Педагогическая модель сопряженного формирования базовых составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВАНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Системные теоретико-прикладные факторы совершенствования
процесса физического воспитания в дошкольных образовательных организациях
1.2 Современные тенденции определения содержания профилирующего компонента личностной физической культуры различных половозрастных групп детей дошкольного возраста
1.3 Перспективные методико-технологические подходы к формированию профилирующего компонента личностной физической
культуры детей дошкольного возраста
Заключение …………………………………………………………………………………………………..57 ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования и контингент обследуемых
ГЛАВА 3 ИНФОРМАТИВНОСТЬ, ДИНАМИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ
БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОФИЛИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
6-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1 Информативность показателей частных проявлений физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств
3.2 Динамика показателей физической подготовленности, психических процессов, эмоционально-волевых свойств детей 6-7 лет
3
3.2.1 Динамика показателей физической подготовленности
3.2.2 Динамика показателей психических процессов
3.2.3 Динамика показателей эмоционально-волевых свойств
3.3 Динамика интегральных показателей базовых составляющих и
обобщенной характеристики профилирующего компонента
личностной физической культуры детей 6-7 лет
3.4 Многомерный комплексный анализ взаимосвязей базовых
составляющих профилирующего компонента личностной физической
культуры детей дошкольного возраста 6-7 лет
Заключение
ГЛАВА 4 КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА СОПРЯЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФИЛИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАННИКОВ
6-7 ЛЕТ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
4.1 Полифункциональные идеологические, методологические и практикоориентированные основания процесса формирования экспериментальной модели
4.2 Композиционные модули экспериментальной педагогической модели сопряженного формирования и развития базовых составляющих профилирующего компонента личностной физической
культуры дошкольников 6-7 лет
4.3 Организационные особенности и результаты оценки эффективности экспериментальной модели
Заключение
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Результаты, полученные в ходе решения первой задачи исследования,
заключающейсявопределенииполовозрастныхособенностей
информативности и динамики частных и интегральных показателей физической
подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых качеств
воспитанников дошкольных образовательных организаций 6-7 лет в условиях
реализации традиционных программ физического воспитания, позволили
сформулировать следующие обобщения:
1. Выявленыособенностиинформативностичастныхпроявлений,
интегральныхисуммарныхпоказателейпараметровуровняразвития
физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-
волевых свойств дошкольников 6-7 лет обоего пола, к основным из которых
относятся:
–целесообразность использования составного показателя в качестве
критерияинформативностиотдельныхконтрольныхупражнений,
интегральныхисуммарныхпоказателейанализируемыхличностных
характеристик детей;
–существенная информативность всех предлагаемых к использованию
контрольных тестовых процедур, что создает предпосылки для их обоснованного
применения в процессе анализа состояния физической, психической и
эмоционально-волевой сферы дошкольников 6-7 лет обоего пола;
–наличие в каждой анализируемой группе личностных характеристик
детей дошкольного возраста, как мальчиков, так и девочек, контрольных
упражнений,которыевозможнодифференцироватьпоуровню
информативности на следующие группы:
а) высокоинформативные, взаимосвязанные с составным критерием на
уровне P<0,01;
б) контрольныеупражнениясосреднейинформативностью,
взаимосвязанные с составным критерием на уровне P<0,05;
в) неинформативные контрольные упражнения, не взаимосвязанные с
составным критерием на достоверном уровне;
–более высокий уровень информативности интегральных показателей,
сформированных на основе разработанных шкал относительной оценки
результатов тестирования, по сравнению с достижениями детей в отдельных
контрольныхупражнениях,характеризующихихфизическую
подготовленность, психические процессы и эмоционально-волевые свойства.
2. Определены параметры надежности и эквивалентности отдельных
контрольных упражнений, позволившие сформулировать комплекс тестов,
характеризующихуровеньфизическойподготовленности,психических
процессов и эмоционально-волевых качеств детей 6-7 лет обоего пола.
3. Обоснованы формализованные значения пяти уровней достижений
дошкольников 6-7 лет (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) в
отдельных контрольных упражнениях, развития интегральных показателей
физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых
качеств и суммарной характеристики уровня сформированности профилирующего
компонента личностной физической культуры детей обоего пола.
4. Определеныособенностидинамикипоказателейфизической
подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств
дошкольников в ходе реализации традиционных программ физического
воспитания в дошкольных образовательных организациях (ДОО), к основным
из которых относятся:
–соответствующее половозрастным особенностям детей 6-7 лет
увеличение абсолютных значений большинства показателей физической
подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств
как следствие их онтогенетического развития и влияния факторов традиционно
организованного учебного процесса в ДОО, в том числе физического
воспитания;
–выявленные элементы полового диморфизма во всех анализируемых
частных проявлениях показателей физической подготовленности, психических
процессов и эмоционально-волевых свойств в обеих половозрастных группах
дошкольников, являющиеся подтверждением онтогенетической тенденции
наличия различий между девочками и мальчиками, начиная с периода
дошкольного детства (Ю.К. Чернышенко, 1998; В.К. Бальсевич, 2000);
–установленные закономерности динамики темпов прироста изучаемых
личностных характеристик детей, заключающиеся в преимуществе мальчиков 6
и 7 лет по уровню физической подготовленности по сравнению с результатами
их сверстниц и идентичности – по уровню психических процессов и
эмоционально-волевых свойств детей.
5. Определеныособенностидинамикиинтегральныхпоказателей
физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-
волевых свойств, позволяющие сформулировать частные обобщения об
эффективностипрограммфизическоговоспитаниявДОО,включая
обобщенную характеристику уровня сформированности профилирующего
компонента личностной физической культуры дошкольников 6-7 лет обоего
пола (табл. 1).
Таблица 1 – Особенности динамики интегральных и суммарных показателей
профилирующего компонента физической культуры детей 6-7 лет
П1 обследование2 обследованиеМ1↔М2
Воз-
Показатели (балл)о
растM1±m1M2±m2tP
л
М14,40,7828,31,637,68<0,001
ИП физическойД13,50,7626,81,527,82<0,001
подготовленностиМ15,40,8427,41,606,63<0,001
Д16,10,8626,41,515,92<0,001
М13,10,6828,91,589,19<0,001
ИП психическихД12,40,6624,81,348,30<0,001
процессовМ13,40,7325,01,397,39<0,001
Д11,90,6126,01,429,09<0,001
М15,10,7727,31,437,53<0,001
ИП эмоционально-Д15,30,7529,81,598,24<0,001
волевых свойствМ15,70,8231,91,778,31<0,001
Д14,30,7429,41,598,61<0,001
М42,63,3084,56,715,60<0,001
Суммарный показатель6
Д41,63,2181,46,605,42<0,001
профилирующего
М44,53,4284,36,545,39<0,001
компонента7
Д42,33,2081,86,385,53<0,001
В ходе решения второй задачи исследования, заключающейся в
выявленииполовозрастныхзакономерностейразличныхвидов
взаимообусловленностипоказателейфизическойподготовленности,
психических процессов и эмоционально-волевых свойств как базовых
составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры
детей 6-7 лет, получены следующие результаты:
1. Выявлен достоверный уровень взаимосвязей абсолютных значений
интегральныхпоказателейфизическойподготовленности,психических
процессов и эмоционально-волевых свойств детей во всех половозрастных
группах (табл. 2), который подтверждает фундаментальные положения теорий
дошкольной педагогики, психологии и физического воспитания, доказательно
позиционирующие взаимообусловленность функционирования всех важнейших
систем организма человека.
Таблица 2 – Взаимосвязь интегральных показателей физической подготовленности,
психических процессов и эмоционально-волевых свойств личности детей 6-7 лет
ПЭтапы обследования
Показатели (балл)оначало учебного годаконец учебного года
лnxyznxyz
6 лет
ФизическаяМ360,3870,442 320,4120,473
подготовленность (x)Д340,3360,504 330,3540,529
Психические процессыМ390,561 370,608
(y)Д420,609 380,622
Эмоционально-волевыеМ4140
свойства (z)Д4239
7 лет
ФизическаяМ350,3530,410 320,3920,438
подготовленность (x)Д370,3280,461 340,3460,493
Психические процессыМ380,532 360,566
(y)Д400,564 370,583
Эмоционально-волевыеМ3936
свойства (z)Д4138
Примечание – Подчеркнуты: ____ P<0,05;P<0,01.
2. Установлено абсолютное совокупное позитивное влияние сочетания
двух любых составляющих профилирующего компонента на уровень развития
третьего (P<0,01) (табл. 3). При этом во всех половозрастных группах детей в
общей структуре взаимосвязей анализируемых показателей важнейшую роль
играет эмоционально-волевое состояние детей в сочетании с их психическим
развитием.
Таблица 3 – Влияние двух составляющих профилирующего компонента
на третий
1 обследование2 обследование
ВозрастПол
xy•zxz•yyz•xxy•zxz•yyz•x
М0,4720,6110,5820,7910,8460,834
6 лет
Д0,5050,6870,6100,8130,8710,843
М0,4480,5870,5520,4730,6130,589
7 лет
Д0,4690,6350,5690,4980,6610,587
Примечание:
rxy•z – уровень влияния физической подготовленности и психических
процессов на эмоционально-волевые свойства;
rxz•y – уровень влияния физической подготовленности и эмоционально-
волевых свойств на психические процессы;
ryz•x – уровень влияния психических процессов и эмоционально-волевых
свойств на уровень физической подготовленности.
По итогам решения третьей задачи исследования, заключающейся в
разработкеиэмпирическомопределенииэффективностиуровневой
педагогическоймоделиформированияпрофилирующегокомпонента
личностной физической культуры детей 6-7 лет на основе сопряженного
развития его базовых составляющих (рис. 1),были сформулированы
следующие частные обобщения:
1. Научнаяновизнасущностныххарактеристикмодулей
экспериментальной модели заключается в следующих позициях:
1) проективно-целевой модуль:
–дифференцирование содержания базовых задач по составу основных
субъектов учебно-воспитательного процесса (воспитанники ДОО, различные
категории педагогов, члены семей дошкольников);
–аккумулирование современных взглядов на перечень групп основных
задач учебно-воспитательного процесса, в котором, наряду с общепринятыми в
педагогике установками (педагогическими, воспитательными и оздоровитель-
ными), представлены социально-психологические (формирование мотивов и
потребностей детей в личностном становлении) и организационно-методические
(целесообразностьипредпосылкирасширенногонаучно-методического
обоснования различных видов и форм педагогических воздействий);
1. Проективно-целевой
Целевые установкиЗадачиРезультирующие критерии
личност-эффективности
фундаментальныебазовые
ныереализации
2. Модуль повышения педагогической компетенции
Специалистов ДООРодителей
3. Организационно-содержательный
Организационные
ФормыСредства
условия
Модули
4. Процессуально-технологический
Подходы кРасчетТребования кУсловияИндивидуальное
определениюпримерныхусловиямсопряженногопланирование
сенситивныхобъемовэффективногоразвития соче-развития
периодов уровняцеленаправ-формирования итаний частныхчастных
развития базо-ленных педа-развития по-проявленийпроявлений
вых состав-гогическихказателей фи-базовых сос-составляющих
ляющихвоздействийзической под-тавляющихпрофилирую-
профилирую-готовленности,профилирую-щего
щегопсихическихщегокомпонента
компонентапроцессов икомпонента
эмоционально-
волевых свойств
5. Результирующий
Тестирование сПереводРасчет значенийФормализо-Сопоставление
использованиемрезультатов винтегральныхванная итоговаярезультатов со
контрольныхотдельныхпоказателейоценказначениями
упражнений итестах вбазовыхпрофилирую-пяти уровней их
заданийбалльныесоставляющихщегоразвития
оценкикомпонента
Рисунок 1 – Структура экспериментальной педагогической модели сопряженного
формирования и развития базовых составляющих профилирующего компонента
личностной физической культуры дошкольников 6-7 лет
–акцентированиевниманиявсодержаниивсехположений,
представленных в проективно-целевом модуле, на необходимости системного и
систематического использования идей сопряженного развития личностных
характеристик дошкольников;
–наполнение программ оценки результативности процесса реализации
экспериментальноймоделидифференцированнымипоказателями,
характеризующими новые нормативы достижений детей в контрольных
процедурах,характеризующихуровеньразвитиячастныхпроявлений
показателейфизическойподготовленности,психическихпроцессов,
эмоционально-волевых свойств, а также их интегральных и суммарных
показателей;
2) модуль повышения педагогической компетентности педагогов и
просветительской работы с членами семей дошкольников:
–разработка программ повышения педагогической компетентности
различных категорий специалистов ДОО и просветительской работы с членами
семейдошкольниковспреимущественнымиспользованиемучебного
материала, полученного в ходе теоретической и эмпирической работы в ходе
предварительных исследований;
–преимущественно методико-прикладная направленность содержания
разработанных программ;
–комплексное стимулирование учебно-познавательной деятельности
педагогов и членов семей дошкольников на основе реализации методов
активного обучения;
3) организационно-содержательный модуль:
–определение состава проективных организационных, содержательных
иметодико-технологическихфакторов,обусловливающего
аргументированность предлагаемых к использованию форм и средств
физкультурного воспитания в ДОО в контексте сопряженного развития базовых
составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры
детей 6-7 лет;
–дифференциация основной формы организации процесса физического
воспитания в ДОО – физкультурных занятий – по преимущественному
воздействию на личностные характеристики дошкольников по основаниям
образовательного, собственно-физкультурного, спортивного, творческого и
специализированного характера;
–представлениеактуальныхпримеровкомплексныхформ
круглогодичной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
в ДОО с акцентом на совместную творческую активность всех основных
субъектов учебно-воспитательного процесса;
–дифференциациясредствфизкультурно-спортивнойподготовки
детей;
–позиционированиеструктурно-содержательныххарактеристик
предметно-развивающей образовательно-воспитательной среды в ДОО как
важнейшего фактора физкультурно-спортивного воспитания детей;
–полифункциональный характер видов развивающей деятельности
детей,характеризующейсяфизкультурно-спортивным,интеллектуальным,
творческим,морально-нравственным,социально-общественными
мотивационно-потребностным характером;
4) процессуально-технологический модуль:
–определение на основе разработанных формул различных параметров
анализируемыхбазовыхсоставляющихпрофилирующегокомпонента,
включающих показатели: сенситивных периодов формирования и развития
частныхпроявленийиинтегральныххарактеристикфизической
подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств
дошкольников,атакжесовместноговлияниядвухлюбыхбазовых
составляющих профилирующего компонента на третий; обоснование схемы
сенситивныхпериодовсопряженногоразвитиябазовыхсоставляющих
профилирующего компонента с дифференциацией их по основанию ведущих и
второстепенных;
–обоснование нового подхода к определению объемов учебно-
тренировочныхнагрузокдляразвитиябазовыхсоставляющих
профилирующего компонента;
–формулировка требований к психолого-педагогическим условиям
эффективногоформированиябазовыхсоставляющихпрофилирующего
компонента, базирующихся на идее их сопряженного развития;
–формированиеалгоритмическихпредписаний,обеспечивающих
сопряженноеразвитиеразличныхсочетанийбазовыхсоставляющих
профилирующего компонента.
5) результирующий модуль:
–ориентация процесса объективного отбора контрольных упражнений
идиагностическихметодикнафундаментальныеположениятеории
тестирования различных состояний человека;
–учет фундаментальных положений теории тестирования состояний
человека при разработке и определении эффективности содержательных и
методико-технологических алгоритмов организации процесса мониторинга
уровнясформированностибазовыхсоставляющихпрофилирующего
компонента личностной физической культуры детей, в том числе:
а) обязательнаядифференциациявсехоценочныхпроцедурпо
половозрастным основаниям;
б) использованиевходеоценкиактуальногосостоянияи
закономерностейполовозрастнойдинамикипараметровукрупненных
интегральных и суммарных показателей физической подготовленности,
психических процессов и эмоционально-волевых свойств детей, а также
обобщенной характеристики профилирующего компонента их личностной
физической культуры;
–введениепоправочногокоэффициента,отражающего
информативностьчастныхпроявленийпоказателейфизической
подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств
при разработке пропорциональных шкал, используемых для определения
значений интегральных показателей и в конечном итоге обобщенной
характеристикипрофилирующегокомпоненталичностнойфизической
культуры дошкольников 6-7 лет обоего пола;
–обоснование градаций уровня развития (высокого, выше среднего,
среднего, ниже среднего, низкого) частных проявлений параметров физической
подготовленности, психических процессов, эмоционально-волевых свойств, их
интегральных показателей и суммарных характеристик профилирующего
компонента личностной физической культуры дошкольников 6-7 лет обоего пола.
2. Эффективность разработанной педагогической модели сопряженного
формированияиразвитиябазовыхсоставляющихпрофилирующего
компоненталичностнойфизическойкультурыдошкольников6-7лет
подтверждается результатами формирующих педагогических экспериментов, к
основным из которых относятся:
- существенное преимущество детей из экспериментальных групп по
сравнению с результатами их сверстников из контрольных групп по:
а) всем анализируемым показателям (таблица 4);
Таблица 4 – Достоверность различий интегральных и суммарных показателей
профилирующего компонента между детьми 6 лет контрольной и
экспериментальной групп
ПКгр.Эгр.Кгр.↔Эгр.
Показатели (балл)о nn
лM±mM±mtP
ИП физическойМ 3024,71,492933,42,063,43<0,01
подготовленностиД3220,21,183130,41,804,74<0,001
М 2929,11,793036,12,182,48<0,05
ИП психических процессов
Д3226,81,563034,82,103,05<0,01
ИП эмоционально-волевыхМ 3124,91,482831,81,992,78<0,01
свойствД3327,31,563133,41,982,42<0,05
Суммарный показательМ 2978,74,8528101,36,372,82<0,01
профилирующего
компонентаД3274,34,343098,65,973,29<0,01
б) мотивациидетей6-7летобоегополакфизкультурному
совершенствованию и самосовершенствованию;
- болеевысокимиабсолютнымизначениямитемповприроста
анализируемых показателей детей из экспериментальных групп по сравнению с
достижениями их сверстников из контрольных групп (рис. 2);
- достоверно более высокие параметры уровня профессиональной
компетентности педагогов из экспериментальной группы по сравнению с
результатами их коллег из контрольной группы.
Мальчики 6 лет
Тпр., %
10084,991,186,2
74,582,0
8063,565,0
56,0
0
1234Показатели
Контрольная группаЭкспериментальная группа
Девочки 6 лет
Тпр., %
100,298,191,3
10075,677,2
8068,461,968,5
0
1234Показатели
Контрольная группаЭкспериментальная группа
1 – ИП физической подготовленности3 – ИП эмоционально-волевых свойств
2 – ИП психических процессов4 – СП профилирующего компонента
физической культуры
Рисунок 2 – Темпы прироста интегральных и суммарных показателей
профилирующего компонента физической культуры детей 6-7 лет контрольной
и экспериментальной групп
Таким образом, в ходе многолетней научно-исследовательской работы
обоснованы структура и содержание, а также эмпирически доказана
эффективность педагогической модели сопряженного формирования и развития
базовых составляющих профилирующего компонента личностной физической
культуры воспитанников ДОО 6-7 лет.
ВЫВОДЫ
1. Целесообразностьполученияновогонаучногознанияо
перспективных путях целенаправленного и эффективного формирования
профилирующегокомпоненталичностнойфизическойкультуры
воспитанниковдошкольныхобразовательныхорганизацийобусловлена
значительным объемом теоретических и эмпирических данных, создавших
современную факторологическую базу совершенствования организационно-
содержательныхипроцессуально-технологическихосновпроцессаего
развития, и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по решению
данной проблемы в условиях организованного физического воспитания детей 6-
7 лет.
2. Установленные особенности процесса формирования физической
культуры воспитанников 6-7 лет обоего пола в дошкольных образовательных
организациях свидетельствуют о существенных недостатках в контексте
развитиятитульногопрофилирующегокомпонентаэтоголичностного
феномена детей в условиях реализации традиционных учебно-воспитательных
программ,подтвержденныхабсолютнымизначениямипараметров
интегральныхпоказателейфизическойподготовленности,психических
процессовиэмоционально-волевыхсвойств,оцениваемыхнаоснове
разработанных нормативных градацийв диапазоне от среднего до ниже
среднего уровня.
3. Актуальностьсоставапараметровразработанныхматематико-
статистических формул с целью обоснования процессуально-технологических
решенийвсвязисоценкойтенденцийформированияиразвития
профилирующего компонента личностной физической культуры дошкольников
6-7 лет обусловлена следующими аргументами, отражающими сущностную
педагогическую интерпретацию данного подхода:
–установленной во многих исследованиях ведущей ролью показателей
информативности личностных характеристик детей дошкольного возраста в
процессе оценивания степени точности, с которой данные параметры измеряют
уровень их развития;
–нивелированием выявленных в исследовании существенных различий
в процессе ранговой оценки показателей информативности и темпов прироста
интегральных характеристик физической подготовленности, психических
процессов и эмоционально-волевых свойств во всех половозрастных группах
дошкольников;
–повышением уровня точности определения сенситивных периодов
формированияиразвитияпараметровфизическойподготовленности,
психических процессов и эмоционально-волевых свойств детей на основе
комплексированияпоказателейинформативности,темповприростаи
достоверности изменений в годичном учебно-воспитательном цикле.
4. Организационно-содержательныедетерминантыпроцесса
физического воспитания детей 6-7 лет в дошкольных образовательных
организациях в условиях реализации традиционных программных документов
обеспечивают соответствующий установленным половозрастным нормативам
уровеньсформированностибазовыхсоставляющихпрофилирующего
компонента личностной физической культуры с преимуществом мальчиков по
большинству параметров частных проявлений и интегральных показателей
физической подготовленности и отсутствие существенных элементов полового
диморфизма по характеристикам психических процессов и эмоционально-
волевых свойств.
5. Подтверждены фундаментальные положения теорий физической
культуры, спортивной подготовки, онтокинезиологии, возрастной педагогики и
психологии о взаимообусловленности процессов формирования, развития и
функционирования важнейших систем организма детей 6-7 лет на основе
полученных научных фактов, отражающих закономерности взаимосвязи
показателей их физической подготовленности, психических процессов и
эмоционально-волевых свойств, к основным из которых относятся: абсолютная
корреляция значений их интегральных характеристик, безальтернативное
позитивное влияние двух любых базовых составляющих профилирующего
компонента на третий и важнейшая роль в данном контексте эмоционально-
волевого состояния дошкольников.
6. Композиционноепостроениеэкспериментальноймодели,
принципиальносоотнесенноесоструктуройгипотетическиидеального
педагогического процесса, интегрирующего организационно-методические
мероприятия по формулировке фундаментальных проективных установок,
включающих основные результирующие критерии, состав используемых
программных и инициативно разработанных средств, перечень перспективных
процессуально-технологическихрешений,обеспечивающихдостижение
запланированных результатов и объективные системы оценки успеваемости
обучающихся,являетсяпозитивнымфактором,которыйспособствует
природосообразномуииндивидуально-приемлемомуформированию
профилирующего компонента физической культуры детей 6-7 лет на основе
реализации перспективной научно-методической идеи сопряженного развития
широкого спектра их личностных характеристик.
7. Системообразующейдетерминантой, вомногомопределяющей
эффективностьэкспериментальноймодели,являетсясодержание
процессуально-технологического модуля, аккумулирующего характеристику
научнообоснованныхподходовкреализацииидейсопряженного
формированияиразвитияпрофилирующегокомпоненталичностной
физической культуры детей 6-7 лет, которые базируются систематическом
учете следующих факторов:
–установленных диапазонах сенситивных периодов сопряженного
развития базовых составляющих профилирующего компонента в связи с
закономерностями различных вариантов их взаимосвязи;
–рассчитанныхнаосновеобъективнойинформацииобъемов
педагогических воздействий в структуре годичного учебно-воспитательного
цикласцельюсопряженногоразвитияпоказателейфизической
подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств
детей, включенных в общую структуру документов планирования процесса
физического воспитания;
–сформулированныхтребованийкпедагогическимусловиям
сопряженного развития базовых составляющих профилирующего компонента и
к базирующимся на них составе алгоритмических предписаний реализации
данного процесса;
–обоснованныхрекомендацийпоструктурно-содержательным
особенностямличностно-ориентированногоподходакразвитию
профилирующегокомпонентанаосноверазработкииреализации
индивидуальных планов работы с конкретным ребенком.
8. Многокомпонентнаяэкспериментальнаямодельпроцесса
сопряженного развития базовых составляющих профилирующего компонента
личностной физической культуры воспитанников 6-7 лет дошкольных
образовательных организаций эффективна, что подтверждается следующими
основнымиэмпирическимирезультатамипроведенныхформирующих
педагогических экспериментов:
–существенным преимуществом дошкольников 6-7 лет, как мальчиков,
так и девочек экспериментальных групп, по сравнению с результатами их
сверстников из контрольных групп по уровню развития базовых составляющих
(физическая подготовленность, психические процессы, эмоционально-волевые
свойства) и обобщенных характеристикам профилирующего компонента
личностной физической культуры;
–достоверным повышением уровня мотивации детей 6-7 лет из
экспериментальныхгруппкличностномуфизкультурно-спортивному
совершенствованию и самосовершенствованию (P<0,001);
–значительнымулучшениемкачествапрофессиональной
компетентности специалистов дошкольных образовательных организаций
(P<0,01) и педагогической подготовленности членов семьи дошкольников
(P<0,001) из экспериментальных групп;
–обоснованиемсодержательногоконтентаиразработкой
процессуально-технологическихосновмноголетнегонепрерывного
педагогического мониторинга эффективности развивающих воздействий в ходе
сопряженногоформированиябазовыхсоставляющихпрофилирующего
компонента и общей личностной физической культуры детей дошкольного
возраста;
9. Перспективныминаправлениямидальнейшегоуглубленияи
расширения объема нового научного знания по тематике настоящего
исследования являются:
–экстраполяция сформулированных теоретических положений на
процесс комплексного решения проблемы сопряженного формирования и
развития частных проявлений базовых компонентов личностной физической
культуры воспитанников ДОО во всем возрастном периоде дошкольного
детства;
–расширениесоставачастныхпроявленийпоказателейуровня
сформированности базовых компонентов личностной физической культуры,
интегрированно развивающихся на основе идей сопряженного формирования
индивидуальных характеристик дошкольников;
–создание системы многолетнего когерентного повышения уровня
профессиональнойкомпетентностиспециалистовдошкольных
образовательных организаций и членов семьи дошкольников, базирующейся на
современной теоретической и практикоориентированной тематике, а также
обоснованномпримененииметодовактивизацииихпознавательной
деятельности;
–дальнейшее качественное совершенствование существующих, а также
разработка новых процессуально-технологических подходов к формированию и
развитиючастныхпроявленийиинтегральныхпоказателейбазовых
компонентов личностной физической культуры воспитанников дошкольных
образовательных организаций.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Совокупностьорганизационно-содержательных,процессуально-
технологических и контрольно-учетных мероприятий по реализации процесса
сопряженного формирования и развития базовых составляющих (физическая
подготовленность, психические процессы, эмоционально-волевые свойства) и
общей характеристики профилирующего компонента личностной физической
культуры воспитанников 6-7 лет дошкольных образовательных организаций
целесообразно представить в виде комплекса алгоритмических предписаний,
дифференцированных по основанию этапности их реализации:
1. Предварительный этап:
1) организациякурсов-семинаровповышенияпрофессиональной
компетентности специалистов дошкольных образовательных организаций и
просветительской работы с членами семей дошкольников по тематике,
представленной в соответствующем модуле экспериментальной модели;
2) разработкапроектовдокументовпланированияпедагогических
воздействий в годичном учебно-воспитательном цикле с целью реализации
основных проективных установок экспериментальной модели;
3) обоснование содержания и разработка развивающих заданий для
сопряженного формирования и развития частных проявлений базовых
составляющих и общего уровня профилирующего компонента личностной
физической культуры дошкольников;
4) формированиепакетазаданийдляактивнойсамостоятельной
деятельностидетейвзонахактуальногоиближайшегоразвитияв
культурологическойпредметно-пространственнойсредедошкольных
образовательных организаций;
5) разработка частной методики педагогического контроля уровня
физической подготовленности и развития показателей психических процессов и
эмоционально-волевыхсвойствдошкольников,дифференцированнойпо
половозрастным основаниям и предназначенной для конкретного контингента
воспитанников дошкольных образовательных организаций;
6) оказаниеорганизационно-методическойпомощичленамсемей
дошкольников с целью создания элементов развивающей культурологической
предметно-пространственной физкультурно-спортивной среды в домашних
условиях.
2. Этап непосредственного внедрения экспериментальной модели в
содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных
организациях:
1) организацияипроведениевначалегодичногоучебно-
воспитательного цикла входного тестирования уровня развития частных
проявлений базовых составляющих профилирующего компонента (физическая
подготовленность, психические процессы, эмоционально-волевые свойства)
личностной физической культуры дошкольников;
2) расчетиндивидуальныхзначенийинтегральныхпоказателей
профилирующего компонента и его базовых составляющих, разработка, в
случаенеобходимостисовместносчленамисемейдошкольников,
индивидуальных планов коррекционной дополнительной развивающей работы;
3) разработка и реализация в практике годового плана-графика
сопряженногоформированияиразвитиябазовыхсоставляющих
профилирующего компонента;
4) проведениекачественногоанализарезультатовреализации
экспериментальной модели в процессе физического воспитания в ДОО и
внесение необходимых содержательных и процессуально-технологических
корректив.
Актуальность. Системное формирование и развитие концептуальных и прикладных оснований теории физкультурного воспитания детей дошкольного возраста являются многолетней ведущей социально-педагогической тенденцией целенаправленного эффективного совершенствования данного процесса (Ю.К. Чернышенко, 1998; Е.В. Демидова, 2004; Н.И. Дворкина, 2015). Его главная идеологическая установка – позиционирование процесса физкультурного воспитания как одной из ведущих образовательно-воспитательных конструкций в контексте используемых форм, средств и методов в связи с социализацией и личностным развитием ребенка в онтогенезе (В.К. Бальсевич, 2000; К.Д. Чермит, 2005). В основе модернизации главных проективных установок процесса физического воспитания в дошкольных образовательных организациях лежат фундаментальные положения аксиологической концепции интерпретации его сущностных характеристик, в соответствии с которой применяемые физические и двигательные задания из арсенала физкультурно-спортивной деятельности обладают таким же развивающим потенциалом и итоговым эффектом, как и другие виды образовательно-воспитательных воздействий (Г.Г. Наталов, 1998; С.О. Филиппова, 2002). С учетом идеологических постулатов данной концепции сформулированы важнейшие цели и задачи физкультурного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях, одной из которых является формирование и развитие их личностной физической культуры (Н.В. Седых, 2006; Ю.Ф. Курамшин, 2007; В.Г. Макаренко, 2012). Структура этого личностного феномена интегрирует три базовых компонента: интеллектуальный, социально-психологический (мотивационно-потребностный) и профилирующий (собственно-биологический), которые совокупно объединяют уровень и качество его сформированности (Л.Д. Глазырина, 2011; А.Ш. Шахманова, 2012, Н.И.Дворкина, 2015). Вместе с тем, понимая структурное своеобразие личностной физической культуры детей, большинство ученых и специалистов дошкольных образовательных организаций склонны в качестве ее титульной составляющей позиционировать профилирующий компонент, в рамках которого на основе устоявшихся в научно-педагогической практике взглядов целесообразно формировать и развивать целый комплекс индивидуальных характеристик дошкольников, включая в том числе их физические, двигательные качества, психические процессы и эмоционально-волевые свойства (Л.И. Лубышева, 1992; В.К. Бальсевич, 1996; С.О. Филиппова, 2002).
Результаты анализа программно-нормативных документов, регламентирующих основы процесса физкультурного воспитания в дошкольных образовательных организациях, свидетельствуют о недостаточном объеме научно обоснованных рекомендаций по методико-технологическим аспектам развития в рамках профилирующего компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет, их физических качеств, психических процессов, эмоционально-волевых свойств, в том числе в режиме сопряженных педагогических воздействий (Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», 2013). С учетом взаимообусловленности процессов функционирования основных систем организма ребенка, а также содержательно- технологических основ различных форм, средств и методов физкультурного воспитания в ряде научных и научно-методических публикаций указывается на особую перспективность данного подхода и необходимость теоретического и эмпирического доказательства его перспективности (В.К. Бальсевич, 1999; В.А. Баландин, 2001; Н.А. Фомина, 2004).
Таким образом, в системе педагогических знаний, отражающих важнейшие концептуальные основы процесса физкультурного воспитания дошкольников 6-7 лет, сформировалась проблемная ситуация. Ее первоосновой являются: понимание большинством специалистов необходимости комплексного построения состава педагогических воздействий с целью развития составляющих профилирующего компонента физической культуры детей 6-7 лет, базирующегося на идеях сопряженного формирования их личностных характеристик, и отсутствие научно-методических решений по реализации этого подхода, что определяет актуальность настоящего исследования.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей 6-7 лет в
дошкольных образовательных организациях.
Предмет исследования – педагогическая модель процесса сопряженного
развития базовых составляющих (физическая подготовленность, психические процессы, эмоционально-волевые свойства) профилирующего компонента личностной физической культуры воспитанников дошкольных образовательных организаций 6-7 лет.
Цель исследования – теоретически обосновать структуру и содержание, разработать и оценить эффективность уровневой педагогической модели процесса сопряженного развития базовых составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Рабочая гипотеза. Известно, что ведущей проективной установкой процесса физкультурного воспитания детей 6-7 лет в дошкольных образовательных организациях является формирование и развитие их личностной физической культуры (Ю.К.Чернышенко, 1998; Н.И.Дворкина, 2015).
Также известно, что в структуре личностной физической культуры детей дошкольного возраста вне связи с полом и возрастом важнейшую роль играет профилирующий компонент, который в соответствии с современными взглядами интегрирует средства и методы формирования и развития их физического, двигательного, психического и эмоционально-волевого потенциала (Е.В. Демидова, 2004; Э.А. Колидзей, 2005; И.В. Манжелей, 2005).
Предполагалось, что определение и учет половозрастных особенностей информативности, динамики и различных вариантов взаимообусловленности частных проявлений и интегральных показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств дошкольников 6-7 лет создадут предпосылки для построения эффективной педагогической модели формирования профилирующего компонента их личностной физической культуры на основе идей сопряженного развития базовых составляющих.
Задачи исследования:
1. Определить половозрастные особенности информативности и динамики частных и интегральных показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых качеств воспитанников дошкольных образовательных организаций 6-7 лет в условиях реализации традиционных программ физического воспитания.
2. Установить половозрастные закономерности различных видов взаимообусловленности показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств как базовых составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет.
3. Разработать и эмпирически определить эффективность уровневой педагогической модели формирования профилирующего компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет на основе сопряженного развития его базовых составляющих.
Методологическая основа исследования опирается на фундаментальные положения системного, кинезиологического, процессного, культурологического общенаучных подходов, а также на современные представления о закономерностях личностного становления детей дошкольного возраста в онтогенезе.
Теоретическую основу исследования составляют положения теорий физической и спортивной культуры (Л.П. Матвеев, 1991; Г.Г. Наталов, 1994; Ю.М. Николаев, 2000; К.Д. Чермит, 2005; С.Ю. Баринов, 2010), физического и физкультурного воспитания (Л.И. Лубышева, 1992; В.К. Бальсевич, 2000; К.Д.Чермит, 2010 Н.Н. Визитей, 2009), педагогики и психологии детей дошкольного возраста (М.В. Бениаминова, 1991; Б.Г. Ананьев, 1996; В.С. Мухина, 1998; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2003; Л.И. Божович, 2008), физкультурного воспитания детей дошкольного возраста (Ю.К.Чернышенко, 1998; В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева, В.Г. Шиянова, 2006; В.Г. Макаренко, 2012), аксиологической концепции содержания основных сущностных характеристик процесса возрастного физического воспитания (В.К. Бальсевич, 1996; Г.Г. Наталов, 1998; С.Д. Неверкович, 2010).
Научная новизна исследования:
1. Разработана формула расчета поправочного коэффициента, существенно увеличивающего точность определения значений интегральных характеристик базовых составляющих (физическая подготовленность, психические процессы, эмоционально-волевые свойства) профилирующего компонента личностной физической культуры дошкольников, комплексирующая параметры их информативности, динамики и темпов прироста в годичном учебно-воспитательном цикле в дошкольных образовательных организациях с учетом половозрастной дифференциации детей 6-7 лет.
2. Установлены важные с позиций теоретико-прикладного обоснования возможности и целесообразность сопряженного развития составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет, закономерности их взаимообусловленности, к основным из которых относятся: высокий уровень взаимосвязи во всех половозрастных группах дошкольников абсолютных значений интегральных показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств; наиболее существенная значимость эмоционально-волевого состояния дошкольников в процессе развития показателей физической подготовленности и психических процессов, а также абсолютное позитивное влияние сочетания двух любых составляющих на формирование третьей.
3. Разработаны математико-статистические подходы, формализовано отражающие педагогическую интерпретацию целесообразности использования параметров информативности, динамики и темпов прироста частных проявлений и интегральных показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств детей 6-7 лет в связи с определением сенситивных периодов формирования и развития базовых составляющих профилирующего компонента их личностной физической культуры. 4. Обоснованы новые подходы к организации процесса системного многолетнего мониторинга уровня сформированности и параметров динамики базовых составляющих и обобщенной характеристики профилирующего компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет, базирующиеся на использовании информативных тестирующих процедур оценки частных проявлений физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств дошкольников; балльных шкал, которые рассчитываются с учетом поправочного коэффициента, позволяющего определить точные значения интегральных и суммарных показателей и в конечном итоге градации уровня их развития, дифференцированные по полу и возрасту воспитанников дошкольных образовательных организаций.
5. Аргументирована композиция и эмпирически подтверждена эффективность педагогической модели сопряженного развития частных проявлений и интегральных показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств дошкольников, комплексирующая проективный, квалификационно-просветительский, организационно-содержательный, процессуально-технологический и результирующий модули, что позволяет на существенно более высоком достоверном качественном уровне формировать профилирующий компонент личностной физической культуры детей 6-7 лет.
Положения, выносимые на защиту:
1. Объективность процесса выявления реальных границ сенситивных периодов формирования и развития показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств, являющихся базовыми составляющими профилирующего компонента личностной физической культуры дошкольников 6-7 лет, коррелирует с результатами комплексного анализа параметров их информативности, темпов прироста и достоверности изменений в годичном учебно-воспитательном цикле.
2. Состав организационно-содержательных, процессуально- технологических и результирующих факторов, определяющих эффективность процесса сопряженного развития базовых составляющих и повышения общего уровня сформированности профилирующего компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет, обусловлен данными интегрированного учета результатов выявления границ сенситивных периодов эволюции показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств и закономерностей различных вариантов их взаимообусловленности в годичном учебно-воспитательном цикле.
3. Экспериментальная педагогическая модель сопряженного развития базовых составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры воспитанников 6-7 лет дошкольных образовательных организаций, характеризующаяся интеграцией по содержательным признакам основных блоков целостного педагогического процесса, которые определяют их очевидную новизну, является позитивным фактором, инициирующим осознанную творческую деятельность основных субъектов учебно- воспитательного процесса (детей, членов их семей, педагогов), направленную на эффективное решение основных задач процесса физического воспитания в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении существующего научного знания о перспективных путях системного совершенствования процесса формирования физической культуры воспитанников дошкольных образовательных организаций 6-7 лет на основе комплексного развития базовых составляющих профилирующего компонента этого личностного феномена, развиваемых с учетом перспективных идей сопряженного повышения уровня физических, психических и эмоционально- волевых характеристик детей.
Теоретические основы процесса физкультурного воспитания в дошкольных образовательных организациях дополнены установленными научными фактами об уровне информативности, особенностях динамики и взаимообусловленности показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств детей 6-7 лет в связи с определением сенситивных периодов их сопряженного развития средствами физкультурно-спортивной деятельности.
Дидактические основы процесса физкультурного воспитания существенно расширены в рамках обоснованных теоретических положений, характеризующих содержание и методические особенности комплексирования форм, средств и технологических подходов к процессу сопряженного развития базовых составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования:
1. Экспериментальная педагогическая модель обеспечивает использование оправданных с педагогических позиций форм, средств и методов сопряженного развития базовых составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры воспитанников дошкольных образовательных организаций 6-7 лет, дифференцированных в соответствии с их половозрастными особенностями и различиями.
2. Установленные закономерности информативности, динамики, темпов прироста интегральных характеристик уровня сформированности базовых составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет в совокупности с выявленными сенситивными периодами их развития, дифференцированными по полу и возрасту дошкольников, определяют содержание целенаправленных педагогических воздействий с целью сопряженного улучшения показателей их физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств, позволяют специалистам дошкольных образовательных учреждений с высокой итоговой точностью осуществлять текущее и многолетнее планирование педагогических воздействий.
3. Разработанная, входящая в общую структуру экспериментальной модели методика педагогического контроля уровня сформированности и развития частных проявлений, интегральных и обобщенных показателей базовых составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет, которая базируется на последовательном поэтапном учете уровня информативности его структурно-содержательных единиц, является фактологическим основанием для создания в дошкольных образовательных организациях систем многолетнего педагогического мониторинга.
4. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования, согласованные с содержанием действующих программ профессиональной подготовки различных категорий специалистов физической культуры и спорта, являются действенными предпосылками для качественного повышения уровня их педагогической компетентности.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования обсуждены на одной международной (2019), двух всероссийских с международным участием (2013, 2014), одной всероссийской (2013) и двух региональных (2018, 2019) конференциях.
По теме диссертации опубликовано 15 работ, в том числе 4 в изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых журналов, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Разработанная модель сопряженного развития базовых составляющих профилирующего компонента личностной физической культуры воспитанников дошкольных образовательных организаций 6-7 лет внедрена в учебно- воспитательный процесс Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад No 63». Основные положения научно- квалификационной работы (диссертации) используются в процессе подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура» на факультетах физической культуры и спорта Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма».
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографии, 24 приложений и 3 актов внедрения. Список литературы включает 264 наименования, из них 20 на иностранных языках. Общий объем диссертации составляют 305 страниц компьютерного текста, иллюстрированного 27 таблицами и 14 рисунками.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!