Структура и содержание системы подготовки в волейболе на основе анализа психических процессов и взаимоотношений у игроков

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Веселова Наталия Андреевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1 Современные подходы к управлению тренировочной и соревновательной
деятельностью в спортивных играх …………………………………………………………………. 12
1.1 Основные тенденции организации и построения тренировочного и
соревновательного процессов в спортивных играх …………………………………………… 12
1.2 Характеристика психических процессов и отношений игроков
в волейбольной команде …………………………………………………………………………………. 23
1.3 Особенности управления игровой деятельностью и спортивной
подготовкой квалифицированных волейболистов ……………………………………………. 36
1.4 Заключение по главе 1 ……………………………………………………………………………….. 54
Глава 2 Методы и организация исследования…………………………………………………… 56
2.1 Методы исследования ………………………………………………………………………………… 56
2.2 Организация исследования ………………………………………………………………………… 67
Глава 3 Взаимосвязь психических процессов и отношений в волейбольной
команде с эффективностью игровой деятельности спортсменов ………………………. 69
3.1 Особенности организации тренировочного и соревновательного
процессов спортсменов в волейболе ………………………………………………………………… 69
3.2 Анализ психических процессов и отношений в волейбольной команде ………. 76
3.3 Оценка игровой деятельности волейболистов различной квалификации …….. 88
3.4 Влияние психических процессов и отношений в волейбольной команде на
эффективность игровой деятельности спортсменов …………………………………………. 95
3.5 Заключение по главе 3 ……………………………………………………………………………… 102
Глава 4 Разработка и экспериментальное обоснование структуры и содержания
тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в волейболе ….. 105
4.1 Описание экспериментальной структуры и содержания тренировочной и
соревновательной деятельности спортсменов в волейболе……………………………… 105
4.2 Динамика психических процессов и отношений в волейбольной команде…. 121
4.3 Динамика игровых действий и взаимодействий волейболистов
в процессе соревновательной деятельности ……………………………………………………. 131
4.4 Заключение по главе 4 ……………………………………………………………………………… 138
Заключение …………………………………………………………………………………………………… 141
Практические рекомендации………………………………………………………………………….. 145
Список литературы ……………………………………………………………………………………….. 147
Список иллюстративного материала………………………………………………………………. 168
Приложение А Особенности организации т тренировочного и
соревновательного процесса спортсменов в волейболе ………………………………….. 172

Игровая деятельность спортсменов в волейболе сопряжена с постоянным
анализом соревновательной ситуации с помощью различных психических процессов –
восприятия, внимания, памяти и мышления. В свою очередь, применение
инновационных средств управления психическим состоянием спортсмена позволяет
существенно повысить результаты в соревнованиях.
Психологические свойства внимания – объем, распределение и переключение
обеспечивают эффективное выполнение большинства технических приемов игры в
процессе официальных соревнований. Объем внимания позволяет судить о количестве
игровых действий, которые может одновременно охватить квалифицированный
спортсмен в процессе игровой деятельности. Чем больше этих объектов, тем
результативнее игровой процесс. Установлено, что объем внимания у
квалифицированных волейболистов соответствует «среднему» уровню развития только
в соревновательном периоде – 48,9±3,3 усл.ед., а в подготовительном и переходном
рассматриваемые показатели находятся на «низком уровне» – 53,6±3,6 и 54,8±3,8 усл.ед.,
соответственно (р>0,05; таблица 1).

Таблица 1 – Показатели развития внимания у квалифицированных волейболистов по
методике “Красно-черные таблицы Шульте-Платонова” в течение годичного
тренировочного цикла (n=86 чел.)
Период годичного цикла подготовки
ПоказателиP ПП- ПРП
ППСППРП
Объем, усл.ед.53,6±3,648,9±3,354,8±3,8>0,05
Распределение,
68,2±4,773,2±4,974,7±5,0>0,05
усл.ед.
Переключение,
34,0±2,830,4±2,628,5±2,2>0,05
усл.ед.

Распределение внимания позволяет игроку удержать в поле действия несколько
различных игровых приемов, которые выполняет в процессе игровой деятельности
соперник. Анализ большого числа действий соперника позволяет спрогнозировать
игровое поведение противника.
Анализ данных таблицы 1 показал, что у квалифицированных волейболистов
показатели распределения внимания в подготовительном, соревновательном и
переходном периодах годичного тренировочного цикла имеют «средние» значения. При
этом следует отметить, что наилучший показатель отмечается в подготовительном
периоде – 68,2±4,7 усл.ед. Объяснить такую тенденцию можно следующим образом. В
подготовительном периоде, зрительный анализатор не настолько утомлен, как в
соревновательном периоде, в котором приходится анализировать большое количество
игровых действий соперника и определять наиболее значимые приемы для достижения
результата.
Переключение внимания – это способность спортсмена максимально быстро
анализировать различную игровую обстановку и на этой основе принимать
рациональные решения в процессе игровой деятельности. Исследования показали, что в
подготовительном периоде годичного тренировочного цикла квалифицированный
волейболисты демонстрируют «низкий» уровень переключения внимания – 34,0±2,8
усл.ед., а в соревновательном и переходном – «средний» – 30,4±2,6 и 28,5±2,2 усл.ед,
соответственно (р>0,05). Такая динамика объясняется тем, что отсутствие
необходимости переключать внимание с одного объекта на другой в процессе
подготовительного периода годичного цикла квалифицированных волейболистов
продиктовано характером построения тренировочного процесса, который носит строго
выраженную физическую направленность.
Проводимые исследования позволяют констатировать, что для повышения
спортивного мастерства у квалифицированных волейболистов существует огромный
потенциал, который можно реализовать с помощью применения эффективных подходов
к развитию психологических процессов и свойств, влияющих на результативность
игровых действий в процессе соревнований.
Психологическая атмосфера в команде отражается на эффективности игровой
деятельности квалифицированных волейболистов. Исследования показали, что в
процессе годичного тренировочного цикла в профессиональной волейбольной команде
отмечаются достаточно низкие значения отношений к групповым нормам общения и
взаимоотношений (рисунок 1).

Рисунок 1 – Показатели психологической атмосферы у квалифицированных
волейболистов в течение годичного тренировочного цикла

Установлено, что наиболее благоприятная психологическая атмосфера в
волейбольной команде отмечается в процессе подготовительного периода годичного
тренировочного цикла – 48,7±2,9 баллов. Такие результаты можно объяснить тем, что
перед началом игрового сезона отмечаются минимальные значения разногласий в
команде. В свою очередь, отрицательные результаты в процессе игровой деятельности
негативно влияют на психологическую атмосферу в команде.
Обобщая результаты исследования психологических процессов, свойств и
отношений в волейбольной команде свидетельствуют, что квалифицированные
волейбольные команды имеют огромный потенциал для повышения рассматриваемых
компонентов в процессе годичного тренировочного цикла. Ранее установлено, что
психологические параметры игрока и команды в целом положительно сказываются на
повышении результативности игровых действий в процессе соревнований. В этой связи,
следующим этапом поисковых исследований явилась оценка показателей игровой
деятельности волейболистов различной квалификации.
Корреляционный анализ – это метод математической статистики, который дает
возможность определить прямое, либо косвенное влияние одних характеристик на
другие и на этой основе выявить ключевые направления совершенствования
тренировочного процесса и игровой деятельности квалифицированных спортсменов в
волейболе. Установлено, что высокие показатели восприятия, внимания, памяти и
логического мышления способствуют достижению высокого итогового результата в
матчах регулярного чемпионата и в играх плей-офф – r от 0,894 до 0,950 (таблица 2).
Неформальная и формальная сферы общения в команде определяют достижение
высокого спортивного результата в регулярных матчах чемпионата – r=±0,930 и
r=±0,891, а также играх плей-офф – r=±0,957 и r=±0,947, соответственно. В свою
очередь, наоборот итоговый результат в поединке сказывается на характере общения
между игроками в спортивном коллективе. Сильная и достоверная взаимосвязь
отмечается между психологической атмосферой в команде и итоговым результатом в
матчах регулярного чемпионата и играх плей-офф – r=±0,958 и r=±0,963, соответственно.
При этом следует отметить, что итоговый результат в матче существенно влияет на
психологическую атмосферу в команде.

Таблица 2 – Корреляционная матрица итогового результата матча, психических
процессов и отношений в волейбольной команде
№Результат матча
Психологические характеристики
п/пРегулярный чемпионатПлей-офф
1Восприятие+0,908*+0,926*
2Устойчивость внимания+0,939*+0,916*
3Концентрация внимания+0,941*+0,950*
4Объем внимания+0,905*+0,911*
5Распределение внимания+0,919*+0,930*
6Переключение внимания+0,909*+0,940*
7Память на образы+0,894*+0,900*
8Логическое мышление+0,929*+0,949*
9Неформальная сфера общения±0,940*±0,957*
10Формальная сфера общения±0,930*±0,947*
11Сфера лидерства±0,891*±0,937*
Отношения в системе “тренер-
12±0,710±0,860
спортсмен”
13Психологическая атмосфера±0,958*±0,963*

Обобщая данные корреляционного анализа, следует заключить, что для
эффективного управления тренировочной и соревновательной деятельностью
квалифицированных волейбольных команд необходимо особое внимание в
тренировочном процессе направить на повышение показателей развития восприятия,
внимания, памяти и логического мышления, а также создать все условия для
позитивного общения и отношений между игроками, а также психологической
атмосферы в спортивном коллективе.
Экспериментальнаяструктураисодержаниесистемыподготовки
квалифицированных волейболистов опирается на современные методы количественного
измерения, статистико-математического анализа моделирования управляемых
процессов (рисунок 2).
Структура и содержание тренировочного процесса квалифицированных
волейболистов включает следующие этапы:
– сбор информации о фактическом состоянии развития психических процессов и
отношений между игроками;
– систематизация информации о фактическом состоянии развития психических
процессов и отношений между игроками;
– рационализация вариантов решения дальнейшего совершенствования
тренировочного процесса за счет оптимизации показателей развития психических
процессов и отношений между игроками;
– оценка критериев эффективности управленческих решений в процессе
корректировки психического состояния игрока и команды в целом.
Структура и содержание системы подготовки квалифицированных волейболистов
состоит из множественных компонентов, которые определяют эффективность
тренировочного процесса: цели и задачи, принципы, методические правила управления,
а также индивидуальная регулировка тренировочных нагрузок и адаптация организма к
измененным условиям тренировки.
Цель системы подготовки квалифицированных волейболистов заключалась, в
изменении психического состояния спортсменов в годичном цикле подготовки,
доведении его до максимально возможного уровня, а также поддержание этого уровня
на протяжении всего соревновательного периода. Задачами управления тренировочным
процессом является выбор регулирующих воздействий и комплекс модельных
характеристик, которые определяются показателями развития психических процессов и
отношений игроков волейбольной команде, обеспечивающее достижение оптимального
состояния готовности к соревновательной деятельности.
Задачи системы подготовки квалифицированных волейболистов схематично
выглядят в следующем виде: «Модель психического состояния — промежуточные
(этапные) показатели — готовность к максимальным психическим нагрузкам —
психологическая готовность к соревновательной деятельности («спортивная форма»).
Принципы управления тренировочным процессом квалифицированных
волейболистов определяют: рациональное соотношение больших, средних и малых
психологических моментов в зависимости от состояния игрока и поставленных задач на
этапе подготовки; избирательность и целенаправленность психологических нагрузок;
разумный предел психологических нагрузок; методическую совместимость
психологических нагрузок; прогрессирующее возрастание психологических нагрузок.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТАПЫ

СборСистематизацияРационализацияОценка
информацииинформациивариантовэффективности

КОМПОНЕНТЫ

Цели и задачиПринципыМетодическиеРегулировка
правиланагрузки
Адаптация
организма

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ
ПРОЦЕДУРЫ

МодельныеРабота сПрогнозированиеПринятие
характеристикиинформациейуправленческого
решения

Моделирование
состояния игрока и
команды

КОНТРОЛЬ

Рисунок 2 – Структура и содержание тренировочного процесса квалифицированных
волейболистов на основе анализа психических процессов и отношений у игроков в
волейбольной команде

Дляреализации заявленных принципов впроцессе применения
экспериментальной структуры тренировочного процесса квалифицированных
волейболистов применялись методические правила, позволившие оптимизировать
психологическую нагрузку спортсменов: последовательность развития психических
процессов и формирования взаимоотношений в команде с учетом комплексного
воздействия упражнений; целенаправленность тренирующих воздействий на
конкретные психические процессы, обеспечивающие эффективность соревновательной
деятельности квалифицированных волейболистов; минимизация негативных факторов в
процессе формирования личностных взаимоотношений между игроками волейбольной
команды.
Реализация управленческих решений выполнялась на основе параметров
регулирования психологической нагрузки в процессе применения традиционных
упражнений,предусмотренныхпрограммойподготовкиквалифицированных
волейболистов,которыеобуславливаютсяпоказателямипсихологической
подготовленности спортсмена и уровнем социально-психологических взаимодействий
спортсменов в команде. В процессе регулирования психологической нагрузки
учитывались результаты выполнения тестов, потеря «чувства мяча», усталость, уровень
тактического мышления, желание тренироваться, взаимоотношения с партнерами по
команде и с тренером, состояния перед контрольными матчами и после них.
Достижение положительных результатов оценивалось с помощью компонента
долговременной адаптации организма игрока к напряженной тренировочной работе,
выражающейся в существенном повышении уровня психологической подготовленности,
устойчивости приспособительных психических перестроек организма, как правило,
стабилизации организма на новом психологическом уровне.
Управленческие процедуры позволяют выявить эффективность этапов и
компонентов педагогических воздействий в тренировочном процессе, которые
включают: модельные характеристики; работа с информацией; прогнозировании;
принятие управленческого решения; моделирование состояние игрока и команды.
Контроль является заключительной стадией управления тренировочного процесса
квалифицированных волейболистов, который позволяет оценить эффективность
проводимых мероприятий. В процессе внедрения экспериментальной структуры
применялся углубленный, текущий и оперативный контроль.
Следует отметить, что контроль является неотъемлемой частью управления
соревновательной деятельности, который дает возможность оценить динамику
психических процессов и отношений, которые влияют на реализацию технико-
тактических действий квалифицированных волейболистов в процессе игровой
деятельности. В случае негативных результатов развития психических процессов и
отношений в команде, которые определяются с помощью педагогических и
психологических испытаний, цепочка управленческих взаимодействий повторялась.
Представленные компоненты, управленческие решения и контроль прошли
экспериментальную апробацию и показали свою эффективность, что отражено в
динамике показателей психических процессов и отношений в волейбольной команде.
Результативность выступления спортсменов и команды в соревнованиях, а также
достижение превосходства над соперником, обуславливается качеством организации
тренировочного процесса и во многом зависит от искусства тренера в управлении
командой в процессе игровой деятельности. Экспериментальная структура
предусматривала стратегическое и оперативное руководство и управление командой в
процессе соревновательной деятельности на основе динамики психических процессов и
отношений, возникающих между волейболистами.
В процессе применения структуры, руководство командой осуществлялось в
процессе подготовительных, контрольных и календарных игр. Оперативное управление
включало подготовку к предстоящей игре и руководство командой в игре (рисунок 3).
УПРАВЛЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕОПЕРАТИВНОЕ

РуководствоУправлениеПодготовка кРуководство
командойкомандойпредстоящейкомандой в
игреигре

ВидыКонкретнаяРазборАнализ игровых
соревнованийиграпрошедшей игрыситуаций

ОбсуждениеЗамена
предстоящей
Подготовительныеигры
Тайм-аут

КонтрольныеДействия игроковУказания,
и команды передразъяснения,
игройрекомендации
Календарные
Подведение
итогов

Спортивный результат

Рисунок 3 – Управление соревновательной деятельностью квалифицированных
волейболистов на основе анализа психических процессов и отношений у игроков в
волейбольной команде

Подготовка к предстоящей встрече включала разбор прошедшей игры,
обсуждение предстоящей игры и действия игроков и команды пред игрой. Руководство
командой в игре предусматривает четыре направления воздействий на психологическое
состояние спортсменов: анализ первичной игровой ситуации; проведение замен и тайм-
аутов; указания, разъяснения, рекомендации в процессе игры.
Завершающим этапом оперативного управления игровой деятельностью
квалифицированных волейболистов, является подведение итогов игры, выраженные
спортивным результатом, который пожжет быть положительным и отрицательным.
Оценка эффективности системы подготовки квалифицированных волейболистов
проводилась в результате проведения формирующего педагогического эксперимента,
который позволил определить динамику показателей психических процессов и
отношений в команде и на этой основе вносить те коррективы, которые представлены
выше при описании процедуры педагогических воздействий.
Проведенное исследование показало, что в результате применения структуры
системы подготовки тренировочной и соревновательной деятельности у
квалифицированных волейболистов произошло существенное улучшение показателей
развитие психических процессов, таких как восприятие, внимание, память и мышления,
которые способствую эффективному выполнению технико-тактических приемов игры
(р<0,05). Применение традиционной системы управления не дает таких существенных сдвигов в развитие психических процессов (р>0,05).
Анализнеформальнойсферыобщениявволейбольнойкоманде,
свидетельствующей об отношениях, которые зависят от характера спортсменов,
вступающих друг с другом в отношения, от их личностных качеств, показал, что перед
началом формирующего эксперимента в рассматриваемых группах в 42% случаев
преобладают принятые коллективом волейболисты, а также изгои и звезды – 33 и 25%,
соответственно. В результате проведения педагогического эксперимента у
квалифицированных волейболистов увеличивается доля принятых коллективом
спортсменов до 50% и снижается до 0% спортсмены изгои. Такая тенденция
свидетельствует, что проводимые в процессе управления тренировочной и
соревновательной деятельности мероприятия дали положительный эффект в
отношениях, которые зависят от характера спортсменов, вступающих друг с другом в
отношения, от их личностных качеств.
Формальная сфера, заключающаяся в отношениях, которые формируются и
регулируются посредством установленных правил и положений спортивной команды.
Установлено, что перед началом формирующего педагогического эксперимента у
рассматриваемых спортсменов в формальной сфере отношений отмечается наибольшее
количество спортсменов, принятых коллективом – 67%. После окончания
формирующего педагогического эксперимента в волейбольной команде произошло
примерно равное распределение спортсменов, принятых коллективом – 42%,
предпочитаемых – 33%, которые достаточно активно вносят вклад в достижение
результатов команды и звезд – 25%, которые обладают лидерскими способностями.
Результаты социометрии формальной и неформальной сфер отношений в
волейбольной команде свидетельствую, что в результате внедрения инновационной
психолого-педагогической технологии управления игровой деятельностью удалось
сплотить членов команды в единый коллектив, решающий единые задачи. Такое
заключение подтверждается увеличением количества принятых коллективом
спортсменов и снижение спортсменов-изгоев.
В современной теории исследования спортивных коллективов выделяют три
группы взаимоотношений тренера и спортсмена: гностический – отражает уровень
компетентности тренера, как специалиста с точки зрения спортсмена; эмоциональный –
насколько тренер симпатичен спортсмену, как личность и поведенческий – показывает,
какскладываетсяреальноевзаимодействие тренераиспортсмена. У
квалифицированных волейболистов ЭГ к концу формирующей части формирующего
эксперимента отмечается достоверное увеличение реального взаимодействия тренера и
спортсмена (поведенческий компонент) на 2,4 балла, а также уровня компетентности
тренера, как специалиста с точки зрения спортсмена (гностический компонент) на 2,2
балла (р<0,05). В контрольной группе отмечается не значительное увеличение поведенческого и снижение гностического компонентов, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях большинства игроков с тренером (р>0,05).
Исследования позволили установить, что перед началом формирующего
педагогического эксперимента психологическая атмосфера в коллективе среди
спортсменов КГ и ЭГ друг от друга не отличалась, о чем свидетельствую данные
рисунка 6 и соответствовали средним значениям – 46,8±2,9 и 47,2±3,1 балла,
соответственно (р>0,05; рисунок 4).

Рисунок 4 – Динамика психологической атмосферы у квалифицированных
волейболистов КГ и ЭГ до и после формирующего педагогического эксперимента

В результате внедрения экспериментальной структуры тренировочной и
соревновательной деятельности у квалифицированных волейболистов ЭГ по окончании
проводимых исследований достоверно возросли показатели психологической
атмосферы с 47,2±3,1 до 63,5±3,8 балла (р<0,05), что соответствовало высоким значениям. В контрольной группе показатели психологической атмосферы остались практически без изменений (р>0,05). Следует отметить, что по окончании эксперимента
у игроков экспериментальной группы существенно стал преобладать в команде
положительный эмоциональный настрой.
Итоговый результат матча, является информативным индикатором спортивного
мастерства квалифицированных волейболистов. Матч в волейболе имеет 6 вариантов
исходного результата (рисунок 5). Результаты исследования показывают, что перед
началом эксперимента у волейбольных КГ и ЭГ результаты достоверно не отличались
друг от друга (р>0,05). Так установлено, что перед началом формирующей частью
эксперимента большинство матчей у игроков, представляющих команды КГ и ЭГ
заканчиваются проигрыше со счетом 0:3 – 35,2 и 34,6%, соответственно (рисунок 5).

Рисунок 5 – Динамика итогового результата матча у квалифицированных волейболистов
КГ и ЭГ до и после формирующего педагогического эксперимента

До начала эксперимента команды КГ и ЭГ выигрывают достаточно большое
количество матчей со счетом 3:0 – 22,7 и 23,1%, соответственно. Представленные
данные свидетельствуют о том, что квалифицированные волейбольные команды чаще
всего проигрывают или выигрывают матч без борьбы. Объяснение этим
закономерностям можно найти в слабом развитие психических процессов и отношений,
которые существуют в спортивной команде.
В результате внедрения экспериментальной структуры тренировочной и
соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов на основе
динамики показателей психических процессов и отношений в спортивной команде у
спортсменов ЭГ к концу формирующего эксперимента существенно выросло
количество игр выигранных со счетом 3:2 и проигранных со счетом 2:3 – 31,5 и 20,6%,
соответственно (рисунок 5). Необходимо констатировать, что в КГ итоговые результаты
матча к концу формирующей части эксперимента практически остаются без изменений.
Полученные результаты свидетельствуют о результативности предложенного
экспериментального подхода, который с учетом текущего психологического состояния
игроков и команды позволяет эффективно управлять игровой деятельностью и
многолетней подготовкой спортсменов. В процессе проводимых мероприятий игроки
боле качественно воспринимают игровую ситуацию и поддерживают друг друга в
тренировке, и особенно в соревновательной деятельности. В связи с этим, рекомендуем
современным тренерам применять предложенную схему в практике подготовки
квалифицированных волейболистов любительских и профессиональных команд.
Заключение
1.В основе эффективного планирования тренировочного процесса и
управления состоянием игроков в соревнованиях лежит объективная информация не
только о двигательных, но и психических возможностях квалифицированных
спортсменов. Таким образом, проблема разработки и экспериментального обоснования
структуры и содержания тренировочной и соревновательной деятельности
квалифицированных волейболистов на основе анализа динамики показателей развития
психических процессов и отношений в спортивной команде является своевременной и
целесообразной.
2.Анкетный опрос показал, что 35,7% тренеров «иногда» анализируют
психическое состояния квалифицированных спортсменов и команды при планировании
тренировочного процесса, а 24,9% чаще «Нет», чем «Да». Достаточно высок процент
тренеров (17,7%), которые никогда не осуществляют анализ психического состояния
квалифицированных спортсменов и команды при планировании тренировочного
процесса. Большинство специалистов 34,8% и 27,3% чаще избегают коррекции игровых
действий игрока или команды в зависимости от их психического состояния, а также
иногда в своей работе применяют данный методический прием в игровой деятельности
квалифицированных волейболистов. Особо следует подчеркнуть, что достаточно
большое количество тренеров, работающих с квалифицированными волейболистами,
вообще никогда не корректируют технико-тактические действия игрока или команды в
зависимости от их психического состояния в процессе игровой деятельности.
3.Корреляционный анализ позволил выявить сильную достоверную
взаимосвязь показателей восприятия, внимания, памяти и логического мышления с
количественными и качественными параметрами технико-тактических действий в
нападении и защите, а также итоговым результатом в матчах регулярного чемпионата и
в играх плей-офф – r от 0,890 до 0,950. Неформальная и формальная сферы общения в
команде определяют достижение высокого спортивного результата в регулярных матчах
чемпионата – r=±0,930 и r=±0,891, а также играх плей-офф – r=±0,957 и r=±0,947,
соответственно. В свою очередь, итоговый результат в поединке сказывается на
характере общения между игроками в спортивном коллективе. Сильная и достоверная
взаимосвязь отмечается между психологической атмосферой в команде и итоговым
результатом в матчах регулярного чемпионата и играх плей-офф – r=±0,958 и r=±0,963,
соответственно, при этом итоговый результат в матче существенно влияет на
психологическую атмосферу в команде.
4.Структура и содержание системы подготовки базируется на этапах,
компонентах и процедурах управления психическими процессами и отношениями в
команде в процессе тренировочной деятельности, а руководство и управление командой
на основе оперативных данных о психическом состоянии квалифицированных
волейболистов.
5.В результате внедрения компонентной структуры и содержания системы
подготовки в волейболе у квалифицированных спортсменов существенно возросли
показатели развития психических процессов – восприятие, внимание, память и
мышление, которые обеспечивают высокую результативность игровых действий в
процессе соревнований. Установлено, что у спортсменов ЭГ отмечается достоверное
снижение показателей времени выполнения задания по методике “Шкала приборов” с
84,9±4,0 до 53,8±3,2 с (р <0,05), а у спортсменов КГ эти изменения не существенны - 85,6±3,7 с до эксперимента и 78,9±3,5 с после эксперимента (р>0,05), позволяющей
оценить развитие восприятие у квалифицированных волейболистов. Показатели
устойчивости и концентрации внимания улучшаются к концу формирующей части
эксперимента у спортсменов ЭГ на 0,45 и 0,19 усл.ед. (р<0,05), соответственно, при этом достигнув «большого» уровня развития по итоговым показателям. Существенное улучшение отмечается при исследовании показатели объема, распределения и переключения внимания у спортсменов ЭГ на 17,1; 14,0 и 19,8 усл.ед., соответственно (р<0,05). Характерно, что в КГ показатели объема внимания к концу эксперимента улучшаются лишь на 4,2 усл.ед, распределения на 1,6 усл.ед. и переключения на 6,2 усл.ед. (р>0,05). У квалифицированных волейболистов ЭГ в процессе применения
инновационной технологии существенно возросли показатели развития памяти с 8,8±0,5
до 14,7±1,0 раз и мышления с 7,2±0,5 до 13,5±0,9 раз (р<0,05), а у волейболистов КГ рассматриваемые показатели улучшились лишь на 2,3 и 1,4 раза, соответственно (р>0,05).
6.Врезультатепроведенияпедагогическогоэкспериментау
квалифицированных волейболистов в неформальной сфере отношений увеличивается
доля принятых коллективом спортсменов до 50% и снижается до 0% спортсмены изгои,
в формальной сфере произошло примерно равное распределение спортсменов,
принятых коллективом – 42%, предпочитаемых – 33%, которые достаточно активно
вносят вклад в достижение результатов команды и звезд – 25%, которые обладают
лидерскими способностями. К концу формирующей части педагогического
эксперимента лидеры команды в 58% случаев принимают остальных членов коллектива
в качестве полноценных игроков команды.
7.В результате внедрения компонентной структуры и содержания системы
подготовки у квалифицированных волейболистов ЭГ к концу формирующей части
формирующего эксперимента отмечается достоверное увеличение реального
взаимодействия тренера и спортсмена (поведенческий компонент) на 2,4 балла, а также
уровня компетентности тренера, как специалиста с точки зрения спортсмена
(гностический компонент) на 2,2 балла. В контрольной группе отмечается не
значительное увеличение поведенческого и снижение гностического компонентов, что
отрицательно сказывается на взаимоотношениях большинства игроков с тренером.
Также достоверно возросли показатели психологической атмосферы с 47,2±3,1 до
63,5±3,8 балла (р<0,05), что соответствовало высоким значениям. В контрольной группе показатели психологической атмосферы остались практически без изменений (р>0,05).
По окончании формирующего эксперимента у игроков экспериментальной группы
существенно стал преобладать в команде положительный эмоциональный настрой.
8.Структура и содержание системы подготовки тренировочной и
соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов на основе
динамики показателей психических процессов и отношений в спортивной команде к
концу формирующего эксперимента позволила существенно повысить у спортсменов
ЭГ количество игр выигранных со счетом 3:2 и проигранных со счетом 2:3 – 31,5 и
20,6%, соответственно. Существенно возросло количества набранных очков у
спортсменов ЭГ, как в выигранном, так и проигранном матче – 79,3±4,8 и 78,3±4,6 очка,
соответственно (р <0,05). 9.Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности предложенного экспериментального подхода, который с учетом текущего психологического состояния игроков и команды позволяет эффективно управлять многолетней подготовкой и игровой деятельностью спортсменов. В процессе проводимых мероприятий игроки точно воспринимают игровую ситуацию и поддерживают друг друга в тренировке, и особенно в процессе игровой деятельности. Практические рекомендации 1.Структура и содержание системы подготовки тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов должна включать такие этапы, как сбор информации о фактическом состоянии развития психических процессов и отношений между игроками; систематизация информации о фактическом состоянии развития психических процессов и отношений между игроками; рационализация вариантов решения дальнейшего совершенствования тренировочного процесса за счет оптимизации показателей развития психических процессов и отношений между игроками; оценка критериев эффективности управленческих решений в процессе корректировки психического состояния игрока и команды в целом. 2.Структура и содержание системы подготовки в волейболе обуславливается компонентами, определяющие эффективность: цели и задачи управления; принципы управления; методические правила управления; индивидуальная регулировка тренировочных нагрузок; адаптация организма к измененным условиям тренировки. Управленческие процедуры позволяют выявить эффективность этапов и компонентов педагогических воздействий включающие модельные характеристики, работу с информацией; прогнозирование, принятие управленческого решения, моделирование состояние игрока и команды. 3.Стратегическое управление волейбольной командой в процессе соревновательной деятельности должно включать в себя руководство и управление командой, а оперативное - подготовку к предстоящей игре (разбор прошедшей игры, обсуждение предстоящей игры и действия игроков и команды перед игрой) и руководство командой в игре предусматривающее четыре направления воздействий на психологическое состояние спортсменов: анализ первичной игровой ситуации; проведение замен; проведение тайм-аутов; указания, разъяснения, рекомендации в процессе игры.

Актуальность темы исследования. В общей системе развития спортивных
игр в Российской Федерации, по популярности и вовлеченности индивидов для
систематических занятий, волейбол занимает одно из ведущих мест, что, во
многом, обуславливается достаточно высокими спортивными результатами,
показанными в последние годы отечественными командами на международной
арене (Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, 2010; А.В. Беляев, Л.В. Булыкина, 2011;
В.П. Губа, 2020).
Многолетняя подготовка квалифицированных спортсменов в игровых видах
спорта – это трудоемкий и тонкий процесс, который обуславливается поиском
новых теоретико-методических подходов к управлению тренировочно-
соревновательной деятельностью, обеспечивающей совершенствование
спортивного мастерства игрока (О.П. Топышев, 1989; В.А. Усков, 2004; Ф.
Лебедь, 2005; Г.А. Хрусталёв, 2013).
Система подготовки квалифицированных волейболистов в теории и
методике спортивных игр имеет достаточно богатое научно-методическое
обоснование. В частности, многими специалистами (А.В. Ивойлов, 2003; Ю.Н.
Клещев, 2009; В.В. Рыцарев, 2016; А.В. Родин, 2019) полноценно раскрыты и
теоретически доказаны вопросы, посвященные организации физической,
технической и тактической подготовки спортсменов в многолетнем
тренировочном процессе.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ специальной
научно-методической литературы (Ю. Грира, 1993; Г.Я. Шипулин, 2002; О.А.
Кислый, 2006) свидетельствует, что в отечественной теории управления
тренировочной и соревновательной деятельностью квалифицированных
волейболистов достаточно подробно освящены вопросы, касающиеся
психологической подготовки спортсменов. Авторы особое внимание в своих
исследованиях уделяют психическому состоянию спортсменов и в некоторых
трудах затрагивают проблему совершенствования психических процессов,
которые определяют результативность действий спортсмена в соревнованиях.
Волейбол – это командная спортивная игра, где игроку приходится
максимально быстро принимать рациональные решения, а также выстраивать
конструктивные отношения с партнерами по команде. Однако, научные труды
(М.В. Савин, 1996; Н.В. Глазкова, 2011; А.В. Родин, 2013), посвященные
совершенствованию тренировочного процесса на основе изучения психических
процессов и отношений, а также педагогических коммуникаций в волейбольной
команде, носят декларативный характер и не образуют самостоятельную и
обоснованную систему знаний.
Ведущие специалисты (Ю.М. Портнов, 1995; В.М. Шулятьев, 2012; Е.В.
Фомин, Л.В. Булыкина, А.В. Суханов, 2013) отмечают, что спортивная
подготовка, включающая элементы психолого-педагогического воздействия на
спортсмена, является тем разделом тренировки квалифицированных
волейболистов, который определяет качество управления тренировочной и
соревновательной деятельностью и обеспечивает повышение спортивного
мастерства игрока. Однако, как показал анализ результатов исследований
специалистов в области теории и методики спортивных игр (Л.Р. Айрапетьянц,
1992; В.А. Усков, 2004; Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, 2010; В.П. Губа, 2020) в
специальной научно-методической литературе имеются лишь некоторые
признаки, характеризующие структуру и содержание тренировочной и
соревновательной деятельности спортсменов. Решение вопросов эффективного
управления тренировочной и соревновательной деятельностью
квалифицированных волейболистов на основе совершенствования психических
процессов и отношений в команде, является особо актуальным направлением,
которое обеспечивает реализацию резервных возможностей игрока в спортивном
коллективе.
Теоретический анализ и обобщение данных специальной научно-
методической литературы позволил установить некоторые научные
противоречия, которые снижают эффективность подготовки квалифицированных
волейболистов:
– достижение высоких темпов повышения спортивного мастерства
квалифицированных волейболистов детерминируется отсутствием научно-
методической доказательной базы, посвященной вопросам структуризации и
компонентного состава эффективной системы подготовки спортсменов;
– поиск резервных возможностей для роста спортивных результатов у
квалифицированных волейболистов нивелируется слабым теоретическим и
методическим обоснованием современных подходов к психолого-
педагогическому управлению тренировочной и соревновательной деятельности
спортсменов в волейбольной команде.
В результате анализа определенных научных противоречий, существующих
в теории и методике подготовки квалифицированных волейболистов, была
сформулирована проблема исследования, которая состоит в том, чтобы
определить и доказать эффективность системы подготовки в волейболе на основе

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Структура и содержание системы подготовки в волейболе на основе анализа психических процессов и взаимоотношений у игроков»

    Публикации автора в научных журналах

    Н.А. Курочкина, В.П. Губа, Л.В. Булыкина// Известия Тульского государственного университета. Физическая культура.Спорт. - 2- №- С. 80-(ВАК)
    Н.А. Курочкина, В.П.Губа, Л.В. Булыкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2- №- С. (ВАК)
    Н.А. Курочкина, П.П. Николаев, Л.А. Богомолова,В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2- №- С. 85-(ВАК)
    Влияние психологической атмосферы взаимодействия “тренер-спортсмен” на результативность игровой деятельности квалифицированных волейболисток
    Н.А. Курочкина, В.П. Губа, Л.В. Булыкина //Спортивный психолог. - 2- №4(55). - С. 35-(ВАК)
    Результативность соревновательной деятельности профессиональных волейбольных команд в зависимости от межличностных отношений “тренер-спортсмен”
    Н.А. Курочкина // Теория и практика физическойкультуры. - 2- №- С. (ВАК).
    Research of psychological structure of relationships in avolleyball team and its influence on gaming activities
    N.A. Kurochkina, L.V. Bulykina //Modern University Sport Science: The XI Annual International Conference for Students andYoung Researchers. - 2- Р. 174
    Исследование взаимоотношений в профессиональных волейбольных командах
    Н.А. Курочкина, Л.В. Булыкина // Актуальные научно-методические проблемы подготовки спортсменов в игровых видах спорта: матер.Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Москва 15 мая 2019 года). – М., 2- С. 185
    Межличностные отношения спортсменов как фактор обеспечения психологического комфорта в волейбольной команде
    Н.А. Курочкина,Л.В. Булыкина, В.П. Губа, Ю.Ю. Карева // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2-№2(9). - С. 15
    Анализ социально-психологического климата в профессиональных волейбольных командах
    Н.А. Курочкина, Л.В. Булыкина //Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: матер. XIII Междунар.науч.-практ. конф. (г. Смоленск, 28-30 января 2019 года). – Смоленск, 2- С. 32
    Теоретико-методические аспекты планирования и организация технико-тактической подготовки волейболистов
    Н.А. Курочкина, В.П.Губа, Л.В. Булыкина // Инновационные технологии в системе спортивной подготовки,массовой физической культуры и спорта: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. смеждунар. участ. - 2- С. 43
    Психологические факторы повышения результативности соревновательной деятельности в женском волейбол
    Н.А. Курочкина, В.П. Губа, Л.В.Булыкина // Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовойфизической культуры и спорта: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ.- 2- С. 247
    Комплексная система специальной физической и функциональной работоспособности как инновационный метод в системе спортивной подготовки
    Н.А. Курочкина, В.П. Губа, Л.В. Булыкина // Инновационные технологии всистеме спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта: сб. матер.Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (17-18 октября 2019 года).. – СПб, ФГБУСПбНИИФК, 2- С. 46
    Исследование формальных и неформальных отношений в волейбольной команде
    Н.А. Курочкина, В.П. Губа, Л.В. Булыкина // OlymPlus.Гуманитарная версия. - 2- №1(10). - С. 40
    Динамика максимальных изменений силы в процессе применения специальных тренажеров DAVID в практике подготовки квалифицированных волейболисток Китая
    Н.А. Курочкина, Сюй Вэйвэй, В.П. Губа,Л.В. Булыкина, Ю.Ю. Карева // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2- №2(11). - С.59

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету