Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………….………… 5
Глава 1 Научно-методологические особенности начальной спортивной
подготовки детей 5-7-летнего возраста в теннисе…………………………. 12
1.1 Физиологические особенности развития детей 5-7 лет………….. 12
1.2 Методологические особенности построения тренировочного
процесса в теннисе с детьми 5-7 лет…………………………………… 16
1.3 Программа «Теннис 10 с» и ее роль в начальной спортивной
подготовке юных теннисистов ………………………………………… 22
1.3.1 История создания программы «Теннис 10с»……………………. 22
1.3.2 Особенности реализации программы «Теннис 10с» в России… 24
1.4 Базовая техническая подготовка юных теннисистов в России…. 26
1.4.1 Особенности организации технической подготовки юных
теннисистов в образовательных учреждениях………………………… 26
1.4.2 Начальная теннисная подготовка детей в дополнительном
образовании……………………………………………………………… 32
1.5 «Мини-теннис» или «Малый теннис» в системе спортивной
подготовки теннисистов……………………………………………….. 36
Заключение по главе 1………………………….………………..……… 38
Глава 2 Методы и организация исследования………..………………………… 40
2.1 Методы исследования…………………………………….………… 40
2.1.1 Анализ и обобщение данных научно-методической литературы
и других информационных источников……………………………… 40
2.1.2 Педагогическое наблюдение………………………………….…. 41
2.1.3 Экспертный опрос ………………………………………………… 41
2.1.4 Шкалирование. .……………………..………………………………….. 42
2.1.5 Педагогический эксперимент ……………………………………. 43
2.1.6 Тестирование………………………………………………….……. 45
2.1.7 Математико-статистические методы сбора, обработки и
анализа данных……………..…………………….…………………………… 46
2.2 Организация исследования…………………………..……………. 46
Глава 3 Оценка эффективности обучения технике выполнения базовых
ударов начинающих теннисистов …………………………………………… 49
3.1 Механизм оценки сформированности техники выполнения
базовых ударов у юных теннисистов …………………………………. 50
3.1.1 Шкала оценки техники выполнения удара справа с
отскока…………………………………………………………………… 51
3.1.2 Шкала оценки техники выполнения удара слева с
отскока…………………………………………………………………… 58
3.1.3 Шкала оценки техники выполнения подачи…………………….. 65
Заключение по главе 3………………………………………..…………. 72
Глава 4 Теоретико-методические основы начальной спортивной
подготовки детей 5-7 лет в соответствии с красным уровнем обучения по
программе «Теннис 10с»……………………………………………………… 74
4.1 Структура и содержание тренировочного процесса,
направленного на формирование техники базовых ударов………….. 74
4.2 Примерные планы-конспекты тренировочных занятий с юными
теннисистами…………………………………………………………….. 76
Заключение по главе 4…………………………………………….……. 86
Глава 5 Результаты педагогического эксперимента……………………….. 88
5.1 Оценка уровня физической подготовленности юных теннисистов 88
5.1.1 Результаты тестирования физической подготовленности детей
контрольной группы, занимающихся в ДЮСШ………………………. 89
5.1.2 Результаты тестирования физической подготовленности детей
экспериментальной группы, занимающихся в спортивном клубе…… 92
5.2 Оценка уровня сформированности техники базовых ударов на
различных этапах освоения у детей контрольной группы…………… 97
5.2.1 Оценка техники выполнения удара справа с отскока у детей,
занимающихся в ДЮСШ……………………………………………….. 97
5.2.2 Оценка техники выполнения удара слева с отскока у детей,
занимающихся в ДЮСШ……………………………………………………… 108
5.2.3 Оценка техники выполнения подачи у детей, занимающихся в
ДЮСШ…………………………………………………………………… 118
5.3 Оценка уровня сформированности техники базовых ударов на
различных этапах освоения у детей экспериментальной группы……. 128
5.3.1 Оценка техники выполнения удара справа с отскока у детей,
занимающихся в спортивном клубе…………………………………… 128
5.3.2 Оценка техники выполнения удара слева с отскока у детей,
занимающихся в спортивном клубе…………………………………… 139
5.3.3 Оценка техники выполнения подачи у детей, занимающихся в
спортивном клубе……………………………………………………….. 149
5.4 Сравнительный анализ результатов оцени технической
подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп… 160
5.5 Соревновательные результаты детей экспериментальной группы,
занимающихся в соответствии с программой «Теннис 10с»………… 164
Заключение по главе 5…………………………………………………… 167
Заключение……………………………………………………………………. 170
Практические рекомендации…………………….…………………………………. 172
Список сокращений и условных обозначений…………………………………… 174
Список литературы………………………………………..………………….. 175
Список иллюстративного материала………………………………………… 191
Приложение А Анкета для экспертного опроса.…………………………… 199
Приложение Б Планы-конспекты тренировочных занятий..……………… 203
Приложение В Результаты тестирования физической подготовленности
детей …………………………………………………………………………… 213
Приложение Г Результаты тестирования техники выполнения ударов…… 221
Приложение Д Соревновательные результаты детей……………………… 236

В результате научно-методологического анализа особенностей построения трениро-
вочного процесса в теннисе с детьми 5-7 лет в России и за рубежом выявлено, что обучение
мини-теннису в разных странах происходит на специализированных площадках с использова-
нием специального инвентаря в соответствии с уровнями освоения – легкие ракетки, маленькие
сетки и мячи с низкой степенью давления. Количество практикуемых уровней освоения начи-
нающими играть в теннис варьируется от 3 до 6. При этом в процессе обучения проводятся раз-
личные мероприятия спортивной направленности с элементами анимации, компьютерных тех-
нологий, танцами, трюками и т.п.
Начальное обучение детей игре в теннис в России практикуется как в дошкольном, так и
в школьном возрасте. Учебно-тренировочный процесс организован в образовательных учре-
ждениях среднего и высшего образования, в детско-юношеских спортивных школах и спортив-
ных клубах.
В соответствии с реализуемой в России международной программой «Теннис 10с», мно-
голетний процесс подготовки юного спортсмена занимает несколько этапов, которые разбива-
ются на три уровня, на каждом из которых, с учетом специфических возрастных особенностей
юных спортсменов, решаются свои задачи. Однако при этом нет четких критериев перевода де-
тей с одного уровня обучения на другой, отсутствует научно-методологическая база проведения
тренировочных занятий с детьми 5-7 лет на каждом из трех уровней – красном, оранжевом, зе-
леном.
Для осуществления контроля освоения техники выполнения ударов юными теннисиста-
ми (удара справа с отскока, удара слева с отскока, подачи) с помощью экспертного опроса, пе-
дагогических наблюдений и собственного практического опыта был разработан механизм
оценки уровней сформированности первичных умений и навыков выполнения техниче-
ских действий у юных теннисистов, где «красный» уровень программы был разделен на три
этапа освоения – начальный, промежуточный, завершающий (Таблица 1).

Таблица 1 – Этапы освоения техники выполнения удара справа с отскока

УровеньКрасный
ЭтапНачальныйПромежуточныйЗавершающий
ОписаниеПеребивание мяча через Перебивание мяча че- Перебивание мяча через
сетку ударом справа с от- рез сетку ударом спра- сетку ударом справа с от-
скока, при этом попада- ва с отскока и попада- скока и попадание в пло-
ние в площадку не обяза- ние в площадкущадку, направление мяча в
тельноправуюилевуючасти
площадки

Каждый этап освоения отдельного приема был наполнен соответствующим содержанием
по критериям (Таблицы 2, 3):
1.Обозначение фаз выполнения технического приема (подготовительной, предудар-
ной, ударной, заключительной).
2.Описание техники по фазам выполнения (содержательный блок).
3.Методические указания к правильному выполнению технического приема в раз-
личных фазах (методический блок).
4.Оценка техники выполнения удара (оценочный блок).

Таблица 2 – Содержательный и методический блоки выполнения удара справа с отскока по фа-
зам (W=0,8; p<0,01) Фазы удара БлокПодготовительнаяПредударная (вы-Ударная (моментЗаключительная (исходное положе-нос ракетки на мяч)удара)(окончание уда- ние)ра) Содержа-Игрок встает к сет- Игрокпереносит Игроквыносит Игрокактиви- тельныйкелевымбоком, вес тела с правой ракетку на мяч, зирует заключи- ногирасставлены ноги на левую, од- сохраняяориен- тельное движе- на ширину средне- новременно с по- тациюструнной ние головки ра- го шага, вес тела на воротом плеч и ту- поверхности (па- кетки влево, к правой ноге, ракет- ловища к сетке к раллельна сетке и левомуплечу ка в правой руке моменту удара, вы- немного прикры- (илизанего) направляется вверх носитракеткув та). Головка ра- при согнутой в содновременным предполагаемуюкеткидвижется локте руке отведением вправо точку встречи ра- снизу-вверх- и назадкетки с мячомвперед.Линия плеч должна быть параллельна корту Методиче-Методические указания скийХватка ракетки:Предельноточно Удобнаявысота «Прикрыть» континен-подвести плоскость для удара – уро- плоскостьра- тальная(универ- ракетки под мяч.вень бедра.кетки,достичь сальная);Точка удара впере- Жесткая кисть в контролянад восточнаяди от себя на 15-20 момент ударамячом и увели- для удара справа с см и сбоку справа.читьскорость отскокаПеренос веса телаего полета *возможно выполнение удара с самостоятельным подбросом мяча либо при подаче мяча дру- гим игроком Таблица 3 – Оценочный блок выполнения удара справа с отскока БлокПодготови-Предударная фа-Ударная фа-Заключитель-Оценка тельная фазаза (вынос ракет-за (моментная фа- (исходное по-ки на мяч)удара)за(окончание ложение)удара) 123456 Наличие значимых ошибок (1 балл – удовлетворительно) Оценочный1 балл1 балл1 балл1 балл1 балл за Игрок встал к Игрок не пере- Игрок вынес Игрок активи-каждую сетке лицом, нес вес тела с ракеткуна зировалко-фазу ноги расстав- правой ноги на мячдалеко роткоеза-(макси- лены на ши- левую, повернул от себя, со- ключительноемально рину среднего плечи и тулови- храняя ори- движение го-возмож- шага, вес тела ще к сетке к мо- ентациюловки ракеткиное коли- на правой но- ментуудара, струннойвлево, к лево-чество ге, ракетка в вынес ракетку в поверхностиму плечу (илибаллов – правойруке предполагаемую(ракетка па- за него) при4) отведенаточкувстречи раллельнасогнутойв вниз, вправо и ракетки с мячом. стенке и не- локте руке назадНе точно подвел многопри- плоскость ракет- крыта). Ли- ки под мячния плеч не параллельна корту Наличие незначительных ошибок (2 балла – хорошо) 2 балла2 балла2 балла2 балла2 балла за Игрок встал к Игрокперенес Игрок вынес Игрок активи-каждую сеткелевым вес тела с правой ракеткуна зировал оченьфазу боком,прак- ноги на левую, мячблизко длинноеза-(макси- тически спи- повернул плечи от себя, со- ключительноемально ной, ноги рас- итуловищек храняя ори- движение го-возмож- ставленына сетке к моменту ентациюловки ракеткиное коли- ширину сред- удара, вынес ра- струннойвлево, к лево-чество него шага, вескетку вповерхностиму плечубаллов– 8) Продолжение таблицы 3 123456 тела на пра- предполагаемуюЛиния плеч(или за него) вой ноге, ра- точкувстречи параллельнапри согнутой кетка в пра- ракетки с мячом. кортув локте руке вой руке от- Неточно подвел веденав плоскость ракет- вправои ки под мяч назад Выполнение без ошибок (3 балла – отлично) 3 балла3 балла3 балла3 балла3 балла за каждую фазу Выполнение в соответствии с требованиями, представленными в(макси- таблице 2мально возмож- ное коли- чество баллов – 12) Общая оценка освоения технического приема на конкретном этапе, с помощью которой определялась возможность перехода юного теннисиста на последующий этап обучения, а в дальнейшем – и уровень (оранжевый), включала две процедуры: 1.Оценку техники выполнения удара (Таблица 3). 2.Оценку точности выполнения удара (Таблица 4). Точность выполнения удара тестировалась в зависимости от требования этапа, на кото- ром находился занимающийся, – начального, промежуточного или завершающего. Подсчиты- валось общее количество попаданий на тестируемом этапе по шкале: удовлетворительно – 1 балл; хорошо – 2 балла; отлично – 3 балла. Для перехода на следующий этап игрок должен набрать минимальную сумму на преды- дущем этапе, которая варьируется в диапазоне от 5 баллов (минимальный результат) до 15 бал- лов (максимальный результат) и складывается из оценки за технику (максимально 12 баллов) и оценки за точность (максимально 3 балла). Таблица 4 – Оценка точности выполнения удара справа с отскока на начальном этапе обучения БлокЗаданиеБаллы СодержательныйИгрок стоит на задней линии красного корта. По заданию преподавателя игрок должен пере- бить через сетку 10 красных мячей ударом справа с отскока (выполняя удар, как описано в таблице 2). МетодическийФиксируется количество попаданий. Контро- лируется хватка ракетки игроком ОценочныйКоличество попаданий от 1-3 из 10 ударов1 балл (удовлетворительно) Количество попаданий от 4-6 из 10 ударов2 балла (хорошо) Количество попаданий от 7-10 из 10 ударов3 балла (отлично) В итоге, для перехода на следующий уровень (оранжевый) необходимо, чтобы юный теннисист за весь период обучения технике выполнения удара суммарно за все этапы набрал минимально 15 баллов, максимально – 45 баллов (таблица 5). Таблица 5 – Итоговые баллы оценки удара справа с отскока по этапам освоения для перехода на следующий уровень ЭтапОценкаОценкаОбщий техники, баллыточности, баллыбалл Начальный4-121-35-15 Продвинутый4-121-35-15 Завершающий4-121-35-15 Итоговые баллы для перевода на следующий уровень (оранжевый)15-45 Предложенный механизм оценки уровня сформированности техники выполнения удара справа с отскока был в дальнейшем пролонгирован и для других базовых ударов. Разработана методика формирования основ техники базовых ударов в теннисе у де- тей 5-7 лет (рисунок 1), содержание которой составили доступные и интересные детям подго- товительные упражнения с футбольным и теннисным мячами, фитболом, теннисными тренаже- рами (I), экспериментальная программа реализации учебно-тренировочного процесса, включа- ющая подводящие и формирующие технику базовых ударов упражнения, в том числе спортив- ные игры и эстафеты с элементами тенниса (II), а также средства контроля (III). Представлен- ные в методике тренировочные средства были направлены также на физическое развитие детей. Подготовительные упражнения Iк овладению техникой тенниса Формирование техники УдарУдар справа сслева сПодача отскокаотскока промежуточный этап промежуточный этап промежуточный этап завершающий этап завершающий этап завершающий этап начальный этап начальный этап начальный этап II Развитие физических качеств Подвижные игрыЭстафеты Балльная оценка техники на этапах освоения III Визуальная оценкаТестирование точности Рисунок 1 – Методика обучения игре в теннис Разработанная методика была апробирована в педагогическом эксперименте. В экспе- риментальную группу (ЭГ) вошли дети 5-7 лет (12 девочек и 8 мальчиков), занимающиеся в спортивном клубе «Мир Тенниса» (г. Москва) по разработанной методике с содержанием, адаптированным к красному уровню программы «Теннис 10с», в контрольную группу (КГ) – дети 6-7 лет (15 девочек и 5 мальчиков), занимающиеся в ДЮСШ по традиционным методикам. Дети ЭГ занимались 2 раза в неделю по 90 минут, а дети КГ – 3 раза в неделю по 90 минут. Проводилось тестирование детей: показатели освоения технических приемов оценива- лись с помощью разработанной шкалы на начальном, промежуточном и заключительном этапах обучения, показатели физического развития – с помощью контрольных испытаний в начале и в конце эксперимента. Рассматривая групповые результаты прироста показателей технической подготовлен- ности детей контрольной и экспериментальной групп в технике выполнения удара справа с от- скока (Таблица 6), необходимо отметить, что дети КГ показали в среднем прирост динамики показателя +2,55 балла после завершающего этапа, тогда как у детей ЭГ динамика показателя составила +4,4 балла. Таблица 6 – Динамика показателя прироста результата в педагогическом эксперименте у детей контрольной (n=20) и экспериментальной (n=20) групп (Х+σ, в баллах) ЭтапыУдар справа с отскокаУдар слева с отскокаПодача освоения(общее к-во баллов)(общее к-во баллов)(общее к-во баллов) техникиКГЭГКГЭГКГЭГ Начальный10,7+2,47,75+2,0711,2+2,116,85+1,468,4+2,15,85+1,59 p<0,01<0,01<0,01 Промежуточный11,65+2,649,7+2,4313,6+1,8110,8+52,111,95+2,010,35+2,13 р<0,01<0,01<0,01 Завершающий13,25+1,7412,15+1,4914,0+1,1211,95+1,7912,1+1,811,8+1,82 р<0,05<0,01>0,05
Динамика пока-
зателя+2,55+4,4+2,8+5,1+3,7+5,95
(ЗЭ* – НЭ**)
Примечание: *ЗЭ – завершающий этап, **НЭ – начальный этап

При анализе техники выполнения удара слева с отскока, контрольная группа показала
прирост динамики показателя на +2,8 балла, набрав на завершающем этапе 14 баллов. Экспе-
риментальная группа набрала на завершающем этапе 11,95, что составило в результате прирост
по сравнению с начальным этапом +5,1 балла.
Рассматривая данные таблицы 6 по технике выполнения подачи, отметим, что тенниси-
сты контрольной группы получили 12,1 балла на завершающем этапе, их прирост динамики по-
казателей по сравнению с начальным этапом составил +3,7 балла. У экспериментальной группы
результат на завершающем этапе составил 11,8 балла, величина прироста составила +5,95 бал-
ла. Необходимо отметить, что дети КГ и ЭГ имели наибольший прирост показателей в технике
выполнения подачи, так как это один из сложных ударов в теннисе, на начальном этапе он до-
статочно тяжело дается в освоении занимающимся.
Необходимо отметить, что дети экспериментальной и контрольной групп занимались
различное количество раз в неделю, при этом, если на начальном этапе тестирования во всех
видах ударов дети контрольной и экспериментальной групп имели достоверные различия, то на
завершающем этапе тестирования в балльной оценке техники выполнения удара справа с от-
скока и подачи достоверных различий не наблюдется (p>0,05).
Таким образом, можно констатировать, что предложенная методика обучения технике
выполнения базовых ударов в спортивном клубе показала свою эффективность, так как у детей
в экспериментальной группе произошел достоверный прирост всех оцениваемых показателей в
большей степени, чем у детей контрольной группы.
Сравнительный анализ полученных результатов тестирования физической подготов-
ленности детей контрольной и экспериментальной групп показал, что у детей эксперименталь-
ной группы после эксперимента произошли достоверно бóльшие сдвиги в итоговых результатах
по сравнению с детьми контрольной группы (Таблица 7).

Таблица 7 – Величины прироста показателей физической подготовленности юных теннисистов
контрольной и экспериментальной групп, зафиксированные после проведения педагогического
эксперимента
№КонтрольныеДевочкирМальчикир
тестыКГЭГКГЭГ
1Прыжок в длину с места с
+8,6+14,67<0,05+6,0+15,0<0,01 двух ног (см) 2Метание теннисного мяча +2,01+1,94<0,01+0,84+1,66<0,01 на дальность (м) 3Метание теннисного мяча на точность (кол-во попа- даний из 5 раз):+1,4+1,5<0,01+1,6+1,88<0,01 - до сетки - за сетку+1,8+1,34<0,01+2,0+1,0<0,05 4Бег с высокого старта 18 -0,43-0,61<0,01-0,35-1,09>0,05
м (с)
5Челночный бег-2,24-1,02<0,01-1,38-1,19<0,01 4 х 8 м (с) 6Веерный бег 30 м (с)-1,26-1,31<0,01-1,19-1,34<0,01 Так, у девочек ЭГ наибольший прирост, по сравнению с девочками КГ, наблюдался в прыжке в длину с места (р<0,05), метании теннисного мяча на точность (до сетки, р<0,01), в бе- ге с высокого старта (р<0,01), веерном беге (р<0,01). У мальчиков ЭГ наибольший прирост, по сравнению с мальчиками КГ, произошел в тестах: прыжке в длину с места (р<0,01), метании теннисного мяча на дальность (р<0,01), метании теннисного мяча на точность (до сетки, р<0,01), беге с высокого старта на 18 м (р>0,05), веерном беге 30 м (р<0,01). Проведенное тестирование уровня физической подготовленности детей 5-7 лет КГ и ЭГ позволило объективно оценить эффективность педагогических воздействий в период педагоги- ческого эксперимента. Соревновательные результаты среди детей, занимающихся в клубе в соответствии с программой «Tennis 10s» на красном уровне. Для сопоставления полученных результатов в оценке техники ударов и уровня физической подготовленности по итогам завершающего этапа обучения, а также для популяризации программы «Tennis10s» в теннисном клубе «Мир тенни- са» был проведен свой клубный турнир для детей, занимающихся на красном уровне програм- мы. Особенности проведения турнира: 1.Турнир проводится для детей 7 лет и моложе. 2.Размер площадки по правилам «Tennis10s» - 5-6 м х 11-12 м, Высота сетки 80см. 3.Матчи играются красными мячами. 4.Матч состоит из трех тай-брейков до 7 очков. При счете 6:6 играется до разницы в 2 очка. Выигрывает тот игрок, который выиграл 2 тай-брейка в любой последовательности. По- дача выполняется сверху, но разрешается и выполнение подачи снизу. Подающий должен сто- ять двумя ногами за задней линией. Если подача не попадает в квадрат, у игрока есть вторая попытка на подачу, но если и вторая подача не попадает в квадрат, то подающий проигрывает очко. Принимающий должен дать мячу отскочить. Если принимающий играет мяч слета, то он проигрывает очко. Если мяч при подаче касается троса сетки и попадает в квадрат, то нужно переподать подачу. Были сделаны две турнирные таблицы: среди девочек (n=12) и среди мальчиков (n=8). Юные теннисисты должны были сыграть по круговой системе со всеми игроками, что позволи- ло бы выявить объективного лидера группы среди девочек и среди мальчиков. Турнир прохо- дил в июне 2019 года в течение недели во время занятий. После проведения итогового тестирования оценки техники выполнения базовых ударов теннисе на завершающем этапе среди девочек и мальчиков, занимающихся в клубе, было про- ведено сопоставление с результатом выступления игроков на итоговом соревновании (Таблицы 8, 9). Таблица 8 – Сравнительные показатели освоения техники ударов и итогового результата вы- ступления в турнире (девочки) №ФИОУдар справа сУдар слева сПодачаΣРезультат вы- отскокаотскока(всех уда-ступления на ров)соревновании 1В-ва121293312 2Б-на121310356 3Г-р141112375 4С-ва131015382 5Д-ко121513401 6И-ва121212367 7М-ва131312383 8С-ва121410368 9В-ко101211339 10П-ва121393410 11Ш-ва99102811 12К-ва121213374 Таблица 9 – Сравнительные показатели освоения техники ударов и итогового результата вы- ступления в турнире (мальчики) №ФИОУдар справа сУдар слева сПодачаΣРезультат вы- отскокаотскока(всех уда-ступления на ров)соревновании 1В-в121412384 2С-в121511383 3Б-в91014336 4Б-н131214392 5К-с121210348 6П-н141111365 7Р-й15914381 8Я-в131014377 Анализ результатов выступления на клубном соревновании выявил прямую зависимость занятого юным теннисистом места с количеством баллов, набранных им при тестировании тех- нической подготовленности на завершающем этапе педагогического эксперимента – чем выше был набранный балл, тем лучший результат игрок показывал на соревновании. Заключение Научная проблема совершенствования технической подготовки детей 5-7-летнего воз- раста на начальном этапе обучения в теннисе с использованием специальных средств, обеспе- чивающих эффективное освоение техники основных ударов, рассмотрена более детально, до- полнена новыми данными и частично решена. Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: 1.Изучены научно-методологические основы построения тренировочного процесса в теннисе с детьми 5-7 лет в России и за рубежом. Выявлены особенности реализации междуна- родной программы начальной технической и физической подготовки «Теннис 10с» на различ- ных уровнях обучения – красном, оранжевом, зеленом – в странах мира. Выявлено, что в Рос- сии реализуются отдельные модифицированные составляющие программы «Теннис 10с» в виде мини-тенниса или малого тенниса, однако не разработан научно-обоснованный механизм ее ин- теграции в многолетнюю систему подготовки юных теннисистов в нашей стране. 2. Разработана специальная методика формирования основ техники базовых ударов в теннисе у детей 5-7 лет на красном уровне в соответствии с программой «Теннис 10с», вклю- чающая комплекс подготовительных и специальных упражнений, игр и эстафет с адаптирован- ным облегченным инвентарем, проводимых на малых кортах. Реализация разработанной методики в педагогическом эксперименте с участием детей, занимающихся в спортивном клубе, показала, что подобранные упражнения являются доступ- ными в освоении, дети с интересом занимаются теннисом, при более меньшем количестве заня- тий, по сравнению с контрольной группой, они быстрее осваивают технику основных ударов – удара справа с отскока, удара слева с отскока, подачи. 3. Разработан механизм оценки уровней сформированности первичных умений и навы- ков выполнения технических действий у юных теннисистов на красном уровне программы «Теннис 10с», состоящий из двух взаимосвязанных процедур: оценки техники выполнения уда- ра и оценки точности попадания мяча. Он разделен на три этапа освоения – начальный, проме- жуточный, завершающий. Каждый этап освоения отдельного приема был наполнен соответ- ствующим содержанием по критериям: обозначение фаз выполнения технического приема (подготовительной, предударной, ударной, заключительной); описание техники по фазам вы- полнения (содержательный блок); методические указания к правильному выполнению техниче- ского приема в различных фазах (методический блок); оценка техники выполнения удара (оце- ночный блок). Разработанный балльный механизм оценивания уровня сформированности техники ос- новных ударов на каждом этапе освоения был апробирован в педагогическом эксперименте и позволил объективно оценить техническую подготовленность юных спортсменов и обосновать их своевременный переход на следующий уровень подготовки по программе «Теннис 10с». 4. Разработаны практические рекомендации по организации и проведению спортивно- оздоровительных занятий с детьми 5-7 лет, занимающимися теннисом на красном уровне про- граммы «Теннис 10с», в которых приведены указания, апробированные в данном исследовании и эффективность которых выявлена. Занятия теннисом с детьми дошкольного возраста в соответствии с положениями про- граммы «Теннис 10с» оказали положительное влияние на развитие двигательных способностей детей, рост уровня их физической и технической подготовленности в теннисе, а правильно сформированная техника выполнения базовых ударов в теннисе позволит им в дальнейшем бо- лее эффективно осваивать сложные технические приемы. Разработанный балльный механизм оценки уровней сформированности техники базовых приемов у юных теннисистов позволит тренерам проводить оперативный анализ учебно- тренировочного процесса, следить за его динамикой и вносить своевременные коррективы в тренировочную деятельность.

Актуальность темы исследования и степень ее разработанности. Теннис
является одним из самых популярных видов спорта для детей в нашей стране, и в
настоящее время он динамично развивается. Так как профессиональный теннис
значительно помолодел – в мировом рейтинге можно встретить теннисистов,
возраст которых не превышает 15-17 лет, – в связи с этим возникает проблема с
более ранней спортивной специализацией. Современному юному теннисисту
приходится совершенствовать свои навыки в условиях соревновательной борьбы,
и успеха в такой борьбе может достичь спортсмен, обладающий не только
широким арсеналом технико-тактических приемов, но и всесторонне физически и
психологически подготовленный [16, 17, 18, 28, 32, 39, 41, 65].
Современный этап развития тенниса характеризуется значительным ростом
популярности игры и внимания к этому виду спорта в мире. Вместе с тем
развивается непрерывно и сама игра. Общественный интерес к успешным
выступлениям молодых теннисистов вызывает необходимость изучения,
выявления и научного объяснения закономерностей, облегчающих овладение этой
игрой в раннем возрасте [17, 18, 24, 25, 44, 62, 63, 102, 129].
С 2012 года Международная теннисная федерация (ITF) установила новые
правила детского тенниса для возрастной категории занимающихся 10 лет и
младше, которые обозначены в специально разработанной программе обучения
«Tennis 10s» («Теннис 10с»). Данная программа имеет три уровня освоения
основных приемов игры в теннис – «красный», «оранжевый», «зеленый», которые
адаптированы к возрастным и антропометрическим особенностям юных
спортсменов [93, 99, 100, 131, 138, 104].
В соответствии с данной программой, перед тренером, который занимается
с новичками, поставлена задача более внимательного, индивидуального подхода к
юным теннисистам, создания возможности использования на занятиях более
активного игрового компонента, что позволит привить детям положительное
отношение к спорту, заложить основы правильного образа жизни и, как результат,
вырастить поколение здоровых людей [91, 99, 105, 108, 130].
Вскоре к этой программе присоединилась Федерация тенниса России (ФТР)
[144]. В связи с введением данной программы в практику спортивной подготовки
юных теннисистов (в нашей стране она получила название «Теннис 10с») [131,
138, 144], возникла необходимость переосмысления и переработки
существующего учебно-методического материала, на котором базируется
проведение учебно-тренировочных занятий с детьми, и разработки новых
тренировочных форм и средств, способствующих более эффективному освоению
основных технических приемов тенниса детьми различного возраста и уровня
подготовленности [24, 36, 38, 41, 42, 62, 63, 69].
В настоящее время вопросы начальной подготовки детей в теннисе в России
с учетом требований программы «Теннис 10с» [131] изучены недостаточно,
положения международной программы слабо интегрированы в отечественную
учебно-методологическую базу реализации тренировочного процесса с
начинающими обучение. В связи с этим возникла необходимость в более
тщательном рассмотрении структуры и содержания программы, создании
механизмов адаптации ее положений к российской реальности, разработке
инструментов оценки выполнения технических действий, которые помогут
сформировать и обосновать переход юного теннисиста с одного уровня
подготовки на другой.
Выбор темы исследования обусловлен наличием противоречий между тем,
что:
– Международной федерацией тенниса (ITF) введена новая программа
обучения юных теннисистов не старше 10 лет «Теннис 10с», рекомендованная к
применению во всех странах мира, однако в России не разработан научно-
обоснованный механизм ее интеграции в многолетнюю систему подготовки юных
теннисистов;

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Оценка уровня сформированности базовых умений и навыков у юных теннисистов
    М.Е. Степанова // Физическая культура: воспитание, обр а-зование, тренировка. – 2– № – С.
    Апробирование шкалы оценки сформированности техники базовых приемов на красном уровне программы «Теннис 10с»
    М.Е. Степанова, И.П.Космина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2– №9(175). –С. 276
    Структура техники выполнения удара справа с отскока в процессе начального обучения в теннисе
    М.Е. Степанова // Культура физическая издоровье. – 2– №3(67). – С. 60
    Современная система подготовки юных теннисистов 8-10 лет
    М.Е.Степанова // Современные тенденции в науке: новый взгляд : мат-лы международнойнауч.-практ. конф. (29 ноября 2011). – Ч. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компанияЮком», – 2– С. 117
    Подготовка юных теннисистов 8-10 лет на основе программы “Tennis 10s”
    М.Е. Степанова // Олимпийский бюллетень. – 2– №– С. 231
    Современное представление о подготовке юных теннисистов с использованием соревновательного элемента в тренировочном процессе
    М.Е. Степанова// Наука и образование в жизни современного общества: мат-лы международной науч.-практ. конф. (29 октября 2012 г.). – Ч. – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2– С.133
    Современные представления о введении соревновательного элемента в тренировочный процесс юных теннисистов
    М.Е. Степанова, Т.С. Иванова //Сборник трудов студентов и молодых ученых РГУФКСМиТ : мат-лы по итогам научныхконференций студентов и молодых ученых РГУФКСМиТ (28-30 марта, 18-20 апреля 2012года). – М. : РГУФКСМиТ, 2– С. 77
    Некоторые аспекты в тренировке детей до 10 лет
    М.Е. Степа-нова // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: мат -лымеждународной науч.-практ. конф. (31 мая 2014). – Ч. – Тамбов: ООО «Консалтинговаякомпания Юком», 2– С. 138
    Современные методы тренировки юных теннисистов до 10 лет
    М.Е. Степанова // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития : мат-лы международной научно-практической конференции (31 июля 2015 г.). – Ч. – Тамбов:ООО "Консалтинговая компания Юком", 2– С. 137
    Некоторые аспекты тренировки юных теннисистов до 10 лет
    М.Е. Степанова // Современные проблемы физической культуры и спорта: мат -лы Всерос-сийской научно-практической конференции. – Хабаровск: ДВГАФК, 2– С. 368
    Формирование техники основных приемов у юных теннисистов на начальном этапе обучения в соответствии с программой «Теннис 10с»
    М.Е. Степан ова// Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : мат -лы XXVIIIМеждународной научно-практической конференции по проблемам физического воспита-ния учащихся. – Коломна: ГСГУ, 2– С. 340-344 [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: https:// chelovek-kolomna.ru/lib/ Sbornik-2018-Appendix.pdf.
    Сравнительный анализ подготовки юных теннисистов в различных странах мира
    М.Е. Степанова, А.В. Ноздрачева // Актуальные научно -методическиепроблемы подготовки спортсменов в игровых видах спорта : мат-лы Всероссийской науч-но-практической конференции с международным участием (15 мая 2019 г. ) ; под общ. ред.:Г.В. Барчуковой, М.В. Жийяр. – М., 2– С. 97

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету