Обучение индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет на основе конструирования ситуативных задач
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТАКТИКО- ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ
1.1 Особенности начального обучения игровым приёмам юных хоккеистов
1.2 Роль наглядно-информационных образов в деятельности спортсменов- игровиков
1.3 Ситуационные представления в структуре обучения спортсменов двигательным действиям
1.4 Значение игровой деятельности в подготовке юных спортсменов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
ГЛАВА 3 ВЫЯЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТАКТИКО- ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ
3.1 Специфика обучения тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет ………………………………………………………………………………….85
3.2 Оценка эффективности индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов 9-10 лет в тренировочных и соревновательных играх
3.2.1 Определение участков площадки наиболее трудных для реализации индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов 9-10 лет в соревновательных играх
3.2.2 Анализ малоэффективных индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов 9-10 лет в игровых ситуациях
3.2.3 Пространственные характеристики малоэффективных индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов 9-10 лет
3.3 Выявление минимальных игровых ситуаций в структуре индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов 9-10 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЛАВЕ 3
ГЛАВА 4 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ СИТУАТИВНЫХ ЗАДАЧ
4.1 Целесообразность применения методики обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 на основе ситуативных задач на этапе начальной спортивной подготовки
3
4.2 Теоретическое обоснование методики обучения индивидуальным тактико- техническим действиям хоккеистов 9-10 лет
4.2.1 Конструирование ситуативных задач в содержании методики обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет
4.2.2 Содержание методики обучения тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет на основе конструирования ситуативных задач
4.3 Результаты педагогического эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЛАВЕ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета тренера
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протоколы педагогических наблюдений
ПРИЛОЖЕНИЕ В Протокол анализа соревновательной деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Протокол регистрации позиций и движений игроков в момент реализации отрицательно оценённых тактико-технических действий
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Фазовая структура игровых действий
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Протокол регистрации результатов контрольных испытаний по специальной физической подготовленности
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты экспертной оценки освоения навыков
ПРИЛОЖЕНИЕ И Протокол регистрации участков площадки при реализации хоккеистами 9-10 лет индивидуальных тактико-технических действий
ПРИЛОЖЕНИЕ К Протокол анализа участков площадки при регистрации индивидуальных тактико-технических действий
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Протокол тестирования психофизиологических показателей испытуемых
ПРИЛОЖЕНИЕ М Протокол c исходными результатами технической подготовленности
ПРИЛОЖЕНИЕ Н Протокол cо среднестатистическими результатами оценки эффективности индивидуальных тактико-технических действий до и после педагогического эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ П Примерное содержание тактико-технической подготовки хоккеистов 9-10 лет с использованием ситуативных упражнений
ПРИЛОЖЕНИЕ Р Акты внедрения
Результаты анализа научно-методической литературы по проблеме исследования в рамках первой главы диссертационного исследования «Обучение индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет на основе конструирования ситуативных задач» свидетельствуют о том, что на первых этапах спортивной подготовки хоккеистов обучение игровым приёмам осуществляется с акцентом на формировании исполнительского компонента. В теории и практике хоккея процесс тактико-технической подготовки на предварительном и начальном этапах подготовки рассматривается многими специалистами посредством использования традиционных упражнений, направленных на формирование биомеханической структуры технических приёмов, а обучение ситуационной предназначенности данных приёмов с учётом причинно-следственных связей между игровыми противостояниями рассматривается поверхностно, что
отрицательно сказывается на уровне исполнительного мастерства игроков в будущем.
На наш взгляд, данная проблема во многом обусловлена тем, что в теории и практике хоккея разделы технической и тактической подготовки принято рассматривать изолированно друг от друга. В конечном итоге устоявшаяся в нашей стране дифференцированная концепция подготовки хоккеистов выражается, с одной стороны, в достижении на начальном этапе спортивной подготовки хорошей технической подготовленности игроков с точки зрения двигательной эстетики и точности выполнения движений в простых тренировочных условиях, с другой – в отсутствии знаний о специфике применения двигательных приёмов в экстремальных условиях игры. Следовательно, хорошо сформированная техника движений хоккеистов значительно преобладает над программой принятия решения, что не всегда помогает им реализовывать свои игровые замыслы
В свою очередь, систематические ошибки в игре юных хоккеистов влекут за собой целый ряд проблемных ситуаций, например, таких, как отсутствие доверия со стороны тренеров, потеря интереса к хоккею, преждевременный уход из спорта и многое другое. Нами предполагается, что обучение двигательным приёмам должно реализовываться с помощью деятельностно-ситуативного подхода согласно которому в тренировочном процессе будут преобладать игровые упражнения, направленные на изучение новых игровых ситуаций разной сложности и формирование согласованности движений. Согласно данному подходу занимающиеся будут иметь возможность самостоятельно искать способ решения задачи в новой ситуации и одновременно формировать исполнительский компонент двигательного действия.
В рамках второй главы диссертационного исследования «Методы и организация исследования» представлен перечень методов исследования с подробным их описанием; поэтапно раскрыты организация предварительного исследования и педагогического эксперимента, связанная с внедрением и апробированием методики обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет на основе конструирования ситуативных задач.
В третьей главе диссертации «Обучение индивидуальным тактико- техническим действиям хоккеистов 9-10 лет на основе конструирования ситуативных задач» представлены результаты изучения специфики обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет; выявления особенностей реализации индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов 9-10 лет.
В ходе предварительного исследования нами было выявлено, что в подготовке хоккеистов 9-10 лет прослеживается интенсификация тренировочной и соревновательной деятельности, которая по нашему мнению и мнению ряда
авторов отрицательно сказывается на тактико-технической подготовленности юных воспитанников и приводит к снижению их игровой результативности как на текущем этапе, так и на последующих этапах многолетней спортивной подготовки (таблица 1).
Таблица 1 – Количество игр в структуре учебного года на этапе начальной спортивной подготовки хоккеистов
No
1 2
Разновидности игр
Тренировочные игры Соревновательные игры
Форма организации игр Общее количество игр
Результаты анализа программного материала (количество)
40±6 игр (еженедельно)*
6±3 игр (2-3 турнира)* Вдоль площадки – 25%
На малом пространстве – 75% 46
Результаты анкетирования тренеров (количество)
40±6 (еженедельно)* 18±3 игр (6-7 турниров)*
Вдоль площадки – 75% На малом пространстве – 25%
±9 игр
±9 игр
* Согласно Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта хоккей, 2019
Полученные данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что суммарное количество тренировочных и соревновательных игр у занимающихся в возрасте 9-10 лет приравнивается к объёму игр, которое проводят за сезон высококвалифицированные хоккеисты. Кроме этого, обращает на себя внимание предпочитаемая тренерами продольная форма организации тренировочных и соревновательных игр с использованием всей площади хоккейной площадки, которая, на наш взгляд, нецелесообразна в применении в работе с хоккеистами начального этапа подготовки.
Вместе с тем посредством хронометрирования тренировочных ледовых занятий нами были выявлены некоторые противоречия, которые разнятся с результатами анализа программного материала по организации тренировочных занятий, подбору средств и методов обучения хоккеистов 9-10-лет. В ходе тренировочных занятий тренеры делают большой акцент на обучении технике и тактике, недостаточно используя игровую деятельность, примерное время которой составляет 10 минут в виде двусторонней игры в хоккей в заключительной части тренировочных занятий. Данный фактор рассматривается нами в качестве одной из причин, препятствующей полноценному развитию индивидуального тактико- технического мастерства, поскольку многие исследователи выделяют игровую деятельность в качестве естественной, врождённой потребности человека, которая выступает в качестве основного средства развития когнитивных функций, познавательных и творческих способностей, что нельзя не учитывать в подготовке спортсменов, результативность которых во многом зависит от уровня развития игрового мышления.
С помощью оценки соревновательной деятельности нами было установлено, что результативность игровых показателей юных хоккеистов в тренировочных играх является выше, чем в соревновательных играх как по количеству выполненных тактико-технических действий, так и по эффективности их выполнения (таблица 2).
Таблица 2 – Результаты анализа соревновательно-игровой деятельности хоккеистов 9-10 лет хоккейной команды «Авангард» 2009 г.р. (n=15)
Разновидности игр
Тренировочные игры (между собой)
Игры с другими командами
Разновидности игр
Тренировочные игры (между собой)
Игры с другими командами
Кол-во игр
Кол-во игр
Компоненты игры Количественные показатели
Вбр Пр
40 44
3,0 3,2
38 41
Пер Вед
Обв Отб
Пдб Бр 77 69 3,3 5,5 72 63
3,5 3,8
Пдб Бр
х̅
90 59 74 166 σ
6,0 3,5 87 54 1,8 3,5
х̅
5,6 4,6 68 171 2,4 5,2
σ Компоненты игры
3,2 2,6
Качественные показатели
Вбр Пр Пер Вед
Обв Отб
х̅
35444443 σ
0,4 0,5 2,6 4,6
0,6 0,4
4,0 3,7
Me
х̅
0,8 0,6
3,8 3,5
0,4 0,6
3,8 3,0
24343343 σ
0,5 0,6 0,5 0,4
2,2 4,0 2,6 3,7
Me
0,5 0,8
3,0 3,0
0,4 0,8
3,8 2,8
Примечание. Вбр – Вбрасывание; Пр – Приём; Пер – Передача; Вед – Ведение; Обв – Обводка; Отб – Отбор; Пдб – Подбор; Бр – Бросок.
По результатам, представленным в таблице 2, видно, что 7 из 8 тактико- технических показателей в тренировочных играх между собой выполняются чаще, чем в соперничестве с другими командами. Только в одном компоненте игры – «Отбор шайбы» результаты количественных показателей в тренировочных играх оказались ниже, чем в соревновательных играх. Анализ качественных показателей показал, что 3 из 8 тактико-технических действия выполняются юными хоккеистами с одинаковой степенью эффективности как в тренировочных, так и в соревновательных играх. В остальных случаях хоккеисты 9-10 лет в
тренировочных играх между собой выполняют тактико-технические приёмы в среднем на 1 балл эффективнее, чем в соревновательных играх.
В результате анкетирования тренеров нами было установлено, что в соревновательных играх у их подопечных больше всего вызывают затруднения такие действия, как бросок по воротам (63%), обводка соперника (60%), ложные движения (57%), приём и передача шайбы (53%), отбор шайбы (47%). Однако в тренировочных играх юные хоккеисты испытывают меньше трудностей при выполнении индивидуальных игровых приёмов и действий, чем в соревновательных играх, основными из которых являются обводка соперника (47%), бросок по воротам (40%), маневренное катание (37%), приём и передача шайбы (30%).
При выявлении особенностей реализации индивидуальных тактико- технических действий хоккеистов 9-10 лет было определено, что чаще всего игроки испытывают трудности при реализации собственных действий вблизи бортов в условиях активных противодействий соперников (рисунок 1).
Рисунок 1 – Результаты анализа наиболее трудных для реализации
индивидуальных тактико-технических действий хоккеистами 9-10 лет участков
площадки на примере обводки соперника (n=277)
красные точки с чёрными стрелками – траектория передвижения игроков с шайбой; красные точки – расположение противодействующих соперников
Вместе с тем детальный анализ малоэффективных индивидуальных тактико- технических действий показал, что в игровых ситуациях игроки часто испытывают трудности с реализацией собственных действий по причине отсутствия должных знаний о средствах и способах их выполнения (рисунок 2).
Рисунок 2 – Наиболее распространённые ошибки в реализации индивидуальных тактико-технических действий (n=3019)
Недостаточный зрительный контроль игровых ситуаций – 26,1%
Нецелесообразный способ выполнения технического приёма – 19,4%
Нецелесообразный выбор приёма – 10,1% Неправильный выбор позиции – 12,5%
Неправильная траектория передвижения 13,3%
Несоответсвие пространственно-временных параметров действия – 18,6%
Мы предполагаем, что недостаток знаний о выборе рациональных средств и способов борьбы в игровых ситуациях вытекает из-за устоявшейся традиции обучения, согласно которой принято сначала формировать набор двигательных приёмов, а затем обучать способам их применения – тактике. Результаты опроса респондентов подтвердили тот факт, что большая часть тренеров скептически относится к упражнениям тактико-технической направленности, сочетающим в себе одновременно техническую и тактическую сторону подготовки юных игроков (рисунок 3).
Рисунок 3 – Необходимость дифференцирования техники и тактики в обучении двигательным приёмам юных хоккеистов (n=30)
В четвёртой главе исходя из полученных в ходе предварительного исследования данных, нами была сформирована методика обучения индивидуальным тактико-техническим действиям. В основу методики заложена идея, направленная на повышение зрительного контролирования игровых ситуаций, развитие аналитических способностей и психических процессов занимающихся. Особенность методики заключается в формировании ориентировочной основы действий, основу которой составляют знания о наиболее рациональных средствах и способах применения игровых приёмов в конкретных ситуациях. Принимая во внимание, что техника — это наиболее эффективный и экономичный способ выполнения движения, а всеми движениями управляет сознание человека, то логичнее данный вид подготовки именовать как тактико- технический, а не наоборот (рисунок 4).
Рисунок 4 – Основная направленность тактико-технической подготовки
На первое место в реализации тактико-технического раздела мы ставим обучение занимающихся анализу игровых ситуаций, определению путей, средств
77%
23%
Обучение тактике должно осуществляться только в Обучение техническим навыкам может результате технической подготовленности игроков осуществляться параллельно с подключением
тактического компонента
Вид подготовки в структуре тренировочного процесса юных хоккеистов
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
определять пути, средства и способы реализации средств
рационально и экономично реализовывать средства
Задачи
Учить
и способов борьбы, одновременно с этим решается не менее важная задача, связанная с формированием технических приёмов.
Основу методики обучения индивидуальным тактико-техническим действиям составляет деятельностно-ситуативный подход обучения, который в отличие от традиционного (дифференцированного) характеризуется обучением игровым действиям в привязке к игровым ситуациям, определяющим средства и способы решения задач (рисунок 5).
Рисунок 5 – Структурная модель обучения индивидуальным тактико- техническим действиям с использованием ситуативного подхода
Ввиду того что при использовании ситуативного подхода обучение игровым приёмам осуществляется в более специфических для игры в хоккей ситуациях, у тренеров появляется возможность одновременно сочетать в упражнениях техническую и тактическую подготовку юных хоккеистов.
Формирование игровых ситуаций в тренировочных ледовых занятиях основывалось на базе данных о наиболее встречающихся ошибках, полученных в ходе анализа соревновательной деятельности хоккеистов 9-10 лет (рисунок 6).
Задачи
Ситуативный подход к тактико-технической подготовке
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Формирование биомеханической структуры движений с акцентом на игровые условия, определяющим средства и способы решения задач
Формирование слаженности, взаимопонимания, творческой активности между игроками через коллективные взаимодействия
Индивидуальные действия
Групповые взаимодействия
Результат
Наличие знаний о рациональных средствах и способах применения индивидуальных ТТД
Результат
Высокая результативность и вариативность индивидуальных ТТД в структуре групповых взаимодействий
Следствие
Результативные групповые и командные действия
Выполняемое с шайбой
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ
Индивидуальные ТТД
Определение вида действия
Выполняемое без шайбы
Оценка эффективности индивидуальных ТТД в порядке ранжирования (от 1 до 5 баллов)
Определение малоэффективных индивидуальных ТТД (оценённые на 2 и ниже баллов)
Выявление ключевых особенностей малоэффективного индивидуального ТТД
Участок площадки
Рациональность избранных средств борьбы
Особенности движений
Траектория передвижения
Пространственные характеристики
ТИП ошибки
Рисунок 6 – Модель построения упражнений на основе оценки и анализа индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов
Анализ действий включал в себя 5 компонентов: место реализации действия, анализ избранных игроками средств игры, движений, траекторий передвижений и пространственных параметров реализации действий. На основе имеющихся данных нами формировались тренировочные задания, направленные на исправление выявленных недостатков в игровых действиях юных хоккеистов. Обучение индивидуальным тактико-техническим действиям осуществлялось с помощью, представленной на рисунке 7 вероятностной модели обучения.
Построение упражнений с учётом типовых ошибок
Определение участка площадки
Подбор рациональных средств действия
Определение рациональных движений
Определение траектории передвижения
Определение оптимального расстояния
Обучение индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет
Ориентировочный компонент
Субъект деятельности
Оценочный компонент
Выбор средств и способов реализации цели
Определение ООД
Исполнительский компонент
Проговаривание ООД с обоснованием намерений
Анализ результата
Реализация игровых приёмов
Восприятие условий
Изучение цели
ПРЕИМУЩЕСТВА МОДЕЛИ:
1. Овладение биомеханической структурой движения
2. Развитие аналитического мышления
3. Наличие знаний о наиболее рациональных средствах и способах игры
Результат положительный
Результат отрицательный
Усложнение условий (введение помех)
Повторный поиск оптимального решения
Рисунок 7 – Вероятностная модель обучения индивидуальным тактико- техническим действиям хоккеистов 9-10 лет
Процесс обучения индивидуальным тактико-техническим действиям начинался с постановки тренером задач, которые решались с помощью изучения игровых приёмов через ситуационные упражнения. Основная направленность модели заключается в том, что в предложенных тренером условиях занимающиеся должны самостоятельно избирать наиболее оптимальный для себя способ достижения цели. Таким образом, постановка ситуативных задач в ходе обучения предъявляла повышенные требования к восприятию игровых ситуаций, переработке, анализу, синтезу информации, следовательно, в ходе выполнения действий активизировалось мышление занимающихся, а также запоминались значимые для игры в хоккей детали техники и тактики.
Упражнения тактико-технической направленности апробировались на ледовых занятиях в течение восьми месяцев, двухсот одного тренировочного занятия и двухсот девяноста девяти часов. В ходе апробирования методики преобладали тренировочные занятия смешанного типа, в которых осваивались новые и закреплялись ранее осваиваемые навыки, а также осуществлялась спортивная подготовка по различным её видам (таблица 3).
Таблица 3 – Внедрение методики в структуру годичного цикла подготовки хоккеистов 9-10 лет
Период годичного цикла подготовки
Подготовительный период
Месяцы
Количество недель 4 4 4 4 4 3 4 4
ИТОГО: Количество УТЗ ИТОГО: Количество часов ИТОГО:
27 25 27 40 37 40
31 неделя 26 25 201 УТЗ
20 25 26
39 37 30 299 часов
37 39
После внедрения методики у хоккеистов экспериментальной группы произошёл качественный прирост психофизиологических, технических и тактико- технических (игровых) показателей. В таблице 4 представлены результаты технической подготовленности испытуемых, полученных нами до и после педагогического эксперимента.
Таблица 4 – Результаты тестирования технической подготовленности хоккеистов 9-10 лет (n=20) до и после педагогического эксперимента
No
1 2 3 4 5 6 7
Тесты
«Бег на коньках 36 м лицом» (с)
«Бег на коньках 36 м спиной» (с) «Челночный бег 6×9 м» (с) «Слаломный бег на коньках без шайбы» (с) «Слаломный бег на коньках с шайбой» (с)
«Восьмёрка на месте» (с)
«Контроль техники передач за 30 с» (с)
До эксперимента После эксперимента
х̅±σ Р х̅±σ Р
КГЭГ КГЭГ
n=20 n=20 6,41± 6,32± 0,30 0,41 8,12± 7,97± 0,61 0,29 16,34± 16,02± 0,72 0,74 13,27± 13,16± 0,70 1,35 13,92± 13,76± 0,70 1,00 13,51± 13,39± 1,70 1,86 2,78± 2,96± 1,06 1,12
>0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
n=20 n=20 6,32± 6,18± 0,28 0,17 7,90± 7,61± 0,54 0,37 16,31± 15,47± 0,72 0,34 13,13± 12,67± 0,61 0,85 13,69± 13,37± 0,86 0,67 12,77± 12,25± 0,88 0,69 3,30± 3,96± 1,20 0,81
<0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
«Точность бросков в движении за 45 с» (количество)
2,87± 0,74
2,96± 0,69
>0,05
3,04± 0,95
3,48± 0,50
<0,05
Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март
Как видно из данных таблицы 4, после педагогического эксперимента у хоккеистов экспериментальной группы в отличие от контрольной улучшились результаты (на уровне значимости p<0,05) в следующих тестах – «Бег на коньках 36 м лицом» (на 0,14 с), «Бег на коньках 36 м спиной» (на 0,36 с), «Слаломный бег на коньках без шайбы» (на 0,49 с), «Слаломный бег на коньках с шайбой» (на 0,39 с), «Восьмёрка на месте» (на 1,14 с), «Контроль техники передач» (на 1,00 с), «Точность бросков в движении за 45 с» (на 0,5 раза).
Помимо изменений результатов технической подготовленности, в экспериментальной группе в отличие от контрольной был зафиксирован статистически значимый прирост отдельных психофизиологических показателей (таблица 5).
Таблица 5 – Результаты психофизиологических показателей хоккеистов 9-10 лет (n=20) до и после педагогического эксперимента
До эксперимента х̅±σ
После эксперимента х̅±σ
Показатели Кгр n=20
«ПЗМР» (мс) 273,89± 47,04
«Реакция выбора» (мс) 401,38± 55,02
Процент точных 43,30± реакций 10,61
Процент запозданий 32,26± 9,39
Процент опережений 24,43± 10,40
Время реакции (мс) 347,94± 54,25
Устойчивость (с) 0,87± 0,11
Концентрация (с) 1,05± 0,24
Эгр Р Кгр n=20 n=20 266,53± >0,05 271,72± 48,93 50,32 398,37± >0,05 392,01± 81,37 50,87
44,96± >0,05 45,04± 9,23 10,38 30,61± >0,05 31,22±
7,59 8,31 24,43± >0,05 23,74± 8,85 8,16
337,62± >0,05 334,35± 45,21 44,48 0,91± >0,05 0,90± 0,09 0,10 0,99± >0,05 0,99± 0,13 0,10
Эгр Р n=20
245,43± <0,05 30,64
361,90± <0,05 45,03
51,13± <0,05 12,51
25,57± <0,05 8,04
23,30± >0,05 8,35
328,88± >0,05 47,43
0,96± <0,05 0,09
0,89± <0,05 0,12
355,82± <0,05 30,87
67,80±
12,28 <0,05
41,17± <0,05 7,65
«Помехоустойчивость»(мс) 395,77± 384,41± >0,05 383,37±
52,29
58,04 53,39
«Память на образы» (кол-во распознаваемых объектов в %)
«Кубики Коса» (б)
56,15± 13,88
33,83± 10,57
58,17± 58,72± 15,13 >0,05 14,32
35,04± >0,05 35,22± 10,64 10,51
Примечание. Кгр – контрольная группа; Эгр – экспериментальная группа; ПЗМР – простая зрительно-моторная реакция.
«Оценка внимания»
«РДО»
Согласно положительной динамике результатов простой и сложной сенсомоторной реакции можно судить о том, что педагогический эксперимент способствовал повышению способности своевременно реагировать на внешние раздражители в простых и сложных условиях. Исходя из положительной динамики результатов тестов «Устойчивость внимания», «Концентрация внимания» и «Помехоустойчивость», можно заключить, что эксперимент повлиял на повышение скорости выделения значимых для занимающихся объектов и сохранение на них концентрации, а также повысил способность быстрого реагирования в условиях повышенного внешнего раздражения. Кроме этого, у занимающихся ЭГ произошли качественные изменения показателей краткосрочной зрительной памяти и интеллектуальных способностей, что подтверждается результатами тестов: «Память на образы» и «Кубики Коса».
Посредством повышения психофизиологических показателей и показателей технической подготовленности у испытуемых экспериментальной группы произошли статистически значимые количественные и качественные изменения в компонентах соревновательной деятельности (таблица 6).
Таблица 6 – Результаты оценки эффективности индивидуальных тактико- технических действий хоккеистов контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента (n=5; количество игр)
До эксперимента
Качество ТТД
Количество ТТД
Кгр Эгр P Кгр Эгр P
n=20 х̅±σ
Вбр 42,6±3,1 Пр 88,4±8,0 Пер 152,8±3,2 Вед 36,0±11,3
Обв 37,4±5,8 Отб 79,6±4,7 Пдб 68,8±6,5
Бр 52,6±1,5
Вбр 41,4±4,1 Пр 90,4±5,7 Пер 155,2±5,7
Вед 35,6±5,5 Обв 36,8±4,0 Отб 86,8±2,8 Пдб 72,6±2,4
n=20 х̅±σ 42,0±4,0 89,2±3,0 154,0±7,8 37,4±1,7 36,6±4,5 81,2±7,6 70,2±6,5 50,2±4,7
n=20 n=20
х̅±σ Me х̅±σ Me >0,05 2,6±0,3 2,6 2,7±0,2 2,7 >0,05 3,8±0,3 3,9 4,0±0,5 3,9 >0,05 3,5±0,2 3,5 3,6±0,2 3,7 >0,05 3,1±0,3 3,0 3,3±0,3 3,3 >0,05 3,3±0,2 3,3 3,4±0,2 3,5 >0,05 2,4±0,3 2,3 2,5±0,3 2,5 >0,05 3,6±0,3 3,7 3,6±0,2 3,6 >0,05 2,2±0,1 2,2 2,3±0,2 2,3
После эксперимента
>0,05 2,8±0,3 2,7 2,9±0,2 2,9 <0,05 4,1±0,4 4,1 4,4±0,2 4,4 <0,05 3,7±0,2 3,6 3,9±0,2 3,9 <0,05 3,4±0,4 3,5 3,9±0,2 3,9 <0,05 3,3±0,4 3,4 3,9±0,2 4,0 <0,05 2,6±0,2 2,5 2,7±0,2 2,8 <0,05 3,7±0,3 3,7 4,1±0,1 4,1 <0,05 2,3±0,2 2,4 2,6±0,1 2,6
>0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
>0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05
39,0±3,6 101,2±5,6 164,2±5,1 44,4±2,9 44,4±2,9 89,0±1,7 77,8±3,2 60,4±3,8
Бр 52,6±5,0
Примечание. ТТД – тактико-технические действия; Кгр – контрольная группа; Эгр – экспериментальная группа; Вбр – Вбрасывание; Пр – Приём; Пер – Передача; Вед – Ведение; Обв – Обводка; Отб – Отбор; Пдб – Подбор; Бр – Бросок
Компоненты игры
Анализ количественных показателей указывает на то, что у хоккеистов экспериментальной группы в семи из восьми игровых компонентах увеличилось число выполняемых игровых действий, к которым относятся «Приём», «Передача», «Ведение», «Обводка», «Отбор», «Подбор», «Бросок» (различия статистически достоверны на уровне значимости p<0,05). Помимо изменения количественных показателей произошёл прирост качества выполнения следующих игровых компонентов: «Приём», «Передача», «Ведение», «Обводка», «Отбор», «Подбор». Следует отметить, что отсутствие прироста на статистически достоверном уровне в результатах эффективности игры на точке вбрасывания объясняется тем, что в методике применялось недостаточно упражнений для развития данного игрового компонента.
Исходя из полученных результатов исследования, можно сделать заключение о том, что предложенная нами методика обучения индивидуальным тактико- техническим действиям значительным образом способствовала повышению уровня психофизиологических показателей, технической и игровой подготовленности хоккеистов экспериментальной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволили сделать следующие выводы:
1. В процессе анализа существующих в теории и практике хоккея методик индивидуальной тактико-технической подготовки хоккеистов было установлено, что на этапе начальной спортивной подготовки обучение игровым приёмам осуществляется с преобладанием систематических повторений базовых технических приёмов в простых условиях. Ввиду устоявшегося дифференцированного подхода к индивидуальной тактико-технической подготовке юных хоккеистов в тренировочных упражнениях зачастую не учитывается взаимосвязь между игровым приёмом и его предназначенности к той или иной игровой ситуации. Вследствие этого оптимальным путём повышения эффективности индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов на этапе начальной спортивной подготовки можно считать применение деятельностно-ситуативного подхода обучения, сочетающего в себе развитие ориентировочного и исполнительского компонентов двигательного действия.
2. Выявлено, что в тренировочных играх юные хоккеисты действуют результативнее. Анализируя различия в количественных показателях нами установлено, что 7 из 8 компонентов игры в тренировочных двусторонних играх между собой выполняются чаще, чем в соперничестве с другими командами. Анализ качественных показателей указывает на то, что 5 из 8 игровых показателей в тренировочных играх выполняются юными хоккеистами эффективнее, чем в
соревновательной деятельности. Вместе с тем определено, что наиболее трудными для реализации индивидуальных тактико-технических действий являются участки площадки вблизи бортов, в условиях которых игроки принимают нерациональные игровые решения, снижающие эффективность индивидуальных действий. Помимо этого, можно сказать, что ключевым фактором снижения эффективности индивидуальных действий является недостаточный зрительный контроль игровых ситуаций, на долю которого приходится 26,1%.
3. С помощью разработанной нами универсальной схемы описания фаз тактико-технических действий выявлены минимальные игровые ситуации в структуре индивидуальных тактико-технических действий юных хоккеистов, которые характеризуются получением наглядно-образной информации о деталях игровой ситуации и в соответствие с их содержанием выбором оптимальных решений для эффективной реализации игровых противостояний. Определено, что предварительная фаза является определяющей в выборе игровых решений, от которой зависит эффективность индивидуальных тактико-технических действий юных хоккеистов.
4. Разработана вероятностная модель построения упражнений на основе оценки и анализа индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов, включающая в себя 5 компонентов: место реализации действия, анализ избранных игроками средств игры, движений, траекторий передвижений и пространственных параметров реализации действий. Имеющиеся данные позволяют формировать тренировочные упражнения разной сложности, позволяющие решать задачи, направленные на обучение игровым приёмам в специфических игровых условиях, и исправление игровых недостатков, выявленных в ходе оценки соревновательно- игровой деятельности юных хоккеистов.
5. Разработана вероятностная модель обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет, позволяющая формировать ориентировочно-исполнительский компонент двигательного действия. Следует отметить, что важную роль в реализации индивидуальных действий играет изучение и анализ занимающимися начальных игровых условий.
6. Эмпирическим путём доказано, что применение методики обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет на основе конструирования ситуативных задач способствовало повышению психофизиологических показателей и их компонентов. На уровне достоверных различий (при Р<0,05) произошли качественные изменения в тестах – «Простая зрительно-моторная реакция», «Реакция выбора», «Процент точных реакций», «Процент запаздывающих реакций», «Устойчивость внимания», «Концентрация внимания», «Помехоустойчивость», «Память на образы» и «Кубики Коса». Наиболее значимые изменения произошли в следующих тестах – «Бег на коньках
36 м лицом», «Бег на коньках 36 м спиной», «Слаломный бег на коньках без шайбы», «Слаломный бег на коньках с шайбой», «Восьмёрка на месте», «Контроль техники передач за 30 с», «Точность бросков в движении за 45 с».
7. Посредством повышения показателей психомоторики и уровня технической подготовленности занимающихся улучшились показатели стабильности и вариативности индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов. В экспериментальной группе в нескольких игровых показателях произошли количественно-качественные изменения. В соревновательной деятельности испытуемые ЭГ стали выполнять больше игровых приёмов. В частности, увеличилось количество приёмов, передач, ведений, обводок, отборов, подборов и бросков по воротам (при Р<0,05). Результаты экспертной оценки индивидуальных приёмов игры показали, что помимо изменения количественных показателей произошёл прирост качества выполнения следующих игровых компонентов – приём, передача, ведение, обводка, отбор, подбор (при Р<0,05).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На основе полученных результатов диссертационного исследования можно сформулировать ряд следующих практических рекомендации по организации процесса обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет:
1. Для повышения эффективности тактико-технической подготовки рекомендуется формировать тренировочные упражнения на основе оценки и анализа соревновательной деятельности юных хоккеистов. В данной диссертации основу игровых ситуаций составляют характеристики малоэффективных тактико- технических действий, основными из которых являются:
- наиболее трудные для реализации индивидуальных игровых действий участки площадки;
- типовые ошибки, снижающие эффективность игровых приёмов;
- пространственные параметры индивидуальных игровых противостояний;
- траектории передвижения игроков и полёта шайбы в ходе реализации
отрицательно оценённых тактико-технических действий.
2. Для получения сведений о технической подготовленности хоккеистов
начальной спортивной подготовки рекомендуется использовать предложенный в данной работе метод экспертной оценки освоения технических приёмов, содержащий специальные тестовые испытания и оценочный лист с качественными критериями.
3. Для объективной оценки соревновательной деятельности хоккеистов начальной спортивной подготовки предложены качественные критерии оценки
индивидуальных тактико-технических действий, расположенные в порядке ранжирования (от 1 до 5 баллов).
4. Для увеличения количества изучаемых юными игроками игровых ситуаций и эффективного обучения индивидуальным тактико-техническим действиям рекомендуется последовательно усложнять условия выполнения упражнений, варьируя при этом:
- участки площадки;
- формы организации упражнений;
- количественный состав участников упражнений;
- пространственно-временные параметры тактико-технических действий;
- уровень внешних помех и активности противостояний соперника;
- степень предсказуемости при оказании сопротивления;
- темп выполнения упражнений;
- способ поощрения и наказания по результатам выполнения упражнений.
5. Для повышения эффективности индивидуальных тактико-технических
действий хоккеистов 9-10 лет рекомендуется осваивать приёмы игры с помощью деятельностно-ситуативного подхода, предполагающего изучение начальных игровых ситуаций и выбор наиболее рациональных способов достижения цели.
6. С помощью предложенной в данной работе модели фазовой структуры тактико-технических действий представляется возможность определять минимальные игровые ситуаций в структуре индивидуальных игровых противостояний хоккеистов, уточнять содержание игровых ситуаций и определять наиболее оптимальные способы решения задач в соответствии с наглядно- информационными образами движений и действий.
Актуальность исследования. Современный хоккей требует от спортсменов умения применять широкий спектр технических и тактических приёмов в тренировочных и соревновательных условиях, обусловленных наличием знаний о
способах ведения спортивной борьбы (Газимов И. Р. Методика технической подготовки хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. No1 (119). С. 56-60).
Специалистами отмечается, что успешность в игровой деятельности зависит
не только от сформированности у игроков представления о структуре движения,
умения стабильно выполнять их, но и от знаний специфических игровых условий
(Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии : учебное пособие. М.: Советский спорт, 2005. 232 с. ; Jianyun C. A. Unified framework for semantic content analysis in sports video // Proc. 2nd Int.
Conf. Information Technology for Application (ICITA). 2004. P. 149–153). Игрокам необходимо выполнять большое количество индивидуальных и групповых действий в единицу времени, оперативно и рационально принимать решения в складывающихся ситуациях.
Однако наблюдения за соревновательной деятельностью юных хоккеистов показывают, что игроки часто используют одинаковые приёмы в разных игровых ситуациях или выжидают, пока игровая ситуация будет соответствовать тем действиям, которые они привыкли использовать в тренировочных условиях
(Королев Ю.В. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2012. 117 с.; Камалов А.К. Обучение техники катания на коньках юных хоккеистов на начальном этапе подготовки // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. 2016. С. 336-337 ; Зыков А.В. Технико-тактические задачи в обучении согласованности действий юных хоккеистов // В сборнике: международные спортивные игры «Дети Азии» – фактор продвижения идей олимпизма и подготовки спортивного резерва. 2016. С. 327-330).
Возникает проблемная ситуация, которая выражается в том, что часто игроки неправильно расценивают игровые ситуации и принимают нерациональные решения, что приводит к недостаточной стабильности и вариативности индивидуальных действий. В данном аспекте восприятие, представление двигательного действия и игровой ситуации имеют важное значение для эффективной реализации игровых и тренировочных задач.
Постановка ситуативных задач в процессе тактико-технической подготовки
спортсменов позволяет более предметно рассматривать игровую деятельность,
«накладывать» структуру действий на структуру игры (Козин В.В. Рассмотрение
игровой деятельности через призму соревновательной категории // В сборнике: актуальные
вопросы теории и методики подготовки тренерских кадров. 2017. С. 37-40). Помимо этого,
решается проблема дифференцированности содержания игровой деятельности,
отражающаяся в учебниках по спортивным играм разделами техники и тактики
игры (Яхонтов Е.Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход
спортивных игр понятия «ситуационная техника» // Научно-педагогические школы университета : научные труды : ежегодник. 2016. С. 26-36).
Таким образом, если тренер не поможет игроку сформировать представления о логическом пространстве игры, определяющие подцели игровой деятельности и осмысление возникающих при этом ситуативных задач вместе со способами их решения, то игрок подсознательно будет формировать их сам методом «попутного научения» в ходе самой игры. По мнению Ю.М. Макарова, подобный подход к обучению приводит к бесконтрольному и неуправляемому приобретению игрового опыта (Макаров Ю.М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2013. 47 с.). Результаты такого научения отрывочны и бессистемны, при этом сам процесс обучения занимает долгое время.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы обучения
двигательным действиям спортсменов с учётом ситуационной изменчивости игры
изучались рядом исследователей (Черенков Р. Д. Модель построения тренировки хоккеистов на промежуточном этапе подготовки // Теория и практика физической культуры.
1995. No 8. С. 10–12 ; Данилов В. А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе : теория и методика : автореф. дис. … д-ра пед.наук. М., 1996 ; Быстров В. А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов. М. : Терра-Спорт, 2000. 63 с. ; Болотин А.Э., Михайлов К.К. Особенности педагогической технологии управления учебно-тренировочным процессом юных хоккеистов по овладению техникой катания на коньках // Новая наука: теоретический и практический взгляд. Спб.: No 5. 2016. С. 14-16; ). Однако при обучении занимающихся акцент педагогических воздействий в существенной мере был направлен на систематическое повторение игровых приёмов. В то же время авторами недостаточно учитывались особенности тактико-технических действий спортсменов с учётом динамики и взаимосвязи игровых ситуаций. Таким образом, принцип доведения игровых действий до автоматизма часто не соответствует
условиям игры и ограничивает диапазон восприятия информации (Козин В.В. Проблема ситуационных представлений в игровых видах спорта // В сборнике: рудиковские чтения
материалы ХII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. Министерство спорта РФ, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФУ). 2016. С. 181-184; Макаров Ю.М. Концепция формирования игровой деятельности в спортивных играх // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. No 7 (101). 2013. С. 78-83).
Стоит отметить, что, с одной стороны, в специализированной литературе имеется достаточно обширная научно-методическая база, обеспечивающая рост индивидуального мастерства хоккеистов разной квалификации, в том числе и начальной спортивной подготовки, с другой – имеется недостаточно научных и методических разработок по вопросам обучения индивидуальным тактико- техническим действиям юных хоккеистов с учётом ситуативности игровой деятельности.
Таким образом реферативный обзор литературных данных свидетельствует о существовании противоречий на:
– социально-практическом уровне: между высоким качеством освоения юными хоккеистами базовых технических приёмов, и низкой эффективностью их применения в соревновательной деятельности, обусловленной недостаточностью знаний о способах решения игровых задач в специфических игровых условиях;
– научно-методическом уровне: между высокой значимостью ориентировочного компонента действий в соревновательной деятельности спортсменов-игровиков и недостаточностью научно-методических разработок по вопросам обучения индивидуальным тактико-техническим действиям юных хоккеистов, учитывающего ситуационную составляющую.
Ввиду этого актуальной является проблема, заключающаяся в повышении эффективности обучения юных хоккеистов индивидуальным тактико-техническим действиям с учетом структуры двигательных действий и содержания игровых ситуаций.
Объект исследования: тактическая и техническая подготовка хоккеистов 9-10 лет.
Предмет исследования: методика обучения индивидуальным тактико- техническим действиям хоккеистов 9-10 лет на основе конструирования ситуативных задач.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики обучения индивидуальным тактико- техническим действиям хоккеистов 9-10 лет на основе конструирования ситуативных задач.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс обучения хоккеистов 9-10 лет индивидуальным тактико-техническим действиям будет более эффективен если:
– изучение специфики тактико-технических действий происходит с учетом структуры минимальных игровых ситуаций соревновательной деятельности;
– в содержание упражнений включены ситуативные задачи, обеспечивающие при их решении формирование ориентировочной основы действий (наглядно- информационных образов).
Задачи исследования:
1. Определить пути повышения эффективности индивидуальных тактико- технических действий хоккеистов 9-10 лет;
2. Выявить особенности реализации тактико-технических действий хоккеистов 9-10 лет и разработать критерии их оценивания;
3. Выявить минимальные игровые ситуации в соревновательной деятельности 9-10-летних хоккеистов; 4. Разработать и теоретически обосновать модель построения упражнений на основе оценки и анализа индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов;
5. Разработать методику обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет на основе конструирования ситуативных задач и экспериментально проверить эффективность ее применения.
Методы исследования определялись многоплановостью исследовательских задач. Комплекс методов включал в себя: теоретический анализ данных научно- методической литературы; анализ программного материала; анкетирование тренеров; видеоанализ соревновательной деятельности; педагогическое наблюдение; экспертную оценку; психолого-педагогическое тестирование; моделирование; педагогический эксперимент; математико-статистическую обработку полученных данных с последующей их логической интерпретацией.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические основы взаимообусловленности соревновательной ситуации и структуры движений, двигательной активности спортсменов в условиях противоборства (Ахмеров Э. К. Особенности ситуационной обусловленности структуры
движений в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. 1978. No 5. С. 17–19; Келлер B. C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях : автореф. дис. … д-ра пед. наук М., 1986. 40 с. ; Макаров Ю.М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2013. 47 с.); основы алгоритмизации и моделирования технико-тактических
действий спортсменов (Дмитриев С.В., Михайлов Ю.А. Теория спортивной техники и «семантики движений» – в поисках взаимодействия // Физическое воспитание студентов. 2010.
No 4. С. 15-25 ; В. А. Усков В. А. Механизмы решения оперативно- тактических задач в игровых видах спорта // Теория и практика физической̆ культуры. 2002. No 6. С. 31–34);
кинезиологические основы двигательной активности (Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии : учебное пособие. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.); концепция «ситуационной техники», игрового проектирования в обучении игровой соревновательной деятельности (Портных Ю.И. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной деятельности // Ученые записки
университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. No 1 (59). С. 85-88 ; Яхонтов Е.Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» // Научно-педагогические школы университета : научные труды : ежегодник. 2016. С. 26-36); теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. No 3. 2010. С. 111-114 ; Талызина, Н.Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. No 4. С. 157-162).
Научная новизна исследования:
– выявлены особенности реализации индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов 9-10 лет;
– разработаны критерии оценки индивидуальных тактико-технических действий юных хоккеистов;
– разработана и теоретически обоснована модель построения упражнений на основе оценки и анализа индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов;
– разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика обучения индивидуальным тактико-техническим действиям юных хоккеистов 9-10 лет на основе конструирования ситуативных задач, включающих сопоставление наглядно-информационных образов движений и содержание минимальных игровых ситуаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики хоккея данными, которые позволяют:
– расширить существующие представления о возможностях индивидуальной тактико-технической подготовки хоккеистов 9-10 лет;
– выделить критерии оценки индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов;
– систематизировать формирование игровых ситуаций при обучении индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов начальной спортивной подготовки;
– уточнить последовательность разработки ситуативных упражнений при тактико-технической подготовке хоккеистов. Практическая значимость исследования заключается в возможном использовании модели построения упражнений с содержанием ситуативных задач, сформированных на основе оценки и анализа индивидуальных игровых действий и направленных на обучение индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет:
– разработаны критерии оценки качества выполнения индивидуальных игровых действий, позволяющие оценивать соревновательную деятельность и определять уровень индивидуальной тактико-технической подготовленности хоккеистов различной квалификации;
– определена совокупность двигательных операций, необходимых для решения индивидуальных тактико-технических задач спортсменом в минимальных игровых ситуациях;
– предложена модель построения упражнений на основе оценки и анализа индивидуальных игровых действий в соревновательной деятельности, которая может быть использована при разработке ситуативных упражнений, направленных на обучение индивидуальным тактико-техническим действиям юных хоккеистов;
– разработаны практические рекомендации по использованию методики обучения индивидуальным тактико-техническим действиям юных хоккеистов, позволяющие тренерам моделировать игровые ситуации разной сложности при разработке упражнений тактико-технической направленности.
Полученные результаты могут быть использованы:
– в практической деятельности спортивных школ, клубов при обучении хоккеистов начального этапа спортивной подготовки;
– в системе подготовки специалистов в области хоккея с шайбой в средне- специальных и высших учебных заведениях;
– на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по хоккею с шайбой.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эффективное обучение индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов начальной спортивной подготовки достигается с помощью формирования ориентировочно-исполнительского компонента занимающихся, основанного на наглядно-информационных образах движений и их индивидуальной согласованности в структуре минимальных игровых ситуаций.
2. Модель построения упражнений с содержанием ситуативных задач основывается на объективной информации об особенностях малоэффективных тактико-технических действий хоккеистов 9-10 лет, полученных в ходе анализа соревновательной и игровой деятельности (наиболее трудные для реализации индивидуальных тактико-технических действий участки площадки; позиции и движения игроков в ходе реализации малоэффективных тактико-технических действий, переходящие в типовые ошибки; пространственные характеристики малоэффективных индивидуальных действий).
3. Методика обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет включает упражнения с содержанием ситуативных задач, способствующих формированию наглядно-информационных образов движений и действий в зависимости от структуры минимальных игровых ситуаций, что способствует повышению уровня индивидуальной тактико-технической подготовленности.
Структура и объём работы. Диссертация изложена на 233 страницах и состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы, списка иллюстрационного материала, приложений. Работа содержит 24 таблицы, 36 рисунков и 14 приложений. Список литературы состоит из 196 источников, из которых 15 зарубежных и 1 интернет-ресурс.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!