Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического сопровождения
повышения уровня самоорганизации студентов ……………………. 14
1.1. Развитие самоорганизации студентов в рамках компетентностного
подхода……………………………………………………………………… 14
1.2. Сущность педагогического сопровождения повышения уровня
самоорганизации студентов ……………………………………………….. 42
1.3. Модель педагогического сопровождения повышения уровня
самоорганизации студентов …………….………………………………… 71
Выводы по первой главе……………………………………………………. 95
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности модели
педагогического сопровождения повышения уровня
самоорганизации студентов ……………………………………………… 99
2.1. Содержание и организация констатирующего этапа
экспериментальной работы………………………………………………… 99
2.2. Формирующий эксперимент: проверка эффективности модели
педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации
студентов……….……………………………………………………………. 113
2.3. Основные результаты проверки эффективности модели
педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации
студентов ……………………………………………………………….…… 144
Выводы по второй главе…………………………………………………… 155
Заключение…………………………………………………………………. 157
Список литературы………………………………………………………. 160
Приложения………………………………………………………………… 180
Приложение А. Методические рекомендации для студентов-участников
проекта ………………………………………………………………………. 180
Приложение Б. Хронокарта ………………………………………………. 182
Приложение В. Скриншоты бесед с участниками экспериментальной
группы на сайте vk.com….………………………………………………… 183
В первой главе «Теоретические основы педагогического
сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов»
представлен анализ понятия самоорганизации, рассматриваются вопросы
проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории
обучающихся с целью развития их самоорганизации, изучаются особенности
педагогического сопровождения этого процесса, представлена модель
педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации
студентов.
Впсихолого-педагогическихисследованияхсамоорганизация
рассматривается как совокупность свойств личности, образующих такое
психическое качество, которое обеспечивает высокий уровень овладения
деятельностью(организованность,ответственностьидр.)
(Н.М. Владимирова, Н.С. Копеина, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович,
Н.А. Афанасьева, М.А. Пахмутова и др.); как организация человеком
собственной деятельности; процесс, состоящий из определенных этапов
(В.Н. Донцов, В.И. Андреев, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис, Е.В. Камалетдинова,
С.С. Котова, О.Н. Шахматова и др.); как обладание личностными качествами
(самостоятельностью, целеустремленностью и др.), влияющими на характер
осуществления деятельности и ее результаты (Н.А. Заенутдинова,
А.Д. Ишков, С.С. Куликова, Л.М. Романова и др.); как приемы и техники,
повышающие качество организации времени, интеллектуальной и других
видовдеятельности(Г.А. Архангельский,Ю.Р. Бондаренко,
Н.М. Варшавский, В.Н. Парахина, В.И. Перов, Г.Н. Смоловик и др.); как
процесс упорядоченной деятельности, основанной на осознании ценности
времени и ориентированной на цели и ценности учебной работы
(Т.Н. Козловская, М.А. Реунова и др.), как основную движущую силу
развития личности (А.А. Деркач).
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что
самоорганизацию следует рассматривать как способность личности
управлять своим поведением, ресурсами и деятельностью для того, чтобы
достигать целей. Будучи способностью личности, самоорганизация включает
в себя личностный компонент (организованность как сложное личностное
качество, в состав которого входят планомерность, целеустремленность,
настойчивость, ответственность, самостоятельность) и функциональный
компонент (умение организовать деятельность). В то же время
самоорганизация является процессом, состоящим из этапов постановки цели;
анализа ситуации; составления плана; организации деятельности,
намеченной в плане; самоконтроля продвижения к цели; коррекции.
При этом необходимо отметить, что понятие и структура
самоорганизации, а также этапы самоорганизации как процесса не зависят от
вида деятельности субъекта. Поскольку учебная деятельность студентов
составляет основную часть их повседневной жизни, мы рассматриваем
самоорганизацию и ее осуществление с учетом особенностей учебного
процесса в вузе.
Развитие у обучающихся навыков самоорганизации происходит в ходе
совместной деятельности педагога и студентов, направленной на разработку
и реализацию индивидуальных образовательных траекторий.
Исследование показало, что для достижения значимого результата
индивидуальная образовательная траектория обучающегося должна
включать в себя проектную деятельность и содержать следующие
фрагменты: определение исходного уровня самоорганизации и получение о
ней необходимых знаний; постановка цели и задач участия в проекте; анализ
имеющихся ресурсов и составление ресурсной карты; составление плана;
реализация проектной деятельности, согласно плану, с использованием
средств самоорганизации; самоконтроль; анализ и оценка выполненной
работы; диагностика итогового уровня самоорганизации.
Как отмечено выше, проектная деятельность является обязательной
составляющей индивидуальной образовательной траектории, цель которой –
повышение уровня самоорганизации обучающегося. Это связано с влиянием
проектной деятельности на следующие сферы студентов: мотивационную,
т.к.стимулируетцелеполагание,формируетпотребностьв
совершенствовании собственной деятельности (а значит, и ее организации);
волевую, поскольку формирует целеустремленность, умение преодолевать
возникающие трудности (без чего невозможно доведение начатого дела до
конца); рефлексивную, а именно формирует потребность в систематической
рефлексии собственной деятельности, ее коррекции в случае необходимости.
Кроме того, проектная деятельность способствует эффективному решению
задач в преподавании и изучении иностранного языка. По типу проект
должен быть «практико-ориентированным»: четкая структура, простые
повторяющиеся действия, осуществляемые в ходе проектной деятельности,
способствуютразвитиюнавыковсамоорганизациистудентов;
«монопроектом»,выполняемымв рамкаходнойдисциплины;
«долгосрочным»: развитие самоорганизации не может произойти в сроки
более короткие, чем один учебный год.
В связи с наличием описанных выше составляющих индивидуальной
образовательной траектории, этапы учебного проекта приобретают
некоторые особенности. Так, на подготовительном этапе студенты,
формулируя цель и задачи своего участия в проекте, должны осознавать, что
есть еще общая цель: повысить свой уровень самоорганизации. На этапе
реализации проекта они должны не только выполнять необходимые действия
для составления учебного пособия (последовательно изучать его темы;
читать и анализировать тексты; составлять тестовые задания), но еще и
прилагать специальные усилия для организации своей деятельности и
времени, вести соответствующие записи. Наконец, на заключительном этапе
студентам следует анализировать и оценивать не только качество действий,
выполненных для получения готового продукта проектирования, но и свою
деятельность с точки зрения самоорганизации и делать выводы, достигнута
ли эта цель. Таким образом, помимо выполнения тех функций, которые
вообще свойственны учебному проекту, он в данном случае также
способствует отработке навыков самоорганизации.
Эффективность данной работы обеспечивается осуществлением
педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации
студентов. Педагогическое сопровождение рассматривается как средство
обеспечения условий для проектирования, реализации и рефлексии того или
иного педагогического процесса, который проходят обучающиеся
(Е.Г. Белякова); как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, в
процессе которого меняются оба субъекта (З.В. Глебова, М.И. Лукьянова);
как процесс создания первичных ситуаций, в которых обучающийся мог бы
сознательноисамостоятельноразработатьиндивидуальную
образовательную траекторию, и вторичных ситуаций, в которых он мог бы
реализовать ее, взяв ответственность за собственный выбор стратегии
учения, общения и поведения (Е.А. Александрова).
С точки зрения развития самоорганизации студентов, педагогическое
сопровождение рассматривается нами как, во-первых, создание педагогом
ситуаций, в которых каждый студент мог бы наметить свою индивидуальную
траекторию, ведущую к желаемому результату. Сюда входит постановка
цели и задач, анализ и определение ресурсов и возможностей, выбор средств
учебнойработы,составлениепланапроектнойдеятельности:
последовательности изучения тем и выполнения практических заданий,
временных затрат. Во-вторых, это создание ситуаций, в которых
обучающийся сможет реализовать разработанную траекторию: анализируя
собственную деятельность и контролируя ее осуществление, выполнить
план, решить поставленные задачи и достичь цели. Педагогическое
сопровождение выражается в оказании студентам педагогической помощи и
поддержки. При этом педагогическая поддержка не означает решение
проблемы за обучающегося. Преподаватель помогает ему осуществить выбор
варианта решения проблемы и поддерживает его в том, чтобы он
самостоятельно реализовал этот выбор. Таким образом, педагогическая
деятельность, направленная на подготовку обучающихся к самостоятельной
работе является одним из педагогических условий эффективности
педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации
студентов.
Вместе с тем необходимо принять во внимание факт, что
педагогическое сопровождение обучающихся становится возможным только
по мере приобретения ими самостоятельности в работе над развитием
самоорганизации. До этого момента необходимо осуществлять обучение
студентов и обеспечить их необходимыми методическими материалами.
Таким образом, дополнение классических видов педагогической
деятельности (преподавания, методической деятельности) тактиками
педагогического сопровождения (помощью, поддержкой) является еще
однимпедагогическимусловиемэффективностипедагогического
сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов.
Фрагментыиндивидуальнойобразовательнойтраекториии
педагогические условия эффективности педагогического сопровождения
повышения уровня самоорганизации студентов являются частью
разработанной нами модели (рисунок 1).
Модель наглядно представляет то, как соотносятся части работы
студентов над развитием самоорганизации и этапы педагогического
сопровождения. Так, на подготовительном этапе акцент делается на
теоретической части работы обучающихся; на основном этапе на первый
план выходит практическая часть; на контрольно-коррекционном этапе
студенты выполняют проверочную часть своей работы над повышением
уровня самоорганизации.
Результативность осуществляемой совместной деятельности педагога и
студентов зависит также от применения следующих подходов к обучению:
личностно-деятельностного (на основании того, что качества личности
проявляются в ее деятельности, что особенно актуально для развития
самоорганизации); компетентностного, так как он направлен на обеспечение
ЦЕЛЕВОЙ БЛОКПедагогические условия эффективности педагогического
Цель: повышение уровня самоорганизации студентовсопровожденияповышенияуровнясамоорганизации
Задачи: подготовить студентов к реализации проекта; сформировать у них знания о личностных и социальныхстудентов:
ресурсах и способах организации деятельности; сформировать практические навыки самоорганизациипедагогическая деятельность, направленная на подготовку
Подходы:Соответствующие им принципы:обучающихся к самостоятельной работе;
личностно-деятельностныйиндивидуализации; педагогической поддержкидополнение классических видов педагогической деятельности
(преподавания,методическойдеятельности)тактиками
компетентностныйсубъектностипедагогического сопровождения (помощью, поддержкой).
проблемныйпедагогической поддержки
проектныйсамоконтроля и рефлексии студентов; педагогической поддержки
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК
Подготовительный этап педагогического сопровождения
Учебно-методические аспектыСтруктура индивидуальной образовательной траектории (ИОТ)
Деятельностьпреподавателя: Деятельность студентов: участие студентов вФрагмент 1: определение (начального) уровня самоорганизации;
подготовка текстов учеб. пособия; опросе; знакомство с информацией о проекте и об
Теоретическая часть
определениеуровня аспектах самоорганизацииполучение сведений о самоорганизации, необходимых обучающимся для повышения
работы студентов
самоорганизациистудентов;ее уровня
ознакомление их с проектом и
аспектами самоорганизации
Методы пед. деятельности: лекция, Методы учения: слушание, осмысление; изучение
объяснение, иллюстрации, диалогметод. рекомендаций
Формы: практические занятия по иностранному языку
Средства:опросники:«самоорганизациидеятельности»Е.Ю. Мандриковой;
«рефлексивности» В.Н. Карандашева; разработанные методические рекомендации
Основной этап педагогического сопровождения
Деятельность преподавателя:Деятельность студентов:ЭтапСтруктура ИОТ
Практическая часть работы студентов
поддержка студентов при разработке разработка ИОТ на основе рефлексии;самоорганизации
ИОТ в процессе:реализация ИОТ на основе рефлексии иПостановка целиФрагмент 2: определение студентами проблемы, цели
1) определения ими проблемы, цели самоконтроля:участия в проекте и формулирование задач на основе
и задач проекта;работа с учебным пособием: а) чтение и анализрефлексии
2) составления: а) ресурсной карты; текстов составляемого пособия; б) составлениеАнализ ситуацииФрагмент 3: рефлексия относительно имеющихся у
б) плана работы;тестовых заданий;студента ресурсов, их анализ и принятие решения, какие из
помощь,поддержкастудентов; повышение уровня самоорганизации (УК-2 и УК-6):них и в какой мере будут использованы в проекте;
промежуточныйконтроль следование плану; фиксация и анализ временныхсоставление ресурсной карты
выполнениязаданий;контроль затрат; самоконтроль; коррекция; отчет о
деятельностистудентов, реализации ИОТ
направленной на формирование УК-
2 и УК-6
Методыпедагогической Методы учения: творческой работы; изучениеСоставление планаФрагмент 4: составление на основе рефлексии плана
деятельности:проблемного литературныхисточниковисправочников;действий, соответствующего цели, задачам и ресурсам
обучения; письменный контроль; упражнения; самоконтроля
проектов; диалогический
Формы:групповыеи Формы: индивидуальная домашняя работаФрагмент 5: реализация проектной деятельности и
Организация
индивидуальныеконсультациисамоконтроль, производимый в ходе ее осуществления с
деятельности,
студентовпомощью средств самоорганизации, в том числе хронокарт
намеченной в плане
Средства: учебные материалы (тексты); методические рекомендации; памятки, ресурсныеФрагмент 6: анализ деятельности, сопоставление ее с
Самоконтроль
карты, план работы, хронокарты, форма отчета о проделанной работепланом и расчетом ресурсов; выводы о достижении цели
продвижения к цели
внесение изменений, касающихся цели, задач, ресурсной
Коррекция
карты, плана, организации деятельности, намеченной в
плане, если это необходимо
Контрольно-коррекционный этап педагогического сопровождения
Деятельность преподавателя: отборДеятельность студентов: повторение изученногоФрагмент 7: определение (итогового) уровня самоорганизации
вопросов для учебного пособия;материала; выполнение контрольных заданий;
Проверочная часть работы
разработка заданий; оформление иучастие в опросе
подготовка к изданию; проверка
усвоения изуч. материала; измерение
студентов
итогового уровня УК-2 и УК-6
Методыпедагогической Методы учения: повторение; выполнение
деятельности:контрольных заданий
письменный/машинныйконтроль;
письменныйконтроль
сформированности УК-2 и УК-6
Формы: практические занятия проверки (тестирование)
Средства: составленное уч. пособие; опросники: Е.Ю. Мандриковой; В.Н. Карандашева
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
КритерийПоказатели
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной целиУК-2.1. Формулирует совокупность задач,УК-2.2. ОсуществляетУК-2.3. Представляет
и выбирать оптимальные способы их решения, исходя изсоответствующих цели и обеспечивающих еекачественное решениерезультаты решения задач
действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограниченийдостижение. Выбирает оптимальный способ решения задач проекта запроекта
задачи проекта с учетом имеющихся ресурсовустановленное время
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать иУК-6.1. Составляет ресурсную карту и планируетУК-6.2. Осуществляет намеченную работу, учитывая
реализовывать траекторию саморазвития на основе принциповсвою деятельность на ее основеналичие ресурсов и следуя составленному плану
образования в течение всей жизни
Уровни
недостаточныйдопустимыйоптимальный
Результат: повышение уровня самоорганизации студентов
Рисунок 1. Модель педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов
личностного и профессионального развития обучающихся; проблемного,
поскольку способность определить проблему и найти ее решение является
важным фактором развития студентов; проектного, так как проектная
деятельность активизирует познавательную деятельность обучающихся и
развивает способности самоорганизации.
При этом одним из ведущих принципов обучения является принцип
педагогической поддержки, потому что в процессе деятельности,
направленной на развитие самоорганизации (определение своих
способностей и ресурсов, постановка проблемы и ее решение, анализ и
контроль собственной деятельности), у студента должна быть возможность
обратиться к преподавателю, получить помощь и поддержку. Кроме того, для
обеспечения условий развития самоорганизации обучающихся необходимо
применение принципов индивидуализации, субъектности, самоконтроля и
рефлексии студентов.
Приведенные выше меры в своей совокупности позволяют
обучающимся повысить уровень самоорганизации. Мы выделили три ее
уровня: недостаточный, допустимый и оптимальный. Основанием для этого
послужил «Опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой
(ОСД), интерпретирующий значение низких, средних и высоких баллов по
несколькимшкалам:«Планомерность»,«Целеустремленность»,
«Настойчивость», «Фиксация», «Самоорганизация», «Ориентация на
настоящее», «Общий суммарный балл по ОСД».
Недостаточный уровень самоорганизации студента характеризуется
тем, что ему не свойственно четко планировать свою ежедневную активность
и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел. Допустимый
уровень самоорганизации означает, что обучающиеся способны сочетать
структурированный подход к организации времени своей жизни со
спонтанностью и гибкостью, умеют ценить все составляющие своего
психологического времени и извлекать для себя ценный опыт из
многоплановости жизни. Оптимальный уровень свидетельствует о
способности студентов видеть и ставить цели, планировать свою
деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и проявлять волевые
качества на пути к ее достижению. Они достаточно эффективно могут
структурировать свою деятельность.
Достигнутый результат оценивается с помощью критериев и
показателей самоорганизации. В качестве критериев самоорганизации мы
рассматриваем компетенции УК-2 (компетенция проектной деятельности) и
УК-6 (компетенция самоорганизации). Индикаторы достижения данных
компетенций легли в основу показателей критериев самоорганизации.
Во второй главе «Экспериментальная проверка эффективности
моделипедагогическогосопровожденияповышенияуровня
самоорганизации студентов» представлены результаты диагностики уровня
самоорганизации студентов в экспериментальной и контрольной группах;
дано описание эксперимента, в ходе которого осуществлялась проверка
эффективности разработанной модели; приводятся результаты обработки
данных с помощью методов математической статистики. Апробирование
модели проводилось на базе ФГБОУ ВО «Саратовский национальный
исследовательскийгосударственныйуниверситетимени
Н.Г. Чернышевского» в течение 2018-2019 годов. В исследовании приняли
участие 106 студентов (1 и 2 курсы факультета компьютерных наук и
информационныхтехнологийиэкономическогофакультета).
Экспериментальную группу составили 54 человека (мужчин – 42 (78%),
женщин – 12 (22%)), которые совместно с преподавателем проектировали и
реализовывали индивидуальные образовательные траектории, включающие в
себя проектную деятельность по созданию учебного пособия. В контрольную
группу вошли 52 человека (мужчин – 28 (54%), женщин – 24 (46%)), чья
программа обучения не предполагала наличия индивидуальных
образовательных траекторий.
В начале апробации модели в экспериментальной и контрольной
группах был диагностирован исходный уровень самоорганизации студентов.
В качестве основных средств диагностики были выбраны «Опросник
самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой, а также «Опросник
рефлексивности» В.Н. Карандашева, так как мы считаем развитую
способность обучающихся к рефлексии важным условием для развития их
самоорганизации.
Анализ полученных в начале эксперимента данных показал, что
результаты шкал «Планомерность», «Самоорганизация», «Общий показатель
ОСД» как в экспериментальной, так и в контрольной группах имели
показатели ниже среднего. Это означало, что для большей части
исследуемых студентов планировать свою деятельность и следовать
разработанному плану представляло затруднение; им также было не
свойственно использовать внешние средства организации деятельности,
помогающие в управлении временем.
«Рефлексивность» как в экспериментальной, так и контрольной
группах имела средний уровень выраженности. Студенты обеих групп были
способны адекватно определять цели, формулировать соответствующие им
задачи, выбирать эффективные способы их решения, планировать и
организовывать свою деятельность.
Наличие большого числа обучающихся с недостаточным уровнем
самоорганизации указало на необходимость принятия мер для ее развития.
Как отмечалось выше, педагогическое сопровождение повышения
уровня самоорганизации студентов имеет три этапа: подготовительный,
основной и контрольно-коррекционный.
На подготовительном этапе преподаватель осуществлял подготовку
текстов для пособия на английском языке, предназначенного для изучения
особенностей англоязычных стран; определял исходный уровень
самоорганизации студентов, используя методики, упомянутые выше;
знакомилобучающихсяспроектомпосредствомметодических
рекомендаций, содержащих описание проекта, его задачи, условия
выполнения работы, рекомендации для работы с текстами и составления
тестов, формы отчетности и контрольные сроки. Кроме того, студентам
предоставлялись необходимые сведения о самоорганизации с помощью
лекций (о ресурсах человека и их использовании, составлении ресурсной
карты; при этом лекция о ресурсе «время» проводилась отдельно).
На данном этапе реализовывалась теоретическая часть работы
обучающихся над развитием самоорганизации. Они участвовали в опросе с
целью определить свой начальный уровень, изучали методические
рекомендации, получали необходимые сведения в ходе лекций, реализуя,
таким образом, фрагмент 1 индивидуальной образовательной траектории
(определение начального уровня самоорганизации; получение сведений,
необходимых для ее развития).
На основном этапе педагогического сопровождения преподаватель
осуществлял консультирование, оказывая студентам педагогическую помощь
(при возникновении трудностей, с которыми они не могли справиться),
поддержку (когда обучающиеся в целом справлялись с решением задач
сами). Педагогическое сопровождение осуществлялось в процессе
реализации обучающимися всех этапов самоорганизации: постановки цели;
анализа ситуации; составления плана; организации деятельности,
намеченной в плане; самоконтроля продвижения к цели; коррекции.
Преподаватель также осуществлял контроль выполнения заданий, сроков
работы, деятельности студентов по развитию самоорганизации.
На описываемом этапе осуществлялась практическая часть работы
обучающихся над развитием самоорганизации, где они применяли
полученные знания на практике и отрабатывали необходимые навыки.
Студентыреализовалиследующиефрагментыиндивидуальной
образовательной траектории: фрагмент 2: определение проблемы, цели
участия в проекте и формулирование задач на основе рефлексии; фрагмент 3:
рефлексия относительно имеющихся у студента ресурсов (личностные:
здоровье, энергия, интеллект, эмоционально-волевые качества, время с точки
зрения его субъективного восприятия; социальные: помощь других людей,
информация), составление ресурсной карты. Далее был реализован
фрагмент 4: составление на основе рефлексии плана действий,
соответствующего цели, задачам и ресурсам; фрагмент 5: реализация
проектной деятельности (составление тестов к текстам учебного пособия) и
самоконтроль, производимый в ходе ее осуществления с помощью средств
самоорганизации, в том числе хронокарт (специальных бланков, где
фиксируются действия и затраченное на них время). Хронокарта была
разработана для того чтобы упростить ведение хронометража. Студентам
необходимо было сначала внести в нее перечень действий, которые они
будут выполнять в проекте, а потом указывать даты и количество
затраченного времени, отмечая для себя по часам начало и окончание
работы. Анализируя впоследствии свои записи, студенты могли выяснить,
сколько времени им требуется на выполнение того или иного задания. Если
они видели значительное увеличение своих затрат в отдельных случаях, им
нужно было установить, по какой причине это произошло (например, много
отвлекались, делали одновременно несколько дел и т.д.), и определить,
можно ли принять какие-либо меры для повышения эффективности своей
деятельности. Наконец, фрагмент 6 представлял собой анализ студентами
выполненной деятельности, сопоставление ее с планом и расчетом ресурсов;
выводы о достижении цели; внесение коррективов в отношении цели, задач,
ресурсной карты, плана, организации деятельности, намеченной в плане,
если это было необходимо.
На контрольно-коррекционном этапе педагогического сопровождения
преподаватель осуществлял отбор вопросов для учебного пособия, оформлял
и готовил пособие к изданию, проверял степень усвоения студентами знаний
об англоязычных странах с помощью составленных тестов, а также проводил
итоговую диагностику уровня самоорганизации обучающихся.
Для студентов проверочная часть их работы по развитию
самоорганизации заключалась в повторении изученного материала,
выполнении тестов и участии в опросе. Они реализовали фрагмент 7
индивидуальной образовательной траектории, определив достигнутый
уровень самоорганизации.
При этом обозначенные нами педагогические условия эффективности
педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации
студентов были реализованы способами, представленными в таблице 1.
Из содержания таблицы видно, что, с точки зрения временной
составляющей педагогического сопровождения, предоставление студентам
памяток и хронокарты является опережающим сопровождением
(рассчитанным на то, чтобы они избежали ряда ошибок на различных этапах
самоорганизации); помощь и поддержка в рамках консультирования –
своевременное сопровождение (оказываемое в момент возникновения
проблемы); предоставление им формы отчета является завершающим
сопровождением, так как дает возможность обучающимся проанализировать
ситуацию и внести коррективы в свою дальнейшую работу.
Подготовка проекта преподавателем и проведение им диагностики
уровня самоорганизации студентов представляли собой создание первичных
ситуаций педагогического сопровождения, в которых обучающиеся
совместно с педагогом разрабатывали индивидуальную образовательную
траекторию. Оказание студентам помощи и поддержки было созданием
вторичныхситуаций,вкоторыхобучающиесяреализовывали
индивидуальную траекторию.
Таблица 1 – Реализация педагогических условий эффективности педагогического
сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов
ПедагогическоеРеализация педагогических условий
условиев ходе экспериментальной работы
ПедагогическаяПредоставление студентам методических рекомендаций;
деятельность,предоставление обучающимся памяток для формулирования
направленнаяна локальной (собственной) цели участия в проекте и связанных с
подготовкуней задач, расчета ресурсов, составления ресурсной карты и
обучающихсяк плана работы;
самостоятельнойпредоставление студентам материалов, необходимых для
работереализации ими проекта;
предоставление обучающимся формы хронокарты;
предоставление студентам формы отчета о выполненной работе.
ДополнениеПодбор диагностических средств для определения начального и
классических видовитогового уровня самоорганизации студентов (методическая
педагогическойдеятельность);
деятельностиподготовка англоязычных текстов для пособия (преподавание:
(преподавания,подготовка учебных материалов);
методическойразработкаметодическихрекомендаций(методическая
деятельности)деятельность);
тактикамипроведение лекций (преподавание);
педагогическогоразработка бланка хронокарты (методическая деятельность);
сопровожденияразработка памяток «Постановка цели и формулирование задач»,
(помощью,«Составление ресурснойкарты»,«Составление плана»
поддержкой)(методическая деятельность);
помощь, поддержка студентов в рамках группового и
индивидуального консультирования в ходе работы над развитием
самоорганизации обучающихся (педагогическое сопровождение);
разработка формы отчета о выполненной работе (методическая
деятельность);
отбор тестовых вопросов (преподавание: подготовка контрольных
материалов);
контроль усвоения изученного материала с помощью
составленных тестов (преподавание).
Диагностика в конце экспериментальной работы показала
существенныеизменениявуровнесамоорганизациистудентов
экспериментальной группы (таблица 2).
Сравнение результатов исследования показало, что можно говорить о
статистической значимости произошедших изменений в экспериментальной
группе по шкалам «Планомерность», «Ориентация на настоящее», «Общий
суммарный балл по ОСД», а также изменения на уровне тенденции по шкале
«Фиксация» и уровню рефлексивности.
В контрольной группе произошли статистически значимые изменения
по шкале «Целеустремленность».
Поскольку уровень целеустремленности в опроснике определяется в
соответствии с оценкой респондентом утверждений, касающихся его жизни в
целом, мы предполагаем, что изменение баллов по данной шкале у студентов
в контрольной группе обусловлено факторами, не связанными с учебной
деятельностью.
Таблица 2 – Результаты сравнительного анализа экспериментальной и контрольной
групп до начала и после эксперимента по шкалам, общему показателю «Опросника
самоорганизации деятельности» и рефлексивности
ЭГ/ЭГКГ/КГЭГ/КГ
tp-leveltp-leveltp-level
Планомерность-6,0160,000-0,3540,7252,1320,035
Целеустремленность0,0280,978-2,8050,007-0,2540,800
Настойчивость0,8770,3840,7850,4361,4610,147
Фиксация-2,4130,0190,3380,7371,8720,064
Самоорганизация-2,7800,0081,3610,180,7310,466
Ориентация на-2,7670,0082,2470,027
настоящее1,5380,138
Общий суммарный балл -4,0780,0002,2170,029
по ОСД-0,1290,898
Рефлексивность-1,3540,1811,7480,0871,7080,091
Примечание. Жирным шрифтом выделены достоверно значимые различия (р≤0,01;
р≤0,05), курсивом – значимость на уровне тенденции (р≤0,1)
Распределение показателей студентов по уровням самоорганизации,
согласно результатам диагностики, представлено в таблице 3.
Таблица 3 – Уровни самоорганизации студентов экспериментальной и контрольной
групп в начале и в конце экспериментального исследования
УровеньДо экспериментаПосле эксперимента
самоорганизацииЭГКГЭГКГ
студентов
недостаточный40,8% (22 чел.) 42,3% (22 чел.)25,9% (14 чел.) 34,6% (18 чел.)
допустимый48,1% (26 чел.) 46,2% (24 чел.)51,9% (28 чел.) 61,5% (32 чел.)
оптимальный11,1% (6 чел.)11,5% (6 чел.) 22,2% (12 чел.) 3,9% (2 чел.)
Результатыпроведенногоэкспериментальногоисследования
подтверждают, что разработанная модель педагогического сопровождения
повышения уровня самоорганизации студентов является эффективной. Было
установлено и доказано, что без специальных мер, а именно разработки и
реализации обучающимися при поддержке преподавателя индивидуальных
образовательных траекторий, включающих в себя проектную деятельность,
повышения уровня самоорганизации студентов не происходило.
Таким образом, можно констатировать, что все поставленные задачи
успешно решены, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
Заключениедиссертациипредставляетосновныевыводы
теоретического и экспериментального исследования.
Самоорганизацию целесообразно рассматривать как способность
личности, выражающуюся в умении управлять своим поведением,
эффективноиспользоватьличностныеисоциальныересурсы,
организовывать свою деятельность для достижения целей. Данная
способность включает в себя личностный компонент (организованность, то
есть личностное качество, включающее в себя планомерность,
целеустремленность, настойчивость, ответственность, самостоятельность) и
функциональный компонент (умение организовать деятельность). В то же
время самоорганизация представляет собой процесс, этапами которого
являются: постановка цели; анализ ситуации; составление плана;
организация деятельности, намеченной в плане; самоконтроль продвижения
к цели; коррекция.
Развитие самоорганизации происходит как внутренний процесс
человека, осознающего свои цели, способного увидеть путь их достижения и
мобилизовать силы для получения желаемого результата.
Для того чтобы этот внутренний процесс у студентов был инициирован
и происходил правильно, им требуются знания и практические навыки,
развитию которых способствует педагогическое сопровождение.
Установлено, что организация педагогического сопровождения
повышения уровня самоорганизации студентов состоит в том, что
осуществление таких его тактик, как помощь и поддержка происходит в
сочетании с методами преподавания и при использовании специально
разработанных методических средств (методических рекомендаций,
ресурсной карты, хронокарты, памяток, формы отчета о выполненной
работе).
В ходе исследования было доказано, что педагогическое
сопровождениеповышенияуровнясамоорганизациистудентов
целесообразно осуществлять на основе созданной модели, суть которой
заключается в поэтапной деятельности педагога и студентов
(подготовительный,основной,контрольно-коррекционныйэтапы),
направленной на разработку и реализацию индивидуальной образовательной
траектории, включающей в себя проектную деятельность. Это дает
возможность студентам, используя разработанные методические материалы,
пройти все этапы самоорганизации (постановка цели; анализ ситуации;
составление плана; организация деятельности, намеченной в плане;
самоконтроль достижения цели; коррекция) и развивать свойства личности
(планомерность, целеустремленность, настойчивость, ответственность,
самостоятельность),благодарячемуповышаетсяуровеньих
самоорганизации (от недостаточного через допустимый к оптимальному).
Изменение уровня фиксируется с помощью критериев самоорганизации,
которые представляют собой компетенции УК-2 (компетенция проектной
деятельности) и УК-6 (компетенция самоорганизации) ФГОС ВО.
Проведенное исследование позволило заключить, что для развития
самоорганизации обучающихся необходимо применение личностно-
деятельностного, компетентностного, проблемного и проектного подходов.
Наиболее соответствующими им принципами педагогической деятельности
являются принцип индивидуализации, педагогической поддержки,
самоконтроля и рефлексии студентов, субъектности.
Опыт показал, что педагогическими условиями, обеспечивающими
эффективность педагогического сопровождения, являются: педагогическая
деятельность, направленная на подготовку обучающихся к самостоятельной
работе; дополнение классических видов педагогической деятельности
(преподавания, методической деятельности) тактиками педагогического
сопровождения (помощью, поддержкой).
Результаты диссертационного исследования рекомендуется
использовать в практической деятельности учреждений высшего
образования в системе подготовки бакалавров и магистров.
Перспективыдальнейшейразработкитемы.Изучив
преимущественно организацию учебной (и потенциально профессиональной)
деятельности, отметим, что в перспективе следует обратиться и к изучению
педагогического сопровождения развития других аспектов самоорганизации
обучающихся, например, повышения эффективности управления эмоциями;
общения и отношений с людьми.
Актуальность темы исследования. В документе «Двенадцать
решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок
и Высшей школы экономики» 2018 года на Портале Федеральных
государственных образовательных стандартов высшего образования указано,
что самоорганизация имеет большое значение для производительности труда,
однако при этом работодатели отмечают ее недостаток у персонала.
Вместе с тем нарастающие объемы информации, быстрое развитие
техники и технологий требуют от специалистов стремления к саморазвитию
и постоянного самообразования. Эти процессы не могут осуществляться без
использования навыков организации времени и деятельности.
Кроме того, еще до начала профессиональной деятельности, проходя
обучение в вузе, студенты сталкиваются с необходимостью владения
навыками самоорганизации. Они требуются для выполнения
самостоятельной работы, для усвоения сложного учебного материала в
короткие сроки.
Процесс самоопределения человека (личностного, профессионального)
в период студенчества предполагает его активное участие в различных видах
деятельности. Очевидно, что для этого требуется четкая организация времени
и всех видов выполняемой работы. Для достижения желаемых результатов
студенту необходимо иметь развитые навыки самоорганизации.
Как следствие, важность самоорганизации отмечена в Федеральных
государственных образовательных стандартах высшего образования.
Перечень требований к подготовке выпускников включает в себя ряд
универсальных компетенций, в том числе УК-6, которая формулируется как
способность выпускника управлять своим временем и осуществлять работу,
направленную на саморазвитие, основываясь на принципах непрерывного
образования (категория «Саморазвитие и самоорганизация»).
Возникает необходимость установить способы развития
самоорганизации студентов. При этом следует учитывать и другие
требования к профессиональной подготовке обучающихся.
Так, помимо компетенции самоорганизации, ФГОС ВО содержат также
компетенции разработки и реализации проектов (УК-2) и командной работы
(социального взаимодействия) (УК-3).
В «Концепции развития психологической службы в системе
образования в РФ на период до 2025 г.», утвержденной Минобрнауки России
от 19 декабря 2017 г., акцентируется внимание на индивидуализации
образовательного процесса и построении индивидуальных образовательных
траекторий, а также личностном развитии обучающихся и достижении ими
метапредметных образовательных результатов.
Вышесказанное приводит к выводу о возможности использования
потенциала проектной деятельности и реализации проекта как составной
части индивидуальной образовательной траектории (в частности, участия
студентов в совместной с преподавателем разработке учебного пособия). Это
важно для развития самоорганизации обучающихся, поскольку ведет к
освоению ими соответствующей теории и практических навыков. Таким
образом, актуальным является научное обоснование процесса
педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации
студентов.
Степень разработанности темы исследования. В психолого-
педагогических исследованиях представлены различные толкования понятия
самоорганизации. Ряд авторов рассматривают его как комплекс свойств
личности, отражающихся на ее деятельности (Н.М. Владимирова,
Н.С. Копеина, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.А. Афанасьева,
М.А. Пахмутова). В качестве процесса организации человеком собственной
деятельности исследуют самоорганизацию В.Н. Донцов, В.И. Андреев,
И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис, Е.В. Камалетдинова, С.С. Котова,
О.Н. Шахматова. Рассматривая самоорганизацию, Н.А. Заенутдинова,
С.С. Куликова, Л.М. Романова принимают во внимание качества субъекта,
влияющие на характер и результаты его деятельности. В трудах
Г.А. Архангельского, Ю.Р. Бондаренко, Н.М. Варшавского, В.Н. Парахиной,
В.И. Перова, Г.Н. Смоловик изучаются приемы и техники, способствующие
эффективной организации человеком своей деятельности: методы тайм-
менеджмента, а также самоменеджмента (персонального менеджмента).
Как видно из приведенного анализа работ, исследователи
придерживаются различных подходов к изучению самоорганизации, чем
объясняется отсутствие единого научного определения этого понятия, а
также единой точки зрения относительно компонентного состава
самоорганизации и этапов процесса самоорганизации.
В большинстве проанализированных нами работ самоорганизация
изучается в отношении жизнедеятельности человека вообще, либо в
отношении его учебно-профессиональной деятельности в частности.
Предлагаемые методики развития самоорганизации студентов охватывают
весь учебный процесс и предполагают наличие отдельной дисциплины или
участия обучающихся в специальных тренингах (Н.А. Заенутдинова,
Л.М. Романова, М.А. Реунова). Однако, в настоящее время наблюдается
недостаточное количество работ, содержащих методику повышения уровня
самоорганизации, которая могла бы быть реализована в рамках дисциплин
основной образовательной программы (одна из таких методик представлена
Е.В. Новожениной).
Согласно исследованиям, наиболее подходящей формой
взаимодействия педагога и обучающихся в ситуациях, связанных с развитием
и самоопределением личности (в том числе с развитием самоорганизации),
является педагогическое сопровождение, осуществляемое посредством
проектирования и реализации индивидуальных траекторий, и выражающееся
в виде педагогической помощи и поддержки.
Вопросы педагогической поддержки рассмотрены в трудах
О.С. Газмана, В.П. Бедерхановой, Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михайловой,
С.М. Юсфина и др. Исследования, связанные с проектированием и
реализацией индивидуальных траекторий, проведены Е.А. Александровой,
Л.В. Байбородовой, И.Ф. Бережной, Н.В. Бобровой, Г.М. Кулешовой,
В.Б. Лебединцевым, М.И. Лукьяновой, А.М. Маскаевой, А.М. Новиковым,
М.Л. Соколовой, К.А. Улановской. Педагогическая поддержка является
одной из тактик педагогического сопровождения, методологические и
теоретические основы которого рассмотрены в работах В.А. Адольфа,
Е.А. Александровой, Л.В. Байбородовой, Е.Г. Беляковой, Е.А. Бызова,
Л.Н. Князьковой, М.П. Кривунь, М.И. Лукьяновой, Е.И. Сахарчук,
Ю.В. Селивановой, С.В. Сергеевой, М.В. Шакуровой и др. Вместе с тем
проблема организации педагогического сопровождения, реализуемого
посредством построения индивидуальных образовательных траекторий с
целью повышения уровня самоорганизации обучающихся, остается открытой
для научного поиска.
Анализ состояния рассматриваемой проблемы в педагогической теории
и практике позволил выявить противоречия между:
– достаточной степенью разработанности вопросов самоорганизации и
отсутствием общепринятого определения понятия самоорганизации, ее
компонентного состава и этапов в процессе образования;
– необходимостью педагогического сопровождения повышения уровня
самоорганизации студентов в процессе разработки и реализации
индивидуальной образовательной траектории и недостаточной разработкой
методологических основ такого сопровождения;
– наличием значительного количества методик, направленных на
развитие самоорганизации студентов, представляющих собой отдельные
дополнительные курсы и тренинги (что не всегда может быть реализовано в
учебном процессе вуза) и недостатком методик, позволяющих повышать
уровень самоорганизации обучающихся в рамках дисциплин, включенных в
основную образовательную программу.
Стремление разрешить данные противоречия определило проблему
исследования, состоящую в изучении педагогического сопровождения
Проведенное исследование ориентировано на решение актуальной
проблемы высшего образования: организации педагогического
сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что
самоорганизацию целесообразно рассматривать как способность личности,
выражающуюся в умении управлять своим поведением, эффективно
использовать личностные и социальные ресурсы, организовывать свою
деятельность для достижения целей. Данная способность включает в себя
личностный компонент (организованность, то есть личностное качество,
включающее в себя планомерность, целеустремленность, настойчивость,
ответственность, самостоятельность) и функциональный компонент (умение
организовать деятельность). В то же время самоорганизация представляет
собой процесс, этапами которого являются: постановка цели; анализ
ситуации; составление плана; организация деятельности, намеченной в
плане; самоконтроль продвижения к цели; коррекция.
Развитие самоорганизации происходит как внутренний процесс
человека, осознающего свои цели, способного увидеть путь их достижения и
мобилизовать силы для получения желаемого результата.
Для того чтобы этот внутренний процесс у студентов был инициирован
и происходил правильно, им требуются знания и практические навыки,
развитию которых способствует педагогическое сопровождение.
Установлено, что организация педагогического сопровождения
повышения уровня самоорганизации студентов состоит в том, что
осуществление таких его тактик, как помощь и поддержка происходит в
сочетании с методами преподавания и при использовании специально
разработанных методических средств (методических рекомендаций,
ресурсной карты, хронокарты, памяток, формы отчета о выполненной
работе).
В ходе исследования было доказано, что педагогическое
сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
целесообразно осуществлять на основе созданной модели, суть которой
заключается в поэтапной деятельности педагога и студентов
(подготовительный, основной, контрольно-коррекционный этапы),
направленной на разработку и реализацию индивидуальной образовательной
траектории, включающей в себя проектную деятельность. Это дает
возможность студентам, используя разработанные методические материалы,
пройти все этапы самоорганизации (постановка цели; анализ ситуации;
составление плана; организация деятельности, намеченной в плане;
самоконтроль достижения цели; коррекция) и развивать свойства личности
(планомерность, целеустремленность, настойчивость, ответственность,
самостоятельность), благодаря чему повышается уровень их
самоорганизации (от недостаточного через допустимый к оптимальному).
Изменение уровня фиксируется с помощью критериев самоорганизации,
которые представляют собой компетенции УК-2 (компетенция проектной
деятельности) и УК-6 (компетенция самоорганизации) ФГОС ВО.
Проведенное исследование позволило заключить, что для развития
самоорганизации обучающихся необходимо применение личностно-
деятельностного, компетентностного, проблемного и проектного подходов.
Наиболее соответствующими им принципами педагогической деятельности
являются принцип индивидуализации, педагогической поддержки,
самоконтроля и рефлексии студентов, субъектности.
Опыт показал, что педагогическими условиями, обеспечивающими
эффективность педагогического сопровождения, являются: педагогическая
деятельность, направленная на подготовку обучающихся к самостоятельной
работе; дополнение классических видов педагогической деятельности
(преподавания, методической деятельности) тактиками педагогического
сопровождения (помощью, поддержкой).
Изучив преимущественно организацию учебной (и потенциально
профессиональной) деятельности, отметим, что в перспективе следует
обратиться и к изучению педагогического сопровождения развития других
аспектов самоорганизации обучающихся, например, повышения
эффективности управления эмоциями; общения и отношений с людьми.
Публикации автора в научных журналах
- 07.00.03 Всеобщая история (соответствующего периода)
- 07.00.00 Исторические науки и археология
- 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,олигофренопедагогика и логопеия)
- 19.00.10 Коррекционная психология
- 19.00.04 Медицинская психология
- 25.00.00 Науки о земле
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 7 Гуманитарные науки
- 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,олигофренопедагогика и логопеия)
- 19.00.10 Коррекционная психология
- 19.00.04 Медицинская психология
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
- 19.00.07 Педагогическая психология
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!