Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 5
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНО-
СТИ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА В СОВРЕМЕННОМ ВОЛЕЙБОЛЕ………… 11
1.1 Этапы и тенденции развития современного волейбола………………. 11
1.2 Требования к игрокам различных амплуа для выполнения напа-
дающего удара в современном волейболе……………………….. 14
1.3 Особенности разбега при выполнении нападающего удара в со-
временном волейболе……………………………………………… 18
1.4 Влияние физических качеств волейболистов на эффективность
выполнения нападающего удара……………………………………… 23
1.5 Значение «обманных действий» в соревновательной деятельности
спортсменов…………………………………………………………… 30
1.6 Резюме…………………………………………………………………. 35
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………. 38
2.1 Методы исследования………………………………………………… 38
2.1.1 Теоретический анализ и обобщение специальной литературы. 38
2.1.2 Анкетирование ………………………………………………….. 39
2.1.3 Хронометрирование ……………………………………………… 40
2.1.4 Педагогическое наблюдение …………………………………… 42
2.1.5 Спортивно-педагогическое тестирование ……………………… 43
2.1.6 Методы исследования психомоторных функций……………… 47
2.1.7 Видеосъемка…………………………………………………….. 49
2.1.8 Педагогический эксперимент …………………………………… 49
2.1.9 Метод статистической обработки результатов исследования 50
2.2 Организация исследования…………………………………………… 51
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВО-
ЛЕЙБОЛИСТАМИ В ФАЗЕ РАЗБЕГА ОБМАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ НАПАДАЮЩИХ УДАРОВ………………………………… 55
3.1 Количественный анализ выполнения обманных движений в фазе
разбега и их эффективность при выполнении нападающих ударов
у сильнейших игроков мирового волейбола………………………… 55
3.1.1 Количественный анализ выполнения обманных движений в
фазе разбега и их эффективность при выполнении нападаю-
щих ударов мужского Чемпионата Мира 2014………………… 55
3.1.2 Количественный анализ выполнения обманных движений в
фазе разбега и их эффективность при выполнении нападаю-
щих ударов женского Мирового Гран-При 2016 ……………
3.1.3 Количественный анализ выполнения обманных движений в
фазе разбега и их эффективность при выполнении нападаю-
щих ударов у квалифицированных волейболисток сборной
НГУ им. П. Ф. Лесгафта…………………………………………. 64
3.2 Обобщенное мнение тренеров и игроков о влиянии использования
обманных движений на эффективность соревновательной дея-
тельности в волейболе…………………………………………………………. 66
3.3 Влияние скорости переработки информации на эффективность
нападающих ударов с применением обманных движений в разбеге
у квалифицированных волейболисток………………………………. 68
3.4 Влияние показателей психомоторики и специальной физической
подготовленности квалифицированных волейболисток на эффек-
тивность нападающего удара с применением обманных движений
в фазе разбега………………………………………………………….. 72
3.5 Резюме…………………………………………………………………… 75
ГЛАВА 4. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АТАКУЮЩИХ ДЕЙ-
СТВИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБМАННЫХ
ДВИЖЕНИЙ В ФАЗЕ РАЗБЕГА НАПАДАЮЩЕГО УДАРА………………
4.1 Мнения тренеров по вопросам использования упражнений и орга-
низации тренировочного процесса, связанного с обучением об-
манным движениям в волейболе……………………………………
4.2 Разработка классификации индивидуальных обманных движений
в волейболе……………………………………………………………
4.3 Разработка индивидуальных соревновательных действий и ком-
плекса специальных упражнений по освоению нападающего удара
с применением обманных движений в фазе разбега………………
4.4 Исследование эффективности применения разработанного ком-
плекса специальных упражнений по освоению нападающего удара
с применением обманных движений в фазе разбега……………….. 94
4.4.1 Построение тренировочного процесса при проведении педа-
гогического эксперимента………………………………………
4.4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 105
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ……………………………………….. 108
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 109
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эффективность нападающих действий мужских сбор-
ных команд Чемпионата Мира 2016 года……………………………………. 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Показатели эффективности нападающих действий игро-
ков мужских сборных команд различных атакующих амплуа ………………. 143
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эффективность нападающих действий национальных
мужских сборных команд………………………………………………………. 145
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эффективность нападающих действий женских сборных
команд Мирового Гран-При 2016 года………………………………………… 146
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Показатели эффективности нападающих действий игро-
ков женских сборных команд, различных атакующих амплуа ……………. 155
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Эффективность нападающих действий различных во-
лейбольных школ…………………………………………………………………. 157
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Показатели специальной физической подготовленности
женской сборной команды Университета НГУ им. П. Ф. Лесгафта после
эксперимента……………………………………………………………………………… 158
ПРИЛОЖЕНИЕ И Показатели соревновательной деятельности женской
сборной команды Университета НГУ им. П. Ф. Лесгафта после проведения
эксперимента…………………………………………………………………….. 159

Во Введении раскрыта суть проблемы; обосновывается актуальность
темы исследования; конкретизируется степень разработанности научной
проблемы; приведены формулировки объекта, предмета и гипотезы иссле-
дования; определены цель, задачи и методы исследования; раскрыто содер-
жание научной новизны, теоретической и практической значимости; приве-
дены положения, выносимые на защиту.
Впервойглаве«Проблемныевопросыростаповышения
эффективности нападающего удара в современном волейболе» проведен
анализ специальной литературы по изучаемой проблеме, который позволил
выявить, что исследований, касающихся особенностей выполнения разбега
для выполнения нападающего удара, крайне мало.
Очень фрагментарно в специальной учебно-методической и научной
литературе представлены материалы, касающиеся использования обманных
движений, которые позволяют квалифицированному спортсмену своевре-
менно манипулировать мячом и своими двигательными умениями, опере-
жать соперника в принятии решения, запутав его тем, в каком месте ставить
блок и какую зону защитить при выполнении нападающего удара. Исследо-
вания в этом направлении представляются важными и перспективными, а
полученные в ходе них фактические данные и методические материалы, на
наш взгляд, могли бы позволить определить пути повышения атакующего
потенциала современных волейболистов.
Во второй главе «Методы и организация исследования» подробно
раскрыто существо применяемых методов, показаны особенности организа-
ции исследования, описан контингент испытуемых, раскрыто содержание
этапов исследования.
В третьей главе «Оценка результативности использования волейбо-
листами в фазе разбега при выполнении нападающих ударов» представлены
данные эффективности нападающих действий лучших игроков планеты и
выявления количества использования обманных движений в нападении.
Было проведено хронометрирование специализированным компьютерным
программным обеспечением DataVolley и DataVideo которые позволяют эф-
фективно обрабатывать различные игровые ситуации и статистические дан-
ные. Всего было проанализирована тактико-техническая деятельность в 25
матчах мужского Чемпионата Мира 2014г. с участием 11 национальных
сборных команд и 14 играх женского Мирового Гран-При 2016г.с участием
9 сильнейших национальных сборных команд.
В результате удалось выяснить, что в современном волейболе обман-
ные движения используются крайне редко. Даже азиатские команды, кото-
рые раньше часто использовали нестандартный, комбинационный волей-
бол, построенный на попытке ввести в заблуждение противника, посте-
пенно переходят на европейский стиль игры, характерной чертой которого
являются скоростные передачи и перемещения игроков. Игровые хитрости,
способные ввести в заблуждения блокирующих игроков используются
крайне редко. В последнем столбце таблицы №1 представлен процентный
показатель игроков, которые используют обманные движения.
Установлено, что в мужских соревнованиях, доля нападающих уда-
ров, выполненных с использованием обманных действий, составляет в сред-
нем 6,3% от общего количества атак при этом эффективность таких атак в
среднем выше на 21,5%, чем эффективность нападающих ударов, выполнен-
ных без применения обманных действий (табл. 1). В женских соревнованиях
применение обманных действий еще меньше (в среднем 1,3% от общего ко-
личества атак), а эффективность нападающих ударов, выполненных после
обманных действий в среднем выше на 17%, чем эффективность нападаю-
щих ударов, выполненных без применения обманных действий.
Таблица 1 – Показатели эффективности атакующих действий сильнейших
волейболистов мира (игры Чемпионата Мира 2014 года, n=25 (мужчины),
игры Мировой Гран-при 2016г, n=14 (женщины))
Количество атакПроцентПроцент
атак с ис-игроков,
пользова-которые
С об-Раз-ниемоб-исполь-
Всегоман-Без об-ница вманныхзуютоб-
Сборныеатакнымиманныхэффек-движенийманные
команды(выиграно,движе-движенийтивно-при выпол-движения
%)ниями(выиг-стинениипри выпол-
(выиг-рано, %)атак,нападаю-нении
рано, %)(%)щего ударанападаю-
(%)щего удара
(%)
игры Чемпионата Мира 2014 года, n=25 (мужчины)
Польши335 (49)5 (60)330 (48)121,520
Бразилии314 (55)31 (65)283 (54)119,950
Германии278 (48)18 (78)260 (46)326,570
Франции345 (48)26 (73)319 (46)277,564
России279 (52)22 (77)257 (50)277,956
Канады261 (55)9 (78)252 (54)243,423
США305 (51)8 (100)297 (50)502,614
Сербии308 (58)9 (78)299 (58)202,936
Аргентины299 (48)29 (66)270 (46)209,733
Китая263 (55)22 (55)241 (55)08,454
Кореи281 (47)20 (60)261 (46)147,133
(M), (%)297,118,1279
21,56,341,2
(51,5)(71,8)(50,3)
игры Мировой Гран-при 2016г, n=14 (женщины)
Турции320 (34)3 (33)317 (34)10,97
Россия400 (36)1 (100)399 (36)640,2511,1
Китай476 (38)25 (68)451 (36)325,281,8
Бразилия369 (43)2 (100)367 (43)570,520
Нидерланды424 (39)7 (100)417 (38)621,762,5
Сербия279 (45)0 (0)279 (45)4500
США283 (43)0 (0)283 (43)4300
Италия338 (45)4 (75)334 (45)301,240
Япония470 (34)9 (67)461 (34)331,933
M, (%)373(40)6(57)366(40)171,328

Выявлено, что волейболисты и волейболистки первого темпа чаще
применяют в своей игре нападающие удары с обманными движениями чем
игроки II темпа. Эффективность таких ударов выше у игроков I темпа как в
нападении с применением обманных движений в фазе разбега, так и без та-
ковых.
Для выяснения мнения тренеров и игроков о проблеме использования
обманных движений в разбеге при выполнении атакующих действий волей-
болистов нами был проведен опрос 30 волейболисток в возрасте 18–25 лет
спортивной квалификацией МС, КМС, 1 разряд и 30 тренеров различной
квалификации.
Установлено, что более 60 % квалифицированных волейболисток не
применяют обманные движения в разбеге, редко применяют обманные дви-
жения в разбеге (33 %) и только 5% квалифицированных волейболисток по-
стоянно применяют обманные движения в разбеге.
Вместе с тем, в процессе анализа результатов анкетирования выяв-
лено, что тренеры практически не обучают, по различным причинам, обман-
ным движениям волейболистов в тренировочных занятиях.
Для оценки влияния показателей скорости переработки информации,
психомоторики и отдельных показателей специальной физической подго-
товленности на эффективность выполнения нападающего удара с примене-
нием обманных движений в фазе разбега было проведено специальное ис-
следование. В нем приняли участие 12 квалифицированных волейболисток,
имеющих 1 разряд и звание КМС женской сборной команды по волейболу
НГУ им. П. Ф. Лесгафта.
Диагностика скорости переработки информации у квалифицирован-
ных волейболисток проводилась с помощью колец Ландольта (подробное
описание методики приведено в главе II).
С целью изучения влияния пропускной способности мозгана эффек-
тивность нападающих действий с применением обманных движений в раз-
беге нами был проведен корреляционный анализ. Результаты корреляцион-
ного анализа приведены в таблице 2. Выявлено, что продуктивность и ско-
рость переработки в значительной степени влияют на эффективность напа-
дающего удара с применением обманных движений при разбеге. Значения
коэффициентов корреляции между эффективностью нападающего удара с
применением обманного движения в разбеге и продуктивностью, скоростью
переработки информации свидетельствуют о наличии средней связи между
этими показателями и являются статистически достоверными. Скорость и
продуктивность переработки информации, по всей видимости, позволяет
игроку, выполняющему нападающий удар с применением обманного дви-
жения в разбеге, оперативно воспринимать конкретную игровую ситуацию,
связанную с действиями соперников, партнеров и принимать оптимальные
игровые решения.
Таблица 2 – Коэффициенты корреляции между показателями пропускной
способности мозга и эффективностью нападающего удара с применением
обманного движения в разбеге у квалифицированных волейболисток (n=18)
Показатели пропуск-
ной способности мозга
Скорость
Точность,Продуктивность,переработки
Эффективность(бит/с)(бит/с)информации,
игрового приема(бит/с)

Эффективность нападающего
0,352*0,507*0,590*
удара с применением обманных
движений при разбеге, %
Примечание: * – взаимосвязь показателей статистически достоверна.
Точность переработки информации в меньшей степени влияет на эф-
фективность нападающего удара с применением обманного движения в раз-
беге. Это связано, по всей видимости, с тем, что для эффективного выпол-
нения нападающего удара в большей степени важна вариативность приня-
тия решений.
Для определения влияния и взаимосвязей между показателями
физических качеств, а именно, телесной ловкости, взрывной силы и
показателей психомоторики на эффективность нападающего удара с
применением обманных движений в разбеге, проводился корреляционный
анализ, результаты которого приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Взаимосвязь показателей психомоторики, специальной физиче-
ской подготовленности и эффективности нападающего удара с примене-
нием обманных движений в фазе разбега у квалифицированных волейболи-
сток (n=18)
Показа-
Показатели
Показателители те-
Показатели психомоторикивзрывной
тестированиялесной
силы
ловкости
ПоказателиЦентраль-
ПЗМР«Шести-Прыжок в
эффективностиСЗМР,ная за-
(праваяуголь-длину с ме-
нападающегомсдержка,
рука), мсник», сста, см
ударамс
С применением обманных
движений в фазе разбега,0,480*0,2940,1020,579 *0,650*
(%)
Без применения обманных
0,129
движений в фазе разбега,0,2140,1200,1630,087
(%)
Примечание: * – обозначены коэффициенты средней корреляционной связи.
где: ПЗМР – простая зрительно-моторная реакция; СЗМР – сложная
зрительно-моторная реакция; Шестиугольник – тест, характеризующий
телесную ловкость; Прыжок в длину- тест, характеризующий взрывную
силу.

Проведенные исследования позволили установить наличие средней
корреляционной связи (статистически значимой), между эффективностью
выполнения нападающего удара с применением обманных движений в
разбегеипростойзрительно-моторнойреакциейправойруки
волейболисток, телесной ловкости и взрывной силы.
В четвертой главе «Повышение эффективности атакующих действий
в волейболе на основе использования обманных движений в фазе разбега
нападающего удара» на основе анализа специальной литературы и прове-
денных собственных исследований была попытка разработать классифика-
цию индивидуальных обманных действий (движений) без мяча.
При разработке классификации мы основывались на отрывочных све-
дениях, скупо представленных в специальной литературе, а также на основе
практического опыта, полученного в процессе многолетней спортивной де-
ятельности в качестве профессионального игрока под руководством вели-
ких тренеров1.
В классификации нами был выделен специальный вид обманных дви-
жений, ранее не упоминавшийся в специальной литературе, связанный с об-
манными движениями в фазе разбега при выполнении нападающего удара с
пространственно-временным сдвигом игроками первого темпа. Нам пред-
ставляются такое выделение тактико-технических действий в отдельный
вид логичным, так как действие игроков второго темпа в современном во-
лейболе существенным образом отличается от действий игроков первого
темпа (Рис. 1).
Для обоснования целесообразности использования рассматривае-
мых индивидуальных тактико-технических действий были проведены
специальные исследования, позволяющие провести анализ временных па-
раметров выполнения обманных движений в разбеге при выполнении
нападающего удара с помощью киносъемки.
Были проанализированы временные параметры выполнения трех раз-
работанных комбинаций нападающего удара с использованием обманного
движения в фазе разбега. Описание комбинаций приведены в главе 4 дис-
сертации.
Выражаю глубокую признательность ЗТ СССР, ЗТР Н.В Карполю и ЗТ Каз.ССР, ЗТР Е.В. Сивкову за
идеи и подсказки в решении игровых технико-тактических задач, которые побудили нас к проведению
настоящего исследования.
Рисунок 1 – Классификация индивидуальных обманных движений
без мяча в волейболе
Таблица 4 – Временные преимущества, получаемые волейболистами при
выполнении нападающего удара с применением обманного движения в раз-
беге над блокирующим соперником (комбинации № 1–3), секунды (Х ± m)
№ комбинацииΔt 1Δt 2T= Δt2 – Δt1
Комбинация №1, (n =9)0,774+0,040,958+0,110,184+0,08
Комбинация №2, (n =13)0,975+0,11,161+0,0080,187+0,07
Комбинация№3, (n =11)0,879+0,11,52+0,170,642+0,12

Примечание: Δt 1- Время, затраченное на выполнение обманного движения
нападающим, включающее в себя стопорящий шаг «ложного» прыжка –
уход в сторону от блокирующего игрока и удар по мячу; Δt 2 – время, затра-
ченное защитником на ответные действия, включающие в себя реакцию на
стопорящий шаг «ложного» прыжка нападающего (от начала разгибания ко-
лен для выполнения блокирования до выноса рук над сеткой по направле-
нию к месту выполнения удара по мячу).

Анализ временных затрат на выполнение обманных движений в фазе
разбега при выполнении нападающих ударов и ответных действий блокиру-
ющих игроков в защите (таб. 4), показал, что игроки нападения имеют вре-
менное преимущество в зависимости от конкретной комбинации в среднем
от 0,184 ± 0,08до 0,642 ±0,12 секунд. Этого времени вполне достаточно для
выполнения нападающего удара без активного сопротивления соперника,
что в значительной степени повышает его эффективность. Такие нападаю-
щие удары позволяют не только набирать больше «легких» очков команде,
но и вносят дезорганизацию в действия игроков команды соперника.
Для изучения эффективности использования нападающего удара с
применением обманного движения в фазе разбега был организован педаго-
гический эксперимент.
В последовательном эксперименте участвовала группа квалифициро-
ванных волейболисток, в количестве 12 человек, (студентки кафедры тео-
рии и методики спортивных игр НГУ им. П. Ф. Лесгафта, специализации
волейбол). Все волейболистки имели 1 разряд и звание КМС, являлись вы-
пускницами различных спортивных школ России. Однако, в силу отсут-
ствия в программах ДЮШОР раздела «обманные движения», большинство
из них практически не имели представления об исполнении этих тактико-
технических действий.
До начала педагогического эксперимента и после его окончания были
проведено спортивно-педагогическое тестирование для определения пока-
зателей специальной физической подготовленности, а в частности, взрыв-
ной силы и телесной ловкости.
Нами также, фиксировались результаты соревновательной деятельно-
сти до начала эксперимента и после его завершения (табл.5).
Таблица 5 – Изменение показателей эффективности нападающих действий
и физической подготовленности квалифицированных волейболисток до и
после проведения педагогического эксперимента
Показатели соревнователь-ЭГЭГT-критерийДостовер-
ной деятельности волейбо-допослеСтьюдентаность разли-
листокM±mM±mчия средних
n=12n=12есть и
высокая
Эффективность всех напа-
49,0 ± 3,267,0 ± 3,75,0P< 0,05 дающих ударов, % Эффективность нападаю- щих ударов с применения 78,6 ± 3,286,8 ± 2,02,3Р <0,05 обманных движений в раз- беге, % Эффективность нападаю- щих ударов без применения 42,9 ± 3,563,7 ±3,44,2P< 0,05 обманных движений в раз- беге, % Доля нападающих ударов противорганизованного74,9±3,531,0± 1,910,9P< 0,05 блока, % Доля нападающих ударов против не организованного25,1± 3,669,0± 1,910,9**P< 0,05 блока, % Телесная ловкость, усл.ед.7,69 ± 0,417,06 ± 0,403,76P< 0,05 Взрывная сила, см170,6 ± 2,77174,7 ± 2,503,78P<0,05 n- число волейболисток. В частности, показатели эффективности нападающих ударов у квали- фицированных волейболисток с применением и без применения обманных движений при разбеге, а также доли нападающих ударов на организованном и неорганизованном блоке соперника приведены Анализ полученных данных (табл.5), позволяет сделать заключение, что телесная ловкость и взрывная сила за период проведения педагогиче- ского эксперимента у квалифицированных волейболисток существенным образом повысились (результаты имеют статистические достоверные разли- чия). Эффективность применения обманных движений в фазе разбега при выполнении нападающего удара после проведения эксперимента повыси- лась почти на 8%, эти изменения оказались статистически значимыми. Кроме того, целенаправленная работа по освоению и совершенствованию обманных движений в фазе разбега при выполнении нападающего удара, позволила увеличить количество таких атак в два раза в среднем за игру. Средняя эффективность нападающего удара без применения обманных дви- жений оказалась ниже более чем на 20%, чем эффективность нападающего удара с применением обманных движений в фазе разбега. Однако и эта эф- фективность существенным образом повысилась в результате проведения в результате проведения педагогического эксперимента. Этот факт, на наш взгляд может быть объяснен тем, что игроки соперника были дезориентиро- ваны использованием обманных движений и не смогли эффективно органи- зовать защитные действия и в более простых игровых ситуациях. Активное использование обманных движений командой после проведения педагоги- ческого эксперимента позволило существенным образом (изменения оказа- лись статистически достоверными, снизить количество атак против органи- зованной защиты, что позволило повысить долю нападающих действий про- тив неорганизованного блока соперника (табл. 5).Таким образом, широ- кое внедрение в тактико-технический арсенал квалифицированных волей- болисток обманных движений в фазе разбега при выполнении нападающего удара позволило существенным образом повысить эффективность атакую- щих действий в команде в целом и добиться более высоких спортивных ре- зультатов. (Чемпионат Вузов 15-16 г. г. команда заняла 3 место, выиграв 33 партии и проиграв 17, Чемпионат ВУЗов 16-17г.г. команда занимает 1 место выиграв 36 партий и проиграв в 11 партиях). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1.Анализ научной литературы и документальных источников поз- волил установить отсутствие в программах спортивной подготовки, в учеб- никах по волейболу для ВУЗов физической культуры, а также в программах подготовки специалистов по волейболу разделов, касающихся применения, обучения и совершенствования обманным движениям в фазе разбега при выполнении нападающего удара. 2.Обобщение практической деятельности ведущих тренеров и специалистов по волейболу и изучение специальной литературы по спор- тивным играм и позволил разработать классификацию индивидуальных об- манных движений без мяча в волейболе. Особенностью волейбола является краткосрочность владения мячом игроком, а поэтому большинство обман- ных тактико-технических действий происходит без мяча. Проведенный ана- лиз индивидуальных тактико-технических действий лучших волейболистов Мира и выполнение ими обманных движений в фазе разбега при выполне- нии нападающего удара позволил наполнить классификацию конкретными обманными приемами. «Белым пятном» в этой классификации остаются ин- дивидуальные тактико-технические действия игроков «второго темпа» в нападении, выполняемых с временно-пространственным сдвигом. 3.Проведенный опрос высококвалифицированных тренеров вы- явил, что в тренировочном процессе практически отсутствует процесс обу- чению обманным движениям при выполнении нападающих ударов, и как следствие, имеет место их редкое использование в соревновательной дея- тельности волейболистов. 4.Установлено, что использование обманных движений при вы- полнении нападающих ударов позволяет повысить их эффективность луч- шим волейболистам Мира на 19%, а лучшим волейболисткам Мира почти на 32%. Вместе с тем анализ матчей, ведущих мировых сборных команд поз- волил установить, что даже лучшие волейболисты Мира обманные движе- ния используют крайне редко, их количество составляет всего 6% от общего числа нападающих ударов, а лучшие волейболистки Мира всего - 1,6% от общего числа нападающих ударов. Эти факты свидетельствуют о том, что использование обманных движений является значительным резервом для повышения эффективности нападающих ударов. Сравнивая показатели раз- личных волейбольных школ, было выявлено, что больше всего обманные движения используют сборные команды Южной Америке и Азии. 5.Анализ экспертной оценки тренеров и спортсменов позволил установить, что у каждого второго игрока наступают трудности при приеме мяча в случае использования соперником обманных действий при выполне- нии нападающего удара. Выявлено, что у 62% спортсменов возникает дез- организация защитных действий после выполнения нападающего удара с применением обманных движений в фазе разбега. Эти факты свидетель- ствуют о том, что использование обманных движений в значительной сте- пени повышают эффективность нападающих ударов в современном волей- боле. 6.Установлено, что продуктивность и скорость переработки ин- формации существенным образом влияют на эффективность нападающего удара с применением обманных движений при разбеге. Значения коэффи- циентов корреляции между эффективностью нападающего удара с приме- нением обманного движения в разбеге и продуктивностью, а также скоро- стью переработки информации свидетельствуют о наличии средней связи между этими показателями и являются статистически достоверными. Ско- рость и продуктивность переработки информации, по всей видимости, поз- воляет игроку, выполняющему нападающий удар с применением обманного движения в разбеге, оперативно воспринимать конкретную игровую ситуа- цию, связанную с действиями соперников, партнеров и принимать опти- мальные игровые решения. Также в результате исследований выявлены средние корреляционные связи (статистически значимые), между эффек- тивностью выполнения нападающих ударов с применением обманных дви- жений в фазе разбега и простой зрительно-моторной реакцией правой руки, телесной ловкости и взрывной силы волейболисток. 7.Выявлено, что игроки нападения при выполнении обманных движений в фазе разбега нападающих ударов имеют временное преимуще- ство в зависимости от конкретной комбинации в среднем от 0,18 секунд до 0,64 секунд. Этого времени вполне достаточно для выполнения нападаю- щего удара без активного сопротивления соперника, что в значительной сте- пени повышает его эффективность. Такие нападающие удары позволяют набирать больше «легких» очков команде. 8.Широкое внедрение в тренировочный процесс комплекса спе- циальных упражнений, направленных на освоение обманных движений в фазе разбега при выполнении нападающего удара, и их использование в со- ревновательной деятельности позволило повысить её эффективность. Так, эффективность нападающих ударов с применением обманных движений в фазе разбега достоверно повысилась почти на 8% (эти изменения оказались статистически значимыми). Активное использование обманных движений командой позволило существенным образом (изменения оказались стати- стически достоверными) снизить количество атак против организованной защиты, что позволило достоверно повысить долю нападающих действий против неорганизованного блока соперника. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Результаты исследований позволяют предложить для внедрения в практику тренировки волейболистов, следующие рекомендации. 1.Для оценки уровня развития координационных способностей (телесной ловкости) волейболистов целесообразно использовать модифици- рованный вариант теста «Шестиугольник» с поворотами на 180 градусов в процессе выполнения 12 прыжков. 2.Для повышения эффективности атакующих действий могут быть использованы в тренировочном процессе и соревновательной деятель- ности специальный блок индивидуальных обманных действий без мяча в фазе разбега нападающего удара. Это позволяет в значительной степени снизить защитный потенциал соперника. 3.Разработанные 5 комбинаций индивидуальных обманных дви- жений в фазе разбега нападающего удара, составляющие отдельный блок в классификации обманных действий, целесообразно включить в программу спортивной подготовки групп спортивного совершенствования в волейболе. Предложенный структурированный комплекс упражнений, направ- ленный на обучение обманным движениям в разбеге при выполнении напа- дающего удара внедрены в практику работы отделения волейбол ГБУ СШОР «Экран» Выборгского района Санкт-Петербурга и в учебный про- цесс кафедры теории и методики спортивных игр НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

Актуальность исследования.
Современный волейбол является одной из самых популярных спортивных
игр, как в нашей стране, так и в мире. Характерной тенденцией современного во-
лейбола является обострение конкуренции между командами на соревнованиях
различного ранга. Игроки, способные за счет результативных индивидуальных
атакующих действий определить победителя игры, особенно высоко ценятся в со-
временном волейболе. Нестандартные, неожиданные действия нападающих игро-
ков позволяют им добиваться нужного результата в решающие моменты игры в
самых сложных игровых ситуациях.
Не случайно, в течение длительного времени проводятся исследования, по-
священные проблемам повышения эффективности атакующих действий волейбо-
листов (Осколкова В.А. Анализ техники нападающих ударов и методика обучения приемам
нападения в волейболе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1954. 12 с.; Левчук В.А. Экспери-
ментальное обоснование методики совершенствования прямого нападающего удара в волейбо-
ле на основе применения информационно-тренажерных устройств : автореф. дис. … канд. пед.
наукЛ., 1975.19 с. ; Ахмеров Э.К. Исследование приспособительной изменчивости движений и
совершенствование методики обучения нападающему удару в волейболе : автореф. дис. …
канд. пед. наук.М.,1976. 29 с.; Хапко В.Е. Исследование техники прямого нападающего удара и
верхней прямой планирующей подачи в игре волейбол с учетом условий избирательных педа-
гогических воздействий :автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев, 1978. 25 с. ; Носко Н.А. Форми-
рование навыков ударных движений у волейболистов различных возрастных групп:автореф.
дис. … канд. пед. наук. Киев, 1986. 22 с.; ЗульфугаровХ.К. Нападающие действия волейболи-
стов в ситуациях активного противоборства : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1987. 22
с.;Ашибоков М.Д. Повышение результативности прямого нападающего удара в волейболе (с
использованием машины управляющего воздействия): автореф. дис. … канд. пед. наук. Май-
коп,2000. 27 с.; Суханов А.В. Структура нападающих ударов в волейболе, применяемых в усло-
виях противодействия соперника и методика их совершенствования : автореф. дис. … канд.
пед. наук. М., 2007. 23 с. и др.). При этом большинство исследователей анализируют

лишь технику выполнения нападающего удара и особенности его выполнения.
При этом одним из возможных путей повышения результативности атаки волей-
болистов, на наш взгляд, является поиск неожиданных тактико-технических дей-
ствий игроков. Такие действия из-за своей неожиданности и непредсказуемости
позволяют нападающим игрокам опередить защитников на доли секунды, что в
большинстве игровых ситуаций бывает вполне достаточно для проведения атак
против не организованного блока. К подобным действиям, безусловно, относятся
обманные движения игроков. В различных видах спортивных игр целым рядом
специалистом отмечается высокая эффективность обманных движений при вы-
полнении тактико-технических действий (Штеллер И.П. Водное поло :учебник. М.: Физ-
культура и спорт,1975.214с.; Портных Ю.М.Баскетбол : учебник. М.: Астра,1997.99с.;Андреев
В.Н., Левин В.С., Алиев Э.Г. Мини-футбол : многолетняя подготовка юных футболистов в
спортивных школах : моногр. М. : Сов. спорт, 2008. С. 3–4; Игнатьева В.Я. Теория и методика
гандбола: учебник. М. : Спорт, 2016.327 с. и др.).

Однако в волейболе практически отсутствует информация, касающаяся со-
держания обманных движений и их использования квалифицированными волей-
болистами в подготовке игроков различного уровня. Обманные движения никак
не представлены в программах спортивной подготовки волейболистов, в учебни-
ках по волейболу для ВУЗов физической культуры, а также в программах подго-
товки специалистов по волейболу.
В связи с недостаточной разработанностью теории и практики использова-
ния волейболистами обманных движений в процессе соревновательной деятель-
ности возникла необходимость в проведении специальных исследований.
Научная проблема обусловлена наличием противоречия между необходи-
мостью повышать эффективность атакующих действий волейболисток (18–20 лет)
и отсутствием научного обоснования положительного влияния использования об-
манных движений в фазе разбега на эффективность выполнения нападающего
удара.
Объект исследования: тренировочный процесс спортивной подготовки
квалифицированных волейболисток 18–20 лет.
Предмет исследования: влияние комплекса специальных упражнений,
направленного на овладение и совершенствование обманных движений в фазе
разбега нападающих ударов на эффективность их использования.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать воз-
можность повышения эффективности атакующих действий у волейболисток на
основе использования обманных движений в фазе разбега нападающего удара.
Гипотеза: предполагалось, что широкое внедрение специальных упражне-
ний и комбинаций, включающих обманные движения в фазе разбега при выпол-
нении нападающих ударов в тренировочный и соревновательный процесс, позво-
лит повысить эффективность атакующих действий квалифицированных волейбо-
листок.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать необходимость использования обманных
движений в фазе разбега нападающего удара для повышения эффективности со-
ревновательной деятельности в волейболе.
2. Выявить степень и эффективность использования обманных движе-
ний в современном волейболе.
3. Разработать классификацию индивидуальных обманных движений
волейболистов, и на ее основе структурировать специальные волейбольные
упражнения, которые бы позволили повысить эффективность освоения и совер-
шенствования обманных движений в фазе разбега при выполнении нападающих
ударов.
4. Выявить эффективность использования комплекса специальных
упражнений, направленного на овладение и совершенствование обманных движе-
ний в фазе разбега при выполнении нападающих ударов в соревновательном и
тренировочном процессе квалифицированных волейболисток.
Положения, выносимые на защиту:
1. Классификация индивидуальных обманных действий (движений) без
мяча, выполняемых волейболистами в процессе соревновательной деятельности,
в которую целесообразно включать действия нападения (при выполнении подач,
передач, нападающих ударов) и защиты (при выполнении блокирования и приема
мяча).
2. Целесообразно вычленить в классификации специальный вид обман-
ных движений в фазе разбега нападающего удара игрока первого темпа, который
позволяет получить временно- пространственное преимущество, перед соперни-
ком которое повышает эффективность атакующих действий игроков «первого
темпа».
3. Применение обманных движений в фазе разбега игроками первого
темпа вносит дезорганизацию в действия игроков соперника, которым сложно
предвидеть развитие атаки нападающими и это существенным образом позволяет
повысить эффективность атакующих действий команды.
Методологической основой исследования являлись работы по теории и
методике спортивной тренировки (Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. М. :
Физкультура и спорт, 1975.208 с. ;Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подго-
товки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988.331 с.; Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория
и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений.
М.:Академия, 2003. 460 с.; Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е
изд., испр. и. доп.СПб.: Лань, 2005. 384 с.; Теория и методика физической культуры : учебник
для вузов / Ю.Ф. Курамшин [и др.] ; под ред. Ю.Ф. Курамшина. М. : Сов. спорт, 2004.463 с.;
Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки :учеб. пособие для ин-тов физ. куль-
туры. Киев : Вища шк., 1984. 350 с. ; Платонов Н.В. Система подготовки спортсменов в олим-
пийском спорте. Киев : Олимп. лит., 2004.806с.)по теории и методики подготовки

спортсменов в спортивных играх (Портных Ю.И., Жиленков А.В. Тренажер для развития
тактического мышления спортсменов-игровиков. М. : Физкультура и спорт, 1974.8 с.; Яхонтов
Е.Р. Баскетбол. М. : Физкультура и спорт, 1978. 160 с.; Портнов Ю.М. Теоретические и научно-
методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта :
автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1989. 51 с.; Волейбол : примерная прогр. спорт. подготовки
для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимп. резерва / Фед. агентство по физ. культуре и спорту ; авт.-сост.: Ю.Д. Железняк, А.В. Ча-
чин, Ю.П. Сыромятников. М. : Сов. спорт, 2009. 110 с.), а также труды по теории и мето-

дике подготовки волейболистов отечественных и зарубежных авторов.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной
литературы; педагогические наблюдения; анкетирование; спортивно-
педагогическое тестирование; хронометрирование; инструментальные исследова-
ния психомоторики; видеосъемка; педагогический эксперимент; математико-
статистические методы обработки результатов исследований.
Научная новизна работы заключается в следующем: выявлено влияние
различных показателей специальной физической подготовленности и показателей
психомоторики на эффективность нападающего удара волейболистов, выполняе-
мого с применением обманных действий в фазе разбега; впервые определены
временные преимущества перед защищающимися игроками, получаемые напада-
ющими при использовании обманных действий в фазе разбега при выполнении
нападающего удара.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в разработке
классификации индивидуальных обманных действий волейболистов, а также в
новых подходах к повышению эффективности атакующих действий волейболи-
стов путем выигрыша времени в фазе разбега. Результаты исследования позволя-
ют существенным образом дополнить существующее программно-методическое
обеспечение подготовки волейболистов. Полученные в ходе педагогического экс-
перимента данные, могут служить научно-теоретической базой для оптимизации
тренировочного процесс волейболистов на различных этапах спортивной подго-
товки.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и
структурировании специальных упражнений для обучения и совершенствования
нападающих ударов с применением обманных действий в фазе разбега волейбо-
листов. Разработаны и апробированы упражнения и комбинации, позволяющие
значительно повысить эффективность атакующих действий волейболистов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов проведенного
исследования обеспечивается современными методологическими подходами, ис-
пользованием информативных методов исследования, достаточным объемом вы-
борки, корректностью статистической обработки фактического материала, а так-
же его глубокого анализа и интерпретации.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного ис-
следования апробированы и внедрены в учебный и тренировочный процесс ка-
федры ТиМ спортивных игр НГУ им. П. Ф. Лесгафта. Основные положения дис-
сертационного исследования были представлены в 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 и
2020 годах на научно-практических конференциях НГУ им. П.Ф. Лесгафта, а так-
же на международных конференциях: Международный научный Конгресс
«Спорт, Человек, Здоровье» 2017, 2019; международной научно-практической
конференции 2018г. «Интеграционные процессы в науке в современных услови-
ях». Внедрены в учебный процесс СШОР «Экран» Выборгского района г. Санкт-
Петербурга, отделения волейбол
Структура и объем диссертации: диссертация изложена на 160 страницах,
состоит из введения, четырех глав, списка литературы, включающего 175 источ-
ников, в том числе 18 иностранных авторов, 8 приложений, 21 таблицу и 14 ри-
сунков.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выво-
ды:
1. Анализ научной литературы и документальных источников позволил
установить отсутствие в программах спортивной подготовки, в учебниках по во-
лейболу для ВУЗов физической культуры, а также в программах подготовки спе-
циалистов по волейболу разделов, касающихся применения, обучения и совер-
шенствования обманным движениям в фазе разбега при выполнении нападающе-
го удара.
2. Обобщение практической деятельности ведущих тренеров и специа-
листов по волейболу и изучение специальной литературы по спортивным играм и
позволил разработать классификацию обманных движений в волейболе. Особен-
ностью волейбола является краткосрочность владения мячом игроком, а поэтому
большинство обманных тактико-технических действий происходит без мяча.
Проведенный анализ индивидуальных тактико-технических действий лучших во-
лейболистов Мира и выполнение ими обманных движений в фазе разбега при вы-
полнении нападающего удара позволил наполнить классификацию конкретными
обманными приемами. «Белым пятном» в этой классификации остаются индиви-
дуальные тактико-технические действия игроков «второго темпа» в нападении,
выполняемых с временно-пространственным сдвигом.
3. Проведенный опрос высококвалифицированных тренеров выявил, что
в тренировочном процессе практически отсутствует процесс обучению обманным
движениям при выполнении нападающих ударов, и как следствие, имеет место их
редкое использование в соревновательной деятельности волейболистов.
4. Установлено, что использование обманных движений при выполне-
нии нападающих ударов позволяет повысить их эффективность лучшим волейбо-
листам Мира на 19%, а лучшим волейболисткам Мира почти на 32%. Вместе с
тем анализ матчей, ведущих мировых сборных команд позволил установить, что
даже лучшие волейболисты Мира обманные движения используют крайне редко,
их количество составляет всего 6% от общего числа нападающих ударов, а луч-
шие волейболистки Мира всего – 1,6% от общего числа нападающих ударов. Эти
факты свидетельствуют о том, что использование обманных движений является
значительным резервом для повышения эффективности нападающих ударов.
Сравнивая показатели различных волейбольных школ, было выявлено, что боль-
ше всего обманные движения используют сборные команды Южной Америке и
Азии.
5. Анализ экспертной оценки тренеров и спортсменов позволил устано-
вить, что у каждого второго игрока наступают трудности при приеме мяча в слу-
чае использования соперником обманных действий при выполнении нападающего
удара. Выявлено, что у 62% спортсменов возникает дезорганизация защитных
действий после выполнения нападающего удара с применением обманных движе-
ний в фазе разбега. Эти факты свидетельствуют о том, что использование обман-
ных движений в значительной степени повышают эффективность нападающих
ударов в современном волейболе.
6. Установлено, что продуктивность и скорость переработки информа-
ции существенным образом влияют на эффективность нападающего удара с при-
менением обманных движений при разбеге. Значения коэффициентов корреляции
между эффективностью нападающего удара с применением обманного движения
в разбеге и продуктивностью, а также скоростью переработки информации свиде-
тельствуют о наличии средней связи между этими показателями и являются ста-
тистически достоверными. Скорость и продуктивность переработки информации,
по всей видимости, позволяет игроку, выполняющему нападающий удар с приме-
нением обманного движения в разбеге, оперативно воспринимать конкретную иг-
ровую ситуацию, связанную с действиями соперников, партнеров и принимать
оптимальные игровые решения. Также в результате исследований выявлены сред-
ние корреляционные связи (статистически значимые), между эффективностью
выполнения нападающих ударов с применением обманных движений в фазе раз-
бега и простой зрительно-моторной реакцией правой руки, телесной ловкости и
взрывной силы волейболисток.
7. Выявлено, что игроки нападения при выполнении обманных движе-
ний в фазе разбега нападающих ударов имеют временное преимущество в зави-
симости от конкретной комбинации в среднем от 0,18 секунд до 0,64 секунд.
Этого времени вполне достаточно для выполнения нападающего удара без актив-
ного сопротивления соперника, что в значительной степени повышает его эффек-
тивность. Такие нападающие удары позволяют набирать больше «легких» очков
команде.
8. Широкое внедрение в тренировочный процесс комплекса специаль-
ных упражнений, направленных на освоение обманных движений в фазе разбега
при выполнении нападающего удара, и их использование в соревновательной дея-
тельности позволило повысить её эффективность. Так, эффективность нападаю-
щих ударов с применением обманных движений в фазе разбега достоверно повы-
силась почти на 8% (эти изменения оказались статистически значимыми). Актив-
ное использование обманных движений командой позволило существенным обра-
зом (изменения оказались статистически достоверными) снизить количество атак
против организованной защиты, что позволило достоверно повысить долю напа-
дающих действий против неорганизованного блока соперника.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Результаты исследований позволяют предложить для внедрения в практику
тренировки волейболистов, следующие рекомендации.
1. Для оценки уровня развития координационных способностей (телес-
ной ловкости) волейболистов целесообразно использовать модифицированный
вариант теста «Шестиугольник» с поворотами на 180 градусов в процессе выпол-
нения 12 прыжков.
2. Для повышения эффективности атакующих действий могут быть ис-
пользованы в тренировочном процессе и соревновательной деятельности специ-
альный блок индивидуальных обманных действий без мяча в фазе разбега напа-
дающего удара. Это позволяет в значительной степени снизить защитный потен-
циал соперника.
3. Разработанные 5 комбинаций индивидуальных обманных движений в
фазе разбега нападающего удара, составляющие отдельный блок в классификации
обманных действий, целесообразно включить в программу спортивной подготов-
ки групп спортивного совершенствования в волейболе.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Анализ силовой структуры хвата руки высококвалифицированных спортсменок в игровых видах спорта
    Г. П.Иванова, А. Г. Биленко, И. В. Косьмин, Б. Е. Лосин, О. В. Николаева,Ю. Гуй // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2– №1 (155). – С. 104–108 (журнал из перечня ВАК).
    Совершенствование физической и технической подготовки юных волейболисток в связи с возрастными характеристиками
    Материалы итоговой научно-практической конференции профессор-ско-преподавательского состава Национального государственного универ-ситета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург, 2– С. 62
    Классификация разновидностей разбега на нападающий удар в волейболе
    Материалы итоговой научно-практическойконференции профессорско-преподавательского состава Национальногогосударственного университета физической культуры, спорта и здоровьяим. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург, 2– С.
    О необходимости коррекции методов обучения разбегу на нападающий удар
    Материалы итоговой научно-практиче-ской конференции профессорско-преподавательского состава Националь-ного государственного университета физической культуры, спорта и здоро-вья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург, 2– С. 70
    Оптимизация методов обучения разбегу при выполнении нападающего удара в волейболе
    Спортивные игры: настоя-щее и будущее : материалы 3-й научно-практической конференции, посвя-щенной 80-летию кафедры спортивных игр НГУ им. П. Ф. Лесгафта. –Санкт-Петербург, 2– С. 74
    Современные подходы к выбору тактических действий в нападении в волейболе
    Спортивные игры: настоящее и буду-щее : материалы 4-й научно-практической конференции, посвященной 120-летию НГУ им. П. Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2– С. 48
    Использование обманных движений (финтов) в различных видах спорта (на примере единоборств и спортивных игр)
    Спортивные игры: настоящее и будущее : материалы 5-й научно-практиче-ской конференции. – Санкт-Петербург, 2– С. 33
    Особенности дезориентации соперника в процессе соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболисток
    О. В. Николаева, Б. Е. Лосин // Спорт, человек, здоровье : сборникматериалов конгресса. – Санкт-Петербург, 2– С. 212
    Влияние показателей психомоторики и телесной ловкости на эффективность нападающего удара с применением обманных движений в разбеге
    Материалы итоговой научно-практической кон-ференции профессорско-преподавательского состава Национального госу-дарственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2017 г., посвященной Дню российскойнауки. – Санкт-Петербург, 2– С. 77
    Повышение функционального состояния вестибулярного аппарата с использованием специального тренажера у квалифицированных волейболисток
    О. В. Николаева, Д. Р. Горчакова, Б. Е. Ло-син, А. Д. Помыканова // Спортивные игры: настоящее и будущее : матери-алы 7-й научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2– С.45
    Мнения специалистов о влиянии использования обманных движений на эффективность соревновательной деятельности в волейболе
    О. В. Николаева, А. Д. Хильченко // Спортивные игры: насто-ящее и будущее. – Санкт-Петербург, 2– С. 53
    Проблема повышения эффективности нападающих действий в современном волейболе
    О. В. Николаева, Б. Е. Лосин, Л.Н. Минина // IX Международный конгресс "Спорт, Человек, Здоровье" : ма-териалы Конгресса. – Санкт-Петербург, 2– С. 233
    Влияние показателей скорости переработки информации волейболисток на эффективность нападающего удара с применением обманных движений в разбеге
    О. В. Николаева, Д. Ю. Панчишина// Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Универси-тета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2019 г., посвященной 75-летию Победы в Великой Отече-ственной войне и Дню российской науки (Санкт-Петербург, 03–27 февраля2020 г.). – Санкт-Петербург, 2– С. 91

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету