Технология совершенствования индивидуальных тактических действий у высококвалифицированных волейболистов при приеме мяча с подачи в прыжке

Карева Юлия Юрьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1 Теоретико-методические аспекты оптимизации тактической подготовки в
волейболе ……………………………………………………………………………………………………….. 12
1.1 Тактика – вид спортивной подготовки в волейболе …………………………………….. 12
1.2 Значение тактики игры для эффективного ведения соревновательной борьбы …… 19
1.3 Индивидуальные способности волейболистов, определяющие эффективность
тактических действий в игре ……………………………………………………………………………. 27
1.4 Подходы к совершенствованию индивидуальных тактических действий
спортсменов в современном волейболе ……………………………………………………………. 33
Заключение по главе 1 …………………………………………………………………………………….. 42
Глава 2 Методы и организация исследования…………………………………………………… 44
2.1 Методы исследования ………………………………………………………………………………… 44
2.2 Организация исследования ………………………………………………………………………… 63
Глава 3 Структура и содержание соревновательной деятельности
высококвалифицированных волейболистов в системе «подача – прием мяча» …. 65
3.1 Практические предпосылки для совершенствования индивидуальных тактических
действий высококвалифицированных волейболистов при приеме подачи мяча … 65
3.2 Анализ эффективности приема подач у высококвалифицированных волейболистов
в процессе соревновательной деятельности ……………………………………………………… 72
3.3 Индивидуальные способности высококвалифицированных волейболистов,
принимающих подачу мяча ……………………………………………………………………………… 81
3.4 Длительность полета мяча и вероятностное распределение его попаданий в
волейбольную площадку при выполнении соперником подач в типовых игровых
ситуациях ……………………………………………………………………………………………………….. 93
Заключение по главе 3 …………………………………………………………………………………….. 98
Глава 4 Экспериментальное обоснование эффективности технологии совершенствования
индивидуальных тактических действий у высококвалифицированных волейболистов
при приеме подачи в прыжке …………………………………………………………………………. 101
4.1 Описание структуры и содержания экспериментальной технологии
совершенствования индивидуальных тактических действий высококвалифицированных
волейболистов при приеме подачи в прыжке …………………………………………………. 101
4.2 Матричная модель индивидуальных тактических действий высококвалифицированных
волейболистов при приеме подачи в прыжке …………………………………………………. 112
4.3 Динамика индивидуальных способностей обеспечивающих эффективный прием
подачи в прыжке ……………………………………………………………………………………………. 118
4.4 Динамика эффективности индивидуальных тактических действий при приеме
подачи в прыжке ……………………………………………………………………………………………. 129
Заключение по главе 4 …………………………………………………………………………………… 138
Заключение …………………………………………………………………………………………………… 141
Практические рекомендации………………………………………………………………………….. 146
Список литературы ……………………………………………………………………………………….. 149
Список иллюстративного материала………………………………………………………………. 166
Приложение А. Анкета «Практические предпосылки для совершенствования
индивидуальных тактических действий высококвалифицированных волейболистов
при приеме подачи мяча в прыжке»……………………………………………………………….. 170
Приложение Б. Длительность фазы полета мяча при выполнении соперником подач
в типовых игровых ситуациях ……………………………………………………………………….. 174
Приложение В. Вероятностное распределение попаданий мячей в площадку в
типовых игровых ситуациях ………………………………………………………………………….. 178
Приложение Г. Примерные комплексы упражнений ………………………………………. 182

Результаты анкетного опроса показали, что в годичном цикле тренировки
высококвалифицированных волейболистов недостаточно внимания отводится
совершенствованию индивидуальных тактических действий, особенно при приеме
подачи выполняемой в мужском волейболе в силовой манере. Как показали
исследования, в практике подготовки высококвалифицированных волейболистов особое
значениеимеетакцентированноесовершенствованиедвигательногои
психофизиологического потенциала игрока в процессе исполнения технического приема
в конкретной тактической ситуации, причем следует уделять особое внимание этому на
предсоревновательном этапе годичного тренировочного цикла.
Исследования позволили установить, что для эффективного приема силовой
подачи в прыжке, необходимо обладать не только высоким уровнем двигательных
возможностей, но и рационально занимать место на площадке, использовать
определенный способ выполнения двигательного действия, быстро реагировать на
движущиеся объекты, а также принимать правильные решения в ходе игры.
Согласованность мнения экспертов по всем заданным вопросам, касающихся
проблемесовершенствованияиндивидуальныхтактическихдействий
высококвалифицированных волейболистов при приеме подачи мяча проверялась с
помощью коэффициента конкордации (таблица 1).
Таблица 1 – Коэффициент конкордации по вопросам совершенствования
индивидуальных тактических действий высококвалифицированных волейболистов при
приеме подачи мяча
КоличествоРанжируемыеСумма,СреднееКоэффициент конкордации,
экспертов, nэлементы, nΣзначение,W
102251668,30,85

В процессе исследования приняли 10 экспертов, которым было задано 22 вопроса
посвященные проблеме совершенствования индивидуальных тактических действий
высококвалифицированных волейболистов при приеме подачи в прыжке. По итогам
анкетирования сумма всех ответов составила 516, при этом среднее значение равнялось
68,3. После математических расчетов значение коэффициента конкордации равнялось
0,85, что свидетельствует о сильной согласованности мнения экспертов по вопросам
совершенствования индивидуальных тактических действий высококвалифицированных
волейболистов при приеме подачи мяча.
Данный факт послужил основой для проведения исследования, направленного на
изучение показателей игровых действий волейболистов высокой квалификации,
которые раскрывают особенности тактической реализации подач мяча и его
эффективный прием в конкретной ситуации.
Исследованияпозволилиустановить,чтовволейболенаиболее
распространенным счетом является победа в матче со счетом 3:0 и 3:2. Доля таких
матчей в Чемпионате России составляет 29,2 и 22,2% соответственно. Результаты
анализа соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов
позволили установить, что в Чемпионате России мужские команды, как правило,
проигрывают со счетом 0:3 и 2:3. Доля таких игр составляет 20,2 и 14,4%
соответственно. В связи с представленными данными, актуальным является
рассмотрение проблемы выполнения подачи мяча при различном исходе матча.
Исследования позволили установить, что в выигранных матчах со счетом 3:0 и 3:2
процент ошибок при выполнении подачи у высококвалифицированных спортсменов
значительно ниже – 9,5 и 14,4%, чем в проигранных матчах со счетом 0:3 и 2:3 – 18,2 и
21,7% соответственно. При этом следует подчеркнуть, что процент выигранных мячей с
подачи у высококвалифицированных волейболистов в выигранных матчах со счетом 3:0
и 3:2 достоверно выше 13,6 и 8,4%, чем в проигранных со счетом 0:3 и 2:3 – 3,6 и 2,9%
соответственно (таблица 2).
Таблица 2 ‒ Процентное соотношение качества подачи и приема мяча у
высококвалифицированных волейболистов в зависимости от итога матча, %
ПодачаПрием
Результат матча
ОшибкиВыигранныеОшибкиХорошийИдеальный
3:09,513,67,156,536,4
Победа
3:214,48,410,850,638,5
0:318,23,622,048,629,9
Проигрыш
2:321,72,921,349,329,3

Анализ данных таблицы показал, что у высококвалифицированных
волейболистов проигравших команд со счетом 0:3 и 2:3 процент совершенных ошибок
при приеме мяча значительно выше – 22,0 и 21,3%, чем у победивших команд со счетом
3:0 и 3:2 – 7,1 и 10,1% соответственно. Результаты исследования свидетельствуют,
процент хорошего и идеального приема мяча с подачи у высококвалифицированных
волейболистов победивших команд со счетом 3:0 – 56,5 и 36,4% и 3:2 – 50,6 и 38,5%,
превышает показатели проигравших команд со счетом 0:3 – 48,6 и 29,9% и 2:3 – 49,3 и
29,3% соответственно (таблица 1).
Выявленные закономерности позволяют заключить, что проигравшие команды в
матче имеют значительно ниже показатели эффективности приема мяча, а также
совершают больше ошибок, что отражается достаточно большим количеством «чистых
(эйсов)» выполненных подач. В связи с этим, для дальнейшего обоснования проблемы
необходимо рассмотреть соревновательные показатели индивидуального выполнения
приема мяча в зависимости от характера выполнения подачи.
Полученные данные позволяют предположить, что для обоснования проблемы
тактической подготовки высококвалифицированных волейболистов при приеме мяча,
весьма целесообразным считаем рассмотрение вопросов, характеризующих
индивидуальные особенности спортсменов, которые влияют на качество исполнения
рассматриваемого действия. В связи с этим, в контексте решаемых задач, нами были
проведены комплексные исследования, позволившие определить индивидуальные
особенности современных высококвалифицированных волейболистов.
Обобщаяполученныеданныенеобходимоотметить,что
высококвалифицированные волейболисты, осуществляющие прием мяча с подачи
соперника(либероидоигровщики),имеютсущественныеотличияв
антропометрических показателях, развитии скоростных способностей, с достаточно
низкой результативностью выполняют контрольные задания и имеют весьма средний
уровень развития психофизиологических способностей. Данная тенденция, на наш
взгляд, связана с тем, что в современном российском волейболе в среде тренеров бытует
мнение о необходимости совершенствования атакующих действий.
Результаты констатирующего педагогического эксперимента позволили
установить, что на качество приема подачи у высококвалифицированных волейболистов
влияет время перемещения в место выполнения игрового действия. Анализ
соревновательной деятельности позволил установить, что в процессе приема подачи
высококвалифицированные волейболисты выполняют перемещения на небольшие
расстояния, колеблющиеся от 0,5 до 3,0 м, так как подача мяча в современном мужском
волейболе имеет высокую скорость полета, которая превышает 100 км/ч.
Рассмотрев варианты вероятностного распределения попаданий мяча в
волейбольную площадку при выполнении соперником подач в типовых игровых
ситуациях, представляется возможным заключить: силовые подачи из зон А и С
направляются, главным образом, по диагонали; планирующие подачи из зоны А
направляются «по линии», а из зоны С – «по диагонали».
Таким образом, результаты исследования скорости перемещения и вероятности
распределения попаданий мяча в волейбольную площадку при выполнении соперником
подач в типовых игровых ситуациях, позволяют утверждать, что наиболее трудными
для приема мяча считаются как силовые, так и планирующие подачи по диагонали.
Малая длительность нахождения мяча в воздухе после подачи соперника предъявляет
высокие требования к уровню скоростной подготовленности волейболистов,
принимающих подачу, и предопределяет необходимость своевременного выхода на
нужные исходные положения для приёма подач.
Обязательным элементом в совершенствовании индивидуальных тактических
действий при приеме подачи в прыжке высококвалифицированными волейболистами
является решение следующих задач:
– повышение точности приема мяча с высокой стабильностью траектории и
направления;
– повышение точности приема мяча в различных игровых условиях (после
перемещения, в зависимости от вариативности действий подающего игрока,
индивидуальных особенностей);
– повышение точности приема мяча в условиях лимита времени;
– повышение точности приема мяча при соблюдении устойчивой структуры
двигательных действий и вариативности исполнения в соревновательных условиях.
Присовершенствованиииндивидуальныхтактическихдействий
высококвалифицированных волейболистов при приеме подачи в прыжке тренер должен
следить, чтобы при выполнении упражнений игроки обращали внимание на следующие
моменты: выбор места, расчет дистанции, быстроту выполнения, развитие
максимальных усилий, постоянную готовность.
Экспериментальная технология совершенствования индивидуальных тактических
действий высококвалифицированных волейболистов при приеме подачи включает в
себя последовательность этапов организации тренировочного процесса игроков-либеро
и доигровщиков наполненных эффективными средствами, методическими приемами,
обеспечивающих повышение спортивного мастерства игроков за счет точного
прогнозирования траектории полета мяча, оптимального выбора места на площадке,
высоких показателей быстроты восприятия игровых действий, результативного
владения различными способами приема мяча при решении локальных задач в
постоянно изменяющихся условиях игры, а также алгоритма применения оптимальных
расстановок игроков в зависимости от направления, скорости и траектории подачи мяча
поданного соперником. Схема экспериментальной технологии совершенствования
индивидуальных тактических действий высококвалифицированных волейболистов при
приеме подачи представлена на рисунке 1.
Повышение устойчивости приема подачи в прыжке у волейболистов высокой
квалификации к влиянию «сбивающего» фактора утомления в процессе проведения
формирующего педагогического эксперимента было достигнуто с помощью
использования следующих методических приемов сопряженного метода:
а) применение интервального режима тренировки, где упражнения с высокой
интенсивностью двигательной деятельности проводятся серийно (от 1 мин 30 с до 2
мин) и прерываются при наступлении декомпенсированного утомления. Следующие
повторения начинаются при частоте сердечных сокращений 125-130 уд/мин;
б) чередование интенсивной работы с паузами активного отдыха, посвященного
преимущественно выполнению серийных приемов мяча после перемещения и на
различных участках площадки (со строгим контролем за техникой их выполнения), а
также упражнений на расслабление;
в) использование упражнений с включением соревновательных моментов при
выполнении приема мяча: на высокой скорости перемещения, с высокой частотой
повторений, введением лимита времени и пространства их выполнения, с активным
воздействием противника.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Совершенствование индивидуальных тактических
действий при приеме подачи в прыжке

ЗАДАЧА
(ПОВЫШЕНИЕ)
Повышение точности приема мяча

С высокойВ игровых условиях (послеВ условияхПри соблюдении устойчивой
стабильностьюперемещения, от вариативностилимитаструктуры двигательных действий и
траекториидействий, индивидуальныхвременивариативности исполнения в
направленияособенностей)соревновательных условиях

АМПЛУА
ДоигровщикЛиберо

ЭТАПЫ
Специально-подготовительныйПредсоревновательный

СРЕДСТВА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
БыстротыПсихофизиологических способностейДвигательных действий

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Учет индивидуальногоПовышение точности проприорецепции вАдаптация структуры двигательных
тактического мастерстваусловиях эпизодического зрительногодействий к различным
соперникаконтролясоревновательным условиям
Повышение быстроты выполненияУсложнение динамикиВыполнение приемов в условиях
приемов с уменьшением илипередвижения игрока взначительного утомления и
увеличением амплитуды движениймомент реализации приемафизического напряжения

РЕЗУЛЬТАТ
Точное прогнозирование траекторииОптимальный выбор места наВысокие показатели быстроты
полета мячаплощадкевосприятия игровых действий
Высокие результативность владенияОптимальная расстановка игроков
различными способами приема мячапри приеме подачи

Рисунок 1. Схема экспериментальной технологии совершенствования индивидуальных
тактических действий высококвалифицированных волейболистов при приеме подачи в
прыжке
С целью сближения техники и тактики в процессе проведения формирующего
педагогического эксперимента с высококвалифицированными игроками-либеро и
доигровщиками проводились мероприятия, направленные на совершенствование
правильного выбора момента для реализации приема и точного направления приема
мяча, в зависимости от действий подающего игрока. В этой связи применялись
следующие тактические задания:
а) учет направления действия партнера по упражнению и выбор в соответствии с
этим направления своих действий;
б) учет действий подающего игрока, как ориентира для выбора момента, способа
и направления собственных действий.
Полезным методическим приемом для совершенствования правильного выбора
способа приема мяча при подаче соперника будет ограничение времени выполнения
действия.
Конкретная реализация методологической линии по совершенствованию
индивидуальных тактических действий высококвалифицированных волейболистов при
приеме подачи в прыжке осуществлялась на основе передовых методов подготовки:
1. Метод тренировки без подающего игрока (противника) позволяет
высококвалифицированным игрокам-либеро и доигровщикам в спокойной обстановке
овладеть основной структурой двигательного навыка, получить более полное
представление о технике, самостоятельно проанализировать технику и результат приема
мяча.
2. Метод тренировки с условным партнером дает возможность повысить
напряженность тренировочного процесса.
3. Метод тренировки с условным противником (макет, стойка) создает условную
помеху при выполнении упражнения. При этом возрастает требовательность к точности
пространственной оценки движения.
4. Метод тренировки с партнером и противником требует одновременного
контроля за действиями партнера и противника, умения выполнять приемы техники без
постоянного зрительного контроля, совершенствует навык приема мяча после
различных тактических действий.
5. Прогрессивным методом в современной теории тренировки при формировании
индивидуального мастерства спортсменов в волейболе является метод комплексов
упражнений. Суть его состоит в том, что для определённого занятия микроцикла
составляется комплекс (один или два) упражнений с преобладающим
совершенствованием одного варианта или разновидности технического действия в
разном сочетании с другими. При использовании данного метода значительно
увеличилось количество и разнообразие выполняемых технических приемов и
интенсивности их выполнения, а также улучшились качество (точность, быстрота)
выполнения технических приемов, специальная физическая и техническая
подготовленность.
6. В последние годы для совершенствования точности приемов применяется
метод резко контрастных заданий (прием сильных и слабых по скорости подач, близких
и далеких от сетки, к боковым и лицевым линиям). Такой метод на начальном этапе
подготовки позволяет добиться большей точности, чем простое повторение.
Выбор места на площадке при приеме подачи в прыжке у
высококвалифицированных волейболистов обуславливается трехуровневой шкалой,
которая определяет модель стратегии поведения игрока в типовых игровых ситуациях: 1
– рациональная; 2 – возможная; 3 – проигрышная.
Разработанная матричная модель расположения игроков при приеме подачи в
прыжке позволяет решить следующие важные задачи в процессе индивидуальной
тактической подготовки высококвалифицированных волейболистов:
1)прогнозировать возможные тактические действия подающего игрока в
различных типовых игровых ситуациях;
2)оценивать индивидуальные возможности партнеров по команде,
участвующих в приеме мяча;
3)выделять элементы рациональных стратегических индивидуальных
действий в конкретной типовой ситуации;
4)эффективно распределять содержание средств и методов индивидуальной
тактической подготовки на специально-подготовительном, предсоревновательном и
соревновательном этапах годичного тренировочного цикла высококвалифицированных
волейболистов.
Решение этих задач позволяет повысить эффективность приема мяча в
соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов, так как они
обеспечивают совершенствование индивидуальных возможностей игроков и
оптимизируют стратегическую модель рационального положения на площадке в ходе
официальных соревнований. Трехуровневая оценочная шкала, применяемая в
матричной модели, позволяет более эффективно подойти к процессу планирования
индивидуальной тактической подготовки при приеме подачи в прыжке на основе
принципа «поискового разброса».
Эффективностьразработаннойэкспериментальнойтехнологии
совершенствования индивидуальных тактических действий волейболистов высокой
квалификации при приеме подачи определялась по итогам комплексных исследований,
включающих в себя педагогические наблюдения с элементами видеосъемки,
хронометрирование, контрольно-педагогические испытания и психофизиологическую
диагностику спортсменов в начале и конце годичного тренировочного цикла.
Результаты исследования позволили установить динамику полученных данных и
сформулировать практические рекомендации для внедрения их в процесс подготовки
спортсменов с целью оптимизации структуры и содержания тактической подготовки
высококвалифицированных волейболистов.
Проводимые исследования позволили установить, что перед началом
формирующегопедагогическогоэкспериментаувысококвалифицированных
волейболистов КГ и ЭГ показатели времени перемещения лицом вперед на отрезки –
0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5 и 3,0 м достоверно не отличались друг от друга (р>0,05) и
находились примерно на одинаковом уровне, который свидетельствует о недостаточно
высоких показателях развития специальных скоростных способностей (рисунок 2).
Рисунок 2. Динамика времени перемещения высококвалифицированных волейболистов
лицом вперед на короткие отрезки

В результате разработки и внедрения в тренировочный процесс
высококвалифицированныхволейболистовтехнологиисовершенствования
индивидуальных тактических действий при приеме подачи в прыжке было установлено,
что в течение формирующего педагогического эксперимента показатели времени
перемещений у спортсменов ЭГ достоверно снизились в беге лицом вперед: дистанция
0,5 и 1,0 м на 16 мс; 2,0 м на 19 мс; 2,5 м на 17 мс и 3,0 м на 24 мс (р<0,05). Анализ данных рисунка 2 свидетельствует, что у высококвалифицированных волейболистов КГ в результате формирующего педагогического эксперимента, также как в ЭГ отмечается улучшение показателей в беге на 0,5; 1,0; 1,5; 2,5 и 3,0 м, а на дистанции 2,0 м ухудшение результатов, но эти изменения недостоверны (р>0,05).
Полученные данные позволяют констатировать о существенном преимуществе
экспериментальной технологии по сравнению с традиционными подходами в практике
подготовкивысококвалифицированныхволейболистов.Применение
специализированных средств и методов тренировки приема подачи в прыжке позволяет
существенно повысить показатели развития скоростных способностей, что создает
благоприятные условия для быстрого перемещения спортсмена в часть площадки,
которая определяет качество защитного действия и начала организации атаки
собственной команды.
Результаты исследований позволили установить, что в начале формирующего
педагогического эксперимента показатели приема планирующей и верхней прямой
силовой подачи в прыжке в горизонтальное кольцо (10 попыток) у
высококвалифицированных волейболистов КГ и ЭГ соответствовали средним значениям
и не имели достоверных различий (р>0,05). В результате внедрения технологии
совершенствования индивидуальных тактических действий при приеме подачи в
прыжке у высококвалифицированных волейболистов ЭГ к концу формирующего
педагогического эксперимента произошло внутригрупповое увеличение показателей
качества приема планирующей и верхней подачи в прыжке на 2,9 и 3,4 раза
соответственно (р<0,05). Исследования позволили установить, что межгрупповые различия отмечаются между спортсменами ЭГ и КГ к концу формирующего педагогического эксперимента. Установлено, что у высококвалифицированных волейболистов ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента показатели качества приема планирующей и верхней прямой подачи в прыжке в горизонтальное кольцо составляет 8,2±0,4 и 7,8±0,5 раза, по сравнению со спортсменами КГ – 6,0±0,6 и 5,8±0,6 раза соответственно (р<0,05). Результаты психофизиологической диагностики позволили установить, что у высококвалифицированных волейболистов КГ и ЭГ перед началом формирующего педагогического эксперимента показатели скорости ПМЗР и ее производных находились на весьма низком уровне и соответствовали спортсменам низкой квалификации. При этом следует отметить, что до начала эксперимента достоверных различий между изучаемыми характеристиками в обеих группах не отмечалось (р>0,05).
Анализ показателей скорости ПЗМР показал, что в процессе формирующего
педагогического эксперимента у высококвалифицированных волейболистов обеих
групп отмечается улучшение показателей, однако достоверные изменения отмечаются в
только в ЭГ (р<0,05). Так, у высококвалифицированных волейболистов КГ в начале эксперимента показатели ПЗМР составляли 231,6±18,5 мс, а к концу эксперимента– 226,3±17,2 мс (р>0,05), а в ЭГ – 233,6±18,7 и 210,2±11,5 мс соответственно (р<0,05; таблица 3). Следует обратить внимание, что к концу эксперимента отмечается достоверное внутригрупповое и межгрупповое улучшение показателей ПЗМР у высококвалифицированных волейболистов ЭГ по сравнению с КГ (р<0,05). Таблица 3 – Динамика ПЗМР высококвалифицированных волейболистов КГ и ЭГ в процессе формирующего педагогического эксперимента (М ± m) (n = 32) КГЭГ Стат-кие tДЭрДЭtПЭрПЭ данныеДЭПЭДЭПЭ X ±m231,6±18,5226,3±17,2233,6±18,7210,2±11,5 ±σ32,530,531,620,4 1,13>0,052,15<0,05 CV%14,211,513,96,5 р>0,05<0,05 Исследования позволили установить, что у высококвалифицированных волейболистов ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента дополнительные показатели, характеризующие скорость ПЗМР: коэффициент Уиппла, функциональный уровень и устойчивость системы, а также уровень функциональных возможностей имеют тенденцию к достоверному внутригрупповому снижению результатов и достижению оптимальных значений (р<0,05; таблица 3). При этом, сравнительный анализ показал, что дополнительные показатели ПЗМР у высококвалифицированных волейболистов ЭГ достоверно превосходят результаты, показанные спортсменами КГ в процессе проведения психофизиологической диагностики (р<0,05). Исследования психофизиологических способностей высококвалифицированных волейболистов позволяют констатировать, что снижение показателей ПЗМР у высококвалифицированных волейболистов ведет к увеличению скорости реагирования на различные виды раздражений, которые существуют в процессе игровой деятельности спортсменов. В свою очередь, улучшение психофизиологических способностей позволяет с более точной вероятностью прогнозировать действия подающего игрока и, как следствие, более качественно осуществлять прием мяча в игре. Для подтверждения выдвинутых предположений и обоснования эффективности предложенного инновационного подход к совершенствованию защитных действий высококвалифицированных волейболистов целесообразным считаем рассмотреть динамику показателей эффективности индивидуальных тактических действий при приеме подачи мяча в прыжке в условиях соревнований. Анализ данных рисунка 3 показал, что у высококвалифицированных волейболистов КГ и ЭГ перед началом формирующего педагогического эксперимента показатели позитивного приема силовой и планирующей подачи имели средние значения для данной категории спортсменов и не имели достоверных отличий (р>0,05).

Рисунок 3. Динамика показателей позитивного приема силовой и планирующей подачи
у высококвалифицированных волейболистов КГ и ЭГ в процессе формирующего
педагогического эксперимента
Выявлено, что к концу формирующего педагогического эксперимента у
волейболистов КГ отмечается незначительное увеличение показателей позитивного
приема силовой подачи с 47,5 до 50,7% и планирующей подачи с 55,4 до 58,2%, а в ЭГ
эти изменения более существенны с 45,6 до 61,6% и с 56,9 до 68,9% соответственно
(рисунок 3).
Исследования позволили установить, показатели хорошего и идеального приема
подачи в выигранных матчах у высококвалифицированных волейболистов КГ и ЭГ
значительно выше, чем в проигранных играх, причем перед началом формирующего
педагогического эксперимента они практически ничем не отличались в обеих группах,
свидетельствуя об однородности их формирования (таблица 4).
Таблица 4 – Динамика качественных характеристик приема подачи у
высококвалифицированных волейболистов КГ и ЭГ в процессе формирующего
педагогического эксперимента в зависимости от результата матча, % (М ± m) (n = 32)
ЭтапПобедаПроигрыш
ХарактеристикиГруппы
эксперимента3:03:20:32:3
ДЭ54,444,138,442,1
КГ
ХорошийПЭ56,347,336,544,2
приемДЭ52,749,640,143,5
ЭГ
ПЭ65,359,849,354,2
ДЭ27,323,518,621,3
КГ
ПЭ29,224,113,720,1
Идеальный прием
ДЭ26,723,719,322,6
ЭГ
ПЭ34,131,224,229,1

Исследования показали, что у высококвалифицированных волейболистов обеих
групп к концу формирующего педагогического эксперимента отмечается увеличение
количественных характеристик хорошего и идеального приема подачи в матчах,
которые команда выиграла со счетом 3:0 и 3:2. Однако следует подчеркнуть, что в КГ
эти изменения не существенны, а в экспериментальной группе отмечается увеличение
числа хорошего и идеального приема к концу эксперимента в выигранном матче со
счетом 3:0 до 65,3 и 34,1%, а 3:2 – до 59,8 и 31,2% соответственно.
Следует обратить внимание на то, что в проигранных матчах со счетом 0:3 и 2:3 у
высококвалифицированных волейболистов КГ отмечается снижение числа хорошего и
идеального приема, а в ЭГ эти показатели увеличиваются. Выявленная тенденция
свидетельствует о том, что у высококвалифицированных волейболистов ЭГ проигрыш
матча определяется не качеством приема подачи, а совершенно другими параметрами,
которых может быть до 25-30 в игре.
Заключение
1. Ретроспективный анализ специальной научно-методической литературы и
результаты собственных исследований позволили установить, что только 17,8 и 22,6%
тренеров и высококвалифицированных игроков считают индивидуальные действия
спортсмена определяющими при достижении высокой эффективности игры в процессе
соревновательной деятельности. При этом существуют разногласия мнений
высококвалифицированных игроков (37,7%) и тренеров (67,9%) о значимости приема
мяча для достижения высокой эффективности индивидуальных тактических действий.
В современном мужском волейболе ключевым элементом в защите для
достижения превосходства над соперником является прием мяча с подачи, так как, с
одной стороны, увеличилось количество выигранных очков непосредственно с подачи, а
с другой, повысились требования к организации атакующих действий игроков в
процессе организации комбинационной игры. При этом для большинства
высококвалифицированных волейболистов (55,7%) существенное значение имеют
индивидуальные возможности, которые учитывают, всего лишь 22,5% тренеров. В
процессе соревновательного поединка наиболее сложной для приема мяча является
силовая подача в прыжке, после которой мяч летит с высокой скоростью.
Эффективность приема силовой подачи в прыжке в современном мужском
волейболе определяется не только высоким уровнем двигательных возможностей, но и
оптимально занятой позицией на площадке, применением определенного способа
выполнения двигательного действия, быстрым реагированием на движущиеся объекты,
а также принятием оптимальных решений в ходе игры.
2. Анализ результатов констатирующего педагогического эксперимента позволил
установить, что показатели результативности и эффективности индивидуального
тактического выполнения приема мяча с подачи соперника у современных
высококвалифицированных волейболистов находятся на весьма низком уровне. Данный
факт не позволяет в полной мере реализовать атакующий потенциал команды и, как
следствие, получить преимущество в процессе противоборства с соперником.
Показатели морфологических особенностей и психофизиологических способностей,
уровень развития скоростных возможностей и тактико-технической подготовленности
игроков-защитников, участвующих в приеме подачи соперника, свидетельствуют о
достаточно низких значениях качества приема подачи, тем самым подтверждая факт
слабой приспособленности принимающего игрока к подачам соперника, которые
выполняются в современном мужском волейболе.
3. Применяемая в процессе эксперимента матричная модель расположения
игроков на площадке свидетельствует о том, что при приеме подачи в прыжке,
выполняемой из зоны А, проигрышными вариантами является близкое размещение
игроков к боковым линиям и сетке. Данное расположение игроков приводит к большому
количествуошибоквпроцессесоревновательнойдеятельности
высококвалифицированных волейболистов. Для эффективного приема подачи в прыжке,
выполняемой из зоны В, игроки-либеро и доигровщики должны располагаться в
непосредственной близости к боковым и лицевым линиям, так как в большое
количество подач выполняется именно в этом направлении. При этом следует
констатировать, что игрок должен достаточно быстро реагировать на индивидуальные
особенности выполнения подач мяча в зависимости от условий конкретной тактической
ситуации. В процессе приема мяча с подачи соперника, выполняемой из зоны С,
высококвалифицированным игрокам-либеро и доигровщикам целесообразно немного
ближе располагаться к сетке, так как при данном способе выполняется, как правило,
нацеленная планирующая подача, которая может выполняться в силовой манере с
высокой скоростью.
4. Определено, что для достижения высокого уровня индивидуального
тактического мастерства при приеме подачи в прыжке на специально-подготовительном
ипредсоревновательномэтапахгодичноготренировочногоцикла
высококвалифицированных волейболистов необходимо существенно снизить
количество упражненийигрового характера, так как они в полной мере не
обеспечивают эффективное совершенствование структуры двигательных действий,
которая должна обладать высокой разносторонностью и вариативностью в различных
условиях игры. Для решения этой проблемы на специально-подготовительном и
предсоревновательномэтапахгодичноготренировочногоцикла
высококвалифицированныхволейболистовцелесообразноувеличитьобъем
специализированных средств и методических приемов, позволяющих обеспечить
эффективное совершенствование вариантов и разновидностей технических приемов
игры, развития скорости передвижений и двигательной реакции, а также учитывать
матричную модель оптимального расположения игроков на волейбольной площадке.
Экспериментальнаятехнологиясовершенствованияиндивидуальных
тактических действий высококвалифицированных волейболистов при приеме подачи
включает в себя последовательность этапов организации тренировочного процесса
игроков-либеро и доигровщиков, обеспечивающих выполнение этого приема в игровой
деятельности
5. В результате разработки и внедрения в тренировочный процесс
высококвалифицированныхволейболистовтехнологиисовершенствования
индивидуальных тактических действий при приеме подачи в прыжке было установлено,
что в течение формирующего педагогического эксперимента показатели времени
перемещений у спортсменов ЭГ достоверно (р<0,05) снизились в беге лицом вперед, приставным и скрестным шагом вправо и влево, а также с падением. В КГ эти изменения недостоверны (р>0,05). При этом в ЭГ произошло внутригрупповое
увеличение показателей качества приема планирующей и верхней подачи в прыжке в
горизонтальное кольцо (10 попыток) на 2,9 и 3,4 раза, соответственно (р<0,05). Анализ показателей скорости простой зрительно-моторной реакции показал, что в процессе формирующего педагогического эксперимента у высококвалифицированных волейболистов обеих групп отмечается улучшение показателей, однако достоверные изменения отмечаются в только в ЭГ (р<0,05). Так, у высококвалифицированных волейболистов КГ в начале эксперимента показатели простой зрительно-моторной реакции составляли 231,6±18,5 мс, а к концу эксперимента – 226,3±17,2 мс (р>0,05), а в
ЭГ – 233,6±18,7 и 210,2±11,5 мс соответственно (р<0,05). Следует обратить внимание, что к концу эксперимента отмечается достоверное внутригрупповое и межгрупповое улучшение показателей ПЗМР у высококвалифицированных волейболистов ЭГ по сравнению с КГ (р<0,05). К концу формирующего педагогического эксперимента у волейболистов КГ отмечается незначительное увеличение показателей позитивного приема силовой с 47,5 до 50,7% и планирующей подачи с 55,4 до 58,2%, а в ЭГ эти изменения более существенны – с 45,6 до 61,6% и с 56,9 до 68,9%соответственно. У высококвалифицированныхволейболистовКГвпроцессеформирующего педагогического эксперимента показатели позитивного приема подачи в зону №2 увеличиваются незначительно – с 49,7 до 52,1%, в зону № 3 – с 48,7 до 53,1%. В экспериментальной группе эта тенденция более выражена – с 50,6 до 69,3% и 47,2 до 68,3% соответственно. Следует констатировать, что у высококвалифицированных спортсменов ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента показатели позитивного приема подачи в зону №2 и 3 достигли максимальных значений. В процессе формирующего педагогического эксперимента отмечается незначительное увеличение показателей позитивного приема подачи со средней траекторией с 40,5 до 43,8% и снижение с высокой траекторией с 36,9 до 33,7%. В экспериментальной группе отмечается существенное увеличение показателей позитивного приема подачи со средней и высокой траекторией к концу формирующего эксперимента с 38,5 до 57,8% и 41,4 до 50,4% соответственно. Кконцуформирующегопедагогическогоэкспериментау высококвалифицированных волейболистов КГ отмечается достоверное увеличение количества ошибок в проигранных матчах со счетом 0:3 – с 15,3±1,4 до 20,9±1,7 раза и 2:3 – с 22,3±1,9 до 27,3±2,2 раза (р>0,05). В свою очередь в ЭГ отмечается
противоположная тенденция, которая свидетельствует о достоверном снижении
количества ошибок в проигранных матчах со счетом 0:3 – с 14,9±1,0 до 8,6±0,7 раз и 2:3
– с 21,8±1,9 до 12,7±0,8 раза (р<0,05). Характерно, что результаты, показанные в конце формирующегопедагогическогоэкспериментаувысококвалифицированных волейболистов ЭГ, имеют минимальные значения, свидетельствующие о том, что в проигранном матче, при низких показателях ошибок совершенных при приеме подачи, команда проигрывает матч за счет других игровых параметров, которые нами в процессе исследования не рассматривались. В ходе проведенного формирующего педагогического эксперимента установлено, что все исследуемые показатели (скоростные возможности, тактико- техническая подготовленность, эффективность приема подачи соперника в условиях соревнований) у испытуемых экспериментальной группы имеют положительную динамику. В результате комплексных педагогических воздействий доказано, что на специально-подготовительномипредсоревновательномэтапахгодичного тренировочного цикла высококвалифицированных волейболистов необходимо применять специализированные средства, обеспечивающие улучшение показателей времени перемещения, оптимизацию структуры двигательных действий, а также снижение показателей двигательной реакции в процессе приема подачи. 6. Экспериментально установлено, что теоретически разработанная и внедренная на специально-подготовительном и предсоревновательном этапах годичного тренировочного цикла высококвалифицированных волейболистов технология совершенствования индивидуальных тактических действий при приеме подачи в прыжке существенно оптимизирует процесс тактической подготовки, является надежной основой для повышения уровня спортивного мастерства игроков, тем самым подтверждая факт о целесообразности применения данного подхода в системе подготовки профессиональных волейбольных команд в качестве эффективного и современного подхода. Практические рекомендации Основная направленность тренировочных упражнений на специально- подготовительном этапе включала: – развитие быстроты двигательной реакции; – развитие скорости передвижения; – совершенствование приема мяча в конкретной игровой ситуации (вариантом и разновидностью его исполнения). Основная направленность тренировочных упражнений на предсоревновательном этапе годичного тренировочного цикла высококвалифицированных волейболистов включала: – развитие быстроты двигательной реакции и передвижений; – совершенствование индивидуальных тактических действий. С целью сближения техники и тактики в процессе проведения формирующего педагогического эксперимента с высококвалифицированными игроками-либеро и доигровщиками проводились мероприятия, направленные на совершенствование правильного выбора момента для реализации приема, точному направлению приема мяча, в зависимости от действий подающего игрока. В этой связи применялись следующие тактические задания: а)учет направления действия партнера по упражнению и выбор в соответствии с этим направления своих действий; б)учет действий подающего игрока, как ориентира для выбора момента, способа и направления собственных действий. Полезным методическим приемом для совершенствования правильного выбора способа приема мяча при подаче соперника является ограничение времени выполнения действия. Предлагаемую технологию совершенствования индивидуальных тактических действий высококвалифицированных волейболистов на приеме подачи соперника целесообразно использовать в подготовке спортсменов более низкой квалификации при условии проведения с конкретной квалификационной группой занимающихся дополнительных комплексных исследований.

Актуальность исследования. Достижение высоких спортивных результатов
на международной арене отечественных волейболистов чередуется с откровенными
неудачами, которые нередко встречаются в современном спорте [Г.Я. Шипулин,
2002; А.Г. Хрусталев, В.П. Губа, 2015]. Обусловлена данная тенденция характером
изменений в содержании соревновательной деятельности высококвалифицированных
волейболистов. Современная игра приобрела черты, в которых на первый план
вышли такие показатели, как скорость ведения атакующих действий, которые
обеспечиваются за счет качественного выполнения приема мяча после подачи, что
накладывает отпечаток на систему многолетней подготовки высококвалифицированных
спортсменов [Ю.Н. Клещев, 2002; Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов, 2006; В.П. Губа,
А.В. Родин, 2009; В.В. Рыцарев, 2016].
Соревновательная деятельность в современном мужском волейболе
характеризуется прежде всего тем, что в процессе игры возрастает доля подач,
выполняемых в прыжке с силовым и планирующим акцентами, при которых
скорость полета мяча превышает 100 км/ч [Л.В. Булыкина, А.В. Дворников, В.А.
Григорьев, 2017]. Данная тенденция отразилась на качестве приема мяча в процессе
соревновательной деятельности. Чтобы оставить мяч в игре, волейболисты часто
выбивают его вверх, что затрудняет организацию скоростных атак и снижает
потенциал команды при игре в нападении [И.В. Колеманова, 2003; А.В. Гончарова,
2008; Ю.Н. Эртман, 2016].
Практика подготовки высококвалифицированных волейболистов
свидетельствует, что современные тренеры в своей работе основной акцент делают
на совершенствовании командных взаимодействий при игре в атаке, организация
которых зависит от индивидуальных возможностей игрока при выполнении приема
мяча с подачи. В связи с этим для повышения атакующего потенциала весьма
целесообразно в подготовке высококвалифицированных волейболистов осуществлять
целенаправленное совершенствование индивидуальных тактических действий
спортсменов при приеме мяча с подач в прыжке [В.А. Усков, 2004; А.В. Родин,
М.В. Погорелый, 2013].
Степень научной разработанности проблемы. Проблема индивидуальной
тактической подготовки в игровых видах спорта, в частности в волейболе, нашла
отражение в работах отечественных и зарубежных специалистов [А.В. Беляев,
М.В. Савин, 2002; Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов, 2006; C. Reynaud, 2011]. Анализ
различных подходов к организации индивидуальной тактической подготовки в
волейболе показал, что данный вопрос вызывает у специалистов массу
затруднений, так как происходит подмена понятий «индивидуальные тактические
действия» и «индивидуальные тактические взаимодействия» [Ю.М. Макаров,
А.А. Чуркин, 2008].
Индивидуальные тактические действия в волейболе характеризуются прежде
всего способностями, определяющими рациональный выбор места на площадке и
непосредственное выполнение многих технических приемов в различных игровых
ситуациях [В.М. Шулятьев, 2012; Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева, П.П.
Николаев, Л.А. Мокеева, 2014]. Анализ мнений специалистов в области теории и
методики волейбола показал, что основными критериями индивидуального
тактического мастерства при приеме мяча с подачи являются уровень развития
быстроты, умение прогнозировать игровую ситуацию, высокий уровень развития
психомоторных способностей, оптимальный выбор места на площадке и
выполнение рационального варианта приема мяча в конкретной ситуации [С.Ю.
Шерстев, 1994; О.А. Кислый, 2006]. Однако практика показывает, что
большинство специалистов в контексте совершенствования индивидуальных
тактических действий при приеме мяча с подачи основной упор делают на выборе
оптимального места на площадке при выполнении соперником того или иного
варианта подачи в прыжке. Данное обстоятельство привело к тому, что многие
игроки совершают большое количество ошибок при приеме мяча с подачи, так как
в полной мере не учитывают все параметры, определяющие качество
индивидуального приема мяча в игровой ситуации.
В связи с возникшими вопросами в теории и методике подготовки
высококвалифицированных волейболистов сложились научно-методические
противоречия между:
− необходимостью совершенствования в тренировочном процессе
высококвалифицированных волейбольных команд индивидуальных тактических
действий при приеме подачи мяча в прыжке и отсутствием в научно-методической
литературе параметров, определяющих эффективность данного действия;
− стремлением расширить в процессе тренировочной и соревновательной
деятельности тактические возможности высококвалифицированных волейболистов
при приеме подачи мяча в прыжке и продолжающимся акцентированным
совершенствованием тактических взаимодействий с помощью стандартизированных
средств подготовки, не учитывающих индивидуальные особенности спортсменов.
Существующие противоречия в подходах к совершенствованию приема мяча
у высококвалифицированных волейболистов позволили сформулировать научную
проблему, которая заключается в необходимости разработки и экспериментальном
обосновании технологии совершенствования индивидуальных тактических
действий при приеме подачи в прыжке. Решение данной проблемы является
актуальным и своевременным вопросом для современной системы подготовки
высококвалифицированных волейболистов, а недостаточная теоретическая
разработанность вопроса определила выбор цели и задач исследования.
Объект исследования – индивидуальная тактическая подготовка
высококвалифицированных волейболистов при приеме мяча с подачи в прыжке.
Предмет исследования – совершенствование индивидуальных тактических
действий у высококвалифицированных волейболистов при приеме мяча с подачи
в прыжке.
Цель исследования – теоретически разработать, экспериментально
обосновать и оценить эффективность технологии совершенствования
индивидуальных тактических действий у высококвалифицированных волейболистов
при приеме мяча с подачи в прыжке.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что разработка и последующее внедрение
в тренировочный процесс высококвалифицированных волейболистов технологии
совершенствования индивидуальных тактических действий при приеме мяча с
подачи в прыжке, основанной на прогнозировании траектории полета мяча, выбора
места для приема мяча, применении рациональных расстановок, способа приема
мяча и учете его направления при различных вариантах выполнения подач в прыжке
соперником, позволит оптимизировать процесс индивидуальной тактической
подготовки и формирования рациональных двигательных действий, а также обеспечит
существенное повышение эффективности игровых действий в соревновательном
процессе спортсменов.
Задачи исследования
1. Определить основные направления индивидуальной тактической
подготовки в тренировочном процессе высококвалифицированных волейболистов.
2. Изучить соревновательные показатели игровых действий в защите,
индивидуальные особенности развития и подготовленности высококвалифицированных
волейболистов.
3. Разработать матричную модель рациональных тактических расстановок
игроков на площадке, принимающих мяч с подачи в прыжке.
4. Теоретически разработать, экспериментально обосновать и оценить
эффективность технологии совершенствования индивидуальных тактических
действий у высококвалифицированных игроков при приеме мяча с подачи в прыжке.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы
ведущих специалистов в области теории спорта (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов,
М.Я. Набатникова, Ю.В. Верхошанский, Ю.Ф. Курамшин, А.М. Максименко);
организации спортивной тренировки (Н.Г. Озолин, Б.Н. Шустин, В.П. Губа, С.М.
Гордон); теории и методики волейбола (Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов, А.В. Беляев,
М.В. Савин, В.М. Шулятьев, В.В. Рыцарев); подготовки высококвалифицированных
спортсменов (Ю.М. Портнов, Ю.Н. Клещев, В.Н. Селуянов, Л.Р. Айрапетьянц,
Г.Я. Шипулин, Г.А. Хрусталев); соревновательной деятельности в волейболе
(М.А. Годик, Ю. Грира, Г.Я. Шипулин); тактической подготовки в спортивных
играх (Ю.М. Макаров, В.А. Усков, А.А. Чуркин, О.А. Кислый, А.В. Родин);
организации процесса совершенствования приема подачи в волейболе (К.
Карягдыев, Ю.В. Шиховцов, И.В. Колеманова, А.В. Гончарова).
Научная новизна исследования состоит в том, что разработанная и
внедренная в тренировочный процесс инновационная технология совершенствования
индивидуальных тактических действий у высококвалифицированных
волейболистов при приеме мяча с подачи в прыжке позволила:
− изучить основные тенденции и направления подготовки
высококвалифицированных спортсменов в волейболе, что создало оптимальные
предпосылки для совершенствования ключевых параметров индивидуальных
тактических действий при приеме мяча с подачи в прыжке, определяющих
достижение высоких спортивных результатов в соревновательной деятельности;
− обосновать компоненты индивидуальных тактических действий при приеме
мяча с подачи в прыжке на основе анализа количественных и качественных
характеристик выполнения различных вариантов технического приема при решении
двигательных задач в игре, что обеспечило понимание структуры и содержания
двигательных действий спортсменов;
− выявить индивидуальные особенности физического и
морфофункционального развития, двигательной, технической и индивидуальной
тактической подготовленности, а также развития психомоторных способностей, что
позволило оценить характер воздействия применяемых тренировочных средств в
годичном цикле подготовки;
− установить ведущие факторы, определяющие эффективность индивидуальных
тактических действий при приеме мяча с подачи в прыжке, что является основой
для организации целенаправленной тактической подготовки высококвалифицированных
волейболистов, обеспечивающей повышение качества игровых действий в
соревновательном процессе;
− разработать и обосновать эвристический алгоритм решения оптимизационной
задачи определения рациональных тактических расстановок игроков, принимающих
мяч с подачи в прыжке, позволивших распределить игровые роли при определенной
схеме игры соперника и тактической ситуации;
− обосновать и доказать эффективность принципов, средств, методов и форм
организации занимающихся, применяемых в процессе совершенствования
индивидуальных тактических действий спортсменов на специально
подготовительном и предсоревновательном этапах спортивной подготовки
высококвалифицированных волейболистов, которые обеспечили достижение
высокого спортивного мастерства и результатов в соревновательной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные
в ходе экспериментальной проверки данные дополняют теорию и методику
волейбола новыми фактами и положениями, которые обеспечивают эффективное
совершенствование индивидуальных тактических действий высококвалифицированных

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Ю.Ю.Карева, Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева, И.А. Демидкина, А.А. Лобанов // Ученыезаписки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2- №4(158). - С. 122-(ВАК) (авт. 15%).
    Ю.Ю. Карева, И.В. Николаева, Ю.В.Шиховцов, И.А. Демидкина, А.А. Лобанов // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. - 2- №4(158). - С. 118-(ВАК) (авт. 15%).
    Ю.Ю. Карева, И.В. Николаева, П.П. Николаев, Н.Е. Курочкина // Ученые запискиуниверситета им. П.Ф. Лесгафта. - 2- №2(156). - С. 84-(ВАК) (авт. 25%).
    Ю.Ю. Карева, У.В. Смирнова, И.В. Николаева, Ю.В.Шиховцов, Л.Г. Шиховцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2- №4(170). - С. 309-(ВАК) (авт. 15%).
    Ю.Ю. Карева, В.И. Фомин,Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. - 2- №2(180). - С. 139-(ВАК) (авт. 25%).
    К вопросу о совершенствовании тактических действий и взаимодействий волейболистов в защите: практический аспект
    Ю.Ю. Карева,Ю.В. Кудинова, Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева, Л.Г. Шиховцова // Ученыезаписки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2- №3(145). - С. 118-(ВАК) (авт. 15%).
    Системный анализ игровых действий атакующей и защищающейся команд в классическом волейболе
    Ю.Ю. Карева, И.В. Николаева,Ю.В. Шиховцов, Ю.В. Кудинова, Л.А. Иванова, Г.А. Хрусталев // Физическаякультура: воспитание, образование, тренировка. - 2- №- С. 38-(ВАК) (авт.15%).
    Современные тенденции техники выполнения подач и приема мяча в волейболе
    Ю.Ю. Карева, И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов, Ю.В.Кудинова, Л.А. Иванова // Теория и практика физической культуры. - 2- №- С. 76-(ВАК) (авт. 15%).
    Волейбол: проблема повышения результативности защитных действий в поле и пути ее решения
    Ю.Ю. Карева, Ю.В. Кудинова, Л.К. Федорова, Л.Г.Шиховцова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2- №2(3). - С. 43-(авт. 25%).
    Особенности обучения техническим действиям на занятиях по волейболу в университете
    Ю.Ю. Карева // Интегративные процессы имежпредметные связи в системе образования физической культуры и спорта: матер.Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2- С. 105
    Проблема приёма подачи в современном классическом волейболе: практический аспект
    Ю.Ю. Карева // Фундаментальные и прикладныеисследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации: матер. IВсерос. науч.-практ. конф. - 2С. 400
    Волейбол: варианты вероятностного распределения попаданий мяча в площадку при подачах соперника
    Ю.Ю. Карева, И.В. Николаева //Спорт, человек, здоровье: сб. матер. конгр. – СПб., 2- С. 178-(авт. 50%).
    Эффективный прием подачи – залог успеха в волейбольном соревновании
    Ю.Ю. Карева, И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов // Известия Институтасистем управления СГЭУ. - 2- №1(17). - С. 20-(авт. 25%).
    Основные составляющие позитивного приема подачи в волейболе
    Ю.Ю. Карева, И.В. Николаева // Спортивные игры в физическомвоспитании, рекреации и спорте: матер. XII Междунар. науч.-практ. конф. – Смоленск,2- С. 76-(авт. 50%).
    Основные компоненты игрового процесса, определяющие успешность приема подачи соперника в волейболе
    Ю.Ю. Карева, Ю.В. Шиховцов, И.В.Николаева // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сб. науч. стат.VIII Всерос. науч.-практ. конф. В 2-х частях. - 2- С. 309-(авт. 25%).
    Экспериментальное обоснование значимости теоретической подготовки для повышения качества приема подачи соперника в волейболе
    Ю.Ю.Карева, А.В. Левченко, Д.Р. Суркова, Ю.В. Шиховцов // OlymPlus. Гуманитарная версия.- 2- №1(10). - С. 44-(авт. 25%).
    Роль тактики в достижении победы в спортивных играх
    Ю.Ю. Карева // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сб. науч. стат.IX Всерос. науч.-практ. конф. В 2-х частях. - 2- С. 506

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету