Оценка и коррекция физической работоспособности баскетболистов на основе использования специфических физических упражнений и световых тренажеров

Лапшин Николай Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……..………………………………………………………………… 4
Глава
…. 1 Анализ литературных источников по теме исследования….…….. 11
4 Особенности адаптации организма юных баскетболистов разного
1.1
возраста и уровня подготовленности к физическим нагрузкам..………….. 11
1.2 Методы контроля физической работоспособности спортсменов……… 16
1.3 Определение физической работоспособности в игровых видах спорта 28
1.4 Методики повышения физической работоспособности в игровых
видах спорта…………………………………………………………………… 40
Глава 2 Методы и организация исследования……………………………… 51
2.1 Объект и организация исследования……………………………………. 51
2.2 Методы исследования……………………………………………………. 52
2.2.1 Анализ и обобщение данных научной и научно-методической
литературы……………………………………………………………………. 52
2.2.2 Методика определения морфологического статуса.…………………. 53
2.2.3 Методики определения физической работоспособности….……………. 53
2.2.3.1 Методика определения аэробной работоспособности.…………….. 53
2.2.3.2 Методика определения анаэробной работоспособности.………….. 54

2.2.3.3 Определение интенсивности накопления пульсового долга
(ИНПД)……………………………………………………………………….. 54

2.2.4 Методы определения функционального состояния сердечно-
сосудистой системы и систем регуляции сердечного ритма………………… 55

2.2.4.1 Методика регистрации и анализа частоты сердечных сокращений. 55

2.2.4.2 Методика анализа вариабельности ритма сердца..………………… 55
2.2.5 Метод контрольных упражнений.……………………………………… 56
2.2.6 Педагогический эксперимент.…………………………………………. 57
2.2.7 Методы математико-статистической обработки данных.…………… 58
Глава 3 Методика определения и оценки специальной работоспособности
баскетболистов…………………………………………………………………………………….. 59
3.1 Определение специальной работоспособности баскетболистов……… 59

3.2 Оценка специальной работоспособности баскетболистов…………….. 70
3.3 Нормативы морфофункционального развития, аэробной и анаэробной
работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы и систем
регуляции сердечного ритма юных баскетболистов 15–17 лет…. 74
3.4 Корреляционные взаимосвязи между показателями аэробной и
специальной работоспособности баскетболистов …………………………. 80

Глава 4 Методика коррекции физической работоспособности юных
баскетболистов и оценка ее эффективности.……………………………….. 86

4.1 Методика коррекции физической работоспособности баскетболистов
15–17 лет на основе использования специфических физических
упражнений и светового тренажера…………………………………………. 86
4.2 Оценка эффективности разработанной методики коррекции
физической работоспособности баскетболистов……………………………………. 104
Заключение………..……………………………………………………………………………….. 113
Выводы….………………………………………………………………………
…. 115
.Обозначения и сокращения………………………………………………….. 117
Список использованной литературы…………………………………………….. 119

Список иллюстрированного материала……………………………………… 135

Во введении диссертации обосновывается актуальность избранной темы,
определяются объект, предмет и цель исследования, выдвигается гипотеза,
характеризуется научная новизна результатов исследования, теоретическая и
практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на
защиту.
В первой главе представлены мнения специалистов по установленной
проблеме,рассматриваетсястепеньееразработанности,описываются
общепризнанные и современные методы оценки и повышения физической
работоспособности в спорте и в игровых видах спорта в частности. Приводится
характеристика протекания физиологических процессов у юных баскетболистов.
Вовторойглаведанахарактеристикаиспользуемыхметодов
исследования и поэтапно изложена его организация.
В третьей главе представлена разработанная методика оценки и
коррекциифизическойработоспособностибаскетболистовнаоснове
использованияспецифическихупражненийисветовыхтренажеров,
представленынормативыоценкиморфофункциональногоразвития,
функциональногосостояниясердечно-сосудистойсистемы,аэробной,
анаэробной и специальной работоспособности и данные корреляционного
анализа показателей общей и специальной работоспособности.
В четвертой главе представлена методика коррекции физической
работоспособности баскетболистов, описаны микро- и мезоциклы подготовки
баскетболистов 15–17 лет во время соревновательного периода, дана
направленность работы в каждом из микроциклов, и охарактеризованы
интенсивность и объем тренировочных занятий. В этой же главе представлены
результаты оценки эффективности разработанной методики.
На начальной стадии диссертационного исследования была разработана
методика определения и оценки специальной работоспособности, включающая
в себя 3 специальных теста, которые выполняются на баскетбольной площадке.
Схема выполнения одного из тестов представлена на рисунке 1.
Данная методика может применяться как во время подготовительного, так
и в ходе соревновательного периода спортивной подготовки. Полученные в
процессе тестирования объективные результаты позволяют вносить коррективы
в тренировочный процесс и управлять состоянием спортсмена.
Методика определения специальной работоспособности предполагает
определение частоты сердечных сокращений (ЧСС) с помощью системы Polar.

Рисунок 1 — Схема выполнения теста № 3

Условные обозначения
— световой датчик— точка финиша

— конус— баскетбольный мяч
— бег
— игрок— бег спиной вперед

— точка старта— защитные передвижения

В процессе выполнения тестирующих процедур определялись следующие
пульсовые параметры:
1) ЧССпокоя измерялась в состоянии покоя перед началом теста;
2) ЧССсредняя определялась как среднее арифметическое значение ЧСС за
все время выполнения теста;
3) ЧССмакс.. определялась как максимальная ЧСС, зарегистрированная в
процессе выполнения двигательных тестов.
Кроме того определялась также величина интенсивности накопления
пульсового долга (ИНПД), которая рассчитывалась по следующей формуле:
ИНПД = сумма ЧСС первых 5 минут восстановления — 5 х ЧССпокоя /
продолжительность выполнения теста в секундах.
Использование светового тренажера в сочетании со специфическими
упражнениями позволило нам максимальной приблизить нагрузку во время
тестирования к соревновательной, в то же время сохраняя стандартизацию
выполнения теста.
Во всех трех тестах игроки выполняли передвижения на максимальной
скорости с правильной техникой перемещений, ведения и бросков.
Послеобработкирезультатов,полученныхвходетестирования
баскетболистов 15–17 лет, были разработаны нормативы оценки специальной
работоспособности отдельно для всех возрастов по всем двигательным тестам,
разработанным в данном исследовании. В виде примера в таблице 1
представлены нормативы показателей специальной работоспособности 15-
летних баскетболистов по тесту № 1.
При разработке нормативов использовался метод сигмальных отклонений.
Таблица 1 — Нормативы показателей специальной работоспособности для
15-летних баскетболистов (тест 1)
Уровень показателей специальной работоспособности

ПоказателиНижеВыше
п/пНизкийСреднийВысокий
среднегосреднего
1ЧСС средняя, уд./мин.>178174–178162–173156–161<156 2ЧССмакс., уд./мин.>206197–206180–198170–179<170 3ИНПД, усл. ед.>7,36,8–7,35,7–6,75,1–5,6<5,1 На рисунке 2 представлена схема методики определения и оценки специальной работоспособности. Определение специальной работоспособности баскетболистов по 3 тестам Оценка показателей ИНПД и пульсометрии (по каждому двигательному тесту) по оценочным таблицам от 1 до 5 баллов Расчет среднего арифметического балла по показателям пульсометрии и величине ИНПД (по трем двигательным тестам) Определение уровня специальной работоспособности на основе учета среднего балла по всем тестам: 1–2,5 балла — низкий; 2,6–3,5 — средний; 3,6–5,0 — высокий Рисунок 2 — Схема методики определения и оценки специальной работоспособности баскетболистов Впроцессеисследованиянамибылиразработанынормативы морфофункционального развития, аэробной и анаэробной работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы и систем регуляции сердечного ритма баскетболистов в возрасте от 15 от 17 лет. В таблице 2 представлены отдельные нормативы для 15-летних спортсменов. Таблица 2 — Нормативы морфофункционального развития и физической работоспособности 15-летних баскетболистов №Уровень показателей Показатели п/пНижеВыше НизкийСреднийВысокий среднегосреднего 1234567 Морфофункциональное развитие 1Длина тела, см<168,0168,0–175,5 176,0–186,0186,5–192,0>192,0

2Масса тела, кг<57,757,7–64,364,2–77,477,5–83,9>83,9
Динамометрия<2323–2728–3637–41>41
правой кисти, кг
Динамометрия<2222–2627–3536–40>40
левой кисти, кг
5ЖЕЛ, мл<26222622–29532954–36173618–3949>3949
Показатели центральной гемодинамики
ЧСС в покое,>7777–7261–7160–55<55 уд./мин. Показатели центральной гемодинамики 2АД сист., мл.рт.ст.<102102–111112–129130–139>136
АД диаст., мл.рт.<5656–6364–7778–85>85
ст.
Аэробная работоспособность
1V АнП, км/ч<9,79,7–10,310,4–11,611,7–12,3>12,3
V’O2 на АнП,
2<2,42,4–2,702,8–3,43,5–3,8>3,8
л/мин .
ЧСС на МПК,>206,0201–206190–200184–189<184 уд/мин. V'O2 на МПК,<2,852,85–3,323,33–4,274,28–4,75>4,75
л/мин.
Анаэробная работоспособность
1Wм/М (Вт/кг)<8,68,6–10,610,7–14,714,8–16,8>16,8
Продолжение таблицы 2

1234567

2tв (сек.)>3,423,13–3,422,54–3,122,24–2,53<2,24 3tу (сек.)<1,941,94–2,292,30–3,03,01–3,36>3,36

4Ал/М (Дж/кг)<60,260,2–78,378,4–104,6104,7–117,8>117,8

Разработка данных нормативов позволила получить качественную оценку
различных компонентов физического состояния баскетболистов 15–17 лет и на
основе этого вносить коррективы в тренировочный процесс спортсменов.
Однойиззадачвыполненногоисследованияявилосьвыявление
корреляционных взаимосвязей между значениями аэробной и специальной
работоспособности юных баскетболистов.
Корреляционный анализ всех баскетбольных специализированных тестов,
способствующих определению специальной работоспособности, показал, что
наибольшие взаимосвязи с показателями аэробной работоспособности имеют
следующие пульсометрические показатели: ЧСС max во всех трех тестах и
ЧССсредняя в первом тесте (таблица 3).

Таблица 3 — Результаты корреляционного анализа по всем трем тестам
специальной работоспособности баскетболистов
ЧССмакс1,ЧССмакс2,ЧССмакс3,ЧССсредняя1,
Показатели
уд./мин.уд./мин.уд./мин.уд./мин.

ЧССнаАнП, уд./мин.0,590,620,660,67
ЧССнаМПК, уд./мин.0,640,720,750,73

В результате проведения исследования нами была разработана методика
коррекции специальной работоспособности баскетболистов 15–17 лет, которая
была связана с их годичным планом подготовки к главным соревнованиям сезона
в конце соревновательного периода на этапе непосредственной подготовки к
главным соревнованиям.
Особенностьюметодикиявилисьиспользованиеспецифических
упражнений и светового тренажера, применение комбинированного метода
тренировки, включающего интервальный и игровой методы.
В качестве примера в таблице 4 представлена структура, объем,
интенсивность и направленность тренировочных нагрузок экспериментальной
группы баскетболистов СШОР «Динамо» г. Москвы в период подготовки к
итоговым соревнованиям ДЮБЛ первенства России.
С целью повышения физической работоспособности юных спортсменов
применялись средства и методы, учитывающие специфику соревновательной
деятельности.
Базовая подготовка характеризовалась большим суммарным объемом
нагрузок с целью стимуляции адаптационных процессов в организме
спортсменов, решения главных задач технико-тактической и физической
подготовки. В связи с этим базовые микроциклы составляли основное
содержание начального этапа подготовки, продолжительность которого
составила 2 недели.
В первые две недели создавалась база для дальнейшего повышения
работоспособности игроков, и в следующем ударном микроцикле 3–1, с целью
повышения объемов нагрузок преимущественно аэробно-анаэробного и
анаэробногохарактера,применялисьспециализированныеупражнения,
предусматривающиеиспользованиеинтервального,игровогои
соревновательного методов. На завершающих двух предсоревновательных
циклах 3–1 и 2–1, использовались повторный, игровой и соревновательный
методы.
Такое построение тренировочного процесса позволило систематизировать
его в соответствии с главной задачей данного этапа подготовки, направленного
наобеспечениеоптимальнойдинамикитренировочныхнагрузок,
целесообразное сочетание различных методов и средств подготовки, активно
влияющих на повышение работоспособности.
Таблица 4 — Структура, объем, интенсивность и направленность тренировочных нагрузок экспериментальной
группы баскетболистов

Количество тренировок по
интенсивности (по ЧСС)Кол-Преимущест-
Неде- Микро-Сред- Высо- Макси- Все-вовеннаяОсновныеОсновные средства тренировочного воздействия
лициклыняякая — маль-гочасонаправлен-методыпроцесса
—150– ная —вностьподготовки
130–170 170 инагрузок (%)
150выше
Аэробная —РавномерныйОбщие (на все мышечные группы и укрепления
Втягива-50 %повторный иопорно-двигательного аппарата) и специально
ющийповторно-подготовительные упражнения, комплексные
2–111–23,0аэробно-переменныйупражнения: технико-тактические и игровые.
анаэробн. —
50 %
1-яАэробная —Равномерный,Обще-испециально-подготовительные,
30 %,повторный,сопряженные: техника (передвижения, передач) +
Базовыйаэробно-сопряженныхсила, групповые упражнения по тактике +
3–112–34,5анаэробн. —воздействийотягощение (руки, ноги, пояс), игровые упр. с
60 %элементами тактики, броски по заданию.
анаэробн. —Заминка — бег средней интенсивности.
10 %
Аэробная —Повторный,Специально-подготовительные(беговыеи
20 %,интерваль-прыжковые),комплексныеигровыеупр.
Базовыйаэробно-ный, игровойОбыгрыш 1х1, броски по заданию. Игра 3х3.
3–11234,5анаэробн. —Тактика защиты и нападения (быстр. прорыв и
65 %,элементы прессинга). Учебная игра 5х5 по всей
анаэробн. —половине. Заминка — бег средней интенсивности.
15 %
2-яАэробная —Повторный,Упражнениявбыстромпрорывес
15 %,интерваль-сопротивлением и без (в парах, в тройках). Броски
аэробно-ный,в соревновании по заданию (между парами),
Базовый–2–23,0анаэробн. —соревнова-штрафные броски, игровая подготовка 5х5
2–170 %,тельный,(комбинационная по заданию тренера).
анаэробн. —игровой
15 %
Продолжение таблицы 4
Количество тренировок по
интенсивности (по ЧСС)
Сред- Высо- Макси- Все-Кол-Преимущест-Основные
Неде-Микро-няя-кая – маль-гововенная направлен- методыОсновные средства тренировочного
лициклы130–150– ная —часоность нагрузок подготовквоздействия процесса
150170170 ив(%)и
выше
Аэробная — 10 %,Интер- Челночный бег, серийные прыжки, быстрый
Ударныйаэробно-вальный, прорыв 3х2 и 3х3. Броски с сопротивлением и
3–111134,5анаэробн. —борьбой
игровой, Прессинг за
3х3
подбор и добиванием мяча.
по всей площадке. Игра 5х5 с
70 %, анаэробн. соревнова активными формамизащиты и нападения.
— 20 %тельный Заминка.
3-яУпражнения в движении. на точность передач
Аэробная — 15 %, Повтор- мяча со сменой мест игроков, дриблинг с
Базовыйаэробно-ный,активной защитой 1х1 по всей площадке и
2–1–1123,0анаэробн. —интер- атакой кольца до забитого мяча. Скоростные
75 %, анаэробн. вальный, дистанционные броски — 5 серий по 10
— 10 %игровой бросков. Игровая подготовка с заданиями
тренера по тактике. Заминка.
Разминка в парах и в тройках с мячом
(передачи, ведение, броски). Командная
Пред-Аэробная — 10 %, Повтор- разминка как перед матчем. Игра 5х5 с
сорев-аэробно-ный,переключениями в тактических действиях — от
нователь–3–34,5анаэробн. — 80игровой, нападения к защите и от защиты к нападению.
ный 3–1%, анаэробн. — соревнова Штрафные броски. Игра с многократными
10 %тельный переключениями в тактике в условиях
4-ядефицита времени и в ответ на сигнал тренера.
Заминка.
Повторение взаимодействий игроков разного
Пред-Аэробная — 10 %, Повтор- амплуа в игре 3х3. Игровая подготовка 5х5 с
сорев-аэробно-ный,варьированиемтактическихкомбинаций,
нователь–2–23,0анаэробн. —игровой, систем защиты и нападения, количества
ный 2–166,9 %соревнова участвующих игроков, на площадке разных
анаэробн. — 15 % тельный размеров, при вбрасывании мяча в игру.
Целевое задание игрокам в бросках. Заминка.
Аэробная — 20 %,Дополнительно: тренировки в тренажерном
20аэробно-зале не менее 2-х раз в неделю по назначению
Итогорабочих41422030анаэробн. —–времени тренером и по индивидуальным
дней66,8 %,заданиям игрокам.
анаэроб. — 13,2%
В процессе апробации и оценки эффективности методики был проведен
педагогический эксперимент, в котором принимали участие баскетболисты,
разделенные на две группы: контрольную и экспериментальную. Контрольная
группа тренировалась по традиционной программе СШОР, в то время как
экспериментальная группа тренировалась по специально разработанной
методике.
Исследования физического развития, вариабельности сердечного ритма,
аэробной, анаэробной и специальной работоспособности, проведенные до
начала и по окончании педагогического эксперимента, позволили оценить
эффективностьразработаннойметодикикоррекциифизической
работоспособности баскетболистов 15–17 лет.
В таблице 5 представлена динамика различных видов физической
работоспособности баскетболистов контрольной и экспериментальной групп,
выявленная в ходе педагогического эксперимента.

Таблица 5 — Изменение показателей аэробной, анаэробной и специальной
работоспособности баскетболистов до и после педагогического эксперимента
№До экспериментаПосле эксперимента% прироста
Показатели
п/пКГЭГКГЭГКГЭГ
Аэробная работоспособность
V’O2 на МПК
13,38±0,213,89±0,123,64±0,194,17±0,130,837,19*
л/мин.
V’O2 на МПК
253,0±2,651,5±2,2653,42± 3,13 54,88±0,850,806,4*
мл/мин./кг
Анаэробная работоспособность
1Wм/М (Вт/кг)13,16±0,87 12,32±0,5214,0±0,9113,42±0,426,458,92*

2ИНПД11,5±0,6211,78±0,6710,6±0,379,22±0,84-7,8-21,73*

Специальная работоспособность
1t теста (сек)65,13±1,85 63,13±2,73 53,0±1,61 55,13±1,85-18,61*-12,67*

2ИНПД36,77±0,477,18±0,376,70±0,436,43±0,32-1,06-10,46*
Примечания: * — наличие достоверности различий до и после эксперимента
(при р<0,05) Было выявлено, что абсолютная и относительная величины максимального потребления кислорода (МПК) в экспериментальной группе достоверно увеличились по окончании эксперимента на 7,19 % и 6,4 % соответственно. В контрольной группе увеличение значений абсолютной и относительной величиныМПКбылонедостовернымисоставило0,83 %и0,33 % соответственно. В результате анализа результатов тестирования максимальной анаэробной мощностибаскетболистовбыловыявленодостоверноеувеличение максимальной алактатной мощности Wм/М (Вт/кг) в экспериментальной группе на 8,92 %. Показатель ИНПД в контрольной группе уменьшился на 7,8 %, в то время как в экспериментальной группе наблюдалось достоверное уменьшение этого показателя на 21,73 %, что свидетельствует о существенном снижении физиологической стоимости выполненной работы в экспериментальной группе. В результате исследования было выявлено, что после проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе недостоверно уменьшилось время выполнения теста № 3 на 5,49 %, а в контрольной группе не изменилось. ЧССсредняя осталась на том же уровне как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Нами были выявлены достоверные различия ИНПД в экспериментальной группе. Показатели уменьшились с 7,18 до 6,43 усл. ед. В контрольной группе данный показатель недостоверно уменьшился на 1,06 %. Выполненный анализ результатов тестов, направленных на оценку специальнойработоспособностибаскетболистовконтрольнойгруппы, свидетельствует о незначительных ее изменениях. В экспериментальной группе достоверно увеличились абсолютные и относительные величины МПК, что свидетельствует о повышении аэробных возможностей спортсменов. Кроме того, в экспериментальной группе наблюдалось также достоверное увеличение мощности при выполнении анаэробных упражнений и увеличение специальной работоспособности. ВЫВОДЫ 1. Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы по подготовке баскетболистов и контролю их физического состояния позволил выявитьпротиворечиямеждутребованиями,которыепредъявляет соревновательная деятельность к организму спортсменов, и существующими методикамиповышенияиконтроляфизическойработоспособности. Определено, что для достижения успехов в спорте необходимо осуществлять систематический контроль состояния организма спортсмена и, на этой основе, — коррекцию тренировочного процесса. Выявлено, что современные методы оценки специальной работоспособности не позволяют в полной мере судить о состоянии организма спортсменов. Также установлено, что нагрузки, которые воздействуют на организм спортсменов при применении традиционных методик, часто достигают предельных величин. 2. Разработанаметодикаопределенияиоценкиспециальной работоспособности баскетболистов 15–20 лет, основанная на регистрации данных пульсометрии, использовании специфических физических упражнений и светового тренажера. Оценка специальной работоспособности осуществляется на основе разработанных нормативов ИНПД и ЧСС средней, полученных в ходе выполнениятестов,имитирующихэпизодыигровойдеятельности баскетболистов. 3. В ходе исследования разработаны нормативы морфофункционального развития, функционального состояния сердечно-сосудистой системы и систем регуляции сердечного ритма, аэробной и анаэробной работоспособности, которые позволяют объективно оценивать физическое состояние баскетболистов 15–17 лет и вносить коррективы в организацию тренировочного процесса спортсменов. 4. Разработана методика коррекции физической работоспособности баскетболистов 15–17 лет, основанная на использовании специальных баскетбольных упражнений и светового тренажера. Подбор упражнений и методов предусматривает сочетание традиционной методики повышения работоспособности с помощью метода интервальной тренировки и применения комбинированного метода игровых упражнений. 5. По результатам оценки эффективности разработанной методики коррекции физической работоспособности были выявлены достоверные сдвиги (прир<0,05)отдельныхпоказателей,характеризующихфизические возможности баскетболистов экспериментальной группы: — увеличение аэробной производительности организма баскетболистов, которое выразилось в приросте абсолютных и относительных величин максимального потребления кислорода на 7,19 % и 6,4 % соответственно; — увеличение анаэробной работоспособности, обусловленное приростом максимальной мощности на 8,92 % и уменьшением ИНПД при выполнении работы в зоне анаэробной мощности на 21,73 %; —повышениеспециальнойработоспособностипривыполнении специфических баскетбольных нагрузок, выраженное в снижении величины ИНПД на 10,46 %. 6. Корреляционный анализ между показателями специальной и аэробной работоспособностипоказал,чтопульсометрическиепараметры, характеризующие специальную работоспособность, имеют немало высоких и средних корреляционных связей с показателями аэробной работоспособности баскетболистов. Привыполнениикорреляционногоанализасиспользованием пульсометрическихпоказателей,полученныхпривыполнениипервого специализированноготеста,быловыявлено,чтонаиболеесильные корреляционные связи обнаружены между ЧССсредняя1 в первом тесте и ЧССнаМПК и ЧССнаАнП (cor = 0,73 и 0,67 соответственно). Несколько меньшие корреляционные связи обнаружены между ЧССмакс1 в первом тесте и ЧССнаМПК и ЧССнаАнП (cor = 0,64 и 0,59 соответственно). Анализкорреляционныхсвязейпоказателейвтороготестау баскетболистов показал, что наиболее сильные корреляционные связи обнаружены между ЧССмакс2 и ЧССнаМПК, а также между ЧССмакс2 и ЧССнаАнП (cor = 0,72 и 0,62 соответственно). Наиболее сильные корреляционные связи в третьем тесте обнаружены между ЧССмакс3 и ЧССнаМПК, а также между ЧССмакс3 и ЧССнаАнП (cor = 0,75 и 0,66 соответственно).

Актуальность темы исследования. Современное развитие спортивных игр
характеризуется двумя наиболее принципиальными особенностями, лежащими в
основе роста спортивных результатов. Одна из них касается увеличения
количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, во многих
случаях уже достигших максимально возможных значений, что физически
ограничивает их дальнейший рост. Другая связана с небывалым возрастанием роли
научно обоснованного мониторинга тренировочного процесса, в особенности —
контроля уровня специальной подготовленности спортсменов. Именно такой
контроль как раз и является мерой адекватности применяемых средств и методов
подготовки, позволяя в рамках оперативного и стратегического планирования
производить своевременную коррекцию тренировочных программ.
Одним из наиболее важных и объективных показателей подготовленности
спортсменов, позволяющих рационально построить тренировочный процесс,
является физическая работоспособность. Постоянный контроль за уровнем
физической работоспособности, объективная оценка состояния организма
спортсменов в процессе спортивной подготовки и вовремя проведенная его
коррекция, основанная на этой оценке, позволяют целенаправленно повышать
качество тренировочного процесса и спортивные результаты каждого спортсмена и
команды в целом.
Так как в баскетболе наблюдается устойчивая тенденция повышения
динамизма игры, возрастание уровня технико-тактической подготовленности и
универсализации игроков, уровень их физической работоспособности становится
важнейшим фактором высоких достижений.
Проблемой определения и повышения физической работоспособности
спортсменов занималось большое количество ученых (И. В. Аулик, 1977;
В. Л. Карпман, 1988; Н. И. Волков, 1990; Ю. В. Верхошанский, 1998; Л. П. Матвеев,
2005; М. А. Годик, 2006; В. Н. Селуянов, 2006; С. П. Левушкин, 2018;
J. Bangsbo, 2006; M. Zupan, 2009; T. Haugen, 2015 и др.), каждый из которых
привносил собственные подходы к повышению уровня функциональной
подготовленности и оценке физической работоспособности.
В научной литературе имеются данные об эффективном использовании в
спорте различных методов оценки уровня работоспособности спортсменов, но
вместе с этим отмечается, что традиционная методика оценки включает в основном
использование сложных лабораторных тестов, которые требуют дорогостоящего
оборудования и специально обученного персонала. Такие методы недоступны для
широкого использования большинством команд. Для определения специальной
работоспособности спортсмена наилучшим способом является проведение
тестирования, имитирующего важные элементы его соревновательной
деятельности и фиксирующего при этом его физиологическое состояние. Исходя из
этого, использование традиционных лабораторных методов в игровых видах
спорта, в которых деятельность спортсменов носит разносторонний характер с
большим количеством специфических передвижений и использованием разных
систем энергообеспечения организма, позволяет оценить не специальную, а скорее
общую работоспособность.
В настоящее время в баскетболе, с изменениями правил игры и сокращением
времени на атаку кольца соперника, резко возросла динамика игры, что привело к
увеличению физиологических требований, предъявляемых к организму спортсмена
во время соревнований. Уровень нагрузок на организм игроков достигает
предельных величин, поэтому необходим поиск новых средств и методов
повышения физической работоспособности и внедрения новых технологий,
которые позволят повысить эффективность соревновательной деятельности
спортсменов.
Вышеизложенные положения позволили выявить наличие проблемной
ситуации, которая характеризуется следующими противоречиями:
— между требованиями, которые предъявляет игра к организму спортсмена
для достижения наибольших результатов, и непрерывно повышающимся уровнем
тренировочных нагрузок, которые могут быть запредельными для человека;
— между стремлением усовершенствовать тренировочный процесс и
недостаточно адекватными методами определения и оценки физической
работоспособности в игровых видах спорта, позволяющими на основе этой оценки
оперативно вносить коррекции в тренировочный процесс.
В связи с актуальностью избранной научной проблемы было проведено
исследование, целью которого явилась разработка и внедрение методик
определения, оценки и коррекции физической работоспособности баскетболистов
на основе использования данных пульсометрии, специфических упражнений и
световых тренажеров.
Объект исследования: физическая подготовка баскетболистов-юношей 15–
17 лет.
Предмет исследования: методики определения, оценки и коррекции
физической работоспособности юных баскетболистов, основанные на
использовании данных пульсометрии, специфических упражнений и световых
тренажеров.
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанные в ходе
исследования методики определения, оценки и коррекции физической
работоспособности баскетболистов будут способствовать совершенствованию
тренировочного процесса и повышению функциональных возможностей
спортсменов.
Для достижения поставленной цели решали следующие задачи:
1. Разработать методику определения и оценки специальной
работоспособности баскетболистов 15–20 лет, основанную на использовании

Достижение высоких результатов в спорте зависит от большого числа
факторов, среди которых одним из основных является правильно построенная
система подготовки, которая включает постоянный контроль за состоянием
организма спортсмена и внесение коррекции в тренировочный процесс на основе
этого контроля.
Научно-обоснованный выбор методики оценки работоспособности
организма и подбор методов повышения уровня специальной подготовленности
баскетболистов позволят сделать этот процесс более упорядоченным и логически
выстроенным. Информативные тесты, которые соответствуют характеристикам
игры, позволяют повысить эффективность тренировочного процесса. Можно
сказать, что тренеры, которые не используют методы контроля тренировочного
процесса, в частности не оценивают работоспособность и не анализируют
результаты своей деятельности «работают вслепую».
В работе представлена методика оценки физической работоспособности
баскетболистов, которая основана на использовании специфических физических
упражнений и светового тренажера. Выполнение поставленной задачи имеет
большое значение, так как разработанные тесты могут усилить контроль за
состоянием спортсмена во время подготовки. Тем не менее, для достижения
высоких результатов одной оценки работоспособности организма может быть
недостаточно. Необходимо использование современной, научно-обоснованной
методики повышения работоспособности баскетболистов, которая будет основана
на данных о состоянии организма спортсмена.
Исследование специальной работоспособности баскетболистов, проведенное
с помощью современных аппаратно-программных комплексов и научного
оборудования, позволило получить объективные данные о физической
работоспособности, аэробных и анаэробных возможностях организма
баскетболистов 15–17 лет, оценить работу их сердечно-сосудистой системы.
Возможными направлениями развития основной научной идеи выполнения
научно-исследовательской работы является:
— разработка методик определения и совершенствования тактической
подготовленности баскетболистов, с помощью применения светового тренажера;
— разработка комплексной системы контроля баскетболистов с
использованием традиционных методик и современных методов оценки
работоспособности.
Результаты выполненной работы имеют большое практическое значение, так
как в ходе научного исследования были разработаны и апробированы методика
определения и оценки специальной работоспособности, основанная на
использовании данных пульсометрии, специфических физических упражнений и
современных аппаратно-программных комплексов, а также методика коррекции
физической работоспособности баскетболистов. Разработанные методики
поспособствуют повышению эффективности тренировочного процесса
баскетболистов СШОР, команд ДЮБЛ, молодежного чемпионата и игроков
высокой квалификации и достижению ими высоких результатов.
Научное направление и основные идеи, представленные в данном
диссертационном исследовании, имеют хорошие перспективы для дальнейшего
развития, которые могут быть отражены в разработке новых методик определения
и оценки специальной работоспособности, разработке нормативов различных
компонентов физического состояния спортсменов в различных видах спортивных
игр, что позволит объективно оценивать их функциональную подготовленность с
учетом специфики различных видов спорта.
Выводы

1. Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы по подготовке
баскетболистов и контролю их физического состояния позволил выявить противоречия
между требованиями, которые предъявляет соревновательная деятельность к
организму спортсменов, и существующими методиками повышения и контроля
физической работоспособности. Определено, что для достижения успехов в спорте
необходимо осуществлять систематический контроль состояния организма спортсмена
и, на этой основе, — коррекцию тренировочного процесса. Выявлено, что современные
методы оценки специальной работоспособности не позволяют в полной мере судить о
состоянии организма спортсменов. Также установлено, что нагрузки, которые
воздействуют на организм спортсменов при применении традиционных методик, часто
достигают предельных величин.
2. Разработана методика определения и оценки специальной
работоспособности баскетболистов 15–20 лет, основанная на регистрации данных
пульсометрии, использовании специфических физических упражнений и светового
тренажера. Оценка специальной работоспособности осуществляется на основе
разработанных нормативов ИНПД и ЧСС средней, полученных в ходе выполнения
тестов, имитирующих эпизоды игровой деятельности баскетболистов.
3. В ходе исследования разработаны нормативы морфофункционального
развития, функционального состояния сердечно-сосудистой системы и систем
регуляции сердечного ритма, аэробной и анаэробной работоспособности, которые
позволяют объективно оценивать физическое состояние баскетболистов 15–17 лет и
вносить коррективы в организацию тренировочного процесса спортсменов.
4. Разработана методика коррекции физической работоспособности
баскетболистов 15–17 лет, основанная на использовании специальных баскетбольных
упражнений и светового тренажера. Подбор упражнений и методов предусматривает
сочетание традиционной методики повышения работоспособности с помощью метода
интервальной тренировки и применения комбинированного метода игровых
упражнений.
5. По результатам оценки эффективности разработанной методики
коррекции физической работоспособности были выявлены достоверные сдвиги
(при р<0,05) отдельных показателей, характеризующих физические возможности баскетболистов экспериментальной группы: — увеличение аэробной производительности организма баскетболистов, которое выразилось в приросте абсолютных и относительных величин максимального потребления кислорода на 7,19 % и 6,4 % соответственно; — увеличение анаэробной работоспособности, обусловленное приростом максимальной мощности на 8,92 % и уменьшением ИНПД при выполнении работы в зоне анаэробной мощности на 21,73 %; — повышение специальной работоспособности при выполнении специфических баскетбольных нагрузок, выраженное в снижении величины ИНПД на 10,46 %. 6. Корреляционный анализ между показателями специальной и аэробной работоспособности показал, что пульсометрические параметры, характеризующие специальную работоспособность, имеют немало высоких и средних корреляционных связей с показателями аэробной работоспособности баскетболистов. При выполнении корреляционного анализа с использованием пульсометрических показателей, полученных при выполнении первого специализированного теста, было выявлено, что наиболее сильные корреляционные связи обнаружены между ЧССсредняя1 в первом тесте и ЧССнаМПК и ЧССнаАнП (cor = 0,73 и 0,67 соответственно). Несколько меньшие корреляционные связи обнаружены между ЧССмакс1 в первом тесте и ЧССнаМПК и ЧССнаАнП (cor = 0,64 и 0,59 соответственно). Анализ корреляционных связей показателей второго теста у баскетболистов показал, что наиболее сильные корреляционные связи обнаружены между ЧССмакс2 и ЧССнаМПК, а также между ЧССмакс2 и ЧССнаАнП (cor = 0,72 и 0,62 соответственно). Наиболее сильные корреляционные связи в третьем тесте обнаружены между ЧССмакс3 и ЧССнаМПК, а также между ЧССмакс3 и ЧССнаАнП (cor = 0,75 и 0,66 соответственно). Обозначения и сокращения АнП — анаэробный порог — суммарная работа на 1 кг массы испытуемого за одно Ап/М повторение ДЮБЛ — детско-юношеская баскетбольная лига; ЖЕЛ — жизненная емкость легких ИН, SI — индекс напряжения регуляторных систем сердца или индекс напряжения; ИНПД — интенсивность накопления пульсового долга; МАМ — максимальная анаэробная мощность; Мощность АнП — мощность на уровне анаэробного порога; Мощность МПК — мощность на уровне максимального потребления кислорода; МПК — максимальное потребление кислорода; МЦ — микроцикл; ПАРС — показатель активности регуляторных систем; СШОР — спортивная школа олимпийского резерва; ЧСС — частота сердечных сокращений; ЧССАнП — частота сердечных сокращений на пороге анаэробного обмена; ЧССмакс. — частота сердечных сокращений максимальная; ЧССмин. —частота сердечных сокращений минимальная; ЧССпокой — частота сердечных сокращений в состоянии покоя; ЧССср — частота сердечных сокращений средняя; Кускор —коэффициент ускорения; Кутомл. — коэффициент утомления; MxDMn — вариационный размах кардиоинтервалов PHF — мощность высокочастотной составляющей спектра (дыхательные волны); PLF — мощность низкочастотной составляющей спектра; PVLF — мощность «сверх» — низкочастотной составляющей спектра (медленные волны 2-го порядка); RMSSD — показатель активности парасимпатического звена вегетативной регуляции; SDNN — стандартное отклонение кариоинтервалов t теста — время выполнения теста V АнП — скорость бега на уровне анаэробного порога V'O2 АнП — потребление кислорода на уровне анаэробного порога V'O2 на МПК — максимальное потребление кислорода V'O2 на МПК — максимальное потребление кислорода относительно массы тела Wм/М — максимальная алактатная мощность на 1 кг массы тела испытуемого;

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету