Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………. 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДВИГАТЕЛЬНЫМ
ДЕЙСТВИЯМ …………………………………………………….. 15
1.1 Характеристика процесса усвоения двигательных действий как
учебно-познавательной деятельности ……………..…………..…. 15
1.2 Педагогические технологии совершенствования процесса
обучения младших школьников двигательным действиям……… 18
1.3 Универсальные учебные действия как метапредметные
результаты физического воспитания младших школьников ……. 30
1.4 Формирование универсальных учебных действий как
метапредметных результатов физического воспитания младших
школьников……………………………….…………………………. 34
Заключение по первой главе ……………………….……………………. 52
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………. 55
2.1 Методы исследования……………………………………………….. 55
2.2 Организация исследования………………………………………… 60
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЕЙСТВИЯМ С МЯЧОМ И
МЕТОДИКА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ …………………………………… 61
3.1 Структурно-логический анализ системы движений и
двигательных действий с мячом ……………………………..…… 61
3.2 Программа обучения младших школьников действиям с
мячом………………………………………………………………… 70
3.3 Методика обучения младших школьников действиям с мячом на
уроках физической культуры ………………………………..……. 80
Заключение по третьей главе…………………………….…….………. 101
ГЛАВА 4 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ДЕЙСТВИЯМ С МЯЧОМ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ …………………………………….. 104
4.1 Предметные результаты обучения действиям с мячом ………… 104
4.2 Метапредметные и личностные результаты обучения действиям
с мячом …………………………………………………………..… 110
Заключение по четвертой главе…………………………………..…… 119
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………….…….. 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 126
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ….……………………………….…. 131
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..………… 138
ПРИЛОЖЕНИЕ А Базовые элементы технических приемов и требования к
их выполнению ………………………………………………………………………….. 166
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Стандартизованная методика для определения уровня
умственного развития младших школьников Э.Ф. Замбацявичене………… 168
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика диагностики уровня сформированности
теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших
школьников «Логические задачи»………………………………….………….. 171
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Выкладывание маршрута по образцу……………………….. 174
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Задание «Дорога к дому»…………………………………… 176
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Анкета «Оценка уровня школьной мотивации»
Н.Г. Лускановой………………………………………………………………….. 178
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Методика «Кто я?» (модификация методики Куна)…… 180
ПРИЛОЖЕНИЕ И Акты внедрения………………….………………………….. 181

Во введении обоснованы актуальность, представлены проблема, цель,
объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, а также его научная
новизна, теоретическая и практическая значимость, раскрыто содержание этапов
работы, приведены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические и методические основы совершенствования
процесса обучения младших школьников двигательным действиям» приведены
материалыреферативногообзоранаучно-методическойлитературы,
раскрывающие современное понимание учебной деятельности, сущность и
содержание педагогических технологий совершенствования процесса обучения
младших школьников двигательным действиям, представлена сущностно-
содержательная характеристика универсальных учебных действий как
метапредметных результатов физического воспитания, проанализирован и
обобщен накопленный в теории и методике физического воспитания позитивный
опыт их формирования средствами подвижных и спортивных игр с мячом.
Во второй главе «Методы и организация исследования» представлен
комплекс научных методов, включающий: анализ и обобщение научно-
методическойлитературы,педагогическоетестирование,методы
психодиагностики, методы экспертной оценки, педагогический эксперимент и
методы математической статистики, раскрываются этапы исследования.
В третьей главе «Экспериментальная программа обучения младших
школьников действиям с мячом и методика ее реализации на уроках физической
культуры» нами выделены и охарактеризованы элементы техники перемещений и
техники действий с мячом, определены существующие между ними структурно-
логические связи общего и частного в их содержании.
К элементам техники перемещений нами отнесены:
– «основная стойка» – базовый элемент, общий для всех действий человека
в позе «прямостояния» (сущность первого порядка; существенные признаки:
взаиморасположение ушной, плечевой, большого вертела, коленной точек и форма
позвоночного столба относительно вертикали);
– «игровая стойка» – элемент, общий для действий в спортивных играх с
мячом (сущность второго порядка; существенные признаки: ноги на ширине плеч,
одна впереди другой, вес тела на носках, руки свободно опущены);
– «шаг» – элемент, общий для всех способов перемещения (сущность
третьего порядка; существенные признаки: устойчивая упругая динамическая
опора и смена опоры).
С учетом этих элементов нами осуществлена содержательная
характеристика способов перемещения «шагом»: «шаг ходьбы», «беговой шаг»,
«ускоряющий шаг», «стопорящий шаг», «шаг поворота», «шаг прыжком»
(сущность четвертого порядка). Эти шаги различаются способами выполнения
составляющих их содержание фаз заднего и переднего маха, заднего и переднего
толчка и работы рук (Таблица 1).
Таблица 1 – Характеристика способов перемещения, входящих в содержание
действий с мячом
IОсновная стойка
IIИгровая стойка
Шаг: (упругая динамическая опора и смена опоры)
IIIБеговойШагСтопорящийШагШаг
Виды шагаШаг ходьбы
шагускоренияшагповоротапрыжком
Прыжок
СпособыОстановкаПовороты
IVХодьбаБегРывоктолчком
перемещенияшагомв беге
одной ногой
Продолжение таблицы 1
Правила выполнения способов перемещения
Активный
Активный вынос бедраТорможение бедравынос
Фаза заднегобедра
маха
по низкойпятка по прямой к
без сгибания в коленном суставе
траекториитазу
Постановка на
переднюю частьМах бедром
стопыПостановка
Постановка
прямойв сторону
с пятки на
Фаза переднегоногой нас опоройвперед-
всю стопу
пятку занавверх с
махаблизко кнадополшага до переднюю приземле-
проекции проекции проекции
проекциичастьнием в
ЦМТЦМТЦМТЦМТстопы заигровую
проекциейстойку
ЦМТ
Фаза переднегоУпругое сгибание ноги в коленном и голеностопном суставах
толчкаНебольшоеБольшое
Упругое разгибание
Упругое разгибание ноги
ноги в коленном и
в коленном и голеностопном
Фаза заднегоголеностопном
суставах:
толчкаРазгибаниесуставах:
отсутствует в сторонувперед-
в сторону перемещения
поворотавверх
в сторонувперед-
Мах рукамиПерекрестно маху ногами
поворотавверх

Выполнение этих шагов выполняется в спортивных играх с учетом
конкретных условий с обязательным соблюдением выделенных нами
существенных признаков (сущность пятого порядка).
Существенным элементом, который присутствует во всех действиях с
мячом, является шаг выхода на мяч (сущность первого порядка). На втором уровне
обобщения находятся два основных вида действий с мячом: прием и перемещение
мяча, на третьем уровне – способы выполнения приема мяча (ловля мяча и прием
мяча с отскоком) и способы перемещения мяча (катание, толкание, удар и
метание мяча); на четвертом уровне – способы ловли мяча (одной и двумя руками)
и способы выполнения приема мяча с отскоком (прием-передача в волейболе,
прием мяча серединой лба, грудью, бедром, внутренней и внешней стороной
стопы и подъема, серединой подъема, носком) (Таблица 2).
На четвертом уровне обобщения также находятся способы: катания мяча
(подошвой, внутренней и внешней частью стопы); толкания мяча: двумя руками –
прием-передача в волейболе, бросок двумя руками от груди; одной рукой – бросок
одной рукой от плеча, ведение мяча баскетболе; ведение мяча в футболе, удар
внутренней стороной стопы и внешней частью подъема); удара по мячу:
нападающий удар в волейболе, удар серединой, внешней и внутренней частью
подъема, удар серединой лба; метания мяча: вбрасывание мяча в футболе, бросок
мяча одной и двумя руками из-за головы.
Приведенные выше действия с мячом различаются с учетом траектории
перемещения мяча (пятый уровень обобщения). В способы их выполнения
вносятся изменения, обусловленные как особенностями выхода на мяч после шага
ходьбы, бега, стопорящего шага, шага поворота и шага-прыжком, так и
своеобразием решаемых двигательных задач (шестой уровень обобщения).

Таблица 2 – Характеристика двигательных действий с мячом
IВыход на мяч с использованием различных видов «шага»
IIПрием мячаПеремещение мяча
IIIПрием с
Ловля мячаКатаниеТолканиеМетаниеУдар
отскоком
Действия с мячом (технические приемы)
Прием мячаПрием –ВедениеВедениеВбрасывание Нападающий
внутреннейпередачамяча вмяча вмяча.удар рукой
сторонойдвумямини-футболе.МетаниеУдар
стопы.рукамифутболеУдармалого мяча.серединой
Приемсверху.внутренней Бросок двумяподъема.
летящего мяча Ловля однойи внешнейруками отУдар
грудью,и двумясторонойгруди.серединой
IV
бедром,руками мяча,стопыПрием-лба
подъемом,летящего напередача
серединой лба,уровнедвумя
руками.пояса, груди,руками
Прием-выше головысверху.
передача мячаВедение
двумя рукамирукой
снизу
Правила выполнения действий с мячом
упругостьмягкость воздействия на мячжесткость
Вынос звена тела к мячубез замахас замахом
Уступающее движениебез хлестас хлестом

Осуществленная нами систематизация движений и двигательных действий с
мячом с учетом общего и частного в их содержании позволяет реализовать в
процессе ее формирования принцип содержательного обобщения в обучении. Это
предполагает последовательность обучения от усвоения сущности первого
порядка (игровой стойки) к овладению движениями и двигательными действиями,
относящимися к частным уровням обобщения.
Программа обучения действиям с мячом и методика ее реализации
разработаны нами с учетом требований ФГОС НОО к предметным и
метапредметным целям и результатам обучения предмету «Физическая культура».
Предметная цель заключается в формировании системы знаний, умений и
навыков и развитии двигательных способностей, обусловливающих готовность к
эффективному применению движений и двигательных действий с мячом в
соревновательно-игровой деятельности в спортивных играх с мячом.
Метапредметной целью является формирование у младших школьников в
процессе обучения действиям с мячом познавательных, регулятивных,
коммуникативных и личностных УУД.
С учетом цели и задач программы обучения действиям с мячом в ее
содержание включены предметный и метапредметный блоки. Предметный блок
включает три раздела: «Теоретические знания». «Умения и навыки» и
«Физическоесовершенствование».Метапредметныйблоксодержит
познавательные(общеучебные,знаково-символические,логические),
регулятивные УУД (целеполагание, планирование, контроль, оценивание и
коррекция, самоконтроль, самооценка и самокоррекция), коммуникативные
(словесная регуляция, устное и письменное описание, взаимодействие) и
личностные (мотивация учебной деятельности, Я-концепция, самоотношение) УУД.
Программа реализуется в течение 2-х лет обучения в начальной школе (3-4
годы обучения) при изучении разделов «Подвижные игры» (базовая часть) и
«Подвижные игры с элементами спортивных игр» (вариативная часть) предмета
«Физическая культура». На освоение программы выделяется 60 часов – по 30
часов в каждый год обучения. Формирование УУД осуществляется в процессе
усвоения содержания предметного блока образовательной программы. В
программе представлены планируемые результаты ее освоения младшими
школьниками.
При разработке методики обучения действия с мячом мы учитывали
концептуальныеположениясистемно-деятельностногоподхода.Она
предполагает, с одной стороны, включение младших школьников в учебную
деятельность в качестве ее активного субъекта, с другой – системную
организацию самой деятельности, при которой все осуществляемые младшим
школьникомучебныедействия(познавательные,коммуникативные,
регулятивные) объединены в целостную систему, внося свой специфический вклад
в достижение ее цели: овладение способом решения учебной задачи.
Структурно-логический анализ двигательных действий с мячом с
выделением общего и частного в их содержании позволил определить
вертикальную последовательность обучения в направлении от усвоения общего
исходного понятия до усвоения его конкретных проявлений. Обучение начинается
с освоения основной, а затем, игровой стойки, затем младшие школьники
овладевают понятиями «шага» и его разновидностей. Владение этими понятиями
создает предпосылки для овладения основными способами перемещения в
спортивных играх – бег, рывок, остановка, повороты и прыжки.
Эти способы перемещения являются составной частью двигательных
действий с мячом, в этом качестве они выступают как выход на мяч. Выход на мяч
является исходной абстракцией для всех игровых действий с мячом.
Частные способы выполнения выхода на мяч обусловлены качественным
своеобразием решаемых двигательных задач – принять мяч или переместить его в
определенную точку пространства. После овладения понятием «выход на мяч»
младшие школьники могут приступить к освоению ловли мяча руками (рукой) и
приема мяча с отскоком. Одновременно изучаются приемы перемещения мяча,
начиная с самого простого – катания, а затем толкания мяча. После освоения этих
приемов можно перейти к изучению бросания и метания мяча, удара по мячу.
При определении последовательности изучения двигательных действий,
находящихся на одном уровне обобщения (горизонтальная последовательность),
дети в первую очередь овладевают базовым действием:
1) в котором представлены все элементы, входящие в содержание остальных
действий данного уровня обобщения, то есть являются общими для них. Это
обусловливает возможность положительного переноса, приобретенного при
изучении базового действия двигательного опыта на усвоение других действий;
2) частные элементы которого содержатся в двигательном опыте
большинства обучаемых. Это обусловливает быстроту и легкость его усвоения.
Базовыми двигательными действиями, с которых начинается изучение
двигательных действий соответствующего уровня обобщения являются: «игровая
стойка», «шаг ходьбы», «выход на мяч при ведении мяча ногой», «ловля летящего
навстречу мяча двумя руками снизу», «прием летящего навстречу мяча с отскоком
двумя руками», «ведение мяча внешней частью подъема и ведение мяча рукой»,
«удар серединой подъема». После освоения отдельных движений и двигательных
действий происходит их объединение в целостные связки: прием (ловля) мяча –
ведение мяча – передача (или удар и бросок). Подвижные игры с элементами
спортивных игр применяются в конце каждого урока.
В структуру и содержание нашей методики заложена система заданий,
направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение
учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности
самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая
ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.
Необходимым условием возникновения и осуществления учебно-
познавательной деятельности являлось создание проблемной ситуации. Для этого
перед младшим школьником ставилась определенная двигательная задача
(выполнить определенное движение или действие с мячом), способ решения
которой ему неизвестен. Существование этого противоречия порождает и
направляет познавательную активность на открытие этого способа.
Процесс обучения начинался с принятия учебной задачи. Учитель
демонстрировал разучиваемое двигательное действие, рассказывал о его
значимости для игровой деятельности, предлагал самостоятельно выполнить его,
обращая внимание на то, что они готовы к тому, чтобы усвоить его в процессе
обучения.
Следующим учебным действием является определение всеобщего
отношения (исходной абстракции), которое обусловливает способ решения не
только конкретно решаемой частной задачи, но и определяет, как закон, решение
целого класса подобных задач. Учебные действия по определению этого
отношения совершались изначально в предметно-чувственной форме в виде
поиска и апробации различных способов решения двигательной задачи (например,
правило «хлеста» при выполнении ударов по мячу, бросания мяча двумя руками и
метания мяча).
Затем найденный способ приобретал форму умственного действия,
совершаемого во внутреннем интеллектуальном плане с психическими образами
предметов (представлениями или понятиями). Необходимым условием усвоения
выделенного в процессе предметного действия всеобщего отношения выступало
создание его модели в виде слова или наглядной схемы.
Следующее учебное действие заключалось в создании на основе общего
способа решения системы различных частных задач: решение этих задач
осуществлялось на основе конкретизации общего способа как бы «с ходу» на
основе усмотрения в каждой из них того общего отношения и использования
адекватного ему общего способа решения.
Приведенные выше учебные действия обеспечивали открытие, построение и
усвоение младшими школьниками теоретического понятия («хлест») при условии
управления учителем их учебно-познавательной деятельностью по открытию
способа решения учебной задачи через систему проблемных заданий.
Наиболее благоприятные условия для формирования у младших
школьников УУД возникают при реализации взаимообучения в парах сменного
состава.
Дети, которые действовали в роли «учителя», выполняли определенные
виды учебных заданий, которые, с одной стороны, обеспечивали более полное и
точное понимание сути того материала, которое являлось предметом
преподавания, с другой, требовали практического выполнения определенных
действий, которые трансформировались в психологические новообразования –
универсальные учебные действия. Дети выполняли следующие задания:
 выслушать, оценить и скорректировать полноту и точность знания
«учеником» ориентировочной основы разучиваемого двигательного действия;
 сформулировать и задать вопросы для уточнения полноты и точности
знаний «ученика» об ориентировочной основе разучиваемого действия;
 проконтролировать, оценить и скорректировать правильность понимания
«учеником» сути подводящего упражнения через сравнение содержания рассказа
ученика с эталоном;
 проконтролировать, оценить и скорректировать правильность выполнения
этого упражнения «учеником» через сравнение с образцом.
Выполнение этих заданий обеспечивало формирование общеучебных
(«анализ», «сравнение»), регулятивных («контроль», «оценивание» и «коррекция»)
и коммуникативных УУД («взаимодействие», «словесная регуляция»).
Дети, которые действовали в роли «ученика», выполняли задания:
 запомнить и воспроизвести ориентировочную основу разучиваемого
двигательного действия;
 ответить на вопросы «учителя» об ориентировочной основе
разучиваемого двигательного действия;
 рассказать о способе выполнения продемонстрированного учителем
физической культуры нового подводящего упражнения;
 выполнить упражнение, опираясь на его зрительный и логический образ;
 принять и понять суть замечаний «учителя», контролирующего
выполнение требований к усвоению разучиваемого двигательного действия
 внести коррекции в способ выполнения разучиваемого двигательного
действия с учетом замечаний «учителя».
Выполнение учебных заданий обеспечивало формирование познавательных
общеучебных («запоминание», «восприятие», «понимание», «воспроизведение»),
регулятивных («самоконтроль» и «самокоррекция»), коммуникативных («устное
описание», «взаимодействие», «словесная регуляция») и личностных УУД.
Необходимым условием организации взаимообучения в парах сменного
состава являлось наличие «алгоритмов»/предписаний, в которых была
представлена в наглядной и письменной форме ориентировочная основа
разучиваемого двигательного действия.
В четвертой главе «Экспериментальное обоснование программы и
методики обучения младших школьников действиям с мячом на уроках
физической культуры» приведены результаты педагогического эксперимента,
направленного на апробацию эффективности обучения младших школьников
действиям с мячом на основе экспериментальной Программы и методики ее
реализации.
В эксперименте приняли участие 23 мальчика и 27 девочек, обучавшихся на
момент его начала в 3 классе начальной школы. В экспериментальную группу
(ЭГ), в которой была реализована программа обучения действиям с мячом на
основе разработанной нами методики, вошли 25 человек, в том числе 12
мальчиков и 13 девочек. Контрольную группу (КГ), в которой формирование УУД
осуществлялось на основе «Примерной программы по физической культуре
(2010), составили также 25 человек, в том числе 11 мальчиков и 14 девочек. У всех
школьников в начале и после эксперимента измерялись показатели качества
овладения способами выполнения двигательных действий с мячом, развития
двигательных способностей и познавательных, регулятивных, коммуникативных и
личностных УУД. Установлено, что в начале педагогического эксперимента
школьники обеих групп были относительно однородными по этим показателям.
Предметные результаты обучения действиям с мячом. Сравнительный
анализ показателей развития двигательных способностей после эксперимента
свидетельствует о том, что мальчики и девочки ЭГ отличались более высокими
результатами в беге 15 м, челночном беге 3х5 м и беге зигзагом (Таблица 3).

Таблица 3 – Показатели развития двигательных способностей у младших
школьников после эксперимента,
Контрольная Экспериментальная
Тестовые упражненияР
группагруппа
Мальчики (nк=11, nэ=12)
Бег 15 м, c3,08±0,112,97±0,09< 0,01 Челночный бег 3х5 м, c5,32±0,105,12±0,11<0,01 Разность (челночный бег – бег 15 м, c)2,24±0,122,15±0,09<0,05 Бег зигзагом, c3,97±0,213,67±0,13<0,01 Разность (бег зигзагом – бег 15 м, c)0,88±0,100,69±0,17<0,05 Девочки (nк=14, nэ=13) Бег 15 м, c3,20±0,183,09±0,10<0,05 Челночный бег 3х5 м, c5,57±0,275,27±0,14<0,01 Разность (челночный бег – бег 15 м, c)2,37±0,302,18±0,16<0,05 Бег зигзагом, c4,43±0,104,18±0,12<0,01 Разность (бег зигзагом – бег 15 м, c)1,23±0,081,09±0,12<0,05 Примечание: nк – количество человек в контрольной группе, nэ – количество человек в экспериментальной группе. Мы считаем, что это преимущество обусловлено сформированными благодаря обучению действиям с мячом умениями использовать свой двигательный потенциал при выполнении таких элементов техники перемещений, как «беговой шаг», «стопорящий шаг», «шаг поворота». Об этом косвенно говорят и показатели разности между временем челночного бега 3х5 м и бега 15 м, между временем бега зигзагом и бега 15 м, которые были меньше у школьников ЭГ. Младшие школьники ЭГ отличались после педагогического эксперимента высокими показателями владения техническими приемами футбола, баскетбола и волейбола (Таблица 4). Таблица 4 – Показатели владения младшими школьниками способами выполнения технических приемов с мячом после эксперимента, Контрольная Экспериментальная Тестовые упражненияР группагруппа Мальчики (nк=11, nэ=12) Ведение зигзагом (футбол), с5,00±0,354,35±0,35<0,01 Разность (ведение зигзагом - бег зигзагом,1,04±0,440,68±0,39<0,05 футбол), с Ведение зигзагом (баскетбол), с6,62±0,545,75±0,78<0,01 Разность (ведение зигзагом - бег зигзагом,2,65±0,422,09±0,86<0,05 баскетбол), с Удар серединой подъема (футбол), баллы11,27±1,5813,42±1,12<0,01 Прием-передача мяча (волейбол), баллы12,09±2,0813,75±2,00<0,05 Ловля-передача мяча (баскетбол), баллы12,45±1,1714,08±1,87<0,05 Девочки (nк=14, nэ=13) Ведение зигзагом (футбол), с6,96±0,546,10±0,47<0,01 Ведение зигзагом - бег зигзагом, (футбол), с2,53±0,441,92±0,52<0,05 Ведение зигзагом (баскетбол), с8,42±1,087,46±0,96<0,01 Ведение зигзагом - бег зигзагом (баскетбол), с3,99±1,143,30±0,93<0,05 Удар серединой подъема (футбол), баллы11,43±1,7612,45±1,13<0,05 Прием-передача мяча (волейбол), баллы11,86±1,0712,91±1,45<0,05 Ловля-передача мяча (баскетбол), баллы11,64±1,2612,73±1,56<0,05 Примечание: nк – количество человек в контрольной группе, nэ – количество человек в экспериментальной группе. Таким образом, обучение младших школьников действиям с мячом на основе разработанной нами учебной программы и экспериментальной методики ее реализации в процессе физического воспитания в 3-4 классах начальной школы обеспечивает достижение высоких предметных результатов: овладение техникой перемещений (бег, остановки, прыжки, повороты) и техникой владения мячом (ведение, удары по мячу ногой, прием-передача мяча, ловля-передача мяча). Метапредметныерезультатыобучениядействиямсмячом. Сравнительный анализ показателей познавательных УУД (Таблица 5), выявил, что дети ЭГ лучше справились с заданиями на: дифференцирование существенных признаков (24,02 против 22,01 балла при Р <0,01); классификацию (23,52 против 21,65 балла при Р<0,01); умозаключение по аналогии (20,85 против 18,92 при Р<0,01); обобщение (23,16 против 21,06 балла при Р<0,01). Это преимущество стало возможным благодаря построению процесса обучения двигательным действиям на основе выявления детьми общего и частного в их содержании с использованием умственных операций сравнения, дифференциации общих и частных элементов, обобщения. Сравнительный анализ показателей развития регулятивных УУД, выполняемых во внутреннем интеллектуальном плане при выполнении 22 тестовых заданий, предусмотренных методикой «Логические задачи», свидетельствует о существенном преимуществе детей ЭГ (19,16 против 16,88 балла при Р<0,01). Таблица 5 – Показатели развития познавательных УУД у школьников после педагогического эксперимента (методика Э.Ф. Замбацявичене), КонтрольнаяЭкспериментальная Виды познавательных УУДР группа (n=25)группа (n=25) Дифференцирование, баллы22,01±2,6424,02±2,27<0,01 Классификация, баллы21,65±2,3623,52±1,60<0,01 Умозаключение по аналогии, баллы18,92±2,4320,85±1,87<0,01 Обобщение, баллы21,06±2,8423,16±2,12<0,01 Общая оценка, баллы83,63±4,7291,55±4,15<0,01 Об этом говорят результаты сравнительного анализа показателей их развития после педагогического эксперимента (Таблица 6), выявленных с помощью методики «Выкладывание маршрута по образцу». Таблица 6 – Распределение школьников с учетом уровня развития регулятивных и коммуникативных УУД после эксперимента Регулятивные УУДКоммуникативные УУД Уровень(«Выкладывание маршрута по образцу»)«Дорога к дому» развитияАбсолютныйОтносительныйАбсолютныйОтносительный показатель, кол-вопоказатель, %показатель, кол-вопоказатель, % Контрольная группа (n=25) Низкий832624 Средний1248936 Высокий5201040 Экспериментальная группа (n=25) Низкий0000 Средний9361144 Высокий16641456 Критерий32,958,04 Пирсона Примечание: Р < 0,05 при χ2> 5,99; Р < 0,01 при χ2> 9,21

Мы полагаем, что наблюдаемый нами относительно высокий уровень
развития регулятивных УУД у детей ЭГ в сравнении с детьми другой группы стал
возможным благодаря их включению в учебную деятельность по усвоению
действий с мячом на основе разработанной нами методики. В процессе этой
деятельности дети выполняли задания по взаимообучению двигательным
действиям с мячом в парах сменного состава с использованием регулятивных УУД
целеполагания, планирования, контроля, коррекции.
Сравнительный анализ показателей развития коммуникативных УУД,
выявленных с применением методики «Дорога к дому», позволяющей определить
способность выделить, отобразить и передать с помощью речи существенные
ориентиры действия, свидетельствует о значительном преимуществе детей ЭГ.
Мы считаем, что это является закономерным следствием организации их
учебной деятельности в процессе обучения действиям с мячом в форме
взаимообучения в парах сменного состава. Действуя в роли «учителя», школьники
ЭГ выполняли коммуникативные действия, направленные на передачу
информации своему товарищу («ученику»), на регулирование его деятельности.
Показатели развития личностных УУД после эксперимента были выше у
детей ЭГ. Они отличались от своих сверстников из КГ высокими показателями
мотивации учебной деятельности – 26,24 против 21,72 балла (Р<0,05). Сравнительный анализ показателей Я-концепции и самооценивания, наблюдаемых у детей обеих групп после завершения педагогического эксперимента, выявил существенное преимущество (Р<0,05) младших школьников ЭГ перед сверстниками из КГ: доля детей с высокими показателями дифференцированности составила 64% против 20% у детей КГ, обобщенности – 56% против 40%, и самоотношения – 48% против 16%. Уровень развития УУД у детей обеих групп определялся нами также с помощью тестовых заданий, разработанных на материале знаний, умений и навыков, усвоенных младшими школьниками при изучении спортивных игр на уроках физической культуры в 3 и 4 классах (Таблица 7). Таблица 7 – Показатели развития УУД у детей после педагогического эксперимента, количество человек / % ОпределитьОписать устно Найти общее в двух двигательныеспособ выполнения действиях Уровень развитияошибкидействия (познавательное (регулятивное УУД,(коммуникативное УУД обобщения) контроль)УУД) Контрольная группа, n=25 Низкий11 / 4411 / 4410 / 40 Средний12 / 4812 / 4812 / 48 Высокий2/82/83 / 12 Экспериментальная группа, n=25 Низкий2/82/ 82/8 Средний10 / 4012/ 4811 / 44 Высокий13 / 5211 / 4412 / 46 Критерий Пирсона50,2147,8638,84 Примечание: Р < 0,05 при χ2> 5,99; Р < 0,01 при χ2> 9,21

Установлено, что в ЭГ высоким уровнем развития способности к
обобщению выделялись 52% детей, средним – 40%, низким – всего 8% (Таблица
7). В КГ высокий уровень развития наблюдался только у 8% детей, 44%
находились на низком и 48% – среднем уровнях развития. Различия статистически
достоверны (χ2 = 50,21 при Р < 0,05). В ЭГ была больше доля детей с высоким уровнем развития коммуникативных УУД (46% против 12% у детей КГ) и меньше доля лиц с низким уровнем их развития (8% против 40%). Мы полагаем, что младшие школьники ЭГ обладают более высоким уровнем развития коммуникативных действий, поскольку в процессе овладения действиями с мячом выполняли учебные задания, связанные с описанием способа выполнения разучиваемого двигательного действия или его отдельных элементов. ВЫВОДЫ 1. Во всех перемещениях детей в процессе подвижных и спортивных игр с мячом содержатся элементы, которые присущи: всем действиям человека («осанка»); всем действиям с мячом («стойка»); всем способам перемещения («шаг»); отдельным способам перемещения («шаг ходьбы», «беговой шаг», «ускоряющий шаг», «стопорящий шаг», «шаг поворота», «шаг прыжком»); перемещениям определенным способом с учетом конкретных условий. 2. Базовым элементом во всех действиях с мячом, является «шаг выхода на мяч». На втором уровне обобщения находятся элементы, присущие двум основным видам действий с мячом: приему и перемещению мяча, на третьем уровне – элементы, отличающие отдельные способы приема мяча («ловля мяча» и «прием мяча с отскоком») и способы перемещения мяча («катание», «толкание», «удар» и «метание мяча»). На четвертом уровне находятся элементы, характеризующие отдельные способы ловли мяча; приема мяча с отскоком; катания, толкания, метания мяча и удара по мячу. Приведенные выше действия с мячом различаются с учетом траектории перемещения мяча (пятый уровень обобщения). В способы их выполнения вносятся изменения, обусловленные, с одной стороны, особенностями выхода на мяч после шага ходьбы, бега, стопорящего шага, шага поворота и шага прыжком, с другой – своеобразием решаемых двигательных задач (шестой уровень обобщения). 3. В программе обучения младших школьников действиям с мячом на уроках физической культуры учтены методологические положения системно- деятельностного подхода и требования ФГОС НОО к целям, задачам, содержанию и результатам обучения младших школьников предмету «Физическая культура». В программе наряду с предметной целью представлена межпредметная цель формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД. С учетом этих целей в содержание программы включены предметный и метапредметный блоки. 4. На основе структурно-логического анализа двигательных действий с мячом определена вертикальная (в направлении от овладения базовыми элементами к усвоению способов выполнения отдельных действий с учетом конкретных условий их осуществления) и горизонтальная (начинается с овладения базовым действием, в котором представлены все элементы, входящие в содержание остальных действий данного уровня обобщения) последовательность их изучения. 5. Методика обучения действиям с мячом, с одной стороны, обеспечивает включение младших школьников в учебно-познавательную деятельность в качестве ее активного субъекта, с другой – системную организацию самой деятельности, при которой все осуществляемые ими учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные) объединены в целостную систему, внося свой специфический вклад в достижение ее цели: овладение действием как способом решения учебной задачи. Структура и содержание методики базируются на системе учебных заданий, обеспечивающих включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала для достижения предметной и метапредметных целей обучения и физического воспитания в целом. 6. В учебно-познавательной деятельности младших школьников в ходе реализации методики обучения действий с мячом выделены следующие задания: принятие учебной задачи; определение всеобщего отношения; создание его символической модели; создание и решение системы различных частных задач на основе усмотрения в каждой из них того общего отношения и использования адекватного ему общего способа решения. Выполнение этих заданий обеспечивает, с одной стороны, овладение способами выполнения двигательных действий с мячом и развитие двигательных способностей (предметные результаты), с другой – формирование УУД (метапредметные результаты). Наиболее благоприятные условия для выполнения этих учебных заданий возникают при реализации коллективного обучения с доминирующей ролью в организационной структуре обучения работы в парах сменного состава. 7. Учащиеся ЭГ отличались после завершения педагогического эксперимента в сравнении с учащимися КГ более высокими предметными результатами физического воспитания (при Р < 0,05): • в беге 15 м (2,97 против 3,01 с - мальчики; 3,09 против 3,20 с - девочки); в челночном беге 3х5 м (5,12 против 5,32 с- мальчики; 5,27 против 5,57 с - девочки); в беге зигзагом (3,67 против 3,97 с - мальчики; 4,18 против 4,43 с - девочки; • в уменьшении разности между: временем челночного бега 3х5 м и бега 15 м (2,15 против 2,24 с - мальчики; 2,18 против 2,37 с - девочки); между временем бега зигзагом и бега 15 м (0,69 против 0,88 с - мальчики; 1,09 против 1,23 с - девочки); • в качестве усвоения способов выполнения действий с мячом – ведения мяча в футболе (4,35 против 5,00 с - мальчики; 6,10 против 6,96 с - девочки) и удара по мячу ногой (11,27 против 13,42 балла - мальчики), ведения мяча в баскетболе (5,75 против 6,62 с - мальчики; 7,46 против 8,42 - девочки), ловли-передачи мяча (14,08 против 12,45 балла - мальчики; 12,73 против 11,64 балла - девочки) и приема- передачи мяча (13,75 против 12,09 балла - мальчики; 12,91 против 11,86 балла - девочки). • в уменьшении разности между: временем ведения мяча зигзагом ногами и бега зигзагом (0,68 против 1,04 с - мальчики; 1,92 против 2,53 - девочки), временем ведения мяча рукой и бега зигзагом (2,09 против 2,65 с - мальчики; 3,30 против 3,99 с - девочки). 8. У учащихся ЭГ зафиксирован более высокий (при Р < 0,05) в сравнении с учащимися КГ уровень развития УУД (метапредметные результаты физического воспитания): • познавательных УУД (91,55 против 83,63 балла), в том числе: дифференцирование существенных признаков (24,02 против 22,01 балла); классификация (23,52 против 21,65 балла); умозаключение по аналогии (20,85 против 18,92 балла); обобщение (23,16 против 21,06 балла); • регулятивных УУД (методика «Логические задачи»): понимание и анализ условий задачи; ориентирование; планирование; регулирование; контроль (19,16 против 16,88 балла); (методика «Выкладывание маршрута по образцу»): среди детей ЭГ высокий уровень развития после эксперимента - у 64 % детей, средний - у 36%; среди детей КГ высокий - у 20%, средний - у 48 %, низкий - у 32 %); • коммуникативных УУД (выделение, отображение и передача с помощью речи существенных ориентиров действия): среди детей ЭГ высокий уровень развития после эксперимента у 56 % детей, средний - у 44 % детей; среди детей КГ высокий - у 40% детей, средний - у 36 % детей, низкий - у 24 % детей. • личностных УУД (самоопределение в учебной деятельности, Я-концепция и самооценивание). Дети ЭГ отличались от своих сверстников из КГ высокими показателями мотивации учебной деятельности (26,24 против 24,16 балла). Среди них была существенно больше доля лиц с высоким уровнем дифференцированности (64% против 20% у детей КГ) и обобщенности (56% против 40%), восприятия образа Я и развития самоотношения (48% против 16%).

Актуальность. В «Концепции модернизации российского образования до
2010 года» стратегической целью образования было определено «развитие
личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей,
формирование у него целостной системы универсальных знаний, умений,
навыков, опыта самостоятельной творческой деятельности и личной
ответственности». Принятые позднее нормативно-правовые документы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-Ф3 от 29
декабря 2012 г.), «Национальная доктрина образования в Российской Федерации
до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования до 2020 года»,
«Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
свидетельствуют о высокой социальной значимости создания комплекса условий
обучения и воспитания для достижения этой цели.
Возникновение, становление и развитие учебной деятельности как формы
усвоения социального опыта приходится на период психического развития
ребёнка, относящийся к младшему школьному возрасту.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования (ФГОС НОО) в качестве цели и основного результата
образовательного процесса определено «достижение социально желаемого уровня
(результата) личностного, социального и познавательного развития обучающихся
на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения
мира». Программы отдельных учебных предметов, разрабатываемые в каждом
образовательном учреждении, «должны обеспечивать достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования и обязательно содержать личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета».
Физическая культура как образовательная область обладает специфическим
содержанием – физическими упражнениями. Разработанное в современной
педагогической науке организационно-методическое обеспечение формирования
УУД при обучении другим учебным предметам неприменимо в полной мере в
обучении предмету «Физическая культура» в связи с высоким уровнем
двигательной активности учащихся. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что
традиционная практика физического воспитания школьников характеризовалась
преимущественной направленностью на преобразование телесности в ущерб
формированию духовной составляющей физической культуры личности
(И.М. Быховская, 1996; В.П. Лукьяненко, 2015).
Относительное игнорирование применяемых в системе общего образования
передовых педагогических технологий привело к тому, что в педагогической
практике физкультурного образования сложилась критическая ситуация, когда
учителя физической культуры оказались не готовыми к реализации требований
ФГОС НОО. Они столкнулись с трудностями, связанными с определением
образовательных результатов обучения предмету «Физическая культура, с
формированием его содержания, с разработкой технологического обеспечения
процесса усвоения этого содержания, с педагогической диагностикой качества его
усвоения. Закономерным следствием этого является низкий уровень предметных,
метапредметных и личностных результатов физического воспитания учащихся
начальной школы.
Одной из задач физического воспитания учащихся начальной школы
выступает обучение двигательным действиям. Учителя физической культуры,
решая эту задачу, сосредотачивают свои усилия и деятельность учащихся на
достижении предметных результатов – формировании у детей умений и навыков
выполнения разучиваемых двигательных действий. Между тем в Примерной
основной образовательной программе начальной школы говорится: «В результате
изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего
образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться».
Процесс обучения младших школьников двигательным действиям обладает
богатым дидактическим потенциалом для формирования у них навыков
саморегуляции физической активности, включая действия целеполагания,
планирования, самоконтроля, самооценивания, самокоррекции. Это обусловлено
тем, что предмет усвоения (способ выполнения двигательного действия)
представлен объективно, в материализованной форме, в виде разворачивающейся
на глазах последовательности операций (движений) и на уровне двигательных
ощущений. Обучение двигательным действиям создает благоприятные условия
для усиления познавательной активности, а содержанием создаваемых учителем
проблемных ситуаций выступают способы их выполнения. В процессе обучения
дети постоянно общаются между собой, что приводит к формированию
коммуникативных действий. К сожалению, этот потенциал в педагогической
практике мало используется. Это проявляется не только в низком уровне
метапредметных результатов процесса обучения двигательным действиям, на
«умении учиться», но и отражается на предметных результатах – качестве
усвоения способов их выполнения.
Степень научной разработанности проблемы. Решению проблемы
эффективной реализации требований ФГОС НОО в образовательной области
«Физическая культура» посвящено небольшое количество учебно-методических и
научных работ. В частности, в учебном пособии А.Г. Асмолова с соавторами
(2010) раскрываются положения реализации системно-деятельностного подхода к
формированию универсальных учебных действий учащихся, которые стали
методологическим ориентиром в организации современного образовательного
процесса по отдельным учебным дисциплинам. А.П. Матвеевым с соавторами
(2010), В.И. Ляхом (2010, 2012), А.М. Тихоновым с соавторами (2013),
Т.В. Петровой с соавторами (2017) в связи с требованиями ФГОС НОО
разработаны учебные программы по предмету «Физическая культура»,
В.Г. Федоровым (2013), Т.С. Лисицкой, Л.А. Новиковой (2017) подготовлены и
опубликованы новые учебники по физической культуре, разработаны подходы к
мониторингу предметных и метапредметных результатов физического воспитания
(М.Р. Битянова, 2015).
И.М. Быховской (1996), В.П. Лукьяненко (2015) обосновывается
необходимость преимущественной направленности физического воспитания на
формирование духовной составляющей физической культуры личности.
В работе М.Д. Кудрявцева (2003) раскрываются особенности реализации
концептуальных положений теории учебной деятельности в построении процесса
обучения детей младшего школьного возраста двигательным действиям.
В.Н. Шаулиным (1994) и А.М. Тихоновым (2000) рассмотрен развивающий
потенциал преподавания физической культуры в начальной школе, раскрываются
особенности формирования у младших школьников учебных действий контроля и
оценивания на уроках физической культуры.
В диссертационном исследовании Д.Д. Кечкина (2013) представлены и
научно обоснованы основные принципы и подходы к обучению младших
школьников физической культуре, реализация которых способствует успешному
достижению как предметных, так и метапредметных результатов физического
воспитания. В разные годы авторами H. Wein (2007), Е.П. Ильиным (2009),
Я.В. Сираковской и Ю.Р. Зайнуллиной (2014), Г.И. Абрамовой (2015), M. Dalton
(2020) установлено, что богатым образовательным потенциалом для достижения
этих результатов физического воспитания обладает игровая деятельность c мячом.
С.Е. Шивринская, И.В. Ольнова (2015) разработали Программу «Школа
мяча», реализация которой в системе дополнительного образования по
физической культуре обеспечивает повышение качества усвоения младшими
школьниками как способами выполнения двигательных действий с мячом, так и
способами организации своей учебной деятельности, направленной на их
усвоение.
Одной из основных задач, решаемых на уроках физической культуры в
начальной школе, является обучение двигательным действиям. В работах
Л.А. Дюкиной (2000), В.Т. Никонорова (2008), Г.Л. Драндрова (2013, 2015, 2016,
2017) выявлена высокая эффективность организации процесса обучения
двигательным действиям на основе реализации педагогических технологий
содержательного обобщения в обучении В.В. Давыдова, поэтапного
формирования знаний, умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и
Н.Ф. Талызиной, коллективного обучения В.К. Дьяченко, теории и методики
обучения двигательным действиям М.М. Богена.
Проблема обучения детей двигательным действиям с мячом, входящим в
содержание спортивных игр, была предметом исследования зарубежных
исследователей H. Wein (2007), Anon (2014), L. Oppici, D. Panchuk, F. Rubens,
S.D. Farrow (2018), G. Clive (2018), J. Martin (2015) в области футбола, L. Nemeth
(2002), P. Slimpson (2004), B. Coleman, P. Ray (2010) в области баскетбола,
A.E. Hakman, I. Nakonechniy, T. Liasota (2017) в области волейбола.
Завершая обзор литературных данных, можно заключить, что особенности
реализации системно-деятельностного подхода к обучению младших школьников
действиям с мячом с учетом педагогических технологий содержательного
обобщения в обучении, поэтапного формирования умственных действий и
понятий и коллективного обучения не были предметом научного исследования.
Вместе с тем, выполненный нами анализ степени разработанности
различных аспектов этой проблемы показал, что в настоящее время сложились
достаточные теоретические предпосылки для ее научного решения. В связи с этим
можно сделать заключение о высокой социально-практической и научной
актуальности нашего диссертационного исследования.
В целом, сложившаяся в педагогической теории и практике физического
воспитания младших школьников ситуация получила свое отражение в
объективно существующих противоречиях на:
социально-практическом уровне – между необходимостью достижения в
процессе обучения младших школьников дисциплине «Физическая культура»
предметных и метапредметных результатов физического воспитания, с одной
стороны, и наблюдаемой в педагогической практике относительно низкой
эффективностью традиционных подходов к решения этих задач, с другой;
научно-методическом уровне – между высоким педагогическим потенциалом
обучения младших школьников действиям с мячом с учетом требований системно-
деятельностного подхода и теоретических положений педагогических технологий
развивающего образования, содержательного обобщения в обучении, поэтапного
формирования умственных действий и понятий, взаимообучения в парах
сменного состава, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью
программно-содержательного и методического обеспечения его реализации на
уроках физической культуры, с другой.
Существование этих противоречий обусловило необходимость решения
научной проблемы, связанной с определением особенностей содержания
программы обучения младших школьников действиям с мячом и методики ее
реализации на уроках физической культуры, обеспечивающих существенное
повышение предметных и метапредметных результатов физического воспитания.
Объект исследования – физическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – обучение младших школьников действиям с
мячом на уроках физической культуры.
Цель исследования: разработать и научно обосновать программу и методику
обучения младших школьников действиям с мячом на уроках физической
культуры, обеспечивающих улучшение предметных и метапредметных
результатов физического воспитания.
Гипотеза исследования: повысить эффективность обучения младших
школьников действиям с мячом возможно, если при разработке программы
обучения и методики ее реализации на уроках физической культуры учесть
требования системно-деятельностного подхода и теоретические положения
педагогических технологий развивающего образования, содержательного
обобщения в обучении, поэтапного формирования умственных действий и
понятий, взаимообучения в парах сменного состава.
Задачи исследования:
1.Осуществить структурно-логический анализ действий, применяемых в
спортивных играх с мячом, и представить их в виде элементов целостной системы
с выделением общего и частного в их содержании.
2. Разработать и научно обосновать программу обучения младших
школьников действиям с мячом на уроках физической культуры.
3. Разработать и научно обосновать методику обучения младших
школьников действиям с мячом на уроках физической культуры
4. Экспериментально апробировать эффективность экспериментальной
программы и методики обучения младших школьников действиям с мячом на
уроках физической культуры.
Для достижения цели исследования с учетом его предмета применялся
комплекс научных методов исследования: анализ и обобщение научно-
методической литературы, педагогическое тестирование, методы
психодиагностики, педагогический эксперимент, методы математической
статистики.
Научная новизна исследования:
1. Определены существенные признаки элементов различного уровня
обобщения в действиях с мячом, входящих в содержание подвижных и
спортивных игр; все действия с мячом представлены в виде целостной системы с
выделением общих и частных элементов в их содержании и существующих между
ними вертикальных и горизонтальных структурно-логических связей
2. Создана экспериментальная программа обучения младших школьников
действиям с мячом, инновационный характер которой заключается в
направленности на достижение предметных и метапредметных результатов
физического воспитания; включении в содержание предметного и
метапредметного блоков; распределении содержания обучения в вертикальной и
горизонтальной последовательности с учетом общего и частного в действиях с
мячом;
3. Разработана методика обучения младших школьников действиям с мячом
на уроках физической культуры учитывающая концептуальные положения
системно-деятельностного подхода и общепедагогических технологий
развивающего образования, содержательного обобщения в обучении, поэтапного
формирования умственных действий и понятий и коллективного обучения
4. Установлена и научно обоснована высокая эффективность применения
экспериментальной программы и методики обучения младших школьников
действиям с мячом на уроках физической культуры
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в
дополнении теории и методики физического воспитания школьников новыми
знаниями о структурно-логических связях между действиями с мячом, входящими
в содержание спортивных игр, их систематизации с учетом уровней обобщения; о
качественном своеобразии реализации системно-деятельностного подхода в
физическом воспитании младших школьников; об организационно-методических
особенностях эффективной реализации теоретических положений развивающего
образования, концепции содержательного обобщения в обучении, формирования
обобщенной ориентировочной основы и коллективного способа организации
учебной деятельности на уроках физической культуры в начальной школе.
Практическая значимость результатов исследования состоит в
следующем: материалы исследования могут применяться при отборе содержания
обучения подвижным и спортивным играм с мячом, планировании
последовательности его усвоения, организации учебно-познавательной
деятельности младших школьников на уроках физической культуры и во
внеурочной деятельности. Представленный в диссертации диагностический
инструментарий можно использовать при организации мониторинга
метапредметных результатов физического воспитания младших школьников.
Материалы исследования могут быть включены в содержание профессиональной
подготовки будущих учителей физической культуры в системе высшего
физкультурного образования.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: концепция
культурно-исторического развития личности (Л.С. Выготский); психологическая
теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); системно-деятельностный
подход к обучению (А.Г. Асмолов); концептуальные положения гуманистической
психологии (А. Маслоу, Д.И. Фельдштейн), а также современные знания
психолого-педагогических теорий саморазвития личности (В.И. Андреев, Д.И.
Фельдштейн); теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
физиологии активности (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн); педагогических
технологий формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.
Талызина); обучения двигательным действиям (М.М. Боген); коллективного
обучения (В.К. Дьяченко); физического воспитания (В.И. Лях, Н.Н. Чесноков, В.И.
Столяров) и спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев).
Положения, выносимые на защиту:
1. В перемещениях детей в процессе подвижных и спортивных игр с мячом
содержатся элементы, которые присущи: всем действиям человека; действиям с
мячом; способам перемещения, отдельным способам перемещения и отдельному
перемещению определенным способом с учетом конкретных условий. Все
действия с мячом включают в свое содержание способы перемещения в виде
«шага выхода на мяч», на втором уровне обобщения находятся элементы, которые
присущи действиям приема и перемещения мяча, на третьем уровне – элементы,
отличающие отдельные способы приема мяча и перемещения мяча, на четвертом
уровне – элементы, характеризующие отдельные способы: ловли мяча, приема
мяча с отскоком, катания мяча, толкания мяча, удара по мячу, метания мяча; на
пятом уровне – элементы, обусловленные особенностями траектории перемещения
мяча, на шестом уровне – элементы, обусловленные особенностями выхода на мяч
и своеобразием решаемых двигательных задач.
2. Экспериментальная программа обучения младших школьников действиям
с мячом на уроках физической культуры направлена на достижение не только
предметных, но и метапредметных результатов физического воспитания в виде
универсальных учебных действий. В содержании программы обучения действиям
с мячом представлена вертикальная (от базовых элементов до их конкретных
проявлений в определенных действиях) и горизонтальная (от базовых действий до
вариантов их выполнения) последовательность их изучения.
3. Методика обучения младших школьников действиям с мячом на уроках
физической культуры представляет собой, с одной стороны, включение детей в
учебную деятельность по овладению действиями с мячом в качестве ее активного
субъекта, с другой, системную организацию самой деятельности, при которой все
осуществляемые младшим школьником учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные, личностные) объединены в целостную систему,
внося свой специфический вклад в достижение ее цели: овладение двигательным
действием как способом решения учебной задачи.
Открытие эффективных способов выполнения двигательного действия и их
практическое закрепление организуются как процесс решения учебной задачи. Он
включает следующие этапы: принятие учебной задачи; определение всеобщего
отношения; создание его символической модели в виде слова или наглядной
схемы; создание и решение системы частных задач на основе усмотрения
всеобщего отношения и применения адекватного ему общего способа решения.
Осуществление этих учебных действий с организацией взаимообучения в парах
сменного состава обеспечивает существенное повышение качества овладения
способами выполнения действий с мячом и уровня развития УУД.
4. Обучение младших школьников действиям с мячом на основе
экспериментальной программы и методики ее практической реализации на уроках
физической культуры обеспечивает достижение высоких предметных (уровень
развития скоростных качеств и координационных способностей, качество
владения способами перемещения и действий с мячом) и метапредметных
(уровень развития УУД) результатов физического воспитания.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечивается опорой на всех этапах исследования на концепцию культурно-
исторического развития психики, психологическую теорию деятельности,
системно-деятельностный подход к организации учебной деятельности, знания
гуманистической психологии саморазвития личности, физиологии активности,
теории и методики формирования умственных действий и понятий, обучения
двигательным действиям, коллективного способа обучения, теории и методики
физического воспитания; применением методов исследования, адекватных его
предмету и цели, репрезентативной выборкой испытуемых, принимавших участие
в опытно-экспериментальной работе (50 человек), результатами опытно-
экспериментальной работы, применением математико-статистических методов
при количественном анализе экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
теоретические положения и экспериментальные результаты диссертационной
работы представлены в 20 публикациях, в том числе, в 1 статье в издании,
включенном в международную базу цитирования Scopus, в монографии и 6
научных статьях, опубликованных в журналах, входящих в перечень
рецензируемых научных изданий. Результаты исследований обсуждались и
получили одобрение на Всероссийской (Набережные Челны, 2014), Всероссийских
с международным участием (Волгоград, 2015; Казань, 2015) и Международных
(Чебоксары, 2014; Набережные Челны, 2014; Казань, 2015; Краснодар, 2019)
научно-практических конференциях, а также на Всероссийском педагогическом
форуме (Чебоксары, 2015).Результаты исследования внедрены в образовательный
процесс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 с углубленным
изучением отдельных предметов имени Е.А. Болховитинова» г. Воронежа.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из
введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка
литературы и 8 приложений. Содержание работы изложено на 181 страницах,
включает 18 таблиц. Список литературы содержит 245 источников, из них 23
источника – на иностранных языках.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Влияние уровня физической подготовленности и внимания на успеваемость младших школьников
    А.А. Пауков, Е.Л. Сафронов // Ученыезаписки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2– № 9(67). – С. 85-88 (авт. –0,3 п.л.).
    Взаимосвязь физического и психического развития детей в процессе физического воспитания
    А.А. Пауков, Г.Л. Драндров, Д.В. Никоноров //Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2– № 4 (14). – С. 86-90(авт. – 0,3 п.л.).
    Место и роль знаний в развитии физической культуры личности школьника
    А.А. Пауков, Г.Л. Драндров // Современные проблемынауки и образования. – 2– № Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=25354 (дата обращения: 2016) (авт. – 0,2 п.л.).
    А.А. Пауков // ВестникЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2– № 1 (101). – С. 160-168 (авт. – 0,5 п.л.).
    Исследование универсальных учебных действий у младших школьников с учетом занятий спортом
    А.А. Пауков, Г.Л. Драндров,Ю.А. Калашникова // Современные проблемы науки и образования. – 2– № – Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=28952 (датаобращения: 2019) (авт. – 0,3 п.л.).
    Методика коррекции дезадаптации младших школьников средствами физического воспитания
    А.А. Пауков, Е.Л. Сафронов // Теория ипрактика физической культуры. – 2– № – С. 27-29 (авт. – 0,2 п.л.).
    Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения предмету «Физическая культура»
    А.А. Пауков,Г.Л. Драндров / Современные проблемы науки и образования. – 2– № –Режимдоступа:http://www.science-education.ru/article/view?id=27410(датаобращения: 2018) (авт. – 0,3 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету