«Совершенствование групповых тактических действий футболистов 13-14 лет в атаке на основе структуризации динамических ситуаций игры»
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ
ФУТБОЛИСТОВ……………………………………………………………………13
1.1. Взаимосвязь технической и тактической подготовки футболистов ……… 13
1.2. Методические основы совершенствования тактической подготовки
футболистов …………………………………………………………………………………………….. 19
1.3. Особенности тактического мышления в футболе ………………………………… 30
1.4. Применение игровых упражнений в технико-тактической подготовке
юных футболистов …………………………………………………………………………………… 39
1.5. Методика диагностики показателей соревновательной деятельности
футболистов …………………………………………………………………………………………….. 44
Заключение по первой главе …………………………………………………………………….. 51
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………….53
2.1. Методы исследования ………………………………………………………………………… 53
2.2. Организация исследования ………………………………………………………………… 57
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В АТАКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЮНОШЕСКИХ КОМАНД ВЕДУЩИХ
ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ…………………………………………………………60
3.1. Критерии и показатели эффективности тактических действий
футболистов в атаке …………………………………………………………………………………. 60
3.2. Исследование тактических действий в атаке профессиональных команд
ведущих футбольных клубов Европы ……………………………………………………….. 64
3.3. Исследование тактических действий в атаке юношеских команд ведущих
европейских и российских клубов…………………………………………………………….. 76
Заключение по третьей главе ……………………………………………………………………. 89
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И
ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………………………………………93
4.1. Методика совершенствования групповых тактических действий юных
футболистов в атаке …………………………………………………………………………………. 93
4.2. Показатели тактических действий юных футболистов в атаке до
внедрения экспериментальной методики ………………………………………………… 116
4.3. Показатели тактических действий юных футболистов в атаке после
внедрения экспериментальной методики ………………………………………………… 129
Заключение по четвертой главе ………………………………………………………………. 143
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………150
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………….152
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………154
ПРИЛОЖЕНИЕ А Шаблоны ситуационных упражнений……………………..172
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Акты внедрения………………………………………………184
Во введении обозначаются цель, объект, предмет и задачи диссертационного исследования, определяются актуальность и научная новизна темы, дается представление о структуре и содержании работы, теоретической базе и методике исследования, а также его практической и теоретической значимости,
формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические и методические основы совершенствования
тактической подготовки юных футболистов» рассмотрены основные теоретические положения и взгляды зарубежных и отечественных ученых на проблему технико-тактической подготовки юных футболистов и развития игрового мышления спортсменов.
В тактическом плане футбол становится «игрой пространств» противоборствующих команд. Действия команды, владеющей мячом, направлены на использование имеющегося или создание необходимого пространства для реализации атакующего маневра. Цель обороняющейся команды – лишить свободного пространства команду соперника с мячом. Решающее значение приобретает способность спортсменов быстро и правильно оценивать в условиях пространственно-временных ограничений расположение игроков на площадке,
положение мяча и траекторию его движения, предугадывать действия партнеров и соперников, что является следствием развития игрового мышления футболистов.
Поскольку специфика соревновательно-игровой деятельности требует от игроков быстроты мышления и ориентировки, а также специальных знаний и гибких, вариативных двигательных умений, одним из методологических положений системы спортивной тренировки становится направленность на построение тренировочного процесса с моделированием условий, характерных для соревнований. Целесообразно обучать юных спортсменов осуществлять игровые замыслы в специально подобранных и последовательно связанных между собой ситуационных игровых заданиях с партнерами в «малых группах», а не изучать технико-тактические приемы отдельно от игры. Выявлено противоречие, присущее существующей практике технико-тактической подготовки юных футболистов, связанное с высоким дидактическим потенциалом обучения через игру и, одновременно, недостаточной разработанностью методических основ совершенствования групповых тактических действий юных футболистов на основе применения игровых упражнений, моделирующих реально-игровые ситуации.
Определена важность регистрации, обработки и анализа показателей соревновательной деятельности в футболе для осуществления эффективного контроля и своевременной коррекции тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Указывается на отсутствие единства среди специалистов в области футбола относительно основных контролируемых показателей При выборе наиболее рациональной методики
требованиям надежности, оптимальности, актуальности, оперативности и информативности.
Во второй главе «Методы и организация исследования» представлено описание комплекса научных методов исследования и поэтапной организации научно-исследовательской работы.
В третьей главе «Исследование тактических действий в атаке профессиональных и юношеских команд ведущих футбольных клубов» предложена методика диагностики показателей эффективности атакующих действий футболистов в игре; приведены результаты исследования тактических действий в атаке футболистов высокой спортивной квалификации и юных футболистов ведущих футбольных академий.
В настоящем исследовании предложен учет показателей соревновательной деятельности относительно следующих критериев эффективности тактических действий футболистов в атаке: сложность группового тактического взаимодействия (количество игроков, участвовавших в групповом взаимодействии); точность продвижения мяча вперед по зонам; распределение передач между игроками (контроль взаимодействия игроков друг с другом во время игры); количество технико-тактических действий в штрафной площадке (в том числе количество ударов в створ ворот из штрафной).
Анализ показателей игровой деятельности клубных команд высокой квалификации на крупнейших соревнованиях позволил определить характер
эффективности действий спортсменов и команды в целом.
диагностики и анализа соревновательной
деятельности футболистов тренеру необходимо руководствоваться тем, насколько
регистрируемые показатели отвечают установленным
групповых тактических действий в атаке между вратарем, игроками линии обороны, средней линии и линии атаки в различных зонах футбольного поля. Юношеские команды европейских и российских академий, как и европейские команды высокого уровня, использовали систему 1-4-3-3 с ее трансформациями в зависимости от хода развития игры, подбора исполнителей и их возможностей. Всего было проанализировано 50 игр Лиги чемпионов УЕФА 2018/2019 гг. профессиональных команд европейской элиты и 19 матчей UTLC Cup 2019 юношей 13-14 лет ведущих футбольных академий Европы и России.
В результате предварительного исследования атакующих тактических действий юношеских команд (13-14 лет) ведущих европейских и российских футбольных академий выявлены следующие особенности их выполнения.
Сложность группового тактического взаимодействия. Установлено, что у юношей европейских академий соотношение простых и сложных комбинаций в трех зонах – 29,5% и 70,5%, соответственно. Сложные комбинации преобладают в зоне 1 и зоне 2, тогда как в зоне 3 доля простых комбинаций больше. У юношей российских академий наблюдается обратная ситуация: соотношение простых и сложных комбинаций в трех зонах – 59,9% и 40,1%, соответственно; в трех зонах преобладают простые комбинации.
Точность продвижения мяча вперед по зонам. Определено, что у юношей европейских академий точные атакующие действия с продвижением вперед преобладают в трех зонах; достаточно системно в игре в зоне 2 и зоне 3 происходит движение мяча в обратном направлении с целью подготовки атакующих действий. У юношей российских академий прослеживается обратная тенденция, а именно, преобладают неточные атакующие действия в зоне обороны и средней зоне; фиксируется достоверно меньшее количество подготовительных действий в зоне 2 и зоне 3 (p0,05).
Распределение передач между игроками (количество игровых связей). Установлено, что за игру в трех зонах юноши европейских академий в среднем выполняют достоверно большее количество передач, чем юноши российских академий, с меньшим количеством брака – 425,4 передач (брак 11,5%) и 282,8 передачи (брак 26,4%), соответственно (p0,05). Примечательно, что общее количество системных взаимодействий в трех зонах у юношеских команд Европы и России существенно разнится: 31 игровая связь и 16 связей, соответственно.
В зоне 1 у юношеских команд европейских клубов, как и у команд мастеров, системно взаимодействуют преимущественно за счет коротких и средних передач: вратарь, игроки линии обороны, опорный полузащитник. При начале атаки в зоне обороны игроками юношеских команд российских клубов наблюдается схожий рисунок распределения передач, но опорный полузащитник не участвует в построении атаки, вратарь не взаимодействует с фланговыми защитниками и часто осуществляет длинные передачи. В зоне 2 у юношей европейских академий, как и у профессионалов, центральные защитники начинают атаки команды через крайних защитников, игроков средней линии и линии атаки. У юношей российских академий выявлена обратная тенденция: игроки линии обороны практически не взаимодействуют между собой и с игроками средней линии; центральные полузащитники также практически не имеют игровых связей между собой.
Графическая структура связей между юношами европейских академий в зоне 3 схожа со структурой взаимодействий профессионалов: наблюдается активное участие в атаке двух крайних защитников; крайние нападающие играют в основном по центру, создавая ситуацию 3 в 2 и оставляя фланги для крайних защитников; атакующий полузащитник открывается в штрафную площадь, меняется местам с форвардом. У юношей российских академий фланговые игроки линии обороны не взаимодействуют с партнерами по команде; практически отсутствуют системные взаимодействия между игроками средней линии и линии атаки. Детальное рассмотрение каждой из зон продемонстрировало большую разносторонность атакующих действий у юношей европейских академий.
Количество технико-тактических действий в штрафной площадке. Установлено, что всреднем за игру команды юношей европейских академий выполняют 30,4 ТТД в штрафной при браке 43,6%; юношеские команды российских академий выполняют достоверно меньше – 14,3 ТТД с большим браком 71,2% (p0,05). При этом юноши европейских академий наносят больше ударов из пределов штрафной площади с меньшим браком, чем российские спортсмены (p0,05). Таким образом, выявлены существенные различия в показателях соревновательной деятельности по предложенным критериям между юными футболистами ведущих европейских и российских академий. Не установлено противоречия между характеристиками соревновательной деятельности команд мастеров и юношей 13-14 лет ведущих европейских клубов относительно рисунка игры, характера тактических действий в атаке между вратарем, игроками линии обороны, средней линии и линии атаки в различных зонах футбольного поля. Показатели критериев эффективности тактических действий в атаке, наблюдаемые в игре юношеских команд ведущих европейских футбольных академий, были приняты в качестве модельных при разработке методики совершенствования групповых тактических действий в атаке у футболистов 13-14 лет.
В четвертой главе «Результаты опытно-экспериментальной работы и их обсуждение» раскрыта сущность предлагаемой методики совершенствования групповых тактических действий футболистов 13-14 лет в атаке через применение игровых упражнений на основе структуризации динамических ситуаций игры и описаны результаты ее экспериментальной апробации. Укоренившаяся система обучения юных спортсменов через «изолированные упражнения», в которых с самого начала нет условий реальной игры и игровых задач с акцентом на восприятие и оценку ситуаций, провоцирует отсутствие у футболистов самостоятельности в принятии оптимального решения в игровых эпизодах, что становится особенно заметно на более поздних этапах подготовки, превращаясь в лимитирующий фактор, практически не поддающийся коррекции. Для решения задач подготовки юных футболистов предлагается разумно сочетать игровой метод и метод упражнений для освоения того или иного элемента игры, создавая тем самым необходимую обучающую среду для подготовки квалифицированных, конкурентоспособных игроков. Разработанная методика предполагает последовательное прохождение трех этапов: анализ показателей соревновательной деятельности футболистов относительно критериев качества игры в атаке; построение учебно-тренировочного процесса юных футболистов с учетом
полученных данных; анализ динамики показателей соревновательной деятельности футболистов с последующим внесением коррективов в тренировочный процесс (Рисунок 1).
Этап I. Анализ показателей соревновательной деятельности футболистов относительно критериев качества игры в атаке
С
относительно критериев качества соревновательной деятельности игры в атаке футболистов относительно критериев качества
игры в атаке
1. Планирование Постановка тактической Подбор ситуационных • Этап I: анализ показателей соревновательной деятельности
Исследование тактических действий в Исследование тактических действий в • Этап I: анализ показателей соревновательной деятельности
атаке профессионалов и юношей атаке юношей 13-14 лет относительно критериев качества игры в атаке
ведущих футбольных клубов
Определение модельных характеристик • Этап I: анализ показателей
соревновательной деятельности
• Этап I: анализ показателей Выявление лимитирующих звеньев
относительно критериев качества • Этап I: анализ показателей
соревновательной деятельности относительно критериев качества игры в атаке
•
С
Этап I: анализ • Этап I: анализ
игры в атаке соревновательной деятельности
• Этап I: анализ показателей
Этап II. Построение учебно-тренировочного процесса юных
недельного цикла задачи упражнений относительно критериев качества игры в атаке
2. Проведение теоретической подготовки (интерактив) показателей показателей
соревновательной соревновательной
• Этап I: анализ показателей соревновательной деятельности
Рассказ о деятельности
выявленных изучаемой относительно
тенденциях и ситуации и критериев
факторах
•
лимитирующих качества игры в
вариативных способов решения ситуации (интерактив)
атаке Этап I:
лов
анализ показате
лей
Основное ситуационное упражнение
Рассказ об Графическое Разбор
Групповая дискуссия
деятельности
относительно критериев качества игры в атаке
моделирование относительно
динамической критериев
ситуации игры качества игры в
атаке
3. Проведение тренировочного занятия
демонстрация видеоматериала
Разминочное соревно
упражнение вательн
Графическое воспроизведение ситуации ельно
критери
ев
игры в атаке
ой деятель
1-2 подводящих ситуационных упражнения
4. Контроль усвоения материала и коррекция ошибок (интерактив) ности
Выявление и разбор ошибок
Этап III. Анализ динамики показателей соревновательной
деятельности юных футболистов
относит
качества
Рисунок 1 – •СодЭетрапжIа:наинаелмизетпокдаизкатиелсеойвсеорршевеносвтавтеолвьаноийядегяртуеплпьноовсытих тактических
относительно критериев качества игры в атаке
действий футболистов 13-14 лет в атаке через применение игровых упражнений
С
на основе структуризации динамических ситуаций игры
При реализации методики теоретическую подготовку юных спортсменов и контроль качества усвоения изучаемого материала предлагается осуществлять в режиме интерактива. Интерактивная форма обучения характеризуется высоким уровнем активности, вовлеченности всех занимающихся в единое смысловое, творческое пространство, их эмоциональным единением, согласованностью в выборе средств реализации решения поставленной задачи, что положительно сказывается на восприятии материала и на взаимодействии игроков внутри команды в общем. Приобретаемые теоретические знания позволяют футболистам понять структуру игры, научиться точно оценивать возникающие в различных фазах игры ситуации, правильно подбирать варианты их решения. Юные футболисты получают задания по запоминанию и воспроизведению различных игровых эпизодов в соревнованиях с детальной проработкой своих действий, а также действий партнеров и соперников. При таком подходе у юношей тренируются зрительная память, внимание, наблюдательность и воображение, т.е. психологические процессы, напрямую связанные с развитием игрового мышления.
Определен алгоритм конструирования ситуационных упражнений от реальной игры к составным ее частям, а именно: 1) вычленение игрового сюжета на основе структурных компонентов игры с учетом выявленных лимитирующих звеньев соревновательной деятельности; 2) конструирование основного игрового упражнения на основе структуризации динамической ситуации игры; 3) разработка комплекса подводящих ситуационных упражнений для овладения основным упражнением. Обязательными структурными компонентами создаваемого ситуационного упражнения являются: мяч, ворота (цель), соперник(и), партнер(ы). Определяется место реализации упражнения на футбольном поле относительно выбранной тактической задачи. Обозначаются конкретные игроки атаки и обороны, которые будут находиться на данном участке поля в игре. Задается вектор направления атак и движения мяча (что игроки атакуют и обороняют).
Конструируется основное ситуационное упражнение, решающее задачу учебно-тренировочного занятия, далее к нему составляются 1-2 подводящие упражнения с обязательным наличием всех компонентов динамической ситуации игры. В подготовительной части тренировки выполняются разминочные упражнения для отработки алгоритмов групповых действий в атаке без сопротивления со стороны соперника. В целом в учебно-тренировочном процессе юных футболистов 13-14 лет должны преобладать упражнения в малых (2-3 игрока) и средних (4-6 игроков) группах. Упражнения следует упрощать или усложнять постепенно, варьируя размер площадки, размер и количество ворот, количество игроков атакующей и обороняющейся команды, изменяя требования к быстроте и точности их выполнения. Подводящее упражнение должно плавно готовить юных спортсменов к решению основной задачи тренировки – к выполнению основного упражнения. Всего было предложено 36 ситуационных упражнений для отработки начала и развития атакующих действий в трех зонах. Упражнения конструировались, исходя из расстановки 1-4-3-3.
Результативность предложенной методики подтверждена результатами педагогического эксперимента. Всего было проанализировано 42 игры юных футболистов 13-14 лет ЭГ и КГ. Достоверных различий в показателях
15
соревновательной деятельности футболистов ЭГ и КГ до внедрения авторской методики (констатирующий эксперимент) выявлено не было (р0,05).
Наблюдалось упрощение игры в зоне обороны за счет большого количества длинных неточных передач, отсутствие связей между четверкой защитников и тремя центральными полузащитниками в средней зоне, отсутствие активного участия в зоне атаки крайних защитников. Установлено отсутствие достоверных различий в показателях физической и технической подготовленности юных спортсменов КГ и ЭГ на этапе констатирующего и по завершению формирующего эксперимента (р0,05). Уровень технической и физической подготовленности юношей был достаточным для решения тактических задач.
Сравнительная характеристика изучаемых параметров соревновательной деятельности юных футболистов обеих групп по окончании формирующего эксперимента позволила установить степень и характер воздействия предлагаемой методики на уровень подготовленности юных спортсменов.
Установлено достоверное повышение результатов в количестве сложных взаимодействий (3, 4, 5 и более игроков) в трех зонах в ЭГ по отношению к КГ (р0,05). Юноши ЭГ стали лучше владеть мячом, больше комбинировать, следовательно, повысился уровень сложности группового взаимодействия и индивидуального технико-тактического мастерства каждого игрока. В Таблице 1 представлены данные по соотношению простых и сложных комбинаций в процентах до и после внедрения авторской методики.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика распределения простых и сложных комбинаций в соревновательной деятельности юных футболистов КГ и ЭГ после завершения формирующего эксперимента, x̅ σ (количество эпизодов, %)
Зона поля
Сложность группового взаимодействия
Количество эпизодов, %
Констатирующий эксперимент
Р
Формирующий эксперимент
Р
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
Зона 1-2-3
Простые комбинации
Сложные комбинации
Зона 1
Простые комбинации
Сложные комбинации
Зона 2
Простые комбинации
Сложные комбинации
Зона 3
Простые комбинации
Сложные комбинации
83,7±8,1 16,3±4,2 84,4±9,3 15,6±2,5
82,2±7,9 15,8±3,7 84,3±8,4 15,7±3,1
0,05 81,4±6,7 0,05 18,6±3,1 0,05 83,2±7,5 0,05 16,8±2,5 0,05 79,8±7,4 0,05 20,2±6,8 0,05 81,7±7,1 0,05 18,3±3,4
46,1±3,2 53,9±4,7 35,0±3,9 65,0±5,1 46,1±4,3 53,9±5,9 70,2±9,2 29,8±5,4
0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
83,9±10,1 85,3±11,8 16,1±4,2 14,7±4,7 79,8±9,3 80,1±11,4 20,2±3,6 19,9±2,1
16
В соревновательно-игровой деятельности футболистов 13-14 лет ЭГ установлено улучшение по показателям точности продвижения мяча вперед по зонам (Таблица 2).
Таблица 2 – Сравнительная характеристика распределения количества игровых эпизодов с точным продвижением мяча вперед по зонам в соревновательной деятельности футболистов КГ и ЭГ после завершения формирующего эксперимента, x̅ σ
Уменьшилось количество эпизодов с неточным продвижением
вперед, т.е. команда стала меньше допускать ошибок, продвигаясь к воротам соперника. После внедрения экспериментальной методики доля подготовительных
действий футболистов-юношей ЭГ увеличилась (р0,05).
В то время, как показатели точности продвижения мяча вперед по зонам в игровой деятельности КГ за время эксперимента существенно не изменились
(р0,05).
44,23,5 50,43,7 18,04,0 19,44,5 3,11,4 3,31,2 65,317,7 73,115,4 54,74,6 49,65,1 1,30,6 2,41,5 17,42,8 15,24,3 73,423,0 67,218,7 15,24,4 17,25,1 0,70,4 0,90,5 15,98,3 18,19,6
154,620,1 158,419,2
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05 0,80,3 3,71,3
0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
0,05
50,44,7 21,25,2 3,51,8 75,114,3 61,65,1 1,10,7 20,23,3 82,919,7
18,05,0 21,64,8 11,22,3 50,85,9 30,35,9 4,72,4 36,46,8 71,415,2
0,05 0,05
15,44,1 21,25,5 16,25,7 24,910,2
174,221,4 147,111,7
Зона поля
Направление движения мяча
Констатирующий эксперимент
Количество эпизодов, x̅ σ
Р
Формирующий эксперимент
Р
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
Зона 1
зона 1
зона 1-2
зона 1-2-3
Общее количество
Зона 2
зона 2
зона 2-1
зона 2-3
Общее количество
Зона 3
зона 3
зона 3-2
Общее количество
Всего
Результативность разработанной методики совершенствования групповых
тактических действий футболистов 13-14 лет в атаке через применение игровых упражнений на основе структуризации динамических ситуаций игры подтверждают и другие количественные и качественные параметры
соревновательной деятельности юных спортсменов. В частности, данные, представленные в Таблице 3, указывают на существенное повышение объема выполненных передач и снижение процента брака у футболистов-юношей ЭГ в
целом и в каждой из зон футбольного поля в отдельности.
При этом, у футболистов КГ за время эксперимента показатели количества
передач и процента брака при их выполнении незначительно улучшились, но эти
изменения не достигают достоверных значений (р0,05).
Таблица 3 – Сравнительная характеристика распределения количества передач и процента брака в трех зонах футбольного поля в соревновательной деятельности юных футболистов КГ и ЭГ после завершения формирующего эксперимента, количество передач / % брака, x̅ σ
Количество передач относительно зон поля, x̅ σ
Зона поля
Констатирующий эксперимент
P
Формирующий эксперимент
P
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
Зона 1-2-3
Зона 1
Зона 2
Зона 3
Примечание. В первой строке обозначено суммарное количество выполненных передач, во
второй строке – процент брака, %.
201,7±46,1 42,8±5,1 75,3±14,3 42,7±5,2 93,1±22,4 43,0±5,9 33,8±3,2 39,4±6,1
195,8±49,3 41,4±6,2 74,2±13,1 44,6±4,5 89,8±24,3 40,4±6,8 32,7±4,2 37,5±4,7
0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
217,4±54,2 39,3±5,2 78,2±16,8 38,7±3,4 106,1±33,9
350,4±40,1 19,4±4,7 93,1±16,9 10,8±1,7 173,1±27
0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
40,6±5,3 20,8±4,2 33,1±4,5 84,2±24,7 36,4±5,4 26,2±3,4
На Рисунке 3 представлено распределение передач в трех зонах у юных футболистов КГ и ЭГ после завершения педагогического эксперимента. Футболисты ЭГ имеют преимущество в количестве передач и их точности и, как следствие, большее количество игровых связей.
КГ ЭГ
Рисунок 3 – Распределение передач в трех зонах у юных футболистов КГ и ЭГ
после завершения формирующего эксперимента
18
В ЭГ появились отсутствующие ранее связи между четверкой защитников, между двумя центральными защитниками и вратарем, между тройкой центральных полузащитников и центральным защитником. Важно отметить появление связей у вратаря ЭГ в зоне 1 с игроками обороны и средней линии, с преобладанием точных передач; активное участие игроков обороны и центральных полузащитников в начале и развитии атаки в зоне 2; появление связей у крайних защитников с другими игроками команды в зоне 3, что соответствует тенденциям, выявленным у профессионалов и юношей лучших европейских клубов.
Выявленные на этапе констатирующего эксперимента
Количество игровых связей у футболистов КГ за время эксперимента практически не изменилось, неизменным по окончании эксперимента остался и рисунок взаимодействия игроков.
Достоверно возрос объем выполняемых в среднем за матч ТТД, количество ТТД в штрафной площади соперника, количество ударов из штрафной площади соперника (Таблица 4). По этим показателям испытуемые ЭГ имели после эксперимента существенное преимущество перед футболистами КГ (р<0,05).
Таблица 4 – Показатели объема и эффективности ТТД у юных футболистов КГ и ЭГ после завершения формирующего эксперимента, x̅ σ
с упрощением игры за счет неточных длинных передач и отсутствием связей с
проблемы, связанные
высоким уровнем взаимодействия между отдельными игроками команды, были устранены только в соревновательной деятельности футболистов ЭГ. Взаимодействия между игроками КГ, по-прежнему, носят случайный характер.
Показатели ТТД
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
КГ
ЭГ
Р
КГ
ЭГ
Р
Объем ТТД (количество)
Качество ТТД (брак, %)
Объем ТТД в штрафной площади соперника (количество)
Качество ТТД в штрафной площади соперника (брак, %)
Количество ударов из
штрафной площади соперника
Качество ударов из штрафной площади соперника (брак, %)
421,4±23,4 412,7±21,6
0,05 0,05
0,05 0,05 0,05 0,05
483,2±20,7 551,6±19,3
0,05 0,05
0,05 0,05 0,05 0,05
51,3±8,1 10,7±1,5
72,7±12,3 2,1±1,1 67,2±9,8
53,1±7,3 12,2±2,7
77,4±11,4 1,8±0,7 61,9±10,5
52,4±3,8 13,8±1,5
77,2±5,6 3,4±1,4 82,2±8,1
31,2±3,4 30,3±3,1
38,6±10,2 8,2±1,7 45,7±12,1
Выявленное в соревновательной деятельности футболистов ЭГ соотношение в показателях объема ТТД в штрафной площади соперника (в том числе количества ударов из штрафной площади) характерно для юношеских футбольных команд ведущих европейских клубов. Наблюдаемое после завершения эксперимента
преимущество футболистов-юношей ЭГ в количественных и качественных характеристиках групповых тактических действий достигнуто посредством внедрения в учебно-тренировочный процесс ЭГ разработанной методики. Спортивный результат, показанный командой 2005 г.р. ФК «Новосибирск» в сезоне 2019 г., является косвенным показателем эффективности применения игровых упражнений на основе структуризации динамических ситуаций игры. Команда вышла на Финальный турнир Кубка РФС по футболу среди юношеских команд клубов ФНЛ и ПФЛ (игроки не старше 2005 г.р.).
ВЫВОДЫ
1.На основе всестороннего анализа теории и практики подготовки спортивного резерва выявлено, что концепция обучения через игру совпадает с трендами развития мирового футбола. Решающее значение приобретает способность футболистов в условиях стремительно изменяющихся игровых ситуаций быстро и правильно их оценивать, принимать оптимальные решения, предвидеть их дальнейшее развитие, что является следствием развития игрового (тактического) мышления спортсменов. Однако недостаточная разработанность организационно-методического обеспечения тренировочного процесса в том, что касается подбора, построения и определения последовательности игровых упражнений, моделирующих соревновательную деятельность спортсменов, существенно усугубляет проблему их активного внедрения в педагогическую практику для повышения эффективности процесса тактической подготовки юных футболистов.
2. Предложены критерии, характеризующие эффективность тактических действий футболистов в атаке:
1) сложность группового тактического взаимодействия (количество игроков, участвовавших в групповом взаимодействии);
2) точность продвижения мяча вперед по зонам;
3) распределение передач между игроками (контроль взаимодействия игроков друг с другом во время игры);
4) количество технико-тактических действий в штрафной площади соперника (в том числе количество ударов в створ ворот из штрафной).
Регистрация и анализ показателей предложенных критериев позволяет определить лимитирующие звенья в соревновательной деятельности и, в соответствии с ними, скорректировать тактическую подготовку футболистов.
3. В результате исследования тактических действий в атаке ведущих юношеских команд 13-14 лет Европы и России было выявлено, что юноши европейских и российских академий, как и европейские команды высокого уровня, использовали систему 1-4-3-3 с ее трансформациями в зависимости от хода развития игры, подбора исполнителей и их возможностей. Юноши ведущих европейских академий в основном играли в постепенном нападении со сменой направления атаки, продвигаясь вперед из зоны обороны в среднюю зону, затем в зону атаки, преимущественно за счет коротких и средних передач, и далее в штрафную площадь соперника за счет игры в одно-два касания, игрой «в стенку», обводкой, с последующими завершающими действиями: ударом по воротам,
прострелом вдоль ворот, диагональным сбросом мяча назад партнеру под удар. При этом технико-тактические действия выполнялись с небольшим количеством брака. В результате сравнительного анализа показателей критериев эффективности тактических действий в атаке юношей ведущих европейских и российских академий подтверждается отмечаемая специалистами проблемность ситуации в результатах имеющейся традиции технико-тактической подготовки спортивного резерва в российском футболе.
4. Методика совершенствования групповых тактических действий футболистов 13-14 лет в атаке через применение игровых упражнений на основе структуризации динамических ситуаций игры предполагает последовательное прохождение трех этапов: анализ показателей соревновательной деятельности футболистов относительно критериев качества игры в атаке с определением модельных характеристик и лимитирующих факторов; построение учебно- тренировочного процесса юных футболистов с учетом полученных данных, включающее планирование недельного цикла с подбором оптимальных ситуационных упражнений, проведение теоретической подготовки в формате интерактива, проведение тренировочного занятия, контроль и коррекцию ошибок; анализ динамики показателей соревновательной деятельности юных футболистов с последующим внесением коррективов в тренировочный процесс.
Совершенствование групповых тактических действий юных футболистов в атаке осуществляется через конструирование и применение игровых упражнений с обязательным наличием всех компонентов динамической ситуации игры: мяча, ворот (цели), соперника(ов), партнера(ов), и координат, близких к игровым, с обозначением конкретных игроков атаки и обороны, находящихся на данном участке поля во время соревновательной деятельности, определением вектора направления атак и движения мяча.
5. Алгоритм составления игровых упражнений при совершенствовании групповых тактических действий юных футболистов предполагает сначала вычленение игрового сюжета на основе структурных компонентов игры с учетом выявленных лимитирующих звеньев соревновательной деятельности, затем конструирование основного игрового упражнения на основе структуризации динамической ситуации игры, далее разработку комплекса подводящих ситуационных упражнений для овладения основным упражнением.
Условия выполнения игровых упражнений и требования к быстроте и точности их исполнения постепенно усложняются. Упрощение или усложнение упражнений достигается путем изменения размера площадки, размера и количества ворот, количества игроков атакующей и обороняющейся команды. В подготовительной части тренировки используются разминочные упражнения, в которых отрабатываются алгоритмы групповых действий спортсменов в атаке в облегченных, вне игровых условиях, без сопротивления соперника, для овладения целостной структурой отрабатываемых взаимодействий.
В результате последовательного усвоения групповых тактических действий в постепенно усложняющихся игровых упражнениях достигается органическое единство техники и тактики. В процессе обучения у занимающихся создается и постепенно пополняется банк данных по типовым игровым ситуациям и их
возможным решениям, что в дальнейшем послужит основой для оперативных, верных решений и творческих, нестандартных действий спортсменов в вариативных условиях игрового соревнования.
6. Экспериментально подтверждена результативность методики совершенствования групповых тактических действий футболистов 13-14 лет в атаке через применение игровых упражнений на основе структуризации динамических ситуаций игры с учетом особенностей технико-тактической подготовленности спортсменов и закономерностей структуры развития игры. Об этом свидетельствует наблюдаемое нами существенное преимущество количественно-качественных параметров соревновательной деятельности юных футболистов экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента:
– достоверное повышение результатов в количестве сложных взаимодействий (3, 4, 5 и более игроков) в трех зонах в экспериментальной группе по отношению к контрольной группе (р0,05), общее повышение доли сложных комбинации в экспериментальной группе (сложные 53,9%, простые 46,1%) в отличии от контрольной группы (сложные 18,6%, простые 81,4%);
–положительная динамика в экспериментальной группе по точному продвижению мяча вперед по зонам: стали преобладать точные атакующие действия с продвижением вперед, доля эпизодов без продвижения или когда не удалось точно доставить мяч значительно уменьшилась, доля подготовительных действий, необходимых для успешного построения атаки, увеличилась (р0,05); существенных положительных изменений в контрольной группе не выявлено (р0,05);
– увеличение на статистически значимом уровне объема и эффективности выполненных передач в экспериментальной группе в целом в трех зонах: ЭГ – 350,4 передач при браке 19,4%; КГ – 217,4 при браке 39,3% (р0,05), и в каждой из зон футбольного поля (р0,05); как следствие, возросло общее количество системных взаимодействий между игроками экспериментальной группы в трех зонах: ЭГ – 31 связь, КГ – 15 связей (р0,05), и в каждой из зон в отдельности; изменился рисунок взаимодействия игроков за счет устранения лимитирующих факторов их соревновательной деятельности, повышения разносторонности атакующих действий;
– достоверное повышение объема выполняемых в среднем за матч технико- тактических действий в экспериментальной группе, в том числе количества ударов из штрафной площади соперника, с повышением их качества (объем ТТД – 551,6 с браком – 31,2%; объем ТТД в штрафной – 30,3 с браком 38,6%; удары из штрафной – 8,2 с браком – 45,7%), по сравнению с этими же показателями ТТД, выполняемыми в среднем за матч игроками контрольной группы (объем ТТД – 483,2 с браком – 52,4%; объем ТТД в штрафной – 13,8 с браком 77,2%; удары из штрафной – 3,4 с браком – 82,2%) (р0,05).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Изучение работ отечественных и зарубежных специалистов, данных статистических отчетов об игре лучших футбольных команд мира, полученные результаты собственных исследований позволяют утверждать, что регистрация и анализ количественно-качественных показателей соревновательной деятельности профессионалов и юношей ведущих академий с последующим выявлением модельных характеристик и современных тенденций является неотъемлемым элементом в системе подготовки спортивного резерва в футболе. В этой связи, обучение юных футболистов должно осуществляться с учетом особенностей их технико-тактической подготовленности, выявленных лимитирующих звеньев соревновательной деятельности и закономерностей структуры развития игры.
2. Построение тренировочного процесса юных футболистов относительно выявленных лимитирующих факторов предполагает планирование недельного цикла с подбором оптимальных ситуационных упражнений для решения поставленных задач. Обязательным является включение перед практическим освоением игровых упражнений теоретических занятий в формате интерактива для приобретения обучающимися специализированных знаний и умений по решению разнообразных игровых ситуаций. Проведение практического тренировочного занятия (основной его части) подразумевает выполнение основного ситуационного упражнения, решающего главную задачу занятия, и 1-2 подводящих упражнений, отвечающих условиям реальной игры. Контроль уровня усвоения изучаемого материала осуществляется посредством выявления и разбора ошибок, графического воспроизведения изученных ситуаций, принятых верных/неверных решений в форме манипуляций с макетом.
3. Эффективность предлагаемой методики совершенствования навыков группового взаимодействия юных футболистов в атаке повышается при правильном построении игровых упражнений, моделирующих соревновательную деятельность. Создание динамической игровой ситуации требует наличия соответствующих компонентов: мяча, ворот (цели), соперника(ов), партнера(ов), и близких к игровым координат (участок тренировочного поля) с обозначением конкретных игроков атаки и обороны, определением вектора направления атак и движения мяча. Упрощение или усложнение динамической ситуации игры следует осуществлять исходя из уровня подготовленности игроков и до тех пор, пока сохраняются все компоненты.
4. Решение задач технико-тактической подготовки предлагается осуществлять, оптимально сочетая игровой метод с другими методами тренировки. Не следует отказываться от упражнений в простых, стандартных условиях для освоения технического приема или отработки тактических комбинаций, но объем игровых упражнений в тренировочном процессе должен быть большим (не менее 70%). Необходимой составной частью предлагаемой методики является обучение и совершенствование технических элементов, преимущественно, приема и передачи мяча, отрабатываемых на месте, в движении и во взаимодействии.
5. Структура процесса совершенствования тактического мастерства футболистов предполагает наиболее целесообразную последовательность
действий тренера для организации и коррекции учебно-тренировочного процесса с обязательным анализом динамики показателей качества игры юных спортсменов.
Актуальность исследования. Отставание российских футболистов от
ведущих зарубежных спортсменов по уровню технико-тактического мастерства
отмечается специалистами уже давно [3; 4; 33; 67; 71; 75; 81; 91; 104; 128],
подтверждается материалами аналитических отчетов экспертов РФС о
Чемпионатах мира по футболу ФИФА 2014 г., 2018 г., Чемпионате Европы
U-19 (2015 г.) [23; 112; 167]. Это свидетельствует об относительно низкой
эффективности отечественной системы подготовки спортивного резерва в
футболе и назревшей необходимости ее модернизации. Поэтому
совершенствование системы подготовки юных футболистов рассматривается в
последнее время как приоритетное направление в развитии отечественного
футбола (Общенациональная стратегия развития футбола в России до 2030 г.)
[85].
Реферативный обзор научно-методической литературы [61; 67; 84; 89;
128; 136] и обобщение педагогической практики позволяют считать, что одной
из причин отставания отечественного футбола в технико-тактическом
компоненте игры является использование традиционной методики обучения
тактическим действиям в простых условиях, не требующих принятия решения,
в недостаточной представленности в содержании тренировочного процесса
упражнений, моделирующих условия реальной игры и предусматривающих
решение юными футболистами игровых задач на основе восприятия и оценки
реальных игровых ситуаций.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы
совершенствования технико-тактической подготовки юных футболистов
являлись предметом исследований отечественных и зарубежных ученых. Одни
специалисты [24; 81; 114] предлагают акцентировать внимание на
первоначальном обучении техническим приемам с последующим применением
их в игре, другие [22; 30; 106; 107] отмечают первостепенную важность
физического развития юных спортсменов.
В тоже время, все большее количество российских [34; 36; 40; 51; 52; 61;
67; 75; 84; 96; 97; 121; 128; 136] и зарубежных [20; 140; 148; 150; 151; 152; 153;
156; 157; 166; 168] исследователей предлагают осуществлять технико-
тактическую подготовку футболистов на основе применения игровых
упражнений, моделирующих соревновательную деятельность. Такой подход
обеспечивает как формирование навыков применения тактических действий в
соревновательно-игровых условиях, так и развитие игрового мышления.
Предлагаемая концепция обучения через игру отвечает мировым трендам
развития современного футбола, эффективность ее реализации в процессе
технико-тактической подготовки интуитивно признается многими учеными и
эмпирически подтверждается результатами практической деятельности детских
тренеров. Дальнейшее совершенствование тактических действий футболистов
через выполнение упражнений в моделируемых игровых ситуациях
сдерживается недостаточностью научно-обоснованных знаний о
педагогических условиях их эффективного применения.
Существование противоречия между высоким дидактическим
потенциалом игровых упражнений как средства технико-тактической
подготовки, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью
методических основ совершенствования групповых тактических действий
юных футболистов в атаке через их применение на основе структуризации
динамических ситуаций игры, с другой, обусловливает актуальность решения
проблемы нашего исследования, суть которой сформулирована нами
следующим образом: Каковы методические основы совершенствования
групповых тактических действий в атаке у футболистов 13-14 лет через
применение игровых упражнений на основе структуризации динамических
ситуаций игры?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать,
экспериментально апробировать и оценить результативность методики
совершенствования групповых тактических действий футболистов 13-14 лет в
атаке через применение игровых упражнений на основе структуризации
динамических ситуаций игры.
Объект исследования: технико-тактическая подготовка футболистов 13-
14 лет.
Предмет исследования: методика совершенствования групповых
тактических действий футболистов 13-14 лет в атаке через применение игровых
упражнений на основе структуризации динамических ситуаций игры.
Гипотеза исследования: повышение эффективности групповых
тактических действий в атаке у футболистов 13-14 лет возможно, если процесс
их совершенствования будет осуществляться:
– с учетом особенностей технико-тактической подготовленности
занимающихся и закономерностей структуры развития игры;
– на основе игровых упражнений, разработанных с учетом динамических
ситуаций игры, максимально приближенных к реальным игровым условиям;
– в соответствии с выделенными нами методическими особенностями их
применения в процессе технико-тактической подготовки.
Достижение цели исследования осуществлялось посредством
последовательного решения следующих задач:
1. Определить теоретические и организационно-методические основы
повышения эффективности совершенствования групповых тактических
действий юных футболистов.
2. Разработать методику диагностики показателей тактических действий
футболистов в атаке.
3. Сравнить показатели тактических действий в атаке юных футболистов
ведущих европейских и российских футбольных академий.
4. Разработать, экспериментально апробировать и оценить
результативность методики совершенствования групповых тактических
действий юных футболистов в атаке через применение игровых упражнений на
основе структуризации динамических ситуаций игры.
Решение задач исследования предполагает обращение к комплексу
научных методов, включающему: теоретический анализ и обобщение научно-
методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое
тестирование, контроль и оценка показателей соревновательной деятельности,
педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологической основой исследования послужили
фундаментальные знания и представления о: теоретических и методических
основах технико-тактической подготовки юных футболистов (Б.А. Аркадьев,
В.А. Блинов, М.А. Годик, В.П. Губа, Г.Л. Драндров, Ю.Д. Железняк,
А.П. Золотарев, Г.Д. Качалин, А.В. Лексаков, Г.В. Монаков, А.В. Петухов,
М.М. Полишкис, Ю.М. Портнов, А.А. Сучилин, Б.Г. Чирва), психолого-
педагогических основах формирования игрового мышления у юных
спортсменов в спортивных играх (И.А. Арбузин, В.А. Блинов, Г.М. Гагаева,
Е.П. Ильин, С.В. Малиновский, О.А. Черникова), методике регистрации и
оценки показателей соревновательной деятельности футболистов (К.И. Бесков,
Г.М. Гаджиев, Г.А. Голденко, В. Костюкевич, Ю.А. Красножан, Ю.А. Морозов,
П.В. Осташев, П.П. Черепанов и др.), методических основах применения
игровых упражнений на различных этапах спортивной подготовки футболистов
(Х. Вайн, И.А. Девяткин, Д.Л. Корзун, А.А. Кудинов, К.П. Лясковский,
В.В. Николаенко, Ю.И. Портных, Р.В. Фаттахов, С.Л. Фетисова, Ю.В. Цубан,
Н.И. Шагин и др.).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
– разработана методика диагностики показателей тактических действий
футболистов в атаке по критериям: сложность группового тактического
взаимодействия (количество игроков, участвовавших в групповом
взаимодействии), точность продвижения мяча вперед по зонам, распределение
передач между игроками (контроль взаимодействия игроков друг с другом во
время игры), количество технико-тактических действий в штрафной площади
соперника (в том числе количество ударов в створ ворот из штрафной),
отвечающим требованиям надежности, оптимальности, актуальности,
оперативности и информативности. Регистрация и анализ показателей
предложенных критериев позволяет определить лимитирующие звенья в
соревновательной деятельности и скорректировать тактическую подготовку
футболистов;
– получены эмпирические данные, характеризующие соревновательную
деятельность команд юношей 13-14 лет ведущих европейских и российских
клубов относительно рисунка игры, характера тактических действий в атаке
между вратарем, игроками линии обороны, средней линии и линии атаки в
различных зонах футбольного поля, подтверждающие отмечаемое
специалистами отставание российских юношей от зарубежных по уровню
технико-тактического мастерства и проблемность ситуации в результатах
существующей традиции подготовки спортивного резерва в российском
футболе;
– представлен алгоритм составления ситуационных упражнений для
совершенствования групповых тактических действий футболистов в атаке,
учитывающий закономерности структуры развития игры, подразумевающий
вычленение игрового сюжета и его перенос в тренировочную деятельность
посредством создания условий, приближенных к реально-игровым. Основное и
подводящие упражнения конструируются с обязательным наличием всех
компонентов изучаемой динамической ситуации игры;
– разработана методика совершенствования групповых тактических
действий футболистов 13-14 в атаке через применение игровых упражнений на
основе структуризации динамических ситуаций игры, реализация которой
позволила существенно повысить эффективность атакующих действий юных
спортсменов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в
следующем:
– получены новые данные, дополняющие и углубляющие теорию и
методику современного футбола в том, что касается знаний о критериях,
характеризующих тактические действия футболистов в атаке;
– представлен алгоритм разработки ситуационных упражнений,
учитывающий закономерности структуры развития игры, с определением
методических особенностей их применения в процессе тактической подготовки
юных футболистов;
– научно обоснованы структура и содержание методики
совершенствования групповых тактических действий юных футболистов в
атаке через применение игровых упражнений на основе структуризации
динамических ситуаций игры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
применение в учебно-тренировочном процессе юношей созданной нами
методики совершенствования групповых тактических действий футболистов
13-14 лет в атаке через применение игровых упражнений на основе
структуризации динамических ситуаций игры позволяет существенно повысить
уровень их технико-тактического мастерства и результативность
соревновательной деятельности. Измерение и оценка показателей на основе
предложенных критериев эффективности атакующих действий футболистов в
игре способствует повышению качества диагностики и анализа
соревновательной деятельности футболистов.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы
тренерами в организации учебно-тренировочного процесса юных футболистов
(ДЮСШ, СДЮСШОР), а также преподавателями кафедр футбола
университетов и институтов физической культуры в процессе подготовки
тренеров по футболу, в качестве основы для новых исследований.
На защиту выносят следующие положения:
1. Уровень сформированности тактических действий футболистов в атаке
оценивается на основе измерения показателей соревновательной деятельности
по следующим критериям:
– сложность группового тактического взаимодействия (количество
игроков, участвовавших в групповом взаимодействии);
– точность продвижения мяча вперед по зонам;
– распределение передач между игроками (контроль взаимодействия
игроков друг с другом во время игры);
– количество технико-тактических действий в штрафной площади
соперника (в том числе количество ударов в створ ворот из штрафной).
Предлагаемые нами критерии эффективности тактических действий
футболистов в атаке позволяют выявить лимитирующие звенья в
соревновательной деятельности футболистов и скорректировать в соответствии
с ними задачи и содержание тактической подготовки.
2. Совершенствование групповых тактических действий в атаке у
футболистов 13-14 лет осуществляется на основе структуризации
динамических ситуаций игры, обязательными компонентами которых
являются: мяч, ворота (цель), соперник(и), партнер(ы), а также координаты,
близкие к игровым с обозначением конкретных игроков атаки и обороны,
которые будут находиться на этом участке поля во время соревновательной
деятельности, определением вектора направления атак и движения мяча.
Построение учебно-тренировочного процесса у футболистов 13-14 лет на
основе конструирования ситуационных упражнений с учетом выявленных
закономерностей развития игры повышает эффективность овладения
способами решения типовых игровых ситуаций и умениями их творческого,
нестандартного применения в вариативных условиях соревновательной
деятельности.
3. Алгоритм составления ситуационных упражнений для
совершенствования групповых тактических действий в атаке у футболистов 13-
14 лет включает: вычленение игрового сюжета на основе структурных
компонентов игры с учетом выявленных лимитирующих звеньев
соревновательной деятельности; конструирование основного игрового
упражнения на основе структуризации динамической ситуации игры;
разработку комплекса подводящих ситуационных упражнений для овладения
основным упражнением.
Упрощение или усложнение ситуационных упражнений достигается
посредством варьирования размера площадки, размера и количества ворот,
количества игроков атакующей и обороняющейся команды.
4. Реализация экспериментальной методики совершенствования
групповых тактических действий футболистов 13-14 лет в атаке через
применение игровых упражнений на основе структуризации динамических
ситуаций игры обеспечивает существенное повышение показателей
соревновательной деятельности юных футболистов.
Обоснованность результатов исследования обеспечивается
ориентацией на всех этапах исследования на представленные в научно-
методической литературе знания и представления о теоретических и
методических основах технико-тактической подготовки юных футболистов;
психолого-педагогических основах формирования игрового мышления у юных
спортсменов в спортивных играх; методике применения игровых упражнений
на различных этапах спортивной подготовки футболистов.
Их достоверность обеспечивается репрезентативностью выборки
участников эксперимента; применением современных методов исследования,
участием автора в организации и проведении педагогического эксперимента,
корректным применением методов математической статистики при
количественном анализе экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
положения диссертации были представлены и обсуждались на заседаниях
кафедры теории и методики футбола и хоккея ФГБУ ВО СибГУФК, на
международных, всероссийских научно-практических конференциях в
г.г. Волгоград, Казань, Омск (2017-2020 гг.). Результаты диссертационного
исследования отражены в 10 опубликованных работах, в том числе в 5 научных
статьях в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ.
Результаты диссертационного исследования апробированы и внедрены в
учебно-тренировочный процесс детской академии ФК «Новосибирск»
(г. Новосибирск), в программу подготовки юных футболистов МБУ «СШ
по футболу» (г. Новосибирск), а также в образовательный процесс
Сибирского межрегионального центра подготовки специалистов в области
футбола (г. Омск).
Структура и объем диссертационного исследования. Работа состоит из
введения, четырех глав, заключения, практических рекомендаций,
библиографии и приложений. Библиографический список включает 168
наименований цитируемой научной литературы, в том числе 30 работ на
иностранных языках. Общий объем диссертационной работы составляет 186
страниц, включает 22 таблицы, 32 рисунка, 2 приложения.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!