Содержание главы
Что такое структура магистерской диссертации
Структура магистерской диссертации ˗ это последовательность, в которой излагаются мысли автора. Для большинства научных работ она стандартная: постановка проблемы, решение проблемы, выводы.
Не стоит путать структуру с планом магистерской. Разница в том, что план ˗ это первичная структура работы, которая меняется в процессе написания.
Элементы структуры магистерской диссертации
1) Титульный лист.
2) Содержание (оглавление).
3) Введение:
- актуальность;
- проблематика;
- цель;
- объект;
- предмет;
- гипотеза;
- задачи;
- методологические и теоретические основы исследования;
- методы исследования;
- теоретическая и практическая значимость результатов;
- научная новизна;
- основные положения (результаты) исследования, выносимые на защиту;
- апробация.
4) Основная часть (главы, параграфы).
5) Заключение.
6) Список использованных источников.
7) Приложения (при необходимости).
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей работы. Он должен содержать все структурные элементы в соответствии с установленным в вузе образцом.
Содержание (оглавление)
Содержание (оглавление) включает порядок расположения отдельных частей магистерской диссертации, помещается на второй странице. В нем приводятся названия основных разделов (подразделов) работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте.
Введение
Введение ˗ это программа исследования, которая помогает понять основной смысл данного исследования. Это «визитная карточка» работы.
В содержательном плане во введении должны быть отражены:
- Актуальность темы исследования (до 1,5 страниц) отражает степень ее важности на современном этапе. В данной части работы магистрант должен дать ответ на вопрос: «Почему или в связи с чем данная тема исследования является актуальной?». Приводятся 4-5 аргументов, причем каждый абзац в тексте должен, как правило, представлять одно доказательство актуальности.
- Степень разработанности темы исследования показывает уровень изученности заявленной проблематики в научной литературе, а также направления научных исследований в рамках разрабатываемой темы. Конечная цель – показать, что данная тема не раскрыта (раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Для этого вначале указываются отечественные и зарубежные ученые, которые внесли существенный вклад в разработку проблем в этой области научных исследований. Затем указываются проблемные вопросы, которые являются еще не разработанными в рамках выбранной темы исследования, решить которые планируется в магистерской диссертации.
- Цель исследования – это желаемый конечный результат исследования. Как правило, цель вытекает из правильно сформулированной темы и видится в решении основной проблемы исследования, обеспечивающего заметный вклад в теорию и практику образовательного процесса. Она формулируется одним предложением. Цель работы ‒ это не процесс (исследование, обоснование, разработка, развитие и пр.), а результат, который получается вследствие обоснования, разработки и т.д.
- Объект исследования – область, в рамках которой находится (содержится) предмет изучения.
- Предмет исследования – закономерности процессов, происходящих в этой сфере. Можно сказать, что предмет исследования – конкретная часть объекта исследования или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. В рамках объекта исследования можно говорить о различных предметах исследования.
- Гипотеза исследования представляет собой конкретные, проверяемые предположения о закономерной связи явлений при определенных условиях и при действии определенных факторов.
- Задачи исследования – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения намеченного в цели результата. Можно сказать, что наименование глав и особенно параграфов работы, выстроенных логически последовательно в соответствии с целью исследования, и есть формулировка исследовательских задач. Формулирование задач должно начинаться с глагола – активного действия (систематизировать, уточнить, предложить, дать оценку, выявить закономерности или тенденции, обосновать, обобщить и пр.).
- Методологические и теоретические основы исследования представляют собой указание имен и научных трудов известных авторов в исследуемой магистрантом области.
- Методы исследования – это способы, которые позволяют решать задачи исследования, достигая при этом поставленной цели. Магистрант сообщает, какими именно методами познания (теоретическими, эмпирическими и математическими) он воспользовался в процессе выполнения исследования, описания его результатов.
- Теоретическая и практическая значимость результатов ‒ это сведения о значении научных выводов для рассматриваемой проблематики, а также о фактическом применении полученных данных в педагогической практике.
- Опытно-экспериментальная база исследования ‒ указывается организация, в которой была проведена экспериментальная работа.
- Основные положения (результаты) исследования представляют собой научные выводы, обладающие элементами научной новизны, которые получил магистрант в процессе своего исследования. Они формулируются таким образом, чтобы был виден предмет защиты.
- Апробация результатов диссертации – указывается, на каких конференциях, семинарах и т.д. докладывались результаты исследования, изложенные в работе. Публикации ‒ представляется перечень тех опубликованных работ (1-2) магистранта, в которых изложены полученные лично автором основные результаты исследования.
В конце вводной части указывается перечень структурных элементов работы: «Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения (ий)».
Объем введения обычно составляет примерно 10% от общего объема всего текста (3-5 страниц печатного текста).
Основная часть
Основная часть занимает примерно 2/3 объема всей работы и состоит, как правило, из нескольких глав (чаще из двух) с 2-4 параграфами каждая, в которых раскрывается основное содержание диссертации. Каждая из глав должна иметь целевое назначение и в определенной мере являться базой для последующей.
Первая глава чаще всего представляет теоретический анализ проблемы. В ней необходимо описать заявленные в теме диссертации основные понятия, их сущностную характеристику, представить теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам, дать обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы, делая акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах.
Несмотря на то, что цитирование вполне допустимый прием аргументации, приводить в работе слишком много дословных цитат не следует. Так как первая глава предполагает анализ подходов разных авторов к изучаемым категориям и проблемам, то ссылки по тексту должны присутствовать.
Во второй главе (или второй и третьей главах) излагаются эмпирические результаты, полученные в результате экспериментально-исследовательской работы. Он включает обоснование и описание процедуры и методов собственного исследования магистранта. Здесь содержится описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования, представлены используемые методики, характеристика выборки, описание контрольной и экспериментальной групп, пространства исследования, собранных материалов, средств обработки данных.
В практической части работы представлены результаты эмпирического исследования или эксперимента, их анализ и интерпретация; сделаны выводы. В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами, которые обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам. Рекомендуется равномерное распределение материала по главам и параграфам с учетом их соответствия друг другу по объему.
Заключение
Заключение содержит оценку содержания работы с точки зрения ее соответствия цели и задачам исследования, доказательства или опровержения гипотезы. В нем представлены итоги выполненного исследования, рекомендации, перспективы дальнейшей разработки темы.
В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором во введении, что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования. Объем заключения может составлять 3-5 страниц печатного текста.
Список использованной литературы
Список использованных источников представляет собой нумерованный перечень в алфавитном порядке использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме. Он должен включать монографии, статьи, цитируемые научные публикации, в том числе собственные и другие материалы, использованные в работе.
Список источников позволяет автору подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований: цитат, идей, фактов, таблиц, иллюстраций, формул и других документов. Рекомендуется использовать литературу за последние 5 лет.
Приложения
Приложения оформляются как продолжение магистерской диссертации и представляются в виде вспомогательных материалов, таблиц, диаграмм, схем фотоматериалов, иллюстраций, графиков, протоколов наблюдений и бесед, анкеты или опросников, программы коррекционно-развивающих занятий и т.п.
Ответы на вопросы
Структура магистерской диссертации представляет собой некую последовательность, на основе которой излагается материал исследования.
Титульный лист, содержание (оглавление), введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости).
Актуальность, проблематика, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретические основы исследования, методы исследования, теоретическая и практическая значимость, научная новизна, основные положения, апробация.
Основная часть состоит из теоретической и практической части и обычно содержит 2-3 главы. Занимает 2/3 от общего объема работы.