Программа совершенствования тактических действий и взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Кудинова Юлия Викторовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1 Теоретико-методические аспекты моделирования игровых действий
спортсменов в волейболе…………………………………………………………………………………. 13
1.1 Общие вопросы совершенствования технико-тактических действий и
взаимодействий спортсменов при игре в защите в волейболе …………………………… 13
1.2 Пространственно-временной дефицит — характерная черта современного
волейбола ……………………………………………………………………………………………………….. 21
1.3 Влияние уровня специальной подготовленности волейболистов на
эффективность защитных действий …………………………………………………………………. 25
1.4 Теоретико-методические основы моделирования защитных действий в
волейболе ……………………………………………………………………………………………………….. 27
1.5 Заключение по главе 1 ……………………………………………………………………………….. 39
Глава 2 Методы и организация исследования…………………………………………………… 41
2.1 Методы исследования ………………………………………………………………………………… 41
2.2 Организация исследования ………………………………………………………………………… 59
Глава 3 Моделирование тактических действий и взаимодействий в защите у
квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара ………………. 62
3.1 Анализ показателей соревновательной деятельности при игре в защите у
квалифицированных волейболистов ………………………………………………………………… 62
3.2 Метрические и временные параметры тактических действий и взаимодействий
в защите у квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара 70
3.3 Оптимальные расстановки квалифицированных волейболистов при приеме
нападающего удара …………………………………………………………………………………………. 78
3.4 Матричная модель защитных действий и взаимодействий квалифицированных
волейболистов при приеме нападающего удара ……………………………………………….. 93
3.5 Заключение по главе 3 ……………………………………………………………………………….. 96
Глава 4 Экспериментальное обоснование программы совершенствования
эффективных тактических действий и взаимодействий в защите у
квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара ………………. 97
4.1 Экспериментальная программа совершенствования тактических действий и
взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов при приеме
нападающего удара …………………………………………………………………………………………. 97
4.2 Динамика эффективности индивидуальных тактических действий в защите у
квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара …………….. 106
4.3 Динамика эффективности групповых тактических взаимодействий в защите у
квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара …………….. 111
4.4 Динамика эффективности командных тактических взаимодействий в защите у
квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара …………….. 115
4.5 Взаимосвязь специальной подготовленности с командной эффективностью
игры в защите у квалифицированных волейболистов в процессе формирующего
педагогического эксперимента ………………………………………………………………………. 121
4.6 Заключение по главе 4 ……………………………………………………………………………… 127
Заключение …………………………………………………………………………………………………… 129
Практические рекомендации………………………………………………………………………….. 132
Список литературы ……………………………………………………………………………………….. 135
Список иллюстративного материала………………………………………………………………. 153
Приложение А Длительность фазы полета мяча при выполнении скоростных
нападающих ударов ………………………………………………………………………………………. 158
Приложение Б Вероятностное распределение попаданий мяча в площадку при
атаках соперника …………………………………………………………………………………………… 161
Приложение В Длительность фазы полета мяча при выполнении медленных
нападающих ударов ………………………………………………………………………………………. 171
Приложение Г Матричная модель стратегий защитных действий волейболистов
……………………………………………………………………………………………………………………… 174
Приложение Д Примерный комплекс упражнений для развития скоростных
способностей квалифицированных волейболистов…………………………………………. 178

Анализ соревновательной деятельности свидетельствует, что современный
волейбол имеет строгую атакующую выраженность. Проводимые исследования
позволили установить, что в процессе матча квалифицированные волейболисты
выполняют в среднем 104,5±6,8 нападающих ударов (100%). Исследования показали,
что большинство – 88,3% квалифицированные волейболисты выполняют скоростные
нападающие удары и значительно меньше – 11,7% медленные, которые, как правило,
завершаются скидкой мяча. Полученные данные свидетельствуют о том, что у
современных квалифицированных волейболистов атака в игре носит в основном
силовой характер.
Анализ данных рисунка 1 позволил установить, что квалифицированные
волейболисты в игре выигрывают 45,7% всех выполненных нападающих ударов, при
этом в 34,0% случаев сопернику удается эффективно принять мяч в защите.

Рисунок 1 – Количественные характеристики эффективности выполнения нападающего
удара у квалифицированных волейболистов в процессе матча

Таким образом, выраженность силовых атакующих действий в молодежном
волейболе ведет к снижению эффективности приема мяча при игре в защите. В свою
очередь это негативно отражается на организации контратакующих действий и, как
правило, приводит к быстрому проигрышу розыгрыша и матча в целом.
Средняя эффективность приема нападающего удара у квалифицированных
волейболистов незначительно ниже – 31,1%, чем у высококвалифицированных
спортсменов – 36,8%, при этом показатели эффективности выполнения данного приема
незначительно выше с касанием блока, чем без касания блока. Средняя эффективность
приема мяча с касанием и без касания блока выше у МС – 38,3 и 35,2%, чем у КМС –
32,9 и 29,3%, соответственно (таблица 1).
Таблица 1 – Эффективность приема нападающих ударов волейболистами различной
квалификации, %
Нападающие удары
Средняя
Зона атакиКвалификацияС касаниемБез касания
эффективность
блокаблока
КМС36,229,833,0
МС41,435,738,6
КМС20,922,521,7
МС24,126,825,5
КМС41,735,638,7
МС49,543,146,3
СредняяКМС32,929,331,1
эффективностьМС38,335,236,8
Исследования позволили установить, что наиболее высокие показатели средней
эффективности приема нападающего удара отмечаются у высококвалифицированных
волейболистов при выполнении данного приема в зоне №4 – 46,3%, а у
квалифицированных спортсменов этот показатель ниже и составляет 38,7%. Самая
низкая средняя эффективность приема мяча отмечается у МС и КМС в зоне №3 – 25,5 и
21,7%, соответственно, что на наш взгляд связано с выполнением нападающих ударов с
низких передач и высокой скоростью. В зоне №2 эффективность приема мяча у
высококвалифицированных волейболистов составляет 38,6%, а у квалифицированных
спортсменов – 33,0%. Высококвалифицированные волейболисты с максимальной
эффективностью выполняют прием мяча после касания его руками блокирующих в зоне
№4 – 49,5%, а у квалифицированных спортсменов этот показатель составляет 41,7%.
Минимальные значения эффективности приема мяча отмечаются у МС и КМС в зоне
№3, когда блокирующие касаются мяча – 20,9 и 24,1%, соответственно, что на наш
взгляд связано с высокой скоростью изменения направления отскока мяча.
Полученные данные позволяют констатировать, что у квалифицированных
волейболистов существуют резервы для повышения эффективности приема
нападающих ударов в зонах №2 и 3 после отскока и без отскока мяча от рук
блокирующего игрока. Разновидность передачи для выполнения нападающего удара и
блокирования данного технического приема являются ключевыми критериями,
определяющими систему игры в защите и варианты расстановок защитников.
Определение рациональных тактических действий и взаимодействий игроков
защищающейся команды возможно только на основе тщательного анализа метрических
параметров их деятельности. Исследование вероятностного распределения попаданий
мяча в площадку при атаках соперника позволит выявить наиболее поражаемые
нападающим ударом зоны площадки. Изучение длительности фазы полета мяча и
скоростных возможностей квалифицированных волейболистов даст возможность
установить реальные зоны ответственности волейболистов за прием нападающих
ударов. Тщательный анализ и учет вышеуказанных метрических показателей в
практической деятельности положительно скажется на разработке рациональных
тактических расстановок игроков при игре в защите в типовых игровых ситуациях.
Вероятностное распределение попаданий мяча в площадку при атаках
соперника в типовых игровых ситуациях. Изучение вариантов вероятностного
распределения попаданий мяча в площадку при атаках соперника в типовых игровых
ситуациях показало, что при нападении из зоны 2 при тройном блокировании наиболее
часто поражаются сильными нападающими ударами квадрат F, медленными – квадрат
А. При атаке из зоны 2 против двойного блокирования нападающий игрок в
большинстве случаев направляет сильные нападающие удары в квадраты F, G, I,
медленные – в квадраты C, D. Зоны поражения волейбольной площадки расширяются
при ведении соперником наступательных действий на сетке против одиночного
блокирования. Наибольшая вероятность поражения сильными нападающими ударами в
данном случае в квадратах F, G, I, медленными – в квадратах А, В.
В зоне 3 при тройном блокировании наиболее поражаемыми участками
волейбольной площадки при сильных нападающих ударах являются квадраты D, F, при
«скидках» квадраты А, В, С. При двойном блоке в процессе выполнения сильных
нападающих ударов в большинстве случаев поражают квадраты D и F, при слабых – А,
В, С при I варианте расстановки игроков, а при II варианте расстановки игроков при
сильных ударах мячи поражают участки волейбольной площадки в квадратах D, F и при
медленных – А и В. При ведении соперником наступательных действий на сетке против
одиночного блокирования наибольшая вероятность поражения сильными нападающими
ударами квадраты D и F, при медленных – A, B, C.
При нападении из зоны 4 при тройном блокировании наиболее часто поражаются
сильными нападающими ударами квадрат D, а слабыми – квадрат C. При двойном
блокировании наиболее вероятные квадраты поражения сильными нападающими
ударами – D, G, I, а слабыми – А, F. При одиночном блокировании соперник наносит
сильные нападающие удары в квадраты D, G, I, а медленные – А, В, C.
Длительность фазы полета мяча при выполнении волейболистами
нападающих ударов. Установлено, что время нахождения мяча в воздухе при
выполнении скоростных нападающих ударов в тыловые зоны площадки составляет не
более 392±13,3 мс, а при ударах в район 5-7 м от сетки (зоны, в которые направляется
большинство ударов) – не превышает 350±12,2 мс. Анализ результатов пилотажных
исследований позволил установить, что более скоротечными являются полеты мяча при
атаках из зон 2 и 4 «по линии» – 221±11,5 и 226±11,7 мс соответственно. При нападении
из зон 2 и 4 «по ходу» статические оценки длительности фазы полета мяча несколько
больше – 316±12,2 и 306±12,0 мс. Это связано с расстоянием, которое преодолевает мяч
после удара (при ударах «по ходу» оно больше, чем ударах «по линии»), а также с
технической сложностью выполнения удара с переводом («по линии»).
Время перемещения волейболистов на короткие отрезки. При выполнении
скоростных нападающих ударов длительность фазы полета мяча до поражения
площадки составляет в среднем 306-316 мс, а время затрачиваемое на перемещение
игрока на расстояние 0,5 м составляет 412 мс. В связи с этим следует отметить, что для
эффективного приема скоростного нападающего удара необходимо за ранее
предугадывать развитие атакующих действий соперника и принимать оптимальное
месторасположение на площадке. Для отражения максимального количества атак
соперника во время игры защитник должен выбрать рациональное место на площадке,
при этом необходимо занять правильное исходное положение для выполнения
защитных действий против нападающего удара.
Таким образом, необходимость защитника своевременно перемещаться к месту
предполагаемого приземления мяча и занятия правильного исходного положения не
вызывает сомнения. К этому необходимо добавить, что знание тренером
индивидуальных показателей скорости перемещения игрока на различные отрезки
позволяет наделять определенной ролью на площадке и определять наиболее
оптимальное расположение в процессе приема нападающего удара в защите.
Ключевыми элементами матричной модели тактических действий и
взаимодействий квалифицированных волейболистов в защите являются: зона НУ
(рассматриваются три зоны), характер блокирования (три варианта), количество игроков
участвующих в приеме НУ (3-5 игрока). Размер матрицы – 3*6 для каждой зоны атаки,
что в общей сложности составляет 54 стратегии действий защитника при приеме
нападающего удара. Основополагающими в этой модели являются рациональные и
возможные факторы выбора места на площадке, которые в последующем обеспечивают
эффективную трансформацию в типовые игровые ситуации.
Непредсказуемость игровых действий в процессе соревновательной борьбы
требует от спортсмена проявления максимальных возможностей, которые влияют на
рациональностьразнообразныхдвижений.Матричнаямодельпозволяет
идентифицировать рациональные и результативные действия и взаимодействия в
процессе игры. В свою очередь, полученная в ходе исследования информация, является
системой знаний, которая находит свое выражение в стратегии действий принимающего
нападающий удар игрока и дает полное представление об оптимальности той или иной
стратегии, что в последующем определяет качество совершенствования тактико-
технических действий и взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов.
Экспериментальная программа совершенствования оптимальных тактических
действий и взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов при приеме
нападающего удара строилась в соответствии с принципами, изложенными в научных и
учебно-методических работах А.В. Ивойлова, Ю.Н. Клещева, А.Г. Фурманова, Г.Я.
Шипулина, В.М. Шулятьева, Ю.Д. Железняка и базировалась на принципе
опережающего изучения тактике волейбола (А.А. Чуркин, Ю.В. Шиховцов, И.В.
Колеманова). Основным методом совершенствования тактических действий и
взаимодействий игроков в защите был избран проблемно-поисковый метод.
Построение экспериментальной программы базируется на концепции
формирования специальных знаний, умений и навыков у квалифицированных
волейболистов, направленных на совершенствование тактических действий и
взаимодействий в защите при приеме нападающего удара (рисунок 2).
Основополагающим компонентом программы является принцип поэтапного
формирования специальной моторики, которая реализуется с помощью взаимодействия
умственной и двигательной деятельности квалифицированных волейболистов.
Тренировочные занятия в экспериментальной программе совершенствования
тактических действий и взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов
состояли из двух частей: 1 часть – теоретическая. Продолжительность составила 10-12
минут, что равнялось 8-10% от общего времени тренировочного занятия; 2 часть –
практическая. Продолжительность составила 105-110 минут, что равнялось 90-92% от
общего времени тренировочного занятия.
Экспериментальна программа совершенствования тактических действий и
взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов при приеме
нападающего удара в различных типовых ситуациях решала следующие задачи:
1) формирование теоретических знаний об особенностях приема нападающего
удара в различных игровых ситуациях;
2) совершенствование практических умений и навыков при приеме нападающего
удара в различных игровых ситуациях;
3) корректировка вариантов тактических действий и взаимодействий в условиях
неожиданно изменяющейся игровой обстановки;
4) развитие двигательных качеств, обеспечивающих эффективное выполнение
тактических действий и взаимодействий игроков при приеме нападающего удара;
5) совершенствование двигательных действий, обеспечивающих высокую
скорость перемещения по игровой площадке различными способами, способствующей
качество приема нападающего удара в соревновательной деятельности;
6) развитие тактического мышления в процессе выполнения спортсменами
игровых действий в защите.
Решение задач совершенствования тактических действий и взаимодействий в
защите у квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара
обеспечивалось с помощью следующих методических приёмов: усвоение теоретических
знаний программного материала; поиск оптимальных вариантов решения тактических
задач на персональных компьютерах и анализ последовательности и итогового
результата решения под руководством тренера; анализ видеозаписей матчей
позволяющих определит особенности тактических действий и взаимодействий в защите
у квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара в типовых
игровых ситуациях; создание в тренировочных занятиях модельных игровых ситуаций
направленных на решение задач совершенствования тактических действий и
взаимодействий квалифицированных волейболистов в защите; последовательное
повышение степени трудности выполняемых упражнений проблемного характера;
создание условий для сокращения времени принятия тактического решения в процессе
атакующих действий соперника, а также защитных действий и взаимодействий с
партнерами по команде; подбор тренировочных средств с учетом индивидуальных
способностей спортсменов; применение вспомогательных двигательных действий
(перемещения, падения, кувырки, прыжки, технические приёмы и т.п.) в процессе
выполнения основного соревновательного упражнения; развитие психомоторных
способностей обеспечивающих быстрое переключение игрока от защитных к
атакующим действиям и взаимодействиям волейболистов и наоборот.
ТЕОРИЯ

Сообщение общих сведений о тактике защитных
действий

Сообщение сведений об оптимальных расстановках
игроков при системе трех защитников

ПРАКТИКА

Решение тактических задач на персональных
компьютерах и изучение видеоматериалов

ИндивидуальныеГрупповыеКомандные
тактические действиятактическиетактические
(ИТД)взаимодействия (ГТВ)взаимодействия (КТВ)

Совершенствование

Выбора места и способа
приема мяча в упрощенных
условиях

Выбора места и способа
приема мяча в вариативных
тренировочных условиях

Выбора места и способа
приема мяча в
соревновательных условиях
Рисунок 2 – Логическая схема программы совершенствования тактических действий и
взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов при приеме
нападающего удара
Неотъемлемой частью программы совершенствования тактических действий и
взаимодействий квалифицированных волейболистов в процессе теоретических занятий,
явился анализ видеозаписей матчей игроков группы «А» и «Б» с целью определения
эффективности предлагаемых педагогических воздействий в ходе эксперимента.
Выбор тренировочных средств, направленных на совершенствование тактических
действий и взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов
осуществлялся на основе разработки и обоснования типовых игровых ситуациях. В
процессе применения тренировочных упражнений моделировались ситуации, при
которых основное внимание отводилось противоборству защитника с нападающим.
Схема моделирования игровой ситуации при приеме нападающего удара заключалась в
том, что тактические действия и взаимодействия квалифицированных волейболистов
выполнялись в облегчённых условиях и предусматривали усвоение информации о
действиях нападающего игрока (зона нападения, способ и направление НУ) и партнёров
по команде (количество принимающих игроков и их расположение, месторасположение
связующего). Последовательное совершенствование тактических действий и
взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов, обеспечивалось за счет
введения нескольких неизвестных факторов в практическую часть тренировочных
занятий. Сложность двигательных заданий обеспечивалась с помощью создания
ситуаций, при которых нападающий игрок превосходил по уровню подготовленности
защищающегося игрока. Ограничение игрового пространства в учебных играх
обеспечивало повышение тактических действий при приеме нападающего удара, а
введение игрового элемента в процессе соревнования, способствовало эффективному
формированию тактических взаимодействий в защите у квалифицированных
волейболистов при приеме нападающего удара.
Оптимизацияпроцессасовершенствованиятактическихдействийи
взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов при приеме
нападающего удара осуществлялась с помощью разработанного экспериментального
комплекса упражнений моделирующего проблемные игровые ситуации. Данный
комплекс состоял из трех этапов представляющих собой действия и взаимодействия
игроков защиты при приеме нападающего удара – начиная от индивидуальных,
переходя к групповым и заканчивая командными. Условия выполнения упражнений
(подготовительных, подводящих, тактико-технических) постепенно усложнялись путем:
а) увеличения числа взаимодействующих защитников, б) увеличения числа зон атаки и
нападающих игроков, в) сочетания «а» и «б»: сначала известное, затем – с постепенным
увеличение числа неизвестных факторов, г) моделирования ситуаций на блоке, д)
введения соревновательного фактора. Упражнения проблемного характера выполнялись
в условиях реального дефицита времени и увеличения числа позиций выбора.
Первый этап соответствовал первому уровню проблемности и способствовал
переводу знаний сформированных в умственном плане во время теоретической
подготовки в практические умения и навыки, применяемые в реальных игровых
условиях. На этом этапе занимающийся должен был научиться индивидуально,
своевременно и правильно выбирать место на площадке в соответствии с
разработанными вариантами расстановок игроков и выбирать оптимальный способ
приема мяча.
Второй этап соответствовал второму уровню проблемности, который
предусматривал формирование навыков тактических взаимоотношений защитников в
звеньях от двух до пяти игроков. На этом этапе осуществлялось распределение
функциональных обязанностей игроков и определялись зоны ответственности за прием
нападающего удара. Основная задача данного этапа – обеспечение согласованности и
слаженности взаимодействий игроков при выполнении групповых тактических
взаимодействий.
На третьем этапе осуществлялось формирование навыков коллективного
взаимодействия, которое проявлялось в командной тактике. На данном этапе уровень
проблемности решения тактических задач достигал максимума: повышалась сложность
организации защитных действий. Постепенно увеличивалось число атакующих игроков,
в упражнения включались тактические комбинации («крест», «пайп», «эшелон» и др.)
Большое внимание уделялось развитию скоростных способностей, обеспечивающих
быстрое изменение первоначально принятого решения в случае внезапно изменившейся
игровой ситуации (быстрота двигательной реакции), выполнение отдельного движения,
а также перемещения игроков в моделируемых экстремальных ситуациях.
С целью обоснования экспериментальной программы совершенствования
индивидуальных тактических действий в защите у квалифицированных волейболистов
при приеме нападающего удара был проведен формирующий педагогический
эксперимент. Зависимость индивидуальных тактических действий (ИТД) выявлялась на
основе анализа эффективности защитных действий в различных зонах передней и
задней линии. До начала педагогического эксперимента существенных различий в
уровне различных видов подготовленности испытуемых не обнаружено (р>0,05). На
первом этапе эксперимента опытной являлась группа «А». Установлено существенное
повышение эффективности ИТД во всех зонах защиты. Во всех шести исследуемых
показателях улучшение результатов носило достоверный характер (при= 0,05,
набл. ˃кр.)
Наибольшие положительные сдвиги в эффективности защитных действий
произошли при игре в защите в зонах 2 ( набл. = 8,268 ˃ кр.) и 4 ( набл = 9,052 ˃
кр.). Сдвиги, обнаруженные при исследовании эффективности защитных действий в
других зонах были менее существенными. В соревновательных условиях волейболисты
экспериментальной группы повысили эффективность защитных действий в поле с 28,0%
до 36,5% (при = 0,05, набл. ˃ кр.) (таблица 2).
Изменения, происшедшие в результатах эффективности ИТД квалифицированных
волейболистов группы «А», становятся достоверными при сопоставлении их с
показателями исследования эффективности тактических действий спортсменов группы
«Б», которая занималась на I этапе эксперимента по традиционной программе. После
окончания первого этапа педагогического эксперимента достоверно значимые
изменения произошли только в эффективности защитных тактических действий в зоне
1. ( набл. = 2,568 ˃ кр.) и 5 ( набл. = 2,777 ˃ кр.). В остальных пяти показателях
сдвиги были незначительными и носили случайный характер. В условиях
соревновательной деятельности у квалифицированных волейболистов группы «Б»
повышение эффективности игры в защите хотя и было достоверным (р<0,05), но незначительным, показатели увеличились с 31,6% до 32,3% ( набл. = 3,217 ˃ кр.). Таким образом, сопоставление результатов эффективности ИТД в различных зонах защиты у квалифицированных волейболистов КГ и ЭГ на первом этапе формирующего эксперимента свидетельствует о достоверных изменениях показателей результативности отражения атак соперника (р<0,05). Таблица 2 - Эффективность защитных действий волейболистов групп «А» и «Б» в условиях соревновательной деятельности на первом и втором этапах формирующего эксперимента, % Средняя Группы ПериодЗона атакиЗначимость изменений при эффективн испытаний= 0,05 ость До эксп-та28,921,234,028,0 «А»После I этапа37,230,142,236,5набл. = 8,932 ˃кр. После II этапа37,435,340,237,6набл. = 4,606 ˃кр. До эксп-та30,527,934,431,6 «Б»После I этапа32,528,935,432,3набл. = 3,217 ˃кр. После II этапа35,639,242,139,0набл. = 8,329 ˃кр. Полученные данные свидетельствуют, что внедрение экспериментальной программы совершенствования квалифицированных волейболистов индивидуальным тактическим действиям в защите оказало положительное воздействие на формирование оптимальных двигательных действий и создало благоприятные условия для достоверного повышения показателей эффективности приема нападающих ударов во всех зонах защиты. Результаты второго эксперимента позволили установить, что показатели эффективности защитных действий в различных зонах у квалифицированных волейболистов группы «Б» значительно возросли. Также, как и на первом этапе, наибольший прирост наблюдался в показателях эффективности в зоне 2 ( набл. = 8,071 ˃кр. и 4 (набл. = 8,516 ˃кр.). В условиях соревнований волейболисты группы «Б» повысили результативность приема нападающих ударов с 32,3% до 39,0%. Интересным для специалистов волейбола представляется характер изменений, происшедших после второго этапа эксперимента в показателях эффективности ИТД в защите у квалифицированных спортсменов группы «А», которая занималась по программе спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР групп высшего спортивного мастерства. Положительные сдвиги отмечены во всех шести исследуемых показателях: в пяти случаях они были достоверными, а в одном случае носили недостоверный характер (эффективность ИТД в зоне 3). Однако, наблюдаемые в группе «А» сдвиги оказались менее значительными, чем в группе «Б», что отрицательно сказалось на организации защитных действий в условиях соревнований, когда эффективность отражения атак соперника возросла всего лишь на 1,1% - с 36,5% до 37,6% ( набл. = 4,604 ˃ кр.). Факт снижения результативности игры в защите говорит о замедлении темпов совершенствования ИТТД у волейболистов, занимающихся в группе «А». Групповыетактическиевзаимодействия(ГТВ)квалифицированных волейболистов осуществляющих прием нападающего удара заключаются в согласовании действий на площадке: 1) защитников между собой; 2) защитников со страхующими; 3) защитников с блокирующими; 4) страхующих с блокирующими [12, 57, 152]. Взаимодействия защитников между собой предопределяются основными направлениями выполнения нападающего удара. Основное внимание следует обращать на групповые взаимодействия защитников зон 1 и 2 при атаке из зоны 2 и зон 4 и 5 при атаке из зоны 4, т.е. при отражении диагональных атак, поскольку поражаемость данных зон защиты имеет высокие показатели. На первом этапе эксперимента, когда педагогическому воздействию подвергалась группа «А» произошло достоверное улучшение в показателях эффективности защитных действий игроков этих зон. Причем сдвиги в показателях эффективности защитных действий игроков зон 4 и 5 оказались выше, чем сдвиги в показателях эффективности ГТВ в защите игроков зон 1 и 2. При этом значимость изменений в первом случае – набл. = 7,740 ˃ кр., во втором случае –набл. = 7,622 ˃ кр. Сдвиги, отражающие эффективность ГТВ игроков зон 1,6 и зон 5, 6, значительно ниже в связи с тем, что игрок зоны 6, как правило, не участвует в приеме скоростных нападающих ударов, а контролирует прием «рикошетов» от блока в районе лицевой линии и за пределами волейбольной площадки. Изменения, происшедшие в показателях эффективности защитных действий в контрольной группе «Б», имеют низкие значения. На первом этапе формирующего педагогического эксперимента произошли значительные сдвиги в группе «А» по сравнению с изменениями в группе «Б», Данные изменения свидетельствует о положительном влиянии экспериментального воздействия на подготовленность представленных выше групп защитников. На втором этапе педагогического эксперимента изменения, происшедшие во всех исследуемых показателях, отражающих ГТВ, имеют характер, аналогичный динамике показателей в группе «А» на первом этапе педагогического эксперимента. Результаты второго этапа эксперимента свидетельствуют о достоверности сдвигов во всех исследуемых показателях. Тем не менее, наблюдаемые изменения оказались менее значительными. Поскольку основной прирост в показателях эффективности ГТВ волейболистов в защите получен на основе рациональных взаимодействий защитников зон 1, 2 и 4, 5, то, при взаимодействии игроков, страхующих блокирующих, обязательным условием эффективной игры в защите является своевременность и точность выхода страхующего игрока на окончательную позицию для страховки. Известно, что командные тактические взаимодействия волейболистов (КТВ) базируются на основе ГТВ игроков, которые, в свою очередь, строятся в соответствии с ИТД спортсменов. Рассмотрим динамику эффективности КТВ в контексте с теоретической, специальной физической и тактико-технической подготовки квалифицированных волейболистов и определим влияние каждого из видов подготовленности на эффективность КТВ. Результаты исследования позволили установить, что во всех рассматриваемых показателях на первом этапе формирующего педагогического эксперимента произошли достоверные изменения ( набл. ˃ кр.). Однако, наибольшее влияние экспериментальная методика оказала на теоретическую подготовленность занимающихся ( набл. = 8,293 ˃ кр.) и командную эффективность тактико- технических действий в защите (набл. = 8,832 ˃кр.). Показатели тактико- технической и специальной физической подготовленности были достоверными, но менее значимыми ( набл. = 6,951 и 5, 200 соответственно). В данном случае можно констатировать, что проведение специально организованных теоретических занятий в процессе экспериментальной программы позволил существенно повысить качество КТВ квалифицированных волейболистов. Доказательством этому служит факт значительного повышения эффективности защитных действий в поле в условиях соревнований к концу первого этапа формирующего педагогического эксперимента с 28,0% до 36,5% ( набл. ˃ кр.). В контрольной группе «Б» на первом этапе эксперимента отмечены достоверные изменения в тактико-технической подготовленности ( набл. = 2,738 ˃кр.) и эффективности КТВ (набл. = 3,217 ˃кр.) (таблица 18). Анализ данных экспериментальных исследований показал, что показатели специальной физической подготовленности за время формирующего эксперимента изменились не существенно (р>0,05). Следует обратить внимание на тот факт, что
эффективность защитных действий в процессе игры изменилась незначительно,
произошло увеличение показателя с 31,6% до 32,3%.
В результате изменения направленности занятий в группе «Б», которая
тренировалась по экспериментальной программе, а группа «А» по программе ДЮСШ и
СДЮСШОР групп высшего спортивного мастерства было установлено, что на втором
этапе формирующего эксперимента динамика показателей КТВ в ЭГ (группа «Б») была
более выражена, чем в контрольной группе (группа «А»).
Динамика показателей эффективности приема нападающего удара у
квалифицированных волейболистов в процессе соревновательной деятельности за время
формирующего педагогического эксперимента свидетельствует о том, что в результате
педагогического воздействия экспериментальной программы совершенствования
тактических действий и взаимодействий в защите у испытуемых групп «А» и «Б»
произошло достоверное повышение рассматриваемых показателей. Применение
экспериментальной программы позволило к концу формирующего педагогического
эксперимента повысить эффективность приема мяча у квалифицированных
волейболистов группы «А» на 9,6% и группы «Б» на 7,4%. Весьма характерно, что
организация тренировочных занятий с квалифицированными волейболистами на основе
программы подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР групп высшего спортивного
мастерства обеспечила не значительный прирост показателей эффективности приема
нападающего удара в соревновательной деятельности у спортсменов групп «А» и «Б» на
0,7 и 1,1%, соответственно (рисунок 3).

Рисунок 3 – Динамика показателей эффективности приема нападающего удара у
квалифицированных волейболистами групп «А» и «Б» в процессе формирующего
эксперимента
Анализ динамики изменений и взаимосвязей в изучающих показателях различных
видов подготовленности и эффективности защитных тактических действий и
взаимодействий квалифицированных волейболистов показали, что внедрение в
тренировочный процесс экспериментальной программы основанной на повышении роли
теоретической подготовки в тренировочном процессе спортсменов имеет более высокие
показатели эффективности по сравнению с традиционной программой подготовки
спортсменов групп высшего спортивного мастерства.
Заключение
1.Теоретический анализ и систематизация специальной научно-методической
литературы и результаты собственных исследований свидетельствуют, что развитие
современноговолейболаобуславливаетсяпостояннымсовершенствованием
тактического мастерства квалифицированных волейболистов, как в нападении, так и
защите. В настоящее время в мужском волейболе атака существенно преобладает над
защитой, что негативно отражается на эффективности приема нападающего удара в
процессе соревновательной деятельности. Низкая эффективность приема нападающего
удара в соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов (31,7-
34,5%) обусловливается отсутствием рациональных подходов к организации процесса
совершенствования тактических действий и взаимодействий игроков в защите.
2.Установлено, что зона атаки, характер блокирования, система игры в
защите, являются ведущими факторами определяющими эффективность тактических
действий и взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов при приеме
нападающего удара в процессе соревновательной деятельности. Высокая взаимосвязь
этих факторов позволяет квалифицированным волейболистам быстро оценивать в
процессе игры собственные действия и действия партнеров, более качественно
выполнять выбор оптимального места, применять определенный способ для приема
нападающего удара, а также осуществлять взаимодействия с партнерами по команде за
счет рационального расположения на площадке в различных типовых игровых
ситуациях.
3. Скорость перемещения квалифицированных волейболистов в процессе
соревновательной деятельности на короткие отрезки составляет в среднем 0,41±0,027 с,
а время полета мяча, с момента удара по нему нападающим игроком, до касания его
поверхности площадки, колеблется в пределах 0,13-0,41 с. Существующая
закономерность не позволяет квалифицированным волейболистам своевременно занять
оптимальное место на площадке для приема нападающего удара, так как
защищающийся игрок существенно проигрывает нападающему, что подтверждает
необходимость развития специальных психомоторных способностей, которые
позволяют с максимальной скоростью оценить характер действия соперника и
выполнить быстрое перемещение к месту приземления мяча на площадке.
4. Структура матричной модели тактических действий и взаимодействий
квалифицированных волейболистов, основана на трехуровневой шкале, включающей
рациональную, возможную и проигрышную стратегию выбора места на площадке для
приема нападающего удара в различных типовых игровых ситуациях. Размер матрицы –
3*6 для каждой зоны атаки, в общей сложности составляет 54 стратегии действий
защитника при приеме нападающего удара. В связи с этим, основополагающими в этой
модели являются рациональные и возможные факторы выбора места на площадке,
которые в последующем обеспечивают эффективную трансформацию в типовые
игровые ситуации. Предлагаемая трехуровневая шкала оценки позволяет адаптировать
модель тактических действий и взаимодействий квалифицированных волейболистов в
защите при приеме нападающего удара с учетом индивидуальных особенностей
спортсменов.
5.Повышение эффективности тактических действий и взаимодействий
квалифицированных волейболистов в защите при приеме нападающего удара
обуславливается увеличением объема отводимого времени до 8-10% на теоретическую
подготовку. Внедрение специальных теоретических игр-тестов, решение которых
выполняется на персональных компьютерах сопряженно с анализом видеоматериалов,
характеризующих особенности выполнения тактических действий и взаимодействий
квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара в процессе
соревновательной деятельности, позволяет существенно оптимизировать процесс
технико-тактической подготовки и повысить эффективность игры в защите на 6,7-8,5%,
по сравнению с существующим традиционным подходом к тренировки волейболистов
на этапе высшего спортивного мастерства.
6.Разработка и внедрение экспериментальной программы базируется на
концепции формирования специальных знаний, умений и навыков, направленных на
совершенствование тактических действий и взаимодействий в защите у
квалифицированныхволейболистовприприеменападающегоудара.
Основополагающим компонентом экспериментальной программы является принцип
поэтапного формирования специальной моторики, которая реализуется с помощью
взаимодействия теоретической и практической деятельности квалифицированных
волейболистов. Доказательством этому служат результаты корреляционного анализа:
если до эксперимента эффективность защитных действий определялась уровнем
специальной физической подготовленностью (r= 0,590 и r= 0,570), то после его
завершения повышение эффективности связано с уровнем теоретической
подготовленности (r= 0,736 и r= 0,624).
7. Экспериментально установлено, что разработанная и адаптированная к
тренировочномупроцессуквалифицированныхволейболистовпрограмма
совершенствования тактических действий и взаимодействий в защите позволила
существенно повысить к концу формирующего педагогического эксперимента
эффективность приема нападающего удара в группах «А» и «Б» на 9,6 и 7,4%,
соответственно. Весьма характерно, что организация технико-тактической подготовки
квалифицированных волейболистов по традиционной программе ДЮСШ и СДЮСШОР
групп высшего спортивного мастерства не обеспечило столь существенного прироста
эффективности приема нападающего удара в соревновательных условиях, как у
испытуемых группы «А» – 0,7%, так и игроков группы «Б» – 1,1%. Отмеченная
тенденция,позволяетконстатировать,чтоэкспериментальнаяпрограмма
совершенствованиятактическихдействийивзаимодействийвзащите
квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара показала свою
высокую эффективность и положительно отразилась на повышении теоретической,
специальной физической и технико-тактической подготовленности спортсменов в
течение годичного тренировочного цикла и обеспечило существенный потенциал для
роста спортивного мастерства.
Практические рекомендации
Основной акцент должен ставиться на формировании у игроков прочных знаний о
рациональных стратегиях защитных действий в типовых ситуациях, которые
реализуются в процессе решения теоретических задач, осуществляемых на
персональном компьютере. Формирование теоретических знаний о тактических
действий и взаимодействий в защите квалифицированных волейболистов при приеме
нападающего удара в типовых игровых ситуациях обеспечивается за счет увеличения
до 8-10% времени отводимого на теоретический раздел программы.
Теоретическаяподготовкаквалифицированныхволейболистовдолжна
предусматривать применение следующих методических приемов: освоение лекционного
курса программы подготовки волейболистов по тактике защитных действий и
взаимодействий игроков при приеме нападающего удара соперника; поиск оптимальных
вариантов решения различных тактических задач в типовых игровых ситуациях
сопряженносанализомвидеоматериаловсоревновательнойдеятельности
квалифицированных волейболистов; анализ видеозаписей тактических действий и
взаимодействий волейболистов высокой квалификации в защите в соревновательных
условиях.
Переход к практической части учебно-тренировочного занятия следует
производить лишь при условии прочного усвоения технологии выбора оптимальной
стратегии защитных действий в типовых игровых ситуациях. Особенностью
практических упражнений (подводящих, технических, тактических) является их
направленность на формирование умений и навыков своевременного и точного выбора
места для приема нападающего удара. В процессе выполнения практических
упражнений категорически запрещается использования игроками проигрышных
стратегий защитных действий.
При овладение и совершенствование умений и навыков выполнения эффективных
тактических действий и взаимодействий волейболистов в защите рекомендуется
использовать следующие методические приемы: моделирование в тренировочных
условиях типовых и нестандартных игровых ситуаций на приеме нападающих ударов;
постепенное увеличение объема и увеличение разнообразия упражнений проблемного
характера; создание условий, вынуждающих защитника принимать оптимальное
тактическое решение и действовать в обстановке временного и пространственного
дефицита; усложнение вариативности действий атакующего соперника и партнеров по
команде; переключение в тактико-технических действиях от нападения к защите и
наоборот.
На начальном этапе освоения тактико-технических приемов в защите
рекомендуется производить разметку участков площадки имеющих наибольшую
вероятность поражения скоростными и медленными нападающими ударами. Создание
облегченных условий будут способствовать сосредоточению внимания защитника на
качественном решении тактической задачи (выбор оптимальной стратегии).
Большинство тактико-технических упражнений применяемых при обучении и
совершенствовании тактических действий и взаимодействий волейболистов в защите
должно носить проблемный характер. Постепенное повышение уровня проблемности
основывается на поэтапном выполнении упражнений. С этой целью предлагается
выполнять упражнения в три этапа, каждый из которых развивает предыдущий этап и
представляет определенный вид единоборства атакующей и обороняющейся сторон. На
каждом этапе обучения тактико-технические упражнения необходимо первоначально
выполнять в облегченных условиях.

Актуальность исследования. Развитие современного волейбола идет по
пути повышения атакующего потенциала как отдельно взятых игроков, так и
команды в целом, что обеспечивает достижение преимущества над соперником в
процессе соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов.
Однако, многие специалисты (А. В. Ивойлов, 2000; Г. Я. Шипулин, 2001;
Ю. Д. Железняк, 2005; Ю. Н. Клещев, 2005; А. В. Беляев, М. В. Савин, 2009;
Л. В. Булыкина, В. П. Губа, 2020) утверждают, что такая концепция повышения
спортивного мастерства квалифицированных игроков может существовать до
того момента, когда потенциал игроков может быть полностью исчерпан или
находиться на достаточно низком уровне. В этой связи одним из перспективных
направлений повышения эффективности игровых действий квалифицированных
волейболистов и, соответственно, достижения превосходства над соперником
можно достичь за счет совершенствования тактических действий и
взаимодействий в защите (Ю. В. Шиховцов, 1995; И. В. Колеманова, 2003;
А. В. Родин, 2012; В. В. Рыцарев, 2016).
Анализ специальной научно-методической литературы в области теории и
методики волейбола (О. А. Кислый, 2006; А. В. Гончарова, 2008;
Ю. В. Шиховцов, И. В. Николаева, Ю. В. Кудинова, Л. Г. Шиховцова, 2016;
V. V. Andreev, 2020) свидетельствует, что основными причинами низкой
эффективности действий спортсменов в защите является нерациональные
тактико-технические действия игроков, использование несоответствующих
возросшему атакующему потенциалу команд расстановок волейболистов при
организации защитных действий на поле. Кроме того, недостаточно изучены
особенности формирования и протекания ориентировочной деятельности
волейболиста, отражающего атаки соперника. Необходимость своевременного
выбора рационального месторасположения на площадке при приеме нападающих
ударов обосновывается также тем фактом, что длительность фазы полета мяча от
момента выполнения нападающего удара до момента касания мячом площадки
равна 0,13–0,41 с. Вместе с тем, время сложной двигательной реакции
спортсмена, которая характерна для защитных действий в волейболе, может
достигать 1 с и более, а время перемещения игрока даже на 0,5 м составляет не
более 0,41 с. Следовательно, скорость полета мяча при нападающем ударе
существенно превышает скорость перемещения игрока в пространстве.
В дополнение к вышесказанному следует отметить, что создавшийся в
теории и практике волейбола дисбаланс атакующих и защитных действий имеет
ряд противоречий между:
— необходимостью повышения зрелищности и привлекательности игрового
процесса за счет увеличения продолжительности активной игровой фазы
розыгрыша, слабым защитным потенциалом и оснащенностью современных
квалифицированных волейбольных команд, демонстрируемых в
соревновательной деятельности;
— потребностью притока молодых перспективных спортсменов в
квалифицированные команды и отсутствием в теории и методике волейбола
эффективных программ тренировки, определяющих совершенствование
тактического мастерства, обеспечивающего ведение острокомбинационных
контратакующих действий за счет качественного приема нападающих ударов
соперника.
Возникшие противоречия свидетельствуют о наличии научной проблемы,
решение которой позволяет дать ответ на вопрос: какие компоненты программы
совершенствования тактических действий и взаимодействий в защите у
волейболистов при приеме нападающего удара позволят повысить уровень
спортивного мастерства и обеспечат приток молодых перспективных спортсменов
в квалифицированные команды?
Объект исследования — тактическая подготовка квалифицированных
волейболистов в годичном тренировочно–соревновательном цикле.
Предмет исследования — содержание программы совершенствования
тактических действий и взаимодействий в защите у квалифицированных
волейболистов при приеме нападающих ударов.
Цель исследования — теоретически разработать, экспериментально
обосновать и оценить эффективность программы совершенствования тактических
действий и взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов при
приеме нападающего удара.
Задачи исследования:
1. Выявить и сравнить эффективность основных компонентов тактики
защиты в условиях соревновательной деятельности высококвалифицированных и
квалифицированных волейболистов.
2. Определить метрические и временные параметры тактико-
технических действий в защите у квалифицированных волейболистов.
3. Разработать матричную модель защитных действий и оптимальные
расстановки квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара.
4. Теоретически разработать, экспериментально обосновать и оценить
эффективность программы совершенствования тактических действий и

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Программа совершенствования тактических действий и взаимодействий в защите у квалифицированных волейболистов при приеме нападающего удара»

    Публикации автора в научных журналах

    Технические устройства для исследования защитных действий в волейболе
    Ю.В. Кудинова, Ю.В. И.В. Шиховцов, Николаева, Л.Г.Шиховцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2- №1(131). -С. 281-(ВАК) (авт. 25%).
    Системно-структурный подход к анализу типовых игровых ситуаций в современном волейболе
    Ю.В. Кудинова // Физическаякультура: воспитание, образование, тренировка. - 2- №- С. (ВАК)
    К вопросу о совершенствовании тактических действий и взаимодействий волейболистов в защите: практический аспект
    Ю.В. Кудинова,Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева, Ю.Ю. Карева, Л.Г. Шиховцова // Ученыезаписки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2- №3(145). - С. 118-(ВАК) (авт.20%).
    Динамика временных параметров двигательных действий высококвалифицированных волейболистов в процессе игры
    Ю.В.Кудинова, В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2- №- С.
    Системный анализ игровых действий атакующей и защищающейся команд в классическом волейболе
    Ю.В. Кудинова, Ю.Ю. Карева,И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов, Л.А. Иванова, Г.А. Хрусталев // Физическаякультура: воспитание, образование, тренировка. - 2- №- С. 38-(ВАК) (авт.15%).
    Современные тенденции техники выполнения подач и приема мяча в волейболе
    Ю.Ю. Карева, И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов, Ю.В.Кудинова, Л.А. Иванова // Теория и практика физической культуры. - 2- №-С. 76-(ВАК) (авт. 20%).
    Особенности применения социолого-педагогических методов при исследовании защитных действий в волейболе
    Ю.В. Кудинова, А.В.Левченко, Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева // Ученые записки университета им.П.Ф. Лесгафта. - 2- №2(180). - С. 201-(ВАК) (авт. 25%).
    Волейбол: проблема повышения результативности защитных действий в поле и пути ее решения
    Ю.В. Кудинова, Ю.Ю. Карева, Л.К.Федорова, Л.Г. Шиховцова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2- №2(3). - С. 43-(авт. 25%).
    Педагогические аспекты анализа игровых ситуаций у волейболистов в системе “нападение – защита”
    Ю.В. Кудинова // Учитель и время. -2- №- С. 255
    Волейбол: типовые ситуации в системе “нападение-защита”
    Ю.В. Кудинова, Ю.В. Шиховцов // Спортивные игры в физическомвоспитании, рекреации и спорте: матер. X Междунар. науч.-практ. конф. – Смоленск,2- С. 62-(авт. 50%).
    Теоретические аспекты моделирования защитных действий в волейболе
    Ю.В. Кудинова // Интегративные процессы и межпредметные связи всистеме образования физической культуры и спорта: матер. междунар. науч.-практ.конф. – М., 2- С. 130
    Временные характеристики нападающих ударов в волейболе
    Ю.В. Кудинова, Ю.В. Шиховцов // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в детско-юношеском иадаптивном спорте.- 2- С. (авт. 50%).
    Совершенствование тактики защиты в волейболе на основе использования математического аппарата теории игр (литературный обзор)
    Ю.В.Кудинова, Ю.В. Шиховцов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт визменяющемся мире: матер. конф. – Коломна, 2- С. 458-(авт. 50%).
    Защитные действия в классическом волейболе: современное состояние вопроса в специальной литературе
    Ю.В. Кудинова, Ю.В.Шиховцов // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры,спорта, олимпизма: традиции и инновации: матер. I Всерос. науч.-практ. конф. – М.,2- С. 423-(авт. 50%).
    Исследование длительности фазы полета мяча при выполнении нападающих ударов в волейболе
    Ю.В. Кудинова, Ю.В. Шиховцов //Спорт, человек, здоровье: сб. матер. конгр. – СПб., 2- С. 186-(авт. 50%).
    Тактика защиты в волейболе: поиск оптимальной стратегии
    Ю.В. Кудинова, Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева // Известия Институтасистем управления СГЭУ. – Самара, 2- №1(17). - С. 22-(авт. 30%).
    Повышение эффективности защитных действий в поле на основе выбора волейболистом оптимальной защитной стратегии
    Ю.В. Кудинова, Ю.В.Шиховцов, // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: матер.XII Междунар. науч.-практ. конф. – Смоленск, 2- С. 190-(авт. 50%).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету