Организационно-педагогические условия социальной адаптации иностранных студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности
Введение ……………………………………………………………………… 4
Глава 1 Современное состояние разработанности вопроса социальной
адаптации иностранных студентов в образовательном пространстве вуза:
проблематика и пути решения ………………………………………………. 21
1.1 Социальная адаптация иностранных студентов как педагогическая
проблема: понятие, сущность, определяющие факторы и критерии
оценки …………………………………………………………………. 21
1.2 Современные подходы к организации и сопровождению процесса
социальной адаптации иностранных студентов в российских вузах 38
1.3 Педагогический потенциал физкультурно-спортивной
деятельности как средство социальной адаптации и личностного
развития студенческой молодежи…………………………………… 47
1.4 Заключение по главе 1………………………………………………… 59
Глава 2 Методы и организация исследования………………………………. 62
2.1 Методы исследования ………………………………………………… 62
2.2 Организация исследования …………………………………………… 69
Глава 3 Опытно-экспериментальное обоснование организационно-
педагогических условий социальной адаптации иностранных студентов в
процессе физкультурно-спортивной деятельности ………………………… 70
3.1 Характеристика организационно-педагогических условий
социальной адаптации иностранных студентов в период обучения в
вузах России …………………………………………………………….. 70
3.2 Теоретическое обоснование модели и программы сопровождения
социальной адаптации иностранных студентов в процессе
физкультурно-спортивной деятельности ……………………………… 82
3.3 Компоненты, критерии и уровни социальной адаптированности
иностранных студентов ………………………………………………… 110
3.4 Оценка эффективности опыта обеспечения организационно-
педагогических условий и реализации программы сопровождения
социальной адаптации иностранных студентов в процессе
физкультурно-спортивной деятельности (по результатам
социологического исследования) ………………………………………. 116
3.5 Оценка эффективности экспериментальной программы
сопровождения социальной адаптации иностранных студентов по
показателям двигательной подготовленности и физического
состояния ………………………………………………………………………………. 135
3.6 Заключение по главе 3 и обсуждение результатов исследования …… 146
Выводы ……………………………………………………………………….. 163
Список сокращений и условных обозначений ……………………………… 169
Список литературы …………………………………………………………… 170
Список иллюстративного материала ……………………………………….. 197
Приложение А Опросник иностранного студента …………………………. 202
Приложение Б Модифицированный опросник И.А. Шолохова ………….. 208
Приложение В Модифицированный опросник Л.В. Янковского ………… 210
Приложение Г Методика И.А. Мнацаканян (выявление степени
выраженности культурного шока) ………………………………………….. 214
Приложение Д Самооценка эмоциональных состояний (А. Уэссман и
Д. Рикс) ………………………………………………………………………… 215
Приложение Е Шкала оценки уровня реактивной и личностной
тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) ……………………………… 217
Приложение Ж Диагностика состояния стресса (А.О. Прохоров) ………… 219
Приложение И Тест коммуникативных умений (Л. Михельсон) …………. 220
Приложение К Диагностика мотивационных ориентаций в
межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева) …………. 228
Приложение Л Оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховский)…… 230
Приложение М Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) 232
Приложение Н Программа сопровождения социальной адаптации
иностранных студентов в процессе физкультурно-спортивной
деятельности…………………………………………………………………… 233
Во введении раскрыта актуальность диссертационного исследования, представлен
научный аппарат, обоснована методологическая база и теоретическая основа исследования,
выделены этапы изыскания и положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Современное состояние разработанности вопроса социальной
адаптации иностранных студентов в образовательном пространстве вуза: проблематика
и пути решения» посвящена всестороннему теоретическому рассмотрению изучаемого
феномена как многогранного и полиотраслевого явления, выступающего предметом
исследовательского интереса специалистов различных сфер – естественно-научной,
психолого-педагогической, социологической. Контент-анализ работ (Т.Г. Дичев, 1976; Ф.Б.
Березин, 1976; А.А. Налчаджян, 1988; А.П. Кормилицин, 1997; Е.А. Лебедева, 2001;
В.Н. Соловьев, 2003; Л.К. Корель, 2005; С.В. Баширова, 2007; А.А. Реан, 2008;
Н.Н. Зименкова, 2010; Н.М. Смыслова, 2012; В.Е. Жегульская, 2014 и др.), посвященных
изучению многообразных аспектов социальной адаптации применительно к студенческой
молодежи, позволил конкретизировать сущность и уточнить содержание понятия
«социальная адаптация» применительно к личности иностранного студента. Осмысливаемое
нами как «реализуемый в педагогически моделируемом пространстве вуза на основе
интеграции и активизации социокультурных и воспитательных ресурсов процесс
инкультурации личности иностранного студента, содействия на этой основе расширению
жизненного опыта; становлению социальной субъектности; формированию личностно и
социально значимых качеств, связей и отношений; присвоению ценностей, норм, привитию
соответствующего образа жизни с учетом новых реалий жизнедеятельности и условий
обучения».
Наряду с этим накопленный исследовательский материал предоставил возможность
раскрыть социализирующий потенциал ФСД как незаурядного фактора организационной
формы и средства социальной адаптации иностранных студентов. ФКиС рассматриваются не
только как значимый компонент формирования общей культуры, но и как действенный
механизм всестороннего гармоничного воспитания личности, интериоризации ценностного
отношения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих (В.В. Лобачев, А.-К. Тамеем,
2009; А.Н. Малышева, 2012; М.В. Кулешова, О.Г. Румба, 2015 и др.). Вместе с тем, несмотря
на наличие работ, осмысливающих ФКиС как средство социализации различных социально-
демографических групп, не достаточно глубоко раскрыт аксиологический ресурс ФСД в
нивелировании проблем социальной адаптации контингента иностранных студентов, не в
полной мере признается важность двигательно-активной компоненты жизнедеятельности
зарубежных обучающихся, их причастности к социально значимой деятельности. В ряде
исследований подчеркивается социализирующая роль двигательной активности, занятий
ФКиС (П.С. Горулев, 2002; Ю.В. Гравит, 2004; С.А. Алексеев, 2006; Е.С. Левченко, 2007 и
др.), позволяющих рассматривать ФСД в качестве незаурядного фактора социализации и
социальной адаптации иностранных студентов.
Вовторойглаве«Организацияиметодыисследования»приводятся
организационные этапы и представлены основные методы, описанные выше.
В третьей главе «Опытно-экспериментальное обоснование организационно-
педагогических условий социальной адаптации иностранных студентов в процессе
физкультурно-спортивной деятельности» представлена авторская модель и программа
социальной адаптации иностранных студентов; обоснован выбор критериев «социальной
адаптированности» студентов; предложена программа методического семинара по
подготовке кураторов (тьютеров) к сопровождению социальной адаптации иностранных
студентов и критерии готовности к данному направлению деятельности, на основе
использования которых в практике работы с контингентом иностранных студентов
анализируютсяиинтерпретируютсярезультатыизысканияих«социальной
адаптированности», учебные достижения, показатели двигательной подготовленности и
физического состояния.
Исходной предпосылкой к разработке экспериментальной модели и программы
сопровождения иностранных студентов в процессе ФСД послужил разбор результатов
анкетирования иностранных студентов и выявления трудностей, с которыми они
соприкасаются на начальном этапе обучения в России (Таблица 1).
Таблица 1 – Основные факторы, влияющие на характер социальной адаптации
иностранных студентов, и сопряженные с ними потребности
Факторы, влияющие на процесс социальной адаптации иностранных студентов
Социально-
Хозяйственно-
психологический,Социо-Коммуника-Климато-
бытовой
включаякультурныйтивныйгеографический
(экономический)
когнитивный
Потребности иностранных студентов
В постояннойФизкультурно-
Наличие куратора
Образовательные языковой практике,оздоровительные,
(тьютера)
общениикультурно-досуговые
Обобщениеданныхспециальнойлитературыирезультатовсобственных
исследований в аспекте разрабатываемой проблематики позволяет констатировать, что
процессу социальной адаптации иностранных студентов можно придать целенаправленный
и прогнозируемый характер, если обеспечить следующие организационно-педагогические
условия (Таблица 2).
Таблица 2 – Организационно-педагогические условия социальной адаптации
иностранных студентов в период обучения в вузе
Организационно-педагогические условия социальной адаптации иностранных студентов
в процессе физкультурно-спортивной деятельности
Подготовка
Включение вНаличие
Формированиекураторов
образовательную практикудиагностического
эмоционально-(тьюторов),
вуза программыинструментария для
благоприятнойответственных за
сопровождения социальнойоценки социальной
культурно-решение социально-
адаптации иностранныхадаптированности
развивающей адаптационных задач
студентов на основеиностранных
средыиностранных
использования ресурса ФСДстудентов
студентов
Осмысление факторов, оказывающих влияние на процесс социальной адаптации
иностранныхстудентов,конкретизацияорганизационно-педагогическихусловий,
придающих управляемых характер данному процессу, в совокупности позволили
очертить контуры экспериментальной модели (Рисунок 1) и обосновать атрибуты
«социальной адаптированности» иностранных студентов и методы их оценки (Таблица 3).
Таблица 3 – Атрибуты «социальной адаптированности»
иностранных студентов и методы их оценки по обобщенным
данным литературных источников (фрагмент)
КомпонентыКритерииМетоды оценки
«социальнойПотребностно-отдельных параметров
адаптирован-Познаватель-Поведенчес-«социальной
мотивацион-
ности»ныйкийадаптированности»
ный
Ценностный
Ценностное«Ценностные
Аксиологичес-Интерес к инойвыбор в
отношение кориентации»
кийкультуре…нравственной
учебе…М. Рокича и др.
парадигме…
КогнитивныйПознавательная активностьУспеваемость…
Стремление кОтношение к
ХарактерМетодика «Оценки
выстраиваниюокружающим в
Коммуника-взаимоотно-уровня
конструктив-самооценке и
тивныйшения собщительности»
ного взаимо-взаимо-
субъектами…В.Ф. Ряховского…
действия…оценке…
Методика диагностики
ПоведенческийСамоконтроль и самоорганизация поведения… уровня субъективного
контроля (УСК)
Самооценка
Психологиче-Степень самоконтроля и эмоциональноймотивации одобрения
ский в целомлабильности в стрессовых условиях …Д. Марлоу
и Д. Крауна …
НизкийСреднийВысокий
Уровни
«социальной 1) Уровень усвоения социокультурных ценностей иного для них социума.
адаптирован- 2) Степень включенности во все сферы социально-культурной жизни
ности» иобразовательного сообщества.
параметры3) Причастность к академическому пространству и межличностная
коммуникация с социальным окружением
МетодыАнализ успешности адаптации к жизни и учебной деятельности в
оценкиинокультурной среде «Модифицированный опросник И.А. Шолохова».
интегративног Уровень и тип адаптации личности к новой социокультурной среде
о показателя «Модифицированный тест Л.В. Янковского», «Степень выраженности
«социальной культурного шока» «Модифицированный опросник И.А. Мнацаканяна»
адаптирован-
ности»
Показатели двигательной подготовленности (тесты), физического
Физический
состояния (САН) и др.
Рисунок 1 – Структурно-содержательная модель сопровождения социальной адаптации
иностранных студентов в образовательном пространстве вуза
Исследование «социальной адаптированности» иностранных студентов
в процессе физкультурно-спортивной деятельности
Проведенное с применением указанного в Таблице 3 инструментария исследование
«социальной адаптированности» показало, что на начальном этапе пребывания в России и
обучения в вузе у иностранных студентов превалировало ощущение присутствия проблем в
сфере межличностной коммуникации, сопряженной с низким уровнем владения русским
языком; недостаточная степень приспособленности к непривычным условиям жизни,
преобладание ностальгических мотивов, «желание немедленно вернуться домой»,
«беспокойство о качестве пищи», «чувство потери друзей и близких», «путаница ценностей
и нравственных норм», «чувство отверженности и изоляции» и др.
В результате приобщения студентов к регулярной ФСД и включения иных
культурно-досуговых мероприятий зафиксированы позитивные изменения по изучаемым
показателям, а также по таким параметрам, как «адаптивность», «конформность» и
«интерактивность», наряду с этим зафиксировано снижение проявления «депрессивности»
и «отчужденности» (Таблица 4).
Таблица 4 – Данные для зависимых выборок по модифицированному опроснику
И.А. Шолохова, сентябрь 2018 – май 2019 г. (n = 68)
Корреляции
Статистика
ПериодпарныхПарные разности
Выборкивыборок
обследо-выборок
(измеряемые шкалы)
ванияЗнач.
х5 ± σ5Корр.Знач.х6 ± σ6
(двухстор.)
1 Общение09.2018–,4706 ± 1,38726–,52941 ±
,910,000,000
05.2019,0588 ± 1,46484,61013
2 Адаптированность09.2018,2206 ± 2,36167,75000 ±
,869,000,000
05.2019–,5294 ± 2,262421,18919
3 Лояльность09.2018–,1912 ± 1,46865–,47059 ±
,851,000,000
05.2019,2812 ± 1,61231,84001
Изучение направленности мотивации в процессе межличностной коммуникации
позволило зафиксировать сокращение студентов с нежелательно «низкой степенью
мотивационных ориентаций» (до 16,1%) и соразмерно пропорционального увеличения
респондентов со «средним» (47,2%) и «высоким» (36,7%) уровнями изучаемого параметра.
В то же время, несмотря на успехи в приспособлении к жизни в России, мотив
«возвращения на родину» представляется для иностранных студентов одним из наиболее
значимых, что вызывает необходимость пролонгирования программы адаптации.
Оценка адаптированности определялась нами также по таким параметрам, как
уровень коммуникабельности, качество сформированности коммуникативных умений,
характер взаимоотношений в группе. Анализ результатов позволил установить, что в
процессе межличностного общения содержание и доступность речевого воздействия
определенным образом сказываются на характере коммуникации иностранных студентов с
другими субъектами академического и социального окружения. При этом трансляция
происходила, посредством речи, активного задействования наглядно-воспринимаемой
информации и невербальных приемов. А в качестве распространенной практики
налаживания контактов с иностранными студентами, использовались незаурядные
возможности ФСД. Так, подготовка и проведение коллективных спортивно-досуговых
мероприятий позволила более комфортно и деликатно зарубежной молодежи влиться в
инокультурнуюсреду.Какпродемонстрировалирезультатыанкетногоопроса,
иностранные студенты отдавали предпочтения в большей мере спортивным играм и
танцевально-гимнастическимвидамактивности.Всезанятияпроводилисьпод
непосредственным руководством специалистов, прошедших соответствующую подготовку
по программе тьютерского сопровождения. Каждая из представленных и реализованных
программ по видам спорта включала к обязательному ознакомлению разделы,
раскрывающиесведенияонациональныхвидахспорта,получившихширокое
распространение на территории России и наиболее популярных в других государствах.
Особенность экспериментальных программ заключается в том, что группы для совместных
занятий комплектовались из обучающихся разных стран, разъяснение правил спортивных
игр и их судейство, межличностная коммуникация разворачивались на русском языке. И
данная практика применялась не только в процессе тренировочных занятий, но в рамках
учебной деятельности. Обобщая итоги «Тестирования коммуникативных умений»
(Л. Михельсон) выделим, что активное включение студентов в организованную
физкультурно-спортивную и культурную деятельность позволило выработать у них более
толерантное отношение к инокультурной среде, адекватную реакцию на справедливую
критику, спокойное восприятие недостатков окружающих и проявление к ним уважения.
Поскольку в качестве основного средства социальной адаптации иностранных
студентоввыступилаФСД,намибылпроведенанализуровнядвигательной
подготовленности зарубежных обучающихся.
Действенность программы нашла подтверждение. Так, после завершения опытно-
экспериментальной работы стали преобладать оценки со «средним», «выше среднего» и
«высоким» (р < 0,05) уровнем двигательной подготовленности студентов в целом (Рисунок
2) по большинству тестовых показателей (Таблица 5). Аналогичные данные были получены
и в группе девушек.
В результате приобщения к активным занятиям физическими упражнениями также
был зафиксирован прирост суммарного балла до 14,55 (р < 0,05) по таким показателям, как
«самооценка эмоционального состояния», «уровень стресса» и «тревожность», наряду со
снижением проявления психической дезадаптации. При этом зарубежные студенты
проявили инициативность и устремленность к постижению новой информации,
приобретению необходимых профессиональных знаний и компетенций, изучению русского
языка, показали самостоятельность в решении возникающих учебных и бытовых проблем.
Таблица 5 – Оценка показателей двигательной подготовленности
юношей ЭГ на завершающем этапе исследования, Ткр = 17 при р = 0,05 (n = 12)
Наименование теста, единицыПериодТэмп
х1 ± σ1р∆, %
измеренияобследованияWilcoxon
1 Бег на 100 м (с)09.201814,3 ± 1,56
7,9215>0,053,49
05.201913,8 ± 1,42
2 Челночный бег 10 ×10 м (с)09.201828,6 ± 3,59
13,8634>0,054,89
05.201927,2 ± 2,56
3 Прыжок в длину с места (см)09.2018219,7 ± 13,32
18,0298<0,053,96
05.2019228,4 ± 12,88
4 Наклон вперед из положения09.20187,8 ± 1,88
стоя на гимн. скамейке (см)21,2229<0,0519,59
05.20199,7 ± 1,88
5 Поднимание туловища за 109.201837,1 ± 3,97
мин (кол-во раз)19,6101<0,0512,91
05.201942,6 ± 7,78
6 Отжимание от пола09.201823,9 ± 6,32
(кол-во раз)32,2746<0,0528,23
05.201933,3 ± 4,76
7 Проба Ромберга (с)09.201821,9 ± 2,13
23,1452<0,0517,67
05.201926,6 ± 2,68
8 Бег на 3000 м (мин, с)09.201811,7 ± 1,43
19,6354<0,059,35
05.201910,7 ± 2,28
Оценка степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в условиях стресса у
иностранных студентов показала преобладание числа студентов с более адекватным
реагированием на напряженные условия учебы и жизни и способных сохранять
самообладание и выдержку.
1 – уровень подготовленности юношей, октябрь 2018 г.; 2 – уровень подготовленности девушек,
октябрь 2018 г.; 3 – уровень подготовленности юношей, май 2019 г.; 4 – уровень подготовленности
девушек, май 2019 г.
Рисунок 2 – Показатель уровня физической подготовленности иностранных студентов
за период опытно-экспериментальной работы, % (n = 48)
Поскольку основная функция учреждений высшего образования – образовательная,
то в процессе изыскания нас интересовали учебные успехи студентов. Сопоставление
показателей по параметрам академической успеваемости в 2018/19 учебном году
продемонстрировало прирост практически по всем параметрам, правда не всегда на
статистически значимом уровне. Так, наиболее существенные сдвиги были зафиксированы
по такой позиции, как успеваемость, которая улучшилась на 19% (р < 0,05). И если на
начало учебного года по данным входного контроля «общей осведомленности по
профильным предметам» и «владения русским языком» у подавляющего числа студентов
(86,36%) успеваемость была отмечена на уровне 44–48 баллов (по 100-балльной шкале), то
по итогам осенне-зимнего семестра только два студента не смогли показать должный
уровень знаний и вовремя закрыть сессию, при этом средний балл успеваемости повысился
до 63–67. По данным на конец учебного года успеваемость достигла уровня 68–77 баллов,
все иностранные студенты успешно завершили 2018/19 учебный год и были переведены на
следующий курс обучения (Рисунок 3). Также отметим высокую познавательную
активность и мотивированность обучающихся к будущей профессиональной деятельности
(прирост составил 35,24%; р < 0,05).
1 – сентябрь 2018 г. (входной контроль знаниевого компонента, дисциплин профильной
подготовки и русского языка); 2 – февраль 2019 г. (результаты осенне-зимней сессии);
3 – июнь 2019 г. (результаты весенне-летней сессии)
Рисунок 3 – Динамика успеваемости иностранных студентов (n = 64),
обучающихся в МПГУ и РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
В результате наблюдения за студентами, анализа их распорядка дня, бесед с
обучающимися, кураторами и преподавателями обнаружено, что юноши и девушки стали
больше времени уделять самостоятельному изучению дисциплин учебного плана; активнее
работать с информационными источниками в библиотеке; выполнять не только
обязательные контрольные работы по дисциплинам, но и дополнительные задания для
повышения итогового балла; по собственной инициативе повторно посещать лекции вне
рамок своего расписания вместе с другими группами; чаще обращаться за консультацией к
кураторам и преподавателям и т. п.
В устной беседе со студентами было выявлено, что 67% из них удовлетворены
организациейучебно-воспитательногопроцессавуниверситетеихарактером
взаимодействия с однокурсниками и преподавателями, также они отметили, что приобрели
«хороших друзей», «наладили приятельские отношения с коллегами из других стран»,
«узнали много интересного о культуре и традициях народов России и других стран»,
«поддерживают постоянную связь с куратором и преподавателями» и т. п.
Таким образом, можно резюмировать, что включение в программу блока
«Физкультурно-спортивная деятельность», помимо влияния на показатели физической
подготовленности в целом, способствовало повышению уровня функционального и
психического состояния иностранных студентов и «адаптивности» в целом.
ВЫВОДЫ
Реализация обозначенных исследовательских задач позволяет сформулировать
следующие выводы:
1. С началом обучения в вузах РФ на представителей зарубежного студенческого
сообщества значительное давление оказывают огромное количество незнакомых ранее
обстоятельств и условий, с которыми они соприкасаются в повседневной и учебной
деятельности.Результатыприспособлениякновымфакторампредопределяют
эффективность дальнейших усилий по освоению образовательной программы и
формированиюнеобходимыхдляизбраннойсферытрудовойдеятельности
профессиональных навыков и компетенций. Научный интерес к познанию всей
совокупности факторов, механизмов и условий адаптации иностранных студентов
детерминирован значимостью освоения и важностью получения ими социального опыта и
формирования личности в процессе вузовской подготовки.
2. Анализ современных теорий адаптации личности, модернизированных научно-
прикладныхисследовательскихподходовкинтерпретациипонятия«социальная
адаптация»позволяетрасцениватьеекакцеленаправленный,педагогически
регламентированный процесс действенной интериоризации студентами правил, норм и
духовно-нравственных жизненных ориентиров, овладения на этой основе профессионально
и социально-значимыми навыками, усвоение определенной социальной роли, вхождения в
новые общественные отношения, персонифицированный целевой результат которой
воплощается в гармоничном развитии личности и безболезненном вхождении в новое
академическое и социокультурное пространство. Осуществленное изыскание социальной
адаптации позволило конкретизировать компоненты, критерии и уровни «социальной
адаптированности» иностранного студента в период обучения в вузе, как непрерывного
процесса и результата развития и саморазвития личности.
3. На основе общенаучных методов и подходов обоснован социализирующий ресурс
незаурядных факторов ФКиС, который характеризуется восприятием иностранными
студентами ФСД как добровольной и естественной среды для самовыражения и признания,
наделенной адаптивно-компенсационным и развивающим потенциалом, активизирующим
внутренние резервы в направлении самореализации личности иностранных студентов, их
вхождения в академическое и социокультурное пространство, наряду с оптимизацией
функциональногосостоянияисовершенствованияпараметровдвигательной
подготовленности. В этой связи активное использование в образовательной среде вуза
ФСД в качестве средства и организационной формы социальной адаптации студентов
представляется аргументированным. Наряду с этим выявлены теоретические обоснования
значимости педагогического сопровождения процесса социальной адаптации иностранных
студентов и опытно-экспериментальным путем доказана эффективность использования
специфических средств, методов, форм физического воспитания в направлении
нивелирования острых вопросов социальной адаптации и профилактики возможной
дезадаптации обучающихся.
4. Формирующий этап изыскания на базе РГУФКСМиТ, МПГУ, РГАУ-МСХА
имени К.А. Тимирязева позволил апробировать модель и программу сопровождения
социальнойадаптации зарубежных обучающихсявпроцессеФСД иопытно-
экспериментальным путем конкретизировать параметры «социальной адаптированности»
молодежи: высокий уровень мотивации и ценностные установки к познавательной
деятельностииосваиваниюнавыковбудущейпрофессиональнойдеятельности;
интериоризация морально-нравственных ценностей и следование установленным нормам,
правилам и образцам поведения; соответствующая самооценка; сформированность
коммуникативных навыков и способности к саморегуляции; социальная активность
индивида. Многообразный уровень их выраженности определяет степень «социальной
адаптированности» обучающихся от «низкой» на начало опытно-экспериментальной
работы до «высокой» на завершающем этапе.
5. Фактологический материал опытно-экспериментальной работы доказывает, что
деятельность по социальной адаптации зарубежных обучающихся на основе использования
незаурядных факторов ФКиС в образовательном пространстве вуза возможна при
реализации следующих организационно-педагогических условий:
– обеспечение интеграции и активизации социокультурного пространства и
воспитательных ресурсов вуза, формирование на этой основе эмоционально-благоприятной
культурно-развивающей среды;
– повышение уровня специальной компетентности педагогов, кураторов (тьюторов)
и лиц, ответственных за решение социально-адаптационных задач, сопровождение и
контроль социальной адаптации обучающихся из-за рубежа;
– включение в деятельность вуза модели и программы сопровождения социальной
адаптации иностранных студентов, разработанной с учетом выявленных типологий
интересов, потребностей и трудностей, с которыми соприкасаются иностранные студенты в
период обучения;
– определение компонентов, критерий и уровней «социальной адаптированности»
зарубежныхобучающихсяврамкахФСДипроектированиеконтролирующе-
диагностического инструментария для отслеживания динамики, последующего анализа и
коррекции.
6.Осмыслениерезультатовподготовкикураторов(тьютеров)наоснове
разработанной и реализованной программы «Педагогическое сопровождение иностранных
студентов в период обучения в вузе», свидетельствует о положительной динамике прироста
интегрированного показателя «готовности» к данному направлению деятельности и
сформированностинеобходимыхзнаний,навыковикомпетенцийввопросах
сопровождения и оказания действенной помощи студентам. По итогам освоения
программы увеличилось количество слушателей с «высокой» степенью готовности до
44,1% и уменьшилось до 16,1% с «низким» уровнем. Наряду с этим студенты-иностранцы в
личной беседе положительно оценили значимость поддержки со стороны преподавателей,
кураторов(тьютеров),приэтомотметили,чтоименноблагодаряактивному
взаимодействию с ними смогли успешно освоить дисциплины учебного плана,
подготовиться к аттестационным мероприятиям, решить вопросы бытового характера,
практиковаться в изучении русского языка и др.
7. Применение контролирующих мероприятий позволили оценить изменение
параметров «социальной адаптированности» зарубежных обучающихся и зафиксировать
произошедшиепреобразованиявразвитиикогнитивных,эмоционально-волевых,
коммуникативных способностей иностранных студентов, не носящих стихийный характер,
а являющихся результатом педагогически упорядоченной целенаправленной деятельности
с применением обоснованной нами экспериментальной программы.
Вместе с тем обратим внимание на тот факт, что реализация программы
сопровождения иностранных студентов не только улучшило качество и содержание
межличностной коммуникации молодежи из-за рубежа, выразившееся в обогащении
активной лексики, более непринужденном и свободном изложении мыслей на русском
языке, понимании речи. Приемлемый уровень владения русским языком, в свою очередь,
стимулировал познавательный интерес к избранной сфере профессиональной деятельности,
выработал серьезное отношение к освоению образовательной программы и подготовке к
занятиям и аттестационным требованиям. Наряду с этим еще один важный эффект,
полученный в процессе опытно-экспериментальной работы, проявился в оптимизации
двигательной подготовленности (практически по всем измеряемым параметрам на
статистически значимом уровне (р < 0,05) и активности студенческой молодежи,
приобщении их к здоровому, физически активному образу жизни, повышению умственной
и физической работоспособности, что является весомым фактором в выстраивании
целенаправленной педагогически выверенной и управляемой деятельности со стороны
администрации и педагогического коллектива вуза при проектировании направлений и
содержания работы с контингентом зарубежных обучающихся.
Актуальность исследования. Интернациональное сотрудничество в сфере
науки и образования на протяжении последних десятилетий активно развивается
в РФ и очерчивает перспективные векторы дальнейшего совершенствования
системы высшего образования в обозримом будущем. Все бóльшее число
российской молодежи стремиться получить образование за рубежом, наряду с
этим фиксируется тенденция перманентного притока иностранных обучающихся,
проявляющих желание постигать азы будущей профессиональной деятельности в
лучших и престижных вузах России. Упрочению межнационального
сотрудничества в научно-образовательной области способствуют и меры по
модернизации законодательной базы, усиливающие правовой статус студентов-
иностранцев (ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
№ 125-ФЗ от 22.08.96 г.; Постановление «О сотрудничестве с зарубежными
странами в области образования» № 638 от 25.08.08 г.; «Порядок приема граждан
в образовательные учреждения высшего профессионального образования»
№ 2895 от 08.12.11 г.; «Концепция государственной политики РФ в области
подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских
образовательных учреждениях», 18.10.02 г.). В «Концепции долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» подчеркивается
важность конструирования условий для привлечения в страну иностранных
обучающихся [104, 270], поскольку в соответствии с веяниями времени только
динамичная международная деятельность вуза выступает фактором его
стабильного и успешного развития. Обратим внимание и на тот факт, что в
перечне ведущих параметров, по которым оценивают эффективность
функционирования российских вузов, по мнению профильного министерства,
выступает численный контингент иностранных студентов, обучающихся в
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!