Реализация модели психологической подготовки квалифицированных спортсменок в художественной гимнастике
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………..…………………….. 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ 13
ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
1.1 Специфика вида спорта и психологические особенности
художественной гимнастики ……………………………………………….…..
1.2 Психологическая подготовка как условие эффективной
самореализации спортсмена ..…………………………………………..………
1.3 Моделирование как условие рационализации психологической 29
подготовки ……………………………………………………………………….
1.4 Психорегуляция как метод повышения эффективности 42
спортивного совершенствования ………………………………………..…..…..
Выводы по первой главе ……………………………………….….….. 65
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 67
2.1 Организация исследования и его методы ……………..………….. 67
2.2 Методики исследования ……..……………………………………… 73
ГЛАВА 3 ПОДХОДЫ К РАЦИОНАЛИЗАЦИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ 77
ГИМНАСТИКЕ
3.1 Потребность в разработке и реализации модели
психологической подготовки квалифицированных гимнасток ………………. 77
3.2 Разработка организационно-технологического и содержательного
блоков модели психологической подготовки …………………………………. 81
3.3 Разработка психоспортограммы по художественной гимнастике 85
как фактора рационализации психологической подготовки гимнасток .….…
3.4 Исследование психотипов спортсменов как условия 107
оптимизации психологической подготовки ………………………….…..…….
ГЛАВА 4 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 116
СПОРТСМЕНА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1 Особенности реализации психологической подготовки в 116
процессе подготовки гимнасток ………………………………………..……….
4.2 Обработка и анализ результатов исследования …………..………. 147
4.3 Влияние психологической подготовки на развитие
самосознания у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой 157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 164
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ………..……………….……. 167
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………. 175
ПРИЛОЖЕНИЕ А Психоспортограмма-опросник для тренеров 193
по художественной гимнастике ………………….…………………….…..……
ПРИЛОЖЕНИЕ Б О родительском участии в жизни спортсмена.. 198
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рекомендации спортсмену в тренировочном
процессе (по Г. Д. Горбунову) ………………………………..………………… 200
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Пример установок с картинками …………..…… 203
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Акт внедрения результатов научной разработки 206
в практику ………………………………….….……..…………………..………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Акт внедрения результатов научной разработки 207
в практику ………………………………….….……..…………………..………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Акт внедрения результатов научной разработки 208
в практику ………………………………….….……..…………………..………..
В первой главе диссертации «Теоретические предпосылки решения
проблемы совершенствования психологической подготовки в художественной
гимнастике» изложены результаты анализа: специфики вида порта и
психологическихособенностейхудожественнойгимнастики;влияние
психологической подготовки на эффективную самореализацию спортсмена;
подхода моделирования как условия рационализации психологической
подготовки; психорегуляции как метода повышения эффективности спортивного
совершенствования.
В настоящее время художественная гимнастика как вид спорта предъявляет
ряд требований к спортсменкам и тренерам из-за роста трудности программ,
увеличения объёмов тренировочной работы, околопредельной реализации
индивидуальных возможностей гимнасток, увеличения объёма специальной
физической подготовки (СФП) и специальной технической подготовки (СТП) в
общем объёме тренировочной работы, высоких требований к психическим и
физическим способностям и возможностям гимнасток. Всё это, несомненно, ведёт
к росту психического напряжения спортсменок и тренеров, требует поиска
подходов к его коррекции.
Проблема эмпирического и теоретического в психологии всегда будет
актуальна, так как «психическое» зачастую рассматривается лишь с теоретических
позиций. Развитие рефлексии эмоциональных состояний может влиять на развитие
тех или иных качеств личности тренера и спортсмена, а, следовательно, на развитие
самосознания и личности в целом. Самосознание служит одним из главных
механизмов самоконтроля в разных ситуациях и для этого имеется целый арсенал
приёмов саморегуляции. Проблема самосознания, по словам А. Н. Леонтьева,
является «проблемой высокого жизненного значения, венчающей психологию
личности» (А. Н. Леонтьев, 1975). И многочисленные теории, и разнящиеся точки
зрения являются тому веским доказательством.
В последние годы резко возросла конкуренция в спорте. Учёные и тренеры
ищут новые нетрадиционные подходы, методы интенсификации тренировочного
процесса. К таким нетрадиционным подходам следует относить и разработку
средств и методов контроля в спорте, построения моделей различных видов
подготовки в спорте и т.п. (В. П. Каргаполов, 1990). Решение различных задач с
помощью моделирования позволяет найти наиболее оптимальные пути повышения
эффективности тренировочного и соревновательного процесса – одна из
важнейших задач науки.
Слабым звеном в подготовке спортсменов остается психорегуляция
состояний особенно на этапе соревнований. Поиск наиболее рационального
подхода в освоении умений психорегуляции для конкретного вида спорта –
насущная задача. Проанализировав теоретические данные, можно сделать вывод,
что известные методы и средства психорегуляции необходимо применять с учётом
особенностей вида спорта и соревновательной деятельности, личностных
особенностей спортсмена, специфики психического состояния, в котором он
находится. Именно с психического состояния начинается и заканчивается работа
спортивного психолога для наилучшей реализации физической и технической
подготовленности спортсмена (В. К. Сафонов, 2018). Представленные подходы при
всей своей многогранности отражают единый взгляд на проблему становления
психорегуляции психических состояний спортсменов как многоуровневого
процесса, восходящего от элементарных форм реагирования на соревновательные
или тренировочные ситуации к высшим социально-опосредованным и сознательно
управляемым формам регуляции и контроля над своими состояниями, поведением
и деятельностью.
Во второй главе диссертации «Материалы и методы исследования»
представлены: организация исследования и его методы; методики исследования.
На первом этапе были выявлены особенности художественной гимнастики
как вида спорта и требования, предъявляемые к психическим качествам личности
гимнасток. Изучена теоретическая составляющая разработанности проблемы
выбранного нами исследования. Была разработана авторская психоспортограмма
по художественной гимнастике и предложена 49 тренерам страны и зарубежья для
выявления ведущих свойств личности гимнасток. В итоге, благодаря методу
экспертных оценок, были выявлены 9 ведущих качеств личности гимнасток, акцент
на выявление и развитие которых необходимо делать в тренировочном,
педагогическом и психологическом процессах.
Второй этап заключался в организации основного экспериментального
исследования, отборе показателей для диагностики личности и состояний, подборе
методов и методик исследования; проведении констатирующего эксперимента, в
обработке полученных данных методами математической статистики; анализ и
интерпретация полученных данных. На данном этапе выявлялись индивидуальные
особенности спортсменов, влияющих на процесс обучения и тренировки (психотип
и самосознание).
Для выявления и понимания общих психотипических закономерностей (по
К.Г. Юнгу) было протестировано 170 спортсменов в возрасте от 13 до 25 лет,
занимающихся различными видами спорта, в том числе и технико-эстетическими,
которые раскрыты в диссертации и подробно представлены в научной статье.
Для выявления тенденций развития самосознания у спортсменок,
занимающихся художественной гимнастикой, в процессе психологической
подготовки и освоения психорегуляции был использован многомерный опросник
исследования самоотношения В. В. Столина – С. Р. Пантелеева, позволяющий
раскрыть 9 сторон самосознания (открытость, самоуверенность, саморуководство,
зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность,
самообвинение). Было проведено лонгитюдное исследование по данной методике
в 2011 и 2016 годах, в котором приняло участие более 60 гимнасток. На данном
этапе была проведена обработка полученных данных и сделаны соответствующие
выводы.
Третий этап связан с реализацией модели психологической подготовки
квалифицированных гимнасток 13-17 лет и оценкой её эффективности. В
формирующем эксперименте приняли участие 44 спортсменки МБУ СШОР по
художественной гимнастике «Гармония» г. Челябинска, из них были
сформированы экспериментальная и контрольная группы по 22 человека каждая.
На начало эксперимента группы имели одинаковый уровень спортивной
квалификации. Модель реализации психологической подготовки апробировалась в
течение восьми месяцев (курс рассчитан на 70 часов аудиторных занятий плюс
сопровождение на соревнованиях, в среднем 30 часов). В контрольной группе
проводились занятия по классической схеме методики психологической
подготовки без углублённого изучения личностных особенностей (в объёме 100
часов).
Четвёртый этап заключался в оформлении диссертации. Был проведён
анализ, обобщение, математическая обработка и интерпретация всех полученных
данных и результатов эксперимента. Сделаны выводы и предложены
рекомендации исходя из задач исследования.
Подходы к оптимизации и индивидуализации психологической подготовки
представлены в третьей главе. В параграфе «Потребность в разработке и
реализации модели психологической подготовки квалифицированных гимнасток»
на основе наблюдений, опроса и математического анализа полученных данных в
ходе констатирующего эксперимента представлены выводы: какими
теоретическими и практическими знаниями должна быть наполнена общая
психологическая подготовка спортсмена для «формирования личности» в спорте;
как выделить сущностные черты каждой личности, помочь раскрыть потенциал,
устранить или трансформировать внутренние конфликты экологичным путём;
какие именно профессионально важные психические качества, когда и как их
необходимо формировать и развивать в художественной гимнастике.
Впараграфе«Разработкаорганизационно-технологическогои
содержательного блоков модели психологической подготовки» представлены два
блока модели: организационно-технологический и содержательный, позволяющие
выделить ключевые аспекты психологической подготовки и их последовательной
реализации у гимнасток в формирующем психологическом эксперименте.
Параграф «Разработка психоспортограммы по художественной гимнастике
как фактора рационализации психологической подготовки гимнасток» содержит
авторскую психоспортограмму (таблица 1) с включением основных свойств,
процессов, способностей, задатков и качеств, наличие и развитие которых,
определяет успех в данном виде спорта на основе экспертной оценки тренеров
(n=49); анализ и математико-статистическую обработку полученных данных.
На основе полученных сведений были выделены 9 значимых особенностей и
качеств, обеспечивающих спортивное совершенствование гимнасток: 1)
уравновешенность нервной системы; 2) темп реакции (свойство темперамента); 3)
способность к двигательному комбинированию; 4) самостоятельность мышления;
5) двигательная память; 6) концентрация внимания; 7) творческое воображение; 8)
целеустремлённость; 9) мышечно-двигательные ощущения.
Полученные в ходе опроса тренеров с разным опытом работы и разной
квалификационной категорией данные можно считать достоверными по всем
показателям, представленным в психоспортограмме согласно математической
проверке. Тренеры единодушно выделили ведущие особенности спортсменок в
художественной гимнастике, что можно брать за основу при выявлении модельных
характеристик этого вида спорта.
Также из проведенного нами открытого письменного опроса мы сделали
следующие выводы: 85 % тренеров в своей работе сталкиваются с проблемами
психоэмоциональныхсостоянийспортсменов(неуверенность,страх,
эмоциональная неуравновешенность и т.п.) и затрудняются в их решении; с
интеллектуальной «безграмотностью» (нежелание мыслить, инфантильность,
невнимательность, низкий уровень развитости психомоторных способностей и
т.п.); каждый второй тренер сталкивается с проблемой отсутствием мотивации у
детей и нежеланием качественно и долго работать, с неспособностью детей
регулировать психическое состояние перед стартом.
Таблица 1 – Фрагмент психоспортограммы по художественной гимнастике
Показатели1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Примечание / обеспечение
Сила нервной системы
7,2
(далее н.с.)
Свойства н.с.
Уравновешенность н.с.7,5 Устойчивость к сбивающим
Лабильность н.с.факторам;
(скорость протеканияприспособляемость,
элементарных циклов7,0гибкость поведения
возбуждения в нервной и
мышечной тканях)
Сенситивность
темперамента
(чувствительность5,1Эмоциональность,
Свойства
к происходящему)энергичность,
целенаправленность,
Реактивность6,5
сосредоточенность,
Активность7,1
находчивость
Темп реакций7,8
Ощущения (виды):
Видение предмета, других
Зрительные7,5спортсменок, границ
Психические
площадки
СлуховыеМузыкальность
процессы
7,3
Мышечно-двигательные8,9Психомоторика
Ощущения равновесия8,6(координация)
В параграфе «Исследование психотипов спортсменов как условия
оптимизации психологической подготовки» представлены психотипические
особенности спортсменов (по К. Г. Юнгу) и выявленные в ходе исследования
закономерности их проявления в спорте. Поскольку психотип личности определяет
качество взаимодействия с реальностью, следует предположить высокую
значимость его в процессе обучения и тренировки. Для эффективного обучения
важно определение психотипа личности. Знание ведущих модальностей позволяет
рационально задействовать ведущие каналы и органы чувств, что значительно
повышает эффективность процесса обучения. А знание «теневых» функций
позволяет работать над недостающими умениями, от чего будет зависеть
эффективность работы в экстремальных условиях, в том числе – соревновательных.
В данном параграфе представлена качественная и количественная
характеристика психотипов гимнасток. Поскольку психотипические особенности
спортсменов ранее не исследовались, нами были проведены предварительные
исследования 170 спортсменов из 20 различных видов спорта. Полученные данные
показали:
Спортсменам высокого класса чаще всего свойственна ведущая
интуитивная функция. Такие спортсмены эмоционально сдержанны и очень
стабильны во время выступлений на соревнованиях и чем выше ранг соревнований,
тем эти проявления более выражены, они способны быстро ориентироваться и
собираться в экстремальных ситуациях, угадывать перспективы, за внешностью
распознавать суть и отделять ненужное. Долго не замечают физического
дискомфорта.
В художественной гимнастике чаще всего (из n=60) встречается
чувствующий экстраверт – в 25 % и ощущающий экстраверт – в 15 %, а также
присутствие функции «ощущений» и «эмоций» встречается в 75 % случаев. Это
можно объяснить тем, что, во-первых, функция ощущений в художественной
гимнастике имеет высокое значение, благодаря которой происходит качественное
управление движением. В то время как эмоциональная составляющая обусловлена
музыкальнымсопровождением,вдохновляющимнадвигательную
выразительность с эмоциональной окраской.
Соотношение экстравертов и интровертов в гимнастике составляет
62 % к 38 % (от II взрослого разряда до КМС) и такое же – у мастеров спорта, т.е.
чаще всего добиваются успеха спортсмены с экстравертированной установкой, и
60 % из них имеют ведущую или вспомогательную функцию «ощущений» (т.е.
развитую сенсорику).
Четвёртая глава «Исследование влияния психологической подготовки на
развитие личности спортсмена и результативность соревновательной
деятельности» раскрывает содержание модели реализации психологической
подготовки, обработку и анализ результатов исследования.
Все полученные данные в ходе исследования легли в основу годичного
формирующего эксперимента, в котором разработана и реализована модель
психологической подготовки гимнасток (рисунок 1).
Реализация модели включала три этапа:
1)предварительный–позволилопределитьнаправление
совершенствования работы с ориентацией на нужные возможности и качества;
выявить психотипические особенности спортсменок для оптимизации
взаимоотношений и обучения; выбрать средства для развития самосознания через
понимание себя и освоения приёмов саморегуляции;
2)второй этап посвящен реализации направления работы в общей и
специальной психологической подготовке в годичном цикле;
3)третий заключался в проверке эффективности личностных изменений
(самосознания), сформированности качеств и способностей, владения приёмами
саморегуляции и эффективности соревновательной деятельности.
I ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Выявление значимых способностей и качеств на основе психоспортограммы
Исходный уровень состояний и личностных особенностей спортсменов
Определение направления психологической подготовки с учётом указанных особенностей
Ведущие способности иПсихотип спортсменаЦенностно-смысловая
качества спортсмена(по К. Г. Юнгу)ориентация и самосознание
(из психоспортограммы)спортсмена
II ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ:
Общая:Специальная:
РаботанадкачествамииОбучение
способностямисучётом
психотипа и уровня самосознания:Знания,умения
ведущими
ПОДБОР СРЕДСТВ
значимыми
(с учётом психотипа):
специально-желательными
перед соревнованиями (и во время тренировок)
Рисунок 6 – Технологическая модель психологической
во время соревнования подготовки
спортсмена
после соревнований
ОСВОЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ С УЧЁТОМ ПСИХОТИПА
III РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
(ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ):
Оценка личностных изменений (самосознания)
Оценка сформированных качеств и способностей
Оценка эффективности владения приёмами саморегуляции
Оценка соревновательной деятельности
Рисунок 1 – Реализуемая модель психологической подготовки в
художественной гимнастике (этапы спортивной специализации и
совершенствования спортивного мастерства)
Особенность реализации второго этапа (модели психологической
подготовки) включала:
Работу со спортсменом:
блок самопринятия (20 часов);
блок самопознания и теоретические знания, необходимые в профессиональной
деятельности (такие, как сбивающие и помогающие факторы на соревнованиях,
психические состояния в тренировочной и соревновательной деятельности,
различные приёмы регуляции и т.п.) (7 часов);
– арт-терапевтические технологии (одновременно являющиеся инструментом
для самопознания и регулирующим компонентом) (10 часов);
психотехнические игры, используемые в спорте (направлены на развитие
ведущих психических качеств, выявленных с помощью психоспортограммы,
которые мы перечислили ранее) (15 часов);
обучение приёмам саморегуляции, использование дыхательных упражнений,
релаксации, аутотренинга, психорегулирующих, психомобилизующих
тренировок, идеомоторной и ментальной тренировки и др. (10 часов);
психологическое сопровождение во время соревнований (от 10 часов).
Эффективностьреализациимоделидоказываетсяследующими
результатами:
1)Показателями личностных изменений (самосознания). Для понимания
естественной динамики самосознания было проведено лонгитюдное исследование
показателей у гимнасток 13-17 лет на основе указанной методики (с 2011 по 2016
годы), которое показало изменения по шкалам: 1. открытость или «внутренняя
честность» за исследуемый период снизилась, что говорит о некоторой
появившейся скрытности или неспособности и нежелании осознавать и выдавать
значимую информацию о себе; 2. самоуверенность – показатели значимо выросли,
что говорит об отсутствии внутренней напряженности у спортсменок и высокой
уверенности в себе; 3. саморуководство – показатели выросли до достаточного
уровня, чтобы говорить о том, насколько личность отчётливо переживает
собственное «Я» как стержень, интегрирующий и организующий его
жизнедеятельность. Интересно то, что данные показателей в норме пятилетней
давности (2011 года) значительно ниже, чем у обычных современных подростков
(2016 года), причём у большинства спортсменок результаты были завышены, т.е.
они считали, что всё в их жизни зависит только от них, брали на себя причину всех
неудач, что, несомненно, влияло на их самооценку и качество жизни; 4. показатели
зеркального «Я» изменились минимально; 5. по шкале самоценность произошло
значимое снижение показателей в норме. При этом у большинства опрошенных
респондентов 2016 года эти показатели были завышены, что говорит о
неадекватной заинтересованности в собственном Я, самолюбовании, ощущении
ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемой ценности своего
«Я» для других; 6. самопринятие – показатели значительно выросли, что говорит о
безусловном принятии себя таким, каков есть, даже с недостатками; 7. показатель
самопривязанности снизился незначительно, что говорит о стабильности этого
признака; 8. внутренняя конфликтность несколько снизилась, что отражает
наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласие с собой, вследствие чего
появляется тенденция к тревожно-депрессивным состояниям, сопровождаемых
чувством вины в случае неудачных выступлений; 9. самообвинение – показатели
стабильны, тем не менее у 30% опрошенных сохраняются тенденции поставить
себе в вину свои промахи и неудачи.
Из представленных данных в таблице 2 мы видим положительную динамику
показателей в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента, из
чего можно сделать вывод, что психологическая подготовка влияет на развитие
осознанности у спортсменов.
Таблица 2 – Показатели данных в «норме» по шкалам опросника В. В. Столина –
С. Р. Пантелеева (в %) в экспериментальной и контрольной группах в
формирующем эксперименте
До экспериментаПосле эксперимента
Шкала опросника
КГ (n=22)ЭГ (n=22)КГ (n=22)ЭГ (n=22)
1.Открытость90709080
2.Самоуверенность10090100100
3.Саморуководство70707570
4.Зеркальное «Я»80858090
5.Самоценность60656780
6.Самопринятие1009010090
7.Самопривязанность80758070
8.Конфликтность809080100
9.Самообвинение70807080
х81,179,482,484,4
13,69,811,911,3
tр0,30,37
P> 0,05> 0,05
Как видно из таблицы 2, и до и после эксперимента нет статистических
различий. Нами были исследованы темпы прироста полученных показателей по
формуле С. Броуди: в экспериментальной группе виден качественный прирост 6,1
в отличие от контрольной – 1,2 в общем и по отдельным шкалам: «открытости»,
«самоценности», уверенности в себе, снижения уровня привязанности к
неадекватному «Я-образу» и конфликтности.
2)Показателями биоэлектропотенциометрии.
Как видно из таблицы 3, показатели биоэлектропотенциометрии до
эксперимента в экспериментальной группе статистически выше, чем в
контрольной, после эксперимента этот показатель значительно снизился и разница
данных стала статистически незначима. По показателю психической надёжности
разница в результатах статистически незначима и до, и после эксперимента, но при
этом в экспериментальной группе виден качественный прирост по данному
показателю на 21 % (р<0,05), в контрольной группе этот показатель увеличился
лишь на 8 % (р>0,05). По остальным показателям нет статистических различий до
эксперимента. После эксперимента различия показателей в экспериментальной и
контрольной группе являются статистически значимыми.
Таблица3–Различияпоказателейличностных особенностей
и психофизиологическихсостоянийквалифицированныхгимнасток
экспериментальной (ЭГ n=22) и контрольной (КГ n=22) групп до и после
эксперимента (Т-критерий Стьюдента)
До экспериментаПосле эксперимента
Показатели
хtрPхtрP
ЭГ-8,3-3,7
Психическая надёжность0,16 > 0,051,7 > 0,05
КГ-8,7-7,2
ЭГ43,035,8
Личностная тревожность0,55 > 0,052,59 < 0,05
КГ44,644,1
ЭГ38,133,1
Психическая устойчивость1,32 > 0,054,08 < 0,05
КГ41,140,0
ЭГ32,516,45
Биоэлектропотенциометрия2,7 < 0,051,24 > 0,05
КГ20,521,5
ЭГ1,41,2
Цветовой тест М. Люшера (КВ)1,11 > 0,052,14 < 0,05
КГ1,511,6
ЭГ11,07,09
Цветовой тест М. Люшера (АТ)0,17 > 0,052,54 < 0,05
КГ11,710,9
3)Показателями психической надёжности. До эксперимента (рисунок 2)
у 86 % опрошенных по шкале «психическая надёжность» отмечены низкие
показатели, у 14 % – средние, высоких – нет; после эксперимента (рисунок 3) 65 %
гимнасток остались с низкими показателями психической надёжности, до 20 % –
увеличилась доля со средними и 15 % – перешли в зону высоких значений.
65 %
86 %
14 %15 %20 %
НизкаяСредняяНизкаяСредняяВысокая
Рисунок 2 – Диаграмма уровняРисунок 3 – Диаграмма уровня
психической надёжностипсихической надёжности
экспериментальной группы (n=22)экспериментальной группы (n=22)
до экспериментапосле эксперимента
4)Показателями личностной тревожности. Как показано на рисунке 4,
умеренную и низкую личностную тревожность до эксперимента имели 50 %
гимнасток, но при этом они не показывали достаточно высоких результатов, что
может говорить об их недостаточной мотивированности (Горбунов Г. Д.), а 50 %
– повышенную и высокую тревожность, что является показателем слабой
саморегуляции и повышенной эмоциональности. После реализации модели
лишь 20 % гимнасток имели повышенную и высокую тревожность, а 80 % –
стала свойственна умеренная и низкая.
Повышенная и высокая
80%80 %
60%50 % 50 %
40%
20%20 %
0%
До
экспериментаПосле
эксперимента
Рисунок 4 – Личностная тревожность в экспериментальной группе (n=22)
до и после эксперимента
5)Показателями психической устойчивости. Высокая психическая
устойчивость к соревновательным стрессам была свойственна лишь 14 %
гимнасток, 86 % спортсменок имели среднюю психическую устойчивость, после
эксперимента процент гимнасток с высокой психической устойчивостью
увеличился до 47 % (рисунок 5).
ВысокаяСредняя
100%86 %
80%
60%47 % 53 %
40%
14 %
20%
0%
До эксперимента
После эксперимента
Рисунок 5 – Психическая устойчивость в экспериментальной группе (n=22)
до и после эксперимента
6)Показателями цветового теста М. Люшера. Как показано на рисунке 6,
по исследуемой методике до проведения экспериментальной модели 28 % имели
состояние парасимпатикотонии. Естественно, что в таком состоянии гимнастки не
могли качественно выполнять соревновательную деятельность; 37 % – имели
затруднения в переносимости нагрузки (необходимость волевых усилий) и только
35 % соответствовали норме. После проведения эксперимента показатель нормы
увеличился до 85 % (p<0,05), показателей парасимпатикотонии ни у кого не было
выявлено и лишь 15 % имели затруднения в переносимости нагрузки.
100%
85 %
80%
60%
35 %37 %
40%
20%28 %15 %
0%
0%
До экспериментаПосле
Нормаэксперимента
Парасимпатикотония
Затруднения в переносимости нагрузки
Рисунок 6 – Коэффициент вегетатики (тест М. Люшера) в
экспериментальной группе (n=22) до и после эксперимента
7)Показателями биоэлектропотенциометрии. На рисунке 7 видно, что до
эксперимента у 43 % гимнасток показатели биоэлектропотенциометрии были в
норме, а у 57 % – выше нормы, что свидетельствовало об эмоциональном
напряжении, о повышенной активации вегетативных систем организма
(рисунок 6). После эксперимента показатели нормы выросли до 65 % (p<0,05).
Отношение между максимальным и минимальным показателем говорит об
эмоциональной устойчивости спортсменок, в то время как до эксперимента у
большинства наблюдалась эмоциональная реактивность.
40
25НОРМА
5
1234567891011121314
Испытуемые
До экспериментаПосле эксперимента
Рисунок 7 – Биоэлектропотенциометрия в экспериментальной группе (n=22)
до и после эксперимента (у.е.)
В среднем, в экспериментальной группе все показатели улучшились на 20-
40 %, в контрольной группе этот прирост составил примерно 10-17 %, что меньше
в два раза, что свидетельствует об эффективности проведенной психологической
работы.
8)Эффективностью соревновательной деятельности, которая была
проверена результатами соревнований за учебный год (таблица 4) у ведущих
гимнасток из каждого разряда. В контрольной группе виден скачкообразный рост
результатов. На начало эксперимента в контрольной группе средние значения
результатов соревнований выше на 5 баллов, чем в экспериментальной. К
завершению психологического эксперимента средние значения в обеих группах
вышли на одинаковый уровень результативности, что говорит об эффективности
экспериментальной модели.
Таблица 4 – Динамика результатов соревновательной деятельности
в экспериментальной и контрольной группах за 2016-2017 учебный год
Результаты соревнований, сумма в баллах
СоревнованиеСоревнование Соревнование СоревнованиеСоревнование
Гимнастка
№1№2№3№4№5
ЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГ
№ 1 (МС)57,750 62,00058,300 66,150 59,600 61,100 60,000 63,20061,500 66,700
№ 2 (МС)52,900 58,00050,150 57,300 54,300 53,700 54,900 53,50057,300 54,100
№ 3 (КМС)51,650 58,40051,450 60,050 53,300 56,500 55,700 51,25056,200 57,400
№ 4 (КМС)41,250 54,55043,300 53,050 46,350 54,400 47,350 51,95049,200 52,150
№ 5 (КМС)39,950 39,20041,100 38,100 43,350 40,950 46,400 41,40047,200 43,400
№ 6 (I р.) 38,400 45,45040,050 43,300 42,400 45,850 43,850 48,85046,200 46,400
№ 7 (I р.) 39,250 38,85043,200 43,500 44,600 44,000 45,200 45,90046,000 46,800
х45,878 50,921 46,792 51,635 49,128 50,928 50,542 50,864 51,942 52,424
7,99,6 6,610,2 6,57,4 5,56,8 6,27,9
tр1,10,390,480,090,135
P> 0,05> 0,05> 0,05> 0,05> 0,05
Из таблицы 4 видно, что данные результатов соревнований статистически не
значимы в начале и в конце эксперимента, однако контрольная группа была
сильнее (разница в х составляет около 5 баллов), т.к. в ней был явный лидер,
опережающий многих других спортсменок. К концу эксперимента
экспериментальная группа вышла на такой же уровень результативности. Средняя
сумма оценок за четыре вида программы в экспериментальной группе увеличилась
на 6,064 балла (прирост составил более 11 %), в контрольной – на 1,500 балла
(прирост составил 2,9 %).
Также это подтверждается уменьшением количества потерь в
экспериментальной группе от 7-8 за четыре вида упражнения до 1-2 потерь к концу
года, в контрольной группе эти показатели варьировались от 7-8 до 3-4. Тренеры
экспериментальной группы отмечали значительный прирост стабильности и более
качественные взаимоотношения со спортсменками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1)Результаты изучения психологической подготовки в спорте показали
недостаточную обоснованность методологического подхода в её построении и
реализации с учётом специфики вида спорта и личностных особенностей
спортсменов. Как показывают исследования, более 70 % тренеров не представляют
её содержание, организацию и реализацию в тренировочном процессе. Она
осуществляется спонтанно и эпизодически или при особых затруднениях в
тренировке и определяется мастерством тренера и усложняется отсутствием
штатных спортивных психологов в государственных спортивных учреждениях.
Это отчасти вызвано отсутствием раздела психологической подготовки в
нормативных документах, а также отсутствием во многих видах спорта
психоспортограмм, определяющих направление совершенствования личности
спортсменов.
2)Разработка психоспортограммы по художественной гимнастике как
направляющей идеи совершенствования личности гимнасток на всех этапах
подготовки позволит тренерам легче строить этот процесс. Так, многие тренеры,
сталкиваясь с физической одарённостью гимнастки, разводят руками спустя
несколько лет работы, поскольку не сформировали нужные психические качества
и способности. Психоспортограммы во многом помогают решать эту проблему, как
на этапе начальной, так и на последующих этапах подготовки. В результате
разработки психоспортограммы на основе опроса тренеров (n=49) нами было
выявлено 9 значимых психических критериев личности гимнасток:
уравновешенность нервной системы; темп реакции (свойство темперамента);
способность к двигательному комбинированию; самостоятельность мышления;
двигательная память; концентрация внимания; творческое воображение;
целеустремлённость; мышечно-двигательные ощущения. Представленные
критерии психологической характеристики художественной гимнастики дают
тренерам возможность получить необходимую информацию о проявлении
психических процессов и свойств личности спортсменок, с учётом которых они
будут планировать и осуществлять на них воздействие с целью выработки
специфически-важных качеств для подготовки конкурентоспособных гимнасток.
Благоприятнее всего, если это будет происходить в содружестве со спортивным
психологом.
3)Впервые выявлены психотипические особенности личности
спортсменов в отдельных видах спорта (единоборствах, технико-эстетических,
циклических, игровых видах спорта) и в художественной гимнастике. Каждому
психотипу свойственны: своеобразное считывание и восприятие информации,
принятие решений, наличие конкретных качеств и специфичного поведения.
Знание этих сущностных характеристик обеспечивает качество взаимодействия со
спортсменом, помогает разумно построить процесс обучения с опорой на ведущую
функцию и направление работы с ним по специфическим качествам (сильным и
слабым), выбор наиболее действенных для него приёмов саморегуляции, что
повышает не только эффективность тренировочного и соревновательного
процессов, но и обеспечивает «радость самореализации».
4)Важным аспектом психологической подготовки спортсмена является
развитие самосознания как уровневого критерия понимания происходящего,
пользования своими возможностями и готовности к саморегуляции. Как показало
наше исследование, применение приёмов психорегуляции и использование
различных тренинговых мероприятий психологического характера оказывают
влияние на развитие самосознания и рефлексии спортсмена. Освоение приёмов
саморегуляции спортсменом является одним из главных условий стабильности и
эффективности соревновательной деятельности. Нами разработаны простейшие
рекомендации по регуляции состояний и поведения спортсменов с учётом их
психотипа для тренеров и родителей, которые они могут использовать в процессе
помощи ему.
5)В ходе исследования установлено, что разработка модели
психологической подготовки на этапе спортивной специализации и этапе
совершенствования спортивного мастерства и ключевых компонентов её
реализации позволяет целенаправленно управлять процессом подготовки
спортсменок с ориентацией на сущностные и динамические характеристики
личности гимнасток. Разработанная модель реализации психологической
подготовкигимнасток,опирающаясяна:содержаниеикритерии
психоспортограммы,позволяющейопределятьнаправленияих
совершенствования;выявлениепсихотипа,обеспечивающегокачество
взаимодействия с гимнастками; оценку уровня самосознания как условия,
обеспечивающего совершенствование спортсмена и обученность приёмам
саморегуляции, позволяет констатировать качественный прирост результатов в
экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Отмечается повышение
уровня в регистрируемых показателях: психической устойчивости, вегетативного
компонента (КВ) и аутогенной нормы (АТ) цветового теста М. Люшера, уровня
компонентов самосознания личности, а также в психофизиологической пробе –
биоэлектропотенциометрии и снижении личностной тревожности. В среднем, по
всем показателям в экспериментальной группе показатели улучшились на 20-40 %,
в контрольной группе этот прирост составил примерно 10-17 %, что в два раза
ниже.
6)Эффективность разработанной модели психологической подготовки
квалифицированных гимнасток на этапе спортивной специализации и этапе
совершенствования спортивного мастерства доказывается приростом в
показателях соревновательной деятельности в экспериментальной группе на 11 %
(в контрольной – чуть меньше 3 %), что подтверждает гипотезу исследования. Из
этого можно сделать вывод, что разработанная модель является эффективной и
имеет прикладное значение. Проведённые исследования показали значимость
моделирования в спортивной деятельности, ориентированной на специфику вида,
ключевые факторы и подходы к управлению состоянием и процессом в целом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Проведённый годичный эксперимент реализации модели психологической
подготовки спортсменок 13-17 лет в художественной гимнастике позволяет
сделать ряд практических рекомендаций для спортивных школ и учреждений,
занимающихся подготовкой спортсменов не только для данного вида спорта.
Учреждениям,занимающихсяспециализированнойподготовкой
спортсменов рекомендуется:
привлекать к работе спортивных психологов и внедрять в
тренировочный процесс реализацию модели психологической подготовки в
возрасте 13-17 лет, т.к. этот период связан с формированием самосознания
личности и самоидентификации «Я», поскольку в данный возрастной период чаще
всего фиксируется эмоциональное выгорание спортсменов (в технико-
эстетических видах спорта), что сопровождается потерей интереса к занятиям,
увеличивается травматизм и снижается общая работоспособность или реализация
происходит на пределе физических возможностей;
в организации психологической подготовки ориентироваться на
индивидуальные особенности. Для взаимодействия со спортсменом знать его
психотип, который позволяет «говорить на его языке», что способствует более
качественному взаимодействию с ним;
при этом в подготовке необходимо ориентироваться на развитие
важных психических качеств для данной личности, обеспечивающих
самореализацию спортсмена, которые можно определить только после
тестирования;
важнейшим условием в спортивном совершенствовании играет
самосознание спортсмена, которое развивается в процессе осмысления
происходящегоиактивноговключенияличностивосознанное
самосовершенствование (обсуждение перспектив, определение стратегии
совершенствования, совместный разбор трудностей и выработки решения и т.п.).
Это дает согласование внешних требований с внутренним отношением
спортсменов и тогда трудная работа переносится легче;
как показала практика, без освоения приёмов саморегуляции сложно
ожидать стабильных и успешных выступлений спортсменок. Поэтому, попутное
освоение арсенала приёмов психорегуляции в процессе тренировочных занятий и
проверка их в соревновательной деятельности позволяют повысить эффективность
соревновательной деятельности с ростом спортивного мастерства;
при осуществлении психологической подготовки спортсменок не
ограничиваться подготовкой только к соревнованиям и использованию известных
средств и методов регуляции, а проводить комплексную психологическую работу,
направленную на самопознание, изучение глубинных психических свойств и
самопринятие личности; внедрять знания о возможных сбивающих и помогающих
факторах во время спортивной деятельности, о психических состояниях
спортсмена и соответствующей регуляции; давать рекомендации тренеру и
родителям в зависимости от психотипа и критериев самосознания. Уделять особое
внимание самоидентификации «Я» личности каждого спортсмена, не загоняя его
лишь в рамки Федеральных стандартов, которым они должны соответствовать, и
результатам соревнований.
РЕКОМЕНДАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОТИПА
В ходе исследования были выявлены и подтверждены многочисленными
литературными источниками особенности проявления сильных и слабых сторон
психотипа (по К. Г. Юнгу). И в зависимости от ведущих и подчинённых (теневых)
сторон нервной системы были даны рекомендации.
Таблица 5 – Направленность воздействия и способы регуляции в работе со
спортсменами в зависимости от психотипа по К. Г. Юнгу (фрагмент)
ПсихоСильные качестваСпособы регуляции/
Слабые качества психотипа
типыпсихотипанаправленность воздействия
Труден для понимания.С трудом переносит условияТребуетсяподдержка.
Ориентированнасоревнований, боится за себяВдохновляется через эмоции
внутренние образы (мыслии собственное здоровье.и смыслы (ради кого-то или
иидеалы/ценности).Теряется в различного родачего-то).
Художественноедискомфортных ситуациях,Высокаярефлексия
восприятие окружающейне всегда может совладать сопроисходящего. Необходимо
Интровертный чувствующий тип
действительностиприсвоими эмоциями.освоитьлюбыеприёмы
трудностяхвыраженияПовышеннаячувствитель-психорегуляции,учить
своегомировоззрения.ность к тому, что радует иконтролировать эмоциональ-
Эмотивный,рефлексив-огорчаетилипугает.нуюзагруженностьи
ный, чаще нравственный.Недостаток решительности идозировать её. Переключать
Ценит чувство долга. Самоеинициативности.внимание на собственные
важное – быть чутким кСвойственнатщательнаяэмоции или идеалы и их
людям, соблюдать нормыпроработка деталей любоготрансформацию.Полезны
нравственности.Тонкодела,чтопорождаетмедитации,визуализация
чувствуетнастроениемедлительность.Излишнезначимого,внутренняя
людей,оттенкиихогорчаетсявсему,чтоперестройкареальности.
отношений друг к другу и квыходитзарамкиУчить сосредоточению и
себе и, в большинственравственности, моральнос-концентрации внимания в
случаев,оказываетти и духовности. Нехваткаэмоциональных ситуациях на
«положительноетайноеконтроля и беспристрастнос-главных аспектах деятель-
влияние на окружающих».ти в ведении дел, связанных сности. Освоение приёмов
внешним миром. Боитсясамопрограммированияна
мнения окружающих.процесс. Развивать сознание.
Активен, жизнерадостен,Перепадынастроения,Любыеметоды
альтруистичен,открыт.иногда вспышки гнева. Непсихорегуляции. Повышать
Хорошо приспосабливаетсяуверен в новой обстановке.настроение.Беседыи
к внешним условиям. ДляБоитсятребованийиустановки проверять через
неговажнахорошаяожиданий от окружающих,эмоциональную
чувственнаясвязьскоторым, как считает сам, невключённость. Ориентация
окружающейсредой.всегда соответствует. Нена нравственность поведения
Экстравертный чувствующий тип
Творческаяличность.умеетраспоряжатьсяии достижения цели вовне.
Хорошо танцует, поёт,организовыватьсвоёИспользовать внушения и
играет на сцене, благодарясвободноевремя,установки с акцентом на
чему влияет на эмоциисвойственнавнутренний отклик.
людей. Любит тщатель-расточительностьсилиДляэмоционального
ностьипредпочитаетматериальныхресурсов.экстраверта очень важна
доводить любое дело доКритичен к недостаткамзаинтересованностьтем
конца. Принципиальный иблизких. Без постоянныхделом, которым он занят,
решительный в привычнойэмоциональныхбурьипоэтому постоянно нужно
ситуации.Всёдраматических переживаний«подогревать» его интерес к
рассматривает с позициичувствует себя не в своейпрофессиональнойработе,
личных отношений.стихии. Винит в бедах себя,деятельности (через эмоции).
медленно меняет мнение оНеобходимо учить приёмам
людях. Люди для него часто –саморегуляции и эмоцио-
средство достижения цели.нальнойсдержанности,
Эгоистичен, надменен присамоконтролю. Ориентация
неправильной работе с ним.на нравственность.
Не умеет избегать ситуаций,
приносящих страдание и
неприятные ощущения.
Представленные особенности психорегуляции составлены на основе
имеющихся в литературе данных и в результате собственной исследовательской
работы со спортсменами. Они позволяют тренерам, психологам и родителям
разумнее взаимодействовать со спортсменом и выбирать наиболее подходящие
взаимоотношения с ним, а также направления и содержание работы в
тренировочном и соревновательном процессе. Полный объем рекомендаций
представлен в диссертации.
Актуальность исследуемой проблемы. Психологическая подготовка в
спорте как комплексная система психологического, педагогического, технологи-
ческого и социального воздействия на спортсмена с целью формирования лично-
сти для максимальной её самореализации становится наиболее актуальной на эта-
пе совершенствования спортивного мастерства (Савенков Г. И., 2004). Современ-
ный спорт, а в частности, художественная гимнастика, предъявляет высочайшие
требования ко всем участникам тренировочного и соревновательного процесса.
Новые условия требуют поиска новых решений. С переходом спортивных школ
на новые «Федеральные стандарты спортивной подготовки»; с обновлением пра-
вил соревнований; с ростом сложности соревновательных композиций не только
спортсменок мирового класса, но и перспективных юных гимнасток; с увеличени-
ем числа соревновательных дней и продолжительности соревновательного перио-
да; с околопредельной реализацией индивидуальных возможностей спортсменок
уже на этапе начальной подготовки, а также с увеличением величин тренировоч-
ных нагрузок заставляет тренеров искать новые подходы к работе со спортсмен-
ками. На это указывает И. А. Винер-Усманова, чтобы «осуществлять подготовку
конкурентоспособных гимнасток необходимо на основе интегрального подхода,
предусматривающего координацию и реализацию в соревновательной деятельно-
сти различных составляющих спортивного мастерства, в том числе – психологи-
ческой подготовленности» (Винер И. А., 2003).
Психологическая подготовка спортсменов подробно разбиралась в
психологии спорта и рассматривалась отечественными и зарубежными
психологами спорта (Бабушкин Г. Д., Диких К. В., 2013; Горбунов Г. Д.,
Гогунов Е. Н., 2009; Марищук, Л. В., 2006; Пуни А. Ц., 1969; Родионов А. В.,
2015; Рудик П. А., Пуни А. Ц., 1965; Рудик П. А., 1974; Cox R. H., 1998).
Прослеживая историю развития психологии спорта, Г. Д. Горбунов отмеча-
ет, что с началом 21 века настало время ей из вспомогательной и обслуживающей
науки превратиться в направляющую и обеспечивающую совершенствование
спортсмена. И далее отмечает, что надо не только знать, что делать (полезность),
когда и как делать (эффективность), но и выстроить систему способов воздей-
ствия (модель) формирования личности спортсмена, которая обеспечит «радость
самореализации» (Горбунов, Г. Д., 2007).
В современной спортивной науке наработано значительное количество
подходов, направленных на оказание психологической помощи спортсменам, в
которых представлен разнообразный комплекс средств и приёмов, используемых
в разных направлениях, уровнях, подходах, содержании и организации
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!