«Проектно-ориентированное управление адаптивной физической культурой и спортом (на примере Красноярского края)»
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1. СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ И
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………. 16
1.1. Теоретические основы системы управления в сфере образования…. 16
1.2. Управленческая деятельность в системе физической культуры и
спорта……………………………………………………………………. 22
1.3. Управление адаптивной физической культурой и адаптивным
спортом как необходимое условие интеграции лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов в социум…………………………….. 40
1.4. Функциональная классификация – основополагающий принцип
управления подготовкой спортсменов паралимпийцев……………………. 54
Заключение по первой главе …………………………………………………. 59
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ……………… 63
2.1. Методы исследования…………………………………………………….. 63
2.2. Организация исследования……………………………………………….. 66
ГЛАВА 3. ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И
СПОРТОМ.……………………………………………………………………. 68
3.1. Разработка проектно-ориентированного управления адаптивной
физической культурой и спортом на региональном уровне……………….. 68
3.2. Организационно-педагогические условия развития адаптивной
физической культуры и спорта……………………………..……………….. 90
Заключение по третьей главе………………………………………………….. 104
ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
УПРАВЛЕНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ …………. 107
4.1. Модель развития целевых индикаторов управленческой
деятельности…………………………………………………………………… 107
4.2. Система проектов – как организационно-ролевая структура проектно-
ориентированного управления………………………………………………. 119
4.3. Организационно-методическое обеспечение спортивного отбора,
подготовки и сопровождения лиц, занимающихся адаптивным спортом…. 129
4.4. Формирование кадрового потенциала 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….. 165
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ
ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………………………………………….. 168
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 169
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА………………………….. 197
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Методика оценки уровня уверенности в себе………… 199
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Методика оценки стратегии поведения в разрешении
конфликта…………………………………………………………………….. 203
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Метод оценки психологических качеств……………. 206
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Численность инвалидов и лиц с ОВЗ систематически
занимающихся АФК и спортом в разрезе муниципальных образований
Красноярского края………………………………………………………….. 207
ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Положение о проведении специальных игр для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями «Краевой фестиваль
адаптивного спорта»…………………………………………………………. 211
В первой главе приводятся результаты теоретического анализа и обобщения публикаций по вопросам теории управления, которая носит междисциплинарный характер. Исходя из этого, рассмотрели систему управления в трёх направлениях. Выявлено, что вопросы проектной деятельности рассматриваются как механизм
управляющего воздействия в управленческой системе. Они достаточно хорошо исследованы в области педагогики, физической культуры и спорта. Обзор состояния проблемы исследования указывает на отсутствие научно-обоснованных данных по проектно-ориентированному управлению адаптивной физической культурой и спортом на региональном уровне, что определило исследование в данном направлении.
Во второй главе представлено описание методов исследования и поэтапная организация проведения работы.
В третьей главе представлено разработанное проектно-ориентированное управление адаптивной физической культурой и адаптивным спортом в Красноярском крае (Рисунок 1).
Проектно-ориентированное управление АФК
АФК Спорт
Нормативно- правовое обеспечение РФ
Региональное нормативно- правовое обеспечение РФ
Анализ ситуации
Система проектов
Анализ ситуации
Массовая АФК как средство реабилитации лиц с ОВЗ
Организационно- педагогические условия
Аспекты спортивного отбора и сопровождения
Медико-биологическое сопровождение
Массовые мероприятия
Системообразующий фактор – конечный результат
Психолого-педагогическое сопровождение
Рисунок 1 – Проектно-ориентированное управление АФК
Проектно-ориентированное управление АФК и АС представляет собой двухуровневую иерархическую систему, где совокупность элементов объекта рассматривается как единое целое. Структурно система представлена в виде двух подсистем: «Адаптивная физическая культура» и «Адаптивный спорт». Оба уровня предусматривают нормативно-правовое обеспечение и получение аналитической информации на основе статистических отчётов о состоянии массовой адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, полученной из анализа ситуации, сложившейся в рассматриваемом регионе. Каждая подсистема характеризуется набором параметров, характерных для данной подсистемы, они взаимосвязаны через создание организационно-педагогических условий, которые рассматриваются как управляющий орган, воздействующий на управляемый объект. Системообразующим фактором является конечный результат. Главной методологической особенностью системы
являются организационно-педагогические условия, которые позволяют в подсистеме АФК управлять через систему проектов, в подсистеме СПОРТ на основе комплексного отбора, подготовки и сопровождения не только осуществлять подготовку спортсменов паралимпийцев и спортивного резерва, но и оптимизировать тренировочный процесс и упорядочить систему контроля.
Организационно-педагогические условия массовой физической культуры.
Первое условие предусматривает: определение нозологических групп для возможности использования дифференцированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию оздоровительной физической или тренировочной нагрузки; создание материально-технической базы для занятий АФК; включение специалистов в проективную деятельность, под которой понимается деятельность специалиста АФК в соответствии с утверждённым профессиональным стандартом. Второе условие – разработка проектов, направленных на проведение массовых мероприятий, форумов и фестивалей, сдача норм ГТО в рамках проекта. Третье условие включает: реабилитационно-коррекционную, физкультурно-оздоровительную, спортивно- тренировочную деятельность. Следовательно, организационно-педагогические условия рассматриваются в виде управляющих воздействий, направленных непосредственно на «исполнительный» орган, который и осуществляет изменение состояния управляемой системы. Управляющая система имеет реальную возможность изменять состояние в соответствии с рассогласованиями, имеющими место при реализации условий.
Организационно-педагогические условия адаптивного спорта.
Первое условие предусматривает: создание системы отбора и подготовки лиц с ОВЗ и инвалидов в адаптивном спорте, системы классификации. Успешность развития спортивной подготовки на муниципальном и региональном уровне во многом определяется тем, насколько эффективно работают все элементы, обеспечивающие подготовку спортсменов. Второе условие – система медико-биологического и психолого- педагогического сопровождения, сущностной характеристикой которой является взаимодействие сопровождающей и сопровождаемой сторон как специальный вид деятельности. Третьим условием являются основные направления и виды подготовки, включая программы и планы спортивной подготовки, контроль как один из важных составляющих функции управления, антидопинговые мероприятия. Спортсмены инвалиды и лица с ОВЗ нуждаются в лечении. Иногда в процессе лечения им приходится использовать субстанции, которые могут входить в запрещённый список. Терапевтическое разрешение выдаётся только по состоянию здоровья и не должно вести к улучшению результатов спортсмена.
Четвертая глава. Экспериментально обоснована эффективность проектно-
ориентированного управления адаптивной физической культурой и адаптивным спортом в Красноярском крае. Для её реализации разработана структурно- функциональная модель (Рисунок 2).
В целевой компонент модели входит реализация содержательного наполнения проектно-ориентированного управления АФК и АС. Деятельность исполнительной и законодательной власти, состояние социальной и спортивной инфраструктуры, наличие контингента с инвалидностью и ОВЗ, их окружение.
Методологический компонент модели представлен системно-структурным, комплексным и дифференцированным подходами. Системно-структурный подход направлен не только на исследование самой системы управления, но и на внутреннее изучение системы: средств, методов управления и т.д. Их соподчинённость позволяет добиться эффективности в проектно-ориентированном управлении. Комплексный подход позволяет организовать взаимодействие специалистов разного профиля, участвующих в организации и решении вопросов системы отбора, подготовки и сопровождения спортсменов-инвалидов. Дифференцированный подход является эффективным при реализации программного содержания реабилитационно- коррекционной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-тренировочной деятельности лиц с ОВЗ и инвалидностью, что дает возможность специалисту АФК и тренеру дифференцировать физическую нагрузку в соответствии с возрастными особенностями организма, уровнем подготовленности и нозологическими группами.
Содержательно-технологический компонент интегрирует совокупность организационных форм проектно-ориентированного управления, направленных на создание условий реализации системы управления, и включает механизмы управляющего воздействия в массовой физической культуре и адаптивном спорте. В данный компонент входит диагностика оценки личностных и деловых качеств сотрудников для формирования проектной компетенции. Системообразующим фактором содержательно-технологического компонента является качество управления проектами, что позволило увеличить количество территорий региона, развивающих АФК, численность спортсменов в составе сборной команды страны.
Целевой компонент: реализация содержательного наполнения проектно- ориентированного управления адаптивной физической культурой и адаптивным спортом
Объект управления: адаптивная физическая культура и спорт в Красноярском крае
Условием для реализации проектно-ориентированного управления является
Массовая адаптивная физическая культура
Состояние объекта
Паралимпийский и сурдлимпийский спорт
Деятельность органов исполнительной и законодательной власти
Состояние социальной и спортивной инфраструктуры
Наличие контингента с инвалидностью и ОВЗ и их окружение
Методологический компонент
Системно-структурный подход
Комплексный подход
Дифференцированный подход
Содержательно-технологический компонент
Система проектов и программ для вовлечения инвалидов и лиц с ОВЗ в систематические занятия АФК
Организационно-педагогические условия спортивного отбора, подготовки и сопровождения лиц, занимающихся АС
Программы развития АФК на территориях Красноярского края, оценка проектной компетенции специалистов
Результат
1. Совершенствование нормативно-правовой базы на муниципальном, региональном уровнях и увеличение доли лиц систематически занимающихся АФК и АС.
2. Создание действенной системы организационно-педагогических условий спортивного отбора, подготовки и сопровождения, что позволило увеличить численность спортивного резерва и спортсменов региона в составе сборной команды страны.
3. Повышение качества управления проектами и увеличение количества территорий региона, развивающих АФК.
4. Формирование и развитие кадрового потенциала личности управленческого звена, как необходимое условие реализации проектно-ориентированного управления.
Рисунок 2 – Модель проектно-ориентированного управления адаптивной физической культурой
Разработанное проектно-ориентированное управление используется в Красноярском крае в течение трёх последних лет, его эффективность представлена в данной главе. За этот период реализовано пять проектов: «Преодоление», «Спорт. Победа!», «Волонтёры для адаптивного спорта», «Я выбираю спорт!», «Спорт и творчество для всех!», что позволило увеличить численность инвалидов и лиц с ОВЗ, систематически занимающихся АФК в Красноярском крае, в общей численности данной категории населения (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика занимающихся АФК.
Организационно-педагогические условия комплексного подхода к спортивному отбору, подготовке и сопровождению в паралимпийских видах спорта включают в себя три направления: медицинский допуск, индивидуальный отбор, сопровождение и подготовку, каждое из них содержит свои разделы. После того, как классификационная комиссия определит, к какому адаптивному виду спорта относится обследуемый, он проходит индивидуальный спортивный отбор. При зачислении на спортивную подготовку важнейшее значение приобретают программы развития и подготовки, медико-биологическое и психолого-педагогическое сопровождение.
Такой комплексный подход к отбору позволил увеличить за последние три года количество лиц, занимающихся АС (Рисунок 4). Лидерами являются Спорт ЛИН и Спорт ПОДА.
С 2018 года реализуется инклюзивная программа подготовки спортивного резерва «Спорт глухих» с использованием инклюзивных методов и форм работы. Количество спортсменов Красноярского края, включенных в состав национальной сборной команды на протяжении этого периода составило 27 %. За этот период спортсмены края завоевали на международных соревнованиях 281 медаль.
600
400
200
0
283 234
Численность занимающихся в Красноярском крае по адаптивным видам спорта
2015
472509
239 246 228
Спорт ЛИН
2016
2017
2018 2019
195 192 198
Спорт глухих
2020
89
Спорт ПОДА
100 95 7382 10088
Спорт слепых
130 115
Рисунок 4 – Динамика занимающихся АС.
В любой системе управления качество результата обеспечивается кадровым потенциалом, формирование которого в основном осуществляется посредством курсов повышения квалификации (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Динамика кадрового потенциала.
Из анализа рисунка следует, что по сравнению с 2018 г. произошло перераспределение специалистов с профильным высшим образованием, их количество увеличилось с 4,70 % до 46, 60 %, со средним – с 1,50 до 17,10 %.
Цель реализации любого проекта тесно связана с мотивацией специалистов, которые стремятся максимально выполнить поставленные перед ними задачи. Важную роль играют психологические качества личности, которые мобилизуют членов трудового коллектива на активное и творческое отношение к проекту, где они могут
проявить инициативу, самостоятельность, целеустремленность. Параметры психофизиологического потенциала (ПФП) как фактора управленческой деятельности представлены на рисунке 6.
Психофизиологический потенциал личности
Уровни ПФП Межполушарная асимметрия
Стиль руководства
Рисунок 6 – Личностные и деловые качества сотрудников коллектива, исполнителей проекта.
В данном эксперименте приняли участие две группы специалистов. К первой группе отнесены специалисты среднего звена (40 человек), ко второй – специалисты руководящего звена (17 человек). На основании полученных коэффициентов регрессии, определили значимость каждого профессионального качества личности, характеризующего проектную компетенцию специалиста и уровень психофизиологического потенциала (ПФП) по количеству баллов. Выделено три уровня – высокий (61 – 72 балла), достаточный (33 – 60 балла), низкий (12 – 32балла). У сотрудников среднего звена высокий уровень ПФП составил 47 %, у руководящего звена – 62,5 %, достаточный, соответственно 35 и 37,5 %, низкий, у среднего звена 17 %.
В группе руководящего звена, наибольшая корреляционная связь ПФП отмечается с такими качествами как целеустремлённость (r=0,82), готовность мобилизовать себя (r=0,76), ответственность (r=0,79), самостоятельность (r=0,72), решительность (r=0,66), настойчивость (r=0,62). В группе среднего звена корреляционные связи проявляются в меньшей степени: готовность мобилизовать себя (r=0,52), ответственность (r=0,45), самостоятельность (r=0,46), решительность (r=0,48), настойчивость (r=0,60), целеустремлённость (r=0,34). Отсюда следует, что специалисты руководящего звена более мотивированы на реализацию проектов. Значимость ПФП и проектной компетенции позволила определить стиль руководства (по О.Ю. Ефремову) проектной
Психологические качества личности
Проектная компетенция (критерии)
Стратегия поведения
Когнитивный
Мотивационный
Деятельностный
Рефлексивный
Директивный
Коллегиальный
Формальный
Управленческая деятельность
деятельностью.
Директивный стиль руководства выражается в стремлении руководителя к
единовластию. Он позволяет единовластно принимать решения, но требует от членов коллектива дисциплинированности, исполнительности. В этом случае дисциплинарные требования должны быть объективны.
Коллегиальный стиль в большей степени подходит для выполнения какого-либо проекта. Руководитель часть своих полномочий возлагает на своих заместителей и членов коллектива. Коллегиальное управление оказывает сильное психолого- педагогическое воздействие на межличностные взаимоотношения. При коллегиальном стиле руководитель должен четко понимать цель, задачи и конечный результат, обладать чувством юмора, самокритики, понимать интересы каждого члена коллектива, знать его деловые качества, с пониманием относится к подчиненным, учитывать особенности их личности.
Формальный (пассивный) стиль управления имеет индивидуальный и творческий характер. Он свойственен руководителю с заниженной самооценкой и повышенной доверчивостью к подчиненным. Свои распоряжения отдает в форме уговоров и просьб, поэтому контроль поверхностный. Это стиль для небольшого коллектива, в котором хороший психологический климат, в коллективе отсутствую конфликты. От стиля управления зависит реализация управленческих решений всего коллектива. Кроме того определены критерии (когнитивный, деятельностный, мотивационный и рефлексивный), которые составляют основу профессиональной компетенции, что подчеркивает степень мотивации сотрудников на выполнение проектной деятельности.
Когнитивный – характеризует познавательную, творческую и коммуникативную степень компетенции специалиста в области адаптивной физической культуры и спорта. Деятельностный – предполагает совокупность действий по реализации проектов, предусматривает педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительных или тренировочных программ, направленных на совершенствование двигательных функций
у инвалидов и лиц с ОВЗ.
Мотивационный – отражает осознание и потребность в освоении проектных
умений, как важного компонента профессиональной деятельности специалиста адаптивной физической культуры.
Рефлексивный – позволяет вырабатывать навыки осмысления значимости приобретённых знаний и практического опыта, анализировать свой уровень активности в профессиональной деятельности, что способствует развитию личности и сформированности профессиональных и проектных компетенций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в ходе исследования научные результаты позволяют сделать заключение о том, что поставленная цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Это дает основание сформулировать основные выводы и наметить перспективы для дальнейшего изучения проблемы.
1. Проведённый анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, а также результаты собственных исследований позволили охарактеризовать теоретические подходы к пониманию сущности системы управления в сфере образования, физической и адаптивной физической культуры и спорта, что явилось основополагающим условием к проектно-ориентированному управлению.
2. Разработано и внедрено региональное проектно-ориентированное управление адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, представляющее собой двухуровневую иерархическую систему в виде двух подсистем: «Адаптивная физическая культура» и «Адаптивный спорт». Управляющий орган – организационно- педагогические условия, которые вырабатывают управляющее воздействие на управляемый объект на основе информации, полученной от анализа ситуации, сложившейся в рассматриваемом регионе. Системообразующим фактором является конечный результат.
3. Научно обоснованы организационно-педагогические условия массовой физической культуры и адаптивного спорта.
В массовой АФК первое условие предусматривает: определение нозологических групп для возможности использования дифференцированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию оздоровительной физической или тренировочной нагрузки; создание материально-технической базы для занятий АФК; включение специалистов в проективно-ресурсную деятельность; второе – разработка проектов, направленных на проведение массовых мероприятий, проведение форумов и фестивалей, сдачу норм ГТО в рамках проекта; третье условие включает реабилитационно-коррекционную, физкультурно-оздоровительную, спортивно- тренировочную деятельность.
В адаптивном спорте первое условие предусматривает: создание системы спортивного отбора лиц с ОВЗ и инвалидов на основе комплексного подхода; систему классификации; создание условий спортивной подготовки; второе – систему сопровождения; третье – разработку и внедрение программ развития адаптивного спорта.
4. Создана и обоснована модель проектно-ориентированного управления
адаптивной физической культурой и спортом, в структуре которой выделены компоненты: целевой, методологический, содержательно-технологический. Все они интегрируют совокупность организационных форм проектно-ориентированного управления и направлены на результат, что способствует развитию адаптивной физической культуры как составной части отрасли.
5. Обоснован комплексный подход к спортивному отбору, подготовке и сопровождению в паралимпийских видах спорта, который включают в себя три направления: медицинский допуск, индивидуальный отбор, сопровождение и подготовку. Это позволило значительно увеличить за последние три года количество лиц, занимающихся адаптивным спортом и включенных в состав национальной сборной команды, что составило 27 %. Спортсмены края завоевали 281 награду на российских и международных соревнованиях.
6. Впервые определен психофизиологический потенциал для оценки проектной компетенции у специалистов среднего и руководящего звена, работающих в сфере адаптивной физической культуры, который имеет достаточную корреляционную связь с межполушарной асимметрией (r = 0,804), со стратегией поведения (r = 0,673), психологическими качествами личности (r = 0,587). Охарактеризован стиль руководства (по О.Ю. Ефремову): директивный, коллегиальный, формальный, от которого зависит реализация управленческих решений, что позволило эффективно развивать проектную деятельность на муниципальном и региональном уровнях.
7. Выделены и охарактеризованы критерии: когнитивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивный, которые составляют основу профессиональной компетенции специалистов адаптивной физической культуры для реализации проектной деятельности.
8. Доказана эффективность реализации проектно-ориентированного управления адаптивной физической культурой и спортом на территории Красноярского края, которое рассматривается нами с позиции кибернетики как организации конкретного целенаправленного воздействия на определенный объект, повлекшего за собой требуемые изменения его состояния. Такой подход согласуется с другими исследователями (А.П. Анохиным, Л.В. Аристовой, В.В. Галкина, Т.А. Селитрениковой). За счет проектно-ориентированного управления (с 2018 по 2020 гг.) в крае увеличились: доля лиц, систематически занимающихся АФК и АС (на 21,3 %), количество лиц, занимающихся спортом ЛИН (на 252 человека), спортом ПОДА (на 153 человека); количество организаций, осуществляющих деятельность в сфере АФК (на 5), количество специалистов (на 169 человек). Посредством курсов повышения квалификации увеличилось количество специалистов с профильным высшим
образованием с 4,70 % до 46, 60 %, со средним – с 1,50 до 17,10 %. Эффективность проектно-ориентированного управления, реализованного в Красноярском крае, вносит существенный вклад в совершенствование и развитие системы адаптивного физического воспитания и паралимпийского спорта. Диссертационный материал может быть использован при подготовке специалистов в области адаптивной физической культуры.
Актуальность исследования. В последние годы особое внимание
государство уделяет проблеме вовлечения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в систематические занятия адаптивной физической
культурой и спортом (АФК и АС), как важной составляющей социальной
политики. В стратегии развития физической культуры и спорта РФ также
прописано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления должны способствовать интеграции инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум за счёт привлечения их
к физической культуре и спорту. Для чего необходимо активно развивать систему
управления адаптивной физической культурой и спортом инвалидов на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Для реализации системы
управления на региональном и муниципальном уровнях возникает ряд проблем,
связанных с несовершенством нормативно-правового регулирования, отсутствием
системы спортивного отбора, подготовки и сопровождения спортсменов-
инвалидов, доступной среды на спортивных объектах, слабым программно-
методическим обеспечением и низким уровнем квалификации тренерских кадров
и специалистов по адаптивной физической культуре (АФК). На сегодняшний день
целевые ориентиры деятельности управленческих структур в сфере физической
культуры и спорта направлены на эффективное использование программно-
целевого подхода, что обеспечивает решение системных проблем за счёт
реализации комплекса мер и концентрации финансовых ресурсов. Однако
программно-целевой подход слабо ориентирован на конкретные проекты.
Обозначенную проблему на региональном уровне можно частично решить за счёт
реализации механизмов проектно-ориентированного управления, что
подтверждается требованиями профессионального стандарта, предъявляемого к
руководителям организаций осуществляющих деятельность в области адаптивной
физической культуры и адаптивного спорта. Проектно-ориентированное
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!