей) дает основания утверждать, что спортсмены-кёрлингисты успешно выступили на этих соревнованиях.
7. Полученные результаты в ходе экспериментального исследовании по реализации Программы развития кёрлинга до 2018 года, практического опыта по выполнению ее программных показателей позволили разработать «Программу развития кёрлинга в Российской Федерации на 2018-2022 годы», которая была утверждена Приказом Министра спорта Российской Федерации.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Полученные результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие практические рекомендации.
1. При разработке Программы развития вида спорта следует опираться на Приказ Минспорта России от 30 октября 2015 года No 995 «Об утверждении порядка разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта».
2. Приступая к разработке Программы развития вида спорта как инструмента программно-целевого управления, необходимо тщательно проанализировать программные материалы предыдущей Программы.
3. Процесс разработки Программы развития вида спорта должен протекать одновременно с проведением исследовательской деятельностью по определению наиболее проблемных направлений развития вида спорта.
4. Целесообразно в процессе разработки Программы развития вида спорта включать членов общероссийской федерации по виду спорта, представителей региональных федераций, ведущих тренеров и спортсменов.
5. В ходе разработки Программы развития вида спорта следует предусмотреть перечень международных и отечественных организаций, с которыми предстоит взаимодействовать как на стадии разработки Программы, так и в процессе ее реализации.
6. Проект Программы развития вида спорта следует обсудить на заседании исполкома общероссийской федерации и представить окончательный вариант документа в Минспорт России.
7. В планах управленческой деятельности общероссийской и региональных федераций по виду спорта нужно предусмотреть виды контроля за ходом реализации Программы развития вида спорта.

Актуальность исследования. В настоящее время в международное
спортивное движение переживает необычный динамизм, характеризующийся
появлением новых видов спорта, спортивных дисциплин, за счет которых
расширяются программы крупнейших спортивных соревнований, включая
Олимпийские игры. Причем эти процессы, естественно, распространяются и на
национальные сферы спорта. В нашей стране также активно развиваются
относительно новые для нас виды спорта, входящие в программы летних и зимних
Олимпийских игр: пляжный волейбол, кёрлинг, фристайл, сноуборд и ряд других
видов спорта и спортивных дисциплин.
Другой характерной чертой современного спортивного движения является
постоянно возрастающая глобальная конкурентная борьба в спорте высших
достижений на международных спортивных аренах.
В этих условиях Министерство спорта Российской Федерации, Олимпийский
комитет России придают большое значение развитию летних и зимних
олимпийских видов спорта. В «Стратегии развития физической культуры и спорта
в Российской Федерации на период до 2020 года» поставлена задача по разработке
программ развития олимпийских видов спорта.
Решение таких крупных социально-экономических задач осуществляется
общероссийскими федерациями по видам спорта во взаимодействии с другими
государственными и общественными организациями. Накопленный в стране
положительный опыт показывает, что в большинстве случаев вопросы развития
вида спорта рассматриваются в рамках выполнения программных документов.
Вместе с тем, реализация целевых комплексных программ по развитию
физической культуры и спорта потребовала поиска новых подходов к разработке
этих документов, направленных на развитие конкретных видов спорта в стране. В
этой связи возникает острая необходимость в научном обосновании разработки и
реализации комплексных программ как эффективного инструмента управления
развитием кёрлинга в России.
Работа выполнена в соответствии с Тематическим планом НИОКР НГУ им.
П.Ф Лесгафта на 2016-2020 годы, направление «03 Организационное, правовое,
ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта,
туризма и санитарно-курортного комплекса».
Степень научной разработки проблемы исследования. Изучение научных
работ по проблемам физической культуры и спорта свидетельствует о том, что
различные аспекты управления данной сферой были и остаются в центре внимания
ученых. Актуальное значение в современных условиях имеют научные работы, в
которых изучались проблемы управления развитием физической культуры и
спорта в субъектах Российской Федерации. Этим вопросам посвящены работы С.А.
Архиповой, А.Ю. Близневского, С.А. Важенина, М.Д. Гуляева, В.В.
Новокрещенова, В.К. Пельменева, И.А. Соколова и др.
Особое место среди выполненных исследований занимают работы,
связанные с совершенствованием управленческой деятельности в общественных
физкультурно-спортивных организациях и, в частности, в федерациях по видам
спорта. Среди авторов, выполнивших такие исследования, следует указать Л.Я.
Аркаева, С.С. Драчева, В.В. Ермилову, Л.А. Миронова, И.М. Сидоркевича, А.Д.
Суханова, А.А. Худик и др.
Постоянный рост конкуренции в спорте высших достижений, как на
отечественных, так и международных спортивных аренах, стимулирует ученых к
исследованию вопросов управления развитием различных видов спорта. В этом
направлении заметный вклад в решении названных проблем внесли В.Н. Алексеев,
Э.Г. Алиев, Г.П. Брюсов, А.А. Литвинов и др.
Отмечая значимость выполненных научных работ, приведенных выше,
следует отметить, что авторы в своих исследованиях используют разнообразные
механизмы управления. При этом они практически не опираются на программно-
целевой подход в управлении выбранными объектами. Вместе с тем, именно
программно-целевое управление показало себя эффективным методом решения
крупных проблем в социальной сфере, в том числе и в области физической
культуры и спорта. Использование программно-целевого подхода в управлении
позволяет комплексно решать стоящие проблемы, объединяя материальные,
кадровые, финансовые и другие ресурсы.
Системное решение актуальных задач развития кёрлинга в стране, связано с
преодолением проблемной ситуации, которая отражает, с одной стороны
эффективность целевого управления, а, с другой, требует адаптации и
конкретизации программно-целевого подхода в управлении развитием кёрлинга.
Проведенный анализ управленческой деятельности и научных работ по проблемам
управления развитием видов спорта, а также наличие проблемной ситуации,
позволяет выделить следующие противоречия:
– между действующей практикой управления развитием кёрлинга и
отсутствием научных знаний о современных возможностях этой практики;
– между апробированными в теории социального управления научными
подходами к развитию разных видов спорта и отсутствием эффективных
инструментов реализации программно-целевого подхода в управлении развитием
кёрлинга.
Противоречия определяют научную задачу исследования – поиск и
обоснование использования программно-целевого подхода в управлении
развитием кёрлинга в стране.
Объект исследования – управление кёрлингом как социальной системой.
Предмет исследования – управление развитием кёрлинга в России на основе
программно-целевого подхода.
Цель исследования – разработать программу развития кёрлинга в России на
основе программно-целевого подхода в управлении.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
программно-целевой подход может стать эффективным инструментом управления
развития кёрлинга, если:
– кёрлинг, будучи объектом программно-целевого управления,
рассматривается как социальная система с определенной структурой и составом
компонентов;
– программа развития кёрлинга разработана по результатам анализа
мониторинга количественных и качественных характеристик состояния кёрлинга и
перспектив его развития;
– реализация программы развития кёрлинга осуществляется с
использованием различных форм межуровневого и межведомственного
взаимодействия между субъектами управления с учетом организационно-
управленческих факторов, отражающих специфические особенности кёрлинга.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Выявить основные тенденции в управлении развитием спортом в
современных социально-экономических условиях.
2. Разработать структурно-функциональную модель кёрлинга как объекта
программно-целевого управления.
3. Определить организационно-управленческие факторы, влияющие на
разработку и реализацию программы развития кёрлинга.
4. Проверить на практике выполнение основных программных мероприятий
по развитию кёрлинга и на основе их анализа разработать комплексную программу
дальнейшего развития.
Научная новизна исследования:
– определено содержание правового обеспечения управления развитием
кёрлинга в России;
– выявлены динамика и тенденции изменений (2010-2018 г.г.): системы
показателей, отражающих процессы подготовки спортивного резерва и уровень
спортивного мастерства спортсменов-кёрлингистов; характеристик тренерско-
преподавательского состава в спортивных школах на отделении кёрлинга;
спортивных результатов сборных команд страны по кёрлингу на крупнейших
международных соревнованиях;
– определены основные направления развития массовых форм занятий
кёрлингом различными категориями населения в регионах страны;
– раскрыто содержание форм межуровневого и межведомственного
взаимодействия Федерации кёрлинга России с различными организациями при
управлении реализацией Программой развития кёрлинга;
– выявлены и обоснованы структура, содержание информационно-
пропагандистского сопровождения развития кёрлинга, проведен сравнительный
анализ информационных материалов о кёрлинге (2010-2018 г.г.)
– разработана «Программа развития кёрлинга в Российской Федерации на
2018-2022 годы», в основу которой положен анализ количественных и
качественных характеристик состояния кёрлинга и перспектив его развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его
выводы расширяют представления об использовании программно-целевого
подхода в управлении развитием кёрлинга Российской Федерации и дополняют
теорию управления физической культурой и спортом следующими научными
данными:
– раскрыты современные тенденции управления развитием спортом,
основанные на использовании программно-целевого подхода;
– уточнена сущность программно-целевого подхода в управлении развитием
кёрлингом;
– разработана и обоснована структурно-функциональная модель кёрлинга как
объекта программно-целевого управления, включающая систему обеспечения
кёрлинга, систему подготовки спортивного резерва, систему по пропаганде и
популяризации кёрлинга; систему спортивных мероприятий, систему сборных
команд страны по кёрлингу;
– обоснованы организационно-управленческие факторы, влияющие на
реализацию Программы развития кёрлинга, среди которых: привлечение
студенческой молодежи к занятиям кёрлингом; развитие студенческой лиги по
кёрлингу; развитие спортивной инфраструктуры на принципах государственно-
частного партнерства; широкое освещение реализации Программы в средствах
массовой информации; распространение передового педагогического опыта
лучших тренеров по кёрлингу;
– обоснованы социокультурные факторы привлечения молодежи к занятиям
кёрлингом, как одного из важнейших направлений его развития: возраст начала
занятий кёрлингом; предварительное занятие другим видом спорта; влияние
социального окружения на выбор кёрлинга; влияние средств массовой информации
и материалов, размещенных в сети Интернет.
Практическая значимость исследования:
– результаты экспериментальной проверки эффективности программно-
целевого подхода в управлении развитием кёрлинга показали положительную
динамику в достижении программных показателей развития кёрлинга;
– разработаны диагностические материалы для оценки выполнения
показателей Программы развития кёрлинга как основы для принятия
управленческих решений;
– полученные результаты могут быть использованы органами управления
государственных и общественных организаций в области физической культуры и
спорта при разработке программ развития видов спорта;
– практические результаты могут использоваться при разработке
образовательных программ в системе профессионального образования всех
уровней в области физической культуры и спорта.
По результатам проведенного исследования получено два акта внедрения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют
современные представления об основных направлениях развития науки и
практики:
– положения диалектики (всеобщая взаимосвязь явлений и процессов
окружающей действительности; принципы взаимосвязи субъекта и объекта;
принципы взаимосвязи государственных и общественных органов управления в
сфере физической культуры и спорта);
– положения системного подхода (Афанасьев В.Г., Блауберг И.В., Пономарев
Н.И., Пономарев Н.А., Юдин Э.Г. и др.);
– сущность программно-целевого подхода (Афанасьев В.Г., Евенко Л.И.,
Лобко А.Г., Мильнер Б.З., Райзберг Б.А. и др.);
– основные положения теории управления физической культурой и спортом
(Жолдак В.И., Переверзин И.И., Сейранов С.Г., Филиппов С.С. и др.).
– основные положения: теории физической культуры (Виноградов Г.П.
Курамшин Ю.Ф., Матвеев Л.П., Пономарев Н.И. и др.);
– теории и методики кёрлинга (Андрианова О.А., Бадилин А.О., Задворнов
К.Ю., Мельников Д.С., Сепсяков В.А., Шулико Ю.В. и др.);
– исследования взаимодействия государственных и общественных органов
управления в сфере физической культуры и спорта (Гостев Р.Г., Драчев С.С.,
Золотов М.И., Новокрещенов В.В. и др.);
– исследования управления развитием видов спорта (Алиев Э.Г., Алексеев
В.Н., Брюсов Г.П., Михно Л.В. и др.).
Методы исследования – теоретический анализ и обобщение материалов
научно-методической литературы по исследуемой проблеме; анализ правовых
документов; анализ и обобщение данных статистических наблюдений; анализ и
обобщение материалов сайтов спортивных организаций; моделирование; опрос;
метод экспертных оценок; контент-анализ материалов СМИ; социально-
педагогический эксперимент; статистическая обработка материалов исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Структурно-функциональную модель кёрлинга, как объекта программно-
целевого управления, составляют следующие компоненты: система обеспечения
кёрлинга, система подготовки спортивного резерва, система массовых форм
кёрлинга, система по пропаганде и популяризации кёрлинга; система спортивных
мероприятий, система сборных команд страны по кёрлингу. Эти компоненты
рассматриваются как основные направления стратегии и программы развития
кёрлинга.
2. Четырехлетняя программа развития кёрлинга, разработанная по итогам
мониторинга соответствующих показателей: индикаторы развития массовых форм
кёрлинга, подготовки спортивного резерва, технических результатов
соревновательной деятельности и других, с учетом организационно-
управленческих и социокультурных факторов, отражающих специфические
особенности кёрлинга, является эффективным инструментом программно-
целевого управления развитием кёрлинга.
3. Эффективность программно-целевого управления развитием кёрлинга
определяется использованием разнообразных форм межуровневого и
межведомственного взаимодействия с международными и отечественными
физкультурно-спортивными организациями и объединениями, что позволяет
достичь программных показателей.
Экспериментальная база исследования представлена специалистами в
области кёрлинга из различных регионов страны. В качестве экспертов по оценке
организационно-управленческих факторов, способствующих реализации
Программы развития кёрлинга, были привлечены 34 члена Федерации кёрлинга
России и региональных федераций кёрлинга, 31 тренер по кёрлингу, 25
квалифицированных спортсменов-кёрлингистов. Для определения
социокультурных факторов привлечения молодежи к занятиям кёрлингом было
опрошено 66 квалифицированных спортсменов-кёрлингистов. Всего приняло
участие в исследованиях 156 человек.
За период реализации Программы развития кёрлинга на 2010-2018 годы были
проанализированы: показатели статистических наблюдений по формам № 3 АФК,
№5 – ФК (более 5000 показателей); материалы печатных и электронных средств
массовой информации (более 10000 показателей.)
Организация исследования: исследование проведено в период 2012–2019 гг.
на кафедре теории и методики кёрлинга Национального государственного
университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург и было проведено в 3 этапа.
На первом этапе (2012–2015 гг.). На нем осуществлялось изучение научной
литературы по вопросам теории и методики кёрлинга, теории управления в
социальной сфере, в области физической культуры и спорта, сущности
программно-целевого управления. Был проведен анализ федеральных и
отраслевых нормативно-правовых документов, регулирующий отношения в
области физической культуры и спорта. Определялись методологические
характеристики исследования, уточнялся понятийный аппарат, теоретические
основы исследования.
На втором этапе (2015–2018 гг.) была осуществлена опытно-
экспериментальная работа, в ходе которой проверялась гипотеза исследования,
решались поставленные задачи: была разработана рабочая программа социально-
педагогического эксперимента по контролю за реализацией Программы развития
кёрлинга, анализ компонентов структурно-функциональной модели кёрлинга,
социокультурных факторов привлечения молодежи к занятиям кёрлингом, анализ
развития массовых форм кёрлинга в регионах, проводился анализ реализации
основных программных мероприятий по развитию кёрлинга.
На третьем этапе (2018–2020 гг.) проводилась систематизация
теоретических материалов, полученных результатов исследований, осуществлялся
анализ и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу
диссертационной работы. По материалам исследования публиковались научные
статьи. На этом этапе была оформлена рукопись диссертации.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования в
практику. Основные положения диссертации и результаты были обсуждены и
получили положительную оценку: Исполком Федерации кёрлинга России (2010-
2019 г.г.); Экспертный совет Минспорта России (2010-2018 годы); Всероссийская
конференция «Спортивная индустрия: импортозамещение и государственно-
частное партнерство» (Москва, 2017); IV Восточный экономический форум, сессия
«Государственно-частное партнёрство в спорте: новые возможности для
инвесторов» (Владивосток, 2018); на кафедре теории и методики кёрлинга НГУ им.
П.Ф. Лесгафта. Опубликовано 10 научных работ, из них 8 в журналах из перечня
ВАК.
Степень достоверности результатов проведенных исследований
обеспечивается: методологической базой научной работы, обоснованностью
исходных теоретических позиций, основывающихся на положениях системного
подхода, теории управления, а также теоретических концепциях сферы спорта,
использованием имеющегося передового опыта ведущих ученых по проблемам
управления в сфере физической культуры и спорта, единством общенаучных
методов исследования, адекватных задачам и логике исследования;
репрезентативностью исследовательской базы, преемственностью и
взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследовании,
положительными результатами внедрения.
Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей
ВАК (по педагогическим наукам). Исследование выполнено в рамках
специальности 13.00.04. – Теория и методика физического воспитания, спортивной

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Д. А. Свищев, Ю. В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2– No 2 (144). – С. 225–Свищев, Д. А. Правовое обеспечение управления развитием кёрлинга в России / Д. А. Свищев, Ю. В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2– No 4 (146). – С. 201
    Д. А. Свищев, Ю. В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2– No 5 (159). – С. 252–Свищев, Д. А. Исследование факторов, способствующих реализации программы развития кёрлинга в России / Д. А. Свищев, Ю. В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2– No 9 (163). – С. 260–24
    Анализ некоторых показателей развития отечественного кёрлинга
    Д. А. Свищев, Ю. В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2– No 6 (148). – С. 196–Свищев, Д. А. Роль студенческой спортивной лиги в развитии кёрлинга в Российской Федерации / Д. А. Свищев, Ю. В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2– No 11 (153). – С. 223
    Развитие кёрлинга в России в современных условиях
    Д. А. Свищев, Ю. В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2– No 3 (169). – С. 295–Свищев, Д. А. Взаимодействие Федерации кёрлинга России с различными организациями при управлении реализацией Программы развития кёрлинга / Д. А. Свищев, Ю. В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2– No 9 (187). – С. 330
    Некоторые аспекты развития кёрлинга в регионах
    Д. А. Свищев, Ю. В. Шулико // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : труды XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Санкт-Петербург, 2– С. 412– Свищев, Д. А. Развитие дворового кёрлинга в Российской Федерации / Д. А. Свищев // Физическая культура и здоровье подрастающего поколения : сборник научных и методических статей. – Санкт-Петербург, 2– С. 155

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету