Педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков

Домбровская Мария Геннадьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГО-
ГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ ………. 17
1.1. Состояние проблемы патриотического воспитания подростков
в педагогической науке и практике ………………………………….. 17
1.2. Теоретическое обоснование проблемы педагогического сопро-
вождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию … 41
1.3. Модель педагогического сопровождения подготовки педагогов
к патриотическому воспитанию подростков и педагогические
условия ее эффективной реализации ………………………………… 63
Выводы по главе 1 …………………………………………………….. 94
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ
СОДЕРЖАНИЯ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖ-
ДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ ……………………………………… 98
2.1. Общая технологическая характеристика организации экспери-
ментального исследования ……………………………………………. 98
2.2. Реализация модели педагогического сопровождения подготов-
ки педагогов к патриотическому воспитанию подростков и ком-
плекса условий ее эффективного внедрения ………………………… 124
2.3. Результаты экспериментальной работы и их интерпретация ….. 157
Выводы по главе 2 …………………………………………………….. 164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 167
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………… 173

Во введении на основе актуальности диссертационного исследования
сформулированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследо-
вания, выдвинута гипотеза исследования, обоснована новизна научно-
исследовательских результатов, приведена теоретическая и практическая зна-
чимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию под-
ростков» приведены результаты исторического исследования проблемы и ха-
рактеристика ее современного состояния, представлена модель педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подрост-
ков и комплекс педагогических условий, влияющих на ее эффективное функци-
онирование.
Историческое исследование проблемы было осуществлено в двух аспектах:
– изучение истории становления и развития патриотического воспитания
в России позволило выделить восемь этапов: 1) IX-XI века – основу патриотиче-
ского воспитания составляет «почитание Руси»; 2) XII-XV века – ключевая идея
в процессе формирования патриотизма есть «преданность Родине в героической
борьбе и ее защита от врагов»; 3) XVI-XVII века – патриотизм составляет основу
национальной идеи; 4) XVIII – первая половина XIX века – патриотизм выступает
государственной идеологией; 5) вторая половина XIX века – разработка научных
основ патриотического воспитания; 6) ХХ век – формирование понятия «социали-
стический патриотизм»; 7) конец XX века – снижение интереса к проблеме патри-
отического воспитания; 8) настоящее время – патриотизм как одно из ведущих
направлений государственной политики в сфере образования;
– изучение истории развития подготовки учителей (будущих учителей)
к патриотическому воспитанию дало возможность выделить пять этапов этого
процесса: I этап – 20-30-е гг. ХХ века – воспитание патриотизма через идеоло-
гию государства; II этап – 40-50-е гг. ХХ века – приоритетным направлением
воспитания является военно-патриотическое; III этап – 60-80-е гг. ХХ века –
основу патриотического воспитания составляют государственная политика и
идеология; IV этап – 90-е гг. XX века – тема подготовки учителей к патриоти-
ческому воспитанию становится менее актуальной и мало востребованной в пе-
дагогических исследованиях; V этап – 2000-е гг. – наши дни – патриотизм ста-
новится одним из ключевых направлений государственной политики.
Проведенное исследование позволило выявить положительные тенденции
как в развитии патриотического воспитания в современной России, так и в подго-
товке педагогов (или будущих учителей) к данному виду воспитательной работы.
Ключевыми понятиями исследования являются: «патриотическое воспи-
тание подростков», «подготовка педагогов к патриотическому воспитанию
подростков» и «педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патрио-
тическому воспитанию подростков». Патриотическое воспитание подростков
– целенаправленный, специально организованный педагогом процесс формиро-
вания у подростков патриотических качеств, на эффективность которого влия-
ют формы, методы, средства воспитания. Подготовка педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков – процесс формирования у педагогов положи-
тельной мотивации к организации работы по патриотическому воспитанию
подростков и убеждения в ее важности и необходимости, углубления у них
нормативно-правовых, психолого-педагогических, методических знаний, раз-
вития умений и навыков, необходимых для результативного осуществления
этой работы в соответствии с потребностями современного социума. Педагоги-
ческое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспитанию
подростков – система взаимодействия субъектов образовательного процесса
для достижения педагогами более высокого уровня готовности к патриотиче-
скому воспитанию подростков.
Методологическую основу разработки модели педагогического сопро-
вождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков со-
ставил комплекс подходов: системного, деятельностного и акмеологического.
Системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг,
Т.А. Ильина, С.А. Кудж, И.А. Полещук и др.) служит методологической осно-
вой для анализа и систематизации материала по теории и практике педагогиче-
ского сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию
подростков. Системный подход дал возможность представить изучаемый про-
цесс в виде системы и сконструировать его модель.
Деятельностный подход (В.А. Беликов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн и др.) обеспечивает содержательное наполнение процесса пе-
дагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспи-
танию подростков.
Акмеологический подход (С.Н. Бeгидова, В.А. Беликов, А.В. Гнеушева,
В. Соловьев, П.А. Флоренский и др.) ориентирует на формировании мотивации,
заинтересованности педагогов в повышении своего профессионального уровня,
совершенствовании компетенций, необходимых для работы по патриотическо-
му воспитанию.
На основе социального заказа, нормативных правовых актов Российской
Федерации в сфере патриотического воспитания была разработана модель пе-
дагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспи-
танию подростков, включающая следующие блоки: целевой, методологиче-
ский, содержательный, технологический, диагностико-результативный (рис. 1).
Целевой блок отражает цель и задачи изучаемого процесса. Поставлен-
ная цель – достижение качественных изменений в процессе педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подрост-
ков, – с одной стороны, определена требованиями современного социума,
с другой – декомпозирована в задачах, способствующих достижению цели.
В качестве задач были определены:
– создание условий для мотивации педагогов к патриотическому воспи-
танию подростков;
– развитие теоретических и методических знаний педагогов в области
патриотического воспитания;
– формирование умений и навыков учителей, необходимых для воспи-
тания патриотических качеств подростков.
Социальный заказ общества: потребность в педагогах готовых к патриотическому воспитанию подростков
включение педагогов в разнообразные активные и созидательные виды деятельности (научно-

поэтапное выполнение заданий по разработке материалов патриотической направленности средствами веб –
исследовательская, проектировочная, гражданско-патриотическая, коррекционно-развивающая и др.), обеспечивающие
создание и использование электронного информационно-методического ресурса для педагогов по
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Цель – достижение качественных изменений в процессе педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков.

Подходы
системныйдеятельностныйакмеологический
сервисов, содействующих накоплению субъектом практического опыта и развитию цифровой культуры.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
Принципы
БЛОК
СубъектностиЭлективностиАктуализации
ЦелесообразностиОсознанной перспективы

ЭтапыСОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
процесс взаимодействия субъектов воспитательного процесса (педагогов и подростков);

педагогическогоИнтерактивный образовательный курс повышения
квалификации педагогов «Я -ПАТРИОТ»
сопровождения
Этапы реализации программы:
МотивационныйПрограмма состоитI этап – консультационно-
Комплекс педагогических условий:

из трех частей:диагностический;
Содержательный1) ознакомительная;II этап – ознакомительно-
Аналитико-2) практическая;теоретический;
3) творческаяIII этап – практико-ориентированный;
коррекционныйIV этап – творческо-рефлексивный

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
ТехнологииФормыМетодыСредства
Кейс-метод,Методический
Развитие критическогоКонсультация,
игра,материал,
мышления, педагогическаяпрактикум,
упражнение,тематические
мастерская, дистанционноеимпровизация,
дискуссия,видеоролики,
обучение, экспертно-индивидуальная,
тренинг, методдиагностические
оценочнаягрупповая и др.
проектов и др.методики и др.

ДИАГНОСТИКО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
КритерииПоказателиМетодики
Мотивационно- мотивация на совершенствование проф. качеств;Опросники:
приоритетные ценности учителя;А.А. Карелиной,
патриотическому воспитанию;

ценностный уровень социальной ответственностиГ. Сенина и др.
теоретические знания о патриотическом воспитании; Тесты и практические
Когнитивныйпредставления о патриоте России и явлениях,задания
формирующих патриотические чувства подростков
Организационные, коммуникационные,Опросники:
Деятельностныйпроектировочные и другие уменияН.П. Фитискина,
В.В. Бойко

Уровни:высокийсреднийнизкий
1)

2)
3)

Результат: переход на более высокий уровень готовности педагога к
патриотическому воспитанию подростков

Рис. 1. Модель педагогического сопровождения подготовки педагогов
к патриотическому воспитанию подростков
Методологический блок включает подходы (системный, деятельностный,
акмеологический) и принципы (субъектности, целесообразности, осознанной пер-
спективы, актуализации, элективности) процесса педагогического сопровождения
подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков.
Содержательный блок модели включает реализацию интерактивного
образовательного курса повышения квалификации педагогов «Я – ПАТРИОТ».
Изучение заявленной проблемы показало: для того чтобы достичь более высо-
кого уровня готовности педагогов к патриотическому воспитанию подростков,
необходимо разработать специальную программу. Программа интерактивного
образовательного курса «Я – ПАТРИОТ» состоит из трех частей: ознакоми-
тельной (теоретический материал по патриотическому воспитанию подростков:
понятийный аппарат, нормативная база, педагогические технологии воспитания
патриотических качеств, особенности подросткового возраста и т.д.), практиче-
ской (разработки занятий с подробным описанием каждого этапа), творческой
(творческий проект, выполняемый учителем в конце курса, поможет оценить
результат освоения педагогом ознакомительной и практической частей курса).
Технологический блок модели включает технологии, формы, методы и
средства педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков.
Диагностико-результативный блок позволяет оценить уровень готов-
ности педагогов к патриотическому воспитанию подростков как результат пе-
дагогического сопровождения. Данный блок содержит критерии и показатели
уровней готовности педагогов к патриотическому воспитанию подростков и
методики по их выявлению.
Эффективная реализация модели педагогического сопровождения подго-
товки педагогов к патриотическому воспитанию подростков обеспечивается
комплексом педагогических условий.
Первое педагогическое условие – включение педагогов в разнообразные
активные и созидательные виды деятельности (научно-исследовательской,
гражданско-патриотической, проектировочной, воспитательной, коррекцион-
но-развивающей и др.), обеспечивающие взаимодействие субъектов воспита-
тельного процесса (педагогов и подростков). Созидательная деятельность
представляет собой специально организованный процесс, имеющий целью со-
здание педагогами творческого проекта с опорой на знания, умения, навыки,
сформированные в результате прохождения интерактивного образовательного
курса повышения квалификации «Я – ПАТРИОТ», а также собственный педа-
гогический опыт. Включение учителей в активную и созидательную деятель-
ность предполагает актуализацию педагогом своих профессиональных, лич-
ностных возможностей (способностей, таланта, педагогического опыта и т.д.)
для организации результативного взаимодействия с обучающимися (подрост-
ками) в процессе патриотического воспитания. Реализация данного условия
позволяет:
– мотивировать педагогов к участию в интерактивном образовательном
курсе повышения квалификации «Я – ПАТРИОТ»;
– приобрестипрактическиеуменияинавыкинаучно-
исследовательской, гражданско-патриотической, проектировочной, коммуника-
тивной, рефлексивной, коррекционно-развивающей, деятельности;
– совершенствовать навыки создания творческих продуктов с примене-
нием полученных в результате прохождения курса «Я – ПАТРИОТ» знаний,
умений и навыков;
– обеспечить результативное взаимодействие педагогов и подростков в
процессе патриотического воспитания.
Второе педагогическое условие – создание и использование электронного
информационно-методического ресурса для педагогов по патриотическому
воспитанию. Электронный информационно-методический ресурс – совокуп-
ность информационно-теоретических, методических, нормативно-правовых,
образовательных, оценочных материалов, представленных в электронно-
цифровой форме, для осуществления педагогического сопровождения подго-
товки педагогов к патриотическому воспитанию подростков, независимо от их
местоположения. В ходе выполнения второго условия нами был создан элек-
тронный информационно-методический ресурс в виде интернет-сайта (https://i-
patriot.ru/) с целью оказания помощи педагогам в работе по патриотическому
воспитанию подростков. Для выполнения второго условия необходимо было
сделать следующее:
– разработать электронный информационно-методический ресурс для
педагогов, который являлся бы источником актуальной информации, необхо-
димой для организации продуктивной работы по патриотическому воспитанию
подростков;
– обеспечить наполняемость данного электронного информационно-
методического ресурса теоретическим, методическим, нормативно-правовым,
диагностическим материалом;
– разработать дистанционный курс для педагогов, направленный на по-
вышение уровня их готовности к патриотическому воспитанию обучающихся;
– создать онлайн-курс для подростков, который содержит краеведче-
ский материал, способствующий формированию знаний об истории родного
края, его достопримечательностях, выдающихся личностях, сыгравших роль
в развитии региона, поскольку перечисленные знания являются одной из со-
ставляющих патриотизма.
Третье условие – поэтапное выполнение заданий по разработке матери-
алов патриотической направленности средствами веб-сервисов, содействую-
щих накоплению субъектом практического опыта и развитию цифровой куль-
туры. Веб-ресурс (интернет-ресурс, веб-сервис) – совокупность электронных
данных, опубликованных в глобальной сети интернет. Для осуществления тре-
тьего педагогического условия было сделано следующее:
– педагогам предоставлена подробная информация о веб-ресурсах, ко-
торые можно эффективно использовать в работе по патриотическому воспита-
нию подростков;
– сформированы компетенции педагога по использованию веб-
ресурсов, которые позволят разнообразить формы проведения занятий патрио-
тической направленности (дистанционное обучение, вебинары, форумы и т.д.),
методы (просмотр видеороликов, игры, упражнения и т.д.), средства (тесты и
опросники, разработанные с помощью ресурса Google-форма, упражнения,
кроссворды, викторины, созданные посредством LearningApps.org и т.д.);
– проведено обучение педагогов по работе с цифровыми ресурсами, что
должно оказать влияние на качество патриотического воспитания: занятия ста-
нут ярче, разнообразнее, интереснее для подростков (подростков можно отне-
сти к поколению Z, для которого цифровые технологии являются неотъемлемой
частью жизни).
Первую главу диссертации завершают выводы по теоретической части
исследования о том, что эффективность реализации модели педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подрост-
ков определяется внедрением комплекса педагогических условий.
Во второй главе «Экспериментальная работа по апробации содержания
модели педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков» дана общая технологическая характеристика
организации экспериментального исследования, описана работа по реализации
модели педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотическому
воспитанию подростков и комплекса условий ее эффективного внедрения, приве-
дены результаты экспериментальной работы и их интерпретация.
Экспериментальная работа осуществлялась в период с 2016 по 2018 годы на
базе кафедры воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО «Челябин-
ский институт переподготовки и повышения квалификации работников образова-
ния» и Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих
и управленческих кадров в сфере культуры ФГБОУ ВО «Челябинский государ-
ственный институт культуры».
В эксперименте приняли участие четыре группы (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, КГ-1)
педагогов дополнительного образования, работающих с обучающимися под-
росткового возраста (5‒9 классы). Все педагоги, участвующие в эксперименте
(всего 98 учителей), работают в сфере дополнительного образования детей
в разных административно-территориальных единицах Челябинской области
(городских округах, муниципальных районах и т.д.). В эксперименте принима-
ли участие педагоги, реализующие различные направления дополнительного
образования: социально-педагогическое, туристско-краеведческое, физкуль-
турно-спортивное, художественное, техническое.
В контрольной группе процесс повышения квалификации педагогов до-
полнительного образования проходил в традиционной форме без внедрения
модели и комплекса педагогических условий. В экспериментальных группах
процесс педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков осуществлялся с учетом разработанной модели и
реализации комплекса педагогических условий.
В ходе подготовки к организации педагогического эксперимента были
поставлены цель и задачи, определен ход эксперимента, включающий конста-
тирующий, формирующий и контрольный этапы, выбран соответствующий ди-
агностический инструментарий для оценки уровня готовности педагогов к пат-
риотическому воспитанию подростков.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что преоб-
ладающее число педагогов находилось на низком уровне готовности к патрио-
тическому воспитанию подростков. Для респондентов данного уровня было ха-
рактерно отсутствие интереса к работе по патриотическому воспитанию под-
ростков, низкий уровень знаний и умений в области патриотического воспита-
ния подростков, слабое владение методиками данного вида воспитательной ра-
боты. Низкий уровень готовности педагогов к патриотическому воспитанию
отражается на качестве воспитательной работы с подростками. Опираясь на по-
лученные результаты, был сделан вывод, что необходимо реализовать каче-
ственно новую модель, направленную на повышение мотивации педагогов, раз-
витие теоретических и практических знаний и умений педагогов в области пат-
риотического воспитания.
Формирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях
на курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
На данном этапе осуществлялись внедрение модели педагогического сопро-
вождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков и
реализация комплекса педагогических условий.
В рамках целевого блока была проведена работа по формированию моти-
вации педагогов к повышению уровня готовности к патриотическому воспита-
нию подростков через создание благоприятных условий (заинтересованность,
психологический климат, возможность самообразования, самосовершенствова-
ния), доказательство потребности современного общества в педагогах, готовых
к патриотическому воспитанию подростков (нормативные правовые акты госу-
дарства в области образования), предоставление информации о патриотическом
воспитании в доступной форме (сайт i-patriot.ru).
Содержательный блок разработанной модели включает интерактивный
образовательный курс повышения квалификации педагогов «Я – ПАТРИОТ».
Данный курс направлен на развитие патриотических и гражданских качеств
учителей, овладение знаниями о нормативных правовых актах в области патри-
отического воспитания, освоение педагогических технологий патриотического
воспитания; изучение возможностей веб-ресурсов для работы по патриотиче-
скому воспитанию и т.д. Реализация данного курса осуществлялась поэтапно.
I этап – консультационно-диагностический. На данном этапе было про-
ведено знакомство с педагогами, определен исходный уровень их готовности
к патриотическому воспитанию подростков с помощью таких диагностических
методик, как: «Шкала оценки потребности в достижении» А.А. Карелина, Ме-
тодика «Социально значимые ценности», опросник «Шкала социальной ответ-
ственности» Л. Берковица и К. Луттермана (в интерпретации К. Муздыбаева)
и т.д. На данном этапе также осуществлялось консультирование педагогов по
самостоятельному изучению теоретической части курса.
II этап – ознакомительно-теоретический. На данном этапе было осу-
ществлено знакомство педагогов с теоретическим материалом, который они
изучали самостоятельно («Сущность понятий «патриотизм», «патриот», «пат-
риотическое воспитание», «Нормативные правовые акты в области воспитания
патриотизма», «Направления патриотического воспитания подростков», «Педа-
гогические технологии патриотического воспитания» и т.д.).
III этап – практико-ориентированный. На данном этапе у учителей была
возможность опробовать на себе интерактивные занятия по темам «Я – патри-
от?», «Моя малая Родина», «Ценности патриота», «Ответственность и долг пе-
ред Родиной» и др., способствующие формированию патриотических качеств.
Занятия состояли из разнообразных форм организации образовательной дея-
тельности обучающихся, например, просмотр и обсуждение видеоролика «Ни-
кто не пришел на субботник», выполнение упражнений («Какой я гражданин?»,
«Человек культуры», «Я и коллектив» и т.д.), игры, анкетирование, выставки
плакатов и т.д. Данные занятия или их элементы педагоги могут активно при-
менять в своей работе по патриотическому воспитанию подростков.
IV этап – творческо-рефлексивный – закрепление полученных в резуль-
тате прохождения курса знаний, умений и навыков работы по патриотическому
воспитанию подростков. На данном этапе педагогам было необходимо выпол-
нить итоговый творческий проект, применив полученные знания, умения и
навыки. На этом этапе также был осуществлен самоанализ (рефлексия) – осо-
знание важности и полезности пройденного курса, диагностика итогового
уровня готовности педагогов к патриотическому воспитанию подростков, кор-
ректировка полученных результатов, определение дальнейшего плана воспита-
тельной работы по развитию патриотических качеств обучающихся.
В ходе изучения проблемы педагогического сопровождения подготовки
педагогов к патриотическому воспитанию подростков был разработан сайт i-
patriot.ru, на котором размещены дистанционные курсы для учителей («Я –
ПАТРИОТ») и обучающихся («Родной Челябинск»).
Использование дистанционных технологий позволило пройти обучение
в доступной форме, в удобное для педагога время, используя любое из имею-
щихся современных телекоммуникационных средств (компьютер, ноутбук,
планшет, смартфон).
Диагностико-результативный блок направлен на сбор и интерпрета-
цию информации о качестве подготовки педагогов к патриотическому воспита-
нию подростков. Используя разнообразные методики (опросники В.В. Бойко,
А.А. Карелиной, Г. Сенина, Н.П. Фитискина и т.д.) были определены уровни
готовности педагогов к патриотическому воспитанию подростков, а также от-
слеживалась их динамика на протяжении всего эксперимента.
В соответствии с планом работы в каждой экспериментальной группе, по-
мимо разработанной модели педагогического сопровождения подготовки педаго-
гов к патриотическому воспитанию подростков, внедрялись также два из трех вы-
явленных педагогических условий (ЭГ-1, ЭГ-2) или весь их комплекс (ЭГ-3).
Первое педагогическое условие – включение педагогов в разнообразные
активные и созидательные виды деятельности (научно-исследовательской,
гражданско-патриотической, проектировочной, воспитательной, коррекционно-
развивающей и др.), обеспечивающие взаимодействие субъектов воспитатель-
ного процесса (педагогов и подростков) – реализовалось в рамках интерактив-
ного образовательного курса повышения квалификации «Я – ПАТРИОТ». В
процессе самостоятельного изучения тем ознакомительной части курса «Я –
ПАТРИОТ» учителя осуществляли научно-исследовательскую деятельность
(создание творческих проектов, написание научных статей, разработка сцена-
риев мероприятий и т.д.). Включение педагогов в гражданско-
патриотическую деятельность было реализовано через прохождение интерак-
тивного образовательного курса «Я – ПАТРИОТ». Коррекционно-развивающая
деятельность осуществлялась в начале и в конце прохождения курса «Я –
ПАТРИОТ» посредством диагностики уровня готовности педагогов к патрио-
тическому воспитанию подростков и коррекции процесса педагогического со-
провождения в соответствии с полученными результатами.
Для реализации второго педагогического условия – создание и использо-
вание электронного информационно-методического ресурса для педагогов по
патриотическому воспитанию – был разработан сайт i-patriot.ru с целью оказа-
ния методической помощи учителям. На главной странице сайта размещена ос-
новная информация о нем, представлены блоки «В помощь учителю» (включа-
ет четыре раздела: «Нормативная база РФ по патриотическому воспитанию»,
«Полезные статьи», «Технологии патриотического воспитания», «Разработки
занятий»), «Краеведение», «Курсы» (содержит дистанционные курсы для педа-
гогов («Я – ПАТРИОТ») и для подростков («Родной Челябинск»).
Третье педагогическое условие – поэтапное выполнение заданий по раз-
работке материалов патриотической направленности средствами веб-сервисов,
содействующих накоплению субъектом практического опыта и развитию циф-
ровой культуры:
– I этап – теоретический анализ и обобщение информации о веб-ресурсах,
использование которых помогло педагогам разнообразить работу по патриотиче-
скому воспитанию подростков и повысило ее эффективность. Данная теоретиче-
ская информация представлена в теме 6 «Использование возможностей веб-
ресурсов для организации работы по патриотическому воспитанию» интерактив-
ного курса «Я – ПАТРИОТ», размещенного на платформе Google-класс;
– II этап – практическое выполнение заданий по использованию веб-
ресурсов;
– III этап – выполнение творческого проекта по итогам прохождения
курса с применением на практике полученных знаний, умений, навыков,
а именно, разработка онлайн-занятия с использованием возможностей веб-
ресурсов. Был определен ряд веб-сервисов, которые могут быть полезными в
работе педагогов по патриотическому воспитанию. В первую очередь, это ин-
формационные сайты (i-patriot.ru, jewish-museum.ru, живая-история-россии.рф и
др.), на которых размещены методические и дидактические материалы, курсы
повышения квалификации по гражданскому и патриотическому воспитанию
обучающихся, конкурсы и мн. др. Также это интернет-приложения (Google-
класс, Google-форма, Яучитель, LearningApps.org, YouTube и т.д.).
На контрольном этапе проанализированы полученные в ходе экспери-
мента результаты, которые показали, что при внедрении разработанной модели
педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотическому вос-
питанию подростков и комплекса педагогических условий заметно повышается
уровень данной подготовки. Наиболее выраженные результаты получены
в группе ЭГ-3, где реализовалась модель педагогического сопровождения под-
готовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков и комплекс пе-
дагогических условий. В данной группе на низком уровне осталось наименьшее
количество педагогов – 13%, в остальных группах: КГ-1 – 64%, ЭГ-1 – 60%,
ЭГ-2 – 52%. Средний показатель также увеличился во всех группах: КГ-1 –
32%, ЭГ-1 – 28%, ЭГ-2 – 32%, ЭГ-3 – 48%. Количество педагогов с высоким
уровнем готовности составило: КГ-1 – 4%, ЭГ-1 – 12%, ЭГ-2 – 16%, ЭГ-3 –
39%. Данные результаты позволяют говорить об эффективности реализованной
модели и комплекса внедренных педагогических условий.
Таким образом, можно сделать вывод, что традиционный процесс обуче-
ния на курсах повышения квалификации дает положительный эффект, это вид-
но по результатам контрольной группы, однако он недостаточно продуктивен.
Внедрение разработанной автором модели педагогического сопровождения
подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков и комплекса
педагогических условий дает более высокие результаты.
В заключении представлены следующие общие выводы:
1. Актуальность проблемы педагогического сопровождения подготовки
педагогов к патриотическому воспитанию подростков обосновывается соци-
альным заказом, требованиями нормативно-правовых документов в сфере обра-
зования РФ, недостаточной разработанностью теоретических и методологиче-
ских основ данной проблемы.
2. Историческое исследование проблемы, осуществленное в двух аспек-
тах, позволило выявить восемь этапов истории становления и развития патрио-
тического воспитания в России, начиная с IX века и по настоящее время, и пять
этапов истории развития подготовки будущих учителей к деятельности по пат-
риотическому воспитанию: I этап – 20-30-е гг. ХХ века – воспитание патрио-
тизма через идеологию государства; II этап – 40-50-е гг. ХХ века – приоритет-
ным направлением воспитания является военно-патриотическое; III этап – 60-
80-е гг. ХХ века – основу патриотического воспитания составляют государ-
ственная политика и идеология; IV этап – 90-е гг. XX века – тема подготовки
учителей к патриотическому воспитанию становится менее актуальной и мало
востребованной в педагогических исследованиях; V этап – 2000-е гг. – наши
дни – патриотизм становится одним из ключевых направлений государственной
политики.
3. Теоретический анализ заявленной проблемы исследования позволил
установить, что результативным путем ее решения является разработка и реа-
лизация модели педагогического сопровождения подготовки педагогов к пат-
риотическому воспитанию подростков и комплекса педагогических условий,
повышающих ее эффективность.
4. Структура готовности педагогов к патриотическому воспитанию под-
ростков включает мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный
компоненты и обусловливает необходимость разработки модели педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков
на основе системного, деятельностного и акмеологического подходов.
5. Модель педагогического сопровождения подготовки педагогов к пат-
риотическому воспитанию подростков состоит из пяти блоков (целевого, мето-
дологического,содержательного,технологическогоидиагностико-
результативного), характеризуется свойствами непрерывности и открытости,
функционирует на основе принципов субъектности, элективности, актуали-
зации, целесообразности, осознанной перспективы,
6. Эффективное функционирование модели обеспечивается комплексом
педагогических условий: 1) включение педагогов в разнообразные активные и
созидательные виды деятельности (научно-исследовательская, гражданско-
патриотическая, проектировочная, воспитательная, коррекционно-развивающая
и др.), обеспечивающие процесс взаимодействия субъектов воспитательного
процесса (педагогов и подростков); 2) создание и использование электронного
информационно-методического ресурса для педагогов по патриотическому
воспитанию; 3) поэтапное выполнение заданий по разработке материалов пат-
риотической направленности средствами веб-сервисов, содействующих накоп-
лению субъектом практического опыта и развитию цифровой культуры.
7. Результаты, полученные на заключительном этапе эксперимента, под-
тверждают эффективность процесса педагогического сопровождения подготов-
ки педагогов к патриотическому воспитанию подростков, осуществляемого
в соответствии с разработанной моделью, и комплекса выявленных педагогиче-
ских условий, что свидетельствует о правильности выдвинутой гипотезы.
Материалы исследования могут быть использованы в практике воспита-
тельной работы общеобразовательных школ, при подготовке будущих учите-
лей, на курсах повышения квалификации педагогических кадров.
Проведенное исследование не исчерпывает в полном объеме всех аспек-
тов проблемы педагогического сопровождения подготовки педагогов к патрио-
тическому воспитанию подростков, а предлагает один из возможных вариантов
ее решения. Перспективы дальнейшей работы могут быть намечены в следую-
щих направлениях: выявление новых педагогических условий, которые будут
способствовать эффективности процесса педагогического сопровождения под-
готовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков; расширение ди-
агностического инструментария и разработка электронного ресурса для ди-
станционной оценки уровня готовности педагогов к патриотическому воспита-
нию подростков.

Актуальность исследования. Политические, экономические, соци-
альные преобразования в России обусловливают необходимость и важность
патриотического воспитания подрастающего поколения, поскольку именно
от него во многом зависит будущее нашей страны. Поэтому одним из прио-
ритетных направлений в современной системе образования является воспи-
тание патриотизма. В федеральном законе «Об образовании в Российской
Федерации» делается акцент на формирование и развитие таких основопола-
гающих качеств личности воспитанников, как патриотизм, гражданствен-
ность, ответственность, уважение к памяти защитников Отечества, человеку
труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному насле-
дию многонационального народа России, к природе и окружающей среде и
др. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» определены задачи обновления и совершенствования научного и
методического сопровождения процесса патриотического воспитания граж-
дан, преобразования и развития наиболее успешных форм и методов работы
по патриотическому воспитанию. Требования нормативных правовых актов
обширны и разнообразны, для их реализации необходима качественная и ре-
зультативная подготовка педагогических кадров. При этом повышение ква-
лификации педагогических работников представляется неотъемлемым усло-
вием прогрессивного развития и эффективного функционирования как си-
стемы образования, так и общества в целом.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения ак-
туальна, необходимость ее решения подчеркивается на государственном
уровне. Приоритетом государственной политики в сфере образования явля-
ется формирование уважения к прошлому и настоящему многонационально-
го народа Российской Федерации, к правам и свободе человека, воспитание
чувства ответственности перед Отечеством и т.д. Актуальность обозначенной
проблемы повышается в связи с тем, что педагог имеет значительный потен-
циал для создания необходимых условий патриотического воспитания под-
растающего поколения.
Взяв за основу работы Ю.В. Васильевой, М.Р. Гинзбурга, Д.И. Фель-
дштейна и др., можно предположить, что наиболее сенситивным возрастом
для патриотического воспитания является подростковый. В этот период осу-
ществляется переход от детства к взрослости, происходят значительные фи-
зиологические и психологические изменения. У подростка формируются но-
вые ценностные ориентиры, меняется отношение к себе, семье, сверстникам,
школе. Подросток стремится к самостоятельности, личностному самоопреде-
лению, осуществлению активной деятельности на пользу общества. Задача
педагога в это время – помочь воспитаннику осознать важность его патрио-
тических взглядов, идеалов, стремлений, чувств, вовлечь его в активную об-
щественную деятельность детского коллектива, образовательной организа-
ции, района, города и т.д.
Несмотря на то, что тема патриотического воспитания вызывает инте-
рес ученых на протяжении уже не одного десятилетия, проблема педагогиче-
ского сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию
подростков остается недостаточно раскрытой. Остаются вопросы, которые не
в полной мере отражены в научных изысканиях: недостаточное внимание ру-
ководителей образовательных организаций к проблеме патриотического вос-
питания подростков, непонимание ими всей значимости целенаправленной
подготовки педагогов к результативному осуществлению этого процесса,
слабая разработанность теоретико-методологических основ педагогического
сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию под-
ростков. Некоторые аспекты заявленной проблемы требуют более детального
изучения: компоненты подготовки педагогов к патриотическому воспита-
нию, диагностический инструментарий для определения уровня их готовно-
сти к патриотическому воспитанию, эффективные способы повышения уров-
ня готовности педагогов к патриотической работе с подростками и т.д. Все
вышесказанное определяет актуальность проблемы педагогического сопро-
вождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков,
а готовность педагога детерминируется его профессиональными компетен-
циями, стремлением к саморазвитию и мотивацией, пониманием важного ме-
ста патриотического воспитания подростков в образовательном процессе.
Среди педагогов образовательных организаций (школ, центров допол-
нительного образования) города Челябинска был проведен опрос, в котором
приняли участие 167 респондентов. Анализ результатов опроса позволил
сделать следующие выводы: 46% опрошенных считают, что обладают доста-
точными знаниями и умениями для эффективной работы по формированию
патриотических качеств у обучающихся, но при этом испытывают затрудне-
ния на практике; 54% педагогов признают, что не готовы к данному виду де-
ятельности; почти 50% респондентов не включают мероприятия, способ-
ствующие развитию патриотизма у подростков, в план воспитательной рабо-
ты детского коллектива; более 40% учителей имеют низкий уровень мотива-
ции к совершенствованию своих профессиональных качеств. Полученные ре-
зультаты указывают на недостаточную заинтересованность педагогов в пат-
риотическом воспитании подростков, отсутствие программ подготовки педа-
гогов к патриотическому воспитанию обучающихся в учреждениях дополни-
тельного профессионального образования и повышения квалификации.
В образовательном процессе воспитанию патриотизма, наряду с други-
ми качествами личности, необходимо уделять особое внимание. Для того,
чтобы процесс патриотического воспитания был эффективным и приводил к
положительным результатам, педагог должен отличаться профессионализ-
мом, теоретической и практической компетентностью, а также обладать та-
кими качествами, как истинный патриотизм, гражданская ответственность и
нравственность, ему необходимо знать содержание понятия «патриотизм»,
историю его развития в нашей стране, качества настоящего патриота, а самое
главное, развивать в себе чувство патриотизма, чтобы быть примером для
своих учеников. Для овладения необходимыми знаниями важно постоянно
заниматься самообразованием, посещать курсы повышения квалификации,
семинары, вебинары с целью изучения передового опыта как современных
ученых, так и выдающихся педагогов, оставивших след в истории развития
патриотического воспитания. Также большое значение имеет положительная
мотивация и готовность учителей к патриотическому воспитанию. Таким об-
разом, актуальность данного исследования подтверждается потребностью
педагогов в программах повышения квалификации по патриотическому вос-
питанию подростков.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Про-
блема воспитания патриотизма у подростков и подготовки педагогов к осу-
ществлению этого процесса занимает важное место в педагогике и требует
всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретиче-
ском уровне, но и на уровне организации практической работы.
Исторический путь развития данной проблемы можно проследить в
трудах ведущих отечественных и зарубежных педагогов (Я.А. Коменский,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинский и др.),
философов (Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, И.М. Ястребцев и др.), деятелей
науки (Н.А. Добролюбов, М.В. Ломоносов, Л.И. Тимофеев и др.).
Тема патриотического воспитания широко освещена современными ис-
следователями (М.И. Банников, Н.И. Верещагина, Е.В. Воронина, Г.Я. Грев-
цева, И.И. Дереча, Н.Н. Дубинина, М.В. Циулина и др.) с разных сторон: во
внеучебной деятельности, в социально-культурной сфере, в условиях инфор-
мационного многообразия, через реализацию педагогических условий.
Проблема педагогического сопровождения рассматривается в исследо-
ваниях Л.Э. Абдулиной, Т.С. Беляковой, О.А. Воскрекасенко, О.В. Ивлевой,
С.М. Каплунович, М.В. Миляевой, М.С. Москаленко, О.А. Трофимовой и др.
Теоретический анализ научно-исследовательских работ продемонстри-
ровал отсутствие целостного и всестороннего изучения проблемы педагоги-
ческого сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспита-
нию подростков. Познание данного процесса является актуальным для со-
временной системы образования, поскольку в процессе проведенной диагно-
стики были отмечены ее существенные недостатки в изучаемом аспекте –
45% педагогов имеют низкий уровень готовности к патриотическому воспи-
танию подростков:
– отмечается недостаточная мотивация к саморазвитию своих про-
фессиональных качеств (зачастую причиной этого является высокая педаго-
гическая нагрузка);
– не в полном объеме применяются знания о возрастных особенно-
стях подростков;
– возникают затруднения в выборе эффективных педагогических тех-
нологий (форм, методов, средств) патриотического воспитания подростков.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется:
– на социально-педагогическом уровне – потребностью современного
государства и общества в педагоге, обладающим высоким уровнем готовно-
сти к патриотическому воспитанию подростков, так как именно в этом воз-
расте у обучающихся наблюдается стремление к общественной деятельности,
инициативность и самостоятельность;
– на теоретико-методологическом уровне – недостаточной разрабо-
танностью теоретических и методологических основ педагогического сопро-
вождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков;
– на методико-практическом уровне – необходимостью в обеспече-
нии практическим и диагностическим инструментарием качественного про-
цесса педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков.
Опираясь на современные научные изыскания, результаты собственной
исследовательской деятельности, а также имеющийся педагогический опыт,
определим научную задачу, которая заключается в необходимости разреше-
ния противоречия между потребностью социума и государства в педагоге
с высоким уровнем готовности к патриотическому воспитанию и недоста-
точной разработанностью теоретических и методологических основ процесса
педагогического сопровождения подготовки такого педагога. Обозначенная ис-
следовательская задача позволяет сформулировать тему диссертации: «Педаго-
гическое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспи-
танию подростков».
Цель исследования – разработка, теоретическое обоснование и экспе-
риментальная апробация модели педагогического сопровождения подготовки
педагогов к патриотическому воспитанию подростков и комплекса педагоги-
ческих условий, обеспечивающих ее эффективную реализацию.
Объект исследования – подготовка педагогов к патриотическому
воспитанию обучающихся в системе дополнительного профессионального
образования.
Предмет исследования – процесс педагогического сопровождения
подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков.
Гипотеза: педагогическое сопровождение подготовки педагогов к пат-
риотическому воспитанию подростков будет более успешным, если оно
обеспечивается реализацией модели, которая:
1) имеет в качестве методологической основы совокупность системно-
го, деятельностного и акмеологического подходов;
2) учитывает социальный заказ, нормативно-правовую базу, особен-
ности организации патриотического воспитания и возрастные особенности
подростков;
3) состоит из целевого, методологического, содержательного, техно-
логического и диагностико-результативного блоков, каждый из которых вы-
полняет соответствующие функции;
4) отличается свойствами непрерывности и открытости;
5) реализуется с учетом принципов субъектности, целесообразности,
осознанной перспективы, актуализации, элективности;
6) обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий:
а) включение учителей в разнообразные активные и созидательные виды дея-
тельности; б) создание и использование электронного информационно-
методического ресурса для педагогов по патриотическому воспитанию; по-
этапное выполнение заданий по разработке материалов патриотической
направленности средствами веб-сервисов, содействующих накоплению субъ-
ектом практического опыта и развитию цифровой культуры.
Опираясь на выдвинутую гипотезу и цель работы, сформулированы
следующие задачи исследования:
1) проанализировать современное состояние проблемы педагогическо-
го сопровождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию
подростков;
2) разработать, теоретически обосновать и экспериментально апроби-
ровать модель педагогического сопровождения подготовки педагогов к пат-
риотическому воспитанию подростков;
3) выявить комплекс педагогических условий функционирования мо-
дели педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков и определить его эффективность;
4) разработать научно-методические рекомендации для педагогов по
патриотическому воспитанию подростков.
Теоретико-методологической основой исследования являются по-
ложения системного (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, Т.А. Ильина, В.Н. Са-
довский, Ю.Ф. Тимофеева и др.), деятельностного (Б.Г. Ананьев, Л.И. Бо-
жович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), акмеологи-
ческого (С.Н. Бeгидова, В.А. Беликов, А.В. Гнеушева, Н.В. Кузьмина,
В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.Г. Чернышевский) подходов, идеи педа-
гогического сопровождения и поддержки (Л.Э. Абдулина, Т.С. Белякова,
О.А. Воскрекасенко, О.С. Газман, О.В. Ивлева, С.М. Каплунович, И.А. Лип-
ский, М.В. Миляева, М.С. Москаленко, О.А. Трофимова, В.А. Шишкина,
Н.О. Яковлева и др.), подготовки будущих учителей и состоявшихся педаго-
гов к патриотическому воспитанию обучающихся (Ю.С. Батракова, Н.М. За-
робекова, Н.В. Ипполитова, А.В. Рыбаков, М.М. Шевцова и др.), готовности
к профессиональной деятельности (Б.Г. Аверьянов, П.С. Горностай,
А.А. Деркач, Е.П. Ильин, А.Б. Леонов, Л.С. Нерсесян, К.К. Платонов, А. Ре-
бер, В.А. Сластенин, А.А. Черкасов и др.), патриотического воспитания
(М.И. Банников, Н.И. Верещагина, Е.В. Воронина, Г.Я. Гревцева, И.И. Дере-
ча, Н.Н. Дубинина, М.В. Циулина и др.), повышения квалификации (А.В. Аб-
дулина, Н.М. Борытко, Л.И. Поветьева и др.), моделирования и проектирова-
ния (В.П. Беспалько, Л.М. Кустов, А.И. Уемов, В.А. Штофф и др.), педагоги-
ческого эксперимента (Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый, Г.К. Селевко и др.).
Экспериментальной базой исследования выступили кафедра воспи-
тания и дополнительного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт пе-
реподготовки и повышения квалификации работников образования» и Центр
непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управ-
ленческих кадров в сфере культуры ФГБОУ ВО «Челябинский государствен-
ный институт культуры». В исследовании приняли участие 98 педагогов.
Поставленные задачи определили ход исследования изучаемой про-
блемы, которое осуществлялось в три этапа:
– на первом, поисковом, этапе (2014-2016 гг.) был проведен теоре-
тический анализ научно-методической, педагогической литературы, норма-
тивных правовых актов, диссертационных работ по проблеме исследования,
осуществлен историографический анализ заявленной темы, определены
цель, задачи, объект, предмет исследования, охарактеризован его понятий-
ный аппарат, выдвинута гипотеза, разработана модель педагогического со-
провождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подрост-
ков, выявлен комплекс педагогических условий ее эффективной реализации.
Основные методы этапа – теоретические (историография, анализ, обобще-
ние, систематизация, моделирование);
– на втором, экспериментальном, этапе (2016-2018 гг.) был органи-
зован педагогический эксперимент, в процессе которого апробировалась мо-
дель педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков и комплекс педагогических условий ее эффек-
тивной реализации. Основные методы этапа – теоретические (обобщение,
систематизация) и эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение,
тестирование, анкетирование, методы математической статистики и компью-
терной обработки результатов);
– на третьем, обобщающем, этапе (2018-2020 гг.) были проанализи-
рованы полученные результаты теоретического и экспериментального иссле-
дования, осуществлена проверка достоверности данных формирующего и
контрольного этапов эксперимента, проведена обработка полученных ре-
зультатов методами математической статистики, а также их систематизация
и интерпретация с формулированием выводов и практических рекомендаций.
Основные методы этапа – теоретические (анализ, синтез, обобщение, си-
стематизация), методы статистической обработки данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Патриотическое воспитание подростков – это целенаправленный,
специально организованный педагогом процесс формирования у подростков
патриотических качеств, на эффективность которого влияют формы, методы,
средства воспитания.
2. Подготовка педагогов к патриотическому воспитанию подростков –
процесс формирования у педагогов положительной мотивации к организации
работы по патриотическому воспитанию подростков и убеждения в ее важ-
ности и необходимости, углубления у них нормативно-правовых, психолого-
педагогических, методических знаний, развития умений и навыков, необхо-
димых для результативного осуществления этой работы в соответствии с по-
требностями современного социума.
3. Педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патриоти-
ческому воспитанию подростков – система взаимодействия субъектов обра-
зовательного процесса для достижения педагогами более высокого уровня
готовности к патриотическому воспитанию подростков.
4. Модель педагогического сопровождения подготовки педагогов к
патриотическому воспитанию подростков разработана с учетом социального
заказа общества, нормативных правовых актов в сфере патриотического вос-
питания в Российской Федерации, с опорой на положения системного, дея-
тельностного и акмеологического подходов; состоит из пяти блоков: целево-
го, методологического, содержательного, технологического, диагностико-
результативного; обладает специфическими свойствами непрерывности и от-
крытости; подчинена принципам субъектности, целесообразности, осознан-
ной перспективы, актуализации, элективности.
5. Эффективная реализация модели педагогического сопровождения
подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков обеспечи-
вается комплексом педагогических условий: 1) включение педагогов в разно-
образные активные и созидательные виды деятельности (научно-
исследовательской, гражданско-патриотической, проектировочной, воспита-
тельной, коррекционно-развивающей и др.), обеспечивающие взаимодей-
ствие субъектов воспитательного процесса (педагогов и подростков); 2) со-
здание и использование электронного информационно-методического ресур-
са для педагогов по патриотическому воспитанию; 3) поэтапное выполнение
заданий по разработке материалов патриотической направленности сред-
ствами веб-сервисов, содействующих накоплению субъектом практического
опыта и развитию цифровой культуры.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) обосновано комплексное сочетание системного, деятельностного и
акмеологического подходов, определяющее направление исследования и
возможности решения проблемы подготовки педагогов к патриотическому
воспитанию подростков;
2) разработана модель педагогического сопровождения подготовки
педагогов к патриотическому воспитанию подростков, включающая целевой,
методологический, содержательный, технологический и диагностико-
результативный блоки, обладающая свойствами непрерывности и открыто-
сти и опирающаяся на принципы субъектности, целесообразности, осознан-
ной перспективы, актуализации, элективности;
3) теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс
педагогических условий, обеспечивающий эффективное функционирование
модели педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков: а) включение педагогов в разнообразные ак-
тивные и созидательные виды деятельности (научно-исследовательская,
гражданско-патриотическая, проектировочная, воспитательная, коррекцион-
но-развивающая и др.), обеспечивающие взаимодействие субъектов воспита-
тельного процесса (педагогов и подростков); б) создание и использование
электронного информационно-методического ресурса для педагогов по пат-
риотическому воспитанию; в) поэтапное выполнение заданий по разработке
материалов патриотической направленности средствами веб-сервисов, со-
действующих накоплению субъектом практического опыта и развитию циф-
ровой культуры.
Теоретическая значимость для теории и методики профессионально-
го образования заключается в том, что:
1) разработана историография проблемы педагогического сопровож-
дения подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию под-
ростков и проанализировано ее современное состояние, что обогащает педа-
гогическую теорию актуальными данными по решению исследуемой про-
блемы в различные исторические периоды и в настоящее время;
2) уточнено содержание понятий «патриотическое воспитание», «педа-
гогическое сопровождение», «подготовка педагогов к патриотическому воспи-
танию», дана авторская формулировка понятия «педагогическое сопровожде-
ние подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков»;
3) определена структура готовности педагогов к патриотическому
воспитанию подростков, содержащая мотивационно-ценностный, когнитив-
ный и деятельностный компоненты, которые находят отражение в модели
педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотическому
воспитанию подростков;
4) обосновано применение системного, деятельностного, акмеологи-
ческого подходов к исследуемой проблеме, а также принципов реализации
модели педагогического сопровождения подготовки педагогов к патриотиче-
скому воспитанию подростков: субъектности, целесообразности, осознанной
перспективы, актуализации, элективности;
5) выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий,
эффективно влияющий на функционирование модели педагогического сопро-
вождения подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков;
6) выделены основные этапы педагогического сопровождения подго-
товки педагогов к патриотическому воспитанию подростков (мотивацион-
ный, содержательный, аналитико-коррекционный), что определило ход ис-
следовательского процесса.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1) разработана и реализована модель педагогического сопровождения
подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков и комплекс
педагогических условий, повышающих эффективность этого процесса;
2) разработан и апробирован интерактивный образовательный курс
повышения квалификации педагогов «Я – ПАТРИОТ» в рамках образова-
тельного процесса учреждений дополнительного профессионального образо-
вания, предусматривающий педагогическое сопровождение подготовки педа-
гогов к патриотическому воспитанию подростков;
3) выявлены критерии, показатели и уровни готовности педагогов к
патриотическому воспитанию подростков и подобран соответствующий диа-
гностический аппарат;
4) подготовлены и внедрены в систему повышения квалификации ра-
ботников образования научно-методические рекомендации по совершенство-
ванию воспитательной работы педагогов патриотической направленности.
Полученные результаты исследования могут использоваться в процессе
профессиональной подготовки будущих учителей, а также в системе повы-
шения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.
Обоснованность и достоверность полученных результатов под-
тверждается опорой на психолого-педагогические исследования, норматив-
ные правовые акты, современный педагогический опыт; обоснованным вы-
бором теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных по-
ставленной цели и задачам; осуществлением экспериментальной работы по
апробации модели и предложенных педагогических условий, проверкой и
статистической обработкой полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись
посредством:
– докладов и их обсуждения на конференциях различного уровня:
международных: «Проблемы физкультурного образования: содержание,
направленность, методика, организация» (Челябинск, 2015), «Современное
образовательное пространство: пути модернизации» (Чебоксары, 2016), «Но-
вая наука: проблемы и перспективы» (Стерлитамак, 2016), «Система ме-
неджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособ-
ность» (Челябинск, 2016), «Система менеджмента качества в вузе: здоровье,
образованность, конкурентоспособность» (Челябинск, 2017), «Дополнитель-
ное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности,
привлекательности, результативности» (Москва, Челябинск, 2017), «Иссле-
довательская деятельность учащихся в современном образовательном про-
странстве» (Москва, 2019), «Научные школы: молодежь в науке и культуре
XXI века» (Челябинск, 2021); всероссийских: «Идеи и проекты молодежи
России» (Чебоксары, 2015), «Национальные виды спорта: актуальные про-
блемы развития и научно-методического обеспечения» (Челябинск, 2016),
«Педагогические науки» (Москва, 2020);
– публикации результатов исследования в научных журналах и сбор-
никах, в том числе рекомендованных ВАК РФ: «Вестник Южно-Уральского
государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки»
(2016, 2017), «Сибирский педагогический журнал» (2018, 2019), «Вестник
Казанского государственного института культуры» (2021);
– внедрения разработанной модели и комплекса педагогических
условий в систему повышения квалификации педагогов на кафедре воспита-
ния и дополнительного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт пере-
подготовки и повышения квалификации работников образования» и в Центре
непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управ-
ленческих кадров в сфере культуры ФГБОУ ВО «Челябинский государствен-
ный институт культуры».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Готовность учителя к воспитанию патриотизма подростков как педагогическая проблема
    А.М. Кузьмин, М.Г. Домбровская,Е.А. Сироткин // Вестник Южно-Уральского государственного универси-тета. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2– Т. – № –С. 56–61 (0,7/0,2 п.л.).
    История и современное состояние проблемы педагогического сопровождения подготовки педагогов к воспитательной деятельности
    М.Г. Домбровская // Вестник Казанского государственногоуниверситета культуры и искусств. – 2– № – С. 116–120 (0,25 п.л.).
    Педагогические условия становления готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков
    М.Г. Домбровская // Идеи ипроекты молодежи России: материалы Всероссийской научно-практической конференции / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Эксперт-но-методический центр, 2– С. 33–35 (0,2 п.л.).
    Теоретическое обоснование педагогического содействия становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков
    М.Г. Домбровская // Проблемы физкультурного образования:содержание, направленность, методика, организация: материалы IV меж-дународного научного конгресса, посвященного 45-летию УралГУФК:в 2 т. / под ред. Е.В. Быкова. – Челябинск: Уральская академия, 2–Т. – С. 26–27 (0,1 п.л.).
    Актуальность воспитания патриотизма у подростков средней общеобразовательной школы в современных условиях
    М.Г. Домбровская // Оптимизация учебно-воспитательного процессав образовательных организациях физической культуры / под ред. С.Г. Се-рикова, Д.А. Дятлова, Н.В. Богдан, О.А. Клестовой. – Челябинск: Ураль-ская академия, 2– С. 51–52 (0,1 п.л.).
    Подходы к педагогическому содействию становления готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков
    М.Г. Домбровская // Современное образовательное пространство: путимодернизации: IX Международная научно-практическая конференция /отв. ред. А.Н. Гаврилова. – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии,2– С. 32–33 (0,25 п.л.).
    Анализ понятия «технология педагогического содействия становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков»
    М.Г. Домбровская // Педагогическая наука и образование: те-матический сборник научных трудов / отв. ред. А.Я. Найн. – Челябинск:УралГУФК, 2– Вып. – С. 121–125 (0,3 п.л.).
    Технология педагогического содействия становлению готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков
    М.Г. Домбровская // Новая наука: проблемы и перспективы: международ-ное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 ч. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2– Ч. – С. 24–27 (0,25 п.л.).
    Формирование компетентности учителя в воспитании патриотизма подростков
    М.Г. Домбровская // Система менеджмента ка-чества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность: сборникнаучных трудов. – Челябинск: Уральская Академия, 2– С. 68–72(0,3 п.л.).
    Анализ представлений современных подростков о сущности понятия «патриотизм»
    М.Г. Домбровская // Национальныевиды спорта: актуальные проблемы развития и научно-методическогообеспечения: материалы Всероссийской научно-практической конферен-ции / под ред. Е.В. Быкова. – Челябинск: Уральская Академия, 2–С. 60–63 (0,25 п.л.).
    Педагогическая диагностика уровня готовности к воспитанию патриотизма подростков
    М.Г. Домбровская // Современныепроблемы науки туриндустрии: сборник научных статей: в 2 т. / под ред.Т.Н. Третьяковой, Ю.А. Сыромятниковой. – Челябинск: Издат. центрЮУрГУ, 2– Т. – С. 198–202 (0,3 п.л.).
    Результаты диагностики уровней готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков на констатирующем этапе эксперимента
    М.Г. Домбровская // Международная научно-практическаяконференция «Новая наука: от идеи к результату». – Стерлитамак: АМИ,2– С. 56–61 (0,4 п.л.).
    Готовность учителя к воспитанию патриотизма подростков: процессуальный аспект
    М.Г. Домбровская, А.М. Кузьмин //Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – Челябинск: УральскаяАкадемия, 2– С. 41–48 (0,5/0,25 п.л.).
    Воспитание патриотизма школьников средствами традиционной народной культуры
    М.Г. Домбровская, Ю.Н. Губин // Систе-ма менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкуренто-способность: сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции / под ред. С.Г. Серикова. – Челябинск: Урал-ГУФК, 2– С. 107–111 (0,2/0,1 п.л.).
    Особенности воспитания патриотизма подростков в современной школе
    М.Г. Домбровская // Научно-спортивный вестникУрала и Сибири. – 2– № 3(15). – С. 59–64 (0,4 п.л.).
    Методы педагогического содействия становлению готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков
    М.Г. Домбровская // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, об-разованность, конкурентоспособность: сборник научных трудов. – Челя-бинск: УралГУФК, 2– С. 123–128 (0,45 п.л.).
    Воспитание патриотизма как механизм социального становления подростков
    М.Г. Домбровская // Проблемы подготовкинаучных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сборникнаучных трудов молодых ученых УралГУФК. – Вып. – Челябинск:УралГУФК, 2– С. 22–25 (0,25 п.л.).
    Воспитание патриотизма обучающихся в дополнительном образовании
    М.Г. Домбровская // Дополнительное образование детейв изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, ре-зультативности: материалы III Международной научно-практической кон-ференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2– С. 110–113 (0,25 п.л.).
    Информационно-коммуникативные технологии как средство воспитания патриотизма обучающихся
    М.Г. Домбровская //Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыти перспективы: сборник научных трудов молодых ученых УралГУФК /под ред. Е.Б. Малетиной. – Вып. – Челябинск: УралГУФК, 2–С. 60–63 (0,25 п.л.).
    Использование интерактивных технологий в становлении готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков
    М.Г. Домбровская // Scientific discussion / chief editor: Zbyněk Liška. –Praha, Czech Republic. – 2– Vol. – № – P. 23–26 (0,25 п.л.).
    Диагностические методики оценки уровня патриотического воспитания подростков
    М.Г. Домбровская // Вестник психоло-гии и педагогики Алтайского государственного университета. – Алтай,2– С. 44–53 (0,4 п.л.).
    Профессиональные компетенции современного учителя, готового к патриотическому воспитанию подростков
    М.Г. Дом-бровская // Педагогические науки. – 2– № – С. 26–29 (0,25 п.л.).
    Педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков в рамках курсов повышения квалификации
    М.Г. Домбровская // Вестник Института культуры дет-ства. – Челябинск: ЧГИК, 2– Вып. 21: Развитие личности в совре-менном нестабильном мире. – С. 240–244 (0,3 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»