Развитие научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования в деятельности научно-исследовательских коллективов

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Николов Никита Олегович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основания развития научного
стиля мышления молодых преподавателей учреждений дополнитель-
ного профессионального образования в деятельности научно-
исследовательских коллективов 20
1.1. Сущность понятия «научный стиль мышления молодых пре-
подавателей учреждений дополнительного профессионального об-
разования» 20
1.2. Педагогические возможности научно-исследовательских кол-
лективов в развитии научного стиля мышления молодых препода-
вателей учреждений дополнительного профессионального образо-
вания 53
1.3. Модель и педагогические условия развития научного стиля
мышления молодых преподавателей учреждений дополнительного
профессионального образования 84
Выводы по первой главе 118
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности модели и педа-
гогических условий развития научного стиля мышления молодых пре-
подавателей учреждений дополнительного профессионального обра-
зования 121
2.1. Цель, задачи и общий план проведения экспериментальной
работы. Результаты констатирующего эксперимента 121
2.2. Содержание и организация формирующего эксперимента по
развитию научного стиля мышления молодых преподавателей
учреждений дополнительного профессионального образования в
деятельности научно-исследовательских коллективов 152
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной ра-
боты по проверке эффективности модели и педагогических усло-
вий развития научного стиля мышления молодых преподавателей
учреждений дополнительного профессионального образования 184
Выводы по второй главе 195
Заключение 197
Библиографический список 200

Во введении уточняется актуальность темы исследования; раскрывается
видение перспектив практического использования материалов работы; представ-
ляется научный аппарат диссертационного исследования: цель, объект, предмет,
гипотеза, задачи предстоящей работы, методологическая и теоретическая основа
исследования, ведущие методы, а также основные этапы научно-исследователь-
ской работы; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая зна-
чимость; определяются положения, выносимые на защиту; дается обоснование
достоверности и приводятся данные об апробации результатов исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основания развития
научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений дополни-
тельного профессионального образования в деятельности научно-исследо-
вательских коллективов» раскрывается специфика профессиональной дея-
тельности молодых преподавателей учреждений ДПО, уточняется содержание
понятия «научный стиль мышления молодых преподавателей учреждений
ДПО», уточняются перспективы включения молодых преподавателей в деятель-
ность научно-исследовательских коллективов для развития научного стиля мыш-
ления. Целевые, предметно-смысловые и организационно-педагогические осно-
вания исследуемого процесса представляются в содержании модели и педагоги-
ческих условий.
В ходе анализа научной литературы были уточнены содержательные осно-
вания понятий «преподаватель», «молодой преподаватель», «молодой препода-
ватель учреждения ДПО», «стиль научного мышления» и «научный стиль мыш-
ления». Также были выявлены родовые отношения между близкими понятиями:
«стиль научного мышления» и «научный стиль мышления». На основании полу-
ченных теоретических данных диссертант пришёл к выводу, что научный стиль
мышления молодых преподавателей учреждений ДПО является сложным инте-
гративным образованием. Опираясь на работы И.С. Жуковой, а также особенно-
сти предмета исследования, было предложено научный стиль мышления моло-
дых преподавателей учреждений ДПО связывать с наивысшим способом орга-
низации процессов мышления. Продуктивность исследуемого явления обеспечи-
вается интегративным единством научного подхода к решению поставленных за-
дач в области системы повышения квалификации кадров и особыми психологи-
ческими качествами, позволяющими молодым специалистам на равных осу-
ществлять профессиональную деятельность со своими более опытными колле-
гами. Научный подход к исследованию данного понятия позволил подчеркнуть
такие его признаки, как логико-доказательный характер умственной деятельно-
сти, системность в процессе проведения научного исследования, а также готов-
ность к творческо-преобразующей деятельности. К психологическим структу-
рам личности были отнесены профессиональная рефлексия, поленезависимость
и устойчивость предметной избирательности.
При изучении перспективных условий, средств и факторов развития науч-
ного стиля мышления диссертант обратил внимание на развивающую среду
научно-исследовательских коллективов. В связи с этим было изучено понятие
научно-исследовательского коллектива. На основании теоретического анализа
дана авторская версия его трактовки. Под указанным термином было принято
понимать динамично развивающуюся открытую социальную систему, которая
может включать в себя специалистов предельно широкого профиля, цель дея-
тельности которых составляет единая для всех научная задача. Также произошло
уточнение ряда факторов, которые способствуют развитию научного стиля мыш-
ления при включении молодых преподавателей в коллективную научно-иссле-
довательскую деятельность. Развивающая среда научно-исследовательских кол-
лективов определяется следующими процессами: планомерным возрастанием
чувства ответственности у членов коллектива друг перед другом, формирова-
нием единой методологической культуры относительно познания предмета ис-
следования, интенсивной интериоризацией эталонных примеров научного стиля
мышления.
Исходя из содержательного основания понятия, было выдвинуто предло-
жение о рассмотрении перспективности включения молодых преподавателей в
деятельность научно-исследовательских коллективов с целью развития их науч-
ного стиля мышления. Вместе с тем очевидным является тот факт, что организа-
ция научно-исследовательской развивающей среды требует тщательной подго-
товки. Речь идёт о разработке особой педагогической стратегии, позволяющей
достичь развитого научного стиля мышления молодых преподавателей. На осно-
вании указанного факта были предприняты действия по разработке, структури-
рованию и концептуализации значимых педагогических этапов по развитию ис-
следуемого профессионально-личностного новообразования.
Концептуализация позволила уточнить структуру педагогической модели
в виде целевого, теоретико-методологического, содержательно-смыслового, ор-
ганизационного, оценочно-результативного и прогностического компонентов.
Последовательность развития научного стиля мышления представлена в виде пе-
дагогической модели (рис. 1). Базовым основанием педагогической модели раз-
вития научного стиля мышления является активное участие молодых преподава-
телей учреждений ДПО в деятельности научно-исследовательских коллективов.
В рамках целевого компонента были отражены цель и задачи разработан-
ной модели. Цель, в частности, связывается с оказанием содействия молодым
преподавателям учреждений ДПО в развитии научного стиля мышления с ис-
пользованием возможностей формального, неформального и информального об-
разования. Определяющим основанием для формулирования цели стал социаль-
ный заказ, который находит своё отражение в различных нормативных докумен-
тах и требует совершенствования научно-исследовательской культуры молодых
преподавателей.
Теоретико-методологический компонент отражает наиболее авторитетные
позиции учёных о ведущих подходах развития научного стиля мышления. В ос-
нование теоретико-методологического компонента легли следующие подходы:
системно-деятельностный, акмеологический и синергетический. Системно-дея-
тельностный подход позволил изучить предмет исследования как целостное яв-
ление с множественными вариативными и инвариантными связями и зафиксиро-
вать положение о том, что только активные формы деятельности являются базо-
вым условием развития личности. Акмеологический подход способствовал уточ-
нению важности непрерывного профессионально-личностного развития препо-
давателей. Также он позволил сформировать отношение к исследуемому про-
цессу как важной жизненной стратегии. Синергетический подход способствовал
разъяснению ценности кооперации различных элементов системы, а также уточ-
нению важности коллективной деятельности. Благодаря указанному подходу
удалось раскрыть ценность коллективной деятельности как формы социальной
активности, способствующей наиболее быстрому достижению личностно-значи-
мых результатов у каждого из её членов.
Содержательно-смысловой компонент отразил авторское предложение о
содержательной стороне внутриорганизационного обучения молодых препода-
вателей, нацеленного на активное их включение в деятельность научно-исследо-
вательских коллективов и, как следствие, развитие научного стиля мышления. В
этом свете в качестве формального ресурса предлагается дополнительная про-
фессиональная программа «Научный стиль мышления как основание исследова-
тельской культуры преподавателя ДПО». Специально подобранные предметно-
смысловые линии программы позволяют формировать высокую степень готов-
ности по включению молодых преподавателей в деятельность научных коллек-
тивов. В качестве неформального ресурса предлагается особая система профес-
сионального погружения преподавателя в насыщенную научно-исследователь-
скую среду – включение в деятельность научно-исследовательских коллективов.
1. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТЦель – содействие молодым преподавателям учреждений ДПО в
развитии научного стиля мышления с использованием возможно-
Задачистей формального, неформального и информального образования

1. Развитие мотивации на систематическое участие в дея-2. Содействие в решении сложных научно-исследователь-
тельности научно-исследовательских коллективов, а такжеских задач, оказание помощи в освоении продуктивных ме-
на осознание ресурсов, которыми они обогащенытодов их решения

3. Обучение сложным механизмам4. Подготовка к самостоятельному5. Совершенствование навыков избирательного мышле-
многоуровневых рефлексивныхмоделированию и реализации ав-ния, способного удерживать фокус внимания на пред-
оценок своей деятельноститорских научно-исслед. проектовмете исследования до получения требуемого результата

2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТМетодологические подходы

Системно-деятельностныйАкмеологическийСинергетический

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ

Научный стиль мышления как конкурентная характеристика про-Научно-исследовательские
фессиональной деятельности преподавателей учреждений ДПОколлективы в учреждении ДПО

Дополнительная профессиональная программа

1. Аксиологическая2. Психолого-педагогическое со-3. Технологии кол-4. Роль рефлексии в
интерпретация кол-провождение молодого специали-лективной научно-коллективной научно-
лективных форм науч-ста в деятельности научно-иссле-исследовательскойисследовательской
ной деятельностидовательских коллективовдеятельностидеятельности

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
Стратегии развития научного стиля мышления

Формальная стратегияНеформальная стратегия
Методы: тренинг, метод экспе-
риментирования, дискуссия, ре-
шение ситуационных задач, по-Формы: педагоги-
Формы: лекционные и прак-
ческаястудия,Методы: метод проблемного обуче-
тические занятия с использо-исковые методы, Agile-коучинг,
коллективнаяния, рецензирование собственных
ванием пед. студий, стажи-метод кинопедагогики, метод
научно-исследо-научных работ, а также работ коллег
ровка, самостоят. работапогружения в научно-исследова-
вательская работапо коллективной научно-исследова-
тельскую деятельность
тельской деятельности

Развитие рефлексивной культуры молодыхИнформальная стратегияСредства, применяемые в раз-
преподавателей, направленной на концепту-личных стратегиях развития
ализацию и обобщение полученных знанийнаучного стиля мышления

5. ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ6. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Ожидаемый результат – увеличение в учреждении ДПО ко-1. Прогноз возможных вариантов развития
личества молодых преподавателей, демонстрирующий высо-научного стиля мышления
кий уровень сформированности научного стиля мышления2. Уточнение перспективных направлений
применения педагогической модели
Критерии: логико-доказательный, поленезависимый,3. Выявление ограничений при реализации
творческо-преобразующий, рефлексивныймодели в условиях учреждения ДПО

Рис. 1. Модель развития научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений ДПО
Организационный компонент представлен тремя видами вариативных
стратегий по реализации форм, методов и средств развития научного стиля мыш-
ления. Особенностью данной составляющей модели является возможность их
различного сочетания в зависимости от складывающихся обстоятельств профес-
сиональной деятельности молодых преподавателей, текущих профессиональных
задач и испытываемых затруднений. При отборе форм, методов и средств обуче-
ния учитывались возможности современных дистанционных образовательных
технологий, способствующих непрерывному дополнительному профессиональ-
ному образованию, несмотря на внешние складывающиеся условия.
Оценочно-результативный компонент раскрывает критерии сформирован-
ности научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений ДПО, а
также их показатели. Помимо этого, оценочно-результативный компонент со-
держит уточнение ожидаемого результата.
Прогностический компонент уточняет три непреложных сценария сочета-
ния трёх стратегий организационного компонента модели: формального, нефор-
мального и информального. Он позволяет подготовить педагогические ресурсы,
обеспечивающие непрерывность реализации модели по трём вариациям разви-
тия научного стиля мышления.
Помимо педагогической модели, концептуализации подверглись условия
развития научного стиля мышления: формирование установки к осуществлению
профессиональной деятельности на основе современных научных знаний; реше-
ние проблемных педагогических задач, предполагающих применение методов
научного исследования; изучение успешных практик преподавателей, показыва-
ющих высокую результативность в научно-исследовательской деятельности;
участие молодых преподавателей в деятельности сетевых научно-исследователь-
ских сообществ. При выдвижении условий диссертант ориентировался не только
на принцип эффективности и продуктивности, но и экономичности.
Первое условие отражало подход, формирующий установку у молодых
преподавателей на осуществление профессиональной деятельности на основе
передовых научных знаний. Второе условие предусматривало необходимость
решения преподавателем проблемных педагогических задач, предполагающих
применение методов научного исследования. Третье условие отражало уста-
новку, в рамках которой на систематической основе организуется изучение
успешных практик преподавателей, показывающих высокую результативность в
научно-исследовательской деятельности. Четвёртое условие предполагало акти-
визацию участия молодых преподавателей в деятельности сетевых научно-ис-
следовательских сообществ. Уточняется, что совокупность педагогических усло-
вий должна поддерживать эффективность реализации педагогической модели
развития научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений ДПО.
Во второй главе «Экспериментальная проверка эффективности модели
и педагогических условий развития научного стиля мышления молодых
преподавателей учреждений дополнительного профессионального образо-
вания» представлен общий план проведения экспериментальной работы, её цели
и задачи, уточнены уровни критериев, а также их содержательные характери-
стики сформированности научного стиля мышления молодых преподавателей
учреждений ДПО, изложена методика развития научного стиля мышления, про-
комментированы полученные результаты эмпирического исследования.
На основании результатов констатирующего этапа эксперимента была
подтверждена необходимость развития научно-исследовательских навыков мо-
лодых преподавателей учреждений ДПО, в частности совершенствования науч-
ного стиля мышления. Преподаватели своими ответами особо подчеркнули важ-
ность освоения программы повышения квалификации по осуществлению
научно-исследовательской деятельности. Вместе с тем учебно-методическая и
преподавательская деятельность не вызвала у респондентов сильных затрудне-
ний, что отразилось на их ответах. Оценка продуктов деятельности молодых пре-
подавателей в виде научных статей, опубликованных в рецензируемых научных
журналах, также показала необходимость совершенствования научного стиля
мышления. При анализе научных работ было выявлено, что достаточно часто
преподаватели используют научно-популярную лексику, маскируя тем самым
способность к обоснованию применяемых научных методов исследования. Ещё
одним подтверждением востребованности развития научно-исследовательских
компетенций преподавателей стала оценка качества их устной речи. Проверка
показала, что в целом преподаватели владеют академической речью. Вместе с
тем выявлено, что доказательность речи испытуемых выстраивается не на фак-
тах, а на аффективных приёмах убеждения аудитории. В рамках личных бесед
было уточнено, что преподаватели достаточно хорошо осведомлены о развива-
ющих возможностях участия в деятельности научно-исследовательских коллек-
тивов. Вместе с тем перспектива развития научного стиля мышления благодаря
участию в подобных коллективах была им недостаточно понятна.
На основании полученных данных для удовлетворения профессиональной
потребности преподавателей в совершенствовании их научного стиля мышления
была разработана специальная методика. Содержание и структура методики опи-
раются на концептуальные положения ранее представленной и охарактеризован-
ной педагогической модели. Практическое применение методики производилось
в рамках эмпирической части исследования. Экспериментальная работа была
проведена на базе ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повыше-
ния квалификации работников образования», ГБУ ДПО «Региональный центр
оценки качества и информатизации образования» (г. Челябинск), ГБУ ДПО «Ин-
ститут развития образования Чеченской Республики», ГАОУ ДПО «Институт
развития образования и социальных технологий» (г. Курган), на базе которых
были сформированы экспериментальная и контрольная выборки испытуемых.
Ожидаемый результат внедрения методики в экспериментальной группе
связывался с увеличением количества молодых преподавателей, перешедших на
более высокие уровни сформированности научного стиля мышления, который
бы указывал на освоение преподавателями научно-исследовательской культуры,
а также на готовность решать сложные научные задачи. Совершенно очевидно,
что подразумеваются научные задачи, которые стоят перед системой дополни-
тельного профессионального образования.
Реализация методики осуществлялась в три этапа: формальный, нефор-
мальный и информальный. Каждый этап предполагал активизацию различных
ресурсов системы дополнительного профессионального образования. При этом
методика носила адаптивный характер. Адаптивность методики заключалась в
возможности вариативного сочетания каждого из ресурсов в зависимости от
складывающихся обстоятельств профессиональной деятельности, текущих про-
фессиональных задач и испытываемых молодыми преподавателями затрудне-
ний. Поскольку методика использовала возможности системы дополнительного
профессионального образования, то было уместным использовать содержание
разработанной дополнительной профессиональной программы «Научный стиль
мышления как основание исследовательской культуры преподавателя ДПО»
(включена в содержательно-смысловой компонент модели). Для достижения за-
дач исследования каждый из этапов методики подразумевал активизацию кон-
кретных форм, методов и средств развития научного стиля мышления.
Основание формального этапа развития научного стиля мышления препо-
давателей составил процесс по реализации указанной дополнительной профес-
сиональной программы в рамках внутриорганизационного обучения молодых
преподавателей. Содержание программы было направлено на формирование
психологической установки преподавателей на необходимость непрерывного
развития научного стиля мышления; изучение психолого-педагогических зако-
номерностей и принципов совершенствования научного стиля мышления; обо-
гащение навыками самомотивации, восстановления психических сил и профи-
лактики психоэмоционального выгорания; уточнение педагогического потенци-
ала включения в деятельность научно-исследовательских коллективов; усвоение
поверхностно освоенных моделей коллективной научно-исследовательской дея-
тельности; осмысление перспектив стать профессиональным учёным. Преду-
сматривается, что программа может быть реализована в очном, очно-заочном и
заочном формате с использованием дистанционных образовательных техноло-
гий и электронного обучения.
Первые два разделы программы ‒ «Аксиологическая интерпретация кол-
лективных форм научной деятельности» и «Психолого-педагогическое сопро-
вождение молодого специалиста в деятельности научно-исследовательских кол-
лективов» ‒ в большей части осваивались слушателями в форме лекционных за-
нятий. Обзорные лекции позволили произвести ценностную интерпретацию кол-
лективных форм научной деятельности, уточнить особенности психолого-педа-
гогического сопровождения молодого специалиста в деятельности научно-ис-
следовательских коллективов, раскрыть теоретическую составляющую техноло-
гий коллективной научно-исследовательской деятельности, разъяснить роль ре-
флексии в коллективной научно-исследовательской деятельности. Первые два
раздела программы позволили развить избирательную форму мышления благо-
даря применению метода активного погружения в научно-исследовательскую
деятельность. Под погружением понимается концентрированная подача лекци-
онного материала. Усиливающим инструментом метода погружения стал метод
кинопедагогики, в той формации, которую ранее предложил профессор Д.Ф.
Ильясов. Применение указанных методов способствовало активному вовлече-
нию преподавателей в обсуждение ценностных оснований коллективной научно-
исследовательской деятельности. При проведении лекционных занятий также
учитывался потенциал технологий парадоксального освоения научного знания.
В частности, активную дискуссию вызвали перспективы использования ресурса
педагогической интуиции для формирования научного стиля мышления.
Практические формы реализации программы были направлены на совер-
шенствование практики применения преподавателями научного метода в дея-
тельности научно-исследовательских коллективов. Большой интерес у слушате-
лей программы вызвала такая форма проведения занятий, как педагогическая
студия. Особенностью данных практических занятий являлось отношение к
научно-исследовательской деятельности как особому роду искусства. Целью ор-
ганизации студий являлось не решение конкретных практических или теорети-
ческих задач, а насыщение преподавателя стилем, образом профессиональной
деятельности учёного. Решающим условием, способствующим развитию науч-
ного стиля мышления в рамках педагогической студии, являлось присутствие
учёных со степенью доктора наук. За счёт богатой внутренней структуры педа-
гогическая студия позволяла молодым преподавателям ощутить на себе различ-
ные элементы научной деятельности: ораторское мастерство, искусство акаде-
мической устной и письменной речи, моделирование научного аппарата иссле-
дования и т.д. При организации педагогических студий также использовался ме-
тод экспозиций. Речь идёт о представлении содержания учебного материала по-
средством мотивационных фильмов о командных видах деятельности.
В рамках практических занятий активно применялся метод решений ситу-
ативных задач. Пристальное внимание слушателей было обращено к деталям
ошибок, которые допускают диссертанты при передаче своей работы на защиту.
Метод решений ситуативных задач позволил развить системно-логические
навыки мышления преподавателей. Помимо навыков системно-логического,
также развивались способности критического мышления преподавателей. Одной
из лучших практик была признана STEM-технология. Аналитико-синтетические
способности молодых преподавателей развивались благодаря применению мето-
дов самооценки, а также решению педагогических задач. Молодыми преподава-
телями производилась рефлексивная оценка своей ведущей когнитивной модели
поведения. Для продуктивной реализации метода самооценки проводилось си-
стематическое изучение успешных практик преподавателей, демонстрирующих
высокую результативность в научно-исследовательской деятельности. Метод ре-
шения педагогических задач позволил попарно развивать и синтетические, и ана-
литические способности.
Воздействие на визуальный сенсорный канал восприятия также показало
свою эффективность при развитии поленезависимого стиля мышления у препо-
давателей. В частности, применялся метод просмотра стереограмм. Стоит отме-
тить, что применение в рамках практических занятий подобного метода вызвало
позитивные эмоциональные переживания у большинства членов эксперимен-
тальной группы.
При реализации третьего раздела программы ‒ «Технологии коллективной
научно-исследовательской деятельности» ‒ была организована стажировка мо-
лодых преподавателей в условиях реально-действующих научно-исследователь-
ских коллективов. Стажировка проходила в рамках сетевых и очных исследова-
тельских групп. Подобная форма подразумевала под собой косвенное воздей-
ствие второго и четвёртого педагогических условий развития научного стиля
мышления: решение проблемных педагогических задач, предполагающих при-
менение методов научного исследования, участие молодых преподавателей в де-
ятельности сетевых научно-исследовательских сообществ. В рамках педагогиче-
ской стажировки также применялся метод эксперимента. Молодые преподава-
тели под управлением руководителей научно-исследовательских коллективов
проводили свои собственные экспериментальные действия по выявлению зако-
номерностей и принципов, которым подчиняется система дополнительного про-
фессионального образования. Один из научно-исследовательских коллективов
изучал возможности кинопедагогики в развитии профессиональных навыков пе-
дагогов общеобразовательной школы. Молодые преподаватели оказались вклю-
чены в масштабную экспериментальную работу, что позволило в дальнейшем
быстрее выполнять свои профессиональные задачи в рамках неформальной ста-
дии реализации педагогической стратегии. Не менее эффективным инструмен-
том третьего раздела программы явилось применение Agile-коучинга.
Четвёртый раздел программы ‒ «Роль рефлексии в коллективной научно-
исследовательской деятельности» ‒ предусматривал применение таких форм об-
разовательного процесса, как дебаты, дискуссия и самостоятельная работа. Де-
баты были организованы по теме «Возможности продуктивной рефлексии для
развития научного стиля мышления». Темой дискуссии стало обсуждение воз-
можностей творческой рефлексии. Указанные формы организации педагогиче-
ского процесса позволили уточнить ресурсы рациональной и иррациональной
составляющей научного стиля мышления. В рамках самостоятельной работы
преподавателям было рекомендовано участвовать в различных научных конфе-
ренциях и семинарах.
Неформальный этап развития научного стиля мышления предусматривал
обобщение всех возможных видов научно-исследовательской активности моло-
дых преподавателей в рамках деятельности научно-исследовательских коллек-
тивов. Основной формой реализации неформальной стратегии повышения ква-
лификации была выбрана педагогическая студия. Одним из ожидаемых резуль-
татов реализации подобной формы стал переход студии в статус творческой
научно-исследовательской лаборатории.
По направлениям творческой активности часть научно-исследовательских
групп занималась коллективным написанием научных статей в высокорейтинго-
вые научные журналы. Некоторые группы выполняли задачу по совершенство-
ванию маркетинговой, научной, кадровой и иной важной деятельности, касаю-
щейся той или иной экспериментальной площадки в целом. Для успешной орга-
низации неформального этапа развития научного стиля мышления был обеспе-
чен ряд факторов: а) высокая ротация молодых преподавателей в деятельности
различных научно-исследовательских коллективов; б) последовательное совер-
шенствование какого-либо одного из стилей решения научно-исследовательских
задач; в) активное участие заведующего кафедрой, лабораторией и иным струк-
турным подразделением в процессе развития его подчинённых; г) активное ис-
пользование ресурсов сетевых форм коллективной научной деятельности. Реа-
лизация четвёртого фактора сопровождалась интенсивным использованием ре-
сурсов научной социальной сети ResearchGate и платформ гражданской науки:
Zooniverse, Scistarter и «Гражданская наука».
Ведущими инструментами педагогического воздействия в рамках нефор-
мальной стадии развития научного стиля мышления стали методы проблемного
обучения и приобщения преподавателей к методологической культуре научного
познания. Проблемные ситуации формулировались перед научно-исследова-
тельскими коллективами исходя из текущих запросов руководства той или иной
экспериментальной площадки, а также государственных заданий от региональ-
ных министерств образования. Вместе с тем руководители научно-исследова-
тельских коллективов по согласованию со своей командой могли самостоя-
тельно предлагать актуальные темы исследований. К примеру, на базе экспери-
ментальной площадки в г. Челябинске в 2020-2021 годах действовало несколько
научно-исследовательских направлений, посвящённых изучению: а) индивиду-
ального методического стиля деятельности учителя; б) теоретических и практи-
ческих аспектов формирования акмеологической среды в учреждении дополни-
тельного профессионального образования; в) методов исследования качества до-
школьного образования; г) структурирования и визуализации информации для
слушателей, осваивающих дополнительные профессиональные программы в
цифровой образовательной среде; д) использования ресурсов цифровой образо-
вательной среды для формирования умений учебной коммуникации у школьни-
ков, испытывающих трудности в обучении.
Дополнительно к уже озвученным методам развития научного стиля мыш-
ления применялся творческий метод обучения в виде написания преподавате-
лями рецензий на научные работы коллег: на статьи для высокорейтинговых
журналов России и зарубежья, а также на диссертационные работы. Ещё одним
методом по решению проблемы исследования явилось изложение преподавате-
лями результатов своих научных работ в виде научных статей, а также диссерта-
ционных исследований. Объективно данный метод можно охарактеризовать как
творческий инструмент по развитию научного стиля мышления.
Особенностью реализации неформального этапа стало добровольное уча-
стие преподавателей в коллективной исследовательской деятельности, направ-
ленной на освоение культуры применения научного метода. Мотивационным
условием, действовавшим на всей протяжённости эксперимента, явились персо-
нифицированные программы финансовой и организационной поддержки науч-
ных исследований молодых преподавателей.
Информальный этап подразумевал развитие рефлексивной культуры пре-
подавателя, направленной на концептуализацию и обобщение получаемых зна-
ний в рамках формальной и неформальной стадии развития научного стиля мыш-
ления. Ведущей формой совершенствования научного стиля мышления стала са-
мостоятельная работа преподавателей с рефлексивными данными о способах и
видах научной методологии, применяемой в исследованиях. В процессе реализа-
ции этапа применялись методы рефлексивного осмысления собственного опыта
применения научного метода, гирлянд случайностей и ассоциаций, синектики,
прогнозирования событий по когнитивным моделям поведения. Третий, заклю-
чительный этап носил условное название «когнитивной зоны спокойствия», не-
обходимой для осмысления результатов, полученных благодаря активным фор-
мам и методам обучения в рамках формального и неформального этапов.
Основными ресурсами всех трёх этапов методики стали дополнительная
профессиональная программа «Научный стиль мышления как основание иссле-
довательской культуры преподавателя ДПО», электронные образовательные ре-
сурсы сети Интернет, материалы учебно-методического пособия «Развитие
научного стиля мышления у молодых преподавателей учреждений дополнитель-
ного профессионального образования», персонифицированные программы по-
вышения квалификации сотрудников из числа молодых преподавателей.
По итогам применения методики было зафиксировано очевидное увеличе-
ние значений критериев сформированности научного стиля мышления молодых
преподавателей, включённых в деятельность научно-исследовательских коллек-
тивов. Проверка сформированности уровней научного стиля мышления прово-
дилась между двумя классическими выборками ‒ контрольной и эксперимен-
тальной группой на основании разработанного критериально-оценочного аппа-
рата, состоящего из критериев (логико-доказательный, поленезависимый, твор-
ческо-преобразующий и рефлексивный), их показателей и перечня диагностиче-
ских методов. В состав экспериментальной группы вошли сотрудники ГБУ ДПО
«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работни-
ков образования» и ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информа-
тизации образования» (г. Челябинск). Контрольную группу составили предста-
вители ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»
(г. Курган) и ГБУ ДПО «Институт развития образования Чеченской Респуб-
лики». Общее количество человек экспериментальной группы составило 23, а
контрольной – 24.
Наглядное представление об эффективности методики развития научного
стиля мышления молодых преподавателей представлено в таблице 1. Представ-
ленные данные отражают динамику результативности развития научного стиля
мышления между сравниваемыми группами на констатирующем и преобразую-
щем этапах эксперимента.
Заключение об эффективности применения методики выстраивалось с учё-
том повышения уровня сформированности научного стиля мышления молодых
преподавателей. Достоверность результатов исследования была подтверждена
на основании использования методов математической статистики. В частности,
был применён U-критерий Манна ‒ Уитни.
Таблица 1
Таблица сравнения показателей первичной и итоговой диагностики
сформированности научного стиля мышления

Базовый (пер-Средний (пер-
Высокий (раз-
Выборкивичный) уро-спективный
витый уровень)
веньуровень)
1. Логико-доказательный (Л.-Д) критерий
ЭГ (констатирующий этап) (%)52,234,813,0
ЭГ (преобразующий этап) (%)21,847,830,4
Динамика (%)-30,4+13+17,4
КГ (констатирующий этап) (%)62,529,28,3
КГ (преобразующий этап) (%)58,337,54,2
Динамика (%)-4,2+8,3-4,1
2. Поленезависимый (П) критерий
ЭГ (констатирующий этап) (%)56,539,24,3
ЭГ (преобразующий этап) (%)26,052,221,8
Динамика-30,5+13+17,5
КГ (констатирующий этап) (%)50,041,78,3
КГ (преобразующий этап) (%)50,041,78,3
Динамика000
3. Творческо-преобразующий (Т.-П) критерий
ЭГ (констатирующий этап) (%)73,921,84,3
ЭГ (преобразующий этап) (%)39,230,430,4
Динамика-34,7+8,6+26,1
КГ (констатирующий этап) (%)66,725,08,3
КГ (преобразующий этап) (%)66,725,08,3
Динамика (%)000
4. Рефлексивный (Р) критерий
ЭГ (констатирующий этап) (%)52,239,18,7
ЭГ (преобразующий этап) (%)30,447,821,8
Динамика (%)-21,8+8,7+13,1
КГ (констатирующий этап) (%)62,533,34,2
КГ (преобразующий этап) (%)62,525,012,5
Динамика (%)0-8,3+8,3

Представленные факты указывают на подтверждение гипотезы диссерта-
ционного исследования, достижении цели научной работы.
Изложенные положения позволяют сделать следующие итоговые выводы:
1. Проведенное исследование показало, что научный стиль мышления мо-
лодых преподавателей учреждений ДПО целесообразно трактовать как наивыс-
ший способ организации процессов мышления, который характеризуется един-
ством научного подхода к решению поставленных задач в области повышения
квалификации кадров и особыми психологическими качествами, позволяющими
молодым специалистам осуществлять профессиональную деятельность на рав-
ных основаниях с более опытными коллегами.
2. В числе перспективных условий и факторов развития научного стиля
мышления молодых преподавателей обращает на себя внимание развивающая
среда научно-исследовательских коллективов, представляющих собой дина-
мично развивающиеся открытые социальные системы и включающих в себя спе-
циалистов предельно широкого профиля, цель деятельности которых составляет
единая для всех научная задача. Развивающая среда научно-исследовательских
коллективов определяется следующими факторами: планомерным возрастанием
чувства ответственности у членов коллектива друг перед другом, формирова-
нием единой методологической культуры относительно познания предмета ис-
следования, интенсивностью усвоения эталонных примеров научного стиля
мышления.
3. Целостный процесс развития научного стиля мышления молодых препо-
давателей учреждений ДПО может быть описан в виде модели. Она представляет
собой открытую педагогическую систему, которая поддерживает положения си-
стемно-деятельностного, акмеологического, синергетического подходов и учи-
тывает особенности включения молодых преподавателей в деятельность научно-
исследовательских коллективов. Модель обладает высоким уровнем адаптивно-
сти к внешним и внутренним условиям дополнительного профессионального об-
разования, что находит выражение в возможности молодых преподавателей об-
ращаться к стратегиям формального, неформального и информального образо-
вания, а также их различным сочетаниям в зависимости от складывающихся об-
стоятельств профессиональной деятельности, текущих профессиональных задач
и испытываемых затруднений.
4. Педагогические возможности реализации модели в деятельности
научно-исследовательских коллективов значительно расширяются в случае при-
менения следующих педагогических условий: формирования установки к осу-
ществлению профессиональной деятельности на основе современных научных
знаний; решения проблемных педагогических задач, предполагающих примене-
ние методов научного исследования; изучения успешных практик преподавате-
лей, показывающих высокую результативность в научно-исследовательской де-
ятельности; участия молодых преподавателей в деятельности сетевых научно-
исследовательских сообществ.
5. Возможности выбора молодыми преподавателями стратегии развития
научного стиля мышления определяются методикой, учитывающей проявляю-
щиеся у них профессиональные затруднения и предпочтения в обращении к фор-
мальным, неформальные и информальным способам образования. В основу фор-
мальной стратегии развития научного стиля мышления положена дополнитель-
ная профессиональная программа «Научный стиль мышления как основание ис-
следовательской культуры преподавателя ДПО». Неформальная стратегия обоб-
щает различные виды научно-исследовательской активности молодого препода-
вателя в деятельности научно-исследовательских коллективов. Информальная
стратегия подразумевает развитие рефлексивной культуры преподавателя,
направленной на концептуализацию и обобщение знаний, полученных с исполь-
зованием формальных и неформальных способов дополнительного профессио-
нального образования.
6. Целесообразную и надёжную оценку осуществления процесса развития
научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений ДПО обеспечи-
вают логико-доказательный, поленезависимый, творческо-преобразующий и ре-
флексивный критерии. Для объективной оценки развития научного стиля мыш-
ления представленный перечень критериев является достаточным.
7. Полученные в процессе экспериментальной работы эмпирические дан-
ные позволили обоснованно утверждать, что включение молодых преподавате-
лей в деятельность научно-исследовательских коллективов является ведущим
основанием для развития у них научного стиля мышления. Сопоставление ре-
зультатов констатирующего и преобразующего этапов эксперимента позволило
выявить, что сформированность научного стиля мышления выше в эксперимен-
тальной группе, члены которой включались в мероприятия, предусмотренные
моделью и педагогическими условиями.
Перспективным направлением исследования является уточнение влияния
развитого научного стиля мышления на иные профессиональные компетенции
молодых преподавателей учреждений ДПО. Также научный интерес составляет
уточнение воспитывающей сущности научно-исследовательской работы, повы-
шающей уровень всеобщей культуры профессиональной деятельности препода-
вателя. Перспективным видится изучение воздействия научного стиля мышле-
ния на навыки эмоциональной эмпатии. Речь в первую очередь идёт о развитии
у преподавателя способностей к более тонкому чувствованию и различению эмо-
циональных состояний его обучающихся. Доказательство корреляции между вы-
соким научным стилем мышления и развитыми способностями к эмпатии позво-
лит уточнить дидактические механизмы адресной работы со слушателями си-
стемы ДПО.

Актуальность темы исследования. Одним из ведущих факторов эко-
номического роста и стабильного развития страны является непрерывное со-
вершенствование профессиональной квалификации специалистов различных
сфер деятельности. Данную функцию традиционно выполняет система до-
полнительного профессионального образования. Динамично меняющиеся
условия профессиональной деятельности и преобразования в социальной
среде предполагают своевременное обновление содержания, форм и методов
повышения квалификации специалистов, что обусловливает высокие требо-
вания к профессорско-преподавательскому составу учреждений дополни-
тельного профессионального образования (ДПО).
Установка по поддержанию высокого уровня профессионального ма-
стерства является уместной и чрезвычайно важной для преподавателей, за-
действованных в повышении квалификации педагогических и руководящих
работников образовательных организаций. Анализ квалификационных харак-
теристик должностей работников образования («Единый квалификационный
справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»), а также
научной литературы показывает, что преподаватели учреждений ДПО ука-
занного профиля обязаны на высоком уровне качества осуществлять научно-
исследовательскую, педагогическую и организационно-управленческую дея-
тельность. Перспективным для поддержания конкурентоспособности препо-
давателей является освоение и использование ими современных научно-
педагогических знаний, позитивного педагогического опыта, а также резуль-
татов собственной научно-исследовательской деятельности. Это предопреде-
ляет приоритетное внимание к изучению такой характеристики преподавате-
лей учреждений ДПО, как научный стиль мышления.
Важным условием развития системы дополнительного профессиональ-
ного образования является опора на молодых преподавателей, что поддержи-
вается положениями федеральных проектов «Молодые профессионалы» и
«Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».
Однако отсутствие достаточного педагогического опыта и знаний не позво-
ляет молодым преподавателям демонстрировать научный стиль мышления на
высоком профессиональном уровне. Это обстоятельство неизбежно сказыва-
ется на качестве их профессиональной деятельности. Согласно проведённым
исследованиям, указанная категория специалистов испытывает устойчивую
потребность в повышении профессиональных компетенций, прежде всего в
области осуществления научно-исследовательской деятельности.
Существует несколько формализованных способов развития научного
потенциала молодых преподавателей, которые развертываются на базе обра-
зовательных организаций: обучение по очным и заочным программам в ас-
пирантуре, освоение дополнительных профессиональных программ научно-
исследовательской направленности. Но данные способы не позволяют в пол-
ной мере совмещать теоретико-методологическую подготовку и проведение
исследований с практикой профессиональной деятельности в соответствии с
выполняемыми преподавателями трудовыми действиями. Становится акту-
альным исследование способов развития научного стиля мышления без от-
рыва от основного вида трудовой деятельности.
Одним из эффективных способов решения этой задачи является акти-
визация участия молодых преподавателей учреждений ДПО в деятельности
научно-исследовательских коллективов. Такой коллектив является развива-
ющей средой для обмена научными знаниями и практического освоения спо-
собов осуществления научного исследования. Педагогическая стратегия раз-
вития научного стиля мышления, основанная на включении молодых препо-
давателей в различные по составу научно-исследовательские коллективы
позволяет: удовлетворить профессиональную потребность в части освоения
научных знаний и исследовательских умений; поддержать конкурентоспо-
собность молодых специалистов среди более опытных коллег; помочь обре-
сти уверенность в процессе совмещения основного вида деятельности с не-
прерывным процессом повышения квалификации; расширить возможности
ресурсного обеспечения исследовательской деятельности в виде грантовой
поддержки. Соответственно, появляется необходимость в обосновании воз-
можностей использования ресурсов научно-исследовательских коллективов
для развития научного стиля мышления молодых преподавателей учрежде-
ний ДПО.
Степень разработанности темы исследования. В процессе научного
исследования было выявлено, что имеется достаточно большое количество
научных разработок, которые раскрывают отдельные аспекты исследуемой
темы. В частности, в научной литературе развернуто изложены особенности
профессиональной деятельности преподавателей вуза (В.А. Акиндинов [4],
М.М. Алексов [6], Т.Б. Гершкович [56], Е.А. Головко [58], З.Ф. Есарева [80],
Э.Е. Зеленина [88], Ч.И. Ильдарханова [98], С.А. Лунев [155], С.И. Маслаков
[164], А.А. Медведев [167], О.А. Нечаева [185], Ю.В. Серебреникова [237],
Е.В. Тучина [272], В.Б. Чупина [291], О.В. Шабанова [293], Г.А. Шкерина
[299] и др.), преподавателей колледжа (А.С. Кахаров [111], В.И. Кондрух
[120], М.А. Ледянкина [148], М.В. Чуракова [292] и др.), преподавателей
учреждений ДПО (Л.А. Плеханова [209], Е.Н. Талызина [254], Р.А. Эльмур-
заева [303] и др.). Специфика осуществления профессиональных задач моло-
дыми преподавателями профессионального и дополнительного профессио-
нального образования раскрыта Е.А. Балезиной [22], Е.А. Головко [58], Э.Е.
Зелениной [88], Ч.И. Ильдархановой [98], А.С. Кахаровым [111], С.И. Масла-
ковым [164], Г.А. Шкериной [299] и др.
Психолого-педагогические особенности осуществления внутрифир-
менного и внутриорганизационного повышения квалификации преподавате-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Развитие научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования в деятельности научно-исследовательских коллективов»

    Публикации автора в научных журналах

    Принципы формирования научного стиля мышления у преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования
    Н.О. Николов // Модернизация системы профессионального образования на ос-нове регулируемого эволюционирования: материалы XVIII Международ.научно-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО, 2‒ С. 34
    Методологические основания педагогической модели развития научного стиля мышления у молодых преподавателей учреждений ДПО
    Н.О. Николов // Модернизация системы профессионального образованияна основе регулируемого эволюционирования: материалы XIX Международ.научно-практ. конф. – Москва; Челябинск: ЧИППКРО, 2– С. 421
    Экспериментальные подходы в работе научно-исследовательского коллектива, действующего в качестве педагогического условия развития научного стиля мышления у молодых преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования
    Н.О. Николов // Интеграция методи-ческой (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кад-ров: материалы XXI Международ. научно-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО,2‒ С. 304
    Особенность применения метода U-Манна ‒ Уитни в педагогических исследованиях (на примере выявления особенностей развития научного стиля мышления у преподавателей)
    Н.О. Николов // Прогрессивныенаучные исследования – основа современной инновационной системы: сборникстатей Международ. научно-практ. конф. (Пермь, 2021). – Уфа: OMEGASCIENCE, 2– С. 117
    Современные подходы, учитывающие роль аффективной сферы сознания личности по становлению научного стиля мышления у преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования
    Н.О. Николов // Современная психология и педагогика: проблемы и решения:сборник статей XLVI междунар. научно-практ. конф. – № 5 (44). – Новосибирск:СибАК, 2‒ С. 96
    Роль эмоций в развитии научного стиля мышления у молодых преподавателей (на примере научной школы Д.Ф. Ильясова)
    Н.О. Нико-лов // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практиче-ские исследования: сборник статей XLIX Международ. научно-практ. конф. – №7 (49). – Москва: «Интернаука», 2‒ С. 47
    Особенность научного стиля мышления горцев (на примере авторитетных учёных Кавказа)
    Н.О. Николов // Современные технологии:проблемы инновационного развития и внедрения результатов: сборник статей ХМеждународ. научно-практ. конф. (5 августа 2021 г.). – Петрозаводск: МЦНП«Новая наука», 2– С. 191

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»