Педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков

Домбровская Мария Геннадьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГО-
ГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ ………. 17
1.1. Состояние проблемы патриотического воспитания подростков
в педагогической науке и практике ………………………………….. 17
1.2. Теоретическое обоснование проблемы педагогического сопро-
вождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию … 41
1.3. Модель педагогического сопровождения подготовки педагогов
к патриотическому воспитанию подростков и педагогические
условия ее эффективной реализации ………………………………… 63
Выводы по главе 1 …………………………………………………….. 94
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ
СОДЕРЖАНИЯ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖ-
ДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ ……………………………………… 98
2.1. Общая технологическая характеристика организации экспери-
ментального исследования ……………………………………………. 98
2.2. Реализация модели педагогического сопровождения подготов-
ки педагогов к патриотическому воспитанию подростков и ком-
плекса условий ее эффективного внедрения ………………………… 124
2.3. Результаты экспериментальной работы и их интерпретация ….. 157
Выводы по главе 2 …………………………………………………….. 164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 167
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………… 173

Во введении на основе актуальности диссертационного исследования
сформулированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследо-
вания, выдвинута гипотеза исследования, обоснована новизна научно-
исследовательских результатов, приведена теоретическая и практическая зна-
чимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию под-
ростков» приведены результаты исторического исследования проблемы и ха-
рактеристика ее современного состояния, представлена модель педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подрост-
ков и комплекс педагогических условий, влияющих на ее эффективное функци-
онирование.
Историческое исследование проблемы было осуществлено в двух аспектах:
– изучение истории становления и развития патриотического воспитания
в России позволило выделить восемь этапов: 1) IX-XI века – основу патриотиче-
ского воспитания составляет «почитание Руси»; 2) XII-XV века – ключевая идея
в процессе формирования патриотизма есть «преданность Родине в героической
борьбе и ее защита от врагов»; 3) XVI-XVII века – патриотизм составляет основу
национальной идеи; 4) XVIII – первая половина XIX века – патриотизм выступает
государственной идеологией; 5) вторая половина XIX века – разработка научных
основ патриотического воспитания; 6) ХХ век – формирование понятия «социали-
стический патриотизм»; 7) конец XX века – снижение интереса к проблеме патри-
отического воспитания; 8) настоящее время – патриотизм как одно из ведущих
направлений государственной политики в сфере образования;
– изучение истории развития подготовки учителей (будущих учителей)
к патриотическому воспитанию дало возможность выделить пять этапов этого
процесса: I этап – 20-30-е гг. ХХ века – воспитание патриотизма через идеоло-
гию государства; II этап – 40-50-е гг. ХХ века – приоритетным направлением
воспитания является военно-патриотическое; III этап – 60-80-е гг. ХХ века –
основу патриотического воспитания составляют государственная политика и
идеология; IV этап – 90-е гг. XX века – тема подготовки учителей к патриоти-
ческому воспитанию становится менее актуальной и мало востребованной в пе-
дагогических исследованиях; V этап – 2000-е гг. – наши дни – патриотизм ста-
новится одним из ключевых направлений государственной политики.
Проведенное исследование позволило выявить положительные тенденции
как в развитии патриотического воспитания в современной России, так и в подго-
товке педагогов (или будущих учителей) к данному виду воспитательной работы.
Ключевыми понятиями исследования являются: «патриотическое воспи-
тание подростков», «подготовка педагогов к патриотическому воспитанию
подростков» и «педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патрио-
тическому воспитанию подростков». Патриотическое воспитание подростков
– целенаправленный, специально организованный педагогом процесс формиро-
вания у подростков патриотических качеств, на эффективность которого влия-
ют формы, методы, средства воспитания. Подготовка педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков – процесс формирования у педагогов положи-
тельной мотивации к организации работы по патриотическому воспитанию
подростков и убеждения в ее важности и необходимости, углубления у них
нормативно-правовых, психолого-педагогических, методических знаний, раз-
вития умений и навыков, необходимых для результативного осуществления
этой работы в соответствии с потребностями современного социума. Педагоги-
ческое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспитанию
подростков – система взаимодействия субъектов образовательного процесса
для достижения педагогами более высокого уровня готовности к патриотиче-
скому воспитанию подростков.
Методологическую основу разработки модели педагогического сопро-
вождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков со-
ставил комплекс подходов: системного, деятельностного и акмеологического.
Системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг,
Т.А. Ильина, С.А. Кудж, И.А. Полещук и др.) служит методологической осно-
вой для анализа и систематизации материала по теории и практике педагогиче-
ского сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию
подростков. Системный подход дал возможность представить изучаемый про-
цесс в виде системы и сконструировать его модель.
Деятельностный подход (В.А. Беликов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн и др.) обеспечивает содержательное наполнение процесса пе-
дагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспи-
танию подростков.
Акмеологический подход (С.Н. Бeгидова, В.А. Беликов, А.В. Гнеушева,
В. Соловьев, П.А. Флоренский и др.) ориентирует на формировании мотивации,
заинтересованности педагогов в повышении своего профессионального уровня,
совершенствовании компетенций, необходимых для работы по патриотическо-
му воспитанию.
На основе социального заказа, нормативных правовых актов Российской
Федерации в сфере патриотического воспитания была разработана модель пе-
дагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспи-
танию подростков, включающая следующие блоки: целевой, методологиче-
ский, содержательный, технологический, диагностико-результативный (рис. 1).
Целевой блок отражает цель и задачи изучаемого процесса. Поставлен-
ная цель – достижение качественных изменений в процессе педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подрост-
ков, – с одной стороны, определена требованиями современного социума,
с другой – декомпозирована в задачах, способствующих достижению цели.
В качестве задач были определены:
– создание условий для мотивации педагогов к патриотическому воспи-
танию подростков;
– развитие теоретических и методических знаний педагогов в области
патриотического воспитания;
– формирование умений и навыков учителей, необходимых для воспи-
тания патриотических качеств подростков.
Социальный заказ общества: потребность в педагогах готовых к патриотическому воспитанию подростков
включение педагогов в разнообразные активные и созидательные виды деятельности (научно-

поэтапное выполнение заданий по разработке материалов патриотической направленности средствами веб –
исследовательская, проектировочная, гражданско-патриотическая, коррекционно-развивающая и др.), обеспечивающие
создание и использование электронного информационно-методического ресурса для педагогов по
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Цель – достижение качественных изменений в процессе педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков.

Подходы
системныйдеятельностныйакмеологический
сервисов, содействующих накоплению субъектом практического опыта и развитию цифровой культуры.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
Принципы
БЛОК
СубъектностиЭлективностиАктуализации
ЦелесообразностиОсознанной перспективы

ЭтапыСОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
процесс взаимодействия субъектов воспитательного процесса (педагогов и подростков);

педагогическогоИнтерактивный образовательный курс повышения
квалификации педагогов «Я -ПАТРИОТ»
сопровождения
Этапы реализации программы:
МотивационныйПрограмма состоитI этап – консультационно-
Комплекс педагогических условий:

из трех частей:диагностический;
Содержательный1) ознакомительная;II этап – ознакомительно-
Аналитико-2) практическая;теоретический;
3) творческаяIII этап – практико-ориентированный;
коррекционныйIV этап – творческо-рефлексивный

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
ТехнологииФормыМетодыСредства
Кейс-метод,Методический
Развитие критическогоКонсультация,
игра,материал,
мышления, педагогическаяпрактикум,
упражнение,тематические
мастерская, дистанционноеимпровизация,
дискуссия,видеоролики,
обучение, экспертно-индивидуальная,
тренинг, методдиагностические
оценочнаягрупповая и др.
проектов и др.методики и др.

ДИАГНОСТИКО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
КритерииПоказателиМетодики
Мотивационно- мотивация на совершенствование проф. качеств;Опросники:
приоритетные ценности учителя;А.А. Карелиной,
патриотическому воспитанию;

ценностный уровень социальной ответственностиГ. Сенина и др.
теоретические знания о патриотическом воспитании; Тесты и практические
Когнитивныйпредставления о патриоте России и явлениях,задания
формирующих патриотические чувства подростков
Организационные, коммуникационные,Опросники:
Деятельностныйпроектировочные и другие уменияН.П. Фитискина,
В.В. Бойко

Уровни:высокийсреднийнизкий
1)

2)
3)

Результат: переход на более высокий уровень готовности педагога к
патриотическому воспитанию подростков

Рис. 1. Модель педагогического сопровождения подготовки педагогов
к патриотическому воспитанию подростков
Методологический блок включает подходы (системный, деятельностный,
акмеологический) и принципы (субъектности, целесообразности, осознанной пер-
спективы, актуализации, элективности) процесса педагогического сопровождения
подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков.
Содержательный блок модели включает реализацию интерактивного
образовательного курса повышения квалификации педагогов «Я – ПАТРИОТ».
Изучение заявленной проблемы показало: для того чтобы достичь более высо-
кого уровня готовности педагогов к патриотическому воспитанию подростков,
необходимо разработать специальную программу. Программа интерактивного
образовательного курса «Я – ПАТРИОТ» состоит из трех частей: ознакоми-
тельной (теоретический материал по патриотическому воспитанию подростков:
понятийный аппарат, нормативная база, педагогические технологии воспитания
патриотических качеств, особенности подросткового возраста и т.д.), практиче-
ской (разработки занятий с подробным описанием каждого этапа), творческой
(творческий проект, выполняемый учителем в конце курса, поможет оценить
результат освоения педагогом ознакомительной и практической частей курса).
Технологический блок модели включает технологии, формы, методы и
средства педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков.
Диагностико-результативный блок позволяет оценить уровень готов-
ности педагогов к патриотическому воспитанию подростков как результат пе-
дагогического сопровождения. Данный блок содержит критерии и показатели
уровней готовности педагогов к патриотическому воспитанию подростков и
методики по их выявлению.
Эффективная реализация модели педагогического сопровождения подго-
товки педагогов к патриотическому воспитанию подростков обеспечивается
комплексом педагогических условий.
Первое педагогическое условие – включение педагогов в разнообразные
активные и созидательные виды деятельности (научно-исследовательской,
гражданско-патриотической, проектировочной, воспитательной, коррекцион-
но-развивающей и др.), обеспечивающие взаимодействие субъектов воспита-
тельного процесса (педагогов и подростков). Созидательная деятельность
представляет собой специально организованный процесс, имеющий целью со-
здание педагогами творческого проекта с опорой на знания, умения, навыки,
сформированные в результате прохождения интерактивного образовательного
курса повышения квалификации «Я – ПАТРИОТ», а также собственный педа-
гогический опыт. Включение учителей в активную и созидательную деятель-
ность предполагает актуализацию педагогом своих профессиональных, лич-
ностных возможностей (способностей, таланта, педагогического опыта и т.д.)
для организации результативного взаимодействия с обучающимися (подрост-
ками) в процессе патриотического воспитания. Реализация данного условия
позволяет:
– мотивировать педагогов к участию в интерактивном образовательном
курсе повышения квалификации «Я – ПАТРИОТ»;
– приобрестипрактическиеуменияинавыкинаучно-
исследовательской, гражданско-патриотической, проектировочной, коммуника-
тивной, рефлексивной, коррекционно-развивающей, деятельности;
– совершенствовать навыки создания творческих продуктов с примене-
нием полученных в результате прохождения курса «Я – ПАТРИОТ» знаний,
умений и навыков;
– обеспечить результативное взаимодействие педагогов и подростков в
процессе патриотического воспитания.
Второе педагогическое условие – создание и использование электронного
информационно-методического ресурса для педагогов по патриотическому
воспитанию. Электронный информационно-методический ресурс – совокуп-
ность информационно-теоретических, методических, нормативно-правовых,
образовательных, оценочных материалов, представленных в электронно-
цифровой форме, для осуществления педагогического сопровождения подго-
товки педагогов к патриотическому воспитанию подростков, независимо от их
местоположения. В ходе выполнения второго условия нами был создан элек-
тронный информационно-методический ресурс в виде интернет-сайта (https://i-
patriot.ru/) с целью оказания помощи педагогам в работе по патриотическому
воспитанию подростков. Для выполнения второго условия необходимо было
сделать следующее:
– разработать электронный информационно-методический ресурс для
педагогов, который являлся бы источником актуальной информации, необхо-
димой для организации продуктивной работы по патриотическому воспитанию
подростков;
– обеспечить наполняемость данного электронного информационно-
методического ресурса теоретическим, методическим, нормативно-правовым,
диагностическим материалом;
– разработать дистанционный курс для педагогов, направленный на по-
вышение уровня их готовности к патриотическому воспитанию обучающихся;
– создать онлайн-курс для подростков, который содержит краеведче-
ский материал, способствующий формированию знаний об истории родного
края, его достопримечательностях, выдающихся личностях, сыгравших роль
в развитии региона, поскольку перечисленные знания являются одной из со-
ставляющих патриотизма.
Третье условие – поэтапное выполнение заданий по разработке матери-
алов патриотической направленности средствами веб-сервисов, содействую-
щих накоплению субъектом практического опыта и развитию цифровой куль-
туры. Веб-ресурс (интернет-ресурс, веб-сервис) – совокупность электронных
данных, опубликованных в глобальной сети интернет. Для осуществления тре-
тьего педагогического условия было сделано следующее:
– педагогам предоставлена подробная информация о веб-ресурсах, ко-
торые можно эффективно использовать в работе по патриотическому воспита-
нию подростков;
– сформированы компетенции педагога по использованию веб-
ресурсов, которые позволят разнообразить формы проведения занятий патрио-
тической направленности (дистанционное обучение, вебинары, форумы и т.д.),
методы (просмотр видеороликов, игры, упражнения и т.д.), средства (тесты и
опросники, разработанные с помощью ресурса Google-форма, упражнения,
кроссворды, викторины, созданные посредством LearningApps.org и т.д.);
– проведено обучение педагогов по работе с цифровыми ресурсами, что
должно оказать влияние на качество патриотического воспитания: занятия ста-
нут ярче, разнообразнее, интереснее для подростков (подростков можно отне-
сти к поколению Z, для которого цифровые технологии являются неотъемлемой
частью жизни).
Первую главу диссертации завершают выводы по теоретической части
исследования о том, что эффективность реализации модели педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подрост-
ков определяется внедрением комплекса педагогических условий.
Во второй главе «Экспериментальная работа по апробации содержания
модели педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков» дана общая технологическая характеристика
организации экспериментального исследования, описана работа по реализации
модели педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотическому
воспитанию подростков и комплекса условий ее эффективного внедрения, приве-
дены результаты экспериментальной работы и их интерпретация.
Экспериментальная работа осуществлялась в период с 2016 по 2018 годы на
базе кафедры воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО «Челябин-
ский институт переподготовки и повышения квалификации работников образова-
ния» и Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих
и управленческих кадров в сфере культуры ФГБОУ ВО «Челябинский государ-
ственный институт культуры».
В эксперименте приняли участие четыре группы (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, КГ-1)
педагогов дополнительного образования, работающих с обучающимися под-
росткового возраста (5‒9 классы). Все педагоги, участвующие в эксперименте
(всего 98 учителей), работают в сфере дополнительного образования детей
в разных административно-территориальных единицах Челябинской области
(городских округах, муниципальных районах и т.д.). В эксперименте принима-
ли участие педагоги, реализующие различные направления дополнительного
образования: социально-педагогическое, туристско-краеведческое, физкуль-
турно-спортивное, художественное, техническое.
В контрольной группе процесс повышения квалификации педагогов до-
полнительного образования проходил в традиционной форме без внедрения
модели и комплекса педагогических условий. В экспериментальных группах
процесс педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков осуществлялся с учетом разработанной модели и
реализации комплекса педагогических условий.
В ходе подготовки к организации педагогического эксперимента были
поставлены цель и задачи, определен ход эксперимента, включающий конста-
тирующий, формирующий и контрольный этапы, выбран соответствующий ди-
агностический инструментарий для оценки уровня готовности педагогов к пат-
риотическому воспитанию подростков.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что преоб-
ладающее число педагогов находилось на низком уровне готовности к патрио-
тическому воспитанию подростков. Для респондентов данного уровня было ха-
рактерно отсутствие интереса к работе по патриотическому воспитанию под-
ростков, низкий уровень знаний и умений в области патриотического воспита-
ния подростков, слабое владение методиками данного вида воспитательной ра-
боты. Низкий уровень готовности педагогов к патриотическому воспитанию
отражается на качестве воспитательной работы с подростками. Опираясь на по-
лученные результаты, был сделан вывод, что необходимо реализовать каче-
ственно новую модель, направленную на повышение мотивации педагогов, раз-
витие теоретических и практических знаний и умений педагогов в области пат-
риотического воспитания.
Формирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях
на курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
На данном этапе осуществлялись внедрение модели педагогического сопро-
вождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков и
реализация комплекса педагогических условий.
В рамках целевого блока была проведена работа по формированию моти-
вации педагогов к повышению уровня готовности к патриотическому воспита-
нию подростков через создание благоприятных условий (заинтересованность,
психологический климат, возможность самообразования, самосовершенствова-
ния), доказательство потребности современного общества в педагогах, готовых
к патриотическому воспитанию подростков (нормативные правовые акты госу-
дарства в области образования), предоставление информации о патриотическом
воспитании в доступной форме (сайт i-patriot.ru).
Содержательный блок разработанной модели включает интерактивный
образовательный курс повышения квалификации педагогов «Я – ПАТРИОТ».
Данный курс направлен на развитие патриотических и гражданских качеств
учителей, овладение знаниями о нормативных правовых актах в области патри-
отического воспитания, освоение педагогических технологий патриотического
воспитания; изучение возможностей веб-ресурсов для работы по патриотиче-
скому воспитанию и т.д. Реализация данного курса осуществлялась поэтапно.
I этап – консультационно-диагностический. На данном этапе было про-
ведено знакомство с педагогами, определен исходный уровень их готовности
к патриотическому воспитанию подростков с помощью таких диагностических
методик, как: «Шкала оценки потребности в достижении» А.А. Карелина, Ме-
тодика «Социально значимые ценности», опросник «Шкала социальной ответ-
ственности» Л. Берковица и К. Луттермана (в интерпретации К. Муздыбаева)
и т.д. На данном этапе также осуществлялось консультирование педагогов по
самостоятельному изучению теоретической части курса.
II этап – ознакомительно-теоретический. На данном этапе было осу-
ществлено знакомство педагогов с теоретическим материалом, который они
изучали самостоятельно («Сущность понятий «патриотизм», «патриот», «пат-
риотическое воспитание», «Нормативные правовые акты в области воспитания
патриотизма», «Направления патриотического воспитания подростков», «Педа-
гогические технологии патриотического воспитания» и т.д.).
III этап – практико-ориентированный. На данном этапе у учителей была
возможность опробовать на себе интерактивные занятия по темам «Я – патри-
от?», «Моя малая Родина», «Ценности патриота», «Ответственность и долг пе-
ред Родиной» и др., способствующие формированию патриотических качеств.
Занятия состояли из разнообразных форм организации образовательной дея-
тельности обучающихся, например, просмотр и обсуждение видеоролика «Ни-
кто не пришел на субботник», выполнение упражнений («Какой я гражданин?»,
«Человек культуры», «Я и коллектив» и т.д.), игры, анкетирование, выставки
плакатов и т.д. Данные занятия или их элементы педагоги могут активно при-
менять в своей работе по патриотическому воспитанию подростков.
IV этап – творческо-рефлексивный – закрепление полученных в резуль-
тате прохождения курса знаний, умений и навыков работы по патриотическому
воспитанию подростков. На данном этапе педагогам было необходимо выпол-
нить итоговый творческий проект, применив полученные знания, умения и
навыки. На этом этапе также был осуществлен самоанализ (рефлексия) – осо-
знание важности и полезности пройденного курса, диагностика итогового
уровня готовности педагогов к патриотическому воспитанию подростков, кор-
ректировка полученных результатов, определение дальнейшего плана воспита-
тельной работы по развитию патриотических качеств обучающихся.
В ходе изучения проблемы педагогического сопровождения подготовки
педагогов к патриотическому воспитанию подростков был разработан сайт i-
patriot.ru, на котором размещены дистанционные курсы для учителей («Я –
ПАТРИОТ») и обучающихся («Родной Челябинск»).
Использование дистанционных технологий позволило пройти обучение
в доступной форме, в удобное для педагога время, используя любое из имею-
щихся современных телекоммуникационных средств (компьютер, ноутбук,
планшет, смартфон).
Диагностико-результативный блок направлен на сбор и интерпрета-
цию информации о качестве подготовки педагогов к патриотическому воспита-
нию подростков. Используя разнообразные методики (опросники В.В. Бойко,
А.А. Карелиной, Г. Сенина, Н.П. Фитискина и т.д.) были определены уровни
готовности педагогов к патриотическому воспитанию подростков, а также от-
слеживалась их динамика на протяжении всего эксперимента.
В соответствии с планом работы в каждой экспериментальной группе, по-
мимо разработанной модели педагогического сопровождения подготовки педаго-
гов к патриотическому воспитанию подростков, внедрялись также два из трех вы-
явленных педагогических условий (ЭГ-1, ЭГ-2) или весь их комплекс (ЭГ-3).
Первое педагогическое условие – включение педагогов в разнообразные
активные и созидательные виды деятельности (научно-исследовательской,
гражданско-патриотической, проектировочной, воспитательной, коррекционно-
развивающей и др.), обеспечивающие взаимодействие субъектов воспитатель-
ного процесса (педагогов и подростков) – реализовалось в рамках интерактив-
ного образовательного курса повышения квалификации «Я – ПАТРИОТ». В
процессе самостоятельного изучения тем ознакомительной части курса «Я –
ПАТРИОТ» учителя осуществляли научно-исследовательскую деятельность
(создание творческих проектов, написание научных статей, разработка сцена-
риев мероприятий и т.д.). Включение педагогов в гражданско-
патриотическую деятельность было реализовано через прохождение интерак-
тивного образовательного курса «Я – ПАТРИОТ». Коррекционно-развивающая
деятельность осуществлялась в начале и в конце прохождения курса «Я –
ПАТРИОТ» посредством диагностики уровня готовности педагогов к патрио-
тическому воспитанию подростков и коррекции процесса педагогического со-
провождения в соответствии с полученными результатами.
Для реализации второго педагогического условия – создание и использо-
вание электронного информационно-методического ресурса для педагогов по
патриотическому воспитанию – был разработан сайт i-patriot.ru с целью оказа-
ния методической помощи учителям. На главной странице сайта размещена ос-
новная информация о нем, представлены блоки «В помощь учителю» (включа-
ет четыре раздела: «Нормативная база РФ по патриотическому воспитанию»,
«Полезные статьи», «Технологии патриотического воспитания», «Разработки
занятий»), «Краеведение», «Курсы» (содержит дистанционные курсы для педа-
гогов («Я – ПАТРИОТ») и для подростков («Родной Челябинск»).
Третье педагогическое условие – поэтапное выполнение заданий по раз-
работке материалов патриотической направленности средствами веб-сервисов,
содействующих накоплению субъектом практического опыта и развитию циф-
ровой культуры:
– I этап – теоретический анализ и обобщение информации о веб-ресурсах,
использование которых помогло педагогам разнообразить работу по патриотиче-
скому воспитанию подростков и повысило ее эффективность. Данная теоретиче-
ская информация представлена в теме 6 «Использование возможностей веб-
ресурсов для организации работы по патриотическому воспитанию» интерактив-
ного курса «Я – ПАТРИОТ», размещенного на платформе Google-класс;
– II этап – практическое выполнение заданий по использованию веб-
ресурсов;
– III этап – выполнение творческого проекта по итогам прохождения
курса с применением на практике полученных знаний, умений, навыков,
а именно, разработка онлайн-занятия с использованием возможностей веб-
ресурсов. Был определен ряд веб-сервисов, которые могут быть полезными в
работе педагогов по патриотическому воспитанию. В первую очередь, это ин-
формационные сайты (i-patriot.ru, jewish-museum.ru, живая-история-россии.рф и
др.), на которых размещены методические и дидактические материалы, курсы
повышения квалификации по гражданскому и патриотическому воспитанию
обучающихся, конкурсы и мн. др. Также это интернет-приложения (Google-
класс, Google-форма, Яучитель, LearningApps.org, YouTube и т.д.).
На контрольном этапе проанализированы полученные в ходе экспери-
мента результаты, которые показали, что при внедрении разработанной модели
педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотическому вос-
питанию подростков и комплекса педагогических условий заметно повышается
уровень данной подготовки. Наиболее выраженные результаты получены
в группе ЭГ-3, где реализовалась модель педагогического сопровождения под-
готовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков и комплекс пе-
дагогических условий. В данной группе на низком уровне осталось наименьшее
количество педагогов – 13%, в остальных группах: КГ-1 – 64%, ЭГ-1 – 60%,
ЭГ-2 – 52%. Средний показатель также увеличился во всех группах: КГ-1 –
32%, ЭГ-1 – 28%, ЭГ-2 – 32%, ЭГ-3 – 48%. Количество педагогов с высоким
уровнем готовности составило: КГ-1 – 4%, ЭГ-1 – 12%, ЭГ-2 – 16%, ЭГ-3 –
39%. Данные результаты позволяют говорить об эффективности реализованной
модели и комплекса внедренных педагогических условий.
Таким образом, можно сделать вывод, что традиционный процесс обуче-
ния на курсах повышения квалификации дает положительный эффект, это вид-
но по результатам контрольной группы, однако он недостаточно продуктивен.
Внедрение разработанной автором модели педагогического сопровождения
подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков и комплекса
педагогических условий дает более высокие результаты.
В заключении представлены следующие общие выводы:
1. Актуальность проблемы педагогического сопровождения подготовки
педагогов к патриотическому воспитанию подростков обосновывается соци-
альным заказом, требованиями нормативно-правовых документов в сфере обра-
зования РФ, недостаточной разработанностью теоретических и методологиче-
ских основ данной проблемы.
2. Историческое исследование проблемы, осуществленное в двух аспек-
тах, позволило выявить восемь этапов истории становления и развития патрио-
тического воспитания в России, начиная с IX века и по настоящее время, и пять
этапов истории развития подготовки будущих учителей к деятельности по пат-
риотическому воспитанию: I этап – 20-30-е гг. ХХ века – воспитание патрио-
тизма через идеологию государства; II этап – 40-50-е гг. ХХ века – приоритет-
ным направлением воспитания является военно-патриотическое; III этап – 60-
80-е гг. ХХ века – основу патриотического воспитания составляют государ-
ственная политика и идеология; IV этап – 90-е гг. XX века – тема подготовки
учителей к патриотическому воспитанию становится менее актуальной и мало
востребованной в педагогических исследованиях; V этап – 2000-е гг. – наши
дни – патриотизм становится одним из ключевых направлений государственной
политики.
3. Теоретический анализ заявленной проблемы исследования позволил
установить, что результативным путем ее решения является разработка и реа-
лизация модели педагогического сопровождения подготовки педагогов к пат-
риотическому воспитанию подростков и комплекса педагогических условий,
повышающих ее эффективность.
4. Структура готовности педагогов к патриотическому воспитанию под-
ростков включает мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный
компоненты и обусловливает необходимость разработки модели педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков
на основе системного, деятельностного и акмеологического подходов.
5. Модель педагогического сопровождения подготовки педагогов к пат-
риотическому воспитанию подростков состоит из пяти блоков (целевого, мето-
дологического,содержательного,технологическогоидиагностико-
результативного), характеризуется свойствами непрерывности и открытости,
функционирует на основе принципов субъектности, элективности, актуали-
зации, целесообразности, осознанной перспективы,
6. Эффективное функционирование модели обеспечивается комплексом
педагогических условий: 1) включение педагогов в разнообразные активные и
созидательные виды деятельности (научно-исследовательская, гражданско-
патриотическая, проектировочная, воспитательная, коррекционно-развивающая
и др.), обеспечивающие процесс взаимодействия субъектов воспитательного
процесса (педагогов и подростков); 2) создание и использование электронного
информационно-методического ресурса для педагогов по патриотическому
воспитанию; 3) поэтапное выполнение заданий по разработке материалов пат-
риотической направленности средствами веб-сервисов, содействующих накоп-
лению субъектом практического опыта и развитию цифровой культуры.
7. Результаты, полученные на заключительном этапе эксперимента, под-
тверждают эффективность процесса педагогического сопровождения подготов-
ки педагогов к патриотическому воспитанию подростков, осуществляемого
в соответствии с разработанной моделью, и комплекса выявленных педагогиче-
ских условий, что свидетельствует о правильности выдвинутой гипотезы.
Материалы исследования могут быть использованы в практике воспита-
тельной работы общеобразовательных школ, при подготовке будущих учите-
лей, на курсах повышения квалификации педагогических кадров.
Проведенное исследование не исчерпывает в полном объеме всех аспек-
тов проблемы педагогического сопровождения подготовки педагогов к патрио-
тическому воспитанию подростков, а предлагает один из возможных вариантов
ее решения. Перспективы дальнейшей работы могут быть намечены в следую-
щих направлениях: выявление новых педагогических условий, которые будут
способствовать эффективности процесса педагогического сопровождения под-
готовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков; расширение ди-
агностического инструментария и разработка электронного ресурса для ди-
станционной оценки уровня готовности педагогов к патриотическому воспита-
нию подростков.

Актуальность исследования. Политические, экономические, соци-
альные преобразования в России обусловливают необходимость и важность
патриотического воспитания подрастающего поколения, поскольку именно
от него во многом зависит будущее нашей страны. Поэтому одним из прио-
ритетных направлений в современной системе образования является воспи-
тание патриотизма. В федеральном законе «Об образовании в Российской
Федерации» делается акцент на формирование и развитие таких основопола-
гающих качеств личности воспитанников, как патриотизм, гражданствен-
ность, ответственность, уважение к памяти защитников Отечества, человеку
труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному насле-
дию многонационального народа России, к природе и окружающей среде и
др. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» определены задачи обновления и совершенствования научного и
методического сопровождения процесса патриотического воспитания граж-
дан, преобразования и развития наиболее успешных форм и методов работы
по патриотическому воспитанию. Требования нормативных правовых актов
обширны и разнообразны, для их реализации необходима качественная и ре-
зультативная подготовка педагогических кадров. При этом повышение ква-
лификации педагогических работников представляется неотъемлемым усло-
вием прогрессивного развития и эффективного функционирования как си-
стемы образования, так и общества в целом.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения ак-
туальна, необходимость ее решения подчеркивается на государственном
уровне. Приоритетом государственной политики в сфере образования явля-
ется формирование уважения к прошлому и настоящему многонационально-
го народа Российской Федерации, к правам и свободе человека, воспитание
чувства ответственности перед Отечеством и т.д. Актуальность обозначенной
проблемы повышается в связи с тем, что педагог имеет значительный потен-
циал для создания необходимых условий патриотического воспитания под-
растающего поколения.
Взяв за основу работы Ю.В. Васильевой, М.Р. Гинзбурга, Д.И. Фель-
дштейна и др., можно предположить, что наиболее сенситивным возрастом
для патриотического воспитания является подростковый. В этот период осу-
ществляется переход от детства к взрослости, происходят значительные фи-
зиологические и психологические изменения. У подростка формируются но-
вые ценностные ориентиры, меняется отношение к себе, семье, сверстникам,
школе. Подросток стремится к самостоятельности, личностному самоопреде-
лению, осуществлению активной деятельности на пользу общества. Задача
педагога в это время – помочь воспитаннику осознать важность его патрио-
тических взглядов, идеалов, стремлений, чувств, вовлечь его в активную об-
щественную деятельность детского коллектива, образовательной организа-
ции, района, города и т.д.
Несмотря на то, что тема патриотического воспитания вызывает инте-
рес ученых на протяжении уже не одного десятилетия, проблема педагогиче-
ского сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию
подростков остается недостаточно раскрытой. Остаются вопросы, которые не
в полной мере отражены в научных изысканиях: недостаточное внимание ру-
ководителей образовательных организаций к проблеме патриотического вос-
питания подростков, непонимание ими всей значимости целенаправленной
подготовки педагогов к результативному осуществлению этого процесса,
слабая разработанность теоретико-методологических основ педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию под-
ростков. Некоторые аспекты заявленной проблемы требуют более детального
изучения: компоненты подготовки педагогов к патриотическому воспита-
нию, диагностический инструментарий для определения уровня их готовно-
сти к патриотическому воспитанию, эффективные способы повышения уров-
ня готовности педагогов к патриотической работе с подростками и т.д. Все
вышесказанное определяет актуальность проблемы педагогического сопро-
вождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков,
а готовность педагога детерминируется его профессиональными компетен-
циями, стремлением к саморазвитию и мотивацией, пониманием важного ме-
ста патриотического воспитания подростков в образовательном процессе.
Среди педагогов образовательных организаций (школ, центров допол-
нительного образования) города Челябинска был проведен опрос, в котором
приняли участие 167 респондентов. Анализ результатов опроса позволил
сделать следующие выводы: 46% опрошенных считают, что обладают доста-
точными знаниями и умениями для эффективной работы по формированию
патриотических качеств у обучающихся, но при этом испытывают затрудне-
ния на практике; 54% педагогов признают, что не готовы к данному виду де-
ятельности; почти 50% респондентов не включают мероприятия, способ-
ствующие развитию патриотизма у подростков, в план воспитательной рабо-
ты детского коллектива; более 40% учителей имеют низкий уровень мотива-
ции к совершенствованию своих профессиональных качеств. Полученные ре-
зультаты указывают на недостаточную заинтересованность педагогов в пат-
риотическом воспитании подростков, отсутствие программ подготовки педа-
гогов к патриотическому воспитанию обучающихся в учреждениях дополни-
тельного профессионального образования и повышения квалификации.
В образовательном процессе воспитанию патриотизма, наряду с други-
ми качествами личности, необходимо уделять особое внимание. Для того,
чтобы процесс патриотического воспитания был эффективным и приводил к
положительным результатам, педагог должен отличаться профессионализ-
мом, теоретической и практической компетентностью, а также обладать та-
кими качествами, как истинный патриотизм, гражданская ответственность и
нравственность, ему необходимо знать содержание понятия «патриотизм»,
историю его развития в нашей стране, качества настоящего патриота, а самое
главное, развивать в себе чувство патриотизма, чтобы быть примером для
своих учеников. Для овладения необходимыми знаниями важно постоянно
заниматься самообразованием, посещать курсы повышения квалификации,
семинары, вебинары с целью изучения передового опыта как современных
ученых, так и выдающихся педагогов, оставивших след в истории развития
патриотического воспитания. Также большое значение имеет положительная
мотивация и готовность учителей к патриотическому воспитанию. Таким об-
разом, актуальность данного исследования подтверждается потребностью
педагогов в программах повышения квалификации по патриотическому вос-
питанию подростков.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Про-
блема воспитания патриотизма у подростков и подготовки педагогов к осу-
ществлению этого процесса занимает важное место в педагогике и требует
всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретиче-
ском уровне, но и на уровне организации практической работы.
Исторический путь развития данной проблемы можно проследить в
трудах ведущих отечественных и зарубежных педагогов (Я.А. Коменский,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинский и др.),
философов (Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, И.М. Ястребцев и др.), деятелей
науки (Н.А. Добролюбов, М.В. Ломоносов, Л.И. Тимофеев и др.).
Тема патриотического воспитания широко освещена современными ис-
следователями (М.И. Банников, Н.И. Верещагина, Е.В. Воронина, Г.Я. Грев-
цева, И.И. Дереча, Н.Н. Дубинина, М.В. Циулина и др.) с разных сторон: во
внеучебной деятельности, в социально-культурной сфере, в условиях инфор-
мационного многообразия, через реализацию педагогических условий.
Проблема педагогического сопровождения рассматривается в исследо-
ваниях Л.Э. Абдулиной, Т.С. Беляковой, О.А. Воскрекасенко, О.В. Ивлевой,
С.М. Каплунович, М.В. Миляевой, М.С. Москаленко, О.А. Трофимовой и др.
Теоретический анализ научно-исследовательских работ продемонстри-
ровал отсутствие целостного и всестороннего изучения проблемы педагоги-
ческого сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспита-
нию подростков. Познание данного процесса является актуальным для со-
временной системы образования, поскольку в процессе проведенной диагно-
стики были отмечены ее существенные недостатки в изучаемом аспекте –
45% педагогов имеют низкий уровень готовности к патриотическому воспи-
танию подростков:
– отмечается недостаточная мотивация к саморазвитию своих про-
фессиональных качеств (зачастую причиной этого является высокая педаго-
гическая нагрузка);
– не в полном объеме применяются знания о возрастных особенно-
стях подростков;
– возникают затруднения в выборе эффективных педагогических тех-
нологий (форм, методов, средств) патриотического воспитания подростков.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется:
– на социально-педагогическом уровне – потребностью современного
государства и общества в педагоге, обладающим высоким уровнем готовно-
сти к патриотическому воспитанию подростков, так как именно в этом воз-
расте у обучающихся наблюдается стремление к общественной деятельности,
инициативность и самостоятельность;
– на теоретико-методологическом уровне – недостаточной разрабо-
танностью теоретических и методологических основ педагогического сопро-
вождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков;
– на методико-практическом уровне – необходимостью в обеспече-
нии практическим и диагностическим инструментарием качественного про-
цесса педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков.
Опираясь на современные научные изыскания, результаты собственной
исследовательской деятельности, а также имеющийся педагогический опыт,
определим научную задачу, которая заключается в необходимости разреше-
ния противоречия между потребностью социума и государства в педагоге
с высоким уровнем готовности к патриотическому воспитанию и недоста-
точной разработанностью теоретических и методологических основ процесса
педагогического сопровождения подготовки такого педагога. Обозначенная ис-
следовательская задача позволяет сформулировать тему диссертации: «Педаго-
гическое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспи-
танию подростков».
Цель исследования – разработка, теоретическое обоснование и экспе-
риментальная апробация модели педагогического сопровождения подготовки
педагогов к патриотическому воспитанию подростков и комплекса педагоги-
ческих условий, обеспечивающих ее эффективную реализацию.
Объект исследования – подготовка педагогов к патриотическому
воспитанию обучающихся в системе дополнительного профессионального
образования.
Предмет исследования – процесс педагогического сопровождения
подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков.
Гипотеза: педагогическое сопровождение подготовки педагогов к пат-
риотическому воспитанию подростков будет более успешным, если оно
обеспечивается реализацией модели, которая:
1) имеет в качестве методологической основы совокупность системно-
го, деятельностного и акмеологического подходов;
2) учитывает социальный заказ, нормативно-правовую базу, особен-
ности организации патриотического воспитания и возрастные особенности
подростков;
3) состоит из целевого, методологического, содержательного, техно-
логического и диагностико-результативного блоков, каждый из которых вы-
полняет соответствующие функции;
4) отличается свойствами непрерывности и открытости;
5) реализуется с учетом принципов субъектности, целесообразности,
осознанной перспективы, актуализации, элективности;
6) обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий:
а) включение учителей в разнообразные активные и созидательные виды дея-
тельности; б) создание и использование электронного информационно-
методического ресурса для педагогов по патриотическому воспитанию; по-
этапное выполнение заданий по разработке материалов патриотической
направленности средствами веб-сервисов, содействующих накоплению субъ-
ектом практического опыта и развитию цифровой культуры.
Опираясь на выдвинутую гипотезу и цель работы, сформулированы
следующие задачи исследования:
1) проанализировать современное состояние проблемы педагогическо-
го сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию
подростков;
2) разработать, теоретически обосновать и экспериментально апроби-
ровать модель педагогического сопровождения подготовки педагогов к пат-
риотическому воспитанию подростков;
3) выявить комплекс педагогических условий функционирования мо-
дели педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков и определить его эффективность;
4) разработать научно-методические рекомендации для педагогов по
патриотическому воспитанию подростков.
Теоретико-методологической основой исследования являются по-
ложения системного (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, Т.А. Ильина, В.Н. Са-
довский, Ю.Ф. Тимофеева и др.), деятельностного (Б.Г. Ананьев, Л.И. Бо-
жович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), акмеологи-
ческого (С.Н. Бeгидова, В.А. Беликов, А.В. Гнеушева, Н.В. Кузьмина,
В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.Г. Чернышевский) подходов, идеи педа-
гогического сопровождения и поддержки (Л.Э. Абдулина, Т.С. Белякова,
О.А. Воскрекасенко, О.С. Газман, О.В. Ивлева, С.М. Каплунович, И.А. Лип-
ский, М.В. Миляева, М.С. Москаленко, О.А. Трофимова, В.А. Шишкина,
Н.О. Яковлева и др.), подготовки будущих учителей и состоявшихся педаго-
гов к патриотическому воспитанию обучающихся (Ю.С. Батракова, Н.М. За-
робекова, Н.В. Ипполитова, А.В. Рыбаков, М.М. Шевцова и др.), готовности
к профессиональной деятельности (Б.Г. Аверьянов, П.С. Горностай,
А.А. Деркач, Е.П. Ильин, А.Б. Леонов, Л.С. Нерсесян, К.К. Платонов, А. Ре-
бер, В.А. Сластенин, А.А. Черкасов и др.), патриотического воспитания
(М.И. Банников, Н.И. Верещагина, Е.В. Воронина, Г.Я. Гревцева, И.И. Дере-
ча, Н.Н. Дубинина, М.В. Циулина и др.), повышения квалификации (А.В. Аб-
дулина, Н.М. Борытко, Л.И. Поветьева и др.), моделирования и проектирова-
ния (В.П. Беспалько, Л.М. Кустов, А.И. Уемов, В.А. Штофф и др.), педагоги-
ческого эксперимента (Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый, Г.К. Селевко и др.).
Экспериментальной базой исследования выступили кафедра воспи-
тания и дополнительного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт пе-
реподготовки и повышения квалификации работников образования» и Центр
непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управ-
ленческих кадров в сфере культуры ФГБОУ ВО «Челябинский государствен-
ный институт культуры». В исследовании приняли участие 98 педагогов.
Поставленные задачи определили ход исследования изучаемой про-
блемы, которое осуществлялось в три этапа:
– на первом, поисковом, этапе (2014-2016 гг.) был проведен теоре-
тический анализ научно-методической, педагогической литературы, норма-
тивных правовых актов, диссертационных работ по проблеме исследования,
осуществлен историографический анализ заявленной темы, определены
цель, задачи, объект, предмет исследования, охарактеризован его понятий-
ный аппарат, выдвинута гипотеза, разработана модель педагогического со-
провождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подрост-
ков, выявлен комплекс педагогических условий ее эффективной реализации.
Основные методы этапа – теоретические (историография, анализ, обобще-
ние, систематизация, моделирование);
– на втором, экспериментальном, этапе (2016-2018 гг.) был органи-
зован педагогический эксперимент, в процессе которого апробировалась мо-
дель педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков и комплекс педагогических условий ее эффек-
тивной реализации. Основные методы этапа – теоретические (обобщение,
систематизация) и эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение,
тестирование, анкетирование, методы математической статистики и компью-
терной обработки результатов);
– на третьем, обобщающем, этапе (2018-2020 гг.) были проанализи-
рованы полученные результаты теоретического и экспериментального иссле-
дования, осуществлена проверка достоверности данных формирующего и
контрольного этапов эксперимента, проведена обработка полученных ре-
зультатов методами математической статистики, а также их систематизация
и интерпретация с формулированием выводов и практических рекомендаций.
Основные методы этапа – теоретические (анализ, синтез, обобщение, си-
стематизация), методы статистической обработки данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Патриотическое воспитание подростков – это целенаправленный,
специально организованный педагогом процесс формирования у подростков
патриотических качеств, на эффективность которого влияют формы, методы,
средства воспитания.
2. Подготовка педагогов к патриотическому воспитанию подростков –
процесс формирования у педагогов положительной мотивации к организации
работы по патриотическому воспитанию подростков и убеждения в ее важ-
ности и необходимости, углубления у них нормативно-правовых, психолого-
педагогических, методических знаний, развития умений и навыков, необхо-
димых для результативного осуществления этой работы в соответствии с по-
требностями современного социума.
3. Педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патриоти-
ческому воспитанию подростков – система взаимодействия субъектов обра-
зовательного процесса для достижения педагогами более высокого уровня
готовности к патриотическому воспитанию подростков.
4. Модель педагогического сопровождения подготовки педагогов к
патриотическому воспитанию подростков разработана с учетом социального
заказа общества, нормативных правовых актов в сфере патриотического вос-
питания в Российской Федерации, с опорой на положения системного, дея-
тельностного и акмеологического подходов; состоит из пяти блоков: целево-
го, методологического, содержательного, технологического, диагностико-
результативного; обладает специфическими свойствами непрерывности и от-
крытости; подчинена принципам субъектности, целесообразности, осознан-
ной перспективы, актуализации, элективности.
5. Эффективная реализация модели педагогического сопровождения
подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков обеспечи-
вается комплексом педагогических условий: 1) включение педагогов в разно-
образные активные и созидательные виды деятельности (научно-
исследовательской, гражданско-патриотической, проектировочной, воспита-
тельной, коррекционно-развивающей и др.), обеспечивающие взаимодей-
ствие субъектов воспитательного процесса (педагогов и подростков); 2) со-
здание и использование электронного информационно-методического ресур-
са для педагогов по патриотическому воспитанию; 3) поэтапное выполнение
заданий по разработке материалов патриотической направленности сред-
ствами веб-сервисов, содействующих накоплению субъектом практического
опыта и развитию цифровой культуры.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) обосновано комплексное сочетание системного, деятельностного и
акмеологического подходов, определяющее направление исследования и
возможности решения проблемы подготовки педагогов к патриотическому
воспитанию подростков;
2) разработана модель педагогического сопровождения подготовки
педагогов к патриотическому воспитанию подростков, включающая целевой,
методологический, содержательный, технологический и диагностико-
результативный блоки, обладающая свойствами непрерывности и открыто-
сти и опирающаяся на принципы субъектности, целесообразности, осознан-
ной перспективы, актуализации, элективности;
3) теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс
педагогических условий, обеспечивающий эффективное функционирование
модели педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков: а) включение педагогов в разнообразные ак-
тивные и созидательные виды деятельности (научно-исследовательская,
гражданско-патриотическая, проектировочная, воспитательная, коррекцион-
но-развивающая и др.), обеспечивающие взаимодействие субъектов воспита-
тельного процесса (педагогов и подростков); б) создание и использование
электронного информационно-методического ресурса для педагогов по пат-
риотическому воспитанию; в) поэтапное выполнение заданий по разработке
материалов патриотической направленности средствами веб-сервисов, со-
действующих накоплению субъектом практического опыта и развитию циф-
ровой культуры.
Теоретическая значимость для теории и методики профессионально-
го образования заключается в том, что:
1) разработана историография проблемы педагогического сопровож-
дения подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию под-
ростков и проанализировано ее современное состояние, что обогащает педа-
гогическую теорию актуальными данными по решению исследуемой про-
блемы в различные исторические периоды и в настоящее время;
2) уточнено содержание понятий «патриотическое воспитание», «педа-
гогическое сопровождение», «подготовка педагогов к патриотическому воспи-
танию», дана авторская формулировка понятия «педагогическое сопровожде-
ние подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков»;
3) определена структура готовности педагогов к патриотическому
воспитанию подростков, содержащая мотивационно-ценностный, когнитив-
ный и деятельностный компоненты, которые находят отражение в модели
педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотическому
воспитанию подростков;
4) обосновано применение системного, деятельностного, акмеологи-
ческого подходов к исследуемой проблеме, а также принципов реализации
модели педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков: субъектности, целесообразности, осознанной
перспективы, актуализации, элективности;
5) выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий,
эффективно влияющий на функционирование модели педагогического сопро-
вождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков;
6) выделены основные этапы педагогического сопровождения подго-
товки педагогов к патриотическому воспитанию подростков (мотивацион-
ный, содержательный, аналитико-коррекционный), что определило ход ис-
следовательского процесса.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1) разработана и реализована модель педагогического сопровождения
подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков и комплекс
педагогических условий, повышающих эффективность этого процесса;
2) разработан и апробирован интерактивный образовательный курс
повышения квалификации педагогов «Я – ПАТРИОТ» в рамках образова-
тельного процесса учреждений дополнительного профессионального образо-
вания, предусматривающий педагогическое сопровождение подготовки педа-
гогов к патриотическому воспитанию подростков;
3) выявлены критерии, показатели и уровни готовности педагогов к
патриотическому воспитанию подростков и подобран соответствующий диа-
гностический аппарат;
4) подготовлены и внедрены в систему повышения квалификации ра-
ботников образования научно-методические рекомендации по совершенство-
ванию воспитательной работы педагогов патриотической направленности.
Полученные результаты исследования могут использоваться в процессе
профессиональной подготовки будущих учителей, а также в системе повы-
шения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.
Обоснованность и достоверность полученных результатов под-
тверждается опорой на психолого-педагогические исследования, норматив-
ные правовые акты, современный педагогический опыт; обоснованным вы-
бором теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных по-
ставленной цели и задачам; осуществлением экспериментальной работы по
апробации модели и предложенных педагогических условий, проверкой и
статистической обработкой полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись
посредством:
– докладов и их обсуждения на конференциях различного уровня:
международных: «Проблемы физкультурного образования: содержание,
направленность, методика, организация» (Челябинск, 2015), «Современное
образовательное пространство: пути модернизации» (Чебоксары, 2016), «Но-
вая наука: проблемы и перспективы» (Стерлитамак, 2016), «Система ме-
неджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособ-
ность» (Челябинск, 2016), «Система менеджмента качества в вузе: здоровье,
образованность, конкурентоспособность» (Челябинск, 2017), «Дополнитель-
ное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности,
привлекательности, результативности» (Москва, Челябинск, 2017), «Иссле-
довательская деятельность учащихся в современном образовательном про-
странстве» (Москва, 2019), «Научные школы: молодежь в науке и культуре
XXI века» (Челябинск, 2021); всероссийских: «Идеи и проекты молодежи
России» (Чебоксары, 2015), «Национальные виды спорта: актуальные про-
блемы развития и научно-методического обеспечения» (Челябинск, 2016),
«Педагогические науки» (Москва, 2020);
– публикации результатов исследования в научных журналах и сбор-
никах, в том числе рекомендованных ВАК РФ: «Вестник Южно-Уральского
государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки»
(2016, 2017), «Сибирский педагогический журнал» (2018, 2019), «Вестник
Казанского государственного института культуры» (2021);
– внедрения разработанной модели и комплекса педагогических
условий в систему повышения квалификации педагогов на кафедре воспита-
ния и дополнительного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт пере-
подготовки и повышения квалификации работников образования» и в Центре
непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управ-
ленческих кадров в сфере культуры ФГБОУ ВО «Челябинский государствен-
ный институт культуры».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Готовность учителя к воспитанию патриотизма подростков как педагогическая проблема
    А.М. Кузьмин, М.Г. Домбровская,Е.А. Сироткин // Вестник Южно-Уральского государственного универси-тета. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2– Т. – № –С. 56–61 (0,7/0,2 п.л.).
    История и современное состояние проблемы педагогического сопровождения подготовки педагогов к воспитательной деятельности
    М.Г. Домбровская // Вестник Казанского государственногоуниверситета культуры и искусств. – 2– № – С. 116–120 (0,25 п.л.).
    Педагогические условия становления готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков
    М.Г. Домбровская // Идеи ипроекты молодежи России: материалы Всероссийской научно-практической конференции / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Эксперт-но-методический центр, 2– С. 33–35 (0,2 п.л.).
    Теоретическое обоснование педагогического содействия становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков
    М.Г. Домбровская // Проблемы физкультурного образования:содержание, направленность, методика, организация: материалы IV меж-дународного научного конгресса, посвященного 45-летию УралГУФК:в 2 т. / под ред. Е.В. Быкова. – Челябинск: Уральская академия, 2–Т. – С. 26–27 (0,1 п.л.).
    Актуальность воспитания патриотизма у подростков средней общеобразовательной школы в современных условиях
    М.Г. Домбровская // Оптимизация учебно-воспитательного процессав образовательных организациях физической культуры / под ред. С.Г. Се-рикова, Д.А. Дятлова, Н.В. Богдан, О.А. Клестовой. – Челябинск: Ураль-ская академия, 2– С. 51–52 (0,1 п.л.).
    Подходы к педагогическому содействию становления готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков
    М.Г. Домбровская // Современное образовательное пространство: путимодернизации: IX Международная научно-практическая конференция /отв. ред. А.Н. Гаврилова. – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии,2– С. 32–33 (0,25 п.л.).
    Анализ понятия «технология педагогического содействия становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков»
    М.Г. Домбровская // Педагогическая наука и образование: те-матический сборник научных трудов / отв. ред. А.Я. Найн. – Челябинск:УралГУФК, 2– Вып. – С. 121–125 (0,3 п.л.).
    Технология педагогического содействия становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков
    М.Г. Домбровская // Новая наука: проблемы и перспективы: международ-ное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 ч. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2– Ч. – С. 24–27 (0,25 п.л.).
    Формирование компетентности учителя в воспитании патриотизма подростков
    М.Г. Домбровская // Система менеджмента ка-чества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность: сборникнаучных трудов. – Челябинск: Уральская Академия, 2– С. 68–72(0,3 п.л.).
    Анализ представлений современных подростков о сущности понятия «патриотизм»
    М.Г. Домбровская // Национальныевиды спорта: актуальные проблемы развития и научно-методическогообеспечения: материалы Всероссийской научно-практической конферен-ции / под ред. Е.В. Быкова. – Челябинск: Уральская Академия, 2–С. 60–63 (0,25 п.л.).
    Педагогическая диагностика уровня готовности к воспитанию патриотизма подростков
    М.Г. Домбровская // Современныепроблемы науки туриндустрии: сборник научных статей: в 2 т. / под ред.Т.Н. Третьяковой, Ю.А. Сыромятниковой. – Челябинск: Издат. центрЮУрГУ, 2– Т. – С. 198–202 (0,3 п.л.).
    Результаты диагностики уровней готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков на констатирующем этапе эксперимента
    М.Г. Домбровская // Международная научно-практическаяконференция «Новая наука: от идеи к результату». – Стерлитамак: АМИ,2– С. 56–61 (0,4 п.л.).
    Готовность учителя к воспитанию патриотизма подростков: процессуальный аспект
    М.Г. Домбровская, А.М. Кузьмин //Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – Челябинск: УральскаяАкадемия, 2– С. 41–48 (0,5/0,25 п.л.).
    Воспитание патриотизма школьников средствами традиционной народной культуры
    М.Г. Домбровская, Ю.Н. Губин // Систе-ма менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкуренто-способность: сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции / под ред. С.Г. Серикова. – Челябинск: Урал-ГУФК, 2– С. 107–111 (0,2/0,1 п.л.).
    Особенности воспитания патриотизма подростков в современной школе
    М.Г. Домбровская // Научно-спортивный вестникУрала и Сибири. – 2– № 3(15). – С. 59–64 (0,4 п.л.).
    Методы педагогического содействия становлению готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков
    М.Г. Домбровская // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, об-разованность, конкурентоспособность: сборник научных трудов. – Челя-бинск: УралГУФК, 2– С. 123–128 (0,45 п.л.).
    Воспитание патриотизма как механизм социального становления подростков
    М.Г. Домбровская // Проблемы подготовкинаучных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сборникнаучных трудов молодых ученых УралГУФК. – Вып. – Челябинск:УралГУФК, 2– С. 22–25 (0,25 п.л.).
    Воспитание патриотизма обучающихся в дополнительном образовании
    М.Г. Домбровская // Дополнительное образование детейв изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, ре-зультативности: материалы III Международной научно-практической кон-ференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2– С. 110–113 (0,25 п.л.).
    Информационно-коммуникативные технологии как средство воспитания патриотизма обучающихся
    М.Г. Домбровская //Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыти перспективы: сборник научных трудов молодых ученых УралГУФК /под ред. Е.Б. Малетиной. – Вып. – Челябинск: УралГУФК, 2–С. 60–63 (0,25 п.л.).
    Использование интерактивных технологий в становлении готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков
    М.Г. Домбровская // Scientific discussion / chief editor: Zbyněk Liška. –Praha, Czech Republic. – 2– Vol. – № – P. 23–26 (0,25 п.л.).
    Диагностические методики оценки уровня патриотического воспитания подростков
    М.Г. Домбровская // Вестник психоло-гии и педагогики Алтайского государственного университета. – Алтай,2– С. 44–53 (0,4 п.л.).
    Профессиональные компетенции современного учителя, готового к патриотическому воспитанию подростков
    М.Г. Дом-бровская // Педагогические науки. – 2– № – С. 26–29 (0,25 п.л.).
    Педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков в рамках курсов повышения квалификации
    М.Г. Домбровская // Вестник Института культуры дет-ства. – Челябинск: ЧГИК, 2– Вып. 21: Развитие личности в совре-менном нестабильном мире. – С. 240–244 (0,3 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»